Заседание № 170
О проекте федерального закона № 390938-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования волонтёрской деятельности; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ольга Викторовна Тимофеева. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Пять лет назад мы с вами приняли закон о добровольчестве (волонтёрстве), и нынешним законопроектом мы расшиваем спорные места, которые на самом деле были и за эти несколько лет всплыли. Мы устанавливаем перечень обязательных медицинских справок, если волонтёры работают в медицинских организациях, мы устанавливаем новые цели волонтёрства, мы устанавливаем, что оказывать помощь и поддержку можно в том числе за рубежом. То есть это такой серьёзный, большой пласт донастройки закона о добровольчестве (волонтёрстве), для того чтобы как можно больше молодых людей, и не только молодых людей, было вовлечено в защиту государства на всех рубежах, которые сегодня есть. К законопроекту в настоящий момент поступило 26 поправок, сформированы две таблицы. В таблицу № 1 вошли 20 поправок, они рекомендованы комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 40 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 06 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 29 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Ольга Викторовна. ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, спасибо за поддержку. Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению, нет никаких замечаний правового или юридико-технического характера. Прошу поддержать. Ну и большое спасибо тем волонтёрам, которые не ждут закона, а в настоящий момент продолжают работать и помогать стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Коллеги, нет возражений против того, чтобы сегодня рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 17 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 390938-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)" (в части совершенствования правового регулирования волонтёрской деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)". Докладывает Артём Павлович Метелев. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаю вам рассмотреть ещё один закон о поддержке волонтёрского движения в нашей стране. В этом созыве мы их по инициативе "ЕДИНОЙ РОССИИ" приняли уже несколько и обещали продолжить работу. Данный закон комплексный, он прямого действия и нужен, чтобы создать упорядоченную систему мер поддержки на федеральном и региональном уровнях, а также повысить эффективность оказываемой волонтёрами помощи на миллионы часов каждый год. Только экономический вклад в ВВП от их работы, к слову, составляет больше 500 миллиардов рублей, это официальные данные. Законопроект прошёл достаточно долгий путь, работу над ним мы начинали давно, ещё в 2019 году, в 2020-м приняли изменения в Конституцию и закрепили в числе основных направлений работы правительства тему поддержки добровольчества. Мы единственная страна в мире, у которой эта тема зафиксирована в главном законе страны. Новые конституционные нормы должны быть реализованы через обновлённое законодательство, эта норма не исключение, и этот закон посвящён в том числе достижению национальной цели - развитию России. Мы проводили парламентские слушания с участием Вячеслава Викторовича Володина в конце 2021 года, тогда обсуждалась тема комплексного обновления закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве...". Мы приняли соответствующий закон пять лет назад, сформировалась правоприменительная практика, но мы точно знаем, что не все заложенные тогда в него нормы работают в том виде, в котором задумывались, их нужно отрегулировать, добавить новое. По поручению Вячеслава Викторовича такой законопроект Комитетом по молодёжной политике был подготовлен. О чём он? Первое. Мы уточняем механизмы взаимодействия государства и волонтёров. Согласно действующему законодательству отношения между государством и волонтёрами регулируются специальными отраслевыми порядками, они есть в здравоохранении, в сфере социальной защиты, в сфере культуры, при чрезвычайных ситуациях и так далее. Однако на деле субъекты принимают один общий порядок, без учёта специфики отраслей, что создаёт ряд проблем. Мы предлагаем уточнить, что в каждой отрасли должен быть свой порядок взаимодействия, утверждаемый профильным органом власти. Ещё одна проблема - это чрезмерные требования, которые предъявляются сегодня к добровольцам при посещении больниц и социальных учреждений. Они не могут разниться от региона к региону и зависеть от настроения охранника или директора. Я знаю случаи, когда у добровольцев требуют анализы на стафилококк, ВИЧ, сифилис, гепатит, справку психиатра или что похуже. Это всё, к сожалению, ложится бременем на людей и отбивает всякое желание заниматься этой деятельностью. Мы считаем, что нужно упорядочить этот процесс и установить на федеральном уровне единые требования, которые предъявляются к волонтёру при посещении учреждений в различных ситуациях. Многочисленные общественные организации просят нас об этом. Законом мы также приводим в соответствие полномочия органов власти всех уровней, включая муниципальные. Второе. Мы закладываем законодательную основу для развития инфраструктуры поддержки добровольчества и расширяем сами меры поддержки, закрепляем то, что реализуется на практике, чтобы обеспечить движению большую устойчивость. За последние пять лет в России по поручению президента во всех регионах была сформирована сеть региональных ресурсных центров добровольчества, они помогают организаторам в работе, проводят образовательные программы, предоставляют помещения, ресурсы, координируют проекты. Однако, несмотря на значимость их работы и значимость работы всего волонтёрского движения, часто они лишены адекватной поддержки со стороны региональных властей. Мы исправляем это. Мы также предлагаем сделать поддержку добровольческой деятельности понятной и прозрачной. Вот если посмотреть закон, то можно увидеть, что сегодня в нём не написано ничего о том, какие меры поддержки предоставляют органы власти. Мы добавляем направления, которые сегодня уже есть в законе "О некоммерческих организациях", - финансовую, организационную, методическую поддержку, предоставление помещений и так далее. Каждый субъект своими нормативными актами должен будет утвердить систему мер поддержки участников добровольческой деятельности, а также разместить информацию о них в единой информационной системе "ДОБРО.РФ", чтобы поиск этих мер был удобным и их быстро мог найти любой желающий. Ещё мы предлагаем закрепить за организаторами право компенсировать добровольцам расходы на прохождение медицинских осмотров и обучения, если это было обязательным и предусмотрено в договоре. Абсолютное большинство добровольцев делают своё дело бескорыстно, не прося ничего взамен, но вопрос о мотивации также важен. Мы предлагаем ввести по аналогии с донорами знак отличия, который будет выдаваться людям, заслужившим его многолетней работой. Во многих регионах такой знак есть, сейчас же появится единый формат признания их заслуг. Законопроект также закрепляет нормы о праве на учёт волонтёрского опыта при поступлении в вуз и посещении детских лагерей. Ну и третье. Мы расширяем круг участников добровольческой деятельности, вводя в правовое поле компании, которые сегодня де-факто организуют корпоративные волонтёрские программы, ресурсные центры, а также профильные союзы и ассоциации. Ещё одно изменение: мы расширяем спектр направлений добровольческой деятельности, добавляя увековечение памяти погибших при защите Отечества. Огромную работу в этом направлении проводят и Поисковое движение России, и "Волонтёры Победы", и многие другие организации. Уважаемые коллеги, необходимость принятия этого закона назрела давно. Вы знаете и без меня, что миллионы людей сегодня находят себя в этом хорошем деле: бескорыстно, порой с риском для жизни и здоровья они помогают во всём, ухаживают за инвалидами, восстанавливают храмы, спасают на Камчатке косаток, запутавшихся в сетях, помогают старикам перейти на цифровое телевидение, ездят с гуманитарной миссией в Донбасс, помогают детям, которые лежат в больницах на длительном лечении, и так далее - границ у волонтёрского движения нет. Но что ещё важно, около 28 процентов россиян задумываются над тем, чтобы пойти в волонтёры, и принятием этого закона мы создадим прочную основу для развития этой темы и усилим позиции организаторов, мы покажем, что государство их слышит, что для нас важна общественная инициатива. И каждый, кто готов в это трудное время помогать своей стране, будет востребован. Таких принципов придерживается фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект имеет положительные заключения правительства, Общественной палаты, многочисленных федеральных общественных организаций, рекомендован к принятию в первом чтении Комитетом по молодёжной политике и Комитетом по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Прошу вас поддержать данный законопроект. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Юрьевич Леонов. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Артём Павлович подробно рассказал, о чём законопроект, в чём его суть. Я, со своей стороны, как доброволец, как человек, который много лет занимается волонтёрством, поиском и спасением, который понимает, знает проблему изнутри, хочу сказать, что этот законопроект очень важен, нужен, добровольцы его ждут, он очень актуален. Это комплексный межфракционный законопроект, в его разработке участвовало много ведомств, и комитет, со своей стороны, также провёл масштабную работу. Мы обратились в Счётную палату Российской Федерации, в Минздрав, Минобрнауки, Минпросвещения, в Росмолодёжь, в Общественную палату, в Университет имени Кутафина, это МГЮА, и, конечно же, к добровольцам, в частности к волонтёрам-медикам, в Российский Красный Крест. У всех, к кому мы обратились, позиция однозначная: поддержать законопроект. Сегодня добровольчество - это одно из приоритетных направлений развития страны, и мы действительно должны способствовать укреплению волонтёрского движения. В ходе работы над законопроектом некоторыми государственными органами были высказаны замечания. В частности, Правительство Российской Федерации указало на необходимость уточнения организационно-правовых форм добровольческих и благотворительных организаций; Счётная палата указала на отсутствие оценки влияния на бюджеты регионов; Минздрав попросил заменить понятие "медицинское обследование" на "медицинский осмотр"; Минобрнауки считает дублирующими предложения авторов дать волонтёрам привилегии при поступлении в вуз, потому что такая норма уже есть сейчас в законе "Об образовании..." и действует. Замечания Минпросвещения и Росмолодёжи были урегулированы, учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении. Кроме того, в поддержку законопроекта выступили 24 региона, к которым мы обратились. И комитетом-соисполнителем - Комитетом по молодёжной политике законопроект также поддержан. Мы считаем, что все замечания, которые были высказаны и до сих пор не учтены, будут рассмотрены ко второму чтению. Учитывая высокую значимость предлагаемых изменений, комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с условием дополнительной проработки поступивших предложений. И мы очень просим коллег из Правительства Российской Федерации оперативно подключиться к доработке законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Юрьевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. У меня очень короткое такое предложение, знаете, даже не замечание, а... Чувство инерции. Вот, сравнивая выступления Олега Юрьевича и Артёма Павловича, знаете что я отметил? Олег Юрьевич называл таких замечательных молодых людей добровольцами, а не волонтёрами, а Артём Павлович - наоборот. Вот давайте как-то следовать тому, что у нас написано. У нас написано "добровольцы", "добровольчество", а в скобках - "волонтёрство". Для тех, кто не понимает русский язык, наверное, мы используем пока вот это нерусское слово - "волонтёры". Вот такой призыв, такая просьба, уважаемые коллеги, авторы законопроекта. Олегу Юрьевичу - уважение и спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Артём Павлович, если посчитает нужным, отреагирует на ваше предложение в заключительном слове. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Артём Павлович, если есть возможность, представьте, пожалуйста, информацию вот о 500 миллиардах, которые сейчас государство экономит благодаря деятельности волонтёров, и об общих затратах, которые сегодня государство несёт на поддержание этой службы. Просто для сравнения и для анализа, ну если есть такая возможность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Конечно, представлю с удовольствием. Минэкономразвития по предложению Комитета по молодёжной политике провело такую работу, они заказали исследования у академии внешней торговли вместе с Росстатом. И это официальные данные Росстата: вклад некоммерческого сектора в ВВП страны составляет 3,2 триллиона рублей, только волонтёрская часть - 550 миллиардов. Это официальные данные, со следующего года они начнут учитываться в ВВП страны. Что касается расходов, мы закрепляем в законопроекте лишь то, что уже функционирует. На сегодняшний день на волонтёрское движение на федеральном уровне тратится 7,3 миллиарда рублей, расходы субъектов, исследование по которым мы провели по просьбе Счётной палаты, составляют 1,3 миллиарда рублей. То есть в десятки, точнее, в 100 раз меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые авторы законопроекта, уважаемые Артём Павлович и Олег Юрьевич! Конечно, законопроект заслуживает поддержки, как заслуживает поддержки всё, что несёт добро в мир, но добру гораздо легче побеждать, если оно будет правильно финансироваться. Вот в данной части соотношение - 7,3 и 1,3. В законопроекте предполагается дополнительные финансовые потребности обеспечивать за счёт того, что органы госвласти получат право оказывать поддержку ресурсным центрам, а у регионов, как правило, свободных средств нет: 1,3 миллиарда рублей - это говорит само за себя. Каким образом тогда предполагается всё-таки обеспечивать дополнительные финансовые потребности? Может, увеличить финансирование регионов за счёт федерального бюджета, чтобы эти самые ресурсные центры обеспечивать? И предусмотрены ли какие-то дополнительные механизмы поддержки добровольцев в новых регионах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопросы, Нина Александровна. 1,3 миллиарда рублей, прошу прощения, это конкретная статья по обеспечению работы ресурсных центров добровольчества (вот у меня справки, которые мы собрали), а общий бюджет регионов - 2 миллиарда. То есть 1,3 миллиарда - это то, что сегодня уже выделяется на поддержку региональных ресурсных центров. Что касается новых регионов - ну, они часть нашей страны, соответственно, им направляется та же самая поддержка, что и другим субъектам. Ежегодно Росмолодёжь выделяет субсидии регионам в размере 200 миллионов рублей, однако мы считаем, что, конечно, этих средств недостаточно, их нужно больше, их должно быть больше. Эту работу мы проводим и с губернаторами субъектов (у них это и в KPI стоит), чтобы они выделяли соответствующие средства, и на федеральном уровне планируем их увеличивать. Большое спасибо за инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Артём Павлович, уважаемые авторы законопроекта! Конечно, очень важный законопроект, предусматривающий расширение полномочий волонтёров, функций волонтёров. Сегодня мы отмечаем не просто рост количества волонтёров, но и участие людей всех возрастов в волонтёрской деятельности. Нормой закона предоставляется право юридическим лицам, вне зависимости от организационно-правовой формы, выступать в качестве организаторов. Во-первых, что вы подразумеваете под "организатором волонтёрской деятельности"? И во-вторых, потребует ли эта норма внесения изменений в устав юридического лица, в те же коды ОКВЭД, о которых мы сегодня говорили? Каким образом организации или юридические лица будут участвовать в волонтёрской деятельности - на основе конкурса какого-то или это будет в заявительном порядке? И естественно, будут ли эти организации, юридические лица внесены в реестр волонтёров на специальном сайте, который сегодня действует? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Термин "организатор добровольческой деятельности" присутствует уже пять лет, собственно, волонтёр - это тот, кто помогает, а организатор - тот, кто организует его работу. Сегодня организаторами могут быть некоммерческие государственные организации - мы расширяем этот термин, чтобы ввести в юридическую плоскость и коммерческие компании. Сегодня компании... ну, не сегодня, а много лет уже де-факто реализуют корпоративные волонтёрские программы. К слову, в реестре информационной системы "ДОБРО.РФ" таких компаний сейчас уже больше 3 тысяч, это все крупнейшие госкомпании, региональные компании. Понятно, что их основная цель - получать прибыль, но они в соответствии с этим законом не имеют права привлекать добровольцев для целей извлечения прибыли, они исключены из перечня предоставляемых мер финансовой поддержки со стороны государства. Но мы считаем, что, если компании уже ведут многолетнюю работу по развитию корпоративного волонтёрства, их нужно ввести в правовое поле, чтобы на них тоже распространялась ответственность, предусмотренная этим законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 20 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.