Заседание № 137
11.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 387575-8 "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части уточнения ограничений отдельных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 792 по 912 из 8049
ФЕТИСОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я предлагаю снять с рассмотрения законопроект под пунктом 37, ну и постараюсь объяснить почему. На законопроект не поступил в Государственную Думу официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Законопроект вступает в прямое противоречие с принципами охраны Байкальской природной территории. Законопроект содержит ряд серьёзных рисков для экологической безопасности и сохранности уникальной экосистемы озера Байкал. В частности, он направлен на значительное расширение возможностей возникновения случаев сплошных рубок защитных лесов, а также перевода земель лесного фонда в земли иной категории в центральной экологической зоне озера Байкал. Также законопроект фактически является альтернативным законопроекту № 161119-8, на совещании по поводу которого 23 мая, Вячеслав Викторович, вы дали поручение точечно согласовать позиции, чего не было сделано. Ну и хронология. Законопроект был внесён в рассылку 26 июня, то есть фактически... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Александрович. Понятно, о чём речь идёт. Пожалуйста, председатель профильного комитета Дмитрий Николаевич Кобылкин. Ваша позиция. КОБЫЛКИН Д. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. По законопроекту действительно были разногласия, но вчера мы их практически все сняли, поэтому я прошу этот законопроект сохранить. Мы его доработаем обязательно в соответствии со всеми замечаниями, которые были высказаны. Законопроект очень важный. Вячеслав Викторович, вы знаете его, наверное, как никто другой, и знаете, как мы трепетно относимся к озеру Байкал и к его защите. Сколько лет я себя помню, вот столько мы этим и занимались: и в министерстве, и здесь. Вопрос очень серьёзный. Конечно, делается такой первый шаг, наверное, в части того, чтобы идти по определённому правильному пути в обустройстве этого озера, в строительстве необходимой инфраструктуры, чтобы это озеро просто не было убито диким туризмом. Вот это очень важно, на мой взгляд. И не менее важный вопрос - это строительство селезащитных сооружений, о которых мы очень много лет говорим. Эту задачу нам поставил Президент Российской Федерации, на это выделены деньги, и мы, к сожалению, до сих пор не можем к этому приступить. И каждый год мы вздрагиваем и ждём, что сель может унести карты-накопители отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в озеро, после чего это озеро мы с вами просто потеряем. Я считаю, что этого допустить нельзя. Уважаемый Вячеслав Викторович, я прошу сохранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение Вячеслава Александровича Фетисова о снятии с повестки сегодняшнего заседания законопроекта под пунктом 37. Профильный комитет против. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 18 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0 % Проголосовало против 95 чел.21,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 176 чел. Не голосовало 274 чел.60,9 % Результат: не принято За - 81, законопроект остаётся в повестке, поэтому просьба ко всем подготовиться к его обсуждению, в ходе которого и прозвучат мнения за и против. Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, я по тому же вопросу, жаль, что вот не успел выступить. К сожалению, данный законопроект, о внесении изменений в закон "Об охране озера Байкал", - это верный шаг к тому, чтобы похоронить святое озеро Байкал. Отдать под сплошные рубки 75 участков, чтобы построить неизвестно какую коммунальную инфраструктуру, - это для озера, конечно, погибельный шаг! Лучше было бы всё-таки провести сперва утилизацию отходов, накопленных годами, чтобы сделать хоть какой-то, как, опять же, сказали, шаг к спасению озера, а потом провести экологическую экспертизу каждого проекта, составив этот перечень, чтобы не было у нас строительства неизвестно какого коммунального объекта, который будет причинять вред хуже, чем бывший БЦБК. Поэтому я считаю, что надо провести парламентские слушания и определить перечень этих объектов, провести экологическую экспертизу, чтобы сохранить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Дмитрий Николаевич Кобылкин. КОБЫЛКИН Д. Н. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Прежде всего, мы проводили парламентские слушания, мы проводили огромное количество экспертных "круглых столов", и мы обсудили с широкой общественностью все эти вопросы. Никаких сплошных рубок там не будет - там будут рубки с указанием конкретных координат, мы это детально и очень тщательно проработали, в том числе с субъектами Российской Федерации, которые планируют развивать там инфраструктуру. Я считаю, что здесь, Вячеслав Викторович, не должно никаких вопросов возникнуть. Речь идёт о сохранении нашей уникальной жемчужины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич. Ставить предложение вновь на голосование или вы просто высказали свою точку зрения? Позицию высказали. Уважаемые коллеги, тогда давайте мы с вами будем готовиться к обсуждению законопроекта. Он резонансный, он очень важный не только для жителей регионов - и Иркутской области, и Бурятии, - но и для всей страны. Как уже сказал председатель комитета, обсуждение проходило до внесения законопроекта, и сегодня мы его продолжим, а дальше уже определитесь по голосованию.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6859 по 7589 из 8049
Коллеги, итак, мы сейчас рассмотрим 37-й вопрос, после этого перейдём к законопроектам, рассматриваемым по сокращённой процедуре, и к проектам постановлений. 37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Докладывает Сергей Юрьевич Тен. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к содержанию законопроекта, хочу отметить несколько важных фактов. Озеро Байкал - это единственный природный объект в России, в отношении которого принят специальный федеральный закон и развивается отдельное направление правового регулирования, это 20 процентов поверхностных пресных вод мира и 90 процентов пресной воды России. В соответствии с Федеральным законом "Об охране озера Байкал" определена Байкальская природная территория, установлено её экологическое зонирование. Таким образом, выделяются три зоны: центральная экологическая зона - это озеро Байкал с островами, его водоохранная зона и особо охраняемые природные территории, прилегающие к Байкалу в Иркутской области и в Республике Бурятия; буферная экологическая зона - это территория за пределами центральной зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории России, это две трети площади Республики Бурятия и одна седьмая территории Забайкальского края, при этом существенная часть водосбора, как вы знаете, ещё и на территории Республики Монголия; экологическая зона атмосферного влияния - это территория вне водосборной площади озера в пределах Иркутской области и Республики Бурятия шириной до 200 километров. В границах всей Байкальской природной территории проживает более 2,5 миллиона человек, в том числе в Иркутской области - почти 1,5 миллиона, в Республике Бурятия - почти 1 миллион человек, в Забайкальском крае - около 200 тысяч. Площадь Байкальской природной территории составляет более 386 тысяч квадратных километров, это больше территории таких стран, как Германия или Великобритания. В границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в 160 населённых пунктах (77 населённых пунктов в Иркутской области, 83 - в Республике Бурятия) исторически проживает более 140 тысяч человек. Площадь центральной экологической зоны Байкальской природной территории составляет 89 тысяч квадратных километров, что в 2 раза больше площади Швейцарии или в 3 раза больше, чем площадь Бельгии. Отмечу также, что турпоток на берега Байкала со стороны Иркутской области и Республики Бурятия, по данным экспертов, уже превышает 2 миллиона человек в год и увеличится к 2030 году почти в 3 раза. Теперь что касается самого законопроекта. В рамках Байкальской природной территории и её экологических зон действует целый ряд специальных норм и правил, установленных Федеральным законом "Об охране озера Байкал" и другими законами, а также двумя десятками подзаконных актов федерального уровня. Жизнь не стоит на месте, напомню, что с момента принятия закона "Об охране озера Байкал" прошло почти 25 лет, - ряд установленных ранее норм в связи с отсутствием их должной корректировки и динамикой развития общественных отношений привёл к тому, что поставил под угрозу саму экологическую безопасность и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории. К примеру, дошло до того, что в рамках действующего регулирования мы не можем построить на Байкале очистные сооружения, пример - село Сухая Кабанского района Бурятии. Мы также не можем защитить населённые пункты, жизнь и имущество людей от пожара, пример - посёлок городского типа Кичера Северо-Байкальского района Бурятии. У многих на слуху сгоревший посёлок Черёмушка в Прибайкальском районе Бурятии, с жителями которого общался Президент России несколько лет назад. Мы не можем, наши земляки не могут достойно похоронить своих родственников, пример - село Клюевка в Кабанском районе. При этом людей, семьи которых сотни лет проживали, к примеру, в селе Большом Голоустном Иркутского района, в посёлке Хужире Ольхонского района Иркутской области, в силу правовых коллизий начали лишать жилья. А непосредственно озеру грозит экологическая катастрофа из-за повышенной сейсмической опасности в Байкальском регионе, где под прямой угрозой находятся города Слюдянка и Байкальск Иркутской области, соседние сельские поселения, в целом южная котловина Байкала. Речь идёт о картах шламонакопителей, которые находятся на берегу Байкала, - в случае схода сели вся эта грязь, все эти отходы могут попасть непосредственно в Байкал. При действующих нормах закона "Об охране озера Байкал" нивелировать эти риски просто-напросто невозможно. Уважаемые коллеги, предложенный вашему вниманию законопроект направлен на комплексное решение ряда проблем, ну, подчеркну, не всех, далеко не всех проблем, которые накопились за последние годы, прежде всего в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Благодаря ограниченным по времени действия нормам законопроекта в области лесных и земельных отношений, включая проведение рубок деревьев и кустарников, с учётом вводимых нами специальных компенсационных экологических механизмов мы с вами должны принять ответственное решение, решить множество уже набивших оскомину и до боли известных сотням тысяч наших земляков проблем и вопросов. В частности, принятие закона позволит обеспечить строительство селезащитных сооружений в районе карт шламонакопителей БЦБК, о чём я уже говорил, за ликвидацией накопленного вреда в этих картах шламонакопителей Госдума осуществляет парламентский контроль. Законопроект направлен на обеспечение безопасности местного населения, на защиту от чрезвычайных ситуаций Транссибирской магистрали и федеральной дороги Р-258 Иркутск - Улан-Удэ - Чита, единственных связывающих запад и восток нашей страны. Инициатива позволит организовать противопожарные разрывы вокруг населённых пунктов, обеспечить их пожарную безопасность, позволит установить границы населённых пунктов, решить вопросы с размещением кладбищ. Кроме того, закон позволит построить и реконструировать очистные сооружения, которые сейчас физически построить нельзя. Мы сможем запустить и обеспечить работу ключевых объектов инженерной, социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры на Байкале. Уважаемые коллеги, представленный законопроект - это результат комплексного и многолетнего труда депутатов и сенаторов от Байкальского региона, входящих в межфракционную рабочую группу "Байкал", в которую входят представители всех пяти фракций Государственной Думы и всех трёх субъектов Байкальского региона. Сложно представить, как ожидают наши земляки скорейшего принятия данного закона. Вот прямо сейчас, я уверен, ночью, многие жители Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края (ночь сейчас в Байкальском регионе) смотрят прямую трансляцию нашего вечернего заседания в прямом эфире. Уважаемые коллеги, от имени граждан России и жителей Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края мы с депутатами и с сенаторами - авторами данной законодательной инициативы просим поддержать и принять в первом чтении представленный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. С содокладом выступает Жанна Анатольевна Рябцева, заместитель председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. РЯБЦЕВА Ж. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я сейчас могу подтвердить слова Сергея Юрьевича. Я отключила телефон, чтобы он не пищал: пишут люди, у них сейчас 22.43, они смотрят прямую трансляцию нашего заседания. Вы знаете, здесь, в зале, нет ни одного человека, который душой и сердцем не болеет за Байкал. Я думаю, что большая часть людей, сидящих в зале, были на Байкале, понимают, о чём я сейчас говорю. Те проблемы жителей, о которых сказал Сергей Юрьевич, - это действительно такое наболевшее, и вот, мне кажется, будет честно... Вот этот клубок, который накопился в условиях сегодняшнего дня и специальной военной операции, - это всё не случайно. У нас большая страна, и если мы друг за друга, за каждого жителя... вот те, кто знает меня, знают, что я - может быть, жёстко скажу - кадык за людей и за правду вырву, потому что люди должны понимать, что они под защитой! Кто такой депутат? Защитник, человек, который всегда встанет на защиту слабых, поможет, поддержит, и вот наша с вами функция - законотворческая, и этим законопроектом мы реально помогаем, хотя и, как говорится, не решаем многие вопросы. И люди ждут. Я не буду говорить, что там происходило год назад, когда мы приезжали с выездным заседанием комитета, слушали людей, пытались выслушать. Вот сейчас говорим о селезащите: там более 5,5 миллиона тонн, будем так говорить, накопленного вреда, и если всё это выльется в Байкал, то все наши умозаключения, надувание щёк, рассказывание о том, как нужно защищать, - всё это дым и прах! Сегодня говорили о том, как нужно хоронить людей, память людей чтить и помнить. А люди на этих территориях между сосен и дубков пытаются захоронить своих родных и близких, потому что у них нет иной возможности, кладбища уже не вмещают, нет возможности захоранивать. Мне кажется, страшно, когда ты не можешь похоронить своего родного, близкого человека, когда ты не можешь своему сыну, дочери, внуку дать возможность выращивать что-то на своей земле, сажать огурцы, картошку, когда не можешь передать это по наследству, когда ты не имеешь такого права. Во всех остальных регионах - и в Челябинской, и в Курганской, и в Свердловской областях, и в Якутии, и в Дагестане - имеют возможность, все могут передать по наследству, подарить, а вот наши ребята из трёх субъектов не могут. Мы обсуждали этот законопроект активно на всех площадках. Привлекали научное сообщество. Выступали представители Общественной палаты, выступали главы регионов, выступали те, кто должен был высказаться. Было много замечаний, это уже третья редакция законопроекта. И когда пытаются опять же с надуванием щёк кричать "сплошные вырубки запрещены"... Ещё раз отмечу: за каждое срубленное дерево будет посажено пять деревьев и кустарников. Сплошные вырубки в данном законопроекте... я скажу, сколько по кадастрам деревьев, - 1961 дерево: 1212 осин, 497 берёз, 100 елей, 61 кедр, 57 пихт, 33 сосенки и одна лиственница. Даже на это пошли регионы, чтобы дать возможность защитить право на жизнь. Я сегодня с этой трибуны хочу обратиться ко всем сидящим в зале. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Ещё раз скажу, мы большая страна. Жители Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области ждут того, что ночью они будут просыпаться спокойно, ночью они подойдут и погладят по голове своего ребёнка, укроют одеялом и не будут бояться, что завтра, если мы сегодня не примем решение по селезащите, их дома просто смоет. Давайте дадим им возможность жить, нам с вами - контролировать и защищать озеро Байкал. Никто с нас не снимает контроля, ответственности. Большая часть сидящих в зале были на Байкале, знают, что каждое плечо там потребуется, ну и, конечно, профессиональная голова. Комитет обращается к депутатам с просьбой поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Жанна Анатольевна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить?.. Вопросы есть? Ну, сообщайте об этом. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Вопрос докладчику. У нас в стране есть два института, которые занимаются водными ресурсами. В Москве это Институт водных проблем, а рядом с Байкалом, в Иркутской области, есть институт, который занимается вопросами изучения, сохранения, сбережения экосистемы озера Байкал. Скажите, пожалуйста, какие заключения на данный законопроект дали эти два института? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тену включите микрофон. ТЕН С. Ю. Спасибо за вопрос, уважаемый Анатолий Николаевич. Прежде всего, я хочу вас лично поблагодарить за то, что вы являлись одним из соавторов закона "Об охране озера Байкал", который был принят в 1999 году. Спасибо вам и всем нашим предшественникам, коллегам-депутатам. Что касается вашего вопроса, мы провели ряд мероприятий на общественных площадках, в том числе в Иркутской области, в Республике Бурятия, вы знаете о том, что и Общественная палата России также проводила. В процессе работы мы учли все замечания, которые сделала наша наука. Это уже третья, по сути, редакция законопроекта, и с каждой редакцией качество разработанных норм, на мой взгляд, улучшается. Наука поддерживает данную законодательную инициативу. Мы находимся во взаимодействии с научными организациями, общаемся, постоянно на связи с коллегами из науки и достаточно открыты с точки зрения внесения поправок. Готовы эту работу дальше продолжать, вот в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к уважаемым разработчикам. Громкие слова здесь с большим пафосом были произнесены, но вы посмотрите - я тоже был неоднократно на Байкале, это уникальная природная территория, - вы посмотрите, весь ваш пафос как бы противоречит тексту законопроекта, самому тексту законопроекта. Здесь у вас прямо написано, что в зоне Байкальской природной территории проведение сплошных рубок допускается в определённых целях, и дальше указано семь пунктов, которые касаются самых широких возможностей проводить сплошные рубки. Речь не идёт о кладбищах, речь не идёт о вырубке какого-то одного, того или иного дерева. У вас в законопроекте написано: "сплошные рубки". А пафос говорит о том, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тену включите микрофон. ТЕН С. Ю. Спасибо за вопрос. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что бывать на Байкале и жить на Байкале - это совершенно разные вещи. В качестве туристов, конечно, мы можем туда приезжать, но, когда общаешься с людьми, год за годом об одних и тех же вопросах, об одних и тех же проблемах они говорят. Ну о каком пафосе тут может идти речь? Что касается сплошных рубок, законопроект предусматривает чёткий перечень конкретных случаев, при которых допускается проведение сплошных рубок лесных насаждений, с ограничением действия указанной нормы до 31 декабря 2030 года. Кстати сказать, ограничение срока действия этой нормы появилось в тексте законопроекта после наших многочисленных консультаций, о чём я говорил, в том числе с общественными и природозащитными организациями. Я не буду перечислять пункты из этого исчерпывающего перечня, скажу только, что мы предусматриваем восстановительные мероприятия из расчёта один к пяти, о чём Жанна Анатольевна уже сказала. Таким образом, за каждое срубленное дерево или кустарник в пределах центральной экологической зоны необходимо будет высадить пять таких же деревьев или кустарников. Причём данная норма уже апробирована. Мы с вами в прошлом созыве внесли изменения в закон "Об охране озера Байкал", чтобы проводить модернизацию БАМа и Транссиба. И надо сказать, что и со стороны межфракционной группы "Байкал", и со стороны профильного комитета, по экологии и охране окружающей среды, мы очень внимательно следим за тем, чтобы "РЖД" эти лесовосстановительные мероприятия проводило. Вот не так давно, буквально на прошлой неделе, были на Транссибе, на железной дороге, в прошлом году посетили Северобайкальск, БАМ, и я вас уверяю, что эти работы по лесовосстановлению проводятся и они достаточно жёстко контролируются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Сергей Юрьевич, вы сказали, что авторами законопроекта являются представители всех фракций. Скажите, пожалуйста, кто от фракции партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" является автором? Мы такого не видим среди авторов. Вы, наверное, ошиблись. И вопрос: какова суммарная площадь вот вырубаемого леса, площадь тех коммуникаций, дорог, трубопроводов, ЛЭП, которые вы таким образом собираетесь построить для осчастливливания местных жителей? Какую сумму средств предполагается для этого выделить из бюджетов регионов, из бюджета России? И почему всё-таки такая тяга к Байкальской территории, к заповедной территории? Почему тысячи... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тену включите микрофон. ТЕН С. Ю. Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые коллеги! Я не говорил о том, что авторами законопроекта являются депутаты всех пяти фракций. Я сказал, что в межфракционную группу "Байкал" входят представители всех пяти фракций, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." входит депутат Григорьев. Поэтому каждый принимает самостоятельно решение, является ли он автором, соавтором данного законопроекта в том числе. Вы сказали слово "осчастливливает". Ну, наверное, до осчастливливания нам ещё далеко, тем не менее мы говорим о том, что мы решаем вопросы, проблемы людей, которые на Байкальской природной территории проживают. Что касается вашего вопроса, то я же говорю, что до 6 миллионов человек (ну, это люди, которые, условно назовём, занимаются таким диким туризмом, в палатках проживают) - такой потенциал туристического потока, по оценкам экспертов, предполагается к 2030 году на озере Байкал. И мы, наоборот, говорим о том, что благодаря данному законопроекту мы сможем строить очистные сооружения. Потому что люди на Байкале живут - куда они, извините, в туалет ходят, когда в этих палатках проживают? А сегодня нельзя строить там никакие сооружения, потому что лес рубить нельзя. Поэтому мы предлагаем такое решение. Если у вас, у фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", у вас, уважаемые коллеги, есть конкретные предложения, мы готовы их рассматривать. Я ещё раз говорю: мы открыты - давайте прорабатывать этот вопрос ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фетисов Вячеслав Александрович, пожалуйста. ФЕТИСОВ В. А. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Жанне Анатольевне. Коллеги, озеро Байкал в соответствии с конвенцией входит в Список природного наследия ЮНЕСКО. Закон "Об охране озера Байкал" принят в 1999 году в рамках международных обязательств России по реализации данной конвенции и предусматривает принцип особого режима хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории. При этом в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что предлагаемая концепция законопроекта не согласуется с особым статусом озера Байкал, с режимом охраны Байкальской природной территории и этот законопроект нуждается в концептуальной и структурной переработке. В частности, предлагаемые нормы о проведении сплошных рубок и переводе земель лесного фонда в земли населённых пунктов противоречат статье 11 закона "Об охране озера Байкал", поскольку законом установлен запрет на такие виды деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Учитывая концептуальные замечания Правового управления... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. Вопрос, Вячеслав Александрович, пожалуйста. ФЕТИСОВ В. А. Да, вопрос звучит. Учитывая концептуальные замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, может, комитету стоило бы рекомендовать авторам законопроекта уточнить его концепцию и структуру до рассмотрения в первом чтении? Куда мы торопимся? Мне тоже вот этот вопрос очень интересен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рябцевой включите микрофон, пожалуйста. РЯБЦЕВА Ж. А. Вячеслав Александрович, вы, как уважаемый человек, председатель Всероссийского общества охраны природы, которому в следующем году исполнится 100 лет, посол доброй воли ООН по Арктике и Антарктике, конечно, чётко знаете, что у нас происходит на Байкале. Мы неоднократно обсуждали это в комитете, вы участвовали в парламентских слушаниях, где была возможность высказаться, и высказывались. Я повторю, и Сергей Юрьевич об этом тоже говорил, что это третья версия законопроекта, в которой учтены мнения, ещё раз скажу, не только регионов, но и общественности, и научного сообщества, и жителей, и эта версия сегодня предлагается комитетом в том числе для принятия в первом чтении. Если есть какие-то вопросы, в том числе у вас, вы можете подготовить предложения ко второму чтению. Чем дольше мы откладываем... Я не буду сейчас повторяться, просто вы очень глубоко в теме. Я думаю, что у нас совместно с вами получится внести предложения для авторов законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, теперь проведём запись на выступления. Ну, наверное, давайте всё-таки договоримся: по одному выступлению от фракции или, если фракция захочет, разделить одно выступление на два выступления по три минуты, это, как обычно, мы допускаем. Включите режим записи на выступления. Покажите список. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" у нас три выступления. Сергей Юрьевич, вы можете выступить с заключительным словом, у вас такая возможность будет, поэтому, наверное, вам стоит уступить кому-то другому возможность выступить. Ну, Вячеславу Александровичу, как спецпредставителю по вопросам экологии, я предлагаю дать возможность выступить. Нет возражений, коллеги? Тогда от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет выступать Будуев, а Тен - как докладчик. Хорошо. Итак, Фетисов Вячеслав Александрович, пожалуйста. ФЕТИСОВ В. А. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, не думал, что будет такая интересная ситуация с самым главным достоянием нашей Российской Федерации - с озером Байкал. Здесь подмена понятий идёт, потому что тот законопроект, который мы рассматриваем сегодня, никто не обсуждал - ни научное сообщество, ни общественные организации. Он внесён пару недель назад, и даже голосование в комитете Госдумы было очным - во время региональной недели, - и мы, в общем-то, голосовали таким образом, и голосование происходило даже вперёд... до 10-го числа - это та дата, до которой можно было вносить какие-то свои предложения. Ну это так, констатация факта. Мы немножко запутались. Три версии, и третья версия вот таким образом... Мне, конечно, жалко, что ползала сегодня, ведь всё-таки люди должны понимать, что это касается граждан России. Здесь было столько пафоса: граждане России ждут!.. Но граждане России ждут обсуждения, понимания того, для чего мы это делаем и какой бизнес здесь будет бенефициаром. Это тоже очень важно всем нам знать. Законопроект вступает в прямое противоречие с принципами охраны Байкальской природной территории. Законопроект содержит ряд серьёзных рисков для экологической безопасности, для сохранности уникальной экосистемы озера Байкал. В частности, он направлен на значительное расширение случаев сплошных рубок защитных лесов, а также на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий в центральной экологической зоне озера Байкал. Законопроект фактически является альтернативным законопроекту № 161119-8, на совещании по поводу которого 23 мая наш спикер подчеркнул необходимость точечного согласования позиций, чего, к сожалению, не было сделано. Теперь хронология. Законопроект был направлен в рассылку 26 июня, то есть фактически две недели назад, и за это время он не был обсуждён ни с профильными органами исполнительной власти, ни с экспертным сообществом. При этом комитет пошёл опросным путём, я ещё раз повторю - мы тоже готовили выступление, - 7 июля, в пятницу вечером, в региональную неделю, без открытого обсуждения законопроекта и до истечения срока представления отзывов, предложений, замечаний - 10 июля, без привлечения профильных министерств и ведомств, ведущих экологических организаций страны и экспертов. В заключении комитета закон "Об охране озера Байкал" фактически признаётся устаревшим. Вдумайтесь, коллеги, если бы этот закон в 1999 году не был принят, то за лихие 90-е и начало нулевых вырубили бы всё, я так думаю. Задумайтесь, почему Байкал у нас не горит? Потому, что невыгодно ему гореть и невыгодно его заражать, поскольку он не имеет никакого промышленного развития и всякого другого. Ну и нивелируется необходимость такой формулировки, такого специального закона перед общими нормами - такой подход является ошибочным, так как в вопросах правового регулирования объектов всемирного наследия ЮНЕСКО необходимо прежде всего руководствоваться принципом "не навреди". Также следует отметить, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы вчера дало заключение, в котором указаны концептуальные замечания, делающие невозможным принятие законопроекта в первом чтении. И ещё раз, коллеги, друзья, я хочу вас просто проинформировать, что мы уже имеем накопленный ущерб в районе озера Байкал от ЦБК и в Усолье-Сибирском и сегодня не можем справиться с этими проблемами. Антропогенная нагрузка на Байкал запредельная сегодня. Если мы любой другой шаг сделаем, не обосновав это с научной точки зрения, без очень внимательного и глубокого изучения последствий, мы потеряем уникальное природное явление. Поэтому я считаю, что мы поторопились, и буду голосовать против принятия законопроекта в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич, выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Вы один выступаете, Анатолий Николаевич, правильно? Пожалуйста. Семь минут поставьте, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Дорогие коллеги, тяжело присутствовать на похоронах священного озера Байкал, тем более, как было сказано, я один из авторов данного закона. Тяжело, поскольку данный законопроект касается проблем экологической безопасности экосистемы озера Байкал, экологической экспертизы, которая данным законопроектом сводится к нулю. И ещё тяжелее потому, что в данном законопроекте указаны кадастровые номера 75 лесных участков, на которых будет произведена рубка, и не просто рубка, а, как я читаю в законопроекте, допускается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Правда, дописано, что с ограничением. Это всё равно что принять решение снести дом, но с ограничениями: сносятся крыша, стены, а окна остаются. Что такое сплошные рубки? Ну, если бы вы написали "ограничительные рубки", хотя это тоже спорно... но нет - сплошные рубки. Прежде всего, леса имеют водоохранное значение: вырубаете леса - мелеют реки, значит, будет мелеть озеро Байкал. Вы указываете на селезащитные функции. Здесь прозвучало, что 5 миллионов кубометров селевой грязи накоплено, - а чего же эта грязь не утилизирована, почему мы ждём, когда все эти селевые потоки уйдут в озеро Байкал? А потом, вспомните из школьных учебников, деревья имеют не только водоохранное, но и водосберегающее значение, в том числе от паводков, от оползней, и селезащитное значение. То есть что-то не сходится у вас здесь. Вы говорите, что нужно провести сплошные рубки, потому что сельскому населению негде хоронить умерших. Но вы извините, вырубить лес на 75 участках - это что, 75 кладбищ? Если одно кладбище нужно, установите границы, в законе напишите. А потом, необязательно сплошные рубки, я видел огромное количество кладбищ, где лежат под соснами, под липами и так далее. Тоже какой-то несерьёзный аргумент. Компенсационные посадки - ну, это ждать действительно 50-100 лет, пока вырастут хвойные леса. Я Сергея Юрьевича Тена спросил про науку. Ну вот два института - Сергей Юрьевич, позвоните в Институт водных проблем здесь, в Москве, Данилову-Данильяну, он относительно недавно был у нас министром экологии, спросите у него, почему он против закона, он, к счастью, живой. И наш великий писатель, защитник Байкала Валентин Григорьевич Распутин, всю жизнь посвятивший защите озера Байкал, - жалко, что его нет с нами, я о нём книгу написал "Уроки Валентина Распутина", - я уверен, никогда данный законопроект не поддержал бы. Что касается практики. Коллеги, я в пятницу в своём округе посетил объект, который построен по федеральному проекту "Оздоровление Волги", это Рыбинский район, посёлок Судоверфь. Новые очистные сооружения работают хуже старых: зловонные запахи, вся грязь, все нечистоты через новые якобы очистные идут в Рыбинское водохранилище. Люди встретили меня, жаловались. Уголовное дело возбуждено. Три месяца назад был на другом объекте, в том же Рыбинском районе, только уже не в Судоверфи, а в Каменниках, - возбуждено тоже. Там тоже новые якобы очистные сооружения работают хуже. А потом я встречаюсь с теми, кто строил, они говорят: а вы проверьте ещё город Тутаев, Большое Село, Семибратово, Некрасовское - все очистные сооружения не работают! То есть национальный проект, если верить... Я вот два объекта уже проверил - ну, думаю, не соврал подрядчик. То есть мы засыпали национальный проект! Вот вам практика. Здесь по Байкалу сколько мы заслушивали? Три года. Деньги федеральные выделяем на очистные сооружения - деньги возвращаются! Здесь речь идёт про какие-то якобы очистные сооружения - ну давайте хотя бы реализуем те старые проекты! А потом, сколько отходов после ЦБК и других объектов осталось? За эти годы почти ничего не сделано! И мы сейчас очередную экологическую нагрузку делаем - чтобы потерять озеро Байкал? Любимая моя Жанна, где она там? Ты вот видишь, ни разу щёки не надувал! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Да, и на озере Байкал был. Нашему населению только скажи рубить - всё вырубят. Поэтому я категорически против данного законопроекта. Особая благодарность Фетисову. Да, легендарный не только спортсмен, но и человек с гражданским мужеством. Он действительно является председателем Всероссийского общества охраны природы. Вся экологическая общественность в его лице просит не принимать данный законопроект, я уже не говорю, что он там в ЮНЕСКО доложит, как мы своё священное озеро Байкал отдаём под сплошные рубки! Ну если вы хотите данный закон принять, конкретно укажите: какие очистные сооружения, гидротехнические сооружения, какое кладбище - конкретно пропишите, установите экологическую экспертизу и далее. Ну нельзя же всё сплошным!.. Сплошным матом. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." не может принять участие в уничтожении озера Байкал. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. От фракции выступление - семь минут поставьте. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, действительно, острый вопрос, острая тема, и выступления все эмоциональные. Действительно, все очень озабочены вопросом сохранения нашего уникального объекта - озера Байкал. В принципе после выступления Вячеслава Александровича Фетисова можно было дискуссию закрывать, с моей точки зрения, потому что он всё правильно сказал - ни добавить, ни убавить, что называется. Тем не менее я всё равно хотел бы сказать несколько слов на этот счёт. Всегда очень сложно найти баланс между интересами человека, развитием общества, развитием экономики и сохранением окружающей природной среды, но я убеждён, что если этот законопроект в таком виде будет принят сегодня, то это будет последнее поколение, вот наше, людей, которые смогут любоваться всеми прелестями нашего уникального озера Байкал, это однозначно. Уважаемые коллеги, этот законопроект, инициатива эта направлена вроде как на решение имеющихся социальных проблем граждан, проживающих в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, на обеспечение селезащиты, и, соответственно, для этого предполагается осуществление сплошных вот этих рубок. Однако, как говорят специалисты, с которыми я тоже очень плотно общался, первоначальный проект предусматривал вырубку около 5 гектаров для одного объекта - сейчас, посмотрите приложение очень внимательно, там восемь объектов и площадь увеличилась знаете во сколько? В 120 раз. Теперь уже 600 гектаров. Это то, что уже упомянуто, это то, что уже в законе сейчас есть. Далее. Согласно подпункту 7 статьи 1, посмотрите, пожалуйста, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории проведение сплошных рубок допускается в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, необходимых для обеспечения функционирования объектов, создаваемых в соответствии с предыдущими подпунктами данной статьи. Однако подпункт 5, обратите внимание, как раз касается строительства, реконструкции и эксплуатации дорог, которые, собственно, и являются линейными объектами, кроме того, подпункт 6 предполагает устройство противопожарных разрывов. То есть в принципе всё, что необходимо для обеспечения, там уже есть - зачем подпункт 7, излишний, на мой взгляд, совершенно, туда внесён? Он вызывает огромное количество вопросов, внесение этого пункта может повлечь за собой необоснованную прокладку линейных объектов - а я уверен, что так оно и будет в итоге, - что приведёт к серьёзной фрагментации и трансформации экосистем озера Байкал. Дальше. Законопроект предусматривает мероприятия по лесовосстановлению - уже говорили об этом сегодня - и компенсационные посадки деревьев и кустарников, о чём с таким тоже пафосом... Взамен одного дерева мы посадим пять новых деревьев или кустарников. Сами по себе компенсационные посадки - это, конечно, хорошее дело, мы все это, я думаю, приветствуем. Однако, уважаемые коллеги, восстанавливать лес нужно там, где он был первоначально, а на Байкальской природной территории есть и площади, которые первоначально не были покрыты лесами. Лесовосстановление в некоторых случаях может представлять угрозу уникальным экосистемам центральной экологической зоны, например степным. Кроме того, в горных условиях оно часто влечёт за собой эрозию почвы на склонах и попадание частиц почвы в водные объекты, что может усилить эвтрофикацию водных объектов. То есть в результате вроде как благое такое дело закончится опять очередной экологической проблемой. Дальше. Подпункт 10 той же статьи 1 законопроекта: "Увеличение площади особой экономической зоны "Ворота Байкала" и создание новых экономических зон в центральной экологической зоне Байкальской природной территории не допускается". Но помимо этого, уважаемые коллеги, у нас есть ещё другая особая экономическая зона - "Байкальская гавань", расширение которой тоже может привести к большим проблемам. Если мы действительно заинтересованы в сохранении Байкальской природной территории и экосистем Байкала, давайте тогда прямо напишем, что увеличение площади особых экономических зон и создание новых экономических зон в центральной экологической зоне не допускаются в принципе, не будем конкретизировать по этой части. Фактически под предлогом решения проблем, которые действительно накопились на Байкале, происходит уничтожение уникальных природных экосистем Байкала. И конечно, фракция КПРФ в этом участвовать не намерена и не поддержит данный законопроект. Я призываю всех последовать нашему примеру. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Юрьевич Тен, пожалуйста. Выступление от фракции и заключительное слово. Семь минут поставьте. ТЕН С. Ю. Спасибо за дискуссию. Уважаемые коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание, что законопроект является межфракционным и межрегиональным. Начиная с 2017 года в Государственной Думе действует межфракционная рабочая группа "Байкал", объединение 20 депутатов и шести сенаторов преимущественно из Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. С нашим авторством или непосредственным участием за последние пять лет принят ряд важнейших решений в отношении Байкала и Байкальской природной территории, в том числе оптимизированы объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Причём вот недавно мы проводили выездное мероприятие комитета по вопросам собственности, и, коллеги, заместитель мэра Ольхонского района Иркутской области предложил упростить, как бы смягчить проведение государственной экологической экспертизы в центральной экологической зоне. Мы выступаем чётко за то, чтобы жёсткие требования в центральной экологической зоне сохранялись. Давайте не будем забывать, что экологическая экспертиза у нас существует, она работает, и надо сказать, что в части данного законопроекта она будет ещё жёстче проводиться. Далее, было усовершенствовано законодательство в области пожарной безопасности, принят новый, актуальный перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкала, утверждены нормативы выбросов и нагрузки на центральную буферную и экологическую зоны, получена возможность строить новые очистные сооружения на Байкале, чего, уважаемые коллеги, не было в течение предыдущих десяти лет. Принято решение об образовании профильной правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, принято новое положение о государственном экологическом мониторинге экологической системы озера Байкал. Хочу об этом подробно несколько слов сказать. Государственный экологический мониторинг включает в себя порядка двух десятков источников, различных организаций, которые работают на Байкальской природной территории, то есть в процессе мониторинга будут чётко отслеживаться все изменения, которые имеют отношение к флоре, к фауне, к воздуху, к воде непосредственно Байкальской природной территории. За время работы межфракционной группой "Байкал" было разработано и рассмотрено более полутора десятков важнейших законопроектов, при этом, ещё раз хочу сказать, данная законодательная инициатива является наиболее комплексной и важной из них. Однако это только начало решения тех проблем, которые существуют на озере Байкал. У меня, уважаемые коллеги, вызывает удивление, если не возмущение, то сопротивление, которое оказывается практически одними и теми же так называемыми экологическими организациями или их представителями при принятии практически каждого из указанных решений по развитию и экологизации Байкала. Ну вот, в частности, тот же самый "Гринпис" - мы его признали нежелательной организацией, но, что называется, дело это продолжает, к сожалению, жить. Теперь другой вопрос. Те, кто выступает сейчас против принятия законопроекта, как давно были на Байкале? Общаются ли коллеги с обычными жителями, которые рассказывают о существующих проблемах? Общаются ли с администрациями муниципальных образований, с общественными палатами регионов, с общественными организациями? Те коллеги, кто призывает голосовать против: какие от вас поступили предложения, чтобы решить непосредственно эти проблемы? Какие законопроекты у нас существуют в Государственной Думе помимо вот тех, о которых я только что говорил? Вокруг Байкала очень много политики, очень много, так скажем, флёра, много кто пытается выступать, пиариться на этом, но не должно быть здесь политики, должна быть единая страна. Сопротивление, которое оказывается законопроекту уже в третьей, максимально конкретной, экологизированной редакции, вызывает только недоумение и сожаление. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за людей, за их благополучие. Мы поддерживаем граждан России, жителей Иркутской области и Республики Бурятия. Призываем голосовать за принятие законопроекта в первом чтении. И ещё хочу сказать. Вот прозвучала тема по поводу особых экономических зон. Прежде всего, давайте будем внимательно читать законопроект: чётко прописаны нормы о запрете на расширение территорий особых экономических зон, о запрете на создание новых особых экономических зон. Также хочу сказать, ещё раз повторяю, что все вопросы, все предложения рассматриваются на общественных площадках, более того, были проведены парламентские слушания, ну и, я хочу сказать, далеко не все выступавшие коллеги, за исключением Вячеслава Александровича Фетисова, в этих парламентских слушаниях принимали участие. Давайте работать, а не заниматься самопиаром, используя такие высокие слова, как "священное озеро Байкал". Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жанна Анатольевна, вы будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 28 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 76 чел.16,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.