Заседание № 102
О проекте федерального закона № 391551-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощённом порядке).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощённом порядке). Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом мы продлеваем срок дачной амнистии на два года, продлеваем срок оформления в упрощённом порядке прав на объекты индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство, без разрешения на ввод в эксплуатацию. Также мы на это время устанавливаем предельные сроки проведения кадастровых работ и соответственно предельные цены. Уважаемые коллеги, этот законопроект касается сотен тысяч, если не миллионов наших граждан, просьба поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования, коллеги, есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 8-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 38 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 101
О проекте федерального закона № 391551-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощённом порядке).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 9-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощённом порядке). Законопроект рассматривается в первом чтении. Доклад председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Речь идёт о так называемой дачной амнистии - этот закон мы приняли в 2006 году. Дачная амнистия - это важная веха в развитии правовой системы в сфере защиты и укрепления прав граждан и, безусловно, это важная стадия развития нашего гражданского общества. Мы, конечно, можем говорить о каких-то политических действиях тех или иных сил, но вот это действие всех ветвей власти показывает, что наше законодательство может быть направлено на укрепление стабильности в обществе, на создание фундамента для дальнейшего развития гражданского общества, не побоюсь громких слов. Дачной амнистией воспользовалось несколько миллионов россиян, права граждан укреплены, государство понимает, какие объекты недвижимого имущества где находятся, как они используются, - конечно, в выигрыше абсолютно все. Мне кажется, поскольку данный закон зарекомендовал себя с положительной стороны, мы можем говорить о том, чтобы его действие не заканчивалось 1 марта 2018 года, и вот в рассматриваемом законопроекте как раз предлагается продлить до 1 марта 2020 года действие положений, касающихся объектов индивидуального жилищного строительства. В 2006 году, когда мы принимали закон о дачной амнистии, это касалось очень многих объектов недвижимости - дачных домов, садовых домиков, гаражей и так далее, а также земельных участков. Впоследствии мы внесли большое количество изменений в действующие федеральные законы, многие переходные нормы стали универсальными нормами прямого действия без ограничения срока. Напомню, что в 2006 году был продлён срок приватизации жилья. Также хочу сказать, что оставшиеся неоформленными объекты индивидуального жилищного строительства - это в основном жилые дома, как правило, в небольших населённых пунктах. По нашим данным, таких объектов сотни тысяч, и, если умножить это количество на три или на четыре - иногда в таких домах живут несколько поколений, - можно понять, какого количества граждан, наших избирателей это касается - огромного количества. Мы предлагаем продлить до 1 марта 2020 года срок действия упрощённого порядка оформления прав на объекты индивидуального жилищного строительства, то есть без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, без этих документов. Если, например, дом был построен в 1970-х или 1980-х годах, то сейчас уже разрешение на строительство получить практически нереально, разрешение на ввод в эксплуатацию не даётся без разрешения на строительство - и вот если мы продлим срок действия упрощённого порядка, эти документы будут не нужны. Ещё очень важно, что мы предлагаем продлить срок, в течение которого могут устанавливаться предельные цены кадастровых работ в отношении всех объектов недвижимости, в том числе земельных участков, речь идёт о фиксированных ценах, а не о рыночных. У субъектов Федерации есть такое право, и в 21 регионе нашей страны органы власти субъектов Федерации воспользовались данным правом. Должен сказать, что были попытки сделать эти нормы универсальными, есть целый пакет законопроектов, внесённых правительством и принятых нами в первом чтении, но, видимо, слишком много проблем решается, пока эти проекты проходят процедуру, рассматриваются в комитетах. Мы посчитали, что этот законопроект нужно вносить именно сейчас: нам нужно решить эту проблему. Мы полагаем, что продление срока на два года даст возможность гражданам укрепить свои права, причём не только на тот короткий промежуток, который называется "жизнь": объекты недвижимости передаются и по наследству. Если права не оформлены, у наследника помимо проблем с принятием наследства, возникнут проблемы с оформлением - где оформлялись документы, кто передавал права на, допустим, жилой дом? - то есть проблемы будут усугубляться, возрастать в геометрической прогрессии. Мы полагаем, это очень важный, нужный закон. Предлагаем Государственной Думе вслед за нашим комитетом поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, бесспорно, при нашей бюрократии, а порою и коррупции для многих это непосильно - ввести в эксплуатацию жилые дома, о чём вы и говорили. Понятно, что данный закон - это отдушина для многих наших граждан, и статистика это показывает. Тем не менее выскажите, пожалуйста, своё мнение: так как это отдушина для многих наших граждан, может быть, сделать действие этих норм бессрочным, но всё-таки обратить на это внимание региональных властей, активизировать работу по выявлению таких объектов, где-то даже принудительно вводить в эксплуатацию и регистрировать объекты недвижимости, ведь это доходная часть бюджетов субъектов Российской Федерации? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, пользуясь случаем, скажу, что в этом году 20 лет как вступил в силу закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Этот закон позволил создать реестр и исключить, предотвратить возникновение ситуаций - я занимался этим вопросом тогда, 20 лет назад, и могу сказать, что до принятия закона такое было, - когда квартиру продавали по пять-семь раз в день, и понятно, что к закону это не имело никакого отношения, а сейчас сделка вступает в силу, права переходят или возникают только с момента внесения записи в реестр. В статье 6 этого закона как раз говорилось о признании ранее возникших прав (из этой статьи, собственно, и возникла амнистия): государство заявило, что не важно, как был получен конкретный объект, от райкома, от исполкома, от профсоюза, ещё от кого-то, - если на тот момент земельный участок, либо дом, либо гараж, либо другой объект недвижимости потребительского назначения был предоставлен законно, то государство это признаёт. Мы изучили опыт коллег. Я не хочу, так сказать, рекламировать страну, это бывшая республика СССР, так вот там, например, предоставили срок: если, мол, в течение такого-то времени свои права не зарегистрируете, не внесёте в реестр, мы у вас... мы просто будем считать, что это наше, - то есть это всё хозяйство отберут. Я думаю, нам не нужно так поступать. Есть разные причины, по которым граждане идут или не идут оформлять права, но нам, государству, я думаю, нужно создать все условия для того, чтобы минимизировать проблемы. Что касается универсальных норм, я уже сказал, что основная их часть с момента первоначальной амнистии 2006 года уже стала таковой. Недавно правительство внесло и мы приняли в первом чтении законопроект (он входит в так называемый пакет о "самоволках"), нормы которого также универсальные. Проблема даже не в том, что это касается старых объектов, - на новые объекты мы тоже будем распространять эти нормы: без разрешения на строительство, без разрешения на ввод в эксплуатацию?.. Вы ведь знаете, какие жилые дома сейчас существуют. Здесь, конечно, надо будет подумать, но, как я уже сказал, в данном случае проблема локальная и решается только переносом срока. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, со сроком всё понятно, а, напомните, существует ли какое-то ограничение по площади амнистируемого объекта? Почему я об этом спрашиваю? Совсем недавно было много информации об одном предпринимателе, который под Москвой построил целый городок двух-трёхэтажных скворечников для мигрантов. И что, если человек строит, сносит, опять строит такие объекты, они подпадут под амнистию? Дворцы, тысячеметровые, двухтысячеметровые, подпадут под амнистию? Или всё-таки надо как-то, может быть, заодно с этими изменениями действительно установить ограничения по площади: если мы говорим о садоводах, то это должен быть дом садовода, а не дворец или гостиница?.. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Олег Анатольевич, вы предлагаете наряду с амнистией и репрессию. Речь идёт об индивидуальном жилищном строительстве, речь идёт, как я уже сказал, о недвижимости потребительского назначения, речь идёт о тех объектах, которые предназначены для проживания собственника и членов его семьи. Вы знаете, что по тому случаю, о котором вы сказали, возбуждено уголовное дело. Что касается многоквартирных домов, к амнистии это никакого отношения не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Павел Владимирович, вот у нас постоянно происходит эта история: то по приватизации мы продлеваем сроки, то по обмену паспортов для жителей Республики Крым (по Крыму вообще отдельная история, часто продлеваем действие нормативных документов), здесь такая же ситуация. Вы сказали что с 2006 года 3,5 миллиона граждан воспользовались этим правом. А вообще сколько ещё осталось-то, есть хоть какая-то статистика? Почему они не пользуются этим правом? Может, надо развернуть широкую кампанию в прессе и действительно, как вы говорили, сказать, как в одной из республик бывшего СССР: ребята, не воспользуетесь правом - прекратим все эти дела? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, я с удовольствием развернул бы такую кампанию, но вряд ли кто-то меня послушает. Я хочу вам сказать, что на самом деле более 3,5 миллиона объектов индивидуального жилищного строительства и более 7 миллионов земельных участков подпали под дачную амнистию, в общей сложности порядка 13 миллионов. В том-то и дело, что тех объектов, владельцы которых не воспользовались этим правом, которые не зарегистрированы, как бы нет. Мы признаём права на них, но их нет в государственном реестре (в городских, в муниципальных, возможно, они и есть). Были случаи (если смотреть с точки зрения юридической чистоты сделки), когда передавался просто земельный участок, появлялся новый собственник и выяснялось, что там, допустим, уже 50 лет дом стоит, - прежние владельцы не воспользовались этой возможностью. Поэтому нам нужно своим избирателям рассказывать о том, что надо всё-таки воспользоваться упрощённым порядком и укрепить свои права. Понятно, что есть право собственности, но существует и бремя собственности. Бремя собственности - это в том числе уплата налогов, содержание объекта недвижимости. Нужно учитывать всё - и право, и бремя, но если мы считаем, что объект всё-таки должен быть у нас на правовых основаниях, то лучше, чтобы наши права были укреплены; владельцу нужно думать и о себе, и о тех, кто, может быть, впоследствии станет владельцем данного конкретного объекта недвижимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в общем-то вопрос, который задал наш коллега Иванов, правильный. Неоднократно получалось так, что мы в пожарном порядке вынуждены были продлевать срок действия того или иного закона, учитывая важность темы. Просьба к полномочному представителю правительства высказаться об этом, с учётом того что вчера мы этот вопрос уже поднимали. Хорошо, что Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству эту тему контролировал и инициировал эти поправки, но было бы всё-таки правильно, чтобы такие вопросы решались не в пожарном порядке. Александр Юрьевич, пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, Павел Владимирович уже назвал количество граждан, которые воспользовались этим законом, - действительно, более 3,5 миллиона граждан уже им воспользовалось, - но я готов продемонстрировать динамику. Вот данные за 2016 и 2017 годы: в 2016 году было зарегистрировано 219 тысяч домов, в 2017-м - 115 тысяч домов. По этим цифрам как раз можно судить об актуальности норм, действие которых Павел Владимирович в своём законопроекте предлагает продлить. Тем не менее хочу отметить, что с 2006 года уже дважды продлевался срок дачной амнистии. Как видите, законодательство нуждается всё-таки, наверное, в ином механизме регулирования данных отношений, именно поэтому правительство подготовило законопроект, который 21 декабря был принят в первом чтении Государственной Думой. Именно этот законопроект, по мнению правительства, призван решить системным образом данную проблему. Я напомню два основных положения, которые позволят это сделать, содержащиеся в принятом в первом чтении законопроекте: после вступления в силу этого закона гражданам не понадобится получать разрешение на строительство в тех случаях, когда речь идёт об индивидуальных жилых домах; данный закон исключит необходимость ввода индивидуальных жилых домов в эксплуатацию, нужно будет только уведомить местную администрацию об окончании строительства. Ну и также немаловажно указать, что закон избавит граждан от лишних обращений в Росреестр, поскольку местная администрация после уведомления о завершении строительства будет обязана сама направлять документы для регистрации прав граждан на данные объекты жилищного строительства. Коллеги, мы проанализировали ход амнистии, выявили причины, которые, на наш взгляд, порождают проблемы, и предложили системное решение. Просим поддержать законопроект, который уже принят в первом чтении. Он нуждается в доработке и скорейшем принятии во втором и в третьем чтениях. Тем не менее законопроект, который Павел Владимирович предлагает, также, на наш взгляд, актуален: он призван на переходный период, пока не заработает закон, о котором я рассказал, сгладить ситуацию, предоставить гражданам возможность регистрировать в упрощённом порядке свои права и, как Павел Владимирович уже сказал, укреплять свои права на объекты жилищного строительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Насколько мы понимаем, предложение Павла Владимировича позволяет продлить действие норм закона, которое завершается 1 марта. Это и есть концепция законопроекта. Вот что у нас получается с очень важными законами, когда встаёт вопрос, связанный с завершением срока их действия или с завершением переходного периода. Коллеги, наверное, было бы правильным поручить Комитету по контролю и Регламенту проанализировать вообще все законы, действие которых ограничено сроком или переходным периодом, чтобы мы не сталкивались с ситуацией, когда нужно практически в течение одного дня принять решение, чтобы права граждан не были нарушены, чтобы мы не создали напряжения в обществе. Должна идти системная работа в этом направлении, и мы вместе с правительством должны будем её организовать и отладить таким образом, чтобы можно было обсуждать эти вопросы заранее. Если нет возражений, давайте поручим Комитету по контролю и Регламенту заняться этой работой вместе с правительством. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Представитель правительства подчеркнул, что тема крайне серьёзная и актуальная: это выгодно и государству, которое получает налоги, и гражданам, которые легализуют объекты недвижимости в упрощённом порядке. Что очень важно, гражданам всё это удаётся делать в том числе благодаря установленным предельным ценам на кадастровые работы. Если вы помните, фракция ЛДПР долго добивалась продления приватизации и того, чтобы сделать её бессрочной, - и к нам прислушались, это реализовано; хотелось бы, конечно, чтобы была всё-таки рассмотрена и возможность сделать бессрочным упрощённый порядок, так как он удобен гражданам. Кроме того, не будем забывать, что принята лесная амнистия, там будет очень много таких объектов, очень много бывшего имущества военных городков, леспромхозов. И ещё Павел Владимирович, понятие ИЖС определено, поэтому о каких-то новых объектах, наверное, не стоит говорить. А вопрос следующий. Павел Владимирович, какие причины вы видите, почему нельзя сделать бессрочным упрощённый порядок, почему нельзя упростить для граждан все эти административные процедуры, ведь, если идти легальным путём, это очень долго и?.. (Микрофон отключён.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. На самом деле я очень рад: когда в 2005 году я вносил на эту тему законопроект, я не ожидал, что в 2018 году буду тут докладывать о сегодняшних поправках в законодательство. Я считаю очень важным, что с 2006 года мы очень многие нормы перевели в универсальные, постоянно действующие. То, что предложило правительство, законопроект, о котором сейчас говорил Александр Юрьевич, - там по объектам ИЖС очень много норм, которые будут действовать постоянно. По поводу предельных цен. Я думаю, это надо будет отдельно рассматривать, и, мне кажется, это надо передавать на уровень регионов. Как я уже сказал, 21 регион таким правом воспользовался, другие, видимо, надо как-то убеждать, что это нужно делать в первую очередь для граждан, для тех, кто проживает в конкретном регионе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, в продолжение предыдущего вопроса. Многие граждане жалуются на дороговизну услуг кадастровых инженеров, меньше половины регионов, как вы сказали, воспользовалось правом установления предельной стоимости, в связи с чем вопрос: может быть, необходима передача полномочий Правительству Российской Федерации с целью выработки методических рекомендаций для каждого региона? Возможны ли такие меры? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я считаю, что меры такие возможны и необходимы, но в данном случае мы говорим о дачной амнистии, срок действия которой продлеваем. А этот вопрос мы готовы дальше прорабатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, очень много избирателей ко мне обращаются по поводу ситуации с природными парками, с особо охраняемыми природными территориями, люди задают вопросы, спрашивают. Вот этот законопроект, концепция этого законопроекта будет распространяться на эти территории? И может быть, ко второму чтению этого законопроекта подготовить поправку или подготовить поправку к тому законопроекту, который внесло в декабре правительство, - что нужно сделать, чтобы помочь этим гражданам? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Здесь сохраняется та концепция, которая была, мы просто продлеваем срок на два года. Что касается других законодательных актов, давайте вместе обсуждать и смотреть, можно ли к тому, что предложило правительство, внести поправку. Я думаю, можно внести поправку, пусть комитеты соответствующие рассматривают, они скажут, за или против, и причины назовут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, может быть, правильно будет сказать коллегам - для чистоты отношений, - что вопрос, который Ирина Михайловна подняла, имеет отношение к закону о лесной амнистии и занимается этим комитет, возглавляемый Николаем Петровичем Николаевым. Концепция законопроекта, который мы сейчас обсуждаем, - продление срока действия закона о дачной амнистии, при этом закон никто не предлагает изменить, и об этом докладчик говорил, более того, в случае принятия этого законопроекта в первом чтении докладчик будет просить, чтобы мы в течение сегодняшнего и завтрашнего дня приняли закон, и это соответствует норме Регламента. Мы меняем лишь дату действия закона, продлеваем срок на два года - в этом заключается концепция законопроекта, отходить от которой в соответствии с федеральным законом и Регламентом недопустимо. Правильно, Павел Владимирович? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Абсолютно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот об этом речь идёт. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Закон о дачной амнистии хороший, у меня к нему претензий нет, и голосовать за него надо, но весь вопрос в том, что дачная амнистия не пойдёт - и не пойдёт только потому, что мешают другие законы. Вот здесь было сказано, что этот закон даёт законодательную базу для охраны права собственности наших граждан. В советское время не было права собственности, но права граждан охранялись - будь здоров! А вот сейчас с этой охраной прав граждан получается так, что граждане после регистрации своих прав на недвижимость и на земельные участки оказываются совершенно бесправными, потому что садоводческие общества становятся юридическими лицами, появляются управляющие компании, которые выписывают им фальшивые счета, банкротят, а в результате люди страдают и лишаются собственности, которую они только что зарегистрировали. Проблема в чём? Сегодня приводились данные о регистрации: 3,5 миллиона граждан зарегистрировали свои земельные участки и недвижимость на них. А кто зарегистрировал, это кто-нибудь анализировал? А зарегистрировали только те, кому надо продать эту недвижимость или передать в наследство, вот они регистрируют, все остальные не регистрируют. Почему не регистрируют? Да потому, что есть у нас по закону налог на недвижимость и на земельные участки, исчисляемый по кадастровой стоимости, и если ты не зарегистрировал свою недвижимость, то платить не будешь, а если зарегистрировал, то, будь добр, плати, и очень даже немалые деньги. Надо навести порядок с оценкой кадастровой стоимости, надо с этим прежде всего навести порядок, потому что люди боятся этих налогов! Сейчас дачный участок или садовый участок обходится человеку дороже, налог больше, чем стоимость урожая, который с участка снимают. Ну скажите, в Подмосковье участок 6 соток - что можно в Подмосковье посадить? Картошку, морковку и другие корнеплоды. Что, это всё будет стоить 15 тысяч? Не будет, а 15 тысяч надо заплатить налог по кадастровой стоимости, некоторым даже больше. Я не говорю о дворцах, которые в Подмосковье стоят, - земельный участок и обыкновенный садовый домик, за которые в советское время не брали ни копейки, обходятся сейчас вот так дорого. Так что надо менять другие законы, а действие вот этого закона, так же как закона о приватизации жилья, надо сделать бессрочным, потому что, пока мы не решим проблемы с кадастровой оценкой, не будет возможности у людей приводить в законное состояние своё имущество на дачных и садовых участках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, действительно, при обсуждении данного законопроекта сложно уйти от аналогии с продлением срока бесплатной приватизации, ну и вообще с тем, что мы пришли к тому, что она стала бессрочной, здесь действительно аналогичная ситуация. Нам надо повернуться лицом к людям! На сегодня садоводов, по разным оценкам, от 40 миллионов до 60 миллионов человек в Российской Федерации - понятно, что это огромный пласт нашего общества, и далеко не каждый из них может спокойно оформить по всем действующим процедурам вне дачной амнистии свои земельный участок, строения. Понятно, что те документы, которые были, когда эти домики строились, восстановить в большинстве случаев просто невозможно. Мы должны помочь людям уйти от забюрократизированной, долгой и дорогостоящей процедуры, которая существует, и в принципе данный закон этот вопрос снимает: 350 рублей госпошлина, процедура упрощена. Сегодня Павлом Владимировичем были приведены цифры - 13 миллионов человек воспользовались дачной амнистией, если считать регистрацию и земельных участков, и зданий и сооружений. Мы полагаем, надо, конечно, срок продлевать, и постепенно так или иначе, я уверен, мы придём к тому, что сделаем дачную амнистию бессрочной, потому что есть объективная потребность, есть объективный запрос граждан навести порядок в этой сфере. И принятие данного закона - это очень неплохой шаг к тому, чтобы поднять и другие проблемы садоводов, о которых в том числе говорили сегодня. Но самое главное, конечно, это вопрос о кадастровой оценке, которым нам всем надо заниматься. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" призывает поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. Подготовиться Николаеву. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает, естественно, как и все, продление, но я хотел бы выступить в продолжение вопроса коллеги Иванова. Когда задаётся вопрос, почему два года, а не бессрочно, этот вопрос имеет под собой определённые основания. Наверное, специалисты рассчитали, сколько человек ещё нуждается в том, чтобы в упрощённом порядке оформить своё имущество, сколько мы имеем кадастровых инженеров, сколько нужно сил и средств, чтобы все граждане успели за эти два года оформить в собственность имущество и начали платить налог, который на 100 процентов идёт в муниципальные бюджеты. Должны быть заинтересованы в этом главы сельских поселений, но глава сельского поселения исполняет бюджет через главу муниципального района: все деньги, которые там заработаны, идут в казну муниципального района, а уже добрый глава муниципального района через губернатора сколько посчитает нужным, столько и даст дотационному сельскому поселению. В своём выступлении я просто хотел бы изложить одну просьбу, которую прошу донести до ваших губернаторов (потому что большинство губернаторов в Российской Федерации - это представители партии парламентского большинства): необходимо поставить задачу, чтобы на местах с нашими уважаемыми пенсионерами, не очень хорошо разбирающимися в законодательстве, провели разъяснительную работу, простым, доступным языком объяснили им, куда и какие документы приносить, - главы сельских поселений по участкам прошли, они знают, где и у кого какие участки и строения ещё не оформлены, - чтобы проконтролировали, что цена фиксированная и никакая дополнительная плата в конверте кадастровым инженерам не осуществляется. И чтобы, если дачная амнистия продлевается на два года, за эти два года людям действительно максимальное содействие было оказано на местах, чтобы они смогли оформить в собственность всё своё имущество, а муниципальные образования смогли увеличить поступления в свои бюджеты. Вот что хотелось бы в принципе донести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николаев Николай Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, рад всех приветствовать! Действительно, очень важный законопроект, но вот дискуссия здесь велась в основном почему-то о том, насколько и почему продлевается срок в данном законопроекте. Вообще, сегодня в начале заседания, Вячеслав Викторович, вы сказали, что честь Думы зависит прежде всего от качества законопроектов, которые мы здесь рассматриваем и принимаем. И на мой взгляд, показатель качества - это как раз востребованность и практическое исполнение тех законов, которые мы здесь принимаем. Мне кажется, дачная амнистия - это как раз пример того, что закон используется, постоянно используется, что он востребован и приносит пользу людям. И свидетельство тому - цифры, которые прозвучали: Павел Владимирович сказал, что зарегистрировано 3,5 миллиона частных домов и 7 миллионов земельных участков, Александр Юрьевич Синенко отметил, что по-прежнему, невзирая на достаточно продолжительный срок действия дачной амнистии, каждый год более 100 тысяч (а в позапрошлом году - более 200 тысяч) наших граждан пользуется этим законом. Мне кажется, важное свидетельство востребованности этого закона - это большое количество писем, которые мы постоянно получаем. Мы проанализировали переписку, письма-обращения, которые приходят в наш комитет, - большую долю составляют письма, в которых люди обращаются с предложением продлить дачную амнистию. Какие именно возможности мы даём? Прежде всего мы даём людям возможность избежать процедур, которые изначально были рассчитаны на профессиональных участников этого рынка. Поэтому, на мой взгляд, даже не столь важно, как мы будем работать с точки зрения техники над этим законом: мы можем его продлевать раз в два года или установить, что это будет постоянная норма, - но мы видим, что это востребовано, и мы отвечаем на запросы наших избирателей, на запросы наших граждан. Очень важно - и это здесь тоже уже звучало, - что субъекты Российской Федерации по-прежнему будут иметь возможность утверждать предельные, максимальные цены на услуги кадастровых инженеров (в противном случае в эту процедуру уже вмешался бы рынок). Мы понимаем, что эта норма важна прежде всего для наименее обеспеченных слоёв населения. Все эти положения нужны, и история показала, что это качественный закон, именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект, за продление дачной амнистии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Полномочный представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчику. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. На рабочем месте включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я благодарю всех за содержательное обсуждение, за поддержку. В том случае, если мы сейчас примем законопроект в первом чтении, в чём я, честно говоря, не сомневаюсь, я просил бы всё-таки, если есть какие-то поправки, хотя концепцию Вячеслав Викторович очень чётко изложил, но если всё-таки они есть, до 16.00 их прислать, и по возможности в 17.00 или в 17.30 мы тогда рассмотрели бы законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это в том случае, если мы примем. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, в том случае, если мы примем, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 9-й вопрос повестки дня. Законопроект голосуется в первом чтении. С учётом поправки к проекту постановления, которую огласил докладчик, относительно срока подачи поправок. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 30 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.
По ведению - Савастьянова Ольга Викторовна. САВАСТЬЯНОВА О. В. Иван Иванович, по 9-му вопросу Савастьянова голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
А сейчас есть предложение послушать Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы, как договаривались, доработали законопроект, который сегодня приняли в первом чтении, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", речь идёт о дачной амнистии, документ готов. Мы готовы после рассмотрения законопроектов, поставленных на фиксированное время, представить его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Поддерживаем Павла Владимировича? Принято. Сразу после рассмотрения законопроекта под пунктом 33, который стоит на фиксированное время, рассмотрим законопроект, предложенный к рассмотрению Павлом Владимировичем Крашенинниковым. Пожалуйста, по ведению - Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Мы вносили поправки к законопроекту о дачной амнистии - мы хотели бы, чтобы раздали тогда в зале таблицы поправок, предлагаемых к отклонению и к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте послушаем по этому вопросу Крашенинникова Павла Владимировича. Если поправка была подана в комитет, обязательно должно быть услышано мнение комитета. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мы не видели этих поправок. Если они будут розданы в зале, мы прокомментируем их прямо при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Мы, правда, опросным путём с коллегами, в том числе с коллегами из фракции... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. А вы говорите, мы вас тренируем, - это вы нас тренируете. Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Мы договаривались после первого чтения, что до трёх часов у нас будет время, чтобы внести поправки. Мы внесли две таблицы поправок и надеемся, что они всё-таки будут рассмотрены, потому что они носят принципиальный характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, Павел Владимирович, не бойтесь, когда говорят в лицо то, что потом оказывается на деле. Коллеги, поправки, которые вы хотите, чтобы были розданы в зале, оформлены для раздачи, есть необходимые решения? Пожалуйста, включите микрофон Сысоеву. СЫСОЕВ В. В. Вячеслав Викторович, в надлежащем порядке они были переданы в аппарат комитета, до трёх часов. Если нужно раздать в зале, мы сейчас тогда сделаем копии и будем просить раздать их в зале, если комитет не смог их рассмотреть до трёх часов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, если эти поправки в аппарате комитета, пожалуйста, инициируйте раздачу поправок в зале. Права депутатов не должны нарушаться, это право автора законодательной инициативы, тем более в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении. Александр Дмитриевич, просьба проконтролировать.
Коллеги, рассматриваем во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что мы сегодня рассмотрели в первом чтении законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2020 года. Хочу вам доложить, что в принципе комитет подготовил законопроект ко второму чтению, у нас есть несколько поправок, я хотел бы на них обратить внимание. Позицию по поправкам комитет не определял, потому что они фактически поступили и были розданы совсем недавно. Иван Иванович, если разрешите... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, нам лучше прямо с поправками работать. Коллеги, у нас четыре поправки, две таблицы: в одной таблице одна поправка, а в другой - три поправки. Давайте сразу работать по поправкам. Таблица, в которой одна поправка. Кто из депутатов будет представлять эту поправку? Шилков. Депутату Шилкову включите микрофон. ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР. Мы считаем, что для единообразного подхода к определению максимальной стоимости услуг в каждом регионе необходима разработка методических рекомендаций, утверждённых уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, которые будут зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, в связи с чем просим поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Здесь вообще по поводу дачной амнистии говорится: в соответствии с методическими рекомендациями. Мы считаем, что в самом законе все процедуры достаточно подробно, неплохо расписаны. И считаем, что уровень должен быть выше, чем уровень подзаконного акта, которым фактически является акт федерального органа исполнительной власти. Мы считаем, что эти вопросы должны регулироваться именно законом. Предлагаем эту поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 11 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Переходим к таблице, в которой три поправки. Кто будет обосновывать? Депутат Шерин Александр Николаевич. Александр Николаевич, скажите только, как вы будете обосновывать: по очереди или вместе? ШЕРИН А. Н. Суть заключается в том, что мы предлагаем сделать данную процедуру бессрочной. Мы сегодня ведь не получили обоснования, почему именно на два года. Это первое. И второе. Чтобы действительно избежать коррупционной составляющей, чтобы людей не могли шантажировать сроками, должна быть уверенность, что они получат максимальную поддержку муниципальных властей (они в том числе должны быть в этом заинтересованы), что людей никто не будет пугать тем, что срок выйдет. И мы здесь хотели бы взять в качестве примера в том числе приватизацию жилья. Вот мы, фракция ЛДПР, неоднократно предлагали её сделать бессрочной, но власть использует подобные законы для того, чтобы накануне тех или иных выборов просто, скажем так, с барского плеча бесконечно продлевать это на год или на два. Вот в данном случае тоже непонятно, почему именно два года, ведь никто же не рассчитал, сколько времени должно уйти на это, какие силы и средства должны быть привлечены, о каком количестве имущества идёт речь. Если мы сделаем эту процедуру бессрочной, то у людей появятся равные возможности, то есть никто в этой ситуации не будет их пугать ограничением сроков. Просим коллег поддержать нас в этом вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, уточните, какую или какие поправки вы обосновываете. ШЕРИН А. Н. Речь идёт о поправке, где мы предлагаем исключить слова... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назовите номер, там три поправки: 1-я, 2-я и 3-я. ШЕРИН А. Н. 1-я и 2-я поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 1-я и 2-я поправки. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Там ещё есть 3-я. Вы не поставили цифру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 3-я на второй странице. ШЕРИН А. Н. По всем трём тогда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По всем трём, понятно. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я сразу хочу обратить внимание, чем отличается дачная амнистия от приватизации жилья: по дачной амнистии мы для граждан устанавливаем упрощённую процедуру оформления собственности, которая им уже принадлежит, а что касается приватизации жилья, мы упрощаем передачу собственности из государственной и муниципальной в частную. Понимаете разницу? Это первое. Теперь второе. Я с вами согласен, и мы уже говорили о том, что было бы хорошо, если бы очень многие нормы дачной амнистии стали универсальными. И мы как раз об этом говорили - что с 2006 года нормы, касающиеся дачных домов, садовых, гаражей и так далее, уже стали универсальными. Это во-первых. А во-вторых, тот законопроект, который принят в первом чтении, по "самоволке", по поводу разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, также решает вопрос. Мы, по сути, сходимся в одном: нужно упрощать вот эти вопросы оформления. Но в таком виде и в такой ситуации, если амнистия срок теряет, это, конечно, уже не амнистия, это уже что-то другое. Поэтому предлагаем эти поправки отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я буду ставить на голосование каждую из трёх поправок по очереди. Кто за то, чтобы принять поправку 1? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 32 сек.) Проголосовало за 67 чел.14,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставлю на голосование поправку 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 55 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 71 чел. Не голосовало 379 чел.84,2 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 20 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Включите микрофон на трибуне. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я благодарю за обсуждение и за поправки. Любая дискуссия всё-таки выявляет плюсы и минусы конкретной проблемы, и это для нас, я считаю, очень важно. Есть предложение включить законопроект в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Возражений нет? Нет. Хорошо, учтём. Сейчас будет заседание Совета Думы - мы там обсудим этот вопрос.