Заседание № 109

10.04.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387183-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части, касающейся пресечения недобросовестной конкуренции при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2678 по 2754 из 8224
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20          
Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации           
чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года    
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и   
статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции".                           
                                                                                
Депутат Сазонов, пожалуйста.                                                    
                                                                                
САЗОНОВ Д. В. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!   
Хочу напомнить, что внесённый правительством проект закона направлен на         
ужесточение последствий нарушений антимонопольного законодательства в период    
проведения чемпионата мира по футболу.                                          
                                                                                
Предлагается установить специальный правовой режим, в соответствии с которым    
незаконное использование символики спортивных соревнований, введение в          
заблуждение потребителей для получения преимуществ в коммерческих целях и       
другое незаконное воздействие на аудиторию чемпионата будет являться            
основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства   
с последующей административной ответственностью. Ужесточение санкций за         
нарушение антимонопольного законодательства предлагается ввести на срок,        
превышающий на один месяц дату проведения последнего чемпионата мира, то есть   
до 15 августа 2018 года.                                                        
                                                                                
В Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию    
и предпринимательству к данному законопроекту поступила одна поправка,          
которую комитет предлагает принять. Поправка предусматривает ограничение        
срока действия до 15 августа 2018 года не только нормы, включаемой в закон "О   
защите конкуренции", но и нормы, включаемой в закон "О подготовке и             
проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу...". Это           
упущение было выявлено в ходе правовой экспертизы законопроекта.                
                                                                                
Комитет предлагает Государственной Думе принять законопроект во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
САЗОНОВ Д. В. Просьба включить законопроект в порядок работы на четверг, 12     
апреля, для рассмотрения в третьем чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                

Заседание № 103

21.03.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387183-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части, касающейся пресечения недобросовестной конкуренции при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5059 по 5309 из 8030
Коллеги, обсуждается 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении        
изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в          
Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка           
конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите            
конкуренции". Докладывает официальный представитель правительства               
статс-секретарь - заместитель министра спорта Наталья Владимировна Паршикова.   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАРШИКОВА Н. В., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра спорта Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Представленный законопроект направлен на ужесточение административной           
ответственности за осуществление действий, признаваемых недобросовестной        
конкуренцией, в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу       
ФИФА 2018 года и подготовлен с учётом анализа правоприменительной практики      
пресечения нарушений антимонопольного законодательства по результатам           
проведения Кубка конфедераций ФИФА 2017 года. Так, за период проведения Кубка   
конфедераций управлением ФАС по Санкт-Петербургу было вынесено 11               
предупреждений о нарушениях антимонопольного законодательства, выявлены         
случаи нарушений, включая случаи нарушения прав на товарные знаки ФИФА и        
случаи так называемого паразитического маркетинга, то есть использования        
ассоциативных связей и создания впечатления о принадлежности к ФИФА и связи с   
проводимыми ФИФА мероприятиями.                                                 
                                                                                
В настоящее время недобросовестная конкуренция влечёт вынесение                 
хозяйствующему субъекту предупреждения в письменной форме о прекращении         
действий или бездействия либо об устранении причин, условий, способствующих     
возникновению нарушения. При условии выполнения предупреждения в указанный в    
нём срок дело об административном правонарушении не возбуждается,               
соответственно, лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит                   
административной ответственности.                                               
                                                                                
Вместе с тем, по мнению ФИФА, предупреждение антимонопольного органа            
представляется мягкой мерой, так как действия по паразитическому маркетингу     
наносят серьёзный ущерб ФИФА как правообладателю. В связи с этим                
законопроектом предлагается вплоть до 15 августа 2018 года исключить            
предупреждение как возможную меру воздействия и установить санкции в виде       
административного штрафа за такие деяния в отношении ФИФА.                      
                                                                                
Прошу принять законопроект в первом чтении.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом выступает Альфия Гумаровна Когогина, заместитель председателя      
Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и   
предпринимательству.                                                            
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что в целях обеспечения    
правительственных гарантий, которые предоставила Россия ФИФА, в 2013 году был   
принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие в связи с    
подготовкой и проведением в России чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года    
и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года, который помимо прочего защищает            
имущественные права ФИФА, регулирует размещение рекламы, осуществление          
торговой деятельности, использование символики спортивных соревнований и        
направлен на обеспечение добросовестной конкуренции. Специальное правовое       
регулирование проведения чемпионата направлено в первую очередь на              
предотвращение репутационных рисков, к которым может привести неисполнение      
Россией данных ФИФА обязательств. В соответствии с обязательствами, принятыми   
Россией, наша страна гарантирует ФИФА защиту её коммерческих прав и запрет на   
осуществление недобросовестной конкуренции, однако результаты проведения        
Кубка конфедераций ФИФА в 2017 году показали, что действующие                   
предупредительные меры пресечения нарушений антимонопольного законодательства   
в период проведения соревнований недостаточны.                                  
                                                                                
Представленный сегодня в первом чтении законопроект направлен на ужесточение    
последствий нарушения антимонопольного законодательства. Предлагается           
установить специальный правовой режим, в соответствии с которым незаконное      
использование символики спортивных соревнований, сходной символики, введение    
в заблуждение потребителей для получения преимуществ в коммерческих целях и     
другое незаконное воздействие на аудиторию чемпионата будет являться            
основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства   
с последующей административной ответственностью. Таким образом, мы              
приостанавливаем действие статьи 39-1 закона "О защите конкуренции",            
запрещающей возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства без   
предварительной выдачи нарушителю предупреждения. Изменение предлагается        
внести на срок, превышающий на один месяц дату проведения последнего матча      
чемпионата, то есть до 15 августа 2018 года.                                    
                                                                                
Поддерживая концепцию законопроекта, комитет отмечает, что введение в           
антимонопольном законодательстве предупреждающей меры было обусловлено          
стремлением предотвратить незначительные и случайные нарушения, снизить         
давление на предпринимателей. Исключая предупредительный этап, мы должны        
позаботиться о том, чтобы в случае непреднамеренного нарушения                  
предприниматели не были ущемлены, поэтому нам необходимо принять                
соответствующие меры и заранее проинформировать их о действиях, признаваемых    
незаконными. Правоприменение данного законодательства не должно стать           
дубинкой для предпринимателей, без разбора карающей каждого, кто случайно       
подпадёт под действие закона, а должно быть эффективным инструментом защиты     
как интересов ФИФА, так и репутации нашей страны.                               
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности,         
инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной       
Думе принять законопроект в первом чтении.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Наталье Владимировне.                                     
                                                                                
Наталья Владимировна, а вот модная ныне оценка регулирующего воздействия на     
бизнес в связи с принятием этого закона произведена или нет?                    
                                                                                
ПАРШИКОВА Н. В. Произведена, и есть положительное заключение Министерства       
экономического развития Российской Федерации.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемая Наталья Владимировна, у нас прошёл Кубок конфедераций - сколько за    
время его проведения произошло нарушений этого законодательства?                
                                                                                
ПАРШИКОВА Н. В. По четырём городам таких случаев было зарегистрировано 58,      
было заведено 37 дел по административным правонарушениям и были вынесены        
соответствующие решения.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Милонов Виталий Валентинович.                                                   
                                                                                
МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Наталья Владимировна, рекламщики, о которых мы говорим в связи с      
этими чемпионатами, формируют стойкий ассоциативный ряд, рекламируемая ими      
продукция ассоциируется со спортивными победами. Не считаете ли вы              
необходимым сделать пометку от имени Министерства спорта, что употребление      
вот этой ядовитой жижи, фастфуда, которые будут рекламироваться на этих         
мероприятиях, не имеет ничего общего ни со спортивным питанием, ни с            
правильным образом жизни, наоборот, является основанием для ранней смерти от    
диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, - чтобы не было ошибок у людей?      
                                                                                
ПАРШИКОВА Н. В. Что касается непосредственно партнёров ФИФА, которые являются   
основными правообладателями в том числе в части рекламы, конечно, мы никаких    
мер принимать не можем, так как дали гарантию защиты их коммерческих прав.      
Относительно организаций, непосредственно с ФИФА заключающих лицензионные       
договоры, контракты об использовании наименований и всех словосочетаний,        
связанных с чемпионатом мира ФИФА, такие вопросы в соответствии с политикой     
ФИФА предусмотрены: исключается заключение договоров, контрактов с              
партнёрами, которые, по мнению ФИФА, в соответствии с их политикой являются     
недобросовестными правообладателями, запрещено использовать рекламу,            
наносящую вред здоровью и жизни человека. За всё это в соответствии с           
федеральным законом № 108-ФЗ предусмотрены санкции в федеральном                
антимонопольном законодательстве. Существует специально созданная рабочая       
группа, возглавляемая Кашеваровым - заместителем руководителя ФАС, которая на   
постоянной основе рассматривает случаи, связанные с нарушением контрактов с     
ФИФА, с последующим запретом использования и наложением штрафов, но уже по      
иным обстоятельствам, установленным антимонопольным законодательством.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Зобнев Виктор Викторович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЗОБНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"             
поддерживает внесённый правительством законопроект, которым предусматривается   
ужесточение мер ответственности за нарушение антимонопольного                   
законодательства на период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу   
2018 года в целях пресечения действий по недобросовестной конкуренции, в том    
числе нарушающих правила международной федерации ФИФА. В соответствии с         
предлагаемой редакцией проекта закона действия, признаваемые недобросовестной   
конкуренцией, которые определяются статьёй 20 закона о подготовке и             
проведении чемпионата мира по футболу, повлекут за собой возбуждение дела об    
административном правонарушении, минуя предупредительную процедуру.             
                                                                                
Фракция предлагает проголосовать за данный законопроект.                        
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Викторович.                               
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит в первом чтении рассматриваемый       
законопроект о замене предупредительной практики пресечения нарушений           
антимонопольного законодательства на привлечение к административной             
ответственности в период проведения чемпионата мира 2018 года.                  
                                                                                
Как показали Олимпиада в Сочи 2014 года и Кубок конфедераций 2017 года,         
действующая правоприменительная практика вынесения первоначального              
предупреждения по отношению к недобросовестным предпринимателям, незаконно      
использующим соответствующую символику спортивных мероприятий, не дала          
особого эффекта. Только при проведении Кубка конфедераций антимонопольная       
служба, как доложила представитель Минспорта, выявила больше 50 нарушений, и    
более чем по 30 случаям назначены административные наказания. Очевидно, что     
во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 года таких нарушений        
будет в разы больше. Отсчёт по этим нарушениям пошёл ещё в 2016 году: так, в    
курируемом мной регионе - Волгоградской области - в наружной рекламе местных    
товарных знаков использовались слова "Волгоград 2018" и "Футбол 2018"; в        
Твери пивзавод "Афанасий" на своей продукции незаконно использовал символику    
чемпионата мира по футболу. И это лишь малая часть таких примеров. Вызывает     
недоумение, почему это происходит: либо это сознательные действия               
предпринимателей, осознающих свою ответственность перед законом, но в погоне    
за дополнительной прибылью нарушающих его, либо это происходит из-за их         
недостаточной информированности, которую должны обеспечивать ответственные      
структуры.                                                                      
                                                                                
Поэтому наше предложение: законопроект принимать в первом чтении, но в          
оставшееся время до мирового чемпионата по футболу в нашей стране усилить       
информирование предпринимателей о действиях, признаваемых незаконными.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Андреевич.                                 
                                                                                
Наталья Владимировна, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Альфия    
Гумаровна? Тоже нет.                                                            
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно.