Заседание № 194
О проекте федерального закона № 391528-5 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста, включите микрофон. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет просит поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 11-му вопросу есть замечания, предложения? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 10-му вопросу Локоть? По 10-му? Уважаемые коллеги, оставляем всё как есть пока.
11-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 17 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 391528-5 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость; принят в первом чтении 9 июля 2010 года с наименованием "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Мы готовы к 11-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладчик - Макаров Андрей Михайлович. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прошу прощения за то, что я задержался, это было, поверьте, по независящим от меня причинам. Теперь по вопросу. Законопроект подготовлен ко второму чтению. Законопроект решает важнейшую проблему нулевой ставки НДС. Мы знаем, какие большие проблемы по этому поводу у бизнеса, с принятием этого закона эти проблемы уйдут в прошлое. А теперь хотел бы предложить перейти к таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 содержит семнадцать поправок. Есть необходимость в отдельном обсуждении какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 58 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7% Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит шестнадцать поправок. Есть необходимость в отдельном обсуждении какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 31 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принято. Спасибо, Андрей Михайлович. Выносим 11-й вопрос на "час голосования".
Вопрос 11. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 04 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 391528-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые депутаты, мне тоже хотелось бы сказать вслед за господином Макаровым об ответственности политиков за принимаемые решения. Общеизвестно, что демократия - это процедура. Последние заседания Государственной Думы - это нарушение процедуры. и вал законопроектов принимается, как пекутся скороспелые блины. Предложение наше: исключить сегодня из повестки законопроекты первого чтения, оставить только пункт 42. И провести за лето анализ деятельности комитетов: почему зимой подчас работали до обеда, а теперь спешка, нарушение Регламента, голосование чуть ли не скопом? Давайте осенью вернёмся к этому вопросу и кое-кого из председателей комитетов, которые не могут нормально организовать деятельность, заменим на других. Ну, стыдно же смотреть на то, что происходит в зале сейчас! Не потому, что мы не желаем работать, но нельзя работать так, как работает Дума в последние недели.
Горячева Светлана Петровна предлагает пункты с 42-го по 49-й - это у нас законопроекты первого чтения - исключить сегодня из порядка работы, кроме 42-го. Предложение озвучено, я ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы сегодня в блоке законопроектов первого чтения оставить только 42-й вопрос? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 35 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8% Проголосовало против 217 чел.48,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: не принято Не принято.
Переходим к пункту 43. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость". Докладывает депутат Государственной Думы Евгений Александрович Самойлов. Пожалуйста. САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается принципиально новая редакция одного из подпунктов статьи 164 Налогового кодекса. Этим подпунктом регулируется применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товарно-материальных ценностей. Необходимость в изменении этого подпункта связана с неоднозначной практикой администрирования, с различным применением этой нормы - или 0 процентов, или 18 процентов - в разных случаях разными налоговыми инспекциями в связи с присутствием таких формулировок, как "иные", "связанные", что создаёт известную неопределённость и неудобство для предпринимателей и бизнес-сообщества. Мы предложили сделать закрытый перечень таких услуг. Туда включили следующие услуги: услуги по международной перевозке; услуги, оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации; услуги по управлению единой национальной электрической сетью при передаче электроэнергии за территорию Российской Федерации; услуги по перевалке в морских и речных портах товаров, перемещаемых через таможенную границу; работы по переработке товаров, помещённых под таможенный режим переработки. Это закрытый перечень, он не подлежит расширительному толкованию, для применения ставки 0 процентов требуется достаточно детализированный и проработанный пакет документов, что регламентируется статьёй 165. Ещё раз замечу, что это пожелание бизнес-сообщества. Это создаёт чёткость и определённость в применении этой нормы. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Доклад от комитета сделает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, буду предельно кратким. Законопроект хороший, более того, он решает одну из самых сложных проблем, связанных с налогом на добавленную стоимость, а именно нулевой ставки по трансграничным операциям. После принятия этого закона, я надеюсь, и эта проблема - а она больше всего сегодня волнует как бизнес, так и государство, поскольку очень сложно администрировать, - будет окончательно решена. Я думаю, что у нас есть очень хороший опыт: несколько месяцев тому назад мы приняли аналогичную норму по железнодорожному транспорту. Практика показала, что это абсолютно правильный путь, и поэтому комитет поддерживает данный законопроект. Есть ряд вопросов, которые целесообразно будет уточнить во втором чтении, в частности, на кого распространяется закон и так далее, но это предмет второго чтения. Предлагается поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. Говорите сразу, к кому вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к авторам, они как бы остановились на том, что вот наиболее бедные наши бизнесмены как-то обратились к ним, видимо, лично, и, видимо, это касается как раз нефти, газа и так далее. А можно узнать, кто конкретно, персонально просил этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто готов ответить на этот вопрос? Самойлов, пожалуйста. Включите микрофон по карточке Резника Владислава Матусовича. САМОЙЛОВ Е. А. Это, ещё раз повторю, объективное требование всего бизнес-сообщества, и просьба, и анализ правоприменительной практики. А ваш вопрос такой вот персонифицированный - ну, мягко говоря, это некорректно звучит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, почему, он очень правильно звучит. Я один из авторов, поэтому, Максим Станиславович, у меня есть большая переписка... Поскольку вы спросили, обратились именно к авторам, а не персонально к докладчику, значит, и ко мне. У меня есть переписка с директорами очень крупных стратегических предприятий, которые писали на моё имя, на имя Председателя Государственной Думы и даже приводили экономические выкладки о том, какое колоссальное количество денег они тратят на одно только администрирование вот этого несчастного НДС, который потом возмещается. Это действительно такой давно обсуждаемый вопрос, и поэтому я абсолютно осознанно ставил свою подпись под этим законопроектом. Пожалуйста, Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Спасибо за вопрос, Максим Станиславович. Я не готов, к сожалению, назвать перечень налогоплательщиков, которые обращаются по этому поводу. Я хотел бы просто объяснить, что у нас существует три различные трактовки данной нормы закона, а именно: есть трактовка Министерства финансов, есть трактовка Федеральной налоговой службы и есть трактовка таможенных органов - и все они различные. И более того, есть разное понимание судами того, как эта норма должна применяться. Хотелось бы обратить внимание, что по данному закону нет никаких бюджетных потерь, здесь нет никаких выпадающих доходов, есть просто решение вопроса: мы долго будем морочить налогоплательщикам голову или мы наконец создадим нормальную систему администрирования? И я думаю, что в этом больше всего заинтересовано само государство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Евгений Александрович, ну, на самом деле выпадающие доходы будут, потому что те, кто не является монополистами, как правило, в судах редко выигрывают. Я знаю таких людей. Поэтому скажите, пожалуйста, вот вы всё-таки оценивали, это только нефть и газ или зерно, и металл, и всё попадает вот под этот закон обнуления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Самойлов. САМОЙЛОВ Е. А. Ну, вы все основания видите. Это не только нефть и газ. А по выпадающим доходам у нас, напомню, принят заявительный порядок. Я думаю, если посчитать, даже будет превышение кратковременное доходов и поступлений по ставке 18 процентов, которое потом будет в заявительном порядке возвращено обратно. Поэтому абсолютно точно выпадающих доходов не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов. Тоже вопрос? ДРАГАНОВ В. Г. У меня вопрос к Евгению Александровичу и к Андрею Михайловичу. Случайно не попался ли вам на глаза законопроект, внесённый мной на эту же тему ранее, и не посчастливится ли мне вдруг сейчас узнать, что вы что-то от него взяли? А если нет, то чем мой законопроект не понравился комитету, который так и не ввёл его в производство? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, это к вам вопрос, наверное. МАКАРОВ А. М. Ко мне? Вы знаете, честно говоря, я читал ваш законопроект, Валерий Гаврилович. Отношусь к вашей работе с огромным уважением, но хотелось бы обратить внимание на принципиальную разницу в том проекте, который здесь внесён. Основные проблемы статей 164 и 165 в том, что они содержали общую норму и с общим перечнем документов по различным видам деятельности, но далеко не по каждому виду деятельности могут быть одинаковые документы. А принципиальный подход здесь в том, что тут сгруппированы те случаи, которые могут возникать, и по каждому из них - кстати, это закрытый перечень - даётся перечень документов, которые необходимы. Это принципиально другой подход. Такого подхода ещё не было в нашем налоговом законодательстве. Если вы именно об этом думали, когда писали свой законопроект, то, знаете, мы готовы, чтобы вы присоединились к числу авторов. Просто, к сожалению, в вашем законопроекте я этого не нашёл. Извините. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, хорошо, коллеги. Коллеги, вопросы все заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают, депутат Рохмистров, депутат Драганов. Пожалуйста, присаживайтесь, Андрей Михайлович. Рохмистров, я сказал. Что-то у вас там с системой, никак... РОХМИСТРОВ М. С. Вы же как скажете, тут все сомневаются, включать мне микрофон или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да вы что? РОХМИСТРОВ М. С. Конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы мой любимый депутат. (Оживление в зале.) РОХМИСТРОВ М. С. На самом деле, Олег Викторович, хотелось бы вас поблагодарить и поблагодарить Андрея Михайловича за развёрнутые ответы. Насколько я понимаю, вы присоединитесь к инициативе ЛДПР, которая будет внесена осенью в части отмены НДС, как самого сложноадминистрируемого налога, в связи с которым очень большие проблемы. Потому что во всех ваших выступлениях как раз об этом и говорилось. Мы считаем, фракция ЛДПР убеждена, что НДС - это самый вредный налог у нас. И что касается выпадающих доходов, мне понятно, что юридически выпадающих доходов у бюджета не будет. Но что меня радует, появятся выпадающие доходы у ряда чиновников, которые сидят на откатах при так называемом применении ставки 0, то есть возврате ранее уплаченного НДС. Поэтому меня радует, что в результате принятия этого закона у некоторых этих товарищей появятся выпадающие доходы. Другое дело, что вот непонятно: когда мы обсуждали законопроект о применении ставки 0 процентов в отношении железной дороги, мы говорили, что надо бы распространить это и на другие транспортные операции. Но о том, что надо бы распространить, включить в этот закрытый перечень определённые компании, связанные с экспортом газа, электричества, нефти, об этом мы не говорили. Ну, собственно говоря, если включили, то и включили. У этих компаний, насколько мне известно, с возвратом НДС никаких проблем не было, единственное, что действительно они тратили достаточно большие деньги, чтобы все соответствующие формы и другое, всё передавать в соответствующие налоговые органы. А так многие из них входили в так называемый перечень традиционщиков и получали без особых проблем назад свой НДС. Здесь говорить о том, что настоящий законопроект существенно улучшит ситуацию в бизнес-сообществе, я всё-таки не стал бы, потому что он касается достаточно узкого круга компаний, к тому же не самых бедных и, собственно говоря, не самых нуждающихся в защите от этого налога, страшного налога, который не даёт развиваться нашему реальному сектору экономики. И здесь говорить о том, что мы спасём бизнес-сообщество, приняв этот законопроект, ну, всё-таки не совсем правильно. Мы поможем ряду не самых бедных компаний, а я сказал бы, что это одни из самых богатых компаний в нашей стране, которые занимаются транспортировкой газа, нефти, транспортировкой грузов через порты, экспортом электричества. Но говорить, что мы поможем всему нашему бизнес-сообществу, - это, наверное, всё-таки не совсем корректно. Я предлагаю принять всё-таки к рассмотрению и включиться в работу, чтобы не получилось, что только ЛДПР выходит с этой инициативой, хотя, как я сейчас увидел в ходе ответов на вопросы, сторонников у нашей инициативы очень много. И очень меня радует, что одним из наших сторонников является Андрей Михайлович, специалист в области налогообложения, законов и русского языка, перед которым я преклоняюсь, учусь у него выступать. Я думаю, что если он вольётся в стройные ряды авторов нашего законопроекта о замене НДС на налог с продаж, то закон действительно получится очень хорошим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драганов, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Я вместо выступления закончу задавать свой вопрос, в котором было две части. Так вот, вторая часть вопроса. Если Андрей Михайлович захочет с заключительным словом выступить, не может ли он ответить мне: альтернативные перевозчики, Андрей Михайлович, а точнее, те, которые вне реестра, будут пользоваться этой нормой? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, докладчик и содокладчик имеют возможность с заключительным словом выступить. Андрей Михайлович, пожалуйста, вы рядом с трибуной, отвечайте тогда в связи с прозвучавшими выступлениями. МАКАРОВ А. М. По поводу первого вопроса. Понимаете, в чём дело: существует такая игра детская "Лего", конструктор, и, если вы не можете сделать что-то, это не значит, что конструктор плохой, его надо сломать и выбросить, это, может быть, просто вы не умеете пользоваться конструктором. В данном случае, к сожалению, я не смогу влиться в ваши стройные ряды авторов законопроекта по отмене НДС и замене на налог с продаж. Хотел бы просто обратить внимание, что поступления от налога с продаж в самые лучшие годы его собираемости составляли 62 миллиарда рублей, это самое большое поступление, от НДС на сегодняшний день - 2 триллиона. Это так, чтобы просто было понятно, это к тому, что вы предлагаете заменить одно на другое. Ну да бог с ним, не до цифр будет. Второй вопрос, по поводу того, на кого это распространяется, - на богатых или на кого-то ещё. Простите, даже если вы морковку смогли продать куда-то за границу, то вам необходимо эту морковку туда вывезти. И возникает вопрос об услуге по перевозке, а вы прекрасно знаете, что самые большие расходы - это транспортное плечо, и вот тут 18 процентов по этой перевозке безумно важны. И проблема не в том, кому это предоставляется, в отношении кого это применяется, а кто этим пользуется. Этим плечом пользуются все - от крупных до мелких. Когда мы говорим о газе - да, это трубопровод, о нефти - да, это трубопровод, об электричестве - да, это провода. И при этом говорить, что речь только о каких-то крупных компаниях... Нет, простите, машины, порты, железные дороги, самолёты. А вы знаете вообще другие способы перевезти что-то? Ну можно ещё подземный ход вырыть под границей, но к этому закону это, естественно, не будет иметь отношения. Более того, я хотел бы ещё раз сказать: Валерий Гаврилович, я вовсе не хотел вас обидеть. Когда мы говорим о каких-то вопросах, связанных с любыми видами перевозок, мы говорим о том, что трансграничные операции могут касаться кого угодно. Мы дали закрытый перечень. Если вы считаете, что этот перечень недостаточен и надо кого-то сюда добавить, давайте рассмотрим это во втором чтении. Мы просто использовали тот опыт, который был в отношении железной дороги, и распространили его на те отрасли, где ясно, что этот механизм будет успешно работать. Если надо расширить, давайте расширим, не надо ломиться в открытую дверь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, прошу прощения, я немножко перепутал последовательность действий. Представители президента, правительства? Не настаивают. Тогда я ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 35 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Спасибо.