Заседание № 159

01.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387383-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения перечня аудиторских организаций, имеющих право проводить обязательный аудит).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5633 по 5991 из 6332
21-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в     
статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Доклад депутата     
Государственной Думы Андрея Николаевича Свинцова.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не буду зачитывать текст пояснительной записки - вы и      
так с законопроектом в принципе знакомы, я постараюсь выступить покороче,       
потому что конец рабочего дня. Тем не менее тема очень важная, коллеги. Нас     
не много осталось в зале, но, может быть, удастся переломить позицию            
комитета.                                                                       
                                                                                
Коллеги, суть законопроекта очень проста. Я и мои коллеги по фракции внесли     
его ещё в прошлом году, но с учётом вот этой ситуации на Украине его            
актуальность только увеличивается. Итак, суть законопроекта в следующем. Мы     
предлагаем внести в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской                
деятельности" ограничения для иностранных аудиторских компаний, чтобы они не    
могли проводить аудит финансовой и бухгалтерской отчётности стратегических      
предприятий, в первую очередь предприятий оборонного сектора, а также других    
предприятий, которые государством отнесены к стратегическим, так сказать, к     
важным.                                                                         
                                                                                
Какова позиция правительства, какова позиция комитета? Естественно, они дают    
отрицательные заключения, потому что законопроект внесён фракцией ЛДПР, но      
какие мотивы? Правительство говорит нам: коллеги, если вы ограничите доступ     
"большой четвёрки" - а мы знаем, кто это: "ПрайсвотерхаусКуперс" и другие       
аудиторские компании, - если вы ограничите доступ этих компаний к аудиту        
крупных предприятий, то эти предприятия не получат кредиты за рубежом.          
Коллеги, я ещё раз обращаю ваше внимание, как обращал и внимание комитета, на   
следующее: речь идёт о внутренней бухгалтерской отчётности, российской, РСБУ,   
на основании которой никакие западные банки никаких кредитов не выдают, и       
более того, речь идёт о тех предприятиях - это, ещё раз повторю, например,      
"Вертолёты России", предприятия оборонного комплекса, наши космические          
предприятия, - которые занимаются разработкой и производством в том числе       
вооружений. Эти предприятия кредиты за рубежом не берут, коллеги, и поэтому     
этот закон никак их не коснётся.                                                
                                                                                
Представитель правительства на заседании комитета сказал нам: "Мы               
посоветовались со Сбербанком, с "ВТБ", с другими финансовыми организациями, и   
они не поддержали, потому что для них из-за этого возникнет проблема в          
получении финансовых ресурсов за границей, в других банках и так далее". Мы     
ещё раз подчёркиваем: да, в нашем законопроекте написано, что мы ограничиваем   
аудит тех компаний, двадцать пять и более процентов уставного капитала          
которых принадлежит государству, да, в их число попали банки, но мы согласны    
- пожалуйста, давайте во втором чтении уберём финансовые организации,           
вычеркнем банки, пускай аудит банков проводится этой "большой четвёркой", но    
предприятия оборонного комплекса...                                             
                                                                                
Коллеги, мы не понимаем, почему комитет встал на дыбы, хотя это прямое          
указание Президента Российской Федерации, в прошлом году мы услышали его в      
Послании Федеральному Собранию - там было чётко сказано всем: давайте           
прекратим практику, когда оффшорная компания имеет возможность                  
финансироваться из бюджета. Ведь у трёх из четырёх компаний "большой            
четвёрки" уставный капитал - в оффшорных юрисдикциях, но если компания          
оффшорная, то с какой стати она получает деньги из федерального бюджета за      
аудит наших оборонных предприятий? Логики нет!                                  
                                                                                
Акции этих предприятий на международных биржах не торгуются, международные      
финансовые средства эти предприятия не привлекают, они занимаются разработкой   
и производством вооружений, и мы в пояснительной записке обозначили, что речь   
идёт о том, чтобы защитить наших производителей вооружений, технологий от       
западных спецслужб. Нам говорят, что в законе об аудите прописана               
ответственность аудитора и он никакую информацию на Запад не сольёт, но,        
коллеги, в этом же самом законе прописано, что передача информации, этого       
отчёта, в головную организацию, - которая находится в оффшоре, - является       
нормой, эта норма прописана в нашем законодательстве: наше ООО, учредителем     
которого является оффшорная компания, имеет право передать всю информацию       
налоговую, экономического характера - а мы понимаем, что происходит анализ не   
только бухгалтерской отчётности, но и иной, - непосредственно в оффшор, а       
дальше, естественно, всё это идёт в западные спецслужбы - ну мы всё это         
прекрасно понимаем!                                                             
                                                                                
Мы задали вопрос представителю правительства: вы спросили мнение ФСБ, вы        
спросили мнение Министерства обороны, вы спросили мнение наших крупных          
холдингов? Он говорит: нет. Извините, мы подготовили законопроект с             
конкретной целью - защитить производителей и облегчить жизнь нашим              
спецслужбам, а правительство пошло в банки, уточнило позицию банков, но эти     
вещи не связаны, коллеги! Хочу ещё раз сказать, что наша главная задача -       
защитить информацию, наши секреты, создать безопасные, так сказать, рамки,      
чтобы информация наших производителей вооружений, наших производителей          
комплектующих не распространялась по всему миру, но почему-то сейчас из-за      
позиции Минфина на наш законопроект даётся отрицательное заключение.            
                                                                                
Коллеги, внимательно проанализируйте! Предлагаю в первом чтении этот            
законопроект всё-таки принять, ко второму чтению доработать, а именно убрать    
из перечня те позиции, которые действительно могут навредить, ещё раз           
подчеркну, банковской сфере, также, может быть, какие-то предприятия,           
например, "Газпром", акции которого торгуются на бирже и так далее, убрать,     
но оставить огромный пласт предприятий, которые занимаются производством        
вооружений и комплектующих для них. Это очень важная проблема, и об этом,       
кстати, говорили представители ФСБ, - о том, что у них нет возможности          
контролировать утечку этой информации, поэтому, коллеги, прошу вас хорошо       
подумать перед голосованием!                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Бориса Сергеевича Кашина.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте.                                 
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! При обсуждении   
в комитете авторы законопроекта практически признали, что законопроект сырой,   
и речь шла о том, что они его отзовут и внесут более подготовленный документ,   
который не будет рассматриваться нашими партнёрами, в том числе и               
зарубежными, как сигнал о том, что Россия хочет изолироваться от мировой        
экономики. Дело в том, что авторы не учли заключённый нами договор о            
вступлении в ВТО, который не предусматривает возможности введения каких-либо    
ограничений и запретов для аудиторских организаций с иностранным участием, то   
есть в зависимости от того, какова их юрисдикция.                               
                                                                                
Авторы приводят в пояснительной записке сравнительный анализ доходов от         
аудита в расчёте на одного клиента иностранных аудиторских организаций          
"большой четвёрки" и наших российских организаций, а также показывают, что      
организации "большой четвёрки" берут за проведение аудита в разы больше, но     
надо понимать, что все эти вопросы регулируются, собственно, в зависимости от   
того, каковы условия конкурса, ведь аудитор выбирается на открытом конкурсе,    
его указывают сами компании, точнее, их собственники, в частности, это может    
быть Росимущество. И встаёт вопрос: почему же компании хотят платить в разы     
больше и всё-таки использовать аудиторские организации вот этой самой           
"большой четвёрки"? А дело в том, что без соответствующего аудита,              
проведённого известной на международном рынке компанией, ни "Газпром", ни       
другие крупные акционерные общества, в том числе и банки, не получат кредитов   
и их акции будут недооценены при котировках на биржах.                          
                                                                                
Когда законопроект обсуждался в комитете, мы с пониманием отнеслись к тому,     
что государственная тайна и государственные интересы должны быть сохранены,     
но одновременно указали авторам, что текст законопроекта совершенно сырой. И    
кроме того, ещё неизвестно, что лучше - какая-то маленькая аудиторская          
компания с российскими учредителями или крупная компания, которая дорожит       
своей репутацией. Мы понимаем, что в некоторых вопросах действительно не        
место компаниям "большой четвёрки": вы помните историю с проектом "Карта        
российской науки", который Минобрнауки доверило компании                        
"ПрайсвотерхаусКуперс", действительно, нас не красят такие решения. Но в то     
же время мы не можем самоизолироваться от мировой экономики и вынуждены         
действовать по правилам и в рамках международных обязательств, которые Россия   
взяла на себя при вступлении в ВТО.                                             
                                                                                
В связи с изложенным данный законопроект не может быть поддержан. Ещё раз       
повторяю: в нём ни слова нет об обороне, там просто указаны организации, в      
которых 25 процентов или более - государственное участие, и мы, приняв его в    
первом чтении, дадим очень негативный сигнал всему рынку.                       
                                                                                
Вот такова позиция комитета: мы предлагаем отклонить.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сейчас зададим вопросы, потом ещё у нас есть три законопроекта по сокращённой   
процедуре и проект поручения, мы их рассмотрим. Нет возражений? Спасибо.        
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Сергеевич, а разве комитет не знает о том,     
что та же "ПрайсвотерхаусКуперс", при ближайшем рассмотрении серьёзных дел,     
оказывается, тоже давала липовые аудиторские заключения? Разве мы не знаем,     
что рейтинговые агентства, которым мы тоже платим бешеные деньги, по            
политическим мотивам, не обосновывая, понижают рейтинги и компаний, и банков,   
и стран? Неужели комитет это не тревожит?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Кашину микрофон.                                 
                                                                                
КАШИН Б. С. Ну, вы знаете, в своё время это была "большая шестёрка", но потом   
две компании, так скажем, были дискредитированы вот такими заключениями;        
также, безусловно, есть масса вопросов к аудиторской деятельности вообще и к    
действиям аудиторов в частности. Но, кстати, авторы законопроекта оценивают     
аудиторскую деятельность как бизнес с высокой долей интеллектуального           
капитала, так что, как говорится, критическое отношение к действиям некоторых   
аудиторских компаний в ещё большей степени может быть отнесено, к сожалению,    
и к российским компаниям. Но надо понимать, что аудит обязателен для всех       
акционерных обществ, поэтому здесь надо в целом смотреть.                       
                                                                                
И я поддерживаю ваше критическое отношение к рейтинговым агентствам, конечно,   
надо переходить на научную основу, в частности, для этого мы приняли закон      
"Об актуарной деятельности в Российской Федерации".                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Андрею Николаевичу.                              
                                                                                
Андрей Николаевич, Государственная Дума пятого созыва приняла закон о           
привлечении иностранных инвестиций на предприятия промышленного комплекса, в    
том числе и оборонного: при определённых условиях с разрешения правительства    
иностранные предприниматели могут иметь даже половину акций этих предприятий    
в собственности. Естественно, те, кто вкладывает деньги, знают, будет аудитор   
или не будет, и не только знают, но и планируют деятельность этого оборонного   
предприятия наперёд.                                                            
                                                                                
И второе. Если вы бываете на оборонных предприятиях, то видите, что там все     
высокоточные станки - иностранные, выполнены по спецзаказу, и, конечно, те,     
кто поставляет станки, прекрасно знают, для чего их поставляют. Не кажется ли   
вам, что обеспечение сохранения государственной тайны нужно не с аудита         
начинать, а с того, чтобы не допускать в наш оборонный комплекс иностранные     
капиталы, то есть чтобы капиталы были только российские и чтобы станки и        
комплектующие тоже были российские, иначе и без аудита весь мир узнает наши     
секреты?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич.                                
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Владимир Николаевич, я полностью разделяю вашу позицию и          
уверен, что вся фракция ЛДПР также с вами солидарна: все стратегические         
предприятия в Российской Федерации должны принадлежать государству, особенно    
оборонный комплекс, "Газпром" и так далее, в этом наши позиции совпадают.       
                                                                                
Что касается конкретики, того, каким образом всё-таки утекает информация.       
Конечно, информация утекает по многим каналам, конечно, спецслужбы западные     
внедряют сотрудников на предприятия - вспомним последние двадцать лет, когда    
был полный бардак! У нас спутники падают, так сказать, каждый месяц просто      
потому, что кто-то, скорее всего, замотивировал кого-то, тот прикрутил          
какой-то датчик не той стороной - и упал спутник, ущерб 10-15 миллиардов        
рублей, и никто за это ответственности не несёт.                                
                                                                                
Конечно, бардак в стране и сегодня ещё большой, и мы с вами, оппозиционные в    
основном фракции, пытаемся, как говорится, привести в чувство систему, каждый   
на своём месте делает то, что может. Вот я основываюсь на мнении российского    
профессионального сообщества аудиторов, то есть это не моя личная позиция,      
это профессиональная позиция наших, отечественных, российских аудиторов. Они    
представляют, в основном, малый и средний бизнес, у них небольшие обороты,      
20-30 миллионов, 100 миллионов рублей в год, и, конечно, им конкурировать с     
такими огромными компаниями, как "ПрайсвотерхаусКуперс", очень сложно: аудит    
одного предприятия, например, отечественным аудитором стоит 1 миллион, 2        
миллиона рублей, а мы с вами помним, какие суммы назывались здесь, когда        
Жириновский Владимир Вольфович с трибуны спрашивал министров, зачем то или      
иное министерство или то или иное крупное предприятие заказывает аудит у        
"ПрайсвотерхаусКуперс", - это 60 миллионов рублей, или 2 миллиона долларов, а   
бывает и 10 миллионов долларов. Здесь налицо совершенно понятная ситуация:      
чем больше стоимость аудита, тем больше размер отката, - здесь прямая           
пропорция. Поэтому, коллеги - я имею в виду оппозиционных депутатов,            
оппозиционные фракции, - когда мы с вами боремся с тем или иным хвостом, мы     
должны понимать, кому принадлежит туловище. И мы видим такое: выходит на        
конкурс с предложением отечественный аудитор, предлагает цену... ну, я не       
знаю... 1 миллион рублей, но побеждает "ПрайсвотерхаусКуперс" - это             
конкретный пример - с ценой в 200 тысяч рублей, что явно нереально, а потом     
дополнительным соглашением к этому договору на 200 тысяч рублей они ещё         
цепляют дополнительные услуги на 30-40 миллионов рублей, потому что прицепить   
их можно только к существующему договору. Вот у нас такая страна... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вы ещё вопрос хотите задать, да?                                                
                                                                                
Пожалуйста, Свинцову включите микрофон для вопроса.                             
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Борис Сергеевич, по каким-то глобальным вопросам наши позиции,    
я имею в виду позиции фракций ЛДПР и КПРФ, в основном совпадают. А вот ваше     
выступление с содокладом было от фракции, или это ваше личное мнение, или       
всё-таки по поручению комитета? Хочется понять.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашину включите микрофон.                                 
                                                                                
КАШИН Б. С. Безусловно, по поручению комитета.                                  
                                                                                
И я хотел бы прокомментировать то, что вы только что сказали. Фактически в      
открытую речь идёт о том, что надо поддерживать свои аудиторские компании.      
Эта идея может быть поддержана, но надо понимать, где мы живём и какая будет    
ответная реакция: надо понимать, что вот такое неприкрытое лоббирование своих   
компаний под предлогом заботы о безопасности приведёт к мощному удару по        
нашим товаропроизводителям, по нашим компаниям за рубежом, здесь надо чуть      
поглубже, как говорится, копать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет.                                                
                                                                                
Представители президента и правительства?                                       
                                                                                
Автору, Свинцову, включите, пожалуйста, микрофон.                               
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу пояснить, и в частности Борису    
Сергеевичу, что в статье 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в    
Российской Федерации", за которые он так беспокоится, - представитель фракции   
КПРФ очень сильно беспокоится, будут ли у нас иностранные инвестиции или нет,   
мы тоже беспокоимся, - так вот там написано, что в случае, когда это            
необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, мы        
имеем право ввести любые ограничения, так что это не противоречит               
действующему законодательству. То есть мы с вами имеем право в рамках нашего    
взаимодействия с ВТО вводить ограничения, если это угрожает нашей               
национальной безопасности и обороне, - здесь речь идёт именно об этом.          
                                                                                
Вот я вам приведу пример. У нас есть компания "Вертолёты России" в корпорации   
"Ростех", и в восьми из двенадцати её предприятий аудит проводит "Эрнст энд     
Янг". Но ещё раз подчеркну, что эти компании - сама корпорация "Ростех",        
"Вертолёты России" и те уже конечные предприятия, ОАО, - не получают никакой    
финансовой помощи из-за рубежа: они не привлекают деньги, они не берут          
кредиты за границей, они никоим образом с заграницей не связаны вообще,         
только через определённые структуры продают эти вертолёты. Так вот с какой      
стати западные компании полностью вникают в деятельность предприятия нашего     
оборонно-промышленного комплекса? С какой стати, вы мне можете пояснить?! Не    
можете, потому что вы не знаете! Ещё раз говорю: здесь речь идёт о том, что     
мы с вами должны ограничить доступ иностранных спецслужб, иностранных           
компаний именно к нашему внутреннему аудиту, к внутренней бухгалтерской         
отчётности.                                                                     
                                                                                
Ещё раз повторю для тех, кто не очень разбирается: есть РСБУ - российские       
стандарты бухгалтерского учёта, есть МСФО - международные стандарты             
финансовой отчётности. В статье 5, в которую я и мои коллеги по фракции ЛДПР    
предлагаем ввести ограничения, речь идёт только о внутренней, российской        
бухгалтерской отчётности, только о внутренней, никакого отношения к             
международным займам это не имеет. И ещё раз подчеркну, что даже принятие       
этого закона не ограничит возможности крупных компаний, банков - Сбербанка и    
так далее - провести аудит по международным стандартам финансовой отчётности:   
аудит по МСФО как раз делается уже на базе РСБУ. Пускай внутренняя отчётность   
будет нашей, работа с самыми основными документами, с компаниями, с             
предприятиями, с персоналом, с людьми - ведь мы понимаем, что аудитор           
выезжает на предприятие, он видит всё своими глазами, он общается с людьми,     
он смотрит документацию, никто не знает, какие документы к нему попадают в      
руки, - и это пусть делается как раз по РСБУ, по нашим, российским              
стандартам. После этого он готовит отчёт, на основании которого делается        
аудит по МСФО, - здесь мы не ограничиваем. Вы боитесь, что мы там кому-то       
что-то ограничим, - хорошо, давайте ко второму чтению вместе с вами, коллега,   
доработаем законопроект, что-то уберём из нашего списка, пропишем отдельно,     
что норма не распространяется на финансовые организации, банки, всё, что вы     
считаете нужным, мы пропишем, но оставим то, ради чего мы внесли, - а мы        
внесли ради нашего оборонного комплекса, ради нашей безопасности. И не надо     
бояться и сожалеть, что за последние два месяца ушли иностранные инвестиции     
на 70 или 100 миллиардов долларов, - как ушли, так и придут, но мы должны       
защитить нашу страну, мы должны иметь лучшие вертолёты, мы должны иметь         
лучшие самолёты, а сейчас, получается, мы всё всем отдаём, и даже никакого      
контроля нет!                                                                   
                                                                                
И я ещё раз вам говорю: запросите позицию Минобороны, ФСБ, ГРУ и тех, кто       
реально занимается производством, и они вам скажут, что они полностью           
разделяют нашу позицию, а вы, я имею в виду комитет и правительство,            
запросили мнение Сбербанка и "ВТБ" - ну какая связь между оборонными            
предприятиями, о которых мы говорим, и Сбербанком? Никакой! Поэтому ещё раз     
прошу всех хорошо подумать и поддержать наш законопроект в первом чтении -      
это будет благо для Российской Федерации! И ещё раз напомню: это было в         
Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 году,     
три месяца назад!                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              141 чел.31,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    141 чел.                                          
Не голосовало                 309 чел.68,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается проект федерального закона.