Заседание № 213
О проекте федерального закона № 391734-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в сезонном зале (зоне) обслуживания посетителей; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Доклад Сергея Викторовича Алтухова. Пожалуйста. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, законопроект был принят в первом чтении 1 ноября 2023 года. Законопроект устраняет правовую неопределённость при невозможности розничной продажи алкогольной продукции в летних кафе и на верандах, которые являются неотъемлемой частью стационарных кафе и ресторанов, имеющих соответствующую лицензию. При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены мнения регионов. Мы провели достаточно большое количество согласительных совещаний, вышли на определённые решения. Ко второму чтению поступило 11 поправок. Они касаются сроков введения правовых норм и механики их применения. Мы предлагаем дать субъектам право выдавать документы, подтверждающие соответствие летника требованиям благоустройства. В новых регионах России мы продлеваем период неприменения отдельных норм законопроекта до 1 января 2026 года, остальные нормы вступают в силу с 1 июня 2024 года. К отклонению было предложено пять поправок, но сегодня утром автор поправок Дмитрий Викторович Погорелый принял решение отозвать соответствующие поправки, поэтому таблица № 2 потеряла актуальность. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике просит поддержать таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 07 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Как было сказано, все поправки из таблицы поправок № 2 отозваны, поэтому ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 38 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы и согласования. Замечаний нет. Комитет по экономической политике просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 25 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 391734-8 "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории летних (сезонных) кафе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Докладывает Сергей Викторович Алтухов. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Летние кафе, веранды, рестораны уже давно стали обычной частью жизни простых горожан в крупных городах, в курортных городах, туристов, которые приезжают в эти города. И несомненно, это уже не только элемент предприятий общепита, но и в том числе часть архитектурного облика наших городов. Мы понимаем, что летние кафе и рестораны - это такие самобытные, стильные, очень современные заведения, которые являются частью курортных городов, столичных городов и привлекают большое количество туристов и жителей. Предпринимателям они позволяют выразить свою самобытность, в том числе раскрыть, может быть где-то акцентировать, концепт того или иного предприятия общепита. Неделю назад в ходе парламентских слушаний, которые проводились в этом зале, - более четырёх часов мы общались с предпринимателями - одним из главных, наверное, прозвучавших вопросов, который в том числе звучал сегодня, был вопрос о дерегулировании и о снижении административной нагрузки на малых и средних предпринимателей, на малый и средний бизнес в целом. И в связи с этим у нас был рождён данный законопроект, как раз таки по обращению наших предпринимателей. К нам обратилась ассоциация рестораторов, которая поставила перед нами вопросы и отчасти подсветила проблему: предприятия общепита получают лицензию на продажу алкогольной продукции в своих стационарных объектах, вместе с тем у нас законодательно запрещено в нестационарных торговых объектах, каковыми являются летние веранды и летние кафе, так называемые сезонные, торговать алкоголем крепостью свыше 16 градусов. И у нас есть, к сожалению, примеры, когда у добросовестных предпринимателей изымались лицензии ввиду такой правовой коллизии. Сейчас, по сути, наши предприниматели могут подвергаться определённому административному давлению ввиду правовой неопределённости, и наша инициатива как раз таки направлена на то, чтобы эту правовую неопределённость снять. Наша инициатива, по сути, решит несколько задач. Во-первых, она увеличит конкурентоспособность наших предприятий общепита. Во-вторых, несомненно, обеспечит большую туристическую, курортную привлекательность наших городов, курортных городов, столичных городов, и предприятий общепита. Ну и в-третьих, снизит избыточное административное давление, которое в данный момент присутствует. Необходимо отметить, что эти послабления благоприятно отразятся на предприятиях общепита, именно предприниматели нас об этом просят, и наша инициатива направлена на снятие излишнего административного регулирования. Поэтому, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, просим законопроект поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Станислава Александровича Наумова. НАУМОВ С. А. Этот законопроект тесно связан с предыдущим законопроектом, который обсуждался. Я, кстати, категорически не могу согласиться с коллегами из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Весь алкоголь, весь спирт, который изымается, надо уничтожать, надо дорожить жизнями наших людей. Почему я с этого начал? Потому что очень часто метаноловые коктейли реализуются в нелегальных точках, которые никак не проверяются, никак не регламентируются, в то же время легальные предприниматели, добросовестные предприниматели, у которых есть свои заведения общепита, просто опасаются предлагать в летнее время посетителям какие-то напитки, потому что приходят проверяющие и выписывают штраф. Выписывают на основании того пробела, который мы с вами сегодня устраним, приняв соответствующее решение, которое действительно позволит, как сказал мой коллега Сергей Алтухов, и развивать внутренний туризм, и поддерживать малый и средний бизнес в любых городах. Мы опираемся на данные столицы. В Москве этим летом эта система уже работала в пилотном режиме, и никаких всплесков каких бы то ни было правонарушений не было замечено. Как один из соавторов, прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Сергей Викторович, как следует из пояснительной записки, в Москве ранее был проведен специальный эксперимент, в рамках которого допускалась розничная продажа алкоголя на летних верандах кафе и ресторанов. Важно, что эксперимент не распространялся на территории, прилегающие к различным медицинским учреждениям. Вопрос: а не стоит ли данное ограничение внести в закон? Это первое. И второе. Эксперты отмечают, что решать вопрос о торговле спиртным при оказании услуг общепита надо на федеральном уровне. Если отдать это на откуп регионам, то регулирование везде будет отличаться, а это плохо и для бизнеса, и для граждан. Может, нам стоит некие, хотя бы ключевые моменты, например расстояние, объём алкоголя, установить в законе, чтобы для субъектов были единые правила? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухову включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое за вопросы, уважаемая Яна Валерьевна. Несомненно, нам необходимо работать над этими нормами, в том числе над теми, о которых вы упомянули, относительно медицинских и других учреждений. Но сейчас это в том числе урегулировано на федеральном уровне. А что касается вопроса, связанного с экспериментом в Москве, он проводился, он проводился, как вы правильно заметили, как раз таки со строгими ограничениями в части расстояния от медицинских и других социально значимых учреждений. И он показал, что никакого дополнительного увеличения потребления алкоголя нет, и в связи с этим был признан успешным. Что касается того, правильно или неправильно отдавать эти нормы на федеральный уровень, а не субъектам. Вы знаете, у нас в данный момент субъекты не вправе регулировать время продажи алкогольной продукции, в том числе в многоквартирных домах, в предприятиях общепита. И сейчас, наоборот, по поручению Вячеслава Викторовича, как вы знаете, создана рабочая группа, в которой мы в том числе эту инициативу обсуждаем всесторонне, чтобы дать право губернаторам, субъектам нашей страны возможность регулировать время продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах, в предприятиях общепита, отдать это на откуп нашим субъектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. У меня вопрос к Сергею Викторовичу в продолжение вопроса коллеги. Хотел его задать, ну, теперь в продолжение его. Вот исходя из содержания законопроекта требования к размещению сезонных кафе, а также приостановление действия, выявление нарушений и так далее - это всё относится к регулированию законодателями субъектов. Если же говорить об основаниях для аннулирования, мы определённые требования вносим в этот закон. Тогда, на мой взгляд, здесь некое противоречие: где-то мы включаем федеральную составляющую (основания, в частности, насколько я понял из законопроекта), в то же время требование в части приостановления мы относим непосредственно к законодателям субъектов. Насколько это вяжется? И, возвращаясь к тому, что вы сказали, вот рабочей группе, может быть, есть смысл в комплексе разработать законопроекты, связать?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухову включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое, уважаемый Юрий Николаевич. Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что в данный момент мы лишь устраняем правовую неопределённость, связанную с тем, что так называемые летние кафе, веранды, являются продолжением, частью стационарных кафе, в которых по факту уже осуществляется продажа алкогольной продукции крепостью до 16,5 градуса. Мы, отвечая на запросы наших малых и средних предпринимателей, рестораторов, предприятий общепита, лишь устраняем так называемую правовую неопределённость и даём возможность им осуществлять полный комплекс услуг, которые есть, не привязываясь к тем нормам, которые есть сейчас для летних кафе на уровне муниципального образования и субъекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Викторович, обратил внимание на реплику в пояснительной записке, что принятие закона окажет положительное влияние на всестороннее развитие внутреннего туризма в Российской Федерации. Складывается такое ощущение, что у нас алкоголь является движущей силой развития внутреннего туризма, - я просто к тому, насколько... Я отчасти готов с вами согласиться, но всё-таки хотел бы услышать ваше мнение, насколько всё-таки корректно упор делать в том числе на то, что это повлияет на развитие внутреннего туризма? Я думаю, внутренний туризм надо развивать, но упор делать совсем на другие вещи. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое за вопрос, Андрей Геннадьевич. Отвечая на ваш вопрос, я, как представитель курортных территорий, могу вам сказать, что сегодня в том числе летние кафе являются так называемыми точками притяжения туристов в курортных городах. Я абсолютно убеждён, что в данный момент летние кафе - я сказал, начал своё выступление именно с этого - являются частью так называемого архитектурного облика многих городов, столичных городов, курортных городов, они вошли в повседневную жизнь наших горожан. И я не вижу противоречия в том, чтобы, отвечая на запрос наших предпринимателей, дать возможность нашим предприятиям общепита осуществлять полный комплекс услуг, которые они сейчас по факту осуществляют. Мы лишь поддержим их в этих инициативах и дадим возможность развиваться дальше. За счёт летних кафе в том числе на тех или иных курортных территориях формируется и большая их привлекательность для туристов, потому что они имеют возможность приехать, не знаю, пообедать, поужинать на открытом воздухе. Это тоже очень хорошая инициатива, правильная, которая способствует притяжению наших жителей, приезжающих на те или иные территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погорелый Дмитрий Викторович. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Викторович, у меня к вам вопрос по дефинициям, используемым в данном законопроекте. В частности, законопроект предусматривает, что розничная продажа алкогольной продукции допускается в сезонном летнем кафе, прилегающем к стационарному объекту общественного питания. Насколько плотным должно быть такое прилегание? Есть ли в действующем законодательстве такое определение? И что будет с теми летними кафе, где есть какое-то расстояние, я не знаю, 1-2 метра, в силу каких-то требований пожарной безопасности и тому подобного? АЛТУХОВ С. В. В данный момент у нас органами местного самоуправления, субъектами определяются правила размещения так называемых летних веранд и кафе, которые сейчас работают в субъектах, - они определяются органами на местах соответствующим образом, они будут неразрывно связаны... Мы в этой области регуляторику не меняем, мы лишь даём право предоставлять все виды услуг, которые в данный момент существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Вопрос разработчикам. Одной из основных проблем жителей больших городов, где развит туризм и так далее, является наличие вот таких распивочных, таких мест, где люди потребляют алкоголь, в жилой застройке, в многоквартирных домах, расположение их возле мест, где люди живут. И там постоянно, так сказать, определённые эксцессы происходят и так далее. Каким образом предполагается избежать вот этих негативных процессов при принятии данных изменений в закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухову включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Ренат Исмаилович, спасибо за вопрос. Что касается регуляторики, которая даёт право регионам регулировать ту или иную работу общепита в многоквартирных домах, этот закон её не определяет. Но как я уже сказал в предыдущих своих ответах, в данный момент мы в рабочей группе прорабатываем соответствующие решения, в ближайшее время мы их представим: мы склоняемся к тому, чтобы всё-таки дать субъектам право регулировать время продажи алкогольной продукции на предприятиях общепита в многоквартирных домах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Сергей Викторович, спорный законопроект, и у меня к вам ряд вопросов. Как правило, летние (сезонные) кафе представляют собой открытый, публичный тип помещения, и всё, что там происходит, видно, в том числе и нашему подрастающему поколению, - не будет ли предлагаемая вами инициатива способствовать популяризации распития спиртных напитков среди подростков? Кроме того, во многих регионах, если не сказать, что в большинстве регионов, минимальное расстояние от мест продажи алкоголя до образовательных учреждений порой может составлять 20 метров - ваш законопроект будет регулировать данную проблему? И во многих городах очень популярны круглосуточные кафе, так называемые разливайки, - скажите, после принятия закона они смогут свободно торговать алкоголем ещё и на улице круглосуточно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухову включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. С точки зрения регуляторики, о которой вы сейчас говорите, данный законопроект никаких нововведений не вносит. В данный момент, я напомню, у предприятий общепита, в том числе нестационарных, существует возможность продажи алкогольной продукции крепостью до 16,5 градуса. Если мы говорим про какую-то регуляторику и про то, будет или не будет это способствовать, - ничего не поменяется, на наш взгляд. И жители или туристы в столичных или курортных городах будут просто иметь право пользоваться полным спектром услуг. Об этом нас просит малый и средний бизнес, об этом нас просят предприятия общепита. Что касается круглосуточной продажи, я ещё раз подчеркну, в данный момент соответствующая инициатива обсуждается, в ближайшее время мы её представим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. Уважаемый Сергей Викторович, действительно, как правило, вот эти летние кафе располагаются на набережных, на тротуарах, на площадях и так далее, люди идут мимо либо останавливаются и видят, кто что кушает, пьёт, кто напивается и так далее. И всё это будет происходить не только, извините, в Камергерском переулке. Все провинциальные города, которым дали сейчас полномочия закрывать наливайки... Никто не собирается их закрывать, они по-прежнему существуют, причём даже множатся. Мы с вами должны думать о том, как культуру воспитывать, чтобы семья приходила вместе с детьми покушать мороженое, попить чай, покушать тортик и так далее. А тут вдруг рядом вот в этом "алколетнике" теперь будут ещё и досыта, так сказать, предлагаться напитки. Вы говорите о том, что об этом просит бизнес. Кроме бизнеса ещё существует ведь нравственная составляющая, мы как-то должны воспитывать культуру. Какой пример мы собираемся подавать детям - об этом задумывались инициаторы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухову включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Уважаемая Ольга Николаевна, я ещё раз подчеркну, что в данный момент у нас речь не идёт о нестационарных торговых объектах, которые расположены, как вы говорите, на набережных. Речь идёт о прилегающих так называемых летних (сезонных) кафе, верандах, которые являются неотъемлемой частью стационарных предприятий общепита. С точки зрения нравственной: в данный момент они и так могут продавать напитки крепостью до 16,5 градуса, в этом плане законопроект ничего не решает. И что касается вашего вопроса о культуре потребления, несомненно, я с вами согласен. Нам необходимо своим примером показывать, как правильно подходить... Ну вот давайте скажем честно, именно своим примером мы можем наших детей научить, как себя вести, что употреблять, что не употреблять. Поэтому в этой области давайте начинать с себя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддерживает данный законопроект по той простой причине, что, собственно, он снижает нагрузку на наших предпринимателей - как сказал президент, не надо кошмарить бизнес - и приводит нормы в соответствие на самом деле с реальностью, с тем, что происходит у нас сейчас, потому что, действительно, на прилегающих территориях рядом с рестораном, с кафе происходит обслуживание, в том числе с алкогольными напитками. Давайте, что называется, следовать логике: если это часть ресторана, значит, пусть работают, если это не часть ресторана, если за пределами, как вот сказали коллеги, если это наливайки, то давайте с ними бороться. Поэтому создаём условия для работы предпринимателей, но будем дальше бороться с тем, чтобы вот это, скажем так, некультурное употребление спиртных напитков уходило у нас в прошлое. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые друзья, вот в зале звучат вопросы: что, у нас нет проблем больше в стране, что мы сейчас обсуждаем эту законодательную инициативу? Я хочу ещё раз подчеркнуть, дорогие коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно занимает позицию по борьбе с наливайками в жилых, спальных микрорайонах, которые, безусловно, нарушают личное пространство проживающих, в том числе в многоквартирных домах. Этот же законопроект говорит совершенно о другом. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно выступает на стороне бизнеса и предпринимательского сообщества. Мы стараемся исключать пробелы из законодательства и делать наши законы предельно прозрачными и понятными с точки зрения их исполнения. Давайте представим ситуацию: вот человек сидел в зале, ему наливают что-то выпить, захотел он, значит, культурно провести время, выглянуло солнышко, он решил выйти на летнюю веранду - особенно это касается наших южных регионов, Крыма, Кубани и так далее, - а ему скажут, что там нельзя. Мы знаем, и к нам рестораторы обращаются по поводу огромного количества конфликтных ситуаций, когда, если ещё и подвыпил человек, он не понимает, почему здесь можно, а там, на территории, относящейся к ресторану, запрещено. Дорогие друзья, мы выступаем за поддержку реального сектора. В союз рестораторов России входит более 300 тысяч предприятий общепита, и в большинстве из них присутствуют так называемые летники и открытые веранды. Безусловно, мы считаем, что мы должны устранить этот пробел, хоть и незначительный, но вы видите, сколько в зале вопросов. И, честно говоря, для меня странно слышать вопросы от наших коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Фракция определилась с позицией - нет, мы должны что-то уточнить. Друзья, ну давайте занимать конструктивную позицию и экономить время друг друга. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и призывает все здравомыслящие политические силы нашей страны, которые за культурный отдых и культуру потребления, поддержать предложенный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Филатова Ирина Анатольевна, пожалуйста. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы видим, что очень много вопросов и даже во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" нет единого мнения. Безусловно, с одной стороны, принятие закона увеличит доступность алкоголя. И мы здесь должны учитывать также и наше подрастающее поколение, они своими глазами в любое время могут видеть в том числе своих родителей (не дай бог, конечно). Но с другой стороны, наличие законодательного пробела тоже нужно признать, потому что стационарные объекты общественного питания в любом случае имеют лицензию на розничную торговлю алкоголем, а летняя веранда, летняя терраса является частью такого объекта. И существующая ситуация в том числе провоцирует коррупционную практику в исполнении тех самых проверяющих, которые имеют полномочия во внесудебном порядке не только отзывать, аннулировать лицензию на торговлю алкоголем, но и выдавать административные взыскания в виде штрафов лицам - потребителям, гражданам, которые пользуются этими услугами, - за распитие алкоголя в ненадлежащих местах. Фракция КПРФ не может поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 44 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 7 чел.1,6 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.