Заседание № 132
10.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 388862-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2380 по 2667 из 7760
Следующий, 8-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью". Докладывает Юрий Петрович Сентюрин, заместитель министра энергетики России. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации соглашения, название которого только что прозвучало. Это соглашение было подписано 22 марта 2013 года. Соглашение определяет условия расширения упомянутого сотрудничества путём увеличения объёмов поставки нефти в Китайскую Народную Республику. При этом предусматривается, что увеличение поставок будет осуществляться путём заключения соответствующего долгосрочного договора между уполномоченными организациями сторон, а это нефтяная компания "Роснефть" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Предполагается, что срок действия этого документа - двадцать пять лет и будет возможность его продления. Для справки: в июне текущего года договор подписан сторонами. В соответствии с соглашением стороны будут содействовать увеличению поставок сырой нефти по нефтепроводу Сковородино - Мохэ, который определён в качестве приоритетного направления поставок, таким образом, чтобы дополнительные к предусмотренным на дату заключения соглашения действующими договорами уполномоченных организаций целевые объёмы поставок составили нарастающим итогом от 800 тысяч тонн до пиковых значений поставок - 15 миллионов тонн ежегодно начиная с 2018 года. В целях увеличения до упомянутых значений объёмов поставок сырой нефти по нефтепроводу Сковородино - Мохэ российская сторона создаст условия для своевременной реконструкции и увеличения мощностей указанного нефтепровода на территории Российской Федерации. Соглашение предусматривает, что уполномоченные организации сторон вправе определить и иные направления поставок сырой нефти сверх объёмов увеличения поставок по нефтепроводу Сководино - Мохэ, а именно 7-10 миллионов тонн в год в течение пяти-десяти лет начиная с 1 января 2014 года, в целях снабжения нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в западной части Китая. Кроме того, после ввода в эксплуатацию Тяньцзинского нефтеперерабатывающего завода, строительство которого осуществляется уполномоченными организациями в рамках совместного предприятия "Китайско-Российская Восточная нефтехимическая компания", уполномоченная организация российской стороны поставит сырую нефть для переработки на указанном предприятии в объёме 9 миллионов 100 тысяч тонн нефти в год. Цена сырой нефти, поставляемой в рамках соглашения, будет определяться в соответствующих договорах между уполномоченными организациями, при этом китайские партнёры предоставят уполномоченной организации российской стороны частичную предоплату, что предусмотрено в основных условиях поставок сырой нефти с предоставлением предоплаты, которые были подписаны одновременно с упоминаемым соглашением. Поскольку статья 6 соглашения предусматривает освобождение государств-сторон от налогообложения процентов по предоплате, предоставляемой по договорам, заключённым в соответствии с ним, и от иных связанных с соглашением выплат, а это иные правила, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, соглашение подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Размер суммы, связанной с освобождением от налогообложения процентов по предоплате, за время действия соглашения составит ориентировочно не более 700 миллионов долларов США. Реализация положений соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Несколько слов о значении соглашения. Оно направлено на достижение целого ряда стратегических и геополитических задач... Кстати, для справки: вместе со мной на заседании присутствует представитель МИДа России заместитель министра Моргулов Игорь Владимирович, в случае возникновения вопросов относительно политической стороны и значимости этого соглашения он готов дать соответствующие ответы. Реализация соглашения принесёт существенные выгоды для Российской Федерации, позволит значительно расширить торговые отношения между стратегическими партнёрами - Россией и Китаем, будет способствовать укреплению позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также стимулировать развитие важной для Российской Федерации энергетической отрасли. В частности, соглашение позволит в условиях стагнации европейских рынков диверсифицировать сбыт, увеличить примерно в полтора раза, а сегодня это составляет около 8-9 процентов, долю российской нефти в структуре китайского импорта, что обеспечит гарантированный и эффективный сбыт сырья, предсказуемость бюджетных поступлений на долгие годы вперёд. Соглашение позволит упорядочить поставки нефти через Казахстан для нефтеперерабатывающих предприятий на западе Китайской Народной Республики и тем самым устранить возможности для несанкционированного реэкспорта российской нефти из Казахстана в Китай, обеспечив поступление в бюджет Российской Федерации в значительном объёме таможенных пошлин, укрепить позиции российской нефти в быстроразвивающемся энергосекторе Китая, что увеличит объёмы геологоразведочных работ и добычи именно в России, а не в других добывающих государствах. Соглашение позволит обеспечить строительство новых и увеличение пропускных способностей действующих нефтепроводов. В частности, 1 января 2015 года пропускная способность нефтепровода Сковородино - Мохэ увеличится до 20 миллионов тонн нефти в год, а еще через три года - до 30 миллионов тонн нефти в год. Полученные по предоплате средства станут источником для ускорения подготовки и ввода в эксплуатацию - обратите внимание, срок этой работы сократится с десяти до трёх лет - компанией "Роснефть" целого ряда месторождений в Восточной Сибири, таких как Сузунское, Тагульское, Лодочное, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское и месторождения Мессояхской группы. За период реализации проекта будет создано более десяти тысяч новых, дополнительных рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, квалифицированных рабочих мест. Мультипликативный экономический эффект за счёт генерации заказов на продукцию и услуги составит свыше 5,4 триллиона рублей. Ожидаемые поступления в бюджет Российской Федерации только до 2020 года составят около 540 миллиардов рублей, а к концу срока действия соглашения могут превысить 6 триллионов 500 миллиардов рублей. Китайская сторона нотой от 8 июля 2013 года уведомила о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу в Китайской Народной Республике. С учётом сказанного прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович, присаживайтесь. Алексей Константинович Пушков. ПУШКОВ А. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем сегодня очень крупное соглашение, этапное соглашение. Доходы бюджета по этому соглашению за обозримый период в двадцать пять - тридцать лет, на который оно рассчитано, составят около 17 миллиардов долларов. Это начало нового этапа нашего нефтяного экспорта, можно так сказать, и это новое в векторе нашего экспорта, то есть если до сих пор наши нефтяные и газовые ресурсы шли в основном в Европу, то теперь мы вносим серьёзное разнообразие в нашу экспортную политику, а значит, во всю нашу политику, поскольку значительная часть наших углеводородов отныне будет идти на Восток. АТР на сегодняшний день является единственной надёжной точкой роста, а в этой надёжной точке роста главную роль играет Китай, несмотря на некоторое снижение темпов экономического развития. Мы в Комитете по международным делам исходим из того, что это исключительно выгодное направление для поставки наших энергоресурсов и вообще для всей нашей экономической и внешнеполитической стратегии. Как представляется, это соглашение следует рассматривать в более широком геополитическом и военно-политическом контексте - в контексте российско-китайского стратегического партнёрства в целом. Мы знаем, что Китай является для нас сегодня главным стратегическим партнёром на мировой арене. Я начну с внешнеполитических измерений нашего сотрудничества. Российско-китайское взаимодействие является сейчас важнейшим стабилизирующим фактором во всей глобальной политике - мы видим, какие результаты это дало по Сирии, и я думаю, что это только начало. Мы видим, что тандем Россия - Китай - это не только тандем, который невозможно обойти в Совете Безопасности ООН и в Организации Объединённых Наций, но это тандем, который всё чаще начинает определять решения по очень крупным международным вопросам. Это сыграло свою роль и в появлении новых ракурсов решения иранской проблемы, ведь всем вам известно, что долгое время Соединённые Штаты рассматривали возможность военного сценария в ответ на развитие Ираном своей ядерной программы. Так вот позиция России и Китая по этому вопросу - а мы всегда подчёркивали, что военный сценарий недопустим и надо искать дипломатические и политические пути решения вопроса, - эта наша совместная позиция сыграла очень большую роль. Таким образом, Москва и Пекин последовательно отстаивают верховенство международного права, предлагают более справедливое мироустройство, основанное на отрицании однополярности и беспардонного вмешательства во внутренние дела суверенных государств под предлогом гуманитарных миссий и защиты демократии, чем, как известно, грешат наши западные партнёры. Также очень активное сотрудничество у нас с Китаем наблюдается "в группе двадцати" в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в БРИКС, в АТЭС - везде голоса китайских и российских представителей звучат с очень близких или с идентичных позиций, и они не могут быть неуслышанными. Об экономической сфере. В этом году ожидается рекордный товарооборот с Китаем - почти 3 триллиона рублей. Китай вышел на первое место среди наших внешнеторговых партнёров, мы же находимся в первой десятке партнёров Китая. Если говорить конкретно о самом соглашении, то оно носит долгосрочный характер - что исключительно важно, - рассчитано на двадцать пять лет с возможностью продления ещё на пять лет. Причём особенно это важно в связи с тем, что сейчас возможен рост конкуренции на мировых рынках нефти в связи с ожидаемым снятием санкций на поставки иранской нефти и газа, а здесь мы имеем надёжный, гарантированный рынок сбыта. Это инновационное соглашение, как уже здесь говорилось в выступлении представителя Министерства энергетики, то есть мы развиваем инфраструктуру, систему наших нефтепроводов. Это соглашение носит базовый характер, поскольку оно связано с очень большими объёмами, в результате будет существенный кумулятивный эффект в виде создания новых рабочих мест, новых мощностей по добыче и транспортировке. Так что оно позволяет нам, как выразился Путин, "поймать китайский ветер в паруса нашей экономики". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Федот Семёнович Тумусов. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к уважаемому Юрию Петровичу. Мы знаем, что это был самый сложный вопрос - договориться с китайской стороной о том, как будет определяться цена на нефть. Сколько это примерно на сегодня составляет? Второй вопрос: освобождение от налогообложения процентов по предоплате - как это будет влиять на региональные бюджеты? И можно ли услышать какие-то цифры относительно объёмов предоплаты с китайской стороны? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Федот Семёнович, за вопрос. Хочу сказать, что с точки зрения региональных бюджетов я бы вот такой момент выделил. Это соглашение представляет исключительное значение, цифры уже назывались в моём сообщении и в сообщении содокладчика. Так, за годы его реализации - двадцать пять лет и, надеюсь, в дальнейшем - бюджет Российской Федерации и вся бюджетная система получат очень серьёзные средства: до 2020 года - 540 миллиардов рублей и по окончании срока, который обозначен сегодня в соглашении, - 6,5 триллиона рублей. Это помимо кумулятивного эффекта от промзаказов в 5,4 триллиона рублей. Все эти средства будут распределены внутри бюджетной системы, и каждый регион Российской Федерации безусловно от этого выиграет. Что касается цены на нефть. Цена на нефть является предметом коммерческой договорённости двух сторон, она увязана с мировыми ценами на нефть, здесь каких-либо отклонений вправо или влево нет, это цены нерегулируемые, они увязываются с мировыми котировками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Петрович, дважды с этой трибуны предыдущий министр энергетики Шматко обещал НПЗ строить всё-таки не на западе Китая, а на востоке России, и вот это было бы инновационное развитие. Я вам напомню, что по ВСТО как раз в связи с этим вопросом нам был нанесён большой ущерб, когда, даже предварительно договорившись, подписав, китайцы потом настояли и ещё на полтора доллара понизили цену по сравнению с договорённостями. Не повторится ли здесь эта ситуация, не будет ли нанесён нам серьёзный экономический ущерб, если не оговорить жёстко параметры? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Я не думаю, что здесь мы можем говорить об ущербе, наоборот, будет прямая выгода для Российской Федерации и хозяйствующих субъектов нашей страны от реализации этого соглашения и от долгосрочных договоров. Напомню, у нас существует приоритет поставки нефтяного сырья для нефтепереработки на наших внутренних мощностях. И Комсомольский НПЗ, и Хабаровский НПЗ, НПЗ в Ванино, НПЗ в Находке, а также очень крупный проект "Восточная нефтехимическая компания", который запускается компанией "Роснефть" на территории Российской Федерации в Приморском крае, - всё это нацелено на увеличение объёма переработки нефтяного сырья на территории страны. Этих мощностей нефтепереработки достаточно, чтобы обеспечивать все регионы Дальнего Востока качественными нефтепродуктами в необходимой номенклатуре, поэтому проигрыша здесь не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к заместителю министра иностранных дел Моргулову Игорю Владимировичу. Соглашение, которое мы сегодня рассматриваем, было подписано 22 марта в ходе визита Си Цзиньпина в Москву, это был его первый зарубежный визит, и это символично. В связи с этим вопрос: какова внешнеполитическая составляющая нефтяных договорённостей с Китаем для укрепления нашего стратегического партнёрства? Аргументируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Владимирович. МОРГУЛОВ И. В., заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Спасибо, Александр Геннадьевич, за вопрос. Я хочу сказать, что это действительно крупномасштабный проект, который существенно укрепляет материальную основу российско-китайских связей, его политическое значение проявляется прежде всего в том, что наши отношения с учётом долгосрочности и масштабов этого контракта переводятся на принципиально новую, на качественно иную основу. Вообще, я должен заметить, что энергетика является ключевой отраслью в части нашего взаимодействия с Китаем в экономике, и если суммировать все её направления, включая и угольную, и атомную энергетику, и перспективные поставки газа, нефти в Китай, о чём мы сейчас говорим, то в принципе можно говорить о формировании российско-китайского энергетического альянса. Ну и Алексей Константинович в своём выступлении уже говорил о важных политических аспектах, о политической значимости этой сделки. Я хочу особо акцентировать внимание на том, что на фоне стагнации в Европе мы поставляем нефть в самый перспективный, в самый динамично развивающийся район современного мира, и, безусловно, это будет способствовать укреплению наших политических позиций в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Продолжим после паузы, а пока объявляется перерыв до 12.30.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3111 по 3626 из 7760
Коллеги, возвращаемся к рассмотрению пункта 8 порядка работы. Я прошу приготовиться всех, кто будет задавать вопросы и отвечать на вопросы. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, ну, вообще-то законопроект вызывает такое неоднозначное отношение. Дело в том, что нефть - это кровь экономики, а мы её всё выкачиваем и выкачиваем. Тарифы у нас растут каждый месяц на бензин и на масла, вот Новый год, зима пройдёт, будут готовиться к весенним посевным работам - у крестьян не будет топлива, то есть нефтепродуктов, из-за высоких цен. Поэтому вот здесь проблема: с одной стороны, вроде бы и нужный законопроект, с другой стороны - а чего же самим себе хуже делать? А вопрос у меня такого плана. Вы назвали сумму средств, которые поступят в бюджет, но мы знаем, и месяц назад президент Путин подтвердил, что у нас 30 процентов от продажи нефтепродуктов поступает в казну, только 30 процентов, тогда как в Америке - 60 процентов, в Норвегии - 80 процентов, в Саудовской Аравии - 92 процента. Сумма, которую вы назвали, так и будет составлять 30 процентов от общего объёма продаж или это будет больше немножко? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. По первой части, относительно нефтепродуктов на нашем внутреннем рынке, хочу отметить, что у нас объём переработки сегодня составляет около 270 миллионов тонн нефти в год. Это достаточный объём переработки, для того чтобы потребности внутреннего рынка закрыть и по номенклатуре, и по качеству, и по объёмным показателям. Мы не прогнозируем в ближайшее время дефицита на внутреннем рынке, более того, напомню, у нас существует приоритет поставок нефтяного сырья для переработки именно на внутренний рынок, а уже потом на экспорт. Что касается китайского проекта, то речь идёт о поставках нефтяного сырья с вновь осваиваемых месторождений в Восточной Сибири при закрытии наших потребностей во внутренней переработке. Что касается объёмов отчислений в бюджет, то в данном случае речь идёт не о нефтепродуктах, а о нефтяном сырье, о сырой нефти, при этом объём отчислений гораздо больше: здесь и таможенные пошлины, и налоговые поступления в бюджет, и другие выплаты - в общем объёме они превысят тот показатель в процентах, который вы дали в привязке к нефтепродуктам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Уважаемый Юрий Петрович, соглашение было подписано в марте, китайцы в мае, через два месяца, отчитались, что все процедуры выполнили, а мы это завершаем к декабрю - вот такая задержка! Прежде всего, понимаете, сорваны поставки до 800 тысяч тонн нефти за второе полугодие этого года. Оправдание может быть только одно. "Роснефть" работает отлично, к ней вопросов нет, вопросы к правительству: правительство какую-то двойственную политику ведёт. Правильно ли я думаю, смею ли надеяться, что правительство не спешило с этим документом, поскольку понимало, что мы таким образом надолго закрепляем за собой статус сырьевой державы, придатка китайской экономики, и искало иные пути перехода на инновационные рельсы, с тем чтобы НПЗ всё-таки строились на нашей территории, чтобы не произошло с нефтью так, как с лесом? СЕНТЮРИН Ю. П. Александр Георгиевич, я бы ответил несколько по-другому на поставленный вопрос. Помимо соглашения, о котором мы сегодня говорим и которое подлежит ратификации, речь идёт о целом пакете документов, сопровождающих этот базовый, основной, принципиальный материал. Это основные условия поставки нефтяного сырья с частичной предоплатой, которые были подписаны одновременно с соглашением. Кроме того, есть долгосрочный договор между уполномоченными организациями в соответствии, в духе, в русле, в контексте соглашения, и стороны приступили к переговорам и вышли на подписание этого документа только в июне. Помимо этого обсуждались и другие документы, которые были выведены на стадию подписания к октябрю. В итоге сформировался целый пакет договорённостей, и фактически, представляя сейчас соглашение, мы представляем пакет принципиальных, базисных документов, которые в долгосрочной перспективе будут определять наше стратегическое партнёрство в нефтегазовой сфере с Китаем. Собственно говоря, вот это обстоятельство легло в основу работы правительственных инстанций по подготовке данного соглашения к процедуре ратификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Юрий Петрович, в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона о ратификации сказано дословно следующее: "Размер выпадающих доходов федерального бюджета в виде недополученной пошлины в случае поставок нефти на запад Китая через территорию Республики Казахстан будет определён исходя из условий международного договора..." и так далее, то есть федеральный бюджет недополучит огромный объём финансовых средств. Сколько, почему и кто будет компенсировать? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Ян Викторович, за вопрос. Я поясню, о чём здесь идёт речь. В настоящий момент между Российской Федерацией и Республикой Казахстан сформирован набор межправительственных соглашений, которые будут определять особенности транзита, транспортировки нефтяного сырья через территорию Республики Казахстан, в ближайшее время они поступят на рассмотрение в Государственную Думу. Хочу отметить, что с этой страной у нас имеется целый набор межправительственных документов, характеризующих сотрудничество в нефтегазовой сфере. Вот этот документ пойдёт в развитие этого набора. Речь идёт о том, что сегодня у наших партнёров есть возможность поставлять своё сырьё на нефтеперерабатывающие предприятия в Казахстане, в Петропавловске, в Шымкенте (или Чимкенте в прежней транскрипции) в режиме реэкспорта в третьи страны, отсюда и возникают недополученные доходы в бюджет Российской Федерации. В том документе, который разрабатывается сейчас, такая возможность будет устранена, и самого факта недополучения доходов в виде взимаемой таможенной пошлины в российский бюджет больше не будет. Собственно говоря, это ещё один плюс, который связан с соглашением по поставкам нефтяного сырья в Китайскую Народную Республику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, я не соглашусь с утверждением о том, что строительство и обслуживание нефтепровода - это инновация. Это достаточно рутинные, давным-давно освоенные нами технологии, поэтому новые рабочие места, которые здесь образуются, ну никак не отнесёшь к тем двадцати пяти миллионам высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил в своё время Владимир Владимирович Путин. Почему не рассматривается такой вариант: не торговля сырой нефтью, а всё-таки обработка её, переработка на отечественных НПЗ, получение таких продуктов, как масла, дизельное топливо, современные виды горючего - Евро-4, Евро-5, полимеров, синтетических материалов, и продажа уже именно этих материалов, этой готовой продукции за рубеж, в частности в Китай? А так мы обеспечиваем создание рабочих мест там, в Китае, и укрепляем сырьевую зависимость нашей экономики... (Микрофон отключён.) СЕНТЮРИН Ю. П. Анатолий Евгеньевич, есть несколько аспектов, на которых я бы хотел сделать акцент. По поводу новых высокопроизводительных, высококвалифицированных рабочих мест, которые возникают в связи с реализацией этого соглашения. Речь идёт не только о достройке, реконструкции и наращивании пропускных способностей нефтепровода Сковородино - Мохэ, но также об освоении труднодоступных и сложных месторождений, которые я упоминал в своём докладе. Значительно сокращаются сроки освоения этих месторождений и ввода их в эксплуатацию - это, конечно же, требует новых технологий, которые там будут применяться. Это одна область, где будут возникать соответствующие высокопроизводительные места, первый такой блок. Вторая область - нефтепереработка. Напомню, что благодаря ресурсам, которые появляются у компаний, инвестиционная программа "Роснефти" становится реализуемой, что объективно и очевидно. Речь идёт о таких крупных проектах, как "Восточная нефтехимическая компания", - это строительство мощного производства по нефтепереработке и нефтехимии в Приморском крае, как раз там будет создано подавляющее большинство новых рабочих мест, это второй такой блок. Ну и третий блок, я его тоже хотел бы упомянуть, - это строительство совместно с китайскими партнёрами Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в рамках совместного предприятия "Китайско-Российская Восточная нефтехимическая компания". Строительство фактически начинается, объём переработки - около 13 миллионов тонн. Право реализовывать эту продукцию на территории Китайской Народной Республики - это выход на рынок, а также вход на высокотехнологический рынок продукции нефтепереработки, нефтехимии. В комплексе все регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири и Китайской Народной Республики вместе с нами будут этот проект реализовывать, это и создаёт основы для утверждения о том, что появляется большое количество высокотехнологичных, квалифицированных рабочих мест. По поводу того, что лучше торговать нефтепродуктами, нефтехимией, то есть конечной продукцией, чем поставлять нефтяное сырьё. Анатолий Евгеньевич, на самом деле и то, и другое важно. Сегодня в Китайскую Народную Республику идёт огромный поток поставок именно нефтяного сырья. Рынок растущий, динамично развивающийся, по долгосрочным прогнозам, этот рынок на перспективу останется таким при стагнации других рынков. Сегодня та же Саудовская Аравия поставляет в Китай более 50 миллионов тонн нефти, Ангола - 40 миллионов тонн нефти, Российская Федерация отнюдь не первая, мы со своими 24 миллионами где-то на третьем-четвёртом месте. Конечно, полуторакратное приращивание наших объёмов на этом рынке даёт нам дополнительные возможности для надёжного, гарантированного сбыта нефти. Ну и плюс к этому развёртываемые производственные мощности на Дальнем Востоке и наращивание мощностей Комсомольского, Хабаровского НПЗ, "Трансбункера" в Ванино, а также в Находке и строительство "Китайско-Российской Восточной нефтехимической компании" вкупе создадут необходимый эффект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Левичев Николай Владимирович. ЛЕВИЧЕВ Н. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, в комитете мы обсуждали стратегическое значение для страны данного соглашения, тем не менее хочу акцентировать внимание на том, что было сказано коллегами. Правительство поставило Государственную Думу перед необходимостью принятия закона о ратификации, где устанавливаются обязательства сторон на период, предшествующий вступлению соглашения в силу, то есть на полгода 2013-го. Я хочу, чтобы вы всё-таки передали министру и сообщили правительству, что в последний раз Государственная Дума идёт им навстречу, нарушая закон о международных договорах. А теперь хочу поинтересоваться в развитие вопроса коллеги Локотя вот чем. Вы знаете, Индонезия, одна из стран "двадцатки", развивающаяся страна, ещё в 2009 году приняла закон, вводящий запрет на экспорт необработанного сырья, который вступает в силу с 2014 года. Нет ли таких планов у Министерства энергетики и у правительства? СЕНТЮРИН Ю. П. По поводу 2013 года, этот вопрос часто сегодня звучал. Хочу просто дать справку, что 2013 год в этом смысле не упущен, поставки туда прошли, правда, не на условиях предоплаты, а в рамках действующих договоров между уполномоченными организациями. Получены налоги и получены таможенные сборы, в этом смысле потерь бюджета нет, наоборот, есть приобретения, а технические мощности позволили это реализовать. Безусловно, сделанное вами замечание будет учтено в дальнейшей работе. Что касается примера Индонезии, в Российской Федерации, вы знаете, сформированы стратегические документы, генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей до 2030 года, у нас есть государственные программы развития энергетики и энергоэффективности, целевыми ориентирами этих программ являются увеличение глубины переработки, наращивание мощностей по переработке и выход на конечную продукцию, с тем чтобы эффективность нашей энергетической отрасли в этом плане, безусловно, повысить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Юрий Петрович, разъясните, пожалуйста, в какой валюте будут производиться расчёты, пока об этом ни слова не было сказано. Но меня не столько волнует иностранная валюта, сколько вот что: рассматривался ли вообще вопрос об использовании российских рублей в качестве платы при реализации такого долгосрочного проекта и нет ли мыслей о том, чтобы в последующих каких-то соглашениях о поставках прежде всего энергоресурсов предлагать нашим коллегам совершать оплату именно в российских рублях? Пожалуйста, проясните эту ситуацию. СЕНТЮРИН Ю. П. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. На сегодняшний день само соглашение не предусматривает валюту расчёта, валюта расчёта определяется в долгосрочном договоре между уполномоченными организациями, а также в основных условиях поставки нефтяного сырья с частичной предоплатой - там оплата предусматривается в долларах США. Что касается подымаемого вами вопроса, он очень глубокий, рубль и юань как резервные или региональные валюты - это предмет постоянного диалога между нашими уполномоченными финансовыми организациями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, не будет возражений, если позицию фракций изложат по одному депутату от каждой фракции? Нет? От фракции КПРФ Владимир Иванович Кашин выступает. Включите микрофон. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, соглашения действительно носят стратегический характер. Всё-таки из общего объёма и добычи, и тем более того, что страна отдаёт на экспорт, за рубеж, 30 миллионов с учётом в дальнейшей перспективе увеличения объёма поставок даже только через один нефтепровод Сковородино - Мохэ - это достаточно приличное количество нефти, которое отдаётся Китаю. С учётом дальнейшего развития и динамики китайского рынка на этом направлении действительно можно увидеть перспективу, но перспективу развития всё-таки китайской стороны, именно китайской промышленности. Как бы сегодня ни пытались выдать за большие достижения некоторые подвижки в плане инфраструктуры, реконструкции наших НПЗ, мы всё-таки ещё и ещё раз повторяем, что наши заводы, построенные 40-50 лет назад, даже после реконструкции сегодня недотягивают до нужного уровня с точки зрения глубины переработки. Если взять то, что имеют сегодня западные предприятия с совершенными технологиями, и то, что мы имеем, даже после реконструкции, то речь идёт об огромном разрыве, то есть если не считать новый НПЗ в Татарстане, то в принципе особо похвастаться нам нечем, учитывая все качественные показатели в нефтедобыче, начиная от коэффициента извлечения нефти (КИН) и кончая всем тем, что называется глубиной переработки и качеством продукции, они, по большому счёту, неконкурентоспособны. Поэтому вот так, очень уж бодренько говорить, что мы сегодня великое дело делаем, наверное, не следует, надо, чтобы мы всё-таки задумались с профессиональной точки зрения, потому что одно дело, когда речь ведут наши коллеги, занимающиеся международной тематикой, а другое дело... профессиональная часть здесь, мне думается, поскромнее. И не надо заниматься шапкозакидательством, а надо всё-таки смотреть правде в глаза: мы, к сожалению, больше заботимся то об энергетической безопасности Европы, то теперь вот Азии, а свою доктрину приняли только в этом году, а так её и не было, по большому счёту! То есть мы на этом направлении должны пахать, как на галерах, и поменьше рассуждать на эту тему. Это первая часть. Вторая часть - это вопрос экономического плана, он всех сегодня волнует, и не случайно здесь задавали вопросы. Речь идёт о кредитах, о налогообложении, о таможенных пошлинах и так далее, и так далее, речь идёт о тех структурах, которые будут допущены к транзиту нефти, а они сегодня как бы определены со стратегической точки зрения, но закон предусматривает участие в этом "дочек", а завтра могут участвовать в этом и "внучки". И мы видим, что хотя и имеется государственный пакет у наших центральных компаний, но в любом случае они являются акционерными компаниями, и здесь вот эти качественные экономические показатели должны быть, по большому счёту, отработаны, установлены с помощью специального механизма, который не вызывал бы сомнений у депутатов, чтобы по данному направлению мы не видели возможностей для недополучения соответствующих доходов в бюджет Российской Федерации, а значит, и снижения возможностей улучшения социально-экономических показателей развития страны. Вот эту часть надо отработать! Помните, как мы активно кричали и шумели, когда таким же образом проталкивались проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", где к экономической несостоятельности первого десятилетия ещё добавилась и большая экологическая глупость? Вот на этом направлении, мне думается, мы должны, уже имея опыт, работать более системно и более уверенно, поскольку это действительно огромные деньги, которые должны работать на страну, на людей. Когда мы проводим соответствующий анализ, то выясняем, что в этих акционерных компаниях, допустим, на обновление основных фондов идёт небольшой процент, мы видим, как в той же компании "ТНК-ВР" на обновление направляется на уровне одного процента, а почти 600 миллиардов - по карманам, и другие компании также в этом плане не отстают от лидеров, выделяя маленький процент на обновление основных фондов, поэтому сегодня даже в той же электроэнергетике износ - на уровне 50 процентов, я уже не говорю обо всём, что касается нефтегазовой составляющей, потому что там ещё выше процент износа. В этом направлении следует очень серьёзно работать, мне думается, над долгосрочными договорами, предметно всё выписывая, чтобы действительно вопросы, касающиеся цены, вопросы валюты, вопросы таможенных пошлин, налогообложения соответствовали базовому российскому законодательству, чтобы не было тех преференций, которые снова, по большому счёту, приведут к тому, что бюджет нашего государства пострадает. Я ещё и ещё раз хочу от имени фракции сказать, что мы в целом за развитие данного направления сотрудничества, в том числе поставок и нефти, и газа в азиатский регион, в частности в Китай, тут нет вопросов, но в то же время нам надо создавать необходимые условия для развития обезлюдевших сегодня Дальнего Востока и Севера, чтобы было достаточное количество рабочих мест, таких рабочих мест, которые привлекали бы туда население, чтобы была хорошая зарплата, иначе мы можем превратиться в долгосрочную сырьевую могилу, по большому счёту, иначе мы не будем конкурентоспособны в этой энергетической погоне за ресурсами в этом глобальном серьёзном мире. Ещё раз хочу сказать: давайте вместе дальше работать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР выступает Зелинский Ян Викторович. Пожалуйста, включите микрофон. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, дружба народов, дружба с Китаем - это, конечно, хорошо, но национальную безопасность и экономическую безопасность нужно ставить на первое место, это должно быть приоритетом. Дело в том, что с ратификацией данного соглашения наша страна всё больше и больше будет подсаживаться на так называемую нефтяную иглу. Мы долго и давно говорим о том, что надо подымать собственную промышленность, собственное производство, ведь доходы есть, нефть продаём, но все эти деньги уходят куда-то, - куда-то! - но не в нашу страну. Тем не менее имеются определённые недостатки у данного соглашения, хотел бы на них заострить внимание. В пояснительной записке к данному соглашению указано: "После ввода в эксплуатацию Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего завода, строительство которого осуществляется уполномоченными организациями в рамках "Китайско-Российской Восточной нефтехимической Компании", уполномоченная организация российской стороны поставит сырую нефть для переработки на указанном заводе в объёме 9,1 миллиона тонн в год". То есть, получается - мои коллеги из КПРФ говорили об этом неоднократно, - в Китае будут строиться нефтеперерабатывающие заводы по переработке нашей нефти, а у нас - нет. Мы что, не можем построить у нас в Сибири, на Дальнем Востоке аналогичные нефтеперерабатывающие заводы, чтобы непосредственно перерабатывать, а потом солярку, авиатопливо поставлять в Китай, то есть то, что им необходимо?! Тогда и у нас будет развиваться промышленность, и у нас будут рабочие места - почему мы должны думать о соседних государствах?! Когда я задавал этот вопрос, я не получил на него всё-таки ответа. С ратификацией данного соглашения у нас огромная сумма доходов будет выпадать из федерального бюджета, но от ответа на этот вопрос правительство также уходит. В заключении Комитета по энергетике сказано, что стороны вправе определить иные направления поставок нефти сверх объёмов, предусмотренных поставкой по нефтепроводу Сковородино - Мохэ, в объёме 7-10 миллионов тонн в год в течение 5-10 лет начиная с 1 января 2014 года. Вопрос опять же: что значит "иные"? То есть сами коммерческие компании будут определять, куда нефть пойдёт? Передумали они, в Китае, - в другие регионы погонят, за энную сумму продавать будут, покупая совсем за другие деньги. Слово "иные" в законодательстве вообще не должно присутствовать, чтобы нельзя было толковать закон так, как кому-то нужно. Здесь прослеживается даже определённая правовая неграмотность, то есть мы опять даём чиновникам возможность трактовать закон так, как им удобно. Также в заключении сказано, что цены на сырую нефть, поставляемую в рамках рассматриваемого соглашения, определяются в соответствии с договорами между уполномоченными организациями, но опять же неизвестно, как они будут варьироваться, на основании каких квот и так далее. Что радует? Комитет по энергетике в заключении написал: "Комитет обращает внимание на наличие выпадающих доходов федерального бюджета в виде недополученных налогов, связанных с освобождением от налогообложения процентов по указанной предоплате, за время действия Соглашения, которые составят ориентировочно не более 700 миллионов долларов США". Правительство это учло, указало, почему мы эти деньги не получим? И какой вообще смысл тогда в подписании данного соглашения? "Комитет считает, что реализация Соглашения позволит продолжить развитие... промышленной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока..." Извините меня, какое развитие?! Вы что, данные финансовые средства будете вкладывать в Дальний Восток, в Сибирь, в промышленность?! Двадцать пять лет этого не делаем! Продаём нефть по всему миру, а куда деньги уходят? Как Дальний Восток загибался, так и загибается! О развитии Дальнего Востока писать не надо, скажите правду: да, получим прибыль и куда-нибудь её денем, на своё усмотрение. Ну и в завершение. Ни в соглашении, ни в финансово-экономическом обосновании - ни в каких документах я не вижу экологической составляющей именно на случай возникновения таких ситуаций, как нанесение удара по экологической безопасности нашей территории, вследствие разрушения трубопровода, всё-таки срок с 2014 по 2037 год - это огромный период, и случиться может всё. Почему мы должны будем терять свои земли и ещё делать ремонт за свой счёт? Китайская сторона будет получать огромную прибыль! В соглашениях должно быть указано, кто будет это ремонтировать, кто будет обеспечивать нашу экологическую безопасность. И также в экономическом обосновании не указаны амортизационные расходы России по отношению к расходам Китая: трубопроводы, их эксплуатация и так далее. То же самое: почему мы должны... Китай будет получать прибыль, а мы будем всё это ремонтировать и эксплуатировать?! Надо заложить в экономическое обоснование все эти расходы. В любом случае, при любых условиях Китай согласится на подписание данного соглашения. Мы должны не их интересы учитывать, делать не так, как им выгодно, а так, как нам выгодно, и, скажем так, у нас должна быть заинтересованность в том, чтобы как можно больше получить от китайской стороны, если уж продаём им нефть. Нефти у них нету, и они вынуждены покупать её у нас - так давайте с них больше, как говорится, выжимать денежных средств и вкладывать в экономику нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает депутат Квитка Иван Иванович. КВИТКА И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня мировой нефтяной рынок стремительно меняется. Развитие сланцевых технологий в США, рост добычи нефти в Канаде, а также прогнозируемый экспертами рост добычи нефти в Мексике будут определённо способствовать тому, что США, один из крупнейших импортёров нефти, сместит акцент со стран ОПЕК на близлежащие страны, а это значит, что такие крупные поставщики, как Саудовская Аравия, Ангола и прочие, будут вынуждены переориентироваться в сторону других крупнейших потребителей - европейских стран и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это неизбежно приведёт к ужесточению конкуренции, в том числе и на китайском рынке. Все мы прекрасно знаем, что Европейский союз активно стремится к энергонезависимости и ищет альтернативные источники поставок энергоресурсов, поэтому в условиях высокой международной конкуренции в области энергоресурсов укрепление российско-китайского стратегического сотрудничества имеет очень большое значение. Российским компаниям необходимо задуматься о диверсификации собственных поставок нефти и частично переориентировать их с Запада на Восток. Соглашение, которое мы рассматриваем сегодня на предмет ратификации, как раз этому и способствует. Оно определяет условия расширения сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой по увеличению объёмов поставок нефти в Китай. Китайский рынок весьма перспективен для российской нефти. Крупнейшие месторождения России расположены на территории Сибири и Дальнего Востока - это делает логичной поставку ресурса в Китай. Кроме того, Россия заинтересована в поиске стабильного партнёра, который может обеспечить гарантированный спрос. В соглашении указано - хотел бы напомнить ещё раз, - что срок действия договора с Китайской Народной Республикой составляет двадцать пять лет, с возможностью продления его на пять лет. Приоритетным направлением поставок нефти в Китай является поставка по нефтепроводу Сковородино - Мохэ. Китайская сторона готова внести предоплату за поставляемую нефть. По данным представителей компании "Роснефть", благодаря значительному авансу по контракту компания может ускорить реализацию крупнейших инвестиционных проектов в Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджета Российской Федерации составят около 6,5 триллиона рублей до 2038 года. Только в виде экспортных пошлин от поставок "Роснефти" бюджет будет получать ежегодно около 184 миллиардов рублей. За время действия соглашения будет создано не менее десяти тысяч рабочих мест, а дополнительный кумулятивный эффект составит около 5,5 триллиона рублей. Очевидно, что соглашение будет способствовать как развитию отрасли, так и укреплению российско-китайских отношений. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует ратифицировать данное соглашение. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Владимирович Левичев, выступление с места. Включите микрофон. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, уважаемые Юрий Петрович и Игорь Владимирович! При обсуждении проекта закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью" и на заседании Комитета по международным делам, и сегодня на пленарном заседании мои коллеги из всех фракций высказали достаточно много серьёзных замечаний прежде всего по процедуре прохождения этого законопроекта, но, понимая, насколько всё-таки это соглашение является прорывным в стратегическом смысле, важным для развития экономики нашей страны, хотелось бы завершить обсуждение этого вопроса на оптимистической ноте, и поэтому я сразу скажу, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за ратификацию этого соглашения. Действительно, надо принимать во внимание, что рынок Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрирует рост и в дальнейшем прогнозируется устойчивый рост экономики этого региона, и очень хорошо, что Россия вовремя реагирует на эту глобальную ситуацию. О тех моментах, которые, может быть, не были освещены в выступлениях коллег. Увеличение экспорта сырой нефти в этом направлении позволит по крайней мере стабилизировать, удержать определённый уровень цен и на европейском направлении, такая диверсификация экспорта будет очень полезна для российского бюджета в том числе. Кроме того, конечно, что бы мы ни говорили, но мультипликативный эффект этого соглашения для экономики тоже всем очевиден, и мы рассчитываем на то, что в результате выполнения этого долгосрочного соглашения появятся и дополнительные заводы по переработке нефти, в частности в Находке, на те деньги, которые в качестве предоплаты будет предоставлять китайская сторона. Ну и в заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы дальнейшая работа над ратификацией соглашения шла более оперативно и коллектив "Роснефти" на новогоднем корпоративе мог бы отметить вступление в силу данного соглашения, а сам корпоратив, я надеюсь, пройдёт не на бюджетные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик и содокладчик выступать не хотят. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5757 по 5775 из 7760
Постановление принимается, 8-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 40 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается.