Заседание № 154
О проекте федерального закона № 388850-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования механизма привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования и охраны собственности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. С места. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Просим принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления от фракций? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 00 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 388850-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования механизма привлечения к ответственности за нарушение законодательства в области природопользования и охраны собственности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В комитет поступило пять поправок: две рекомендуются к принятию, три - к отклонению. Просим утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 22 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Евгеньевич, там только мои поправки - сразу выступление или вынесем на отдельное голосование? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала давайте вынесем поправки на отдельное голосование. КАТАСОНОВ С. М. Поправки 1, 2, 3 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович, вам слово. Поправка 1. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, мы поддерживаем данный законопроект, потому что действительно два месяца, которые отведены на принятие решений по правонарушениям, - это очень маленький срок для того, чтобы потом обжаловать и так далее. Но ещё раз хочу обратить ваше внимание: если мы посмотрим статистику, то увидим, что самовольное использование леса - это только 4 процента, а незаконная рубка - это 40 процентов, и если мы посмотрим сумму штрафов, собираемых сегодня по статье о незаконной рубке, то увидим, что она составляет 250 миллионов, а ущерб, который страна несёт, - 13 миллиардов. Поэтому мы, признавая, что необходимо ужесточить данное наказание по административному кодексу, считаем также необходимым увеличить ответственность в этом кодексе за незаконную рубку лесов. Эта более действенная мера необходима - она поможет решить проблему в лесных территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Михайлович, мы согласны с тем, что необходимо рассматривать вопрос об увеличении ответственности за незаконную рубку леса, только мы предложили бы рассмотреть этот вопрос в рамках другого законопроекта, ну, в частности, можно вспомнить законопроект № 416458-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за оборот незаконно заготовленной древесины. Просто если мы в данный законопроект включим предложения об увеличении санкций, которые не касаются непосредственно данных норм, за другие составы административных правонарушений, это можно будет расценивать как изменение концепции законопроекта, я исхожу только из этого, а все три поправки - это изменение наименования и дополнительная статья, именно поэтому мы их и поместили в число отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 1 из таблицы № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 27 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 128 чел. Не голосовало 322 чел.71,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Сергей Михайлович, у вас по 2-й и по 3-й будут отдельные обоснования? Нет. Ставлю поправку 2 из таблицы № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 55 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. И ставлю поправку 3 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 18 сек.) Проголосовало за 132 чел.29,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 132 чел. Не голосовало 318 чел.70,7 % Результат: не принято Поправка отклонена. Дмитрий Фёдорович, у вас всё? Выносим на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 37 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 141
О проекте федерального закона № 388850-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования механизма привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования и охраны собственности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Рослесхоза Владимира Альбертовича Лебедева. Пожалуйста... Сейчас, одну секунду подождите. По ведению - Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я хотела бы сказать, что в этом зале не было сказано ни одного слова о том, что не надо нам помогать Киргизии, поэтому выступление от фракции "ЕДИНОЙ РОССИИ" было некорректным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Владимир Альбертович. ЛЕБЕДЕВ В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение абзаца 10 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Госсовета от 11 апреля 2013 года, это поручение № Пр-1037, в целях обеспечения реализации возможности привлечения к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области природопользования, а также правонарушения, связанные с самовольным занятием лесных участков. Предлагаемые изменения: законопроектом предусматривается увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования и охраны собственности до одного года, также предусматривается введение процедуры административного расследования в отношении указанных правонарушений. Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительного финансового обеспечения за счёт средств федерального бюджета. Представленный законопроект будет способствовать более полному и качественному рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершённых в области природопользования, а также в связи с нарушением прав собственников и иных законных владельцев и пользователей лесных участков. С учётом изложенного прошу принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта. В пояснительной записке, особо хочу подчеркнуть, приведена определенная статистическая информация, которая обосновывает необходимость принятия данного законопроекта. В заключении комитета есть ряд небольших замечаний, которые не носят концептуального характера и могут быть устранены ко второму чтению, поэтому мы рекомендуем палате принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владимир Альбертович, повышение ответственности нарушителей законодательства в области экологии - это правильно, это хорошо, но я приведу пример. Вот у нас в Рязани долгое время по ночам какой-то предприниматель выбрасывал в воздух какие-то вещества, и невозможно было дышать. Мы обращались к органам власти, но никак не могли выявить, кто же это делает, и вот когда начался массовый сбор подписей и протесты, - ну дышать нельзя, задыхаются люди, а ведь их жизнь от этого зависит! - только тогда что-то сдвинулось, нашли. А вот как решается вопрос поиска того, кто нарушил? Наказать-то можно, но главное - кого наказать, найти виновного; как эта проблема здесь решается - она с этим законом связана? ЛЕБЕДЕВ В. А. Здесь вводится дополнительная процедура - это административное расследование. В этой цепочке будет предусмотрен ряд административных действий, которые позволят более эффективно решать эту проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Владимир Альбертович, идея, концепция понятна и, например, мною поддерживается, есть единственное замечание, которое касается юридической техники: вы решаете этот вопрос, меняя один термин на другой. Ну, я стал кандидатом юридических наук как раз по вопросам охраны окружающей среды, чем до сих пор горжусь, и в советское время были термины "охрана окружающей среды" и "рациональное использование природных ресурсов", потом появился термин "право окружающей среды". Я понимаю, что это не ваш вопрос как замминистра, это вопрос ваших юристов, и тем не менее... Есть соответствующие замечания, в том числе Правового управления, есть закон "Об охране окружающей среды", - разобрались ли сейчас с терминологией? Например, Лесной кодекс, закон "О недрах" - совпадает ли с этими актами терминология? С этим есть ясность? Судя по документам, пока понимания нет. ЛЕБЕДЕВ В. А. Александр Георгиевич, спасибо за вопрос. Именно на это и направлен закон - здесь делается уточнение, поскольку часто приходилось нарушения, которые были связаны в том числе и с лесным законодательством, определять по статьям, напрямую лесного законодательства не касавшимся. Здесь мы как раз уточняем: слова "законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды" мы дополнили словами "и природопользования", и в скобочках прописано будет следующее: "В части административных правонарушений, касающихся самовольного занятия лесных участков". Здесь как раз все мостики были сделаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Вопрос представителю правительства. Уважаемый Владимир Альбертович, вы сказали, что законопроект вносится в рамках исполнения поручения по охране окружающей среды, но здесь рассматривается достаточно узкий вопрос - вопрос незаконного занятия лесных участков. Если брать нарушения не в целом законодательства об охране окружающей среды, а только лесного законодательства, скажите, какой процент таких нарушений составляет именно незаконное занятие лесных участков? Это первый вопрос. Второй: какое количество штрафов в денежном выражении? И третий. Принятие данного закона насколько изменит ситуацию с точки зрения собираемости этих штрафов, их объёмов, ну и что вы можете сказать о количестве нарушений, которое мы получим? ЛЕБЕДЕВ В. А. Вот за восемь месяцев 2013 года за нарушение данного законодательства было составлено 53 тысячи протоколов, из них по самовольному захвату лесных участков - 2 тысячи 200 протоколов. Я просто говорю о масштабах правонарушений, которые совершаются в этой области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кропачев Александр Сергеевич, пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Альбертович, в Тахтамукайском районе Республики Адыгея между посёлком Перекатным и руслом реки Кубань уничтожен пойменный лес, место отдыха сотен, а то и тысяч жителей как Республики Адыгея, так и Краснодара. Скажите, пожалуйста, известно ли вам об этой ситуации? И если известно, то почему на протяжении многих лет - а уничтожать начали ещё в 2009 году! - ни один орган не отреагировал, в том числе и ваше ведомство, почему не помогли ни штрафы, ни какие-то другие меры? Почему лес уничтожен и кто будет отвечать за это? ЛЕБЕДЕВ В. А. Спасибо, Александр Сергеевич. Я конкретно по данному вопросу сейчас доложить не могу, тем не менее хочу напомнить, что лесопользование относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, но я готов рассмотреть все вопросы, в том числе если от вас будет конкретный запрос, разобраться в создавшейся ситуации и отреагировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вообще, законопроект, с одной стороны, необычайно краткий, всего три абзаца, но, с другой стороны, разрешает очень серьёзную проблему. С приходом Владимира Альбертовича в Рослесхоз - хотя у нас и не принято хвалить, а принято ругать правительство - многое изменилось в лучшую сторону, и очень здорово, что в данной ситуации правительство начинает работать именно в правовом поле, расчищая те завалы законодательные, которые накопились в сфере рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды. Мне довелось в жизни лет семь проработать в Институте государства и права Российской академии наук, в отделе права окружающей среды, и я действительно могу достаточно авторитетно сказать, что завалов очень много и что работы там невпроворот. Очень хорошо, что Рослесхоз к этому идёт и что мы, решая внешне вроде даже и мелкие вопросы, тем не менее чувствуем себя как люди, которые работают в правовом поле и которые действительно переводят решение вопросов природопользования в правовую плоскость. Я полагаю, что не всё там решено, и не только в части охраны окружающей среды, но и в части охраны собственности, юристам министерства необходимо дальше дорабатывать проект, но в целом идея заслуживает поддержки, и, что касается лично меня, я буду голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Владимир Альбертович, конечно, необходимость решения той проблемы, с которой вы сегодня пришли и в отношении решения которой просите поддержки депутатов, я думаю, ни у кого сегодня в зале не вызывает сомнений, но хотелось бы, чтобы всё-таки ответ был поконкретнее, в цифрах, то есть чего мы ожидаем в результате, насколько изменится ситуация - по суммам и в количественном выражении - с теми нарушениями, которые сегодня имеются, но есть и ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Вы же занимаетесь не только проблемами незаконного освоения лесных участков, но и проблемами вообще всей лесной отрасли, так вот, я не в курсе, знаете вы или нет, но те нарушения, о которых вы сегодня говорите, составляют только 4 процента от всей совокупности нарушений в области лесного законодательства - 4 процента! А если вы, выходя на трибуну, ставите вопрос об охране окружающей среды, - вот поручение, которое вам дали, - так это вообще глобальный охват, и я думаю, что на эти нарушения там и полпроцента не приходится. Поэтому, если уж вы отвечаете за эту отрасль, давайте тогда посмотрим, какие основные правонарушения здесь совершаются. Так, основное правонарушение - это незаконная рубка, и количество штрафов, которые были выписаны в позапрошлом году (вы говорите о 50 тысячах за восемь месяцев 2013 года), в 2012 году, по данным, представленным в докладе о состоянии и об охране окружающей среды, составило 25 тысяч, ущерб, который нанесён лесной отрасли, оценивается в размере порядка 12,5 миллиарда, а суммы штрафов по лесной отрасли, которые мы получаем, оцениваются в 200 миллионов, то есть это составляет меньше 2 процентов! Таким образом, во-первых, есть резерв в целом по лесной отрасли, если мы говорим о том, что хотим здесь навести порядок. Второе. Наверное, пресечение незаконного захвата лесных участков, конечно, важно, если смотреть с точки зрения возможностей их использования человеком для собственных нужд, но если смотреть с точки зрения государственных интересов, то мы должны в первую очередь защитить лес как объект промышленного производства! Мы этот законопроект, конечно, примем, потому что он даёт возможность решить эту проблему, но давайте сделаем так: раз вам такое поручение дано, то вы, пожалуйста, внесите предложения, касающиеся в том числе и незаконной рубки - нарушения в этой области сегодня составляют порядка 40 процентов от всех нарушений! Это вопрос весьма существенный, и я думаю, что депутаты также в этом вас поддержат. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Владимир Альбертович, я продолжу тему, о которой начали говорить мои коллеги: действительно, вы сегодня пришли к нам с предложением, аналогичным тому, чтобы поменять примочку на горчичник, но при этом тяжелобольной находится при смерти. Вот то, о чём сказал Сергей Михайлович, мой коллега, касалось претензий по незаконной, браконьерской рубке, а я хотел бы высказать претензии в адрес законных, ну, де-юре, так сказать, эксплуатантов, арендаторов участков, которые творят беспредел. Да, они защищены договором аренды, но они никак не хотят его исполнять, ни по каким критериям - ни по качеству обслуживания, ни по пожарной защищённости, ни по восстановлению леса, - и ничего с ними не делается! Вы на них смотрите, а их не 40 процентов, их там, в лесах, 90 процентов - варваров арендаторов! И когда вы к нам придёте в очередной раз с очередным "горчичником", мы, конечно, спросим об основных вопросах. Вот поэтому такое предложение, пожелание: давайте, не оттягивая, не откладывая на какой-то крайний срок, не уподобляясь одному из отправленных вчера в отставку руководителей с такой фамилией - Крайний, быстрее наводить порядок в основном вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ В. А. Я хочу добавить, что этот закон касается всех правонарушений - и незаконных рубок, и продления срока, поэтому я думаю, что он очень положительно скажется в том числе и на решении этой большой проблемы. А что касается "горчичников" и всего остального, хочу сказать, что Государственная Дума в конце 2013 года приняла закон, который, наверное, впервые вышел за пределы, за рамки Лесного кодекса, где говорится о сделках с круглыми лесоматериалами, он будет вводиться в течение полутора лет. Значение и масштаб этого принятого вами закона трудно на сегодняшний день переоценить - в Российской Федерации впервые сделана попытка и принят закон, который позволит нам полностью отследить движение всех лесоматериалов на территории Российской Федерации и всех экспортных её позиций. Я считаю, что тот закон, который приняла Государственная Дума, позволит нам в течение полутора лет в этой области навести достаточно серьёзный порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета есть желание высказаться? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 19 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.