Заседание № 145
О проекте федерального закона № 391685-8 "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу заключения контрактов в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад Александра Александровича Максимова. Пожалуйста. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило две поправки стилистического, редакционного характера, они включены в таблицу № 1. Комитет по экономической политике просит принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 19 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 45 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКСИМОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит его принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений, сейчас рассмотрим в третьем чтении? Хорошо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона в третьем чтении, пункт 36. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 31 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 142
О проекте федерального закона № 391685-8 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу заключения контрактов в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад Андрея Валериевича Картаполова. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона - название повторять не буду, вы его слышали, - он направлен на унификацию и оптимизацию механизмов закупки товаров, работ и услуг в интересах обеспечения обороны и безопасности государства. Законопроектом предлагается внести изменения в часть 15 статьи 34 закона "О контрактной системе...", дополнив её возможностью Министерства обороны и иных федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утверждается правительством, заключать контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок, при необходимости осуществлять срочные малые закупки у единственных исполнителей, подрядчиков, поставщиков в целях проведения специальной военной операции, а также в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны, безопасности, в том числе по противодействию терроризму. Реализация данной инициативы позволит в кратчайшие сроки обеспечивать потребность формирований, подразделений, воинских частей и соединений в неотложных срочных малых закупках товаров, работ и услуг. Это то, что сейчас делают наши волонтёры, а Министерство обороны такой возможности не имеет, потому что должно проводить конкурсы и прочее и прочее. Коллеги, законопроект очень важный. Кроме того, он позволит исключить организационную и бумажную волокиту, связанную с заключением госконтрактов малого объёма, о чём я вам сказал, и осуществлять оплату поставленной продукции непосредственно в местах выполнения специальных задач. Таким образом, мы предлагаем сделать механизм обеспечения наших ребят в ходе специальной военной операции более гибким с учётом сложившейся обстановки. Имеется положительное заключение Правительства Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать. Важный законопроект, поверьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Александровича Максимова. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по экономической политике подробно рассмотрел данные предложения. Генерал-полковник толково нам доложил. Хочу вам напомнить, что председатель комитета прошёл путь от командира взвода до командира дивизии - это достойный путь, это десятилетия, - и он знает, о чём он говорит. (Аплодисменты.) Я думаю, что надо поблагодарить председателя комитета и его коллег за подготовку этого важного и смелого законопроекта. Да, сегодня можно услышать, что... Вот уже я шёл по залу и слышал, как говорят: "Ну что такое? Законопроект предусматривает возможность командиру части дать наличные деньги, чтобы он осуществлял покупки". Подождите, у нас сегодня боевые действия, операции идут на нашей территории, но на территории, не адаптированной к 44-му федеральному закону. Сегодня действительно - вы обратите внимание на ту фразу, которую сказал товарищ генерал, - волонтёры выполняют функции снабжения нашей армии. Вот где ключевое слово! Армия повязана законом № 44-ФЗ. Надо развязать, разрубить этот гордиев узел, это увеличит возможности и повысит безопасность проведения военных операций. Вы знаете, на самом деле, когда говорят, мол, что такое, армия будет заниматься снова снабжением, какими-то своими хозяйственными делами, я хочу напомнить: коллеги, а у нас Российская армия, отцы-командиры всегда занимались хозяйственными операциями. Вспомните подсобные хозяйства во всех воинских частях, вспомните подшефные отношения между предприятиями и воинскими частями. И только там, где это было, воинские части были максимально боеспособны. И сегодня такую возможность надо вернуть армии. Что хочу сказать? Вот если отец-командир занимается хозяйственными делами, у него и потери меньше, и боеспособность выше. Напомню вам самую смелую хозяйственную операцию Александра Васильевича Суворова при Сен-Готарде: он дал команду разобрать дом, построить мост - и спас всю армию. Да, сегодня это место туристическое, место всеобщего, так сказать, поклонения военному таланту нашего генералиссимуса, но отдельные гиды из числа гельветов (коренной национальности) говорят: ну, конечно, всё хорошо, всё замечательно, но вот он не рассчитался за использованные лесоматериалы. Он не рассчитался, потому что не мог - такого закона не было. Мы предлагаем его принять. Если мы за него проголосуем, то во втором чтении предлагаю его принять 25 июля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Красову включите микрофон... А, есть ещё вопрос. Извините. Тогда включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Валериевич, вот высказывается опасение, что наличный способ расчёта приведёт к злоупотреблениям и коррупции, но мы знаем, что, действительно, огромные средства похищаются и безналичным способом. Так что вопрос всё-таки не в способе расчёта, а в соблюдении закона, неотвратимости наказания за его нарушение. Мне кажется, надо бы сразу рассматривать вопрос об ужесточении ответственности за преступления в этой сфере, а может быть, даже дойти и до введения конфискации имущества, тем более сейчас, в условиях СВО: кому война, а кому мать родна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Картаполову включите микрофон. КАРТАПОЛОВ А. В. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Я с вами согласен, но в любом случае те изменения и предложения, о которых вы сейчас сказали, связаны с этим законом, но не имеют к нему прямого отношения. Мы готовы вместе с Василием Ивановичем Пискарёвым поработать. Подготовьте, пожалуйста, предложения - рассмотрим с удовольствием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Андрей Валериевич, вопрос такой. Вот у нас малые закупки - это от 100 тысяч до 400 тысяч рублей, 600 тысяч рублей, 3 миллиона рублей в разных ситуациях. Вот скажите, пожалуйста, а какие структуры Минобороны могут расходовать вот такие средства наличным расчётом и откуда они возьмут деньги? КАРТАПОЛОВ А. В. Законом предлагается наделить командира части, дать ему возможность расходовать, он является должностным лицом, ответственным как юридически, так и финансово. Кроме того, у нас доведение финансового довольствия может осуществляться безналичным расчётом, а может осуществляться в том числе и наличными деньгами через полевые структуры Банка России, поэтому здесь мы не видим никаких проблем. Вот если позволите, небольшой экскурс в историю. Будучи командиром мотострелковой роты в 80-х годах в Германии, я получал в полковой кассе деньги, шёл в магазин, закупал там какие-то краски, материалы, для того чтобы делать учебно-материальную базу в роте. Ну, это как бы не очень, может быть, подходящий пример для сравнения. Вот мы здесь, в этом зале, очень часто обмениваемся мнениями, говорим: вот мы же везём туда, вот везём это, везём то, конвой отправляем... Коллеги, мы с вами, конечно, продолжим отправлять конвои и помогать нашим ребятам, но у Министерства обороны появится возможность оперативно решать проблемы, которые мы с вами видим и знаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Валериевич, мне кажется, содокладчик понизил ваши возможности - насколько я знаю, вы служили и в Генеральном штабе, и заместителем министра обороны. Ну, на это в заключительном слове ответите. Скажите, пожалуйста, за что был снят Мизинцев, до него Булгаков? Не считаете ли вы правильным не такую поправку вносить, а вообще восстановить интендантскую структуру Министерства обороны, существовавшую до Сердюкова? Может, тогда и не возникнет вашего вопроса, который вы хотите решить? В принципе, с нашей точки зрения, он проблему не решит, но коррупцию увеличит. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, по коррупции посмотрим. Всем, кто попытается на этом нажиться, в любом случае дадим по рукам, в том числе и с вашей помощью. А то, что вы говорите... Более глубокий подход должен быть реализован, и уже сейчас такая работа, поверьте, идёт, потому что после завершения специальной военной операции необходимые корректировки в структуре Министерства обороны, в других организациях в любом случае будут проведены и реализованы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Давно уже пора было принять этот закон, назрело, но у меня вопрос к коллеге Максимову. А Комитет по экономической политике, вообще-то, не думает отменить полностью 44-й закон? Ведь нет ни одной встречи с предпринимателями, где предприниматели разного уровня, разных отраслей не говорили бы о том, что коррупции стало ещё больше. Это мешает сегодня решению тех социально-экономических задач, которые поставлены нашим президентом, и отвлекает дополнительные ресурсы, как временные, организационные, так и финансовые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос, мнение? Максимову включите микрофон. МАКСИМОВ А. А. Уважаемые коллеги, спасибо за насущный вопрос, в Комитете по экономической политике такие темы звучат почти постоянно, но сегодня у нас нет другой формулы подхода к реализации госзакупок. Пока будем пользоваться этим законом. Сейчас в правительстве, насколько нам известно, постоянно ведётся работа по подготовке новых законодательных инициатив в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, нет сомнения, что законопроект будет поддержан, законопроект хороший и нужный, но, Андрей Валериевич, можно уточнить: а у нас вот эти малые закупки - до какой суммы, то есть какова предельная сумма малых закупок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАРТАПОЛОВ А. В. До 5 миллионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Валериевич, странно, что, когда со всех трибун говорят о цифровизации экономики страны, запускают в оборот цифровой рубль, мы пытаемся стимулировать откровенно коррупционные механизмы, как здесь говорили, взаиморасчётов наличными средствами в государственном секторе. Сомневаюсь, что осуществление наличных расчётов, учитывая время и ресурсы, необходимые для обналичивания, охраны и доставки наличных денежных средств, будет быстрее и сохраннее, чем электронные или цифровые переводы. Не кажется ли вам, что данная инициатива станет поводом для новых коррупционных схем по отмыванию незаконных доходов не только в государственном секторе, но и в секторе предпринимательской деятельности? И какова здесь персональная ответственность? КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопросы, Вячеслав Михайлович. Если вы внимательно слушали, то знаете, что законопроект направлен на то, чтобы проводить необходимые малые закупки для обеспечения специальной военной операции. В зоне специальной военной операции, поверьте мне, очень тяжело найти место, где цифровой рубль вообще можно использовать. Там зачастую нет электричества, там нет банкоматов или они не работают, там нет Интернета, там много чего нет, но там надо решать эти задачи. Для этого вводится возможность использования наличных денег. Что касается возможных коррупционных проявлений, ну, понятно, что исключать ничего нельзя, но в любом случае у нас есть Уголовно-процессуальный кодекс, есть необходимые статьи, и военная прокуратура вместе с другими органами будет очень предметно заниматься тем, чтобы каждый рубль, который наши граждане в виде налогов платят, для того чтобы существовала наша армия и чтобы наши ребята выполняли задачи, был потрачен туда, куда необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Красов Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Александр Александрович, когда выступал с содокладом, допустил неточность, и эту неточность необходимо исправить: председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник Картаполов Андрей Валериевич прошёл путь от курсанта военно-учебного заведения до заместителя министра обороны Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Примем к сведению. Так, коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коллеги, по мотивам у нас по одному человеку от фракции выступает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьева я вообще не вижу, не записался. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто будет выступать? Лебедев? Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Я нажал на кнопку "Выступление", она горит. Почему там не вышло ничего? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо. Тот, кто смотрел этот законопроект... вот выведите его сейчас на свои мониторы и посмотрите, что это за законопроект. Это не законопроект - это ребус! Если вы захотите ознакомиться с ним, то ничего не поймёте. Там предлагается просто одни слова заменить на другие, и всё, причём одной строчкой. Это уже говорит о том, что законопроект с секретом. Значит, что предлагается? А предлагается, вот по смыслу законопроекта, что структурам Минобороны - а каким, не сказано - можно заключать контракты в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом, без плана-графика, то есть без контроля, и оплачивать наличными средствами. Вот почему возникают вопросы. Сумма наличных средств там не указана, какие конкретно суммы будут расходоваться, кем они будут расходоваться - то ли командиром части, то ли командиром роты, то ли командиром взвода, - тоже непонятно. Всё это, как написано в пояснительной записке, должно осуществляться в местах выполнения специальных задач - не специальной операции, как она называется, а специальных задач. А специальные задачи - это, в общем-то, расширенное толкование, специальные задачи могут выполняться Минобороны и на фронте, и в тылу, и в любой части земного шара. Вот это толкование, "специальные задачи", слишком расширяет права, предложения этого законопроекта. Говорить о чём-то неконкретном, ну, просто не имеет смысла. Кто будет платить наличные, за счёт чего, каким образом эти деньги будут поступать в воинские части или в структурные подразделения, тоже не указано. Нам говорят, что нет Интернета, что нет цифровизации, нет телефонной связи. Ну как это нет?! А для чего же тогда части связи в армии? Они были всегда. Почему их до сих пор нет у нас? Если мы сегодня даём право распоряжаться наличными уже низовым звеньям армии, тогда для чего у нас интендантская служба, для чего заместитель министра по?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Нет необходимости? Спасибо. Лебедев Евгений Викторович. ЛЕБЕДЕВ Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В 44-м законе на самом деле всё прописано, и изменения, которые предлагается внести, дают дополнительные возможности. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что предлагаемые изменения положительно скажутся на обеспечении подразделений Министерства обороны различными материально-техническими ресурсами, работами, услугами, которые необходимы для решения задач обучения войск, размещения в зоне СВО. Мы считаем, что это повысит боеспособность. В соответствии с предлагаемыми в проекте новациями Министерство обороны и его подразделения получают возможность оперативно - это ключевое слово - закупать у единственного поставщика стройматериалы, тепловые пушки, генераторы, рации, палатки, аккумуляторы, бинокли и многое другое по большому спектру нужд и потребностей наших войск, наших ребят, которые сегодня, сейчас защищают нашу Родину. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие этого проекта закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 27 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.