Заседание № 9
О проекте федерального закона № 390498-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о принесении присяги членом Совета Федерации; внесён членами Совета Федерации С. Ю. Орловой, А. Г. Лысковым, а также С. М. Мироновым, Ю. А. Шарандиным, Н. П. Тулаевым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий пункт повестки, пункт 15, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" новую статью, которая предусматривает принесение членом Совета Федерации присяги. Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу и отмечает следующее. Предусмотренный в законопроекте текст присяги, обязывающий члена Совета Федерации соблюдать Конституцию, законы, является излишним дублированием статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает такое требование для всех граждан. В тексте законопроекта нет увязки момента вступления в должность члена Совета Федерации с принесением присяги. Члены Совета Федерации не являются служащими, не являются высшими должностными лицами федеральных органов власти либо субъектов Федерации. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает внесение подобных изменений в федеральный закон излишним и предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Депутат Нилов. Больше ни у кого нет вопросов. Ещё есть вопросы? Давайте тогда включим режим записи на вопросы. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вот вы сказали, что излишними являются предложенные поправки, что и так понятно, что законы должны соответствовать Конституции ну и, естественно, приниматься в интересах народа. Тогда, может быть, раз это излишнее, понятно сенатору, перед кем он клянётся, перед народом, и поставить вопрос: а зачем тогда эта клятва, если там и многие другие вещи тоже дублируются, они прописаны и в законах, и в Конституции? И вопрос такой: ведь сенаторы, которые вносили законопроект, работают не первый год в Совете Федерации - они этого разве не понимали, когда инициировали эту поправку? Ну и ответьте, пожалуйста, на вопрос: как вы считаете, если в этой клятве главным... (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Не понял вопрос, ещё раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд ещё дайте, пожалуйста, депутату Нилову. НИЛОВ О. А. Как вы отнеслись бы к поправке, в которой говорилось бы о том, что сенатор обязуется, клянётся не лгать, не врать? Вот это тоже было бы излишним или это можно рассмотреть? Ваша позиция, ваше мнение по этому вопросу? ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, уважаемый Олег Анатольевич. Я начну с вашего последнего предложения. Клясться не лгать, не врать - это больше относится всё-таки к соблюдению морально-этических норм и распространяется в принципе на всех людей вообще, кем бы они ни являлись и где бы они ни работали, вне всякого сомнения, а когда мы рассматриваем данный законопроект, мы говорим либо о юридических последствиях принесения присяги, либо о юридических последствиях её нарушения. К сожалению, приведённый в законопроекте текст не позволяет установить каких-либо вообще последствий, равно как и вступление в должность члена Совета Федерации никоим образом с принесением присяги не связано. И если вы внимательно посмотрите текст, то увидите, что там речь идёт об обязанности, о клятве соблюдать Конституцию и федеральные законы, что в принципе распространяется на всех граждан вообще, вне зависимости от того, где они работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, в нашем обществе сегодня очень сильно нивелировано отношение к любым клятвам. Мы помним, что многие советские офицеры давали клятву на верность Родине, а потом также давали и другую клятву. Я хочу спросить вас: а вот тот, кто хотел клясться, сенатор, почему не появился? Мы посмотрели бы на него, увидели воочию вот этого человека, который предлагает вот такие поправки, такие законы. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Игнатьевич, ну, что касается присутствия или неприсутствия здесь инициаторов данного законопроекта, то могу лишь сказать, что есть соответствующее поручение комитету доложить о законопроекте без участия его инициаторов. Как вы видите, законопроект был внесён ещё в четвёртом созыве, с тех пор порядок формирования Совета Федерации несколько раз корректировался, и поэтому можно предположить, что с учётом ныне действующих положений актуальность данного законопроекта утрачена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я понимаю, что вопрос, конечно, не совсем к вам, потому что вы в 2007 году не были в этом комитете, однако я прошу вас, как представителя этого комитета, ответить на этот вопрос. Почему в 2007 году комитет вынес положительное в принципе решение по данному законопроекту, указав, что он не противоречит Конституции, однако в новом решении комитета, от 2012 года, вы не то чтобы говорите, а так легко намекаете на умаление им отдельных положений Конституции? Я знаю, что Конституция в некоторых аспектах поменялась с 2007 года, но не концептуально и не глобально. Вот в связи с чем так резко изменилась позиция комитета? ВЯТКИН Д. Ф. Ярослав Евгеньевич, я уже, по сути дела, ответил, когда Ивану Игнатьевичу отвечал, на этот вопрос. Дело в том, что порядок формирования и момент вступления в должность члена Совета Федерации были подкорректированы, причём неоднократно, в течение пятого созыва Государственной Думы, в связи с этим вопросы, которые могли бы иметь значение при внесении данного законопроекта, уже перестали быть актуальными на сегодняшний момент. Тем более, что есть идеи, идёт дискуссия по поводу очередного изменения порядка формирования Совета Федерации, поэтому не исключено, что если будут определённые правовые последствия либо если будет установлен всё-таки в качестве момента вступления в должность момент принесения, допустим, какой-то присяги, то к рассмотрению этой идеи можно будет вернуться. Но в этом виде и в нынешней ситуации данный вопрос представляется неактуальным, излишним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я так подозреваю, что не в первый и не в последний раз возникает такая законодательная инициатива, и у меня в связи с этим вопрос: может быть, всё-таки назрела уже необходимость ввести в действующее законодательство норму, исключающую возможность несоблюдения Конституции Российской Федерации? Коллегам напомню всё-таки статью 15 Конституции, в которой говорится, что органы госвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Предложенный законопроект носит избирательный характер, такое ощущение, что у нас только одни сенаторы не исполняют Конституцию Российской Федерации и мы их заставляем поэтому принимать клятву. Чем тогда депутаты Госдумы лучше или хуже сенаторов, не говоря уж о гражданах Российской Федерации? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Михаил Юрьевич, ну, дополнительно законом ещё раз обязать что-либо вносить или не вносить, наверное, было бы тоже неправильно. Каждый из субъектов законодательной инициативы - а их несколько сотен - в соответствии с Конституцией имеет право внести любой из законопроектов с любой идеей, которая может быть соответственно поддержана или не поддержана. Но я соглашусь с вами в том, что, конечно же, совершенно излишне для кого-либо из выборных должностных лиц, кроме тех, кто определён Конституцией или чья служба предполагает наступление определённых правовых последствий, допустим, для военнослужащих, сотрудников полиции, кто приносит присягу, дополнительно устанавливать требования о клятве в соблюдении законов и Конституции. Совершенно очевидно, что любой гражданин, равно как и депутат Государственной Думы, и член Совета Федерации, обязан соблюдать Конституцию и законы, вне всякого сомнения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, президент в послании обещал внести всё-таки закон о выборах членов Совета Федерации - может, тогда они будут заседать не по три дня в месяц и не будут писать вот такие законы. Мне кажется, комитету следовало бы предлагать по сокращённой программе рассматривать такой закон, потому что он в принципе бессмысленен и написан потому, что нечем заняться. Как комитет к этому отнесётся: может, от комитета внести такую инициативу? Потому что если я внесу, вы всё равно не будете рассматривать. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, от кого бы ни поступила законодательная инициатива, комитет в любом случае будет её рассматривать, рассматривать абсолютно серьёзно, открыто, демократично. Есть определённое, как вы знаете, преимущество у тех законопроектов, которые внесены президентом или правительством, - они рассматриваются в первоочередном порядке, а в отношении всего остального ответ, по-моему, совершенно очевиден. Я повторю ещё раз: есть определённые идеи, идёт дискуссия, которая касается изменения порядка формирования Совета Федерации - об избрании членов Совета Федерации (сейчас по Конституции Совет Федерации формируется), и поэтому любой законопроект, который поступит, будет рассмотрен абсолютно серьёзно и наравне со всеми. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Было бы смешно, если б не было так грустно. Вот представьте, если бы наши коллеги в Совете Федерации заседали не два-три раза в месяц, как сейчас, а работали в нормальном режиме, - для этого что надо сделать? Переформатировать Федеральное Собрание. У нас с вами многонациональная страна, в которой сто восемьдесят национальностей, но нет органа исполнительной власти, который синхронизировал бы межнациональные отношения. И в то же время есть Совет Федерации, члены которого, с моей точки зрения, от небольшой загруженности придумывают такие законы. Мне кажется, что комитету следует такие законы направлять на рассмотрение по сокращённой процедуре, потому что в принципе всем очевидно, что закон не решает никакой проблемы, он только отвлекает внимание депутатов, тратятся государственные деньги в связи с его обсуждением и эфирное время. Я считаю, что его, безусловно, надо отклонить, но обратиться, наверное, и к комитету, и к руководству Государственной Думы, и к руководству Совета Федерации, чтобы всё же задумались: нельзя законами дискредитировать палату, в которой достаточно опытных, достойных людей, и я уверен, их знания, опыт можно приложить к решению более серьёзных вопросов, и прежде всего, с моей точки зрения, к усилению парламентского контроля за исполнением федерального бюджета. Вы обратите внимание, у нас премьер сегодня много обещает, но, напомню вам, за последнюю неделю декабря было освоено 1 триллион 100 миллиардов, что в соответствии с действующим законодательством и 94-м законом невозможно сделать по определению. У нас с вами колоссальное неисполнение бюджета по самым животрепещущим направлениям (об этих проблемах премьер-кандидат вместо программы написал свои статьи): у нас по ЖКХ не выполнены бюджетные назначения, по молодёжным программам не выполнены бюджетные назначения, даже по профилактике туберкулёза не выполнены бюджетные назначения, притом что у нас эта болезнь прогрессирует, а туберкулёз, как известно, это болезнь недоедания. Поэтому, предлагая отклонить законопроект, я всё же призвал бы к более ответственному внесению законопроектов на рассмотрение палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. Включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект по двум принципиальным причинам. Первая причина - политическая. Мы в ЛДПР считаем, что Совет Федерации - это лишний орган высшей законодательной власти, он должен быть упразднён из-за того, что у него слишком мало функций и слишком больших затрат из госбюджета он требует. В Совете Федерации огромный аппарат, огромный штат госслужащих, помощников, автопарк, огромные затраты на перелёты сенаторов, на их обслуживание и так далее, и всё это несоразмерно с их деятельностью. В целом можно охарактеризовать Совет Федерации как дом отдыха, куда направляют либо бизнесменов, либо чиновников, которые уже отработали на своих постах определённое время и куда-то их нужно было перевести. Если бы Лужков был более гибким и не болел звёздной болезнью, то сейчас он не бегал бы по Европе, а, наверное, находился бы в Совете Федерации. Теперь что касается сути так называемой присяги. Ну давайте по пунктам. Первое. В присяге говорится: "Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации". По-моему, это обязанность, святая обязанность каждого гражданина нашей страны. Второе: "Обещаю посвятить все свои силы защите интересов... народа..." и так далее. Сила - это физическая величина, и слово "посвятить" здесь неуместно, здесь надо либо "приложить", либо "применить силы", но никак не "посвятить", посвятить можно стих, песню и так далее. Третье: "Клянусь... предлагать законопроекты и одобрять... федеральные законы..." Законопроекты сенатор не предлагает, как субъект права законодательной инициативы, он их только может вносить. И в целом то, что пишут: "...одобрять... федеральные законы, только соответствующие Конституции... и в интересах народа..." - это в принципе укор всей Государственной Думе, потому что если Госдума их приняла, а Совет Федерации отклонил, то в случае, если такая клятва сенатором произнесена, - это обвинение Госдумы в том, что депутаты приняли неконституционный или антинародный закон. Вот по таким причинам мы поддержать это не можем. И ещё один момент. Вот представьте ситуацию виртуально: если бы этот законопроект был принят и, когда сенатор очередной оказался в бегах, за решёткой или под следствием, показали бы картинку, как он произносил клятву, - это просто было бы очередным ударом по нашей власти и по нашей стране в целом. И в целом надо прекратить уже этот цирк! Вспомните, что устроил нам Совет Федерации два года назад: когда Государственная Дума была уже отправлена на каникулы, вдруг возникла необходимость создать согласительную комиссию по законопроекту, по-моему, касающемуся образовательных учреждений, и Госдума была вынуждена проводить дополнительное пленарное заседание, всех отзывать из отпусков, а ведь это огромные деньги, которые депутаты потратили на прилёт в Москву, на вылет из Москвы, это куча неудобств. Хотя все всё заранее понимали и знали: и в Думе, и в Совете Федерации есть и представители президента, и представители правительства, и Правовое управление в каждом из аппаратов, поэтому всё было заранее известно, но отдельным лицам из руководства Совета Федерации надо было показать что-то политическое, - вот они и продемонстрировали. Учитывая всё вышесказанное, фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект. Мы призываем всех ещё раз подумать о необходимости и целесообразности существования такого органа государственной власти в России, как Совет Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валерьевич Казаков. КАЗАКОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Непростая политическая ситуация сегодня в стране. Я думаю, что мы должны отчётливо понимать, что, к сожалению, доверие к выборным органам власти у населения падает: Болотная площадь, вообще разные виды площадей как в Москве, так и в других регионах, традиционно невысокая явка на выборы и вообще большое участие всех органов власти, чтобы людей убедить прийти выбирать, в том числе и нас, депутатов. Поэтому сегодня необходимо повышать доверие населения к парламенту. Законопроект, на первый взгляд, незначительный, о принятии присяги, но это первый шаг к поэтапному увеличению ответственности. Я считаю, что необходимо и дальше идти, необходимо вводить персональную ответственность депутатов, членов Совета Федерации по результатам голосования, в том числе и по тем голосованиям, когда наносится прямой ущерб жителям нашей страны. Ответственность, клятвы, то есть публичное выражение ответственности перед населением, - это только повышает авторитет представительных органов власти. Посмотрите, люди перестали верить депутатам, они идут отстаивать свои взгляды на площади! Это очень важно, на это стоит обратить внимание сегодня, чтобы через некоторое время люди не приняли решение, что можно вообще все решения принимать без парламента. Мы должны это учитывать, поэтому, я считаю, закон нужно принимать и нужно идти дальше в развитии политической системы, тем более, что и президент, да и все сегодня понимают, что необходимо менять политическую систему, необходимо вводить новые тренды. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. АБДУЛАТИПОВ Р. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Во-первых, я думаю, что не надо каждый раз на наших заседаниях свергать Конституцию Российской Федерации. Существование Совета Федерации - это закономерное явление, отражает сущность нашего федеративного государства. Это первое. Второе. Когда мы были на выборах, я ни от одного избирателя не слышал наказа, чтобы мы приняли такого рода законы - о клятве сенатора или о присяге депутата Государственной Думы. Кроме того, при таком порядке формирования Совета Федерации член Совета Федерации, наверное, должен клясться перед губернатором, а не перед страной, потому что губернатор его направляет в Совет Федерации. Мне представляется, что наши сенаторы, люди очень важные и нужные, вместе с тем уже видят себя рядом с президентом, потому что у нас только президент даёт присягу на Конституции. Конечно же, этот законопроект не имеет своего предмета регулирования, и я думаю, что нет необходимости каждый раз выносить такие сырые, неподготовленные законопроекты на пленарное заседание. Курирующий комитет мог бы вовремя это приостановить, вовремя переговорить, вовремя дать возможность доработать и так далее, отозвать, наконец. Этот законопроект не имеет своего предмета регулирования и, к сожалению, также не имеет предмета сам разговор, который мы сегодня ведём. Я прошу прощения, что я вклинился, но я хотел бы, чтобы в перспективе такие законопроекты не докладывались на пленарных заседаниях Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы ещё раз повторить те слова, с которых уважаемый Рамазан Гаджимурадович начал своё выступление: коллеги, давайте будем уважать Конституцию. Сейчас, при обсуждении данного законопроекта, эти слова мы произнесли не раз. Вне всякого сомнения, Федеральное Собрание - двухпалатный парламент Российской Федерации, предусмотренный Конституцией, которая была принята всенародным голосованием в декабре 93-го года. Мы должны уважать основной закон, мы должны уважать устройство органов государственной власти нашей Родины - Российской Федерации, как это прописано в Конституции. Вне всякого сомнения, совершенствование работы органов государственной власти - это процесс непрекращающийся, и очевидно, что он будет идти, но такие основы, как парламент, президентская власть, органы исполнительной и законодательной власти в субъектах Российской Федерации, органы местного самоуправления, они один раз и, я надеюсь, надолго, если не навсегда, закреплены Конституцией Российской Федерации, поэтому, когда мы говорим о том, что некий орган нужен или не нужен, мы посягаем фактически на основы государственного устройства, мы посягаем на Конституцию. Нравится она кому-то или нет, но она была принята всенародным голосованием, это акт волеизъявления российского народа, который мы представляем здесь в том числе, в Государственной Думе, и от имени которого мы здесь выступаем, к какой фракции мы ни относились бы, а выбор народа и волю народа надо уважать, мы об этом говорим фактически на каждом заседании. И тем более, с моей точки зрения, некорректными являются высказывания в адрес наших коллег из верхней палаты парламента - членов Совета Федерации о том, сколько они работают и насколько эффективна их работа. Мы прекрасно знаем наших коллег из Совета Федерации, это убелённые сединами, умудрённые опытом авторитетнейшие люди, государственные деятели, учёные, которые действительно представляют лучшую часть политической элиты в верхней палате российского парламента, поэтому мы должны с уважением относиться к их работе вне зависимости от того, сколько заседаний проводит Совет Федерации, какие решения там принимаются. Если мы являемся представителями российского народа в российском парламенте, то мы должны уважительно относиться как к работе нижней палаты, так и к работе верхней палаты, по-моему, это неоспоримо. Как бы мы ни относились к конкретным законодательным инициативам, которые мы здесь обсуждаем, принимаем либо не принимаем, какие бы идеи ни высказывали наши коллеги из верхней палаты - Совета Федерации, мы должны уважительно относиться к ним, этим идеям. И именно поэтому мы сегодня этот законопроект абсолютно открыто, демократично и в соответствии со всеми процедурами, которые предусмотрены нашим Регламентом, рассматриваем здесь, на пленарном заседании, даже если мы его рекомендуем отклонить, это не умаляет нашего уважительного отношения к нашим коллегам из верхней палаты. Это надо помнить и понимать, коллеги. Если мы уважительно будем относиться к нашим собратьям по оружию, к нашим коллегам из Совета Федерации, это будет означать, что мы уважительно относимся к самим себе и уважительно относимся к нашему российскому народу, к нашим согражданам, которые доверили нам право представлять их интересы здесь, в российском парламенте. Что касается непосредственно законопроекта, то, по-моему, всё совершенно очевидно. Я очень рад, что все фракции нашли взаимопонимание и решение по этому вопросу будет принято консолидированно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, выступать будете? Нет. Законопроект выносится на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования, пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 40 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 142 чел. Не голосовало 308 чел.68,4 % Результат: не принято Не принято.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 390498-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о принесении присяги членом Совета Федерации; внесён членами Совета Федерации С. Ю. Орловой, А. Г. Лысковым, а также С. М. Мироновым, Ю. А. Шарандиным, Н. П. Тулаевым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, докладчик по проекту закона о принесении присяги членом Совета Федерации просит о переносе рассмотрения вопроса, это пункт 34, на более поздний срок. Комитет не возражает. Официальное письмо докладчика имеется.
Москалец Александр Петрович - 34-й вопрос по просьбе докладчика предлагается перенести. Нет возражений? Нет. Голосовать нет необходимости.