Заседание № 151

27.09.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 389981-8 "О внесении изменения в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части совершенствования законодательства о противодействии коррупции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2778 по 2995 из 3640
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 12-1   
Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад официального          
представителя правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Андрея        
Викторовича Логинова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан во   
исполнение национального плана противодействия коррупции. Предлагается          
дополнить Федеральный закон "О противодействии коррупции" нормой,               
устанавливающей запрет на совмещение должности главы муниципального             
образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с          
другими должностями в органе местного самоуправления этого муниципального       
образования, а также с должностью руководителя муниципального учреждения либо   
муниципального предприятия этого муниципального образования.                    
                                                                                
Предлагаемое регулирование подготовлено на основании мониторинга практики       
совмещения должностей главами муниципальных образований, и результаты           
мониторинга представили субъекты Российской Федерации. Регионы отметили, что    
при таком совмещении возникают высокие коррупционные риски.                     
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Анатолия Борисовича Выборного.                                         
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет       
Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции                
рассматриваемый проект федерального закона поддерживает и предлагает принять    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Комитет поддерживает данную законодательную инициативу по тем доводам и         
основаниям, которые были изложены в докладе официального представителя          
Правительства Российской Федерации Андрея Викторовича Логинова, и прежде        
всего потому, что законопроект разработан Правительством Российской Федерации   
и внесён в Государственную Думу в развитие Национального плана                  
противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В связи с этим предлагается        
усовершенствовать антикоррупционное законодательство в части, касающейся        
главы муниципального образования. Речь идёт, подчеркну, исключительно о главе   
муниципального образования, который осуществляет свои полномочия на             
неосвобождённой основе. Предлагается установить запрет на совмещение            
должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия     
на непостоянной основе, с другими должностями в органе местного                 
самоуправления этого муниципального образования или с должностью руководителя   
муниципального учреждения либо муниципального предприятия этого                 
муниципального образования.                                                     
                                                                                
Также подчеркну, что предлагаемая новелла является логическим развитием         
антикоррупционного законодательства и аналогична запрету, который ранее нами    
был установлен для лиц, замещающих государственные должности в субъектах        
Российской Федерации. Как считает комитет, принятие данного закона даст         
возможность минимизировать, а возможно, и в принципе исключить коррупционные    
правонарушения на этот счёт.                                                    
                                                                                
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний                  
концептуального характера по проекту федерального закона нет.                   
                                                                                
При таких обстоятельствах комитет предлагает законопроект поддержать и          
принять в первом чтении.                                                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вороновский Анатолий Владимирович, пожалуйста.                                  
                                                                                
ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Главой муниципального образования я отработал более десяти лет на постоянной    
основе с чётким пониманием, что на непостоянной основе эффект от работы будет   
минимальный. Вот в Краснодарском крае нет ни одного главы муниципального        
образования, который работал бы на непостоянной основе. Хотелось бы узнать      
статистику, рассматривалась ли она, какая она у нас по регионам?                
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. У нас статистика приведена в           
пояснительной записке. Всего у нас 19 тысяч муниципальных образований, из них   
3126 глав муниципальных образований осуществляют свои полномочия на             
непостоянной основе. Факты совмещения: в одном случае должность главы           
муниципального образования совмещается с другой должностью в органе местного    
самоуправления, а в 189 случаях должность главы совмещается с должностью        
руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Андрей Викторович, у меня к вам вопрос. Понятно, что надо поддерживать этот     
законопроект, и всё-таки для понимания: вот если глава муниципального           
образования, который работает на непостоянной основе, является директором       
муниципального... условной муниципальной котельной, то это вроде как            
коррупция, а если он является собственником этой муниципальной котельной?       
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Ну, если он является собственником и у него соответствующими      
обязательствами не предусмотрено непосредственное участие в хозяйственной       
деятельности этого субъекта предпринимательства, тогда, конечно, никакого       
нарушения нет.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Андрей Викторович, ещё один пример. У нас очень часто главами муниципальных     
образований являются директора школ - ну, потому что самые грамотные, самые     
уважаемые, не получая заработную плату, естественно, будучи главами,            
осуществляют свои функции. Вот как быть с этим пластом? Их достаточно много.    
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Ну, коллеги, мы должны понимать, почему проводится такой          
водораздел. Действительно, мы не можем ставить этих опытных людей, опытных      
хозяйственников, ответственных, которые выполняют свои должности на             
непостоянной основе, перед выбором: могут ли они заниматься дальше этой         
деятельностью или не могут. Поэтому мы ограничили список только теми            
непосредственно объектами, руководство которых... ну, собственником которых     
является муниципальное образование и руководство которыми действительно         
порождает прямой конфликт интересов. В противном случае, если он является       
руководителем какого-то коммерческого предприятия или вот является              
собственником котельной, возвращаясь к предыдущему вопросу... Ну, котельная     
просто не может находиться в его собственности, если она является               
муниципальной. Так вот в таких случаях, конечно же, мы должны действительно     
максимально обеспечить, чтобы в органах местного самоуправления принимали       
участие люди с соответствующими профессиональными качествами и навыками.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович.                                 
                                                                                
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Андрей Викторович, вопрос следующий: как вы будете трактовать этот закон -      
для вновь назначаемых или для тех, кто уже работает? И как вы видите            
практическое применение этого закона?                                           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Он, конечно, будет распространяться и на вновь назначаемых, и     
на тех, кто работает, потому что в противном случае для этих 189 лиц это        
будет нарушением закона - продолжение совмещения своих должностей.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Андрей Викторович, ну, понятно, что с коррупцией бороться      
надо, закон принимать надо, но тем не менее у меня вопрос следующий. Вот мы     
запрещаем возглавлять муниципальное предприятие главе муниципального            
образования, ну, хорошо, будет он работать на коммерческом предприятии          
директором либо просто работником, и, на мой взгляд, он точно так же может      
использовать своё служебное положение для достижения своих целей, задач и так   
далее, зарабатывать деньги, потому что он работает на непостоянной              
профессиональной основе. Я просто хотел бы задать вопрос такой как бы более     
фундаментальный: может быть, нам всё-таки убрать все эти риски, подумать и      
внести поправки, чтобы главы муниципальных образований работали все на          
постоянной платной профессиональной основе?                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Напомню, что в             
Государственной Думе находится на рассмотрении принятый в первом чтении         
проект федерального закона о местном самоуправлении, который как бы реализует   
реформу местного самоуправления на ближайшие годы, и, я думаю, при              
рассмотрении и подготовке его ко второму чтению такой подход следует учесть.    
Пока же, принимая этот закон и голосуя за этот закон, мы как бы фиксируем       
наше понимание вот этих коллизий, которые могут возникнуть, если глава,         
работающий на непостоянной основе, будет совмещать это с руководством МУПа      
или другого муниципального предприятия.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Андрей Викторович, вот вам не кажется, что это такой политический закон,        
когда в очередной раз говорится о том, что население, народ Российской          
Федерации... он вообще, скажем так, не нужен и к нему отношение плёвое? Вот     
смотрите, в результате вступления в силу этого закона 200 семей лишатся         
средств к существованию. Вы при подготовке этого законопроекта думали о том,    
куда трудоустроить этих людей? Вы поезжайте в село и посмотрите, сколько там    
хозяйствующих субъектов: кроме муниципальных образований и кроме                
муниципальных каких-то предприятий ничего нет в этом селе, там                  
трудоустроиться невозможно. А сейчас мы 200 человек выкинем на улицу. И         
подход такой, что борьба с коррупцией... Второй месяц у нас на солярку, на      
бензин цена держится - здесь никакой коррупции нет, а в селе, где копейки уже   
считают, у нас какая-то коррупция... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Вопрос понятен, ну, как бы по содержанию сказанного вами, но      
мне, честно говоря, непонятен. Вы говорите о чьих 200 семьях, руководителей     
муниципальных предприятий и муниципальных унитарных предприятий? А как мы их    
лишим, этих руководителей?.. Поверьте, они живут гораздо лучше всех своих       
односельчан или жителей этого муниципального образования. Как мы их лишим?..    
Они откажутся от должности, которую они занимают, извините, на непостоянной     
основе, им за это не платят. Что, мы их лишим премий, которые они будут себе    
выписывать? Вы понимаете? Вчитайтесь в законопроект, пожалуйста. Извините.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет        
выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции", пункт 7.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.