Заседание № 26
21.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 391915-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о составе избирательных комиссий; внесён членами Совета Федерации С. М. Мироновым, Р. З. Алтынбаевым, депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва И. Н. Харченко, А. В. Чуевым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5859 по 6369 из 8687
Пункт 30. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Михайловича Бабакова. Он идёт, его шаги слышны в коридоре. Если палата не возражает... А, нет, видите, он быстро шёл, уже входит в зал. Он как Штирлиц, помните, в фильме, идёт по коридору... Александр Михайлович, пожалуйста. БАБАКОВ А. М., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, к сожалению, законопроект идёт на отклонение, но, мне кажется, он интересный, поэтому, с вашего позволения, доложу следующее. Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Как показала практика избирательных кампаний, в последние годы местные власти всё активней используют отдельные несовершенства избирательного законодательства, в частности, путём различных действий создаются ситуации, при которых нарушается принцип равного представительства членов политпартий. Такая практика приводит к тому, что в результате уговоров или иных действий многие члены избирательных комиссий меняют свои политические взгляды и, уже будучи членами избирательных комиссий, переходят в другие партии. Вне зависимости от конкретных причин, побуждающих членов избирательных комиссий менять свою политическую принадлежность, в результате таких действий нарушается принцип равного представительства партий в избирательных комиссиях. Мы предлагаем внести изменения в федеральный закон и ограничить количество членов комиссий, являющихся членами одной политической партии. В этой связи, мы считаем, необходимо законодательно закрепить принцип членства в избирательных комиссиях: одна партия - один член партии в избирательной комиссии. Для этого мы предлагаем статью 22 закона дополнить следующей формулировкой: "В избирательную комиссию не может быть назначено более одного члена одной политической партии". Указанные законодательные изменения в случае их утверждения будут способствовать более прозрачной, честной, справедливой работе избирательных комиссий. Если могли бы поддержать, было бы хорошо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Михайлович, пока присаживайтесь. Александр Петрович Москалец будет делать содоклад. Он у нас первый заместитель председателя комитета. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В розданных вам по данному законопроекту материалах вы найдёте и обоснование авторов, и заключение комитета, а также заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, имеются и другие мнения, поэтому в своём содокладе я настолько дополню их, насколько это потребуется для максимально рельефного восприятия проблемы. Не скрываю, что эта позиция будет противоположной мнению авторов законопроекта, так как, с какой бы стороны мы ни подходили к законопроекту, с действующей Конституцией Российской Федерации и общим подходом федерального законодательства он не согласуется. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статьях 21 и 22 устанавливает правило формирования и Центральной избирательной комиссии, и избирательных комиссий субъектов, и других нижестоящих комиссий. Что касается рассматриваемого вопроса, то федеральный закон обеспечивает общий подход к назначению, заметьте, представителей, и этот подход на сегодня отработан на практике и обеспечивает проведение выборов без снижения управляемости страной, при стабильном состоянии общества, укреплении институтов государственной власти и уверенности российских граждан в завтрашнем дне. Авторы законопроекта не исключают эти позиции, они с ними соглашаются и предлагают лишь в статье 22 дополнить порядок формирования избирательных комиссий субъектов и нижестоящих комиссий следующим условием: назначение не более одного члена одной политической партии. Да, есть мнение о заманчивости такого предложения, но при этом с правовой точки зрения это совершенно неприемлемо. Во-первых, внутренняя структура статьи 22 становится конкурирующей и логика её в практической плоскости просто разрушается. Во-вторых, оставаясь без изменений, подход статьи 21, определяющей порядок формирования Центральной избирательной комиссии, ещё более усиливает дисбаланс нового законодательного предложения. В-третьих, Федеральный закон "О политических партиях" устанавливает не только право добровольного вступления в партии, но и право беспрепятственного выхода из них, а также гарантирует недопущение требований о представлении гражданами сведений об их членстве в политической партии или отсутствии такового. И вот с учётом этих подходов предложения рассматриваемого законопроекта противоречат уже статье 19 Конституции, где гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. Ошибка авторов законопроекта заключается ещё и в неверной расстановке акцентов в самом политическом процессе. Вот смотрите, в пояснительной записке указывается: "В настоящем законопроекте предпринята попытка учесть постепенно возрастающую роль избирательных комиссий в выборном процессе". Заметьте, возрастающую роль избирательных комиссий в выборном процессе, но при этом совершенно упущено то, что в соответствии со статьёй 3 Конституции единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является её народ, и, говоря о возрастающей роли в выборном процессе, нужно иметь в виду граждан, избирателей, политические партии, но никак не избирательные комиссии. Давайте в конце концов примем за основу тезис о том, что избирательная комиссия - это правоприменительный орган. Как сами комиссии, так и отдельные её члены в обязательном порядке руководствуются законодательством о выборах и референдуме, и изменять их статус не только не нужно, но в предлагаемом варианте, мы полагаем, и опасно. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция понятна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Александру Петровичу и к докладчику? Есть: Рябов, Коломейцев, Грешневиков. Никого не забыл? Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к автору законодательной инициативы. А почему по одному, а не пропорциональное представительство в комиссиях? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Михайлович, если вы в выборах участвовали, то знаете, что проблема не в том, по одному человеку или по два, а в том, что в принципе даже если вы один будете в комиссии, то комиссия проголосует за то, что ваше мнение неправильное, будет считать не как народ проголосовал, о котором Александр Петрович здесь беспокоился, а как приказали. Проблема-то в этом. Поэтому я и Александру Петровичу вопрос задаю. Стабильно вымирать - это не значит быть стабильным: мы на миллион в год уменьшаемся. Поэтому ваши аргументы меня тоже не очень убедили, скажем так. Не считаете ли вы, что комиссия, вообще-то, должна правильно считать, а не обеспечивать стабильность в стране? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Михайлович Бабаков. БАБАКОВ А. М. Спасибо. Ну, это больше похоже на выступление, чем на вопрос. Можно было бы предложить и пропорциональное представительство, но, к сожалению, судя по тем замечаниям, которые уже сделаны, я подозреваю, что даже и ваше предложение не пройдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович, вам тоже был этот вопрос адресован. МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, такие вопросы, типа того (только что мы рассматривали законопроект), как вы смотрите на министра обороны невоеннослужащего, можно продолжать, но, вы понимаете, сами по себе оценка и подход к подаче материала, видимо, всё-таки сформированы во фракции КПРФ не совсем верно. Потому что, понимаете, вы как-то подходите с точки зрения, как бы где-то поймать на чём-то, а не как бы поспорить с правовой точки зрения. Вот я сегодня взял, например, последний номер газеты "Правда", смотрите, какие тезисы, вообще, вбрасываются сегодня в народ: приходит весна в Якутию, размыты сотни дорог, разрушены мосты, но если это происходит, значит, это кому-нибудь нужно. Ничего себе! Кому это в стране нужно, чтобы Якутия тонула? И сегодня такие ложные посылы идут сплошь и рядом. Вот как ни читаю я газету - везде ложные посылы. Например, в этой же газете пишут, как работают коммунисты Волгоградской области, и рассказывают, что эта область больше всех стран, вместе взятых, и Финляндию приводят для примера. Но Финляндия имеет территорию в 330 тысяч квадратных километров, а Волгоградская область - всего в 110 тысяч квадратных километров. То есть понимаете, как-то не следите даже за теми посылами, которые формируют информационный фон ваших вопросов. Я думаю, что ответил вам, а вы вот, пожалуйста, подумайте над тем, я бы сказал, чтобы не ловить на чём-то докладчиков или содокладчиков, а всё-таки вникать в суть вопроса, в правовую сторону вопроса, в суть содоклада. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Я всё-таки ещё раз хочу уточнить у Александра Петровича. Он тут красиво всегда объясняет, мне прямо-таки нравится, как он объясняет - по-простому, по-крестьянски. Всё-таки в чём причина, почему нельзя установить законом, чтобы в комиссию от каждой партии назначался один член? И мы все прекрасно понимаем, что если нас в комиссии пять человек, то мы проводим свою идею, а комиссия должна быть нейтральной. Увы, в ней не соблюдается нейтральность. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Фёдорович, уважаемые коллеги! Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит несколько статей, которые регулируют и порядок формирования комиссий субъектов, нижестоящих, и порядок формирования Центральной избирательной комиссии. Но вот, смотрите, формируя Центральную избирательную комиссию, мы её как формируем? Пять представителей от Совета Федерации, пять - от президента, пять - от Госдумы, причём в законе мы написали, что по одному представителю от каждого депутатского объединения. Почему-то мы, сохраняя систему избирательных комиссий в стране, меняем только базовую её часть, говорим: туда, пожалуйста, по одному члену от каждой партии, а в другую часть ничего не вносим, никаких изменений? Мы вносим полный дисбаланс в регулирование законом этих вопросов. Вот такой подход, только с одной стороны, вкрапление только в одну часть, вы понимаете, ничего не даёт, кроме конкуренции самих норм в схеме одного закона, поэтому я и говорил, когда обосновывал, только лишь о правовой составляющей, ни о чём другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия". У меня вопрос к Александру Петровичу. Если докладчик верит ещё в то, что у нас могут проходить парламентские выборы демократично, то Александру Петровичу, наверное, хорошо известно, что с каждой новой кампанией выборы становятся всё более несправедливыми и недемократичными. В последних выборных кампаниях всё больше используется подложных газет. Административный ресурс дошёл до такого маразма, что если низкий процент у партии власти, то снимаются главы регионов, губернаторы, как было, например, в Ярославской области. Эфирное время не только федеральных, но особенно региональных компаний в основном отдаётся только одной партии власти. Милиция, вместо того чтобы следить за законностью выборов, занимается арестом членов оппозиционных партий. Александр Петрович, вот почему у нас с каждой выборной кампанией выборы всё более несправедливые и... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я думаю, что не совсем верен посыл о нарастании несправедливости выборов. Я думаю, что мы должны всё-таки спросить тех людей, которые участвуют в этих выборах и для которых, собственно, они и проводятся. Ведь они проводятся не для конкретных депутатов. Мы ведь как активными, так и пассивными участниками этих выборов являемся. Вот мы за последнее время подвели итоги нескольких политических периодов - и выборы в Государственную Думу, и выборы президента, и утверждение председателя правительства, и формирование правительства, а заметьте, что всё это мы прошли без тех потрясений, которые наблюдаются где-то даже рядом с нами, когда годами не могут выйти из той ситуации, в которой находятся. Я понимаю, что такая ситуация кому-то и выгодна, потому что когда власть уже валяется на дороге, бери её, кто только ни захочет, то это вроде бы тоже способ прихода к власти. Нет, мы же всё-таки должны думать о том, чтобы чувствовали себя спокойно и уверенно люди, которые живут на территории Российской Федерации. Они понимали ту власть, которую сформировали, доверяли ей отчасти и потому, что где-то нужно и доверять, как врачу, который ставит диагноз. Поэтому здесь оценки как раз обратные, как раз это стабильность в обществе, уверенность в обществе. Я думаю, что если это сегодня сказать у нас в стране в целом избирателям, то они тоже это поддержат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы. Так, стоп, мы сначала попросим Александра Петровича занять своё рабочее место. Есть ли желающие выступить? Есть. Пока только три руки, поэтому давайте тогда... Я называю: Коломейцев, Романов, Иванов. Так? Всё. Нет больше желающих? Нет. Депутат Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые Олег Викторович, коллеги! Уважая высокий юридический профессионализм Александра Петровича, я не могу вытерпеть его назидательность и неконкретность ответов. Когда у него спрашивают: стриженный? - он отвечает уклончиво. В отличие от него я, вообще-то, баллотировался в одномандатных округах последние двадцать лет с разными результатами - успехами, неуспехами, больше было успехов. В отличие от него правоприменительную практику избирательного законодательства я на себе испытывал и, готовясь к судам различных уровней, проверял, досконально выверял и в суде отстаивал, понимаете? И я с ним в корне не согласен, когда он говорит о стабильности и каком-то уважении мнения в то время, когда идёт элементарное рисование на выборах. Для членов и председателей комиссий я бы ввёл тест по арифметике вместо теста по рисованию. Второй момент. Да, концепция предлагаемого закона, наверное, несовершенна. И я считаю, если бы это было возможно, во втором чтении надо, если мы, вообще-то, за состязательность программ на выборах, за состязательность за доверие граждан, сделать пропорциональное представительство в комиссиях, а не так, чтобы все председатели комиссий, их заместители, секретари и 90 процентов членов комиссий были от одной партии. Я вам могу показать интересное кино, где председатель комиссии говорит: "Бабушке своей будешь закон читать. Чего ты мне тут читаешь закон, как голосование проводить?" Я был во многих регионах на выборах и могу сказать, что это, к сожалению, превалирующая позиция председателей комиссий, которые в принципе не знают избирательного законодательства, а зачастую выполняют команды, которые им дают. Следующий момент. Посмотрите, как у нас протоколы считаются. У нас вместо того, чтобы идти в территориальную комиссию, сначала заходят к первому заместителю главы администрации, который решает, такой ли протокол принесли. Нарушение всех ныне написанных законов! Поэтому мне кажется, что если мы действительно за возрождение нашей страны... А поверьте, Александр Петрович, что я в этой жизни создавал не меньше вас, работая в реальном секторе экономики, и сейчас, работая с избирателями, помогаю им не меньше, чем вы, потому как сегодня в связи со спокойствием всё большего числа избирателей есть колоссальное число неразрешённых вопросов, с которыми люди не могут ни к кому они обратиться, а наши законодательство и судопроизводство не дают им возможности даже в суде отстоять свою позицию. Поэтому я всё же в заключение предлагаю концепцию закона поддержать, если авторы не возражают, то во втором чтении сделать пропорциональное представительство политических партий в комиссиях, что добавит объективности комиссиям и легитимности власти. Я думаю, что в перспективе это даст и возможность оздоровления страны - не как "на кладбище всё спокойненько", - в плане возрождения и превышения рождаемости населения над смертностью. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, относительно небольшая поправка к одному из компонентов избирательных кампаний. Тем не менее дискуссия у нас довольно острая и по сути. Я - к Александру Петровичу. Большинство членов вашей сегодняшней партии были членами КПСС. КПСС получила грозный урок: потеряли державу, потеряли судьбу народную, отвалились на тридцать - сорок лет назад. Теперь другая политическая сила претендует на то, что она рулит правильно, что поправки в закон она вносит обоснованные, что это единственно верный подход и так далее. Я бы понял вашу позицию в данном случае с правовой точки зрения, если бы вы сказали, что концепция по сути хороша, но ко второму чтению "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предложит расширить рамки применения закона, включив Центральную избирательную комиссию. Это если уж так подходить. Должен прямо сказать, что то, о чём говорили здесь мои коллеги, носит вопиющий характер и нельзя до бесконечности лицемерить. Выборов в России, по сути, нет. Ещё только на стадии подготовки к очередной выборной кампании в Государственную Думу во множестве регионов начали в газетах печатать контрольные цифры - 60 процентов и не ниже - и все главы администраций десятков тысяч районов и городов знали, что слетят с кресел, если это не выдержат, давление было неимоверным. Это ведь совпадающие процессы: как давит власть на избирателя и на членов избирательных комиссий и одновременно - признаюсь вам, горько это наблюдать - как формируется сама партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В этом зале мы обычно прямых-то политических дискуссий не ведём, но ведь не секрет, что... Вот мне директора школ звонили и говорили, что им дали неделю под угрозой увольнения: пять человек запиши. Мы знаем тысячи подобных фактов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это, видимо, враги "ЕДИНОЙ РОССИИ". Извините. РОМАНОВ В. С. Сегодня мой коллега депутат Гильмутдинов формулирует в своём протокольном поручении такой интересный момент. Оказывается, представители Компартии на выборах и участки-то неправильно показали, и печати-то не те показали и так далее. Я вам признаюсь, в нашей области точно такие же картинки сейчас наблюдаются. Наши люди, не получающие ни копейки, прошедшие огромную трудовую жизнь, самоотверженно в ту ночь после выборов сидели, получали из рук председателей комиссий протоколы: по городу Самаре - восемнадцать тысяч фальсифицированных голосов, а сейчас, вот сегодня мне помощник звонит и докладывает: прокуратура вызывает наших представителей, бескорыстных, самоотверженных, много повидавших в жизни людей, и терроризирует их, чтобы они писали заявления, что они не то заявляли, не там брали, не то получали. Поэтому, дорогой Александр Петрович, ваш профессиональный подход я тоже уважаю, но уж если говорить прямо, то на этом маленьком эпизоде по одному из законов мы вынуждены говорить о глобальных проблемах. Россия так выздороветь не может. Надо отвергать лицемерие, надо давать возможность избирателям действительно сопоставлять, действительно выбирать, сопоставлять программы, ставить альтернативные вопросы. Вот когда этому мы научимся, тогда, наверное, и дело лучше будет идти. Я согласен с предложением депутата Коломейцева, что концепцию законопроекта в первом чтении можно поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов, фракция ЛДПР. И я так понимаю, что от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поднимают руку. ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, вы говорили о врагах "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я по-дружески. Вот всё, что мы здесь говорим, - это только для того, чтобы вы как можно дольше не скончались, потому что если организм расслабляется и не борется, то ему в скором времени настаёт сами понимаете что, потому что расслабился, так скажем. Мало того что у нас избирательные комиссии полностью, Александр Петрович, полностью монополизированы членами вашей партии... То есть ничего, мол, страшного не будет. Да, Центральная избирательная комиссия: пять - президент, пять - мы, пять - Совет Федерации, все остальные комиссии формируются, как в законе написано, по одному представителю, не менее половины должны быть назначены от политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе, в областных законодательных собраниях. Всё. Теперь давайте посчитаем, просто чистая арифметика. Областная избирательная комиссия, как правило, в ней пятнадцать человек. Половину назначает губернатор, половину назначает областная Дума или краевая Дума, как угодно называйте. Получается: четыре фракции в Госдуме - четыре представителя, по одному же человеку назначаем. Четыре назначили, остаётся одиннадцать. Допустим, опять же четыре партии имеют представительство в областной Думе - восемь. Остальные семь человек... То есть и так двое от "ЕДИНОЙ РОССИИ" уже есть, остальные семь человек, вы что думаете, люди с улицы, что ли? Ничего подобного. И пусть они даже не являются членами партии, они всё равно подобраны по специальному сценарию, и никогда они не поступят наперекор тем людям, которые их назначили. Поэтому в этом плане мы согласны с инициаторами законопроекта. Нельзя, просто-напросто нельзя в таком виде формировать комиссии. Далее. Другая ситуация, по закону просто запрещено. Вы правильно сказали, Александр Петрович: представители. А он перестал представлять интересы партии, на него так хорошо надавили или на работе, или ещё где-нибудь - и всё, нас никто не представляет, и мы не имеем права отозвать члена комиссии с правом решающего голоса из состава комиссии, любой комиссии. Это нормально? Это абсолютно ненормально. Поэтому ещё раз говорю, если уважаемая "ЕДИНАЯ РОССИЯ" заинтересована в том, чтобы она на долгие годы была правящей партией, ей нужно учиться бороться с конкурентами нормальными методами, а не просто: нас много - ты один, мы тебе вякнуть не дадим. Те вещи, о которых говорили коллеги по КПРФ, имеют тотальное по всей стране хождение, о них даже говорить не хочется. Но ещё раз говорю: вот это как раз проверка на демократичность. Вы согласны на честных условиях конкурировать - тогда давайте изменим это законодательство, не согласны - ну, тогда всё останется так, как есть, и ещё больше недоверия будет у людей к нашим выборам, к нашим комиссиям, ну и, разумеется, к тем органам, которые формируют эти комиссии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В целях честной конкуренции предоставляю слово депутату Гончару от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Гальченко. Было предложение - по одному выступлению от фракции. Ставится на голосование предложение депутата Гончара выступить по данному вопросу. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я многократно нарушал Регламент, таким образом предоставляя возможность выступать представителям КПРФ, "Справедливой России", и всегда под аплодисменты этих фракций. Пожалуйста, проголосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 06 сек.) Проголосовало за 105 чел.94,6% Проголосовало против 4 чел.3,6% Воздержалось 2 чел.1,8% Голосовало 111 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Выступайте, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вот видите, до чего дошла демократия: от имени фракции, имеющей в Государственной Думе абсолютное большинство, изначально поднял руку, но в силу ряда причин я сижу не на своём месте - и тем не менее поставили, проголосовали. Уважаемые коллеги, всё, что говорилось сейчас всеми, кроме автора законопроекта, ну никакого отношения к тексту законопроекта не имеет. Вспомнили и Саратов, и Самару, и как прокуратура вызывает членов избирательных комиссий. Если такая ситуация возникает, у нас есть общественные организации, у нас есть соответствующий комитет в Госдуме. Пожалуйста, пример (я обращаюсь к коллеге Романову). Будучи председателем общественной организации "За честные выборы", я настойчиво просил всех, в том числе и ваших представителей: "Будьте любезны, дайте, пожалуйста, - не нужны страстные монологи - бумагу, заявление гражданина Иванова, жителя вашего города, по поводу того, что его вызвали в прокуратуру по данному вопросу". Я боюсь, конечно, что вы мне сейчас скажете: "Но вы же понимаете, что если он это напишет, то тогда..." Но, вообще, любая политическая партия, любая политическая борьба предусматривает подобного рода акты гражданского мужества. Теперь дальше. Если всё так, как вы говорите, то совершенно не нужно руководителям исполнительной власти на местах формировать таким образом избирательные комиссии. Как совершенно справедливо заметил коллега из фракции ЛДПР, существуют и другие подходы к представителям политических партий. Ну тогда, пожалуйста, уж думайте, кого вы выдвигаете в составы этих комиссий. А если у вас нет людей, на которых можно положиться хотя бы в течение месяца, искренне жаль. И последнее. И мы победили, и Медведев на выборах президента победил - вовсе не потому, что у нас есть механизм формирования избирательных комиссий. Геннадий Андреевич Зюганов в своём выступлении при утверждении главы правительства прямо сказал, в чём дело, он же открыто сказал: "Вам просто повезло: вот восемь лет - и ни одной засухи в стране". Ну как оппозиции можно бороться за власть, если в течение восьми лет засухи не было?! Представляете, какое горе?! Поэтому прямо так и говорят: "Да, Путину повезло, России повезло". Знаете, если Путину и если России с Путиным повезло, пусть везёт и дальше. А что касается данного законопроекта, предлагаю поставить на голосование. Мы не будем поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента настаивает на выступлении? Нет. Представитель правительства? Также нет. Коллеги, ну умейте держать удар! Мы всегда слушаем с искренним интересом ваши выпады в адрес "ЕДИНОЙ РОССИИ", но один-то примите в ответ. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 10 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 131 чел. Не голосовало 319 чел.70,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.