Заседание № 127
О проекте федерального закона № 387044-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части наделения приглашающей стороны обязанностью принимать меры по обеспечению соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков пребывания в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад Сергея Анатольевича Гаврилова. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, комитет просит принять законопроект в третьем чтении. Вводится важнейшая норма об ответственности принимающей стороны за обеспечение соблюдения мигрантами цели пребывания в Российской Федерации. Была выражена озабоченность со стороны нашего бизнес-сообщества, но мы сняли все вопросы в ходе подготовки законопроекта ко второму и третьему чтениям и в ходе предстоящего рассмотрения законопроекта, внесённого Ириной Анатольевной Яровой. Проведены все необходимые экспертизы, замечаний не имеется, просим принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", 8-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 05 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 387044-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части наделения приглашающей стороны обязанностью принимать меры по обеспечению соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков пребывания в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Сергей Анатольевич Гаврилов, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект серьёзным образом усиливает контроль за соблюдением иностранным гражданином заявленной цели и сроков пребывания в Российской Федерации. Комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. В таблицу № 1 включены две поправки, имеющие юридико-технический характер. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 31 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по 2-й таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 57 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 21 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 387044-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части наделения приглашающей стороны обязанностью принимать меры по обеспечению соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков их пребывания в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект подготовлен по поручению Совета Безопасности Российской Федерации от 31 марта 2016 года, которым было предложено закрепить в законодательстве обязанность приглашающей стороны осуществлять контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда в Россию, а также за соблюдением срока нахождения в стране и установить ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение этой обязанности. Действующая редакция Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" таких обязанностей на приглашающую сторону не возлагает. При этом имеют место многочисленные факты нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели и сроков пребывания в Российской Федерации, счёт идёт на десятки тысяч фактов, и зачастую это происходит при попустительстве приглашающей стороны. В законопроекте устанавливается обязанность юридических и физических лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, принимать меры, направленные на обеспечение соблюдения иностранными гражданами заявленной цели въезда и сроков их пребывания в Российской Федерации. Перечень таких мер будет установлен Правительством Российской Федерации, для чего предусмотрен отлагательный срок вступления закона в силу - через 180 дней. Предполагается, что такие меры будут способствовать сокращению количества нарушений законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. По законопроекту имеются все необходимые согласования. Принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации. В пакете с данным законопроектом представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который был внесён правительством в Государственную Думу 13 февраля 2018 года. В нём предлагается установить административную ответственность за неисполнение юридическими и должностными лицами вводимых данным законопроектом обязанностей приглашающей стороны. Об этом законопроекте будет доложено позднее, после его рассмотрения на заседании комитета. С учётом изложенного прошу поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по развитию гражданского общества Рамзила Рафаиловича Ишсарина. Пожалуйста. ИШСАРИН Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич подробно изложил концепцию законопроекта. Действительно, вопросы обеспечения приглашающей стороной своевременного выезда приглашённого иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания в Российской Федерации, а также соблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства цели въезда в Российскую Федерацию в настоящее время нормативно не урегулированы. Комитет полагает, что закрепление за принимающей стороной обязанности принимать меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства цели въезда и срока пребывания в Российской Федерации будет способствовать уменьшению количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграционного учёта. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Яхнюк Сергей Васильевич, пожалуйста. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, вопрос вам. В Ленинградской области ежегодно выдаётся значительное количество трудовых патентов, только за прошлый год было выдано 54 тысячи патентов иностранным гражданам, но, несмотря на территориальную закреплённость такого патента, близость Санкт-Петербурга способствует перетоку мигрантов. Вопрос: позволит ли данный закон улучшить ситуацию? ЗУБОВ И. Н. Да, безусловно, потому что в нём более чётко закрепляются обязанности приглашающей стороны... Если вы пригласили человека на работу, оформили ему разрешение, а после этого он уехал из области и работает в другом месте, то в таком случае возникнут и обязанность, и ответственность у вас, как у приглашающей стороны, из-за того, что вы в установленном порядке не сообщили, что этот человек выехал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, граждане каких стран нарушают установленные требования? И касается ли данный законопроект случаев приглашения либо случаев принятия? Приглашающая сторона, я так понимаю, будет только в случае въезда из стран, с которыми у нас визовый режим, - правильно я понимаю? ЗУБОВ И. Н. Да, вы правильно понимаете. Если режим безвизовый, то ответственность возлагается на самого гражданина или лицо без гражданства. По поводу обязанностей и ответственности приглашающей и принимающей сторон. Данный законопроект касается приглашающей стороны, то есть оформившей официальное приглашение, на основании которого выдаётся соответствующий документ, обеспечивающий право въезда гражданина. Приглашение влечёт за собой некую совокупность обязанностей, которые приглашающая сторона должна выполнить в отношении въезжающего гражданина, и ответственность за неисполнение этих обязанностей. А у принимающей стороны, то есть той, которая фактически может предоставлять помещение, какие-то услуги, взаимодействовать с прибывшим иностранным гражданином, свои виды ответственности, они не охватываются действием данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, когда читаешь законопроект, складывается впечатление, что органы внутренних дел перекладывают исполнение своих обязанностей на граждан, должностных и юридических лиц. В этом законопроекте явно не хватает конкретики, и возникает масса вопросов. Например, какие действия иностранных граждан будут считаться отклонением от цели поездки в Российскую Федерацию и какими полномочиями предлагается наделить организации, коммерческие компании и физические лица для реализации функций контроля за приглашёнными иностранцами? Ещё один момент: что будет с вузами - их тоже будут штрафовать? Ведь иностранным студентам, въезжающим в нашу страну по студенческой визе, действующим законодательством не возбраняется заниматься трудовой деятельностью на территории нашей страны. Уважаемый Игорь Николаевич, может быть, в законопроекте забыли уточнить, что сферой регулирования является исключительно трудовая миграция? ЗУБОВ И. Н. Прежде всего скажу, что органы внутренних дел, их миграционные подразделения ни на кого ничего не перекладывают, они всего-навсего получают механизмы воздействия. Законодательно повышается ответственность тех юридических, физических лиц и организаций, которые приглашают иностранных граждан, причём в большом количестве. Это не касается добросовестного поведения иностранных студентов или лиц, прибывающих к нам на лечение. Если они соблюдают правила, то их действия легитимны, если же человек прибыл к нам на обучение, а вместо этого выезжает на границу с Норвегией, пытается перейти её и зарегистрироваться в качестве беженца, то вуз будет нести ответственность. И в дополнение к ответу на предыдущий вопрос скажу, что законопроект касается всех категорий граждан, конечно, каких-то граждан будет больше, каких-то будет меньше. Когда мы с представителями Евросоюза рассматривали вопрос вот этого велосипедного беженства, то речь шла как раз о ситуациях, когда люди приезжали с одной целью, а в реальности действовали совершенно по-иному, и у части из них была приглашающая сторона, которая никуда не сообщила об их действиях, вообще была совершенно безразлична к тому, что делает приглашённый иностранный гражданин на территории России. И теперь эта сторона будет нести ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, пользуясь случаем, задам вопрос. Не так давно в Екатеринбурге произошёл достаточно серьёзный скандал, в связи с тем что в двухкомнатной квартире было зарегистрировано порядка семи тысяч зарубежных граждан. Скажите, пожалуйста, как это вообще могло произойти, что нам необходимо сделать, что с вашей стороны будет предпринято, чтобы подобных вещей больше не допустить? Нужно ли внесение изменений в законодательство и так далее? ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, по поводу того, что нужно сделать в законодательном плане, я могу сказать, что вы уже всё сделали, вы внесли достаточное количество изменений и дополнений, которые позволяют привлекать к ответственности, плюс на стадии выхода ещё ряд законов, о которых вам известно. В случае, о котором вы сказали, возбуждено конкретное уголовное дело, этот факт является следствием недобросовестного исполнения своих обязанностей конкретными должностными лицами, которые за это будут отвечать. А механизмов выявления и привлечения к ответственности за такие действия достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. В продолжение вопроса коллеги Шперова. Уважаемый Игорь Николаевич, в пояснительной записке сказано, что в 2017 году органами МВД пресечено более 136 тысяч нарушений режима пребывания. Скажите, пожалуйста, а есть ли статистика по странам, граждане каких стран чаще нарушают законодательство? ЗУБОВ И. Н. Могу сказать, что статистика сейчас не предполагает разделения данных по странам. Нарушают представители различных государств, и, в моём понимании, не совсем этично этот вопрос сегодня обсуждать. Обращаю ваше внимание на то, что, допустим, в большинстве европейских стран вообще не принято поднимать вопрос о национальности, чтобы не возбуждать нездоровое отношение в обществе. Конечно, в основном это касается трудовых мигрантов, а откуда происходит массовая трудовая миграция, вы понимаете: это и Украина, это и все республики бывшего Советского Союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич, Игорь Николаевич! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит представленный законопроект. Вопросы миграции довольно часто обсуждаются в Государственной Думе, но говорить, что уже всё сделано, Игорь Николаевич, преждевременно: я считаю, что мы многое сделали, многое предложили, в том числе и наша фракция, но вы, я имею в виду правительство, пока не слышите, не принимаете главных предложений. Вот это частный вопрос, он касается минимума, какого-то мизера, потому что будут затронуты прежде всего мигранты, которые въезжают по визам, а основные проблемы у нас из-за безвизовых трудовых мигрантов, десятки миллионов каждый год туда-сюда переезжают. Вот по этой части, конечно, должного контроля на границе как не было, так и нет, я уже не говорю про дактилоскопию, о введении которой мы говорим десятки лет. Почему её нет? Потому что правительство не может найти денег на организацию этого довольно-таки дорогостоящего технического контроля. Мы предлагаем, где взять деньги, если их нет в бюджете: давайте введём въездной сбор в размере 10-15 долларов с каждого туриста или трудового мигранта и оформим всё, как требуется. Но вы не слышите! Что ещё можно сделать? Конечно, проводить разделение. Если въезжающий не является трудовым мигрантом, он говорит при въезде, как правило, что путешествует. Что происходит с такими туристами, скажем, если они пересекают границы западных стран? Им говорят: покажите ваши деньги - наличные или на карте; если у вас нет денег на путешествие, значит, вы не путешественник. Мы об этом даже не говорим, потому что стесняемся, боимся обидеть, как вы тут только что сказали, тех, кто нарушает законы, - не надо стесняться и бояться обидеть этих нарушителей, не надо стесняться называть их национальность, называть те страны, откуда они прибывают и обижают нашу страну, наших граждан! Тут выбор невелик: будем их жалеть - тогда, получается, на наших граждан плевать. Конечно, ответственны прежде всего вот эти юридические лица, которые пользуются бесправным положением мигрантов, пользуются тем, что могут им платить мизерные зарплаты, и вот на эти юридические лица как раз и надо возлагать ответственность. Если человек приехал работать, например, в Ленинградскую область, в Санкт-Петербург, а потом начал гастролировать, то нужно фиксировать, к кому он обратился, где он зарегистрировался, и с этой юридической организации либо с физического лица и получать, так сказать, полным рублём. Но выдворять нужно силами полиции, миграционных служб и на бюджетные деньги, а потом взыскивать с тех, кто пригласил, кто разместил, кто использовал труд этого мигранта. И самое главное. Только что, недавно мы проводили "круглый стол" по вопросам миграционной политики, но больше всего там говорили о наших соотечественниках. По кому чаще всего ударяют принятые нами законы? Они ударяют по носителям русского языка, являющимся гражданами Украины, Прибалтики и других стран, вот по ним плеть проходится очень жёстко! А почему так, Игорь Николаевич? Неужели вы не согласны с предложением выделить наших соотечественников, русских людей, людей, имеющих национальность народов России, чтобы не ставить их в один ряд с трудовыми мигрантами, которым не интересно ничего, кроме зарабатывания денег, причём иногда криминальным путём, серым путём? Так вот наши предложения: придать определённый юридический статус нашим соотечественникам - носителям русского... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё время. НИЛОВ О. А. ...носителям русского языка, культуры, традиций России, народов России; может быть, наконец приступить к принятию закона о соотечественниках; разработать паспорт соотечественника, который давал бы право беспрепятственного пересечения границы без ограничений по времени. Мы сегодня принимаем решение о паспорте болельщика на чемпионате мира, что снимает все проблемы, ещё и за пять рублей можно купить билет "Аэрофлота" и путешествовать, - почему же для наших соотечественников мы возводим всё новые и новые преграды, вводим новые санкции? Я считаю, что здесь как раз есть опасность, что с наших соотечественников - в некоторых странах нет института двойного гражданства - будут сдирать несколько шкур, штрафовать, да ещё и мы принимающую сторону... Вот этого, на мой взгляд, не должно быть! А притеснение наших детей, детей соотечественников в разных странах?! Мы предоставляем возможность для того, чтобы учиться в наших школах, вузах? Давайте вот это поставим на повестку дня, и тогда не будет, что называется, перекоса в этом вопросе! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Максим Анатольевич, пожалуйста. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотелось бы напомнить, что данная законодательная инициатива направлена исключительно на совершенствование правовой базы в сфере миграции. Обеспечение своевременного выезда приглашённого иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении срока его пребывания на территории нашего государства, а также соблюдение иностранным гражданином заявленной цели въезда в Российскую Федерацию позволят дисциплинировать как самого иностранного гражданина, так и принимающую сторону. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" разделяет позицию комитета и поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я ещё раз благодарю вас за плодотворную дискуссию. Хотелось бы всё-таки отметить, что данный законопроект касается только тех иностранцев, которые приезжают к нам по приглашению, то есть тех, кто получает визу, а большинство правонарушений совершают те, кто приезжает без приглашения, и это как раз представители стран нашего ближнего зарубежья, надо чётко это понимать. Мы дополнительные барьеры не возводим - речь идёт о повышении ответственности лиц, которые приглашают. Если вы пригласили человека или группу людей - исполните свои обязанности, несите за это ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 27 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принят в первом чтении. Спасибо.