Заседание № 86
11.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 389816-3 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (о введении ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3315 по 3455 из 5553
Переходим к рассмотрению пункта 11, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Законодательная Дума Хабаровского края просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад по законопроекту сделает Пётр Борисович Шелищ. Пожалуйста. Включите микрофон депутату Шелищу. ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект, внесенный Законодательной Думой Хабаровского края, предлагает изложить в новой редакции статью 156 Уголовного кодекса и внести изменения в часть первую статьи 157. Обе статьи входят в главу 20 Уголовного кодекса, которая называется "Преступления против семьи и несовершеннолетних". Статья 156 в нынешней редакции называется "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних", Законодательная Дума Хабаровского края предлагает назвать ее иначе: не "Неисполнение обязанностей...", а "Уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего". А самое главное, что предлагается, - это конкретизировать, по мнению Думы Хабаровского края, состав преступления, а по мнению комитета, существенно его сузить. Предлагается так определить это уклонение: уклонение родителя или иного лица, на которое возложены обязанности родителя по воспитанию несовершеннолетнего, от исполнения своих обязанностей, выразившееся в необеспечении получения несовершеннолетним основного общего образования, продолжающемся после предупреждения специализированным государственным органом, или соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним. Ну, в действительности по действующему законодательству, по Семейному кодексу, обязанности по воспитанию несовершеннолетнего родителей или лиц, их заменяющих, не сводятся к обеспечению получения им основного общего образования. К ним относятся также и забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка, и совершенно неправильно было бы декриминализировать уклонение, неисполнение такого рода обязанностей родителями или лицами, их заменяющими. Далее. Предлагаемая новая редакция части второй статьи 156 Уголовного кодекса предусматривает такой квалифицирующий признак, как истязание несовершеннолетнего, но для этого случая существует статья 117 УК, которая так и называется - "Истязание", и она предусматривает лишение свободы на срок до семи лет, если истязанию подвергается заведомо несовершеннолетний. Законопроект же предлагает за эти действия наказывать лишением свободы на меньший срок - до пяти лет. Возникает коллизия правовых норм, и, на взгляд комитета, она возникает совершенно необоснованно. Никакого основания снижать верхний предел срока наказания по статье "Истязание" в случае, если ему подвергается несовершеннолетний, мы считаем, нет. Законопроект также увеличивает размер уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в случае жестокого с ним обращения педагогов или других работников общеобразовательных учреждений, которые обязаны осуществлять надзор за несовершеннолетними, до трех лет лишения свободы. Полагаем, что это не будет способствовать обеспечению родителями получения ребенком основного общего образования. Сегодня лишение свободы не предусматривается по этой статье. Задача не в том, чтобы посадить родителя, а в том, чтобы он исполнял свои обязанности. В статью 157 Уголовного кодекса, которая называется "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей", предлагается также ввести наказание в виде лишения свободы, причем на срок до двух лет. Прежде, до декабря 2002 года, было такое наказание, только на срок до одного года, но было признано, что это также не способствует решению задачи обеспечить надлежащее содержание детьми своих нетрудоспособных родителей. Комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить данный законопроект. Такого же мнения придерживается Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Имеется также отрицательное заключение правительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам? Мы пока еще не голосуем. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Желающие выступить? Плетнёва и Лахова. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Если вчитаться в название и вдуматься в суть... Конечно, на первый взгляд может показаться, что надо голосовать за. Потому как действительно ответственность за неисполнение обязанностей педагогами, родителями по воспитанию детей, получению образования и вообще за то, как дети живут в семье, должна быть. Я обычно всегда поддерживаю предложения, которые идут с мест, но в данном случае, внимательно посмотрев законодательство, которое уже есть, полностью согласна с докладчиком, сказавшим, что некоторые пункты вносимого проекта даже ослабляют наказание. С другой стороны, меня очень смущает такая формулировка, например: педагогу за неисполнение функций по воспитанию детей - три года тюремного заключения. Такая общая формулировка ведь может и навредить, потому что тут нужна четкая градация, в чем это выражается. Это может выражаться, допустим, в физическом насилии - тогда это будет одно наказание, это может совершенно в другом выражаться, например в отношении, ну, несерьезном, что ли, - это совершенно другое наказание. Поэтому вот эта общая формулировка меня тоже смутила, и я не стала бы поддерживать вот этот законопроект. Кроме того, там есть и такие пункты, которые, например, предполагают взимание большого штрафа с родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию. Мы с вами и так видим, сколько у нас случаев, когда то родители пьяницы, то вообще они относятся к своим прямым обязанностям очень плохо. Но опять же штраф куда должен направляться? Он может просто идти в бюджет, а ведь есть возможность, допустим, эти же деньги направлять на воспитание этих же детей. Это всё очень неконкретно и нечетко сказано. Поэтому я считаю, что то, что сегодня в законодательстве есть, более соответствует тому наказанию, которое должны нести родители или воспитатели за неисполнение своих обязанностей. Наша фракция воздержится от поддержки этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лахова Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитетом подготовлены поправки в Семейный кодекс, административный кодекс, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы. Они уже внесены в Государственную Думу и в последующем будут обсуждаться. Данный законопроект прошу не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не хотели бы выступить? Нет. Заключительное слово докладчику требуется? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 10 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 17 чел.3,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9% Результат: не принято Не принято.