Заседание № 170
16.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 391905-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об увеличении размеров стандартных налоговых вычетов для отдельных категорий налогоплательщиков; внесён И. Н. Харченко, И. Н. Морозовым, А. В. Чуевым, С. М. Григорьевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3896 по 4070 из 6386
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Объявляю пункт 20: проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Раиса Васильевна Кармазина. Потом дам слово по ведению Коломейцеву. Может, Аксаков сделает содоклад? А, идёт... КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый депутатами Харченко, Морозовым, Чуевым, Григорьевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы. Авторами законопроекта предлагается увеличить размеры стандартных налоговых вычетов для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц до 5 тысяч рублей, а также при имеющемся праве более чем на один стандартный налоговый вычет налогоплательщику предоставлять не максимальный из соответствующих вычетов, а право выбора одного из вычетов. Кроме того, предлагается признать утратившим силу абзац четвёртый подпункта 4 пункта 1 статьи 218 кодекса, в соответствии с которым стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 тысяч рублей, и начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 тысяч рублей, налоговый вычет не применяется. Комитет не поддерживает указанный законопроект по следующим основаниям. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 4 пункта 1 статьи 218 изложен в новой редакции, в соответствии с которой стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей увеличен до 1000 рублей. Обращаю внимание: это стандартный вычет на детей за каждый месяц налогового периода и действует он до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 тысяч рублей, то есть сумма дохода увеличена с 40 тысяч до 280 тысяч рублей. Данные изменения Налогового кодекса дали право на двойной налоговый вычет, если один из супругов не работает. Это новое. И естественно, сумма дохода здесь тоже увеличивается. Кроме того, в соответствии с указанным выше законом налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 218 кодекса, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 тысяч рублей (а ранее действовала норма - 20 тысяч). Увеличение размера стандартных налоговых вычетов, предоставляемых отдельным категориям граждан, приведёт к существенному уменьшению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в предлагаемых в законопроекте изменениях не содержится механизма компенсации выпадающих доходов, а данный налог на 100 процентов передаётся в субъекты Российской Федерации, из них 40 процентов идёт в муниципалитеты - в города и районы. Кроме того, уважаемые коллеги, авторы предлагают воспользоваться одним каким-то вычетом. Получается, что работник, который работает у работодателя, получает заработную плату, не может использовать вычет и на детей, и на себя. Мы не можем этого допустить, поэтому комитет предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы: депутаты Федоткин, Рохмистров и Беляков - три вопроса. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А? Нет, по ведению дам слово после того, как закончим обсуждение. Пожалуйста... Вопрос у вас? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, народ ходит на заседания, поэтому стало как-то шумно в зале. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Раиса Васильевна, вы знаете, что у нас нередко на заседаниях принимаются законопроекты сразу в первом и во втором чтениях, во втором и в третьем чтениях. Данный законопроект, судя по фамилиям, уже, наверное, лет пять лежит в Государственной Думе. Возникает вопрос: если он так плох, то почему же его сразу не отклонили, а держали пять лет? В чём причина, почему нельзя было рассмотреть сразу и доработать его, когда он был актуальным? Дождались - время прошло, и теперь авторы, выходит, виноваты. Почему законопроект столько лет лежал без движения? КАРМАЗИНА Р. В. Владимир Николаевич, на эту тему было много законопроектов, но авторы их отозвали в силу того, что был принят наилучший законопроект, поэтому мы не могли один этот законопроект рассматривать. И я была одним из авторов законопроекта по налоговым вычетам, и мы свой закон отозвали, потому что был принят лучший закон. У нас было до 80 тысяч и доход до 800 рублей на детей, мы приняли лучший закон, потому что поддерживаем семьи с детьми, мы дали больше налоговых вычетов семьям с детьми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Раиса Васильевна, у нас так время закончится. Короче, пожалуйста, отвечайте. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Вопрос к комитету. Вот мне непонятна ситуация, когда вы говорите: мы приняли закон лучший, а этот хуже. Законопроекты об одном и том же, почему же похожие законопроекты не были рассмотрены как альтернативные? И чем лучше ваш законопроект, если вы говорите, что он увеличивает налоговые вычеты до 1000 рублей, а этот законопроект, насколько я понимаю, говорит об увеличении налоговых вычетов до 5 тысяч рублей? КАРМАЗИНА Р. В. Они говорят не только об увеличении налоговых вычетов, они ещё предлагают и ухудшить положение налогоплательщиков, то есть выбрать только один вычет. У нас же в законе, который мы приняли (мы поправки внесли), такой нормы нет. Человек, который работает на предприятии, получает заработную плату, - у него есть стандартный вычет, и он ещё имеет право на вычет на детей. Этот же закон предлагает только один вычет. Поэтому наш закон лучше для граждан, это уже практика показала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает кто-то на выступлении? Гартунг настаивает. Тогда давайте определимся. Я так понимаю, что поскольку у нас через три минуты заканчивается время, то будем, видимо, обсуждать этот законопроект после перерыва. Поэтому три минуты Гартунгу на выступление, заключительное слово Кармазиной будет после обеда. (Шум в зале.) Пожалуйста, Гартунг. Присаживайтесь, Раиса Васильевна. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, прошу минуточку внимания, очень шумно в зале, и выступающему даже самого себя не слышно. Пожалуйста, потише! Уважаемые коллеги, этот законопроект перекликается с законопроектом, который только что был отклонён, - законопроектом о введении прогрессивной шкалы налогов на дивиденды. Фактически этим законопроектом предлагается уменьшить налоговую нагрузку на бедных, то есть в разы увеличивается вычет. Действительно есть замечания по нему, потому что законопроект был внесён давно, а законодательная база уже изменилась. Но даже сейчас... (Шум в зале.) Минуточку, коллеги! Олег Викторович, сделайте замечание, не слышу ничего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да я могу делать замечания каждые пятнадцать минут, но депутат - это суверенное существо. (Оживление в зале, смех.) ГАРТУНГ В. К. Спасибо, вот видите, Олег Викторович, вас услышали, спасибо. Так вот, уважаемые коллеги, даже в этой ситуации этот законопроект предлагает вычет гораздо больший, чем суммарные вычеты, которые сегодня действуют. Поэтому мы считаем, что законопроект при условии доработки ко второму чтению актуален, его нужно принимать, потому что он снижает налоговую нагрузку на бедных. А в дальнейшем всё-таки нам нужно прийти к введению прогрессивной шкалы подоходного налога и за счёт богатых увеличивать доходную часть бюджета. Сегодня справедливо было сказано докладчиком от комитета, что если мы введём дополнительные вычеты, то возникнут выпадающие доходы у субъектов. Мы предлагаем их восполнять за счёт богатых введением таких законов, как о прогрессивной шкале подоходного налога и о налоге на богатство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Коллеги, настаивает ли кто-то ещё на выступлении? Я имею в виду представителей президента и правительства. Нет. Раиса Васильевна не настаивает на заключительном слове. Ставлю на голосование данный проект федерального закона в первом чтении. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 42 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект.