Заседание № 55
12.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 389-7 "О дополнительных мерах поддержки молодых семей" (в части улучшения жилищных условий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7809 по 7893 из 10217
Вопрос 43, проект федерального закона "О дополнительных мерах поддержки молодых семей". Доклад Ольги Николаевны Епифановой. Пожалуйста, Ольга Николаевна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё зависит от Ольги Николаевны, а перерыв можно продлить - вы Регламент знаете - на то время, на которое мы задержались. Тем более у нас включены дополнительные вопросы. ЕПИФАНОВА О. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О дополнительных мерах поддержки молодых семей", внесённый депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона направлен на предоставление молодым семьям более широких возможностей для реализации конституционного права на жилище, а также на скорейшее достижение целей демографической политики. Проблема улучшения жилищных условий молодыми семьями, не имеющими, как правило, достаточного дохода для самостоятельной покупки жилого помещения, неоднократно отражалась в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Как указывалось в посланиях, необходимо концентрировать внимание на этой проблеме и прилагать особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим. Жильё - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению детей, наиболее востребованное социальное благо, о чём свидетельствует популярность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. В частности, одним из таких механизмов является институт социальных выплат, предусмотренный подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также в рамках региональных жилищных программ, которые реализуются во многих субъектах Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации, по официальным данным Правительства Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий являются порядка 300 тысяч семей, при этом общее количество молодых семей - участников подпрограммы составляет около 225 тысяч семей, из них ежегодно в рамках подпрограммы получают поддержку всего 13-15 тысяч семей. Сравните, нуждаются в жилье 300 тысяч молодых семей, участвуют в подпрограмме 225 тысяч семей, а поддержку получают 13-15 тысяч семей. Сколько лет нужно ждать, чтобы подошла очередь на получение поддержки? Десять лет, двадцать? А если за это время семья перестаёт быть молодой, возраст членов семьи превышает 35 лет, то из подпрограммы они выбывают, и в депутатской почте полно таких писем. Ну и как вы думаете, уважаемые коллеги, может ли эта вялотекущая подпрограмма реально и решительно переломить ситуацию? Ответ: нет, не может. Объёмы финансирования, выделяемые на реализацию подпрограммы, просто несоизмеримы с количеством молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Известно также, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, однако средства региональных бюджетов также не позволяют сколько-нибудь успешно решать поставленную задачу. Не нужно никаких специальных расчётов, чтобы понять, что в большинстве случаев без дополнительной государственной поддержки молодые семьи не в состоянии получить доступ на рынок жилья. В связи с этим, развивая различные подходы обеспечения молодых семей жилыми помещениями, законопроект предлагает следующие дополнительные меры поддержки: предоставление многодетной молодой семье беспроцентного целевого займа на приобретение или строительство жилого помещения со сроком погашения до двадцати пяти лет; предоставление льготной процентной ставки по кредитному договору (договору займа) на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление молодой семье социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; получение жилищной субсидии на погашение части основного долга и (или) процентов по кредиту (займу) при рождении ребёнка. Вот в чём особенность наших предложений. Да, молодые семьи не имеют необходимых накоплений для приобретения жилых помещений, зато они имеют устойчивый и в перспективе растущий доход. Кроме того, они не выйдут из трудоспособного возраста до окончания срока выкупа построенных жилых помещений или возврата заёмных средств. Поэтому мы полагаем, что эти обстоятельства делают предложенные виды содействия весьма привлекательными для молодых семей, и это самым положительным образом скажется на их социальном благополучии и решении государственных демографических задач. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Уважаемые коллеги, объявляется перерыв до 18 часов 33 минут. Подготовиться к выступлению с содокладом Ольге Владимировне Окуневой.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7911 по 8582 из 10217
Уважаемые коллеги, мы с вами продолжаем рассмотрение вопроса 43. Содоклад Ольги Владимировны Окуневой. Пожалуйста. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем проект закона "О дополнительных мерах поддержки молодых семей". Я думаю, в этом зале нет равнодушных людей или тех, кто считает, что в наших условиях не надо поддерживать молодую семью. Ольга Николаевна достаточно подробно остановилась на проблемах молодых семей, на ситуации в экономике и на необходимости поддержки, я же остановлюсь на замечаниях комитета к данному законопроекту. При этом хочу отметить, что комитет очень внимательно рассмотрел законопроект и благодарен авторам законопроекта за то, что поднимается эта тема, за то, что такое внимание уделяется институту семьи и молодым семьям, но мне хотелось бы высказать, ещё раз подчеркну, ряд замечаний. Проектом закона устанавливаются новые полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но чёткого разграничения этих полномочий в законопроекте, к сожалению, не предусматривается. В настоящее время поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей". Ольга Николаевна в своём выступлении сказала, что ежегодно порядка 13-15 тысяч семей получают поддержку благодаря этой подпрограмме. Подпрограмма рассчитана до 2020 года, на эти цели будет направлено порядка 20 миллиардов рублей. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных... и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, что тоже подчеркивали авторы законопроекта, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов имеют право устанавливать дополнительные меры поддержки семей. Мы сегодня говорили о программе обеспечения жильём молодых семей. В этой программе участвует порядка шестидесяти субъектов Российской Федерации, и мы понимаем, что неучастие субъектов в программе, в её софинансировании связано с состоянием бюджетов этих субъектов Российской Федерации, хотя они имеют право в том числе предусматривать и свои собственные дополнительные меры поддержки. Участвующие в программе субъекты Российской Федерации, даже предусматривая порой средства для участия, не всегда получают соответствующую поддержку от федерального центра. Я знаю об этом в том числе и на примере региона, от которого сама была избрана, - Смоленской области: в прошлом году из федерального бюджета регион не получил эти средства, и, поскольку в региональном бюджете эти суммы были предусмотрены, регион самостоятельно в соответствии с законодательством оказывал поддержку молодым семьям. Действительно, сегодня порядка двухсот двадцати пяти семей участвуют в программе, и, мне кажется, наша совместная задача - комитет должен проявить настойчивость при рассмотрении бюджета на очередной период - состоит в том, чтобы средства на эту программу выделялись в большем объёме. В 2017 году предусмотрено 4 миллиарда 234 миллиона рублей на реализацию этой программы. Какой следует вывод? Законодательство Российской Федерации содержит все положения, которые необходимы для поддержания семей. Кроме того, следует напомнить, уважаемые коллеги, что уже десять лет действует другой закон - я имею в виду решение по материнскому капиталу. У нас имеют право на эту меру поддержки 7 миллионов 611 тысяч семей, но только 4 тысячи 600 семей реализовали своё право. А механизмы возмещения также в 5-й статье законопроекта для тех организаций, которые, как предлагается, должны выделять займы, не предусмотрены. Можно добавить тридцать секунд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Добавьте, пожалуйста, тридцать секунд. ОКУНЕВА О. В. Спасибо. При этом дополнительная нагрузка ложится и на бюджеты субъектов, и на бюджет Российской Федерации. Ещё раз хочу подчеркнуть: у нас есть невыполненные обязательства по обеспечению многодетных семей земельными участками из-за того, что нет соответствующих инженерных сетей и коммуникаций, и наша задача, уважаемые коллеги, наверное, состоит в том, чтобы дать возможность работать уже принятым, действующим законам. Комитет данный законопроект предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Владимировна. Пожалуйста, вопросы докладчику и содокладчику. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Ольга Владимировна, вы утверждаете, что все необходимые законодательные решения по этому вопросу существуют. Но подпрограмма поддержки молодой семьи, жилищная, мягко говоря, не выдерживает никакой критики с точки зрения финансового обеспечения. Что же касается материнского капитала, малых средств из него, которые используются на приобретение жилья, совершенно понятно, что материнского капитала для этого явно не хватает. Скажите, пожалуйста, а просчитывал ли комитет экономическую эффективность закона с учётом того, что, во-первых, он будет стимулировать жилищное строительство, а это означает рост экономики и исполнение поручений президента, и что, во-вторых, дополнительно появившиеся дети будут налогоплательщиками, и затраты, которые здесь предполагаются, окупятся многократно? Спасибо. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Начну с последнего. Экономическую эффективность закона должны были рассчитать авторы и предложить нам в качестве финансово-экономического обоснования этого законопроекта. На сегодняшний день источники не указаны, хочу также подчеркнуть, что бюджет будет нести дополнительную нагрузку. Российские семьи, которые получили материнский капитал, более 93 процентов российских семей использовали его на приобретение жилья. Во время встреч в регионах в региональную неделю я и мои коллеги перед проведением по инициативе комитета "круглого стола", посвящённого 10-летию материнского капитала, обсуждали эту тему. Мы обращались к председателю правительства, к вице-премьеру, курирующему социальный блок, во время её приезда для выступления в Государственной Думе и знаем о решении председателя правительства - есть его поручение - с 2020 года индексировать материнский капитал и о том, что его размеры будут увеличены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Ольге Николаевне. Ольга Николаевна, это всё-таки рамочный законопроект, но не совсем понятно, в каких рамках будет в итоге идти финансирование: будут это средства местных бюджетов, региональных бюджетов, федерального бюджета и в каком соотношении, только ли в рамках программы, которая существует, либо планируется её расширение? Не совсем ясны механизмы, отсюда и такое финансово-экономическое обоснование. Может быть, вы что-то сможете нам пояснить: как всё-таки реально будет реализовываться или планируется реализовывать данный закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Николаевна. ЕПИФАНОВА О. Н. В первую очередь я хотела бы сказать, что мы очень давно выступаем за то, чтобы многодетная семья, даже молодая семья, получая возможность взять в ипотеку квартиру, с рождением каждого ребёнка получала бы субсидию, частично, в размере 25 процентов закрывающую ипотеку, и тогда мы с вами имели бы в каждой семье по четыре ребёнка и фактически квартиру, в которой дети могли бы жить. Мы все знаем, что долг регионов сейчас превышает 2,5 триллиона рублей. И я представляю четыре региона, часть из них не в состоянии сильно финансировать программу. Но самое печальное - я говорю про подпрограмму по молодым семьям - то, что, как правило, в ноябре или в декабре оказывается, что всё-таки в регионе освоены не все деньги, даже те малые, и, соответственно, они переходят на другие статьи. Тут есть небольшая ремарка по поводу материнского капитала: я встречалась с обществами многодетных - им катастрофически не хватает этой суммы, потому что эта сумма идёт только на то, чтобы заплатить первичный взнос по ипотеке на двухкомнатную квартиру, а реально эти семьи не зарабатывают на те, скажем, кредиты и проценты, которые должны выплачивать в течение пятнадцати-двадцати лет, поэтому и перестали сертификаты использовать на улучшение жилищных условий, хотя ещё в шестом созыве мы в комитете очень старались сделать так, чтобы расширить их действие - дать возможность использовать на ремонт, на возведение пристроек. Конечно, здесь в основе своей нужны федеральные деньги либо с очень маленьким софинансированием со стороны регионов, потому что те меры, которые мы перечисляем, это и льготные кредиты, то есть фактически субсидирование федеральным бюджетом процентов банкам, это и погашение кредита или займа в процентном соотношении по мере появления детей... И я вам хочу сказать, что ситуация только ухудшается, и мы с вами уже даже и в СМИ читаем, что у нас начался очередной демографический провал, связанный с тем, что сейчас детородными являются те, кого рожали в 90-е годы, например, мои дети, у которых в классе было не тридцать человек, а семь, восемь, десять человек. И из-за нашей экологии и пищи очень многие из них, к сожалению, бездетны. Так что проблема огромная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть такие. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, с места. ШЕИН О. В. Оттолкнёмся от темы демографии. Мы хорошо знаем, что уже за первые пять месяцев текущего года смертность в России превысила рождаемость на 120 тысяч человек. Мы хорошо знаем, что коэффициент фертильности 1,77 является недостаточным для простого воспроизводства населения и что Россия стоит на пороге глубочайшего демографического спада, который со всей его глубиной и яркостью надо ожидать не позднее чем в 2030 году, причём это уже практически необратимо. В этих условиях поддержка молодых семей и поддержка рождаемости, очевидно, должны входить в перечень приоритетных государственных задач, и никаких бюджетных денег на это не должно быть жалко. Кстати, возвращаясь к теме налоговой нагрузки, я хочу напомнить, что доля налогов в ВВП в России составляет порядка 30 процентов, в то время как доля налогов в ВВП в странах Западной Европы, Северной Европы составляет порядка 45 процентов. Поэтому все эти сказки про задушенный налогами бизнес не надо здесь повторять, он задушен, но не налогами, и на это есть совершенно другие причины, особенно если мы говорим про большой, про крупный бизнес. Что касается действующих программ, их на самом деле две, одна из них программа материнского капитала. В своё время удалось, и я в этом участвовал, добиться предоставления семьям возможности покупать стройматериалы на эти деньги, покупать жильё у частных собственников, но мы хорошо понимаем, что сумма меньше чем 500 тысяч рублей является совершенно недостаточной, особенно для горожан. Программа поддержки молодых семей предполагает непосредственное вложение денег самими молодыми семьями на уровне 600-700 тысяч рублей, что при медианной заработной плате в стране в 20 тысяч рублей, в условиях, когда у молодёжи эта заработная плата ещё ниже, является, очевидно, малодоступным для огромной доли населения. В этих условиях фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает представленный моей коллегой законопроект, мы считаем его стратегически важным для страны, потому что если мы, повторю ещё раз, говорим о поддержке рождаемости... Посмотрите, пожалуйста, цифры последних двух лет: у нас идёт колоссальное обрушение, оно затрагивает в том числе и кавказские республики. И в этих условиях любые движения, любые меры, направленные на поддержку молодёжи, - а предоставление жилья, очевидно, является, наряду с повышением доходов и профпереподготовкой, одной из наиболее значимых задач - это, безусловно, то, на чём необходимо сосредоточиться, это стратегия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, довод, почему не надо принимать данный законопроект, не новый. Я опускаю технические детали, конечно, надо разобраться, что в какую программу, кто за что отвечает, но довод тот же: денег у нас нет. Вот 4 миллиарда с трудом на программу поддержки молодых семей нашли, но этого крайне недостаточно, и те расчёты, которые приведены, очень оптимистичны, мол, в течение 15-20 лет можно будет тех, кто уже стоит на очереди, обеспечить, - нельзя! К сожалению, нельзя говорить и о том, что только регионы не софинансируют, у них денег нет, - это только полвопроса, федеральный центр тоже выделяет недостаточно средств. Основные задачи, которые сегодня стоят перед страной, определены основными угрозами, о которых только что сказал коллега Шеин, в том числе, безусловно, демографической угрозой. Мы прошли пик, когда можно было повышать рождаемость, сваливаемся в последствия 90-х годов, которые в ближайшее время самым неблагоприятным образом отразятся на нашей демографической обстановке. Хорошо, что сегодня, возможно, ещё 600 тысяч граждан будет принято в российское гражданство в упрощённом порядке, - я говорю о гражданах Украины, которые этого могут и не делать, - но это не выход, потому что народонаселение в двух третях регионов сегодня убывает, причём убывает катастрофическими темпами. Предложенный вариант - один из вариантов системного решения этой самой проблемы, о которой мы говорим. Проблема жилья, а в связи с ней и проблема увеличения семьи, стоит на втором месте после проблемы оплаты труда и является лимитирующей, ограничивающей рождаемость в Российской Федерации. Совершенно понятно, что, если сегодня в российских семьях не будет минимум по три ребёнка, мы даже на уровень физиологического воспроизводства не выйдем в ближайшие годы, все прекрасно понимают, что детей должно быть гораздо больше - четыре, пять, шесть. И предложенный вариант, пусть сырой, ещё раз повторяю, пусть недоработанный, не доведённый до ума, может быть принят за основу, так же как и остальные системные меры, которые мы реализуем, но, к сожалению, в основном в пиаровском варианте. Разные главы регионов, в том числе и наш, периодически выступают с разными инициативами. Например, наш губернатор сначала обещал при рождении четвёртого ребёнка 7 миллионов рублей - многие купились на это обещание, четвёртого родили, но пошли ограничения: сначала только нуждающимся, потом только тем, у кого полная семья, потом только если оба работают, потом ещё дополнительные ограничения, в итоге обещание есть, а по сути не выполняется. Говорили о другой системной мере - о предоставлении земельных участков многодетным. Сколько людей у нас гордилось этим, я имею в виду руководящих работников? Участки раздали. Только недавно вернулся после региональной недели: огромное поле, тысячи участков - ни дорог, ни газа, ни электричества, и люди три года со своими нерешёнными проблемами один на один. Естественно, что средствами регионального бюджета этот вопрос не решить, учитывая, что вопрос поднимался, стимулировался на федеральном уровне, и сегодня без этой помощи, без этих субсидий точно так же решение проблемы не сдвинется, это тоже одна из мер поддержки. Фракция КПРФ поддержит данный законопроект, мы считаем, что он один из главных и деньги в стране сегодня есть - я напомню вам про триллион рублей, который мы с вами недавно перераспределили и большая часть которого отправилась на зарубежные счета. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я человек бездетный, мне иной раз не стоит на эту тему рассуждать, но я, как историк, могу вам сказать: что касается данного законопроекта, всё подтверждается ходом самой истории. Вспомните, когда в российских семьях было по семь, по восемь, по десять детей, у каждого же была собственная изба. Помните? У каждого абсолютно была собственная изба! Потом, когда произошла революция, наши родители, дедушки и бабушки не жили в бараках, не жили в коммуналках, у них тоже были собственные квартиры, и они все рожали по пять, по семь детей, потом немножко меньше стало. Кто вам сказал, что наличие жилого помещения даст нам... Вот сейчас дадим всем квартиры - и все, как кролики, начнут размножаться? Я, честно говоря, сильно сомневаюсь. Раньше, извините, другое было отношение, раньше к ребёнку относились как к будущему кормильцу. Помните: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я"? Девушки уходили в другую семью, а родителей кормили сыновья. Вот когда у нас в стране появится такое отношение, когда государство будет такое отношение культивировать, когда люди будут гордиться своей страной, как в соседнем Казахстане, где бум рождаемости, тогда у нас не будет демографического кризиса. Как только все эти союзные республики стали независимыми, они начали строить свои государства, и там стали действительно много рожать, по пять, по шесть детей, а у нас такого нет, и гордиться особо нечем. Уважаемые коллеги, поменять по пять, по десять половых партнёров нынешняя молодёжь может, а рожать она не хочет, понимаете? ЛДПР, конечно, запросто поддержит данный законопроект, только не факт, что, после того как эти меры будут приняты, нас ждёт бум рождаемости, - не будет его, работает здесь только естественный отбор. Посмотрите, уважаемые коллеги, статистику. Где у нас хуже всего живут люди? В Африке. Где у нас самая высокая рождаемость? Там же самая высокая рождаемость. Это естественный отбор: если рыба мечет икру, она мечет её миллионами, а до возраста репродукции доходит, грубо говоря, 10 тысяч мальков - из миллионов! Только так человечество развивается, и ведь парадоксально, но факт: чем лучше мы живём, тем меньше рожают. Благополучная, упакованная Европа - никто не рожает! Уже там пол меняют - ну всё, закончилось там воспроизводство. То же самое и нас ждёт, если мы вот в такие тепличные условия будем нашу молодёжь помещать. Хорошо, можно помочь молодёжи, но закончится, уважаемые коллеги, это тем, что богатые товарищи будут нанимать суррогатных матерей, которые будут рожать для них ребёнка, чтобы они поигрались, и такие примеры уже есть. Ещё раз говорю, коллеги, это естественный отбор, не надо из них делать мамсиков, хлюпсиков и так далее. Я не к тому, что мы всех их должны загнать в бараки, но вот таким путём, к сожалению, проблему рождаемости мы не решим. Это моё частное мнение, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я снимаю своё выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, от фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, у нас во фракции ЛДПР у большого количества депутатов, в том числе и у меня, по трое и более детей, поэтому наша фракция обязательно поддержит эту законодательную инициативу. Я постараюсь вам объяснить, почему это необходимо, с точки зрения экономических и геополитических потребностей. Население Китая составляет 1 миллиард 320 миллионов, в Соединённых Штатах Америки - 350 миллионов, в Японии (вспомните, какая у неё территория) - 130 миллионов человек. Если у нас говорят о том, что рождаемость зависит от уровня жизни населения и решения вопроса с жильём, то я просто напомню, что в Японии выдаётся ипотечный кредит на сорок лет под 5 процентов годовых, поэтому, наверное, на такой крошечной территории численность населения всего лишь на 12 миллионов меньше, чем на такой огромной территории, как Российская Федерация. Очень часто нам говорят: вы, военные, лоббируете интересы Вооружённых Сил Российской Федерации, вы выступаете за то, чтобы деньги направлялись на перевооружение и работу военно-промышленного комплекса. Так мы не против развивать дорожный и жилищно-строительный комплекс. Если нам объявляют экономические санкции, если в ходе прямой линии президенту люди говорят о безработице и низком уровне доходов, так давайте мы обеспечим людей работой и заработной платой - пусть они строят дороги и жильё для молодых семей. В 2014 году российские банки обратились к Правительству Российской Федерации - в чьём заключении на этот законопроект я прочитал о том, что средства ограничены, - с просьбой выделить около 3 триллионов рублей на докапитализацию. Какие проблемы?! Выделите российским банкам деньги с условием, что эти деньги должны быть направлены на выдачу ипотечных кредитов молодым семьям под 5 процентов годовых на двадцать пять лет без первоначального взноса. И замечательно бы работали денежные средства на экономику Российской Федерации, молодые семьи получали бы жильё, но почему-то таких условий перед этими банками никто не поставил. Я в 2006 году, будучи депутатом Рязанской областной Думы, внёс законодательную инициативу о выплате единовременного пособия за рождение первого, второго и третьего ребёнка в размере 5, 10, 15 тысяч рублей соответственно. И были депутаты, которые сказали, что за первого ребёнка вообще платить не нужно (нашлись такие мудрые головы), что якобы первый ребёнок является, так сказать, плодом каких-то позывов природных. Но когда Президент России сказал о материнском капитале, быстренько мою инициативу нашли и внесли (правда, от другой партии). Теперь на территории субъектов Российской Федерации тоже есть поддержка. Что касается хвалёного материнского капитала за второго ребёнка и последующих детей. А вы что, хотите, чтобы первого ребёнка молодая семья рожала у бабушки на кухне? Или они должны ждать, когда бабушка в мир иной отойдёт, чтобы квартиру получить? Вы посмотрите, какая процентная ставка по ипотечным кредитам! Вы посмотрите, сколько молодая семья должна собрать бумаг и какой первоначальный взнос внести! Кто и где получает официальную заработную плату? А в банк нужно принести справку 2-НДФЛ, где будет отражён доход не менее 60 тысяч рублей в месяц, чтобы получить ипотечный кредит (это на всякий случай). Что касается предложений ЛДПР. Кстати, я также являюсь автором законодательной инициативы о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья многодетным семьям. Сейчас многодетная семья - это семья, где трое детей, я предлагаю - пять. Правительство Российской Федерации для этой категории отказывается выделять деньги и говорит нам, что на уровне субъектов Российской Федерации этот вопрос решён. Я вам расскажу, как он решён. Есть программа о предоставлении единовременной безвозмездной субсидии на приобретение жилья молодым семьям, а теперь давайте посмотрим на условия участия в ней. В молодой семье, которая может воспользоваться этой субсидией, возраст супругов должен быть возраст не более 35 лет. И к вам, наверное, тоже обращались молодые семьи, которые говорят: у нас очередь продвигается на одну семью в год, мы в очереди семнадцатые, через семнадцать лет нам будет больше 35 лет и мы из этой программы выпадаем. Что, кто-нибудь в Правительстве Российской Федерации предложил какие-то меры для того, чтобы по этой программе жилищная проблема молодой семьи, вставшей в очередь, решалась за три года? Никто эту проблему не решает, и ещё предлагают - за счёт субъектов Российской Федерации. Да, я прекрасно понимаю, что бедные, нищие регионы Центрального федерального округа получат федеральную поддержку, если этот закон будет принят. Но я вчера на парламентских слушаниях по сельскому хозяйству услышал, что на социальное развитие сельских территорий в бюджете Российской Федерации заложено 18 миллиардов рублей, что в 1,6 раза меньше, чем выделено на переукладку тротуарной плитки в городе Москве. Конечно, в субъектах Российской Федерации разные возможности. Давайте мы будем в Рязанскую область и в остальные субъекты Российской Федерации направлять субсидии из федерального бюджета, как в некоторые республики Северного Кавказа, - не хочу никого обижать, коллеги, - где уровень рождаемости, кстати, неплохо растёт, это в ЦФО уровень рождаемости падает. Мы Великую Отечественную войну выиграли, потому что одна часть населения сражалась на фронтах, другая убирала хлеб на полях, а двенадцатилетние дети стояли у станков. Да, численность населения позволяла. Но если численность населения будет продолжать падать такими же темпами в Российской Федерации, как сейчас, и мы с вами не предпримем никаких действий, для того чтобы помочь молодой семье получить жильё, а наша экономика от этого получит дополнительный прирост инвестиций, то, поверьте мне, по нашей территории в один прекрасный момент кто-нибудь сможет пройти и даже нас не заметит. Люди, которые живут в Российской Федерации, - это, прошу прощения, наш стратегический запас, резерв. Ну и ещё одно предложение. Хочу, чтобы вы меня услышали. Мы здесь в декабре 2016 года предложили предоставить право людям, у которых хотя бы один из родителей по национальности в свидетельстве о рождении русский, получать гражданство в упрощённом порядке, и тогда могло бы приехать большое количество русских, но закон не принимается. Предлагаю установить детские пособия в размере минимального размера оплаты труда, чтобы мама, пока судебные приставы ищут отца ребёнка, уже сегодня получала 7,5 тысячи, - тоже не могут: нет денег на пособия, чтобы женщина, мать-одиночка получала на ребёнка нормальные деньги. Значит, принять упрощённый порядок получения гражданства, чтобы к нам приехали, так сказать, дополнительные людские ресурсы, не можем. Тогда надо просто правительству написать: в Центральном федеральном округе, пожалуйста, не размножайтесь, нам много людей не нужно. А мы в ЛДПР говорим, что нам нужно, чтобы у нас рождаемость улучшалась, и нам нужно, чтобы в экономику Российской Федерации шли инвестиции, и не на американские ценные бумаги миллиарды, а на строительство дешёвого жилья для молодых семей. И ещё одна законодательная инициатива ЛДПР о запрете вывоза леса-кругляка за пределы Российской Федерации: перерабатывать лес только в Российской Федерации, открыть большое количество домостроительных комбинатов, строить дешёвое экологическое жильё из леса, который у нас есть, и выдавать бесплатно жильё. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я не поддерживаю данный законопроект, потому что он внесён просто так, никаких обоснований, финансовых расчётов, просто такой популистский законопроект. Это очень серьёзная тема, хватит нам на эту тему заниматься популизмом. Перед тем как вносить законопроект, нужно внимательно и тщательно его обосновывать, его нужно защищать. И вот такие выступления, как у предыдущего оратора, тоже не надо делать: у нас страна одна, и все граждане, которые в нашей стране живут, одинаковы, прекращайте противопоставлять регионы друг другу, лучше делом займитесь и нормальные законопроекты вносите. Уважаемые коллеги, я о чём хотел бы сказать? На самом деле тема очень серьёзная, надо внимательно к этому отнестись. Вот мы затронули программу жилья для молодых семей - да, она несовершенна, её на самом деле нужно внимательно пересмотреть. Вот я пример приведу. Регионам, например Татарстану, чтобы участвовать в этой программе, чтобы получить 10 миллионов рублей, нужно внести в пять раз больше - 50-60 миллионов рублей, поэтому, конечно, ряд регионов чисто формально участвуют в программе, лишь бы участвовать. Соответственно, 50-60 семей, получивших жильё, на регион, конечно, не дело, это просто вызывает нездоровую конкуренцию, в том числе в регионах, в субъектах. Многие молодые семьи просто не могут участвовать, стоят годами, десятилетиями в очереди по этой программе - конечно, это не дело. Поэтому, ещё раз говорю, нужно пересмотреть параметры поддержки субъектов, регионов, конечно, суммы нужно увеличить, тогда они свои реальные деньги будут вкладывать. И ещё, уважаемые коллеги, во многих субъектах большое количество собственных программ, очень интересных программ, очень интересных! И многие из них ориентированы не на то, чтобы вызывать у молодых семей иждивенческое отношение. Я вот против субсидий, я за то, чтобы дать им льготный кредит, льготный заём, я вот за такие подходы, за то, чтобы они вместе работали, чтобы эти займы государству отдать, но кредиты должны быть доступными для них, вот такой подход приемлем. И такие программы есть в субъектах. Давайте проанализируем, какие программы есть: может быть, ряд этих проектов, программ можно взять на федеральный уровень, попробовать их реализовать на федеральном уровне. Ещё раз говорю, тема очень серьёзная, нужно к этому очень серьёзно отнестись и профильным комитетам ещё поработать. Мы не поддержим это. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Воронина Татьяна Евгеньевна. ВОРОНИНА Т. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я скажу только о том, что это действительно огромная проблема. Для нашей страны поддержка молодых семей является приоритетом, совсем недавно в ходе прямой линии и ещё несколько раз наш президент говорил как раз о поддержке молодых семей, о поддержке при рождении первого ребёнка. Нашим комитетом, в том числе членами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", подготовлен ряд предложений для включения в план основных мероприятий до 2020 года, которые будут проводиться в рамках Десятилетия детства в соответствии с указом президента, в частности об увеличении суммы выплаты по федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы, чтобы, как вот выступавший передо мной коллега говорил, помочь регионам в осуществлении подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей". Вместе с тем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, и я коротко скажу, по каким причинам. Здесь уже говорили коллеги, что согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таким образом, законодательство Российской Федерации содержит положения, необходимые для поддержания семей, имеющих детей, в части улучшения жилищных условий. Это первое. Второе. В статье 5 законопроекта фактически вводится обязательная для исполнения норма, согласно которой организации, включённые в соответствующий перечень юридических лиц, должны выдавать беспроцентные займы и (или) льготные кредиты для молодых семей. При этом в законопроекте отсутствует механизм возмещения данным организациям выпадающих, недополученных доходов, а также не устанавливается уровень расходного обязательства соответствующего публично-правового образования. И третье. В настоящее время дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе направленные на улучшение жилищных условий, установлены Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". При этом в законопроекте не предусматривается какое-либо соотношение применения в отношении одной и той же категории лиц норм названного федерального закона и положений рассматриваемого законопроекта в случае принятия закона. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Ильдар Ирекович, я с огромным уважением отношусь ко всем национальностям, проживающим на территории Российской Федерации, но на территории Рязанской области... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это не по ведению, Александр Николаевич. Вы же уже выступили и всё сказали, что хотели. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? По ведению - это только претензии к ведущему, а не по существу. Хорошо, коллеги. Заключительное слово. Представитель президента? Правительства? Ольга Николаевна? Да, пожалуйста. ЕПИФАНОВА О. Н. Уважаемые коллеги, я держу в руках заключение Правительства Российской Федерации: в одном абзаце написано, что объёмы финансирования, выделяемые на реализацию подпрограммы, ограниченны и несоизмеримы с количеством молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а через два абзаца написано, что, "таким образом, законодательство Российской Федерации содержит необходимые положения, касающиеся мер поддержки молодых семей, направленных на улучшение жилищных условий". Вы знаете, у меня голова взрывается, это два вообще разнонаправленных, скажем так, предложения. Что же получается: у нас есть проблема или нет проблемы? Я очень хочу поблагодарить всех депутатов, которые выступили, и все фракции, которые поддержат законопроект, потому что проблема действительно есть. Уважаемый Ильдар Ирекович, вы правильно нас обвиняете в популизме, потому что по-другому нельзя назвать ситуацию, когда пишутся, готовятся законопроекты и при этом нет федеральных денег, но на самом деле мы инвестируем своё время, свои знания и пишем законопроекты для того, чтобы ставить проблемы, а когда появятся деньги в федеральном бюджете, то будет внесён законопроект либо правительством, либо "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" и там уже не будет никакой оппозиции. И сегодня, когда мы обсуждали законопроект о гражданстве, мой коллега Нилов как раз приводил пример, что, когда мы вносили законопроект, и был ещё был один внесённый законопроект, появился правительственный законопроект, уже рекомендованный к принятию. Так происходит всегда, это знают все оппозиционные фракции. Мы с вами каждый раз, после каждого отчёта министров слушаем выступления представителей Счётной палаты. В этих выступлениях что, говорят, что денег нет? В этих выступлениях всё время говорят, что деньги есть, возникают вопросы с их использованием. И правы коллеги, которые говорили о том, что необходимо считать общий экономический эффект, а не просто потраченные деньги. Сравните деньги, отправленные в госкорпорацию, которые легли на счёт, а дивиденды превратились в премию для руководителей госкорпорации, и деньги, которые потащат за собой строительство, а строительство, как мы с вами знаем, тащит за собой одиннадцать отраслей, то есть это фактический рост экономики. Вот теперь мы ждём от нашей большой фракции решения задачи по подпрограмме, как предложили коллеги. Только, дорогие господа, мы с вами - законодательное собрание, мы не можем пересмотреть подпрограмму, не можем её подправить, это может сделать только Правительство Российской Федерации. Так, может, нам действительно рабочую группу создать? Может, обратиться в правительство с предложением какую-то определённую сумму денег, которые лежат на счетах госкорпораций, вернуть и отдать семьям, чтобы в этих семьях рождались дети? Представляете, что такое материнский капитал, индексированный в 2020 году и увеличенный в объёме? Между прочим, как раз когда я была председателем комитета по вопросам семьи, продлевалась программа по выплате материнского капитала, и в материалах к соответствующему законопроекту, если вы посмотрите - сейчас это уже подписанный закон, - закладывалась индексация, в этом году семьи должны были получать уже 500 тысяч рублей, но всё же отменили. Где гарантии? Я рожала своих детей в 1990-м и в 1992 году, роддома были пустые, детей фактически не было. Если до этого в параллели было по три класса по тридцать человек, то мои дети пришли уже в единственный класс, семь-восемь человек было в классе. Сейчас просто нет девушек, вступивших в детородный возраст, их фактически нет, мы просто губим семейную политику! Я прошу всех депутатов обратить внимание на этот очень важный вопрос. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, пожалуйста. Включите микрофон Окуневой. ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочется от имени комитета поблагодарить вас за дискуссию по демографическим проблемам страны. Комитет постоянно обсуждает эти темы, но хотелось бы, чтобы коллеги, говоря о том, какое количество проблем имеется, предлагали пути их решения. Сорок шесть исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации прислали в комитет свои отзывы, и только восемь из них положительные. Субъекты Российской Федерации не хотят принимать дополнительные полномочия, считая, что их полномочия достаточно урегулированы законодательством Российской Федерации. Законопроектом не предложен механизм, поэтому, коллеги, обсуждая замечательную инициативу, комитет сегодня не говорит, что не надо российским семьям помогать, надо помогать российским семьям. В прошлом году всего 2 тысячи 26 семей получили в регионах Российской Федерации социальное жильё. Это деньги субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, пусть они используют средства по назначению, по своим программам, а мы, если вмешиваемся в их деятельность, должны обеспечивать их финансированием. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента, представитель правительства будут выступать? Нет. Все выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О дополнительных мерах поддержки молодых семей", пункт 43 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 16 мин. 35 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 41
21.04.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 389-7 "О дополнительных мерах поддержки молодых семей" (в части улучшения жилищных условий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1650 по 1654 из 7767
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, просьба перенести рассмотрение 46-го и 47-го вопросов на 17 мая в связи с болезнью докладчика.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1697 по 1699 из 7767
Нилов Олег Анатольевич предлагает рассмотрение вопросов 46 и 47 перенести на 17 мая. Нет возражений? Нет.