Заседание № 151
О проекте федерального закона № 388095-6 "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения деятельности по противодействию нелегальной миграции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад Александра Александровича Агеева. Включите микрофон. АГЕЕВ А. А. Спасибо, Иван Иванович. Сегодня Россия не нуждается в большом количестве рабочих рук, привлекаемых из-за рубежа, тем не менее страна наводнена мигрантами, многие из которых находятся здесь нелегально. Рабочая миграция превратилась в крупный криминальный бизнес, в котором задействованы работодатели, коррумпированные чиновники и сотрудники правоохранительных органов. Недовольство граждан в сложившейся ситуации растёт с каждым днём, ведь с нелегальной миграцией напрямую связан и рост преступности в стране. Для повышения эффективности деятельности по борьбе с нелегальной миграцией представляется необходимым привлечь к содействию в решении данной проблемы органы местного самоуправления. На сегодняшний день в России органы местного самоуправления не имеют никакой возможности оказать влияние на решение насущных проблем в сфере миграции. В связи с этим на уровне законодательства Российской Федерации необходимо создать условия для вовлечения органов местного самоуправления в деятельность по борьбе с нелегальной миграцией. Настоящим проектом закона предлагается внести соответствующие изменения в статьи 14, 15, 16 закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - расширить перечень вопросов местного значения, а именно отнести к вопросам местного значения осуществление органами местного самоуправления мер по противодействию нелегальной миграции и деятельности по мониторингу соблюдения иностранными гражданами, физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами правил миграционного учёта на соответствующей территории. Сегодня очень много обращений к депутатам всех уровней поступает именно из-за проблем, связанных с миграцией и мигрантами, это сегодня стало проблемой номер один. Криминал, антисанитария, "резиновые" квартиры, очереди в детских садах и школах, в поликлиниках, безработица, вообще социальное неравенство - всё это люди склонны связывать с неконтролируемой миграцией. Согласно недавнему опросу "Левада-Центра", большинство россиян, 68,5 процента, согласны с тем, что количество мигрантов в их городах и регионах чрезмерно, большинство опрошенных, 56,8 процента, считают, что их родственники и знакомые готовы выполнять работу, которой сейчас занимаются приезжие. Сегодня депутаты местного самоуправления могут направлять обращения в органы Федеральной миграционной службы, но у ФМС нет обязанности информировать муниципалов о положении дел на систематической основе. Кроме того, часто из правоохранительных органов приходят отписки, что в компетенцию органов местного самоуправления не входят вопросы контроля за миграцией. Именно на муниципальном уровне необходимо создать прозрачную для россиян систему привлечения трудовых мигрантов: ФМС будет передавать сведения о зарегистрированных на территории муниципального образования временно прибывших иностранных гражданах, а также о получивших разрешение на работу в муниципальном образовании трудовых мигрантах. В свою очередь муниципальные власти смогут публиковать эти данные в местных средствах информирования населения. Транспарентность этих данных позволит усилить начавшуюся борьбу с "резиновыми" квартирами, коррупцией в ЖКХ и с другими отрицательными последствиями неконтролируемой миграции. Таким образом, данный законопроект устраняет пробел в законодательстве, даёт местным властям инструмент для получения информации о миграционной ситуации, при этом не требуются затраты из бюджета. Прошу поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 14 и часть 1 статьи 15, а также часть 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новыми положениями: отнести к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований осуществление мер по противодействию нелегальной миграции в границах соответствующих территорий, мониторинг соблюдения иностранными гражданами, физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами правил миграционного учёта. В связи с данной законодательной инициативой комитет отмечает следующее. Согласно пояснительной записке для повышения эффективности деятельности по борьбе с нелегальной миграцией представляется необходимым привлечь к содействию в решении данной проблемы органы местного самоуправления, однако законопроектом не конкретизируется, какие именно меры необходимо осуществлять органам местного самоуправления в данной сфере. Вместе с тем следует отметить, что цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации определены Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой президентом страны. Одним из принципов государственной миграционной политики Российской Федерации является взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнёрства и гражданского общества. Таким образом, в качестве одного из направлений государственной миграционной политики Российской Федерации предусмотрено совершенствование межведомственного и межуровневого взаимодействия, в том числе путём обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции. При этом вопросы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере миграции в настоящее время урегулированы в законодательстве Российской Федерации. Так, подпунктом 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено поступление информации от органов местного самоуправления о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований, определённых нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля в сфере миграции. Данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации. Таким образом, органы местного самоуправления уже наделены полномочиями по информированию органа государственной власти о нарушении обязательных требований, в том числе и правил миграционного учёта. Также следует учитывать, что законопроект фактически затрагивает сферы правового регулирования федерального закона от 25 июля 2002 года номер 115 и федерального закона от 18 июля 2006 года номер 109. При этом пунктом 2 части 1 статьи 2 и статьёй 11 федерального закона номер 109 предусмотрено, что миграционный учёт осуществляется федеральным органом исполнительной власти, обладающим правоприменительными функциями, функциями по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальными органами в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учёта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения повлекут за собой новые расходные обязательства для органов местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе и муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразным, не поддерживает принятие данного законопроекта и предлагает отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прервёмся на голосование. Объявляю "час голосования".
Продолжаем обсуждение законопроектов. 9-й пункт повестки. Есть ли у депутатов вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 38 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел.72,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 388095-6 "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения деятельности по противодействию нелегальной миграции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. По 25-му вопросу. По просьбе докладчика предлагаем перенести вопрос на следующее заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.
Коллега Чепа предложил 25-й пункт повестки дня перенести. Нет возражений? Нет.