Заседание № 257
О проекте федерального закона № 389539-4 "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся персональных данных пассажиров воздушных судов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пожалуйста, Виктор Семёнович, по вопросу 5. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации". ОПЕКУНОВ В. С. Да, спасибо. Уважаемые коллеги, Комитет по энергетике, транспорту и связи также представляет подготовленный к третьему чтению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации", принятый во втором чтении 9 ноября 2007 года. Законопроект прошёл правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизы. Согласно заключению Правового управления Аппарата Госдумы замечаний по данному законопроекту нет. Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять данный федеральный закон. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по докладу комитета? Нет замечаний. Выносим на "час голосования". Вот теперь уже точно присаживайтесь, пожалуйста, Виктор Семёнович.
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 01 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 389539-4 "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся персональных данных пассажиров воздушных судов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации". Виктор Семёнович Опекунов доложит данный вопрос. Пожалуйста, Виктор Семёнович. ОПЕКУНОВ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, комитет представляет подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации". Законопроектом норма Воздушного кодекса приводится в соответствие с положениями Федерального закона "О транспортной безопасности", который недавно принят был Думой. Кроме этого, проектом создаются правовые основы передачи персональных данных пассажиров воздушных судов, осуществляющих полёты в иностранные государства, в уполномоченные органы этих стран. Проблема передачи таких данных очень важна в контексте общемирового усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и актами терроризма. В первом чтении законопроект был принят 6 апреля текущего года. На законопроект было получено заключение аппарата Президента Российской Федерации, все содержащиеся в нём замечания при доработке законопроекта учтены. От субъектов права законодательной инициативы на проект поступило десять поправок. Комитет рассмотрел эти поправки и рекомендует восемь из них принять, две отклонить. Они сведены в соответствующие таблицы. Прежде всего поправками в законопроект введена ссылка о его соответствии законодательству Российской Федерации о персональных данных. Понятийный аппарат законопроекта был согласован с положениями Федерального закона "О транспортной безопасности". Объём персональных данных пассажиров, которые можно будет передавать в уполномоченные органы иностранных государств, теперь будет ограничен перечнем, определённым Федеральным законом "О транспортной безопасности", то есть российским законодательством, если иное не установлено международными договорами России. Срок вступления закона в силу для подготовки необходимых подзаконных актов увеличен при доработке проекта до ста восьмидесяти дней после официального опубликования этого закона. Получено положительное заключение Правового управления, без замечаний. Комитет рекомендует утвердить таблицы поправок, рекомендованных к принятию и отклонению, и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Коллеги, в таблице 1 восемь поправок. Есть по ней замечания? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 1? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 23 сек.) Проголосовало за 279 чел.62,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 279 чел. Не голосовало 171 чел.38,0% Результат: принято Принято. Таблица отклонённых состоит из двух поправок. Есть замечания? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу отклонённых комитетом поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 55 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел.37,3% Результат: принято Принято. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 24 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 389539-4 "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся персональных данных пассажиров воздушных судов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы с вами договорились после пункта 25 рассмотреть пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Аристова Сергея Алексеевича. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На рассмотрение Государственной Думы выносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации". В настоящее время в целях усиления борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в ряде зарубежных государств приняты или разрабатываются дополнения в законодательство, касающиеся обязательного предоставления электронного доступа правоохранительных органов в системы бронирования авиакомпаний. Предварительные исследования персональных данных пассажиров позволяют повысить эффективность проводимых предупредительных мероприятий. В действующей редакции статьи 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации уже предусмотрена схема передачи персональных данных пассажиров правоохранительным органам Российской Федерации. Вместе с тем эта статья не определяет возможности передачи таких данных в правоохранительные органы иностранных государств, объём данных органичен определёнными сведениями, не соответствующими сегодня закону "О транспортной безопасности...". Соединённые Штаты и Канада после событий 2001 года приняли законодательные акты, обязывающие все авиакомпании, независимо от их государственной принадлежности, если они совершают полёты над территорией этих стран, предоставлять доступ правоохранительным органам указанных государств к персональным данным о пассажирах в системах бронирования перевозок. Аналогичные правила сегодня разрабатываются в Европейском союзе, Китае и Индии. В соответствии с международным правом в области гражданской авиации государства в пределах своих территорий осуществляют полную юрисдикцию в отношении авиаперевозчиков, прибывающих на их территории. Поэтому требования государств, в данном случае Соединённых Штатов Америки и Канады, обязательны для исполнения и нашими перевозчиками. В связи с изложенным российские назначенные авиаперевозчики при осуществлении полётов в государства, законодательство которых предусматривает обязательное предоставление правоохранительным органам электронного доступа в системы бронирования авиакомпаний, ограничены в возможности выполнения таких авиаперевозок. Невыполнение авиакомпаниями требований законодательства государства в области безопасности на транспорте, в свою очередь, влечёт применение в отношении них различных санкций со стороны уполномоченных властей. Вот для примера могу сказать, что в Соединённых Штатах на пассажира, прилетевшего без переданных на него персональных данных, может быть наложен штраф до 5 тысяч долларов. В результате длительных переговоров в настоящее время указанная санкция в отношении российских авиакомпаний и российских авиапассажиров временно не применяется до изменения российского законодательства, что было в переговорном процессе достаточно сложным, но нам удалось пока это сделать. Однако авиационные власти Соединённых Штатов и Канады систематически напоминают о возможности введения санкций вновь при затягивании этого вопроса. По мнению Министерства иностранных дел, невыполнение российскими авиакомпаниями требований американского и канадского законодательства может превратиться в серьёзный раздражитель отношений между нашими странами и, безусловно, ограничить возможности наших авиаперевозчиков. При проведении консультаций американской и канадской сторонами было однозначно заявлено, что государство гарантирует полную конфиденциальность и защиту информации от несанкционированного доступа к ней, а их авиакомпании, совершающие полёты в Российскую Федерацию, готовы предоставлять на основе взаимности правоохранительным органам Российской Федерации аналогичные сведения. И в порядке информации могу сказать, что сегодня уже девяносто две авиакомпании из шестидесяти пяти стран мира предоставляют информацию правоохранительным органам Соединённых Штатов и Канады. Представляемый законопроект направлен на урегулирование возникшей проблемы, и принятие его не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад от Комитета по энергетике, транспорту и связи сделает Горбачёв Владимир Лукич. ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Официальный представитель Правительства Российской Федерации достаточно подробно раскрыл необходимость и сущность законопроекта. Проектом создаются правовые основы передачи персональных данных пассажиров воздушных судов, осуществляющих полёты в иностранные государства, в правоохранительные органы этих стран. Признавая актуальность концепции законопроекта, комитет считает необходимым отметить, что редакция проекта имеет целый ряд существенных юридических недоработок. Прежде всего отсутствует норма о корреспонденции законопроекта с законодательством Российской Федерации о персональных данных. Нет также ссылки на ратифицированную Российской Федерацией Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Понятийный аппарат проекта не согласован с положениями Федерального закона "О транспортной безопасности". Кроме того, проектом не определён конкретный перечень персональных данных пассажиров, подлежащих внесению в информационные системы персональных данных. Как можно понять из пояснительной записки к законопроекту, предполагается использование всех данных, содержащихся в системе бронирования перевозки. Федеральным законом "О транспортной безопасности" уже установлен закрытый перечень соответствующих персональных данных, более ограниченный по сравнению с перечнем данных системы бронирования, и только этот закрытый перечень персональных данных может вноситься на законных основаниях в информационные системы для дальнейшего использования. Комитеты Государственной Думы, являющиеся соисполнителями по этому законопроекту, в своих заключениях также отметили ряд недоработок редакции законопроекта. Так, вызывает сомнение предложенный срок вступления в силу закона - со дня его официального опубликования. В целях реализации положений законопроекта потребуется принятие нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации. Как показывает практика, издание подобных нормативных правовых актов требует значительных временных затрат. Представляется, что в целях предотвращения дезорганизации деятельности авиаперевозчиков и правоохранительных органов срок вступления законопроекта в силу должен быть увеличен. Таким образом, законопроект нуждается в существенных юридико-технических коррективах. Учитывая возможность доработки законопроекта при его подготовке ко второму чтению, Комитет по энергетике, транспорту и связи и комитеты-соисполнители считают возможным принятие проекта федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Лукич. Есть ли вопросы? Один вопрос... Два вопроса. Первый вопрос - Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. У меня вопрос и к Сергею Алексеевичу, и к Владимиру Лукичу. Сергей Алексеевич, вы сказали, что на 5 тысяч долларов могут оштрафовать человека, прилетевшего в США. Может быть, вы тогда поясните: какие именно конкретные данные они требуют, чтобы мы им предоставляли? И, Владимир Лукич, вы говорите, что можно доработать законопроект. А если перечень данных, который нам сейчас перечислят, не будет соответствовать закону "О персональных данных", который у нас уже принят, надо будет менять и тот закон? То есть мы не успеем этого сделать. Как получается? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Статьёй 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" полностью определён весь перечень персональных данных пассажиров по всем видам транспорта. Ну, они одинаковые в данном случае. Это личностные данные: фамилия, имя, отчество, соответственно то, что записывается в паспортных данных; это время и пункты полёта в данном случае, если применительно к авиации; и, соответственно, идентификация как гражданина соответствующего государства. Других данных от нас и не требуется. Тут я бы просил учитывать одну такую вещь. Пассажир, перелетая в Соединённые Штаты и в Канаду в данном случае, при получении визы, поскольку визовый режим, предоставляет порядка до тридцати с лишним позиций сведений о себе. А здесь объём данных не выходит даже за половину того, что гражданин при заполнении визы в консульстве уже предоставляет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, у меня также вопрос к Сергею Алексеевичу и Владимиру Лукичу. Уважаемый Сергей Алексеевич, вот всё, что связано с базами данных в последние годы... Мы с вами, все присутствующие, прекрасно знаем, что они попадают в некие истории, когда и милицейские, и гаишные, и налоговые базы данных становятся доступными тем, кого и близко нельзя было бы к ним подпускать. И в этой связи - я буду поддерживать принятие этого законопроекта - всё-таки скажите, какие меры правового, организационного характера предлагается принять, для того чтобы уйти от этого и защитить базы персональных данных. Сергей Алексеевич, очень большая просьба ответить на вопрос, поскольку это связано с бронированием билетов: что у нас вот с законом об электронной торговле в этом контексте? Он всё-таки будет действовать в этом году или нет? Вы представили очень хороший текст проекта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Ну, во всяком случае, правильно поднят вопрос, хотя он не совсем относится к предмету регулирования данного закона. Воздушный кодекс не может определять степень ответственности за несанкционированную передачу информации посторонним лицам, это есть в законе о персональных данных, там предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Имеющееся поручение президента о создании централизованной автоматизированной информационной базы персональных данных предполагает создание в том числе и защиты определённой степени как технологического, так и организационного порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Коллеги, представитель правительства высказался, когда нам докладывал законопроект. Представитель президента желает высказаться? Не желает. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 50 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0% Результат: принято Принято.