Заседание № 176
О проекте федерального закона № 387351-6 "О внесении изменения в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения санкций, предусмотренных статьёй; принят в первом чтении 20 мая 2014 года с наименованием "О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона № 387351-6 "О внесении изменения в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Прошу. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" был рассмотрен Государственной Думой и принят в первом чтении. Ко второму чтению поступила только одна поправка, данная поправка является технической - она изменяет только наименование законопроекта. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает принять данный законопроект во втором чтении, а в случае принятия во втором просит принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В таблице № 1 одна поправка. Таблица ставится на голосование. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 24 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Таблица принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 52 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем. Выступления по мотивам будут? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 17 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 387351-6 "О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения санкций, предусмотренных статьёй).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Илья Евгеньевич Костунов. Пожалуйста. КОСТУНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации". Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в результате чего образовался правовой пробел в реализации указанной статьи. Так, частью первой статьи 272 Уголовного кодекса установлена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации. При этом в качестве одного из видов наказания предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет. Частью второй статьи 272 Уголовного кодекса устанавливается ответственность за то же деяние, причинившее крупный ущерб или совершённое из корыстной заинтересованности, однако, несмотря на повышенную общественную опасность такого деяния, санкцией указанной части предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок только до шести месяцев, то есть если из корыстной заинтересованности, то максимум полгода, а если без корыстной заинтересованности, то два года лишения свободы. Также с учётом того обстоятельства, что наказание в виде ареста в настоящее время не применяется, наличие санкции части второй статьи 272 Уголовного кодекса представляется нецелесообразным. В связи с этим в целях исключения выявленного правового пробела представленным законопроектом предлагается в части второй статьи 272 Уголовного кодекса Российской Федерации слова "либо арестом на срок до шести месяцев" исключить. В этом случае максимальным наказанием, предусмотренным частью второй статьи 272 Уголовного кодекса, будет являться лишение свободы на срок до четырёх лет. Реализация проекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Верховный Суд и Правительство Российской Федерации законопроект поддерживают. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, не будет возражений, если содоклад сделает Виктор Витальевич Пинский? Виктор Витальевич, пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Илья Евгеньевич подробно нам осветил суть данного проекта. Необходимость внесения изменений вызвана вопросами, возникшими в правоприменительной практике, поэтому в данном случае устраняются противоречия. Комитет полностью поддерживает данный проект закона и просит его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Илье Евгеньевичу. Илья Евгеньевич, тема очень важная, имеющая общемировое значение, нашумевшая, а сроки, которые вы предлагаете, совершенно недостаточные, поскольку речь идёт о национальной безопасности. Вы учитывали опыт каких-то стран при решении данного вопроса, или просто так, по наитию вы предложили вот такие меры реагирования на данное нарушение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илья Евгеньевич Костунов. КОСТУНОВ И. Е. Спасибо за вопрос. Нет, норма предложена не по наитию, были проведены консультации со специалистами, с правоприменителями. Разумеется, в странах, где традиции расследования компьютерных преступлений имеют более длительную история, сроки предусматриваются сроки в зависимости от нанесённого ущерба и могут составлять десятки лет. В наших условиях, так как статья 272 Уголовного кодекса не является единственной статьёй, которой предусматривается наказание за преступления в сфере компьютерной информации, четыре года - это вполне достаточная санкция. Если будут потребности у правоохранительных органов, могут появиться и новые составы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Бесспорно, уголовное законодательство требует регулярной корректировки и совершенствования, и цель законодателя - поддерживать данную сферу общественных отношений в актуальном состоянии, отвечающем предъявляемым требованиям по защите законных прав и интересов лиц, участвующих в уголовном процессе. Принятие данного федерального закона устранит очередной правовой пробел в нашем российском законодательстве, а таких пробелов у нас немало, к сожалению: например, есть обязанность отвечать на запросы адвоката, но не установлена ответственность за её несоблюдение; есть необходимость в выдаче исполнительного листа, но не установлены сроки выдачи, и так далее, и тому подобное. Всё это касается прав наших граждан, качества их жизни, и, конечно, недопустимо, чтобы часть вторая статьи предусматривала более мягкие санкции по сравнению с частью первой. Фракция ЛДПР выступает за устранение пробелов в нашем российском законодательстве, поэтому мы поддержим данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, что все помнят, свежа история с Эдвардом Сноуденом, который сбежал из Соединённых Штатов и получил у нас как бы покровительство, это как раз было связано с утечкой информации, точнее, с воровством информации через электронные средства, то есть через телефоны, компьютеры и так далее. Эта проблема касается не только нас, она имеет общемировое значение, и, наверное, вы видели, по телевизору была целая серия передач, как к этому вопросу относятся в Соединённых Штатах. Были показаны целые ангары, размерами больше, чем наши заводские цеха, куда стекается информация, снимаемая с компьютеров отдельных лиц, от детей до пожилых, снимаемая с компьютеров отдельных организаций, банков, промышленных предприятий и так далее. Десятки миллиардов, точнее, сотни миллиардов долларов Соединённые Штаты выделяют на это, они считают, что эти деньги окупятся, потому что владение информацией о каждом человеке обеспечивает информацию обо всём народе, а владение информацией о народе обеспечивает возможные пути завоевания этого народа. К примеру, скажем, что-то мало в России болеют определённой болезнью, вот мы туда забрасываем, а они живут и живут, значит, нужны какие-то корректировки, чтобы в России осталось меньше коренного населения, - это как вариант. Или информация, связанная с безопасностью наших границ, или информация, связанная с разработкой нашего оружия, наших оборонных предприятий. За рубежом за необеспечение сохранности подобной информации мера пресечения - до пожизненного заключения, и Эдварду Сноудену как раз это и угрожает, если его получат назад Соединённые Штаты. По-моему, мы ещё не осознали степень опасности этого вопроса, относимся к этому довольно поверхностно. Это может касаться государственной безопасности, а может привести к курьёзному случаю в жизни любого из нас. Вот мы только что рассматривали законопроект об электронном документообороте в деятельности органов записи актов гражданского состояния: занесли в базу, да, что вы женаты, у вас жена, у вас дети, а если кто-то возьмёт и довольно легко влезет в эту сеть от вашего имени и подаст заявление о разводе, то получится, что вы пришли на заседание Государственной Думы женатым, а уйдёте вечером разведённым - и всё будет по закону, по тому закону, который мы сегодня будем голосовать! Это курьёз, можно об этом рассказать с улыбкой, но когда это коснётся кого-то из вас, то, наверное, будет очень неприятно ходить и доказывать, что вы любите жену и не собираетесь с ней разводиться. Я думаю, данный законопроект поддерживать надо, но он носит половинчатый характер - нам ещё не раз придётся к нему возвращаться, ужесточая ответственность, обеспечивая безопасность как каждого в отдельности нашего избирателя, так и государства в целом. А вообще, повторяю, законопроект, конечно, надо поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что пробел в законодательстве, который мы сегодня устраняем этим проектом закона, не имеет мирового значения. Дело в том, что мы просто устраняем противоречие в законодательстве, касающееся наказания, поскольку часть вторая статьи предусматривает более мягкое наказание, чем часть первая, не более того. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект закона будет поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 31 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.
Заседание № 169
О проекте федерального закона № 387351-6 "О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения санкций, предусмотренных статьёй).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, я не успел по повестке дня - не ту кнопку нажал. Просьба вопрос 8 повестки дня перенести на вторник, 20 мая, в связи с отсутствием докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Договорились.