Заседание № 223

11.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 391677-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за оказание транспортных услуг без государственной регистрации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1658 по 1893 из 7506
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления       
ответственности за оказание транспортных услуг без государственной              
регистрации". Доклад депутата Государственной Думы Максима Станиславовича       
Рохмистрова.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, смысл законопроекта, я думаю, всем         
понятен. На сегодняшний день при существующем огромном рынке оказания           
транспортных услуг населению мы имеем достаточно, так скажем, нелицеприятную    
ситуацию, когда законно действующие и платящие налоги предприятия вступают в    
неравную конкурентную борьбу с огромным количеством так называемых бомбил и,    
что наиболее опасно, с юридическими лицами либо структурированными под          
юридические лица организациями, которые оказывают эти услуги незаконно. В       
связи с этим у нас возникает целый ряд проблем, я бы даже сказал, что это       
носит характер повышенной опасности для населения: если вы посмотрите           
статистику за последние годы, то увидите не только причинение тяжкого вреда     
здоровью, но и гибель большого количества людей. Если вы будете разбираться,    
почему это происходит, то поймёте, что это происходит именно потому, что эти    
предприятия находятся, так сказать, вне контроля существующей системы           
оказания транспортных услуг, то есть либо их транспортные средства не           
проходят в соответствии с действующим законодательством определённый контроль   
технического состояния, либо не действуют положения Трудового кодекса и один    
и тот же водитель едет тысячи километров, либо люди, которые занимаются         
оказанием этих транспортных услуг, не имеют соответствующей квалификации и не   
проходят медицинский контроль.                                                  
                                                                                
Помимо повышенной опасности для населения это огромные деньги, которые          
недополучают местные и федеральный бюджеты. Только в Москве рынок               
транспортных услуг, который выпадает из налогообложения, оценивается более      
чем в 10 миллиардов в год. То есть понятно, что это необходимо менять.          
                                                                                
Что касается, собственно, законопроекта. Мы имеем два отрицательных             
заключения, и на каждом я хотел бы остановиться отдельно.                       
                                                                                
Первое - это заключение Правового управления. Ну, я не знаю, вот тут нет        
Владимира Николаевича... Я бы очень хотел обратиться к нему с просьбой, чтобы   
он провёл обучение исполняющего обязанности начальника нашего Правового         
управления, потому что тот, видимо, в принципе не знает, что в нашей стране     
действует правовая система, в которой первое - это Конституция, следом идут     
кодексы, потом федеральные законы и только потом иные нормативные правовые      
акты, в том числе постановления правительства. То, что в заключении Правового   
управления высшего законодательного органа страны фактически, так скажем,       
предложение об отклонении мотивируется тем, что в настоящий момент существует   
постановление правительства, - я думаю, это крайне некорректно, а может быть,   
даже не соответствует квалификации такого уважаемого нами органа, как           
Правовое управление Аппарата Государственной Думы.                              
                                                                                
Заключение же комитета тоже не совсем понятно, потому что фактически в нём      
констатируется то, что на сегодняшний день у нас данная проблема                
урегулирована, то есть существует целый ряд статей как в административном       
кодексе, так и даже в уголовном законодательстве, которые в принципе налагают   
ответственность за данные виды незаконной деятельности. Комитет считает         
нецелесообразным выделение данных составов в отдельный состав и усиление        
ответственности за подобные правонарушения. Мы считаем, что такая постановка    
вопроса некорректна. Кстати, об этом свидетельствует тот факт, что целый ряд    
правоприменителей, не зная о существовании этого законопроекта, в средствах     
массовой информации высказывались о том, что им, для того чтобы навести         
порядок, нужны как раз такие нормы. Правоприменители обращают внимание, мы      
обращаем внимание, люди обращают внимание на то, что применения действующих     
сегодня норм недостаточно, они либо усложнены, либо на практике не работают.    
На сегодняшний день у нас более 80 процентов рынка оказания транспортных        
услуг населению находится вне правового поля, и мы ничего не делаем и           
говорим: у нас хорошее законодательство, давайте работать - ну, наверное, это   
неправильно. Поэтому здесь хотелось бы отдельно остановиться на целом ряде      
позиций, когда комитет говорит, что вот сегодня достаточно и не надо в связи    
с тем, что... Вот, например, вопрос об изоляции, то есть о применении           
административного ареста. Говорят: не надо изолировать, он не несёт опасности   
обществу. Ну как же не несёт таксист опасности обществу, если гибнут люди?      
                                                                                
Поэтому, уважаемые депутаты, я прошу поддержать настоящий законопроект. Кроме   
того, целый ряд правоприменителей, достаточно серьёзных и уважаемых в нашей     
стране, в выступлениях как раз фактически концептуально этот законопроект       
поддержали. И если наша новая полиция просит, чтобы мы дали им инструмент,      
давайте защитим наших граждан, так как они гибнут на дорогах каждый день, и     
дадим возможность нормальным предприятиям конкурировать в этой среде, потому    
что невозможно конкурировать с тем, кто находится вне правового поля.           
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР ещё раз просит поддержать настоящий            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступит Москалец Александр Петрович.                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Ну вы          
услышали, что доклад авторов законопроекта сделан уже с учётом заключения       
комитета, и в чём состоит неудача этого законопроекта, я думаю, вы поняли.      
Хотя я должен отметить, что представлены два разных документа: абсолютно        
прекрасная и полная пояснительная записка и не очень красивый проект            
федерального закона. И поэтому я лишь в связи с этим акцентирую внимание        
только на одной ключевой детали. Вот смотрите, авторы предлагают дополнить      
Кодекс об административных правонарушениях новой статьёй под названием, прошу   
послушать: "Осуществление предпринимательской деятельности по оказанию          
транспортных услуг без государственной регистрации". А теперь давайте откроем   
этот самый Кодекс об административных правонарушениях, и в главе 14 мы опять    
же видим статью под названием "Осуществление предпринимательской деятельности   
без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)".    
И разница, как видите, только в том, что в варианте авторов добавлены слова     
"по оказанию транспортных услуг". Принципиально ли это? Ответим. С точки        
зрения авторов законопроекта, да. И в пояснительной записке, на странице 3,     
они указывают, что за организацию нелегальной таксомоторной деятельности        
ответственность в статье кодекса якобы не предусмотрена. И вот тут сразу        
заложена ошибка, так как действующая статья предусматривает ответственность     
за противоправные действия независимо от сферы деятельности. И если идти по     
пути, предлагаемому законопроектом, то нам нужно принять десятки, а то и        
сотни новых статей по каждому возможному виду деятельности. Но этого-то как     
раз, уважаемые коллеги, и не требуется, так как действующие нормы закрывают     
все вопросы, и если проблемы и есть, то они находятся не в области              
законотворчества, а в области правоприменения.                                  
                                                                                
И, таким образом, Комитет по конституционному законодательству и                
государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект         
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, будут ли вопросы?                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Петрович, ну, практически каждый день мы      
получаем известия из различных городов и субъектов нашей страны о том, что      
граждане гибнут на дорогах именно в связи с тем, что нарушаются правила их      
перевозки. Лица, которые осуществляют эту перевозку, зачастую не имеют на это   
права, используют очень некачественные транспортные средства, и всё это         
угрожает жизни наших граждан. После новогоднего коллапса в аэропорту            
Домодедово столичное руководство полиции вообще призывало к изъятию подобных    
транспортных средств у нерадивых водителей прямо на месте.                      
                                                                                
Данный законопроект предлагает хоть как-то попытаться навести порядок в этом    
вопросе, тем не менее не находит понимания в вашем комитете и предлагается к    
отклонению. Тогда можете нам объяснить или рассказать, какие всё-таки меры      
предлагается принять для того, чтобы навести порядок, потому что от             
неисправных автобусов, от бомбил на... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Игорь Владимирович, граждане гибнут не оттого, что     
не соблюдается статья 14.1 действующего кодекса, а оттого, что не соблюдается   
глава 12, это другая глава, нарушение правил безопасности дорожного движения,   
не соблюдаются правила дорожного движения, а это другой вид ответственности,    
о котором мы с вами только что сейчас говорили и в связи с чем примем закон     
ещё в дополнение в третьем чтении. Поэтому смешивать вот эти понятия, я         
думаю, здесь неуместно.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Улас Владимир Дмитриевич.                                 
                                                                                
УЛАС В. Д. У меня вопрос автору законопроекта. Максим Станиславович, одной из   
мер борьбы с теми, кто оказывает транспортные услуги, не имея государственной   
регистрации, то есть не имея на это юридического права, вы предлагаете,         
насколько мне не изменяет память, конфискацию транспортного средства.           
Скажите, насколько эта мера адекватна?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистрову включите микрофон.                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. С удовольствием отвечу на этот вопрос. Вы внимательно          
прочитайте законопроект, он, кстати, небольшой. Там написано, что конфискация   
транспортного средства предусматривается в случае, если это организованное      
незарегистрированное транспортное предприятие с использованием трёх и более     
транспортных средств либо если это транспортное средство с количеством          
пассажиров от восьми и более, то есть это как раз повышенная опасность. И       
изъятие орудий незаконной предпринимательской деятельности у нас уже, кстати    
говоря, предусмотрено законодательством. И здесь только в связи с повышенной    
общественной опасностью дана норма, и касается она вот как раз этих             
незаконных... Вы у каждой станции метро в Москве в час пик можете наблюдать     
товарищей без гражданства на транспортных средствах, которые, собственно        
говоря, даже на помойку не возьмут! И на них возят пассажиров, зачастую         
оказывая достаточно сильное воздействие, вплоть до вымогательства и так         
далее, - некачественные транспортные услуги! Когда потерпевшие граждане идут    
в милицию, или в полицию сейчас, даже чтобы подать заявление по этому поводу,   
им приходится предпринимать достаточно много усилий, и эти дела заканчиваются   
ничем, просто ничем, потому что правоприменительная практика очень сложна.      
                                                                                
У любого вокзала, у любого аэропорта вы увидите эти мафиозные структуры, с      
которыми, к сожалению, за прошедшие годы, несмотря на все громкие заявления и   
действующее законодательство, никак не удалось разобраться. Попробуйте не       
заказывать машину в Государственной Думе, а уехать сами с вокзала либо от       
метро - вот тогда вы в полной мере ощутите необходимость принятия этого         
законопроекта! Надо было, наверное, вчера или раньше обратиться к депутатам,    
чтобы они попробовали провести подобный эксперимент: прокатиться с товарищем,   
который по-русски-то с трудом говорит, и на машине, у которой всё               
отваливается. Пусть побоятся за свою жизнь. Посмотрите, у нас гибнут даже       
известные артисты, которые ловят машину и получают транспортную услугу,         
извините меня, с дальнейшим походом на кладбище! Давайте защитим наших          
граждан, а не будем ссылаться на то, что у нас всё это есть, - это не повод     
для того, чтобы не улучшать. У нас много чего есть, но, к сожалению, не         
работает. У нас законодательство, касающееся изнасилования, тоже есть, но тем   
не менее мы выделяем в отдельный состав изнасилование несовершеннолетних.       
Данную вещь в связи с её высокой общественной опасностью надо всё-таки          
выделять в отдельный состав и упрощать процедуру привлечения к                  
ответственности.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость у кого-то выступить? Нет. Есть ли   
необходимость выступить у полномочного представителя президента, полномочного   
представителя правительства? Нет. Нужно ли докладчику выступить с               
заключительным словом?                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Максим Станиславович.                                               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, вот в выступлении комитета ясно            
прозвучало, что на сегодняшний день ответственность за подобные нарушения в     
общем составе существует. И собственно говоря, на сегодняшний день мы имеем     
то, что имеем. Это не только повышенная опасность для наших граждан, это не     
только выпадающие доходы из бюджетов, и очень серьёзные доходы, это и           
невозможность, фактически невозможность для наших граждан быть защищёнными в    
данном случае, о чём свидетельствует огромное количество писем и обращений по   
этому поводу - я думаю, каждый депутат получает их. Поэтому мы должны           
совершенствовать это.                                                           
                                                                                
В выступлении того же самого уважаемого нами Александра Петровича прозвучало,   
что есть некоторые не совсем удачные моменты. Не то чтобы вызывает отторжение   
концепция законопроекта - видимо, не вызывает отторжения, - но есть какая-то    
боязнь чего-то. Давайте не будем бояться защищать наших граждан от не только    
некачественных - от опасных услуг. Потому что, ну, например, если кто-то        
купит где-то фальшивый брелок для ключей - это одна проблема, а вот если        
человек после поездки на такси оказывается в больнице либо в какой-то более     
тяжёлой ситуации - а мы видим, что гибнут люди, и гибнут постоянно,             
десятками, тысячами, - ну, наверное, надо менять что-то в законодательстве,     
которое не работает. Фракция ЛДПР призывает поддержать настоящий                
законопроект. Те же замечания, которые высказал комитет, могут быть учтены во   
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим 6-й вопрос на "час голосования".                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6300 по 6321 из 7506
Переходим к законопроектам, рассматриваемым в первом чтении. Блок               
"Государственное строительство и конституционные права граждан". Пункт 6        
порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект             
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях в части усиления ответственности за оказание   
транспортных услуг без государственной регистрации". Кто за данный              
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    104 чел.                                          
Не голосовало                 346 чел.76,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6396 по 6402 из 7506
РЫЖАК Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, депутаты Захарьящев, Рыжак, Исаев и Валенчук по   
пункту 6 не голосовали, не принимали участие в голосовании. Ошибка.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.