Заседание № 180
О проекте федерального закона № 390962-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Михаил Борисович Терентьев. На рабочем месте включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Выражаю благодарность всем, кто участвовал в экспертном обсуждении законодательства о реабилитации. Принимаемый закон, напомню, в целом направлен на определение базовых принципов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также на конкретизацию содержания направлений реабилитации и преемственность их реализации для каждого человека. От имени Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие высказаться? Есть. Вижу руку Смолина Олега Николаевича. Пожалуйста, включите режим записи для выступлений по мотивам. Покажите список. Пожалуйста, Стенякина Екатерина Петровна. Подготовиться Смолину Олегу Николаевичу и Нилову Ярославу Евгеньевичу. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона о реабилитации и абилитации касается не только людей с инвалидностью, которых на территории нашей страны проживает более 11 миллионов, он касается и всех членов их семей и является реализацией целого блока Народной программы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Да, проект закона был внесён Правительством Российской Федерации, но в его доработке принимали участие абсолютно все фракции в Государственной Думе. Парламентские слушания, которые состоялись на площадке Государственной Думы по инициативе депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", позволили учесть в первую очередь предложения всех субъектов Российской Федерации и, что немаловажно, предложения всех общественных объединений людей с инвалидностью, а также Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. Теперь можно с уверенностью сказать, что реализация закона значительно изменит в лучшую сторону качество жизни людей с инвалидностью. Мы вводим понятия, которых никогда не существовало в нашем законодательстве, - это и ранняя помощь детям с инвалидностью, это и социокультурная реабилитация, это и профессиональная реабилитация. Мы добились того, что все министерства введут свои стандарты реабилитации, по которым будут работать абсолютно все регионы, а значит, люди с инвалидностью на территории всей нашей страны будут получать единые услуги соответствующего качества. Уважаемые коллеги, действительно, замечания по законопроекту продолжают звучать. Это неокончательное решение - в дополнение к закону будет принят целый пакет постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных актов. Конечно же, депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будут внимательно следить за реализацией закона, потому что для нас очень важно, чтобы люди с инвалидностью, где бы они ни проживали, в крупном мегаполисе либо в маленьком населённом пункте, были окружены заботой, вниманием и качество их жизни ничем не отличалось от качества жизни здоровых людей. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" благодарит абсолютно всех, кто подключился к работе над данным законопроектом, над внесением поправок. Депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагают данный законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ. Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Начну с того, что у нас к этому законопроекту было и осталось немало вопросов. Первое, он имеет в основном рамочный характер, это определение и распределение полномочий между чиновниками. Вячеслав Викторович, сколько вы ни говорите нашим коллегам из правительства, а норм прямого действия в законах остаётся очень мало. Второе, законопроектом предполагается, что не потребуется затрат из бюджета. На самом деле, конечно, затраты потребуются, правда, с 2025 года. Это будет серьёзная дополнительная нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации. Третье, вопреки Регламенту Государственной Думы мы не получили подзаконных актов, по крайней мере я, как член рабочей группы по этому поводу, их не видел. И четвёртое, не решены некоторые частные, но важные вопросы. Например, жёстко поднимает вопрос о тифлокомментировании Всероссийское общество слепых, в более мягкой форме тот же вопрос ставит советник президента Александра Юрьевна Левицкая. Тем не менее мы предлагаем поддержать законопроект - по следующим соображениям. Первое, идея комплексной реабилитации - идея правильная. Может быть, закон, когда вступит в действие, поможет уменьшить межведомственные расхождения по этому поводу. Второе, есть немногочисленные нормы прямого действия, например ранняя помощь, важная тема, которой в законодательстве до сих пор не было, была только в комплексном плане правительства. Третье, мы надеемся, что в некоторых субъектах Российской Федерации с хорошими бюджетами по крайней мере семьям с детьми-инвалидами этот закон всё-таки поможет. И четвёртое, уважаемые коллеги, принята часть наших поправок, правда очень частично. Мы предлагаем продолжить деятельность рабочей группы под руководством Михаила Борисовича Терентьева в целях парламентского контроля над подзаконными актами, а законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Прежде всего, пусть он и носит некий рамочный характер, но это система. Сегодня у нас достаточно разрозненные подходы к обеспечению программ реабилитации, абилитации инвалидов, при этом огромная социальная группа инвалидов, порядка 12 миллионов, и с сожалением сообщаю, что у нас растёт детская инвалидность (тут есть и субъективные, и объективные причины). Что касается подзаконных актов, мы с правительством находимся в диалоге. Окончательный срок вступления закона в силу только в 2025 году. Первоначальные проекты документов представлены, и в следующем году совместно будут доработаны все нормативные правовые акты. Комитет обязательно будет участвовать в этой работе. Что касается комплексного подхода, обращаю внимание, что, во-первых, теперь у инвалидов будет возможность пользоваться бесплатной юридической государственной помощью, во-вторых, будут проводиться необходимые мероприятия по оказанию ранней помощи с целью не допустить появления инвалидности в случае наличия предпосылок для появления инвалидности у отдельных категорий молодых наших граждан. Создаётся комплексная система, это самое главное, прописываются полномочия федеральной власти, региональной власти, определяются реабилитационные группы, то есть принимается правильный, системный, комплексный подход. Те, кто вчера был на встрече с председателем правительства, видели, как работает система. Комплексный, системный, инженерный подход всегда даёт хорошие результаты, вчера мы могли в этом убедиться. Что касается реабилитации, чем бы мы ещё дополнили? Первое, мы такие законопроекты вносили и считаем необходимым всё-таки, чтобы у нас была должность уполномоченного по защите прав инвалидов, это должен быть человек, как говорится, с земли, знающий проблемы и открыто об этих проблемах говорящий на любом уровне и на любых встречах. Второе, мы считаем, что необходимо пересматривать размер пособий; 1200 рублей, которые выплачиваются тем, кто ухаживает за инвалидами I группы, - это мизер, это издевательство, и никакая другая программа это не заменяет. Третье, у нас есть работающие инвалиды, в том числе молодые, и у них также пенсия не индексируется, поэтому предлагается хотя бы для этой категории вернуть индексацию пенсий - для получателей пенсий по инвалидности. Далее, вопрос, связанный с управлением транспортным средством. Мы считаем, что необходимо, во-первых, дать инвалидам право пользоваться выделенными полосами, во-вторых, запретить эвакуацию автомобилей, которые обозначены специальным знаком, они входят в единый реестр, то есть злоупотреблять здесь будет нельзя, ну и необходимо дать право бесплатно пользоваться всеми парковками, а не только обозначенными специальным знаком - для инвалидов. Это просьба организаций, которые защищают права инвалидов, это просьба самих инвалидов, в том числе и тех, которые сталкиваются... Представьте, инвалид-колясочник выходит из учреждения социального обслуживания, а у него автомобиль эвакуировали, и он на коляске должен ехать на штрафстоянку - это издевательство! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 7-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 39 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 390962-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Борисович Терентьев. Включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Проект федерального закона по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов был внесён правительством 28 июня 2023 года. После рассмотрения на пленарном заседании прошли парламентские слушания, была создана рабочая группа, в которой мы обсудили ряд поправок и новых предложений для дальнейшего развития не только системы реабилитации, но и социальной защиты инвалидов. В состав рабочей группы вошли депутаты, сенаторы, эксперты от общественных организаций инвалидов, агентство стратегических инициатив, фонд "Защитники Отечества". Спасибо всем, кто принимал активное участие. Законопроект направлен на определение базовых принципов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также конкретизацию содержания и направления реабилитации. К законопроекту поступило 43 поправки, в комитете мы их обсудили с учётом мнения рабочей группы и сформировали две таблицы: таблица № 1 из 24 поправок, рекомендуемых к принятию, и таблица № 2 из 19 поправок, рекомендуемых к отклонению, но в данной таблице также размещены поправки, идеи которых учтены в иной редакции в поправках, рекомендуемых к принятию. От имени комитета прошу поддержать наше решение по таблицам поправок и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия во втором чтении прошу вынести его на рассмотрение в третьем чтении 14 декабря. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 55 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? У Смолина Олега Николаевича. Есть ещё вопросы? Нет. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Прошу вынести на отдельное голосование поправку 1 депутатов Наумова и Смолина из таблицы рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению поправки 1. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! К сожалению, по этой поправке в рамках рабочей группы мы договориться не смогли, и я хотел бы, чтобы она была зафиксирована в стенограмме нашего пленарного заседания, что называется, на будущее. О чём идёт речь? Предлагается там, где речь идёт о социокультурной реабилитации инвалидов, дополнить текст словами: "...в том числе посредством использования и применения тифлокомментирования, субтитрирования, перевода на русский жестовый язык, тифлосурдоперевода и иных технологий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов культурных ценностей". Для того чтобы вы поняли, о чём идёт речь, я вам процитирую письмо президента Всероссийского общества слепых в адрес Председателя Правительства Российской Федерации (цитирую): "На сегодняшний день в законодательстве закреплено понятие "перевод на русский жестовый язык для инвалидов по слуху", новые поправки предлагают закрепить доступность информации для инвалидов с ментальными нарушениями, при этом полностью отсутствует понятие "тифлокомментирование", являющееся ключевым для людей с инвалидностью по зрению, что, по мнению ВОЗ, имеет дискриминационный характер". Сказано слишком резко, я думаю, неправильно рассматривать поддержку одних инвалидов как дискриминацию других категорий, но сути дела это не меняет. Тема действительно очень важная для инвалидов по зрению, как впрочем и тифлосурдоперевод - для инвалидов с нарушениями одновременно зрения и слуха. Коллеги, есть положительный опыт, разработаны специальные методики по этому поводу. Мы надеемся, что если сегодня поправка по каким-то причинам не будет принята, то мы сможем внести аналогичные изменения в законодательство, ну, что называется, в следующей итерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаилу Борисовичу Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Как справедливо сказал Олег Николаевич, мы эту поправку рассматривали в рамках рабочей группы и пришли к такому выводу, что нужно учитывать не только тифлокомментирование, но и сурдотифлокомментирование, что потребует, естественно, дополнительной государственной финансовой поддержки развития этого направления. Так как в первом чтении законопроект не предусматривал выделения каких-то федеральных средств, мы договорились о том, чтобы рассмотреть эту идею в виде отдельной законодательной инициативы и вынести её на рассмотрение уже после получения заключения правительства и проработки механизмов, как эта идея будет реализовываться на практике. Поэтому комитет на сегодня предлагает эту поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1, комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 21 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Коллеги, нет возражений против того, чтобы 14-го рассмотреть в третьем чтении? Возражений нет. Принимается.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 390962-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Сейчас будем рассматривать пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексея Витальевича Вовченко. Также на рассмотрении этого вопроса у нас присутствуют временно исполняющий обязанности министра труда и социальной защиты Пудов Андрей Николаевич и заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Камкин Евгений Геннадьевич. Пожалуйста, Алексей Витальевич. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" подготовлен в целях реализации положений Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. На 1 января 2023 года количество реабилитационных организаций различной ведомственной принадлежности, так или иначе участвующих в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ребёнка-инвалида, составляло порядка 32 тысяч. В рамках имеющихся полномочий регионы разрабатывают и реализуют также программы по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов, в отдельных регионах программы ранней помощи. При этом в действующем законодательстве о социальной защите инвалидов не определён механизм предоставления инвалидам реабилитации и абилитации, не установлены условия комплексного предоставления таких услуг. Указанные в законопроекте полномочия фактически субъектами Российской Федерации исполняются. В законопроекте с учётом сложившейся правоприменительной практики в части реализации федеральных нормативных актов на региональном уровне существенно уточняются полномочия по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов, а также ранней помощи. Предлагаемые в законопроекте изменения позволят обеспечить повышение доступности, качества и создать дополнительные условия для максимальной интеграции инвалидов в наше общество. В данном законопроекте вносятся изменения сразу в несколько законов: "О культуре...", "О социальной защите инвалидов...", "О физической культуре и спорте...", "Об образовании...", "Об основах социального обслуживания граждан...", "О техническом регулировании", "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Конечно же, основные изменения вносятся в закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Вводится понятийный аппарат по реабилитации и абилитации инвалидов, впервые законодательно вводится понятие ранней помощи и определяются условия её предоставления. В целях обеспечения равных прав инвалидов на получение комплексной реабилитации вводится положение о разработке стандартов предоставления, проведения реабилитации и абилитации, это одна из ключевых норм законопроекта. В закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" вводятся полномочия по социальному сопровождению реабилитируемых инвалидов. Что касается медицинской реабилитации, являющейся начальным звеном комплексной реабилитации, уже имеются порядок и стандарты её оказания, в данном законопроекте делается отсылка к законодательству в сфере здравоохранения. Улучшение условий для реабилитации и абилитации инвалидов актуально для всех инвалидов, а это более 11 миллионов наших сограждан. Ежегодно именно рекомендации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребёнка-инвалида получают более 2,5 миллиона инвалидов. Это уже действующие рекомендации. Уважаемые депутаты, законопроект в установленном порядке прошёл все согласования, обсуждения. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Борисовича Терентьева. Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект мы рассмотрели в комитете. Подтверждаем, что законопроект носит комплексный характер, вводится новый понятийный аппарат по основным направлениям реабилитации, появляется новое направление ранней помощи для детей от нуля до трёх лет. Предполагается, что реабилитация будет осуществляться в соответствии со стандартами, которые разрабатывает и утверждает Минтруд по основным направлениям. Комитет по труду обращает внимание на необходимость уточнения формулировок "целевые реабилитационные группы", "протезно-ортопедическая помощь" и других терминов. Также вызывает вопрос понятие "рациональное трудоустройство" в определении профессиональной ориентации инвалидов, поскольку неясны критерии рационального или нерационального трудоустройства. В соответствии с законопроектом одним из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов является профессиональная реабилитация и абилитация, определяемая как комплекс услуг, но с учётом содержания направления - профориентация, профобучение - представляется обоснованным определить данное направление как комплекс мероприятий, направленных на восстановление способности к осуществлению профессиональной деятельности, тем более что в сфере образования понятие "услуга" из законодательства исключено. Необходимо ещё раз обратить внимание на понятие "реабилитационные мероприятия" или "реабилитационные услуги". Например, сегодня медицинская помощь оказывается в форме медицинской реабилитации, общественные организации проводят различные социокультурные мероприятия. Предлагаем ещё раз обсудить, как правильно: оказание услуг или реализация мероприятий по социальной поддержке и помощи? Недавно в законе мы определили понятие "социальная занятость", направленное на занятость лиц с тяжёлой степенью ограничения жизнедеятельности. Возможно, это тоже должно стать отдельным направлением комплексной реабилитации. В целом в законопроекте определяется семь основных направлений комплексной реабилитации, но среди основных направлений комплексной реабилитации не указано предоставление ТСР, а это основа для реабилитационных мероприятий. Все мы знаем, как важны качество, своевременность, индивидуальность при подборе изделия, обучение пользованию ТСР. В июне этот вопрос обсуждали на пленарном заседании, поэтому мы предлагаем предоставление ТСР выделить в отдельное основное направление реабилитации. С учётом разработки и утверждения стандартов реабилитации, с учётом повышения результативности при обеспечении ТСР Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов также предлагает предусмотреть в положениях закона определяющие вопросы государственного контроля (надзора) в сфере комплексной реабилитации по основным направлениям. Сейчас такая норма в законопроекте отсутствует, хотя в начале текущего года в первоначальных вариантах законопроекта данные положения были поддержаны экспертным сообществом и Минтрудом и отражены в концепции правительства о развитии системы комплексной реабилитации. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что реализация закона не потребует дополнительного финансирования за счёт средств бюджетных ассигнований и бюджетов субъектов. Вместе с тем решение вопросов участия в обеспечении реабилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемого проживания инвалидов отнесено к полномочиям субъектов по предметам совместного ведения. При этом, ещё раз подчеркну, по основным направлениям комплексной реабилитации федеральным органом исполнительной власти осуществляются разработка и утверждение стандартов, и, соответственно, при предоставлении услуг возникает необходимость соблюдения требований указанных стандартов на уровне субъектов. При этом от 13 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, некоторые обращали внимание на необходимость отвести больше времени после принятия закона на проработку вопросов внесения изменений в штатное расписание, утверждаемое для учреждений. Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2024 года. На заседании комитета мы договорились провести "круглый стол" 13 октября с целью широкого обсуждения законопроекта с участием субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества. У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания юридико-технического характера, в частности требуется синхронизация с уже принятым законом о единой цифровой платформе в социальной сфере. Комитет Государственной Думы по здравоохранению поддержал законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта. Счётная палата сообщает об отсутствии замечаний. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лисицын Анатолий Иванович. ЛИСИЦЫН А. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Витальевич, тема инвалидов очень острая, учитываете ли вы, что начинается увеличение притока инвалидов СВО? Этот сигнал сегодня дают региональные отделения общественных организаций инвалидов, которые в отличие от общероссийских общественных организаций не имеют возможности получать льготы. Не считаете ли возможным дать эти возможности региональным отделениям, если в их составе есть инвалиды СВО и войны? ВОВЧЕНКО А. В. Уважаемый Анатолий Иванович, спасибо за вопрос. Действительно, этой тематике нами сейчас уделяется первостепенное внимание. У нас установлено кураторство за каждым ветераном, за каждым участником, который высвобождается, как со стороны Социального фонда, так и со стороны региональных властей и сейчас уже фонда поддержки "Защитники Отечества". Это тематика номер один, безусловно, мы именно так и считаем и именно в таком ключе продолжаем свою работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Витальевич, речь ведь идёт о комплексной реабилитации, и в части как раз участников СВО я хочу вам задать вопрос: можно ли говорить о комплексной реабилитации, если ни одного слова не говорится об улучшении жилищных условий лиц, которые в этом остро нуждаются, проживая в квартирах коммунального заселения или в квартирах, в которые невозможно въехать на инвалидной коляске? Пожалуйста, скажите, потому что это можно делать через специальные законы, но мне пока это не удаётся. Не поддержите ли вы тогда такую линию поведения в решении этой проблемы? ВОВЧЕНКО А. В. Галина Петровна, спасибо за предложение. Я думаю, есть смысл подумать, как это сформулировать именно через создание условий для доступного проживания и, соответственно, проведения дальнейших реабилитационных мероприятий. Об этом уже говорили сегодня депутаты, и это действительно верное предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Витальевич, добрый день! Вносятся достаточно серьёзные изменения, и в том числе субъектам назначаются дополнительные полномочия. Всё-таки хотелось бы понимать, будет ли дополнительная финансовая нагрузка или, как указано в тексте, дополнительных средств из бюджета не потребуется? ВОВЧЕНКО А. В. Александр Юрьевич, я и начал своё выступление как раз с обрисовки той ситуации, которая сейчас в регионах складывается. Действительно, так или иначе по факту эти мероприятия регионами сейчас осуществляются, существует очень много и учреждений, и центров реабилитационных, но нет, во-первых, единого стандарта для реализации этих мероприятий, а во-вторых, нет единых правил, на основании которых регионы могут это осуществлять. Сейчас они камуфлируют условно эти услуги под услуги в сфере соцобслуживания либо ещё под какие-то другие услуги, но это неверно, поэтому мы и формулируем именно отдельные полномочия, чтобы ярко отразить именно комплексную реабилитацию в отношении инвалидов, чтобы было безусловное право у субъектов на реализацию этих мероприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Алексей Витальевич, тема инвалидов действительно очень важна, особенно для тех молодых ребят, которые становятся инвалидами в результате СВО. Когда мы говорим о комплексной реабилитации, то мы понимаем, что она начинается с обеспечения и обучения пользованию ТСР, потому что человек, обученный пользованию своим протезом, и человек необученный - эти два человека различаются. Я правильно понимаю, что сейчас это вынесено за скобки и будет какой-то другой законопроект, который мы увидим в будущем? Так ли это? ВОВЧЕНКО А. В. Олег Юрьевич, действующий закон "О социальной защите инвалидов..." содержит отдельную статью о технических средствах реабилитации. И если мы видим, что сейчас есть возможность что-то улучшить в части реабилитации при использовании ТСР... У нас сейчас эта норма действует при закупке, при обеспечении именно протезными изделиями - обязан поставщик обучить пользованию изделием, это есть. Но я соглашусь с вами, что есть смысл сейчас посмотреть, отточить ещё формулировки и внести изменения и именно в эту статью тоже, чтобы была законодательно установлена обязанность по реабилитации, именно по обучению пользованию ТСР, по правильному их использованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Витальевич, безусловно, закон этот необходим, и не только с учётом нынешней ситуации, когда требуется реабилитация и абилитация инвалидов, но и вообще: инвалидов достаточно много в нашей стране. Но вот в очередной раз правительство вносит законопроект, который выделяет Москву из общего законодательного поля страны, и опять - устлано исключительно благими намерениями - будет наделяться столица новыми полномочиями. Вот попытка отделить от государства только Москву - получается, вроде все равны, но Москва чуть-чуть равнее. Скажите мне, пожалуйста, получается, что изменения в законодательство, в семь законов, которые вы перечислили, будут касаться только Москвы или всех регионов? И поясните, пожалуйста, почему мигранты, которые приехали в столицу, которые практически стали москвичами, будут пользоваться большими благами, чем те, кто проживает здесь, кто придёт с СВО, но живёт в другом регионе? Планируете ли по другим регионам распространить?.. (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Действительно, предусматриваются некие особенности реализации отдельных норм данного законопроекта в субъекте Российской Федерации - городе Москве. Но это не значит, что в Москве всё абсолютно лучше - либо на голову лучше, либо объём тех услуг, которые будут получать инвалиды в Москве, безусловно, лучше, - нет. Там есть именно особенности их реализации, а стандарты, которые предусматриваются в законе, действительно будут одни для всех, целевые реабилитационные группы также будут одни для всех, без каких-либо изъятий. Но в Москве сложилась таким образом правоприменительная практика, что отдельные нормы невозможно реализовать именно так, как в других субъектах Российской Федерации, поэтому и предусматриваются особенности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Витальевич, к сожалению, инвалиды, участники СВО, говорят о своих проблемах другим языком, менее благодушным языком, они сами и их семьи. Прежде всего, вызывает сомнения ваше утверждение, что у нас за каждым инвалидом установлено кураторство. Если бы это кураторство было, тогда в Новосибирске 200 инвалидов, которые воевали в ЧВК и не имеют удостоверения ветерана, не жаловались бы, что вообще никуда попасть не могут, поскольку отсутствие вот этого удостоверения просто не позволяет им это сделать. Обратились в правительство - ответили нам из Министерства обороны, что для этого требуется отдельное постановление правительства. Ответ был 24 июля - август прошёл, сентябрь прошёл, постановления нет, и ребята, к сожалению, не могут пройти реабилитацию в гражданских медицинских организациях и учреждениях. Ну и вы направляете к фонду "Защитники Отечества". Во многих региональных отделениях фонд "Защитники Отечества" - справочное бюро, не выполняющее никаких функций... (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Да, вместе действительно посмотрим. Я лишь хочу сказать, что правила, порядок по ветеранам боевых действий в отношении бойцов ЧВК наконец-то вышел, правительством принят. Сейчас наконец-то эта проблема должна сдвинуться, она действительно была. Но мы готовы обсуждать и каждый конкретный случай. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Утяшева Римма Амировна. УТЯШЕВА Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Витальевич, у меня вопрос по обуви для детей, для больных ДЦП, детским церебральным параличом. Та обувь, которую предлагает наша промышленность, не всегда удобна. И родители, и сами больные, когда уже повзрослее, покупают более удобную обувь, но она дороже, чем та, которую предлагает наша промышленность. Почему так получается? Разве мы не можем выпускать удобную обувь для детей с такой тяжёлой патологией, как ДЦП? ВОВЧЕНКО А. В. Римма Амировна, мы тоже в этом направлении работаем активно. Вы знаете, что есть большое государственное предприятие "Московское ПрОП". За последние два года мы существенно обновили производственный комплекс в отношении ортопедической обуви именно детской, вышло на рынок сразу несколько новых моделей. И в результате вот сейчас импортозамещения мы даже полностью перешли на отечественный набор компонентов, потому что до этого проскакивали на рынке, ну, так скажем, низкокачественные компоненты: были подошвы, супинаторы, которые в Китае делались. Вот мы сейчас пытаемся этого избежать. По модельному ряду, по отработке новых моделей мы действительно, вот поверьте, движемся и надеемся, конечно, на то, что вся номенклатура, все модели будут именно удобными, такими, как нужно, для детей с такой патологией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Витальевич, как вы помните, концепция законопроекта очень непросто обсуждалась на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. И активисты общественных организаций задают один и тот же вопрос, я вам его переадресую: если, как написано в пояснительной записке, в законе нет новых социальных гарантий, если он не требует бюджетных затрат, что он может дать конкретному инвалиду? Как вы ответили бы активисту инвалидной организации? Есть ли у вас мнение общественных организаций инвалидов по законопроекту и если да, то можно ли это мнение получить? ВОВЧЕНКО А. В. Олег Николаевич, безусловно, мы действительно достаточно широко, поверьте, обсуждали и с общественными организациями, и с экспертным сообществом концепцию законопроекта ещё на этапе его разработки, а также в Комиссии при президенте по делам инвалидов, как вы отметили. У нас есть весь пул тех предложений, которые были сгенерированы на площадке комиссии, причём эти предложения направлены в Государственную Думу официально Государственно-правовым управлением. И это как раз будет основой для проработки всего пула предложений при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буцкая Татьяна Викторовна. БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Витальевич, в законопроекте вводится понятие "целевая реабилитационная группа". Вопрос: чем она будет отличаться от группы инвалидности и как введение такой группы позволит нам улучшить качество оказания социальных услуг для инвалидов и для детей-инвалидов? ВОВЧЕНКО А. В. Целевая реабилитационная группа - это очень важный элемент законопроекта. Она определяет именно цель будущей реабилитации каждого конкретного инвалида. И те стандарты реабилитации, о которых я говорил, подстроены именно под целевую реабилитационную группу. Ну, условно мы выделили - у нас готовы проекты по целевым группам - 12 целевых реабилитационных групп, исходя из того, какие органы затронуты либо какие ограничения жизнедеятельности конкретно у данного инвалида есть, например ограничения по слуху, по зрению, ограничения в движении, ограничения ментальные. Вот в чём заключается суть целевых реабилитационных групп, то есть это такая целевая, целенаправленная маршрутизация в будущем именно для того типа реабилитации, который необходим инвалиду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Алексей Витальевич, я в продолжение вопроса моего коллеги, о том, что касается денежной составляющей. Из федерального бюджета денег не потребуется, но если мы возьмём сейчас аккуратненькие изменения, которые вносятся в том числе в 184-й закон, то увидим, что теперь регионы будут участвовать в реабилитации и абилитации инвалидов (раньше этого не было), в ранней помощи детям, в сопровождаемом проживании, плюс здесь же вопросы социокультурной реабилитации, физической реабилитации, то есть это всё фактически должно быть возложено, будет возложено на плечи регионов, где опять же, я думаю, лишних денег сегодня нет. Вы просчитывали эти дополнительные расходы? Плюс ещё ведение реестра. В реестр будут забиваться ИПР, и органы власти субъектов должны будут туда ещё заносить, что из ИПР выполнено, то есть это тоже дополнительные затраты, уже административные. В какую сумму вы оцениваете дополнительные затраты регионов вот по всем этим моментам? Ну и ещё. 16 миллиардов рублей, которых вам не хватает в 2023 году на ТСР, - они будут вам выделены или нет? Это так, вдогонку. ВОВЧЕНКО А. В. Алексей Владимирович, я хочу отметить, что участие субъектов в реабилитации инвалидов - это норма действующая, она есть сейчас в полномочиях. И, как я уже говорил, по факту либо через реализацию региональных программ, либо напрямую через финансирование учреждений субъекты эти мероприятия осуществляют. Им трудно дифференцировать их, поэтому мы вот такую раскладку и делаем специально по полномочиям, чтобы они были зримыми, видимыми и были закреплены за субъектами те полномочия, которые они реализуют, чтобы у них было на это право, ну, и обязанность в то же время. Следующий вопрос... А, по деньгам. Действительно, 17,3 миллиарда рублей благодаря тому, что обратила на это внимание Государственная Дума, нам выделили. Деньги эти доведены, и доведены уже фондом до своих территориальных отделений. Так что мы проблему, которая у нас накапливалась, особенно к июлю-августу, - огромный пул обращений мы видим и от депутатов по тематике ТСР - сейчас закрываем. Действительно закрываем, отдаём все долги и надеемся, что нам денег хватит до конца года. В полном объёме мы за каждым, кто пока не обеспечен ТСР из-за этой задолженности, установили чёткий мониторинг в каждом субъекте через отделения фонда. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВОВЧЕНКО А. В. А, реестр... Реестр мы ведём, это федеральный реестр инвалидов, он сейчас так пока называется. Но это будет единая цифровая платформа, закон мы тоже уже приняли. Реестр мы ведём, это безусловное наше обязательство, то есть это неновые деньги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВОВЧЕНКО А. В. Они будут вносить, да, они так и вносят в принципе по своим полномочиям. Тут ничего такого нет, это нормально действующая практика. Это как раз таки к вопросу о контроле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Витальевич, скажите, почему вы ограничиваете законом, на каких картах, какого формата должна быть записана литература? Информационные технологии меняются каждую секунду - будет ли возможность перезаписи на эти карты, например, с определённого сайта какой-либо иной литературы? И скажите, производство технических средств реабилитации чьё - отечественное или зарубежное? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопросы. Ну, если честно, мы, наоборот, исключаем старые формы, которые были, - бумажные и так далее. Мы просто, как сказать... я даже не могу сказать, что мы ограничиваем какими-то форматами или картами. Мы будем устанавливать единые требования к документации, которая будет следовать самому процессу реабилитации. Ну вот в медицине же унифицированные формы медицинских документов, карт и так далее. Здесь мы тот же самый путь хотим пройти, для того чтобы контролировать потом именно результаты реабилитационных мероприятий и их эффект, чтобы они одинаково считались и одинаково оценивались. Вот в каких целях это делается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Витальевич, будут ли предусмотрены особенности внедрения вашего законодательства на вновь присоединённых территориях, особенно прифронтовых? Там и сегодня очень большие проблемы с сетью и с реализацией обязательств вашего фонда. Кроме того, вызывает большое опасение у инвалидов-бессрочников, то есть имеющих бессрочную инвалидность, необходимость с 2026 года заново по российскому законодательству переоформлять свою инвалидность. Можем ли мы использовать законодательство, которое было принято для Севастополя и Крыма, когда мы признали дээнэровские документы, бессрочно действующие, как российские, без дополнительной переаттестации? Она будет, во-первых, финансово неподъёмна, во-вторых... (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Елена Григорьевна, понятен вопрос. Да, для новых территорий это действительно актуально. Есть у нас в федеральном законе дата - 2026 год, хотя мы признаём все имеющиеся документы, и украинские в том числе, все, какие есть на руках. Готовы эту тему обсуждать. Давайте сформулируем, и эти формулировки можно рассматривать: либо отсрочить эту дату, либо как-то по-иному сформулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект действительно очень важный, и это хороший шаг вперёд. Мы с вами не единожды проводили федеральные селекторные совещания, обсуждали тему недостатков в части реабилитации и предоставления инвалидности. Но мой вопрос вам и Министерству здравоохранения. Все знают, для того, чтобы человека признали инвалидом, необходимо пройти процедуру, то есть до реабилитации надо дойти. Мы вам предлагали, и я ещё раз актуализирую вопрос: медицинское учреждение должно само обязательно в проактивном формате направлять документы в МСЭ, для того чтобы процедуру признания инвалидом сократить, понимаете? Нам нужно выйти на безусловное понимание того, что если рак четвёртой степени, то не человеку самому надо идти оформлять инвалидность, а незамедлительно должны быть переданы документы. По военнослужащим мы вам дали сейчас предложения, нужно править постановление правительства. Прошу ответить вас и Министерство здравоохранения: какие шаги вы предприняли на основании предложений Государственной Думы? ВОВЧЕНКО А. В. Ирина Анатольевна, по военным в принципе, как я уже сказал, с точки зрения медико-социальной экспертизы и освидетельствования мы мониторим каждого. Вот тут реально в десятидневный срок, по ампутантам - за три дня, и нет тут ни одного прокола, я вам абсолютно чётко... Ну, я просто не буду сейчас цифры озвучивать, они, в общем-то, закрытые - сколько освидетельствовано, по каким группам. Но вот сейчас мы эту проблему закрыли целиком и полностью с точки зрения медико-социальной экспертизы. Они, получается, медицину и всё, что с этим связано, проходят на месте, в госпитале, тут нам не надо никаких дополнительных подтверждений. По широкому кругу инвалидов в части медицинского освидетельствования мы сейчас пересматриваем в очередной раз перечень медицинских обследований. Да, мы его недавно принимали, но всё равно видим, что он чрезмерный, обследований много, сроки, когда действительны результаты этих обследований, не всегда достаточны, и от многих видов обследований мы действительно могли бы отказаться. В плане проактива, поступления от медицинских учреждений в медико-социальную экспертизу уже готового пакета документов. Мы перешли на электронный вид, то есть человек сам ничего не носит. В электронном виде в единой медицинской системе мы всё видим, МСЭ получает документы, МСЭ уведомляет и человека, и медицинское учреждение о том, что документы приняты к рассмотрению, и соответственно о своём решении медицинское учреждение уведомляет. Вопрос скорости прохождения самих медицинских обследований, получения результатов... ну, коллеги, наверное, подтвердят, что тут тоже определённая работа проводится. КАМКИН Е. Г., заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемая Ирина Анатольевна, уважаемые депутаты! В дополнение хотелось бы сказать, что действительно сейчас установлен срок, в течение которого медицинская организация должна направить. Мы видим, что этот срок можно сократить, поэтому мы тоже будем готовить соответствующие поправки. И, как уже сказал Алексей Витальевич, сейчас избыточный перечень анализов, а самое главное, сроки действия этих анализов также будут пересмотрены в сторону увеличения, чтобы не было необходимости в период прохождения процедуры заново какие-то анализы пересдавать. Эта работа будет выполнена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Витальевич, если, судя по пояснительной записке, одна из главных проблем на сегодняшний день в разрозненности и фрагментарности действий в регионах, на местах и так далее, то каким образом в случае принятия закона эта ситуация будет исправлена, какой орган будет жёстко координировать всю эту работу - Минтруда, в регионах, каким образом это всё будет происходить? Это первое. И второе. Всё-таки есть ли расчёты того, чем обернутся новые задачи для региональных бюджетов в этом отношении? Будьте добры, ответьте. ВОВЧЕНКО А. В. Николай Иванович, вот единообразие будет достигаться посредством реализации стандартов, о которых я говорил, это норма закона. В полномочиях сейчас координация закреплена за органами социальной защиты субъектов Российской Федерации. В целом государственный контроль - об этом говорил Михаил Борисович в докладе от комитета, эта тема имеет место быть, это ещё, возможно, придётся прописать отдельно поправками. А расходы мы сможем понять по мере принятия стандартов и их обсчёта конкретно по каждому субъекту Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня также вопрос к официальному представителю Правительства России. Уважаемый Алексей Витальевич, давайте подойдём к вопросу финансирования с другой точки зрения для большей ясности. Итак, вы предлагаете механизм реабилитации и абилитации реализовать путём оказания таких услуг по соответствующим стандартам, при этом в городе федерального значения Москве могут быть установлены особенности применения стандартов и предоставления этих услуг за счёт города Москвы. Скажите, а как вы видите решение этих вопросов - за счёт каких средств и в каком объёме - в других городах федерального значения, ведь там точно такие же вопросы, проблемы, задачи, да и в целом в других субъектах нашего государства? Заранее благодарю. ВОВЧЕНКО А. В. Анатолий Борисович, ну, я лишь повторю, что по мере формирования, утверждения этих стандартов (ну, после того как будет принят закон, естественно) мы будем понимать реальную стоимость, есть ли вообще дополнительная стоимость в каждом субъекте Российской Федерации. В принципе большинство субъектов поддержали эти полномочия, осознавая и просчитывая свою составляющую, безусловно. Ну вот в этой связи я только так могу комментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Алексей Витальевич, итак, ещё раз о важном, может быть, даже главном в реабилитации инвалидов, особенно инвалидов-героев, участников СВО. Вот помните, как у классика: эта дорога ведёт к храму, к дому, достойному дому для героя-инвалида? Если этот закон-дорога не ведёт к этому храму - не требуется расходов, ещё много чего не требуется, - то зачем эта дорога? Скажите нам, куда какие поправки внести, чтобы инвалиды получили и реализовали право на строительство своего дома, сада, не знаю, пруда, где реабилитация будет происходить 24 часа в сутки. А если реабилитация в коммуналке или в четырёх стенах на 25-м этаже, то всё, что бы ни придумывали такого правильного, нужного с точки зрения теории реабилитации, абилитации, это не будет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В. Коллеги, ну, вы все видите, что в данном законопроекте вопрос о выделении земли у нас не рассматривается. Понятно, есть природно-климатические факторы, реабилитационные факторы, санаторно-курортное лечение никто не отменял, которое также предусматривается (не всем оно показано на самом деле 24 часа в сутки, в режиме 24 на 7). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, вот я внимательно слушал вопрос по поводу стандартов, то есть стандартизации этой деятельности, и это действительно очень такое здравое зерно этого законопроекта, может быть, даже основное - оно должно объединить единые государственные гарантии для людей с инвалидностью. Но вот прописываются исключения для города Москвы. Когда вы отвечали на этот вопрос, сказали, что, ну, тут будут особенности, - какие будут особенности, мы пока не понимаем. Вот самое плохое, что может получиться, это то, что у нас инвалиды будут в одном месте хорошо защищены, а во всех остальных местах будут защищены плохо, вот с точки зрения реабилитации и абилитации. Пожалуйста, развейте вот эти сомнения и объясните, зачем вводится возможность отдельных стандартов этой деятельности в Москве? ВОВЧЕНКО А. В. Андрей Анатольевич, в городе Москве существует, уже сложилась отраслевая принадлежность организаций, которые осуществляют реабилитационные мероприятия. Причём эта отраслевая структура находится в ведении Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Часть этих мероприятий осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы. Это связано именно с межведомственной координацией, которая осуществляется в правительстве города Москвы. Но мы предполагаем, что стандарт, безусловно, будет реализован во всех своих базовых значениях во всех субъектах Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы завершены. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Включите режим записи. Покажите список. Нина Александровна, от фракции будете или поделите время? Ну тогда давайте по три минуты. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Немножко не так хотела бы, Александр Дмитриевич. Дело в том, что у нас в Госдуме есть рабочая группа, которая занимается этими вопросами, рабочая группа наработала уже определённые предложения, в частности проведение парламентских слушаний накануне второго чтения. Могла бы я несколько предложений от имени рабочей группы озвучить, не отнимая время у Олега Николаевича? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста. Постарайтесь только уложиться в три минуты. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, появление сегодняшнего законопроекта - это во многом не только ответ на общественный запрос, но и результат нашей работы, потому что мы в Государственной Думе поставили этот вопрос буквально по окончании весенней сессии, как вы помните, с приглашением сюда министров здравоохранения и социальной защиты. И сегодняшний законопроект, который должен носить комплексный характер, - к сожалению, далеко не всё получилось в предложенном варианте в силу, наверное, того, что не очень много времени было на его подготовку, - во всяком случае заставляет нас ещё раз вернуться к нашему предложению. Всё-таки, судя по вопросам, которые сегодня звучали, даже инвалиды, читая этот законопроект, не получат ответа на вопрос о том, как изменится государственный подход к их реабилитации и абилитации. Поэтому давайте сегодня проект постановления примем и назначим дату проведения парламентских слушаний, комплексных, с приглашением всех министерств, и Минстроя, и Минкультуры, потому что общество сегодня в защиту инвалидов должно быть настроено, в том числе и средства массовой информации, - это тоже входит сюда, в вопрос комплексной реабилитации, в том числе психологической. 2 сентября, Санкт-Петербург, Общественная палата пригласила на обсуждение вопросов реабилитации. Главные проблемы такие. Первая касается своевременности установления протезов. Уважаемый Алексей Витальевич, полгода - и атрофируются мышцы, протез не приживается. Бионические протезы у парней 20-25 лет - это просто катастрофа! Минобороны отвечает только за заказ комплектующих, а кто за всё остальное отвечает? Прошло полгода - если за это время протез не получил, то он уже не приживётся. Кроме того, у нас же биометрия есть, а мне показывают: у парня правая кисть, здоровая, одного размера, а левая кисть в два раза меньше. Ему 20 лет, у него вся жизнь впереди!.. Кто за это отвечает? Вторая проблема касается качества протезов. Конечно, всем хотелось бы иметь такие протезы, как у Костомарова, но общественные организации жён инвалидов создали даже закрытый чат "Ампутанты России". Алексей Витальевич, вот вы говорите о том, что за каждым установлен у нас контроль и муниципальные служащие этот контроль реализуют, но на самом деле это не так. Зачастую они сами решают свои проблемы, создают общественные организации. В Новосибирске уже с десяток таких организаций, что чрезвычайно опасно с точки зрения даже не только социальной, но и политической. Психологическая помощь. Ведь придумала РАНХиГС... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ОСТАНИНА Н. А. РАНХиГС организовала трёхдневные курсы для жён инвалидов - по итогам этих трёхдневных курсов им выдают удостоверение психиатра. Вдумайтесь только: психиатра! Минздрав, возьмите на себя контроль за оказанием психологической помощи не только самим раненым, не только самим инвалидам, но и их семьям, детям. Это как раз и есть комплексное решение проблемы! Давайте будем обсуждать это на парламентских слушаниях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, нужно приветствовать законодательную работу в этом направлении, потому что речь идёт о стандартизации очень важной социальной функции государства - по реабилитации и абилитации инвалидов. Но сама форма, сама глубина этой попытки такая робкая!.. Вот я читаю: "Законопроект не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений..." - то есть денег не требует, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, хотя в самом начале пояснений к законопроекту пишется о том, что вообще-то он разработан в целях реализации государственной программы "Доступная среда". Вот мне кажется, эти противоречия в пояснительных документах не случайны, потому что вроде как задача есть, но цели боимся поставить, вот конкретные цели боимся поставить. И не случайно у всех возникает вопрос: скажите конкретно, а что изменится, так сказать, для предметной единицы - для простого человека с инвалидностью? Это же очень предметные вопросы, на которые законопроект обязан отвечать, каким бы рамочным он ни был. Дальше. Позитивные изменения - пока тайна, непонятно, вроде как ожидания хорошие. Введение понятия целевой реабилитационной группы - это здорово, это правильно, потому что действительно нужно вырабатывать стандарт, а без определения группы невозможно выработать стандарт. Но вот правильный вопрос подняла Ирина Анатольевна Яровая: а бюрократическая-то часть здесь облегчается или усложняется? Я вот посмотрел внимательно: на самом деле снова будет медико-социальная экспертиза, которая будет утверждать включение человека в определённую целевую реабилитационную группу. Вот об этом мы почему не говорим? Надо обратить на это внимание. Мы сейчас создадим ещё одну бюрократическую процедуру, по которой прогоним всех наших инвалидов, 11 миллионов, как здесь указывается. Это тоже важный момент, на который надо обратить внимание при подготовке законопроекта ко второму чтению. Я поддерживаю идею о том, что, наверное, необходимо более широкое обсуждение, надо сами организации послушать, послушать, что они здесь скажут. И хочу всех предостеречь. Действительно, есть очень большой список того, что хочется для инвалидов сделать, но данный законопроект ведь не о деньгах, не о социальных гарантиях в части предоставления каких-то материальных ценностей, денег и так далее. Здесь речь идёт о создании такой системы реабилитации, чтобы человек имел возможность, предоставленную государством, в своём профессиональном статусе состояться, в жизненном, в культурном статусе состояться. Это очень важный и правильный законопроект с точки зрения своей цели, но вот детали, о которых мы сейчас говорим, обязательно надо учесть. Я боюсь, что сейчас впопыхах, без каких-то дополнительных обсуждений мы этого просто не сможем сделать. Мы в первом чтении законопроект поддерживаем, но надеемся, что всё-таки будут услышаны наши замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемые Александр Дмитриевич, Алексей Витальевич, Андрей Николаевич! Мы поддержим законопроект, но поддержим его условно. Почему поддержим? Первое, идея комплексной реабилитации абсолютно правильная. Сейчас, увы, инвалиды страдают от межведомственных проблем. Например, ребёнок с инвалидностью должен получить индивидуальную программу реабилитации и параллельно пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) - на селе это часто другой край географии. Если это преодолеть, будет хорошо. Второе, закон вводит некоторые новые понятия, в том числе понятие ранней помощи. Действительно, чем раньше мы начинаем реабилитацию, тем больше шансов, что инвалидность будет более лёгкой группы, а иногда её не будет вообще. Ну и третье, мы хотим дать шанс правительству и Минтруду попытаться реализовать эту, в общем, правильную идею. Теперь о том, почему условно. Коллеги, мы явно наблюдаем в последние годы экономию на человеке, в том числе на инвалидах. Знаете ли вы, что количество инвалидов в Российской Федерации за десять лет сократилось практически на 2 миллиона человек? Было 13,2 миллиона, сейчас 11,3. Почему? Вы верите в то, что у нас на самом деле люди стали здоровее, особенно в условиях пандемии? Совершенно понятно, что нет. Ситуация такая, что нагрузка на бюджеты регионов может привести к дальнейшему сокращению, искусственному сокращению количества людей, получающих поддержку по инвалидности. Кстати, у нас сокращаются и рабочие места, уважаемые коллеги: примерно на миллион за пять лет. Алексей Витальевич, мы активно поддержали внесение изменений в закон о занятости и в 366-е постановление, но должен вам сказать, что ситуация не очень хорошая, потому что проверок нет (бизнес говорит, мол, у нас проверок нет - мы не будем реализовывать это постановление) и штрафы очень низкие. Мы подготовили законопроект, увы, об увеличении штрафов за неквотирование рабочих мест. Это первое. Второе. Закон имеет сугубо рамочный характер. Ну у нас в последнее время большинство законов - "паровоз для машиниста". Я напоминаю, что Председатель Государственной Думы неоднократно говорил об увеличении количества конкретных норм в законах. Коллеги, мы группы целевые не видим. Какие они будут? Нам говорят, что двенадцать - покажите, включите в закон напрямую. Третье. Закон имеет комплексный характер, поэтому я поддерживаю идею проведения, может быть, даже не просто "круглого стола", а парламентских слушаний с участием всех заинтересованных министерств, я добавил бы к ним обязательно Министерство обороны. Четвёртое, реабилитационные группы. Вообще, что у инвалидов вызывает тревогу? Не получится ли так, что если инвалид записан в одну реабилитационную группу, а у него множественные нарушения, например нарушение зрения и нарушение опорно-двигательного аппарата, то по второй группе он уже поддержки не получит? Сейчас написано, что можно его включить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. Спасибо. Сейчас написано, что можно включить его в несколько реабилитационных групп, это хорошо, но можно не знать, что будут включать обязательно. Надо подобрать более жёсткую формулировку. Пятое, финансово-экономическое обоснование. Написано, что реализация закона не потребует затрат. На самом деле их просто, видимо, невозможно посчитать, но их возлагают на регионы, у которых в большинстве случаев долги и дефицитные бюджеты. Здесь много спрашивали про Москву. Коллеги, вопрос же совершенно понятен: предполагается, видимо, что стандарты будут достаточно низкими, а Москва выговорила себе право устанавливать более высокие стандарты. С точки зрения Москвы это правильно, с точки зрения остальной России - это отдельный вопрос. Шестое. Поддерживаю то, о чём говорил Михаил Борисович Терентьев: надо убрать "услуги", заменить их на "реабилитационные мероприятия". Из образования услуги наполовину изгнали - медики тоже требуют, причём совершенно справедливо, чтобы они были изгнаны и из медицины, заменены на "медицинскую помощь". То же самое - в реабилитации. Поддерживаю и предложение выделить в отдельное направление обеспечение техническими средствами реабилитации. Седьмое. К сожалению, есть ряд частных проблем, например из закона исчезла реконструктивная хирургия, не очень понимаю почему. Ну и наверное, последнее, уважаемые коллеги. В законопроекте появился... сначала это называлось "ясный русский язык", теперь это называется "упрощённая форма изложения информации". Не знаю, насколько обоснованна эта позиция, но я-то вообще выступаю за то, чтобы все наши законодательные акты были написаны так, чтобы они были понятны рядовому человеку. Кстати, увы, Алексей Витальевич, вы не ответили на главный вопрос: а что даст этот закон конкретному человеку с инвалидностью? Если можно, ответьте в заключительном слове. Я повторяю предложение провести широкие парламентские слушания по данному законопроекту и наполнить его конкретными нормами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Стенякина Екатерина Петровна. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Закон, проект которого мы сейчас рассматриваем, ждут более 11 миллионов инвалидов, 730 тысяч детей-инвалидов в нашей стране, члены их семей, их родители. Конечно, участники специальной военной операции, получившие инвалидность, также ждут от нас с вами сегодня конкретных решений в вопросах их реабилитации и абилитации. Забота о людях с инвалидностью, о детях-инвалидах - это одно из приоритетных направлений Народной программы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Комплексная реабилитация и абилитация для человека с инвалидностью - это не просто план мероприятий, который ему назначается по индивидуальной программе реабилитации и абилитации, это возможность вести нормальную жизнь, возможность учиться, заниматься спортом, получать профессию, работать, строить семью, в конце концов просто быть счастливым человеком. И именно про это сегодняшний законопроект. Законопроект весьма содержательный. Да, он содержит ряд новелл, которые впервые появляются в законодательном поле, - это комплексная реабилитация, это социокультурная реабилитация, это спортивная реабилитация, профессиональная реабилитация. Ранняя помощь, о которой мы так давно говорим, о которой так давно просят нас родители детей-инвалидов, тоже впервые появляется в этом законопроекте. Впервые для людей с интеллектуальными нарушениями появляется понятие предоставления информации в упрощённом виде, этого не было никогда. Законопроект межведомственный. С одной стороны, в этом сила закона, а с другой - его проблема, ведь мы прекрасно понимаем, что иногда самые благие идеи рушатся "благодаря" межведомственному взаимодействию. И вот здесь очень важно, коллеги, для того чтобы этого не случилось, прописать все правила как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов, чтобы и Министерство культуры, и Министерство спорта, все их учреждения одинаково правильно и качественно работали с инвалидами в вопросах реабилитации. В субъектах уже давно идёт обсуждение этого вопроса, я не скрою, и очень многие субъекты обеспокоены тем, как правильно и качественно исполнять те стандарты, которые разрабатывает сейчас Министерство труда и социальной защиты. Да, благодаря программе "Доступная среда" учреждения спорта и культуры, социальные учреждения оборудованы всем необходимым, но вопрос: а кто будет работать в этих учреждениях с людьми, с инвалидами, которые обратятся для реализации мероприятий по реабилитации в учреждения спорта и культуры? Это вопрос открытый, и нам уже сейчас нужно об этом думать. Нужны ли будут дополнительные специалисты для ранней реабилитации? Мы считаем, что да. Я очень рада, что все фракции поддержали нашу с Михаилом Борисовичем идею провести публичное обсуждение данного законопроекта перед вторым чтением. Мы очень надеемся на ваше участие. Я благодарю Министерство труда и социальной защиты за такую большую работу и за то, что вы откликнулись на предложение вместе с нами обсудить и дополнить законопроект ко второму чтению. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" однозначно будет поддерживать данный законопроект, и мы приглашаем все фракции... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. Включите микрофон на рабочем месте. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР также поддержит концепцию предлагаемых законодательных изменений. Это комплексные изменения, это некая систематизация всех тех процессов, которые существуют, к которым, конечно, много вопросов. И дискуссия в комитете, и дискуссия в зале, обсуждение в зале ещё раз подтверждают правильность принятого два дня назад на заседании комитета решения перед вторым чтением провести открытое обсуждение изменений ко второму чтению, пригласить обязательно регионы, потому что регионы действительно выступают с вопросами, понять, насколько регионы готовы исполнять те нормы, которые будут работать, насколько финансово всё это будет обеспечено и насколько кадровый потенциал соответствует тем запросам, которые могут возникнуть. Мы обязательно проведём это мероприятие. Кроме того, у нас в Государственной Думе есть совет, который возглавляет вице-спикер Кузнецова, и на заседаниях этого совета уже неоднократно обсуждалась эта проблематика. Мы обязательно проведём обсуждение, пригласим представителей всех фракций, пригласим представителей заинтересованных ведомств, в том числе Министерства обороны, абсолютно поддерживаю необходимость их приглашения, учитывая то, что сейчас всем бойцам, которые получают ранения, у которых соответствующие заболевания, которым ампутируют конечности, протезирование, и первичное, и вторичное, обеспечивается Министерством обороны в ведомственных учреждениях. Нужно комплексно подойти к рассмотрению этого вопроса. Что касается вопроса об отдельном регулировании для Москвы. Я поддерживаю отдельное регулирование для Москвы, не понаслышке знаю, как в Москве сегодня реализуется эта система. Да, будут единые, универсальные стандарты для всей страны, но если сегодня Москва в соответствии со своими возможностями уже двинулась на шаг вперёд и если в Москве реализованы проекты, возможности, которых нет в других субъектах, то это не означает, что мы должны рамками законодательных изменений каким-либо образом эту систему ломать, рушить или создавать какие-то препятствия. Зачем, если она и так хорошо работает? Нужно только дополнительно простимулировать. А другим регионам нужно помочь, в том числе финансово, для того чтобы они соответствовали более высоким стандартам, чем те, которые, может быть, даже будут обозначены в нормативных правовых актах, которые появятся. Приглашаю всех к доработке данной инициативы. Это законопроект совместного ведения, он уйдёт в рассылку во все регионы, в региональные парламенты. У нас через неделю региональная неделя, вы в своих избирательных округах, возможно, будете встречаться с депутатским корпусом своих регионов - предлагаю обратить внимание, посмотреть, какова правоприменительная практика, какие есть проблемы. По большому счёту, гражданину... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Я заканчиваю. По большому счёту, человеку, у которого есть соответствующее заболевание, неважно, какие нормы принимаем мы здесь или какие нормативные правовые акты принимаются потом ведомством, ему самое главное - вовремя получить группу инвалидности и чтобы её не завышали с целью экономии денег (или вообще не отказывали, а потом он шёл и опротестовывал это решение), вовремя получить необходимый протез, вовремя получить необходимое техническое обслуживание, ремонт этого протеза, если нужно, замену этого протеза, если, допустим, у ребёнка нога выросла и старый протез невозможно использовать уже по понятным причинам. Поэтому наша задача - создать человеку с ограниченными возможностями все возможные условия, чтобы не превращать его в курьера, минимизировать все контакты, минимизировать его вовлечённость в любые процессы, связанные с получением всех необходимых услуг, всей необходимой помощи в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили. Представитель президента будет выступать? Правительства? Заключительное слово, пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Действительно, очень важно было сегодня услышать обратную связь и те многочисленные предложения, которые были озвучены. Готовы самым активным образом включиться в работу по доработке, по подготовке предложений и к общественным слушаниям, парламентским слушаниям, и к общественному обсуждению, и ко второму чтению. Всецело готовы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, пожалуйста. Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Коллеги, я всё-таки попытаюсь ответить на вопрос Олега Николаевича, что даёт данный законопроект. Ну, как вы слышали, будут приняты стандарты. Стандарты предполагают повышение качества оказания услуг, мероприятий по реабилитации, предоставление качественных технических средств реабилитации. Я думаю, что именно на это направлен законопроект - на повышение качества тех реабилитационных мероприятий, которые и так сейчас многие регионы реализуют. Законопроект родился не на пустом месте. Сегодня, как вы слышали, 32 тысячи организаций занимаются реабилитацией, их финансируют из региональных бюджетов, то есть ресурсы есть. Конечно, с учётом принятия стандартов потребуется пересмотреть, увеличить эти ресурсы со стороны региональных бюджетов, возможно, в будущем предусмотреть поддержку со стороны федерального бюджета. Но сейчас с учётом того, что пока непонятно, насколько будет этот реабилитационный стандарт наполнен, тяжело говорить о необходимости того или иного финансирования. Мы запланировали проведение "круглого стола", более широкое обсуждение будет 13 октября в 13 часов в 809-м помещении, призываю всех принять участие. И конечно, у вас будет возможность и в регионах обсудить данный законопроект и свои предложения в виде поправок направить для обсуждения. Будем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов", пункт 8. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 25 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.