Заседание № 167
О проекте федерального закона № 389424-8 "О внесении изменений в часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о сохранении административной ответственности за управление транспортным средством, не соответствующим техническим требованиям по светопропусканию лобового стекла, и об исключении ответственности в части, касающейся тонирования боковых стёкол).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данная инициатива, внесённая депутатами фракции ЛДПР, направлена на то, чтобы отменить существующий административный штраф за тонирование передних боковых стёкол транспортных средств. Сегодня этот вопрос регулируется ГОСТом, и при нарушении ГОСТа водителя привлекают к ответственности: штраф - 500 рублей. Конечно, этот штраф никого не пугает. Но правоприменители придумали новую форму воздействия, когда выписываются соответствующие документы и, если в установленный разумный срок (по версии МВД, это минимум сутки) тонировка не устранена, применяется другая статья административного кодекса - неповиновение законному требованию сотрудника полиции. И в этом случае может быть административный арест в отношении водителя, который не удалил тонировку. Случаев очень много разных, скандальных, когда требуют удалить тонировку, а её нельзя удалить, не нанося ущерб стёклам. И этот вопрос очень чувствительный. Мы проанализировали практику разных стран. Например, в южных странах тонировка разрешена, в некоторых странах есть территории, где штрафуют, наоборот, за отсутствие тонировки. У нас очень разная страна, у нас есть депутаты, которые представляют республики Северного Кавказа, юг страны, возьмите Ставропольский край, Краснодарский край, Волгоградскую область: ну, в летний период, когда жара до 40 градусов, когда яркое солнце, гораздо комфортнее ехать в автомобиле с тонированными стёклами. Кроме этого, это вопрос и безопасного управления, создаётся определённая комфортная среда. Использование тонировки влияет позитивно и на работу системы охлаждения, то есть снижает износ этой системы и меньше требуется затрачивать ресурса. Столько писем, сколько мы получили, - ну, наверное, единичные законопроекты получают такую поддержку со стороны наших избирателей. Я этим летом в Ставрополе в жару ехал с водителем, он спросил: "Когда уже отмените запрет тонировки?" То есть это вопрос, который волнует водителей, волнует пассажиров, это комфорт и безопасность. И нам говорят о том, что этого сделать нельзя, потому что это всё в интересах безопасности, управлять транспортным средством с тонированными стеклами небезопасно, есть вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия. Но если посмотреть на статистику, из-за чего происходят ДТП, то становится понятно, что из-за состояния автомобиля ДТП происходят очень нечасто, больше из-за плохих дорог, несоответствия знаков разметки, не убранного с дорог мусора, в нетрезвом виде ездят, обгоняют, выезжают на встречную полосу и так далее. Что касается тонировки. Тонируют? Конечно тонируют, в том числе представители органов государственной власти, достаточно приехать в отдельные субъекты и посмотреть, как в жару перемещаются автомобили. Нарушения есть? Есть. Почему мы не легализуем то, что явно, ну, нужно легализовать? Мы предлагали правительству пойти по пути наименьшего сопротивления и скорректировать ГОСТ. Пусть не 100-процентную тонировку, давайте разрешим хотя бы 50-процентную. Сегодня же в ГОСТе содержится норма 75 процентов, и она не устраивает - придумывают разные шторки, придумывают быстросъёмные плёнки. Ну мы сами вынуждаем водителей обходить нормы Правил дорожного движения, не нести никакой ответственности, создаём напряжённость на дороге, создаём небезопасные и некомфортные условия для управления. Вот есть здесь, в зале, женщины-водители. Что вы ответите, если у вас спросить, как более комфортно управлять транспортным средством: когда вы едете и на каждом светофоре к вам в окно заглядывают, смотрят, кто-то недоволен вашим вождением и что-то показывает, кто-то хотел бы познакомиться, начинает стучаться и требовать телефон или когда автомобиль затонирован, когда вы через тонированное стекло не даёте возможность установить с вами визуальный контакт? Ну, ответ, конечно, очевиден. И я это не от себя - повторяю, эти аргументы я слышал от тех, кто работает в общественных организациях, которые защищают права автомобилистов. Эта аргументация, может быть, и звучит для кого-то странно, но всё это практика жизни. По просьбе большого автомобильного сообщества, по просьбе общественных организаций, которые вплотную с нами взаимодействуют, я убедительно прошу вас поддержать нашу инициативу и отменить штраф за тонирование передних боковых стёкол, дав возможность комфортно и безопасно управлять транспортным средством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Что предлагается законопроектом, который доложил уважаемый Ярослав Евгеньевич? Скорректировать часть 3-1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях с целью исключить ответственность за тонировку передних боковых стёкол автомобилей. Я хотел бы обратить ваше внимание, что требования по светопропусканию ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, установлены Техническим регламентом Таможенного союза. Таким образом, представленный проект федерального закона не соответствует положениям международного правового акта, действующего и применяемого в системе Евразийского экономического союза, куда мы входим. Более того, в случае принятия закона административная ответственность за несоответствие передних боковых стёкол транспортного средства требованиям по светопропусканию будет наступать не в соответствии с частью 3-1 статьи 12.5, как сегодня мы услышали в докладе, а в соответствии с частью 1 данной статьи, которая предусматривает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Ну, соответственно, вот те аргументы, которые приведены автором... Не будет достигнута цель, и смысл принимать теряется. Также я считаю необходимым отметить, что положение о запрете тонировки боковых стёкол направлено в первую очередь на предупреждение дорожно-транспортных происшествий за счёт обеспечения необходимой обзорности для водителя. Я думаю, никто не против, все согласимся с этим. Таким образом, с предложенными изменениями невозможно согласиться не только по причинам правового характера, но и по существу. Ну, кроме того, технический прогресс достаточно широко шагнул вперёд: есть атермальная плёнка, я вот ею пользуюсь, 12 процентов она даёт, никакой жары особо не даёт, и видимость допустимая - пожалуйста, пусть применяют, и проблем не будет. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект закона, пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 44 сек.) Проголосовало за 22 чел.4,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3 % Результат: не принято Отклоняется.