Заседание № 206

09.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387179-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодёжной политике в Российской Федерации" (в части уточнения понятия "молодой специалист" и закрепления понятия "молодой работник").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1989 по 2089 из 6575
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О молодёжной политике в Российской Федерации". Докладывает Артём         
Павлович Метелев.                                                               
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной         
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается        
законопроект, предусматривающий уточнение понятия "молодой специалист" и        
закрепление понятия "молодой работник", подготовленный к процедуре              
рассмотрения во втором чтении. Напомню, что 13 марта мы единогласно             
поддержали концепцию данного проекта закона и приняли его в первом чтении.      
                                                                                
В рамках подготовки ко второму поступило девять поправок, все поправки          
включены в одну таблицу и предлагаются комитетом к принятию. Если коротко, мы   
уточнили, в том числе по итогам обсуждения и дискуссии, которая была здесь      
при рассмотрении в первом чтении, формулировки, сделали формулировку понятия    
"молодой специалист" более понятной для правоприменителей, для работодателей    
и регионов, при этом сохранили концептуальное содержание: молодой специалист    
- это не только тот молодой человек, который впервые трудоустраивается на       
работу по своей квалификации, но и тот, кто работал в период получения          
образования и имеет трудовой стаж. Ну и также уточнили формулировку понятия     
"молодой работник" - после принятия закона можно будет продолжать оказывать     
поддержку молодым людям, которые не относятся к категории "молодой              
специалист", так как работают не по своей квалификации или без неё, первые      
три года своего карьерного пути они также смогут претендовать на поддержку      
государства и работодателя, а конкретные меры поддержки установят               
правительство и регионы. Остальные поправки носят юридико-технический,          
лингвистический характер. Все озвученные поправки включены в текст              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, Государственно-правовое      
управление президента замечаний не имеют, правительство поддерживает. С         
учётом предлагаемых изменений предлагается утвердить таблицу поправок № 1 и     
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, на трибуне включите микрофон.                                       
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл   
правовую и лингвистическую экспертизы, полностью подготовлен к процедуре        
рассмотрения в третьем чтении. Предлагаю рассмотреть его сегодня и принять в    
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть    
в третьем чтении? Возражений нет.                                               
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 199

13.03.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 387179-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодёжной политике в Российской Федерации" (в части уточнения понятия "молодой специалист" и закрепления понятия "молодой работник").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2879 по 3406 из 4134
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О молодёжной политике в Российской Федерации". Докладывает Артём         
Павлович Метелев.                                                               
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной         
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня мы с вами      
рассматриваем законопроект, который направлен на поддержку молодых              
специалистов.                                                                   
                                                                                
В нашей стране почти 40 миллионов молодых людей, из них 750 тысяч ежегодно      
выпускаются из университетов, больше миллиона выпускаются из колледжей, и для   
каждого из них поиск работы - главная задача. Хочется найти такую работу,       
хорошую работу, в которой можно максимально себя реализовать, с которой         
хочется связать свою жизнь. Вспомните, как это было у вас. Вот для молодого     
человека, которому 20-22 года, который только выпустился из вуза или            
колледжа, конечно, остро стоят вопросы жилья, вопросы социальной поддержки,     
дополнительного обучения. И если компании или регионы такие меры поддержки      
вводят, как, например, компания "Российские железные дороги", директора         
которой мы сегодня слушали, то это привлекает молодых людей и является          
конкурентным преимуществом. Грамотный работодатель активно использует такие     
механизмы. Не только "РЖД", могу привести здесь и другие примеры - "Газпром",   
"ЛУКОЙЛ". Есть целый комплекс мер: это льготное ипотечное кредитование,         
компенсационные выплаты на приобретение и строительство жилья, подъёмные,       
стимулирующие надбавки и так далее.                                             
                                                                                
Но что получается на практике? Мы проанализировали. Получается, что молодым     
специалистом сегодня по нашему законодательству считается только тот, кто,      
первое, имеет диплом, второе, трудоустроился по специальности и, третье, не     
имеет трудового опыта. Буквально это значит следующее. Если я пошел работать,   
будучи подростком или студентом университета (так, например, было у меня), то   
я ещё не являюсь молодым специалистом, потому что у меня нет диплома. А если    
я этот заветный диплом получил, то я уже не молодой специалист, потому что у    
меня есть трудовой опыт. Получается противоречие. Мы с вами прикладываем        
усилия по формированию у молодёжи ценности труда, вводим трудовое воспитание,   
снимаем барьеры при трудоустройстве подростков, однако все эти люди, молодые    
люди, находятся в уязвимом положении, приходя на работу. Нам это кажется        
несправедливым. На эту несправедливость также обратила внимание Федерация       
независимых профсоюзов и коллеги из Ростовской области и других регионов.       
Именно поэтому сегодня мы предлагаем рассмотреть и принять законопроект,        
который меняет существующий подход. Молодыми специалистами будут признаваться   
те граждане, кто имеет трудовой опыт в период учёбы и впервые устраивается по   
специальности на работу после завершения своего обучения либо не имеет опыта,   
то есть здесь в этом плане не будет ограничений, которые могут помешать         
молодым людям.                                                                  
                                                                                
Кроме того, сегодня, по данным Росстата, более трети выпускников, мы с вами     
это знаем, работают не по специальности, и с учётом быстро меняющейся           
экономики и введения новых сквозных профессий определять, работает человек по   
специальности или нет, только по букве диплома неправильно. Вот можно,          
например, отучиться на математика и работать в службе безопасности банка,       
применять свои знания в кибербезопасности, в финансовой сфере и так далее.      
Можно отучиться на учителя русского языка и пойти работать журналистом - вот    
это по диплому, по специальности или нет? Кто-то на архитектора выучился, а     
трудоустроился дизайнером и так далее. Всё это предусмотреть невозможно,        
поэтому мы вводим новую категорию - молодой работник. Это те молодые люди,      
которые впервые трудоустроились не по специальности. Первые три года своего     
карьерного пути они также смогут претендовать на меры поддержки от              
государства или работодателя в случае их наличия. Конкретные меры поддержки     
для молодых специалистов, молодых работников сегодня уже устанавливают и        
правительство, и регионы, и корпорации и будут устанавливать в том числе        
исходя из своих финансовых возможностей. Важно отметить, что мы                 
предусматриваем в законе норму, которая позволяет повышать возрастную планку,   
если того хочет регион или работодатель, выше 35 лет (сегодня по закону         
молодой человек - до 35 лет). И в случае если у молодых людей до вступления в   
силу этого закона были какие-то особые гарантии или льготы, они сохранятся.     
                                                                                
Уважаемые коллеги, для Комитета по молодёжной политике, для партии "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" обеспечение молодёжной занятости и создание условий на рынке труда      
для тех молодых людей, кто хочет себя применить, - приоритет. Мы                
последовательно это реализуем: принят закон, вы помните, отменивший барьеры     
при трудоустройстве несовершеннолетних, нами внесены в основной закон о         
занятости 37 поправок, касающихся молодёжи, возвращены социальные пособия для   
членов российских студенческих отрядов, в школы вернулось трудовое воспитание   
и так далее. В своём послании президент поставил задачи по этой теме, объявил   
о новом национальном проекте, вы это помните, который называется "Кадры".       
Представленный сегодня законопроект - ещё один шаг в этом направлении, и,       
несмотря на исторически низкий уровень молодёжной безработицы (сегодня он 7     
процентов), мы продолжим совершенствовать законодательство, этот проект         
закона у нас не последний. Прошу вас поддержать его в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович.                                  
                                                                                
С содокладом выступает Михаил Сергеевич Киселёв.                                
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
КИСЕЛЁВ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже отметил        
Артём Павлович, ключевая проблема, которую решает законопроект, состоит в       
том, что сейчас согласно закону "О молодёжной политике..." молодым              
специалистом признаётся тот, кто после окончания обучения не имеет трудового    
опыта. С одной стороны, мы стараемся вовлечь в трудовую деятельность молодых    
людей ещё на этапе обучения, а с другой стороны, исключаем для них              
возможность стать молодыми специалистами и пользоваться поддержкой              
государства.                                                                    
                                                                                
Дополнительно авторами инициативы предлагается закрепить в Федеральном законе   
"О молодёжной политике в Российской Федерации" понятие "молодой работник",      
позволяющее ввести в правовое поле молодёжь, которая идёт на первую работу не   
по своей специальности или без неё, и поддержать молодых людей в первые три     
года непрерывного труда, когда они только начинают свой трудовой путь,          
получают трудовые навыки и накапливают стаж работы.                             
                                                                                
В законопроекте также отражено участие молодёжи в проектах, связанных с         
вовлечением их в трудовую деятельность. Такие трудовые проекты начинают свою    
историю ещё со времён всесоюзных строек. В наше время к ним относятся           
всероссийская студенческая стройка "Сочи-2014" (строительство олимпийских       
объектов), всероссийская студенческая стройка "Космодром "Восточный",           
всероссийские трудовые проекты на объектах госкорпорации "Росатом", ПАО         
"Газпром", всероссийский студенческий отряд проводников, объекты Восточного     
полигона и строительство БАМ 2.0, о котором только что говорил Олег             
Валентинович Белозёров, педагогические отряды, отряды сервиса и                 
сельскохозяйственного направления.                                              
                                                                                
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за     
счёт бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых    
обязательств государства, так как меры поддержки для молодых специалистов и     
молодых работников могут устанавливать субъекты Российской Федерации            
самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также за счёт        
самих работодателей.                                                            
                                                                                
Сегодня мы рассматриваем изменённый текст законопроекта, в котором              
учитываются замечания и предложения Правительства Российской Федерации,         
поступившие к первой версии проекта федерального закона. Мы благодарны          
коллегам из правительства за то, что они поддержали столь важную для молодёжи   
инициативу.                                                                     
                                                                                
Концепция новой версии законопроекта поддержана комитетами Совета Федерации:    
по социальной политике, по федеративному устройству, региональной политике,     
местному самоуправлению и делам Севера, а также по бюджету и финансовым         
рынкам. В комитет поступили предложения от Правового управления Аппарата        
Госдумы, которые не носят концептуального характера и будут учтены ко второму   
чтению. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам      
ветеранов, комитет-соисполнитель, поддержал предлагаемые законопроектом         
изменения, и рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом    
чтении. Комитет Государственной Думы по молодёжной политике также               
поддерживает концепцию и цели правового регулирования рассматриваемого          
законопроекта и полагает, что предложения и замечания, поступившие к            
изменённому тексту законопроекта, не препятствуют его принятию в первом         
чтении и могут быть учтены ко второму чтению.                                   
                                                                                
Закон даст возможность создать равные условия для признания молодыми            
специалистами и возможность беспрепятственно получать трудовой опыт самой       
молодёжи в период обучения, но также не оставит в стороне молодых работников,   
которые вносят существенный вклад в экономическое развитие нашего               
государства.                                                                    
                                                                                
Комитет Государственной Думы по молодёжной политике рекомендует                 
Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона.        
Прошу уважаемых депутатов поддержать позицию комитета.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Сергеевич.                                
                                                                                
Вопросы есть.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бахарев Константин Михайлович.                                                  
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Хороший законопроект, Артём Павлович. Уточните только один момент,              
пожалуйста, в отношении молодого специалиста. Вы сказали, что теперь им будет   
считаться тот, кто имеет трудовой опыт в период учёбы. О каком трудовом опыте   
конкретно идёт речь: по той специальности, по которой человек проходит          
обучение, или же любой трудовой опыт? Скажите, пожалуйста.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Важно отметить, что молодым специалистом       
будет считаться либо человек, который не имеет трудового опыта, либо человек,   
который имеет трудовой опыт, главное, чтобы он устроился по специальности, то   
есть мы здесь подходим гибко. А в части трудового опыта имеется в виду любой    
трудовой опыт, даже не связанный с получаемой будущей профессией. Условно,      
если человек подростком работал, ну, мы все это понимаем, курьером,             
озеленителем, кем угодно, это тоже будет абсолютно нормально.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Артём Павлович, история современной России помнит опыт реформы по     
монетизации льгот отдельным категориям граждан, которая по факту для многих     
стала унизительной и оскорбительной. В данном случае я пытаюсь критиковать не   
инициативу мотивации молодого работника, а отсутствие конкретики, из-за чего    
в итоге может получиться обратный эффект. Мы же прекрасно понимаем, что         
бизнес, или работодателя, сложно будет заставить предоставлять льготу,          
которая ему никак не компенсируется, хотя бы в какой-то части. Вопрос: не       
может ли такая инициатива привести к отказу под разными предлогами в приёме     
на работу молодых работников без опыта, создав тем самым новую армию            
безработных?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артёму Павловичу Метелеву включите микрофон.              
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Ну, если коротко, нет, не может. А если вам    
чуть пояснить, то сегодняшний опыт говорит, что крупные компании,               
госкомпании, некоммерческие компании сами внедряют меры поддержки для молодых   
специалистов, это делают грамотные руководители, которые привлекают таланты.    
Но мы не можем обязать всех работодателей, это неправильно, потому что каждый   
работодатель, исходя в том числе из Трудового кодекса... да, у нас свобода      
труда, они сами определяют, а мы даём возможности им и создаём возможности      
для молодых людей. Но ещё раз повторю, весь крупный бизнес и госкомпании идут   
по этому пути, берут пример, так что здесь никакого негативного эффекта на      
рынок труда в связи с принятием законопроекта не должно быть.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Артём Павлович, правильный законопроект, только он касается    
поддержки молодых людей, которые уже завершили обучение в вузах или             
колледжах. В то же время у нас существует ещё одна категория граждан,           
которая, вы прекрасно понимаете, остаётся без должной поддержки и гарантий, -   
это работающие студенты, которые на старших курсах уже работают, получают       
опыт, и, кстати, платят налоги, и их много. Маленькие стипендии и стремление    
получить опыт стимулируют студентов идти работать. Не считаете ли вы, что в     
правовом регулировании должен быть отмечен и данный тип работников, а также     
проработаны льготы и гарантии для них? Ну, при определённых условиях, если,     
например, они обучаются без троек. Вот как вы относитесь к такой инициативе?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Яна Валерьевна, за вопрос. Мы как раз таки этот тип      
учли, это и есть молодой работник (читаю текст законопроекта), это гражданин,   
который впервые устраивается на работу, осуществляет трудовую деятельность. И   
если студент в ходе своей учёбы трудоустраивается, он молодец, он является      
молодым работником и может претендовать на меры поддержки. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Артём Павлович, насколько, вообще, востребовано такое понятие    
как "молодой работник"? Есть ли некое, скажем так, подобие вот этого            
определения сегодня в региональном законодательстве, потому что там обычно      
принимаются меры соцподдержки?                                                  
                                                                                
Поясню. Дело в том, что в трудоустройстве дипломированного специалиста по       
специальности заинтересован регион, в этом заинтересованы бюджетные             
учреждения, и, скорее всего, работать этот закон будет как раз для бюджетных    
учреждений, государственных, муниципальных. О частнике здесь отдельный          
разговор, он может кого угодно сегодня стимулировать - молодых работников,      
немолодых работников, женщин, мужчин, кому кто нравится, частника этот закон    
ни к чему не обязывает, и, по большому счёту, за ним никаких, скажем так,       
прав дополнительных не появляется. Вот насколько востребован молодой            
работник, не специалист, который устраивается? Государство его учило, тратило   
на него деньги, а он устроился по другой специальности.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Алексей Владимирович. Ну это как раз был самый такой     
дискуссионный вопрос, который мы обсуждали с правительством и с Министерством   
науки и высшего образования, их позиция, к слову, как раз отражена в законе,    
что нам важно не потерять людей, которые сегодня трудоустраиваются не по        
специальности. Таких, ещё раз скажу, по официальным данным, 30 процентов, по    
неофициальным - половина. Ситуации жизненные бывают очень и очень разные, их    
просто тысячи, мы их все не предусмотрим, несколько я привёл с трибуны. Но      
важно, чтобы и работодатель, и регионы могли быть гибкими в принятии решения,   
кого поддержать. Некоторые компании хотят поддерживать в целом всех молодых     
работников, которые к ним приходят. Если мы их ограничиваем только теми, кто    
по специальности, особенно это касается государственных компаний, это просто    
изъян законодательства. Они нас об этом попросили. Поэтому законопроект         
максимально гибкий, и к этому можно относиться исходя из того, на что тебе      
хватает средств. Хватает на тех, кто по специальности, или таков твой           
приоритет - отлично, хватает на всех - используй обе нормы.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пилипенко Ольга Васильевна.                                                     
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Артём Павлович, законопроектом уточняется понятие "молодой            
специалист" и вводится понятие "молодой работник". Но 35 лет - это достаточно   
большой возраст для того, чтобы впервые трудоустраиваться на предприятие. Не    
считаете ли вы правильным ввести не возрастные ограничения для этого понятия,   
а сроки трудоустройства после окончания высшего учебного заведения? Допустим,   
установить срок три года после окончания вуза, когда он впервые                 
трудоустраивается, чтобы считаться молодым специалистом.                        
                                                                                
И далее. Вы предусматриваете меры стимулирования в отношении данных             
работников - именно их или предприятий, на которые они трудоустраиваются?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Ольга Васильевна, за вопросы.                            
                                                                                
Ну, смотрите, здесь я как раз с вами полностью согласен, и эта логика как раз   
заложена в законопроект. То есть молодой работник как раз ограничен тремя       
годами, если человек устраивается на работу, он как раз является молодым        
работником именно в течение трёх лет, а вот в отношении молодого специалиста    
(так как профессию можно получить и вторую, и третью, можно обучиться на        
программиста в 30 лет, и ты будешь как раз таки молодой программист, потому     
что ты только получил эту новую профессию с точки зрения твоей специальности)   
это не ограничено. Это позиция, которую поддержали министерство труда,          
министерство науки, она жизненная, так что ваша идея, по сути, заложена в       
законопроект в части молодых работников.                                        
                                                                                
И, отвечая на второй вопрос, скажу, что имеются в виду меры поддержки           
сотрудников, то есть тех, кто трудоустраивается, молодых людей.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Артём Павлович, я думаю, что законопроект должен быть поддержан, он   
действительно улучшает определение, но не содержит конкретных социальных        
гарантий. Например, во многих странах применяется система квотирования          
рабочих мест для молодых специалистов. У нас Государственная Дума и             
правительство неоднократно такие законопроекты отклоняли. Сейчас же, к          
примеру, широко распространена практика, когда ребят берут на бесплатную        
работу и долго-долго им не платят деньги, а потом, соответственно, увольняют    
и берут других, а предыдущим обещали, что они такие хорошие и их обязательно    
на работу возьмут. Не кажется ли вам, что можно было бы вернуться к вопросу о   
квотировании рабочих мест для молодых специалистов или молодых работников и,    
например, ограничить законом сроки бесплатной работы - эксплуатации молодёжи    
современным бизнесом?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артёму Павловичу Метелеву включите микрофон.              
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Ну, в обществе давно идёт     
дискуссия на эту тему. Относительно каких-то профессий, в здравоохранении или   
образовании, может быть, где-то это и разумно, но это отдельный вопрос,         
который нужно обсуждать вместе с комитетами по науке, по труду. Но в целом,     
конечно, нет. Кажется, что неправильно вводить квотирование в отношении         
молодых специалистов для работодателей, мы тем самым вводим ограничения,        
которые сегодня рынку труда не нужны. У нас безработица среди молодёжи на       
исторически низком уровне, ну, как и в целом безработица в стране, у нас        
проблем с этим нет. Другое дело, что нам нужны дополнительные стимулы, эти      
стимулы мы вводим. Поэтому считаю, что у нас такой разумный подход, который     
дальше может дополняться, с течением времени, исходя из правоприменительной     
практики.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Артём Павлович, в этом ли законопроекте, в другом ли                
законопроекте, вы вообще планируете дополнить определение молодого              
специалиста - не просто молодой специалист, который после окончания по своему   
выбору нашёл работу, ну и получает действительно какую-то должную поддержку и   
помощь от государства, а молодой специалист, который поехал, ну, как раньше     
говорили, по распределению туда, куда Родине сегодня нужно, на предприятие      
конкретное, в село, на Дальний Восток, в Сибирь? И если это так, а я считаю,    
что так и должно быть, то, конечно, это должна быть совсем другая форма         
поддержки, как когда-то было: в обязательном порядке жильё в течение трёх лет   
молодые специалисты, как правило, получали. Я думаю, что многие                 
присутствующие в зале своё первое жильё так и получили. Вот это можно как-то    
прокомментировать?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Олег Анатольевич, вы повторяете предыдущий вопрос. У нас страна   
сегодня живёт не по распределению, мы живём в стране свободной,                 
демократической, где молодые люди сами принимают решение, поэтому мы не         
закладываем здесь нормы, касающиеся квотирования, распределения и так далее,    
их у нас здесь не будет.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Артём Павлович, скажите, пожалуйста, на основании понятий "молодой    
специалист", "молодой работник" будет выдаваться какое-то удостоверение или     
документ, может быть, кто-то будет проверять соответствие сотрудников этим      
понятиям? И подскажите, пожалуйста, эти понятия будут тождественны, например,   
понятиям "молодой государственный служащий", "молодой преподаватель",           
"молодой учитель", "молодой сотрудник правоохранительных органов"?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Михаил Сергеевич, проверкой занимается отдел   
кадров в любой компании или там, куда устраивается человек. Если он             
претендует на меры поддержки, оператор мер поддержки - орган власти или         
работодатель, - собственно, и занимается этой проверкой. Здесь никаких          
дополнительных удостоверений не нужно, смотрится диплом и соответствие. Это     
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Перечисленные вами категории включаются в понятие либо "молодой         
специалист", либо "молодой работник", то есть такая детализация... ну, это      
внутри находится, все они являются либо молодыми работниками, либо молодыми     
специалистами.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Артём Павлович, даже появление новой категории и тот   
факт, что есть определение этих категорий, - это хорошо. Плохо, конечно, что    
законопроект не предусматривает каких-либо конкретных мер поддержки или         
преференций. В любом случае о бюджетных организациях тоже речь в этом           
законопроекте идёт, поэтому вполне обоснованно Минфин сделал замечание, что     
законопроект не может не повлечь за собой финансовые расходы. Вот всё-таки в    
этой части: даже если это не федеральные расходы, в любом случае                
дополнительные полномочия, которые появятся у регионов, потребуют, наверное,    
увеличения штатной численности, может быть, даже будут сопровождаться           
субвенциями из федерального бюджета. Вот вы проводили расчёты, на сколько       
увеличится количество граждан, которые подпадают под категорию "молодые         
специалисты"?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Нет, на наш взгляд, это    
не потребует расходов. Почему? Потому что, во-первых, мы никаких полномочий     
не вводим, закон не вводит новых полномочий - точка. Эти полномочия уже есть,   
это важно понимать, мы корректируем просто внутри понятия. Во-вторых, меры      
поддержки сегодня исходя из финансовых возможностей... мы даём право, мы не     
создаём обязанность ни для субъектов, ни для муниципальных коллег. Исходя из    
собственных, внутренних ресурсов в будущем они либо работодатели будут          
принимать это решение. Законопроект был поддержан большинством регионов (их я   
сегодня перечислял), они также не высказали соответствующих замечаний,          
поэтому тут никаких рисков мы не видим, коллеги нас поддерживают.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Артём Павлович, ну, сам законопроект не вызывает никаких сомнений,    
молодые работники должны иметь какие-то льготы и преференции. Более того,       
сегодня проблема с нехваткой кадров и конкуренцией на рынке труда со стороны    
работодателей очевидна, на любом предприятии это происходит. Тем не менее, не   
считаете ли вы более правильным всё-таки унифицировать понятие, может быть,     
расширить устоявшееся понятие "молодой специалист", чтобы охватить в том        
числе молодых работников, чтобы не было вот этой путаницы с тем, кто является   
молодым работником, а кто - молодым специалистом? Но самое главное -            
унифицировать или систематизировать все возможные льготы, которые               
работодатель может предоставить своим молодым работникам, ну, в соответствии    
со своими возможностями... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Ренат Исмаилович, спасибо за вопрос. Ну, собственно, предмет      
этого законопроекта заключается как раз... причина его внесения в том, что      
нужно развести эти категории, потому что в одной категории учесть и тех, кто    
без опыта, и тех, кто с опытом, было невозможно. Мы вместе с правительством     
долго эту работу вели. Если посмотреть базу данных, можно увидеть изначальное   
заключение правительства, которое внесло, собственно говоря, ряд                
корректировок, было предложено это развести, поэтому законопроект несколько     
раз переписывался. В одном понятии это сделать, к сожалению, нельзя, поэтому    
пришлось это делать в двух разных категориях.                                   
                                                                                
Ну а что касается выбора конкретных мер поддержки, это всё в том числе в        
законе о занятости у нас отражено: какие меры поддержки молодым людям           
предоставляются и могут предоставляться региональными органами власти и         
работодателями. Здесь это дополнительно прописывать не требуется.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метшин Айдар Раисович.                                                          
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Артём Павлович, поддерживая законопроект в связи с необходимостью               
совершенствования этой темы, хотел бы отметить, что большинство сидящих в       
зале получили профессиональное или высшее профессиональное образование в        
советский период, отработав по распределительной системе, и никто, я уверен,    
- во всяком случае, за себя я могу сказать - не испытывал ощущения попрания     
своих конституционных прав. Это к тому, что мы и жили в свободной стране, и     
живём в свободной стране, которая позволяла и позволяет нам реализовать свои    
права.                                                                          
                                                                                
Что касается законопроекта, вопрос в развитие того, о чём сказал Олег           
Николаевич. Я считаю, что квотирование или подобные стимулы нужны. Я хотел      
спросить. Вы сказали, что предусмотрены стимулы, - если они предусмотрены, то   
защищены ли они?.. (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд. Депутату Метшину включите микрофон.   
                                                                                
МЕТШИН А. Р. Я хотел бы уточнить, какие это стимулы и предусмотрены ли для      
этого финансовые средства?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон.                      
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П. Айдар Раисович, ну, прежде всего, я тут никого, если что, не      
пытался каким-то образом обидеть. Вы же представляете, так же как и я,          
фракцию власти, вот давайте обсудим все вместе вопрос распределения. Это не     
предмет этого законопроекта. Есть комитет по науке и комитет по труду -         
давайте соберёмся, обсудим, какое распределение нужно и нужно ли оно вообще.    
Дискуссия в обществе на этот счёт полярная, никаких решений сегодня мы с вами   
не примем, но если эта тема вызывает дискуссию, я готов приложить усилия к      
тому, чтобы она в Думе состоялась.                                              
                                                                                
Что касается конкретных мер поддержки, ещё раз скажу, они указаны в законе о    
занятости, в том числе те, которые я перечислял: дополнительные выплаты,        
надбавки, оказание содействия в самообразовании молодым людям и прочее. Но      
это право, а не обязанность, это важно, поэтому какой-то бюджет, федеральный    
или региональный, за ними не закреплён, сам работодатель либо орган             
государственной власти субъекта принимает решение исходя из своих финансовых    
возможностей.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.