Заседание № 145

25.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387593-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления особенностей предоставления информации; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2076 по 2137 из 7291
Переходим к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных           
технологиях и о защите информации", второе чтение.                              
                                                                                
Пожалуйста, Антон Вадимович Горелкин.                                           
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило     
17 поправок юридико-технического и уточняющего характера. Учтены замечания      
Правового управления, правительства, которые обсуждались на расширенном         
заседании комитета, они касаются сроков реагирования на предписания             
регулятора, эти сроки максимально конкретизированы, чтобы правоприменительная   
практика была прозрачной. Прошу принять таблицу поправок и поддержать           
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                       Председателя Государственной Думы                        
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.25,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Антон Вадимович.                                                    
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Иван Иванович, прошу поставить законопроект на         
рассмотрение в третьем чтении на завтра, 26 июля.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 143

20.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387593-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления особенностей предоставления информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7565 по 7733 из 8144
Переходим к рассмотрению 53-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных           
технологиях и о защите информации". Доклад Антона Вадимовича Горелкина.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, каждый из нас пользуется Интернетом и наверняка              
сталкивался с работой рекомендательных технологий, возможно, даже не обращая    
на них особого внимания. Большинство крупных цифровых платформ, чтобы           
удержать внимание человека и предложить ему то, что ему точно понравится,       
формирует так называемые персональные рекомендации. Чтобы они были              
качественными, конечно, собираются разнообразные данные о нас. Например, одна   
иностранная социальная сеть, обладающая продвинутым рекомендательным движком,   
не только использует информацию, которую человек указал о себе сам, но и        
собирает данные о местоположении, об активности человека на различных           
устройствах, также с помощью нейросети анализирует фото и видеофайлы. На        
основе всех этих данных формируются рекомендации, что человеку купить, какие    
новости почитать и многое другое. Именно рекомендательные технологии стали      
тем самым Большим Братом - вспомним социальные антиутопии XX века. Конечно,     
эта проблема сегодня волнует не только исследователей, учёных, но и             
законодателей во всём мире. Законодательные инициативы формируются во всех      
цифровых странах-лидерах. Уже есть аналогичный закон в Китае, в                 
недружественном Евросоюзе подобный законодательный акт принят.                  
                                                                                
Направление очень активно развивается. Речь идёт о высокоинтеллектуальном       
программном продукте, очень интересном. Очевидно, что рекомендательные          
алгоритмы дают невероятный простор для манипуляций. С их помощью научились      
влиять на продажи товаров - ну, это самое безобидное. Кроме того, их очень      
активно используют для пропаганды, для разгона фейковых новостей, для разгона   
другой противоправной информации. Это факт доказанный, такие случаи уже есть,   
и они активно обсуждаются в обществе. С помощью рекомендательных технологий     
можно легко погрузить человека в информационный кокон или в информационный      
пузырь и не выпускать за его пределы. В активные фазы информационных войн,      
когда цифровые платформы и их алгоритмы используются как оружие, конечно,       
вопрос очень актуален. Такое регулирование назрело.                             
                                                                                
Предлагаемый законопроект разрабатывался в течение трёх лет в плотном           
взаимодействии с представителями отрасли, в том числе с представителями         
российских цифровых платформ, поисковиков, онлайн-кинотеатров, маркетплейсов.   
Все игроки рынка понимают и поддерживают основную задачу законопроекта, а она   
состоит в том, чтобы сделать рекомендательные технологии прозрачными и не       
допускать использования таких технологий в незаконных целях. В законопроекте    
предлагается обязать владельцев ресурсов не просто информировать граждан о      
работе такой системы, но и показывать правила работы. Эти правила должны        
содержать исчерпывающий перечень сведений, которые платформа собирает о         
гражданине. Кроме того, мы предлагаем дать Роскомнадзору право блокировки тех   
ресурсов, которые при помощи рекомендательных технологий умышленно нарушают     
российское законодательство и не реагируют на предупреждения. Во время          
разработки законопроекта мы, ещё раз повторю, активно обсуждали его с           
экспертами, с представителями отрасли и общественных организаций. По сути,      
это первый законопроект, где регулируется сфера продукта искусственного         
интеллекта, рекомендательные технологии построены именно на этом.               
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, что во вторник было расширенное заседание комитета, на      
котором присутствовали эксперты, представители компаний, и все в целом          
единодушно поддержали законопроект. Правительство также поддерживает            
законопроект, а замечания, которые высказало правительство, учтены в текущей    
редакции. Комитет законопроект поддерживает. В целом, выступая и от комитета,   
отмечу, что есть определённые юридико-технические правки, но они также могут    
быть и будут учтены во втором чтении.                                           
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Антон Вадимович, я так понимаю, правила будут распространяться   
только на какие-то коммерческие структуры? Или  они будут касаться в том        
числе некоторых правительственных органов, которые могут точно такими же        
технологиями пользоваться? Правила будут общие для всех? И кто будет следить    
за исполнением?                                                                 
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Контроль возложен на Роскомнадзор, в          
развитие законопроекта Роскомнадзор готовит два приказа. Законопроект           
касается любых цифровых платформ, но, конечно, прежде всего он касается         
коммерческих платформ, потому что государственные органы рекомендательные       
технологии в основном не используют.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Антон Вадимович, нами принято уже 38                 
ограничивающих законов, но Пригожину до мятежа никто не помешал широко          
раскручивать себя в сетях. Где был Роскомнадзор? Почему с него спроса нет? С    
моей точки зрения, это очередной проект закона для себя: кого хочу, того        
караю. Понимаете? Роскомнадзор ни за что не отвечает! Сейчас зайдите в сети:    
проукраинских информационных ресурсов - миллион, и их никто не глушит.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкину включите микрофон.                              
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Николай Васильевич, как всегда, у вас очень многогранный,        
большой, объёмный вопрос, философский вопрос.                                   
                                                                                
Разгон фейков, противоправной информации сегодня идёт на иностранных            
платформах, которые используются как оружие информационной войны. Все эти       
компании ушли из страны, отказались от "приземления" и сегодня работают с       
инструментами пропаганды, поэтому очевидно, что разгон информации идёт там.     
После окончания специальной военной операции они вернутся и будут работать по   
российскому законодательству, я в этом уверен. А сегодня они просто             
инструменты. Конечно, эта проблема есть, и нужно эффективно работать в          
информационном секторе.                                                         
                                                                                
Что касается предыдущего вопроса, может быть, не совсем меня правильно          
поняли: государственных органов этот законопроект не касается.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Антон Вадимович, скажите, пожалуйста, есть ли вообще              
возможность уличить, скажем так, систему в том, что она использует              
информационные технологии, о которых вы говорите? Как это будет доказываться?   
                                                                                
И второй вопрос. Вы говорите о том, что они не должны допускать нарушения       
прав и законных интересов граждан, - каким образом определяются эти права?      
Если речь идёт о том, что система собирает твои предпочтения и потом            
рекомендует тебе товар, который тебе потенциально нравится, - каким образом,    
в чём здесь усматривается нарушение прав?                                       
                                                                                
ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Рекомендательные технологии собирают          
предпочтения, но они также, помимо предложения товаров, могут использоваться    
для распространения противоправной информации, для распространения фейков, и    
такие случаи есть. Например, есть уже доказанная история, сами акторы давали    
интервью об этом, это прошлые выборы президента США, когда в открытую,          
откровенно позднее владелец "Фейсбука" сказал: "Да, мы подкручивали             
рекомендательные алгоритмы" - аудитория "Фейсбука" видела позитивную            
информацию об одном кандидате, и, наоборот, они с помощью технологий            
практически, ну, есть такое слово, "пессимизировали", то есть практически не    
давали распространяться информации о другом кандидате. Это доказанная           
история.                                                                        
                                                                                
Что касается того, как выявлять. Роскомнадзор может самостоятельно              
мониторить, может также реагировать на жалобы граждан, если гражданин видит,    
что так или иначе в его аккаунте распространяется информация, которая,          
возможно, не построена на его предпочтениях и интересах, а он её всё равно      
видит. Понимаете, сегодня достаточно зайти на американскую платформу YouTube,   
на их основную страницу, и вы увидите в трендах специально подобранную          
информацию: украинская пропаганда вперемешку с развлекательным видео -          
другого вы там не найдёте. К сожалению, так и есть, сегодня иностранные         
платформы очень активно используют рекомендательные технологии в                
информационной войне против нашей страны.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель   
президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите         
информации", пункт 53.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.