Заседание № 223

13.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 391910-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2415 по 2627 из 5757
Переходим к пункту 13 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении    
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с       
введением налога на наследование и дарение". Доклад депутата Государственной    
Думы Александра Михайловича Бабакова.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Он в среду уже сделал доклад!                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просто он тогда подтвердит, что он его сделал, и мы       
дадим слово...                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Александр Михайлович.                                               
                                                                                
БАБАКОВ А. М., руководитель фракции "Справедливая Россия" - "Родина"            
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
На ваше усмотрение, коллеги. Я действительно сделал доклад в среду, поэтому,    
если можно, давайте перейдём к обсуждению. Это было бы гораздо лучше, мне       
кажется.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, для содоклада я предоставляю слово            
заместителю председателя Комитета по бюджету и налогам Андрею Михайловичу       
Макарову.                                                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, после выступления        
Владимира Вольфовича очень хочется быть кратким, но по данному законопроекту,   
к сожалению, это невозможно, потому что в противном случае мы останемся в       
ситуации, когда группа авторов исключительно из соображений справедливости      
говорит о восстановлении налога на наследство и дарение, который мы с вами      
здесь отменили год тому назад, хотя мы получаем тысячи писем от благодарных     
граждан за то, что мы это сделали. Всё это делается исключительно из            
соображений справедливости, но у нас справедливость, понимаете... Кстати,       
Анатолий Борисович Чубайс в своё время не догадался, что справедливость тоже    
можно приватизировать и внести в уставный капитал - уставный политический       
капитал с целью извлечения процентов. Так вот, этот законопроект мне хотелось   
бы обсуждать не с точки зрения политической справедливости, а с точки зрения    
профессиональной: что он даёт?                                                  
                                                                                
Итак, налог на наследство и дарение. Кстати, извините, не могу не вернуться,    
поскольку авторы в своей пояснительной записке ссылаются не на кого-то, а на    
президента. Они говорят о том, что именно президент сподобил их... вдохновил    
на этот законопроект, так как президент говорил, что надо отменить налог на     
наследство маленьких состояний, что они и сделали.                              
                                                                                
Вы знаете, прочитайте послание президента 2005 года, я не буду здесь его        
цитировать, потому что, в общем-то, неудобно: я считал, что все депутаты его    
и так читают. Во всяком случае, не надо при составлении пояснительных записок   
вести себя как напёрсточники.                                                   
                                                                                
Теперь по сути законопроекта. Налог на наследство и дарение у нас был,          
существовал, всё облагалось налогом. Самый большой сбор от этого налога в       
стране был в последний год его существования - меньше 500 миллионов рублей на   
всю страну, то есть налог едва окупал расходы на администрирование, те          
расходы, которые государство несло по собиранию этого налога.                   
                                                                                
Теперь нам предлагают: а давайте его вернём. Что же нам предлагается?           
Обложение того же самого имущества. Всё замечательно! Скажем, обложить          
налогом дома - это понятно, катера - понятно, машины - понятно, мотоциклы...    
Мотоцикл - это, конечно, предмет роскоши. Безусловно, это всё понятно. На       
всякий случай: ювелирные изделия, колечко... Колечко, которое бабулька          
оставила своей внучке, тоже надо обложить налогом. Но, правда, нам говорят,     
что мы сделаем справедливо: если стоит больше 15 миллионов рублей - пусть       
платят 13 процентов, если меньше - платить не надо. Только одно "но"            
возникает при этом. Для того чтобы определить, сколько это стоит, больше или    
меньше, надо провести экспертизу, о чём и говорят авторы. Они сегодня           
обязали... Оказывается, кто-то будет производить оценку домов, кто-то будет     
производить оценку транспортных средств, а вот оценку всего остального          
имущества будут производить эксперты. Авторы забыли только написать: а за чьи   
средства? А делать экспертную оценку придётся всем - не только тем, у кого      
больше, но и всем, у кого меньше.                                               
                                                                                
Итак, что нам предлагается? Люди выстроились в очередь к нотариусу. Это         
первая очередь. Потом они выстроились в очередь к экспертам. (Кстати, вот       
бизнес. Вы знаете, честно говоря, если вот кто не изберётся в Государственную   
Думу следующего созыва, если вдруг закон пройдёт, сразу становитесь             
экспертами - это вечная работа будет.) После этого надо выстроиться в           
налоговую, потому что независимо от того, должен ты платить налог или нет, ты   
должен сказать, что ты получил это имущество, и подтвердить, что от уплаты      
налога освобождён. Таким образом, гражданин в связи с наследованием - а это     
далеко не самый счастливый момент его жизни, когда кто-то близкий умер, -       
должен отстоять три очереди. Мы как раз недавно убрали это, понимая, что        
никакой налог никогда не будет собираться. Ради социального популизма перед     
выборами нам сегодня предлагают снова поставить всю страну в очередь. Чтобы     
было понятно: у нас порядка двух миллионов смертей в год, количество            
наследников умножьте на два - четыре миллиона человек хотят поставить в         
очереди. Вот что нам предлагается по налогу на наследование! На всякий случай   
нам предлагается вернуть и налог на дарение на тех же самых условиях. Итак,     
для того чтобы подарить любимой девушке колечко, надо сначала сходить           
произвести оценку. Потом эта любимая девушка должна сходить к независимому      
оценщику, который подтвердит эту оценку. Потом любимая девушка должна           
зарегистрироваться в налоговой и подать налоговую декларацию, где вместе со     
своими доходами она должна указать: "Я получила колечко, но налог платить не    
буду". Вот что предлагают нам авторы!                                           
                                                                                
Я не хотел бы говорить о том, что к праву этот закон... мне даже не хочется     
употреблять слово "законопроект", понимаете, потому что это с точки зрения      
права нельзя назвать законопроектом. Но мы понимаем прекрасно, к чему нас       
призывают.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам самым внимательным образом      
рассмотрел данный законопроект. И что хотелось бы сказать? Вы знаете, есть      
темы, которые не надо трогать, даже если у вас есть какие-то политические       
цели. Не надо дёргать всю страну, потому что уже сегодня все начинают снова     
обсуждать: как вот это всё сделать, как быстро всё оформить - подарить или      
что-то ещё? Никаких абрамовичей, березовских или кого-то ещё мы этим законом    
не ловим. Для того чтобы уйти от любого налога, налога ли на дарение, налога    
ли на наследство, вам любой юрист скажет, не надо даже особых усилий            
прилагать.                                                                      
                                                                                
Вы делаете налог против всей страны, потому что все мы с вами рано или поздно   
либо оставляем наследство (это пессимисты), либо получаем наследство (это       
оптимисты). Вот сегодня вы хотите сделать закон и против пессимистов, и         
против оптимистов. Ещё раз хотел бы повторить фразу, которой я закончил своё    
выступление в среду: хватит бороться с количеством богатых, надо бороться с     
тем, чтобы было меньше бедных! Вот это наша цель. Именно поэтому мы и           
предлагаем этот законопроект отклонить.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Первое чтение. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы.       
Вопросов два: депутат Иванов и депутат Кашин. Два вопроса, и подводим черту.    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Во-первых, вопрос к Александру Михайловичу. Вы ведь понимаете, что в Москве     
сейчас самая такая... ну, не самая такая, но квартирка стоит довольно дорого,   
превышает, допустим, 15 миллионов, и вот те бедные, за которых вы боретесь,     
они ведь даже и не в состоянии будут заплатить эти 13 процентов.                
                                                                                
И не могу не задать вопрос уважаемому Андрею Михайловичу Макарову. Когда вы     
говорите "независимые эксперты" и вот так вот пальчики потираете, это вы что    
имеете в виду?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он раскрыл это, он даже предложил это некоторым сделать   
профессией пожизненной.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Михайлович Бабаков.                                       
                                                                                
БАБАКОВ А. М. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Дело в том, что даже в Москве стоимость квартиры, которую наследуют те          
граждане, кого мы пытаемся защитить, не превышает всё-таки суммы, о которой     
мы говорим, 15 миллионов. Если вы переведёте, это 600 тысяч долларов. Я не      
уверен, что многие в Москве обладают таким имуществом. Если вы считаете         
необходимым, давайте приподнимем планку, изменим эту величину. Мы же говорим    
о принципиальном подходе. Мы считаем, что эта тема актуальна в связи с тем,     
что - ещё раз повторяю, при рассмотрении предыдущей нашей инициативы,           
связанной с прогрессивной шкалой обложения подоходным налогом, мы это           
подчёркивали - возникает колоссальный разрыв между доходами граждан, и это      
довлеет сегодня над людьми, порождает негативное отношение людей друг к         
другу, ну и к власти соответственно. Поэтому давайте искать пути решения этой   
проблемы.                                                                       
                                                                                
Нам же предлагается опять отказаться от этого, так же как и при обсуждении в    
среду. Мы считаем, что прогрессивное обложение подоходным налогом, например     
суммы выше 5 тысяч рублей 13 процентами, - это нормально, это справедливо.      
Так же и здесь, мы считаем, что абсолютно... Мы же прекрасно все понимаем, о    
чём идёт речь, мы прекрасно понимаем, о каких суммах, о каких объектах идёт     
речь. И не о мотоциклах, господин Макаров, а именно о тех объектах, которые     
реально сегодня фигурируют, в том числе в Москве, в эти прекрасные дни, когда   
миллионеры покупают и продают всё, что хотят. Поэтому давайте уж говорить       
откровенно: либо мы пытаемся хоть каким-то образом влиять на эту ситуацию,      
либо не влияем вообще и нас не интересует тема социальной справедливости.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макаров.                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, мне всё-таки хотелось бы сказать... Говорили   
о мотоциклах. Я держу список того имущества, на которое это будет               
распространяться. Вот он, список, который нам предлагают авторы                 
законопроекта. Я не буду говорить о том, что мотоциклы там есть, бог с ними,    
но я хотел бы отметить такие вещи, о которых я уже говорил: ювелирные           
изделия, предметы антиквариата, искусства (вот видите, о богатых речь),         
бытовые изделия из драгоценных камней, денежные средства, валютные ценности,    
ценные бумаги в стоимостном выражении. Вот то, что предлагают нам авторы.       
Мало того, ведь понимаете, в чём всё дело? Все эти вещи, вот, скажем, колечки   
эти несчастные, деньги, - они лежат дома. В Сбербанке их хотя бы можно найти,   
а они лежат дома. Вот для того, чтобы выполнить то, что они предлагают, надо,   
чтобы, как только человек умер, к нему в квартиру нагрянул ОМОН, произвел       
обыск и зафиксировал всё, что есть, потому что, не дай бог, кто-то что-то       
утаит от налогообложения.                                                       
                                                                                
Теперь я хотел бы успокоить уважаемого коллегу Бабакова. Уважаемый коллега, я   
вам гарантирую, что ни одна яхта ни одного миллиардера или даже миллионера не   
зарегистрирована на него лично. Она зарегистрирована на оффшорную компанию и    
принадлежит юридическому лицу. И имущество это в порядке наследования вообще    
не передаётся, это имущество невозможно обложить налогом, это проверено и       
доказано практикой.                                                             
                                                                                
Я ещё раз говорю: когда налог этот существовал, всегда собирали 300 миллионов   
в год, только в последний год сумма чуть поднялась, до 500 миллионов - это      
всё, что по нему собиралось. И при этом были и яхты, и дворцы, и всё            
остальное. Ну неужели не понятно, что то, что вы предлагаете, с точки зрения    
налогообложения - чушь, а с точки зрения того, чтобы выстроить многочисленные   
многомиллионные очереди, - вот это реальность?!                                 
                                                                                
Ну и наконец, последнее. Мы всё время обращаемся к зарубежному опыту, забыв о   
своих... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, время истекло.                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, объявляется перерыв до 12.30.                               
                                                                                
Последнюю фразу мы разрешим сказать Андрею Михайловичу потом, он завершит       
ответ на вопрос. Затем будет вопрос депутата Кашина, мы продолжим обсуждение    
данного пункта порядка работы. Перерыв.                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2657 по 3122 из 5757
Андрей Михайлович, последней была какая-то фраза недосказанная, сокровенная.    
И потом вопрос депутата Кашина.                                                 
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, мне хотелось бы в заключение, чтобы не было    
никаких сомнений, поставить вас в известность, что поступило более пятидесяти   
отзывов из регионов и более 90 процентов субъектов категорически возражают      
против принятия этого законопроекта.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин, пожалуйста, ваш вопрос.                    
                                                                                
КАШИН В. И. Андрей Михайлович, нам импонирует ваша аргументация относительно    
того, что этот закон породит очереди и так далее, и тому подобное. Да, но,      
когда принимали 122-й закон, Жилищный кодекс и другие законы, которые уже       
выстроили всю Россию в очереди и выстраивают, вот такого пафоса, такой          
энергии в защиту, допустим, нашей позиции, хотя мы исходили из того же, не      
было.                                                                           
                                                                                
А сегодня ведь речь идёт о том, чтобы было больше средств в бюджете. У нас с    
вами нищие пенсионеры, нищие рабочие, которые получают - пятьдесят пять         
миллионов из семидесяти четырёх миллионов трудового населения - меньше          
прожиточного минимума, меньше 5 тысяч 200 рублей. И в этом плане вашей          
аргументации недостаёт. В данном случае у меня вопрос в чём заключается? О      
мировой практике скажите в этом плане. Мы знаем, что прогрессивный...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд, чтобы вопрос был задан.           
                                                                                
Вы исчерпали своё время.                                                        
                                                                                
КАШИН В. И. О мировой практике в этом плане скажите. Я ещё раз хочу повторить   
о прогрессивном налоге: так делает вся Европа и Америка, а здесь?..             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Очень интересный вопрос, Владимир Иванович, но всё-таки я сначала попробую      
ответить на первую часть вопроса. Скажем, создание очередей в связи с           
принятием одного закона вовсе не является поводом создавать ещё несколько       
очередей, принимая другой закон. Это ответ на первую часть вашего вопроса.      
                                                                                
Теперь о мировом опыте. Мировой опыт самый разный: от стран, где абсолютно      
головокружительные цифры налога на наследование, до стран, причём развитых      
стран, скажем Италии, где просто не существует этого налога. Вы справедливо     
говорите, что нам необходимы деньги для нуждающихся, для пенсионеров, для       
всего нужны деньги. Это понятно, но я повторяю: у нас этот налог был, мы его    
отменили только год назад. Самая большая собираемость была в предшествующий     
год: меньше 500 миллионов рублей, то есть государство больше тратит денег на    
администрирование налога. И так во всём мире. Почему? Потому, что никто не      
передаёт по наследству дорогое имущество - те же акции, средства и так далее    
размещаются в трастовых фондах. Это проблема не только наша, это проблема       
всего мира. Уже мировой опыт доказал неэффективность этого налога, то есть      
легко всё обходится. Так стоит ли ради эфемерной возможности, которая никогда   
не будет реализована, никогда больше денег не будет собираться, всё-таки        
выстраивать людей ещё в несколько очередей? Я думаю, надо сокращать те,         
которые есть.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Андрей Михайлович.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. У нас есть возможность            
высказаться по данному законопроекту. Кто хотел бы выступить? Давайте           
запишемся. Вижу минимум шесть рук.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По три минуты...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Внесите официально предложение, я поставлю на             
голосование.                                                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты записи. Четыре человека: Кашин, Бабурин,       
Воронин, Жириновский.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По три минуты выступления от фракций!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, здесь записалось меньше человек, чем фракций у нас.   
Я прошу укладываться в пять минут тогда, чтобы я не ставил на голосование       
предложение о трёх минутах.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кашин.                                                      
                                                                                
КАШИН В. И. Хорошо, мы даже побыстрее постараемся высказаться.                  
                                                                                
Я ещё и ещё раз хочу сказать, уважаемые товарищи, характеризуя сегодняшнее      
состояние жизни наших людей, ещё раз довести до сведения наших уважаемых        
депутатов, и особенно того большинства, которое постоянно ведёт                 
законотворческую работу, по существу, в интересах олигархической группы людей   
- это доказуемо, - небольшой группы богатых людей: все вопросы в                
законотворчестве, связанные с укреплением российского бюджета, использованием   
возможностей снять определённое напряжение, которое существует сегодня и на     
уровне социального обеспечения... Давайте возьмём вопросы                       
жилищно-коммунального хозяйства. Ну все мы знаем, что рост этих тарифов         
достал всех, всех достал! Каждый год растут эти тарифы, зашкаливают сегодня     
они везде и всюду. Сегодня на улицах городов от Ржева до Брянска, от Рязани     
до Алтая люди стоят, не уходят с митингов, пока каким-то образом не успокоят    
их организаторы митинга, не пообещают, что вопросы будут решены. Вот мы снова   
встречались сейчас с руководителем нашей Думы по этому вопросу.                 
                                                                                
Но проблемы не только, допустим, с тарифами в жилищно-коммунальном хозяйстве,   
когда каждый наш гражданин, включая пенсионера, вынужден последние копейки      
отдавать. Возьмите наше трудовое законодательство: снова нет зарплаты у         
бюджетников - учителей, врачей, нет зарплаты у милиционеров, нет зарплаты       
сегодня у рабочих. Повторяю: пятьдесят пять миллионов получают зарплату         
меньше 5,2 тысячи рублей прожиточного минимума.                                 
                                                                                
Возьмём любой другой вопрос. Посмотрите, зашкаливает сегодня уровень прибыли    
в нефтяной и газовой отраслях. Когда мы говорим: ограничить, ввести здесь ту    
же систему, с тем чтобы накопилось больше средств, чтобы решать назревшие       
социальные вопросы, - ничего не хотим делать.                                   
                                                                                
Говорим о прогрессивном налоге. Весь мир, вся Европа, Америка - везде все       
богатые люди делятся и наполняют бюджет, чтобы остальное население могло        
нормально жить, могло спокойно, как говорится, вести дела семейные и            
развивать свои родовые кланы. У нас же всё наоборот: любой вопрос отбивается,   
отвергается, с тем чтобы решить главную задачу в угоду тем, кто награбил,       
нахватал и прочее, и прочее.                                                    
                                                                                
Андрей Михайлович, вы не такой богатый человек (мы знаем вашу семью, вашу       
историю), чтобы защищать так яро вот эти клановые, олигархические интересы.     
Поэтому не надо доводить до абсурда этот закон - колечки там, пятое,            
десятое... Не об этом речь идёт. Если мала эта сумма - 15 миллионов, давайте    
сделаем 20 миллионов. Но богатые люди должны, по большому счёту, делиться с     
бюджетом страны, а страна должна беспокоиться и заботиться обо всех, в первую   
очередь о малоимущих. Вот о чём речь идёт! А говорить о том, что, мол,          
очередь будет и прочее... Да не будет её! У нас таких богатых людей, которые    
бы действительно под эти нормы подпадали, не настолько много. А закон - он      
для того и закон, чтобы его исполняли. Мы сегодня просто не исполняем закон,    
но сетуем, что мало соберём налога. Соберём! Известны все эти наши              
миллиардеры, пусть делятся! Тем более, что они прихватили это незаконно.        
Возьмём любой вопрос: национализация - снова платим бешеные деньги из бюджета   
страны, когда государство возвращает что-то в свою собственность, какую-то      
систему газовую или нефтяную. За копейки они уходили, а теперь опять по 13      
миллиардов долларов, как говорится, отстёгиваем из бюджета, чтобы вернуть! И    
страшилки придумываем: вот как бы деньги не породили инфляцию. Да неправда,     
не породят они инфляцию, если будем серьёзно заниматься экономикой и работой.   
                                                                                
Поэтому я бы считал, следует убрать из законопроекта вот те вещи, которые       
Андрей Михайлович абсурдными назвал, - от колечка до мотоцикла, они не нужны    
там действительно. Но нужно этот законопроект поддержать, как и                 
рассматривавшийся перед этим законопроект о прогрессивном налогообложении,      
которое работает во всём мире и даёт огромные доходы в бюджет. Поэтому мы       
будем поддерживать этот законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бабурин.                                          
                                                                                
БАБУРИН С. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, депутат           
Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сразу хочу сказать Андрею Михайловичу Макарову, что я за   
справедливость, хотя к "Справедливой России" не имею никакого отношения, но     
тем не менее видеть в законопроекте только партийно ангажированную              
идеологическую акцию нельзя.                                                    
                                                                                
Для "Народного союза", который я представляю, идея прогрессивного               
налогообложения сегодня принципиальна, действительно важна, ибо нам             
необходимо защитить и поддержать обездоленных, в том числе заставив             
сверхбогатых людей делиться теми доходами, которые они достаточно спорными      
способами себе обеспечили. Известно, что история спора о налогообложении        
применительно к наследованию насчитывает столетия. Это политическое решение,    
принять которое сегодня для нас крайне важно, ибо мы должны обеспечить в        
обществе социальную справедливость.                                             
                                                                                
Не случайно о расслоении в российском обществе сегодня говорят практически      
все, но слышат об этом, к сожалению, те, у кого нет возможности что-то          
изменить. Поэтому, уважаемые коллеги, мы считаем, что принципиальный подход,    
предлагаемый сегодня авторами законопроекта российскому обществу, необходим и   
правилен. Безусловно, при принятии законопроекта во втором чтении необходимо    
добиться, чтобы был определён минимум, когда налог не взимается не только с     
близких родственников, но и с более широкого круга лиц, потому что мы не        
должны доводить налогообложение на дарение и наследование до абсурда. Может     
быть, необходимо, как считают представители профильного комитета, увеличить     
сумму, но, по нашему мнению, 15 миллионов рублей для большинства жителей        
нашей страны - это сумма невиданная, неслыханная и, к сожалению,                
труднодоступная. Поэтому достаточно правильно, точно авторы законопроекта       
обозначили этот барьер.                                                         
                                                                                
Если говорить о принципиальных подходах... Да, мы, я имею в виду парламент и    
тогдашнее парламентское большинство, когда-то сочли 13-процентный подоходный    
налог оптимальным для вывода из тени части работающей экономики. Достаточно     
ли эффективно это было? В чём-то эффективно, но ведь тоже не до конца           
сработало, к сожалению, Андрей Михайлович. Сегодня мы говорим о необходимости   
прогрессивной шкалы налогообложения. И что бы мы там ни говорили про            
различные трасты, про фонды, про другие механизмы уклонения от обязанности      
отдавать обществу часть своих доходов, неизбежно основным остаётся подоходный   
налог, и таким налогом должен быть и налог на наследование и на дарение.        
Поэтому при всём моём уважении к вашему блестящему ораторскому таланту          
вынужден сказать, что звучало это убедительно, но это несправедливо и           
юридически спорно.                                                              
                                                                                
Мы предлагаем поддержать законопроект в первом чтении, с тем чтобы во втором    
чтении внести необходимые поправки для большей защиты простых жителей нашей     
страны, чтобы... Вот нам говорят, что все выстроятся в очереди. Да не           
выстроятся, если мы заранее предусмотрим принцип невиновности для               
налогоплательщика, чтобы не фискальная наша система... У нас сегодня и          
спецслужбы, и правоохранительные органы, и регистрационная служба, и все        
остальные, только что не члены семьи... У нас участковые ходят и проверяют: в   
партии человек или не в партии и зачем он в эту партию написал заявление,       
пусть объяснит своему участковому. Не надо доводить фискальность до принципа    
жизни нашего общества! А вот если кто-то уклоняется от налогов, тогда           
налоговые службы это выявят и строго спросят. Конечно, не нужно делать          
обязательной при любом дарении или при любом акте наследования фиксацию...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Вы знаете знаменитую фразу Черчилля, что политик думает о следующих выборах,    
а государственный деятель думает о государстве, в котором он живёт. Нашему      
государству не так много лет - всего пятнадцать, и за эти пятнадцать лет        
практически каждый созыв Думы в ту или в иную сторону менял законодательство,   
приходя и уходя, он его меняет, нет единых правил игры. Если мы не будем их     
соблюдать хотя бы какой-то длительный период времени, мы ничего хорошего не     
достигнем.                                                                      
                                                                                
В системе налогообложения той же Великобритании есть нормы, которые действуют   
с ХV-ХVI века и не изменяются. Это способствует установлению традиции и         
честности государства перед населением.                                         
                                                                                
Всех сделать богатыми, изменяя ту или иную систему налогообложения,             
невозможно. Никакое налогообложение не сможет выравнять уровень жизни, это      
неминуемо приведёт к экономическому краху. Нужно создавать условия, чтобы       
люди имели доступ к работе и зарабатывали деньги, чтобы вылезли из нищеты, а    
не сидели и ждали бы доброго дядю - типичная русская мечта, - который придёт    
и всё сделает за них, и поделится, и даст им денежки, и они будут жить          
счастливо и хорошо.                                                             
                                                                                
Два года назад, если я не ошибаюсь, мы голосовали за отмену налога на           
наследование и дарение. И это было единогласное решение. Я что-то никого не     
помню, кто в этом зале был бы против этого закона. В основном этот закон        
касался бедных людей, проживающих в сельской местности и переоформляющих        
дома. Сейчас идёт речь о том, чтобы вернуть эту норму в действие, о 15          
миллионах рублей, 20 миллионах рублей. Я считаю... Во-первых, не                
преуменьшайте. У нас появился, например, класс фермеров, в частности в моём     
Ставропольском крае. Сегодня фермер имеет пусть плохонький, но комбайн, пару    
тракторов, какой-то участок земли, который он уже закладывает под взятие        
кредитов на развитие, какую-то ферму небольшую. И поверьте, по тем балансовым   
стоимостям, которые при переоформлении ему достаются, это тянет на большие,     
чем эти, суммы. Хотя он, по большому счёту, полунищий человек. И всех под       
одну гребёнку не нужно пихать.                                                  
                                                                                
Я согласен с содокладчиком коллегой Макаровым, что это чисто пиарный ход, он    
никому не нужен. Если "Справедливую Россию" заботит количество денег, которое   
появляется в их партии (фонды колоссально растут, не успела образоваться        
партия, ни идеологии, ничего нет, зато денег там в разы больше, чем у всех),    
- ну потратьте их! Вспомните Карнеги, который основал фонд и все 300            
миллионов долларов, - наверное, сейчас, в нынешних ценах, это миллиарды         
долларов - потратил на благотворительную деятельность, потому что считал, что   
умирать богатым стыдно. И я могу предложить коллеге Бабакову сделать первый     
шаг, обществу показать, поделиться с бедными, так сказать, внести свою          
посильную лепту, как Билл Гейтс, как Баффит, потратить свои миллиарды все на    
благотворительность. Вот мы посмотрим: будет хорошо работать - вас              
обязательно в следующий раз поддержим. А в этом случае вы немножечко опоздали   
с вашим законом, ровно на четыре года. Четыре года назад, после выборов надо    
было вносить что-то или, когда мы принимали закон о наследовании и дарении,     
протестовать. А вы тогда ручку подняли, а сейчас вот, перед выборами            
пытаетесь эту норму изменить. Я считаю, просто неэтично так делать. И в таком   
виде, конечно, он абсолютно никому не нужен, это чистый пиар.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. Пожалуйста, Владимир Вольфович.      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Закон можно было бы поддержать, и я с удовольствием           
поддержу, но составлен непрофессионально. Мы не можем какую-то часть            
наследственного имущества выводить из наследства. Нам такого права              
Гражданский кодекс Российской Федерации не даёт. Вы не имеете права говорить:   
вот это будет облагаемая налогом наследственная масса, а это нет. Кто вам       
такое право дал? Умер человек. После него открывается наследство на всё его     
имущество. Если вы вводите налогообложение, вы обязаны обложить всё             
наследство. Профессионально этот закон просто не годится. Я не понимаю, как     
вам Правовое управление дало визу.                                              
                                                                                
А почему это происходит? Да вы никогда не были наследниками! Вы все дети        
бедняков, и вы не знаете, что такое наследство и как оно реализуется. И         
никогда не пользовались наследством своих родителей, потому что ваши            
наследодатели в тюрьмах сидели, ничего вам не оставляли никогда. В этом же      
проблема.                                                                       
                                                                                
И в этом смысле закон должен определять степень родства с наследодателем. Вы    
пишете там, допустим, что ставка налога - 30 процентов. А кто будет платить     
30 процентов? Какие отношения с наследодателем?                                 
                                                                                
Есть практика мировая: наследственный налог - до 90 процентов. Ведь в первую    
очередь получают наследство переживший супруг и родные дети, потом идут         
братья, потом идут племянники, потом двоюродные. Если это двоюродный внук, он   
вообще получит 10 процентов от всей наследственной массы. Вы этого ничего не    
учитываете. Как это всё доказать у нотариуса - какое отношение к                
наследодателю имеют наследники? У нас сохранились архивы? Нет архивов. Я не     
могу получить свидетельство о рождении своей матери. Это же позор! Как я буду   
доказывать, что я наследник чей-то? Документов же нет, все архивы сожжены       
этой революцией страшной Октябрьской, 90-летие которой будут праздновать наши   
большевички. Как вы докажете степень вашего родства? А как наследственное       
имущество оценить? Ведь даже бедняк, чтобы быть освобождённым от налога на      
наследственное имущество, должен доказать нотариусу, что наследственное         
имущество меньше 15 миллионов. Для этого он должен приглашать оценщиков,        
нужно взять все справки, всю землю оценить, допустим, все драгоценности, все    
активы, все домостроения. Как это всё сделать человеку?                         
                                                                                
На Западе всё это правильно, отработано веками, потому что там не было          
Октябрьской революции, там никого не уничтожали. И там нотариусы уже сто,       
двести, триста лет работают, вся схема уже отработана, все знают где, что,      
какие справки получить. А у нас сегодня что получается? Мучаются люди в         
деревне, когда умерли родственники, и до города доехать нету денег, а уж        
заказать БТИ, заказать землемеров, заказать оценщиков - на это тем более        
денег нет. И тогда наследство пропадает, загнивают эти дома, остаются деньги    
на счетах где-то в банках, потому что найти их в банках - тоже нужно время.     
Доказать родственные отношения не может он, потому что нет у него никаких       
свидетельств, а архивы в большинстве случаев не сохранились. Вот в этом         
проблема - в том, что мы не можем обеспечить наследственные права российских    
наследников. Но закон регулировать это должен, и обязательно должна быть        
прогрессивная шкала и по подоходному налогу, и по наследственному налогу. И     
чем дальше родство, тем выше налог. Совсем не известный никому родственник      
вдруг получает огромное состояние. С какой стати? Он это состояние не           
зарабатывал. И он получает очень мало за рубежом. Там нету богатых              
наследников, потому что нужно рассчитаться с государством. Я уже сказал: до     
90 процентов отдают государству. Адвокат, ведущий дело, берёт 10 процентов,     
нотариус берёт 10 процентов, там копейки остаются, копейки остаются, но эти     
копейки честно получают те, кто имеет право. А наши граждане не смогут          
документально доказать свои наследственные права. Вот в чём проблема! Закон     
можно принять, а нам скажут избиратели: закон у вас есть, а нотариус            
отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство. Спросят: что же вы     
не можете нам помочь-то? И что мы ответим нашим избирателям?                    
                                                                                
Мы с вами уже приняли дачную амнистию - ну и что, все получили права на свои    
садовые участки? Всё стоит, потому что вымогатели на местах, никто не может     
определить границы этих участков, документы не могут люди получить, понять,     
как всё сделать. Давайте хоть один закон доведём до конца. Обязательно нужно    
все законы эти принимать, просто я говорю, что неквалифицированно сделано.      
                                                                                
Почему здесь есть политическое значение? Потому что действительно в год         
выборов они этот закон вбрасывают, чтобы сказать избирателям: вот видите, мы    
хотели отобрать деньги у богатых, вам отдать! Это страшно, потому что мы...     
до сих пор вся экономика раздаточная, а законодательство не в состоянии         
комплексно урегулировать все права наших граждан. И в семейном                  
законодательстве полно всякого рода прорех. А когда депутат заявляет, что       
нашему государству... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - депутат Бабурин.                                                   
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемый Олег Викторович, я просто прошу поправлять депутатов,   
когда они делают ошибочные заявления, например, что нашему государству          
пятнадцать лет. Это, знаете, совершенно беспрецедентное заявление. Если у       
уважаемого депутата Воронина есть потребность, предоставьте ему учебники        
истории, которые говорят, что нашему государству тысяча лет. Безусловно, если   
исходить из того, что нам пятнадцать лет, тогда как раз путаница с              
налогообложением будет вечно. А те, кто знает, что нам тысяча лет, знают, что   
у нас и был налог на наследование, и не было никаких налогов, всё бывало. Ну    
давайте уважать российскую традицию, российскую многовековую историю!           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, не могу принять ваше замечание, я не   
вправе поправлять депутатов, могу делать это только тогда, когда депутат        
выходит за рамки Регламента или допускает какие-то неэтичные высказывания. Во   
всех остальных случаях я обязан, так же как и вы, выслушивать депутата до       
конца.                                                                          
                                                                                
Депутат Малышкин, по ведению.                                                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Ну, если награбил, конечно, всё отобрать надо, всё отобрать, а его на           
исправление в шахту, в лаву - отбойный молоток, пилу и топор, пусть             
исправляется. А вот депутат Макаров снова ходит - ходит, ходит, чего-то         
удумал!                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Фоменко по ведению.                               
                                                                                
ФОМЕНКО А. В. Мне кажется, противоречие здесь искусственное. Конечно же,        
налог с продаж - это лучшее средство для перераспределения доходов,             
использующееся во всём мире. И конечно, нигде в мире богатые не платят          
налогов на наследство, такое не известно. Но я надеюсь, что наша страна в       
достаточной степени особая, и мы, может быть, во втором чтении сумеем найти     
такие способы, такие крючки, чтобы не позволить использовать этот закон во      
вред нашему населению.                                                          
                                                                                
Если же этого не получится - вопрос действительно чрезвычайно сложный, почти,   
видимо, неразрешимый, - то мы можем проголосовать против во втором чтении и,    
таким образом, не вводить его. А давайте попробуем, может, проголосовать в      
первый раз.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у докладчика и содокладчика выступить с   
заключительным словом? Есть. Депутат Бабаков, пожалуйста.                       
                                                                                
Депутат Макаров, вы будете выступать? Хорошо.                                   
                                                                                
Включите микрофон Александру Михайловичу.                                       
                                                                                
БАБАКОВ А. М. Уважаемые коллеги, несмотря на некоторую демагогию содокладчика   
и господина Воронина, я считаю, что в этой аудитории большая часть понимает     
объективность и целесообразность принятия подобного рода закона. Другое дело,   
что ко второму чтению, конечно, можно внести массу поправок, но сама            
необходимость принятия данного закона по сути, мне кажется, очевидна. Я         
просил бы вас поддержать и проголосовать в первом чтении.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Макаров, пожалуйста, заключительное слово, как    
содокладчик, вы имеете право выступить.                                         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на одно           
обстоятельство. Когда мы с вами отменяли налог на наследство и дарение, мы      
очень точно прописали, что налог на дарение отменяется не в полном объёме, он   
сохраняется в отношении контролируемого государством имущества, где реально     
проадминистрировать налог, - это и недвижимость, это и паи, это и               
транспортные средства, то есть практически всё дорогое, по-настоящему дорогое   
имущество, - с тем чтобы нельзя было путём дарения уйти от налогов. То есть,    
иными словами, мы с вами приняли меры, чтобы действительно не допустить того,   
чтобы богатые люди уходили от налогообложения путём создания налоговых схем.    
                                                                                
Сейчас мы обсуждаем этот закон, и, вы знаете, у нас снова возникает образ...    
когда аргументов нет и уже здравого смысла не хватает, у нас возникает образ    
старушки, которая стоит у дороги с протянутой рукой и, обращаясь к депутату,    
говорит: помоги, милый! И вот на эту старушку мы сваливаем, так сказать,        
недостаток наших аргументов. Так вот, старушка померла по вашему закону уже,    
понимаете, и теперь вы хотите - уже, наверное, аргументов не хватает, - чтобы   
внучка этой старушки, которая от этой старушки получила колечко, или дети       
этой старушки, которые, простите, получили шесть соток и так далее, отстояли    
очередь к оценщику, в налоговую, к нотариусу. То есть это для того, чтобы       
испортить им жизнь, не для того, чтобы у них сохранились светлые воспоминания   
о старушке, а для того, чтобы у вас остались хоть какие-то аргументы. Вот на    
самом деле уровень того обсуждения, которое нам предлагается.                   
                                                                                
Ещё раз говорю: какая разница, какие суммы вы будете ставить, какая разница?    
По-моему, любой здравомыслящий человек понимает, что проблема не в сумме,       
собрать можно всё что угодно, но есть реалии. И наконец, для того чтобы         
писать налоговые законы, надо хотя бы некоторые из них сначала прочитать.       
Знаете, в принципе я, конечно, понимаю, что у нас все крупные специалисты в     
этой области...                                                                 
                                                                                
Всё-таки мне хотелось бы обратить внимание на то, что у нас обострение          
происходит не только в весенне-осенний период, но и, к сожалению, перед         
выборами.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства дали мне         
знать, что не настаивают на выступлении. Поэтому я ставлю на голосование        
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и          
дарение", первое чтение. Комитет предлагает отклонить.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    4 чел.0,9%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 222

11.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 391910-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6324 по 6327 из 6519
Уважаемые коллеги, для уточнения: рассмотрение пункта 13 по согласованию с      
докладчиком и содокладчиком переносится на 13 апреля, а пунктов 15 и 16 - на    
18 апреля.