Заседание № 141
О проекте федерального закона № 387-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт, проект федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Олега Алексеевича Николаева. Пожалуйста. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, также касающийся формирования Совета Федерации. При обсуждении предыдущего вопроса было высказано достаточно много аргументов, почему соответствующий законопроект предлагается группой авторов для вашего рассмотрения: неопределённость в Конституции, большое количество изменений в порядке формирования. Введение ценза оседлости и иные моменты в процессе формирования Совета Федерации на самом деле не снизили, скажем так, остроты споров и не уменьшили количества вопросов со стороны наших граждан, наших избирателей, в том числе к нам, депутатам Государственной Думы. Люди зачастую не понимают, почему тот или иной член Совета Федерации является таковым, ввиду того что сам порядок формирования людьми до сих пор не осознан. Напомню, на сегодняшний день члены Совета Федерации представляют исполнительную и законодательную власть субъекта, по два человека от субъекта. Что касается представителя от исполнительного органа власти, как правило, кандидат в члены Совета Федерации от исполнительной власти идёт в списке с высшим исполнительным лицом, то есть первым лицом региона, и при этом люди, хотя вроде бы и должны видеть список, за них не голосуют. А представитель от законодательной власти вообще должен сначала быть избран депутатом соответствующего законодательного органа, и только затем он назначается членом Совета Федерации, делегируется и соответствующим образом назначается. Так вот нашим законопроектом мы предлагаем ввести, скажем так, элемент всенародного голосования и выбора членов Совета Федерации, то есть через предварительное голосование. Таким образом, на наш взгляд, как раз будет введён принцип справедливости, легитимности, а самое главное, эти сенаторы будут уже изначально известны своим избирателям. Порядок выдвижения в законопроекте прописан: законодательный орган и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта выдвигают по три кандидата на голосование, причём в отношении законодательной власти таким правом предлагается наделить либо председателя законодательного органа, либо группу депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа. Ну и соответственно, голосование предлагается проводить в день голосования на выборах в высшие органы власти субъекта, то есть это либо выборы в законодательное собрание, либо выборы губернатора или главы региона. Это разумно: они вместе приступят к исполнению обязанностей в соответствии с законом, а самое главное, на наш взгляд, вот такой подход сохранит уже существующий принцип формирования Совета Федерации и определённым образом его настроит с точки зрения всенародного одобрения и голосования за того или иного кандидата. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы услышали, в чём состоит концепция законопроекта, который предлагают принять наши коллеги. Я просто хочу изложить позицию комитета, оперируя, так сказать, сухими фактами действующего законодательства. Прежде всего предлагаемый законопроект противоречит конституционному принципу всеобщего избирательного права, в соответствии с которым все граждане, обладающие пассивным избирательным правом, имеют возможность самостоятельно выдвигать свои кандидатуры для избрания в соответствующие органы государственной власти. Это явно говорит не в пользу концепции данного законопроекта, если речь идёт о принципе народовластия. Также необходимо отметить, что в Конституции Российской Федерации не предусмотрено предварительное голосование при формировании органа власти. А поскольку предлагаемая процедура предварительного голосования не является ни выборами, ни способом осуществления народом своей власти через органы государственной власти или местного самоуправления, то в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции такое голосование не может быть квалифицировано как конституционная форма прямой или представительной демократии. Ну, закон есть закон, и в его рамках мы живём и действуем. При этом действующая на сегодняшний день процедура формирования Совета Федерации не содержит какой-либо правовой неопределённости, так что тут, так сказать, одно к другому заводить - это, ну, просто совершенно неправильно. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Алексеевич, в вашем докладе прозвучала фраза "неопределённость Конституции". Поясните, что вы имели в виду, в чём неопределённость? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. Ну, это было сказано по поводу обсуждения предыдущего вопроса. В Конституции очень сухо говорится, что в Совет Федерации входят представители каждого региона в количестве двух человек, а всё остальное отдано на усмотрение законодателя. Никаких иных критериев и принципов по этому поводу в Конституции не закреплено, поэтому за прошедший период было достаточно много изменений в отношении принципа формирования Совета Федерации и мы до сих пор эту тему обсуждаем. Но самое главное - все эти изменения пока ещё не привели ко всеобщему пониманию данного процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Олег Алексеевич, предлагаемым законопроектом о предварительном народном голосовании вы хотите, во-первых, усложнить, во-вторых, сделать более дорогостоящей процедуру выборов, причём за счёт средств федерального бюджета. Избиратели, когда голосуют за глав субъектов, прекрасно видят, кто идёт в команде с кандидатами и может быть направлен в Совет Федерации. Для чего устраивать голосование за команду человека, который ещё даже выборы не выиграл? У нас в стране и так очень низкая явка, а вы хотите два раза, так сказать, вытащить наших избирателей на избирательные участки. НИКОЛАЕВ О. А. Ну, прежде всего мы предлагаем не два раза, как вы выразились, тащить людей на избирательные участки, а проводить это голосование именно в день выборов руководителя высшего исполнительного органа субъекта, если говорить о губернаторах и главах регионов. А когда мы говорим о законодательных собраниях, то, если посмотреть итоги выборов, прошедших в единый день голосования, мы увидим, что структура законодательных собраний регионов меняется. И я думаю, и об этом правильно сказал Алексей Николаевич Диденко, если мы закрепим предварительное голосование и такой принцип выдвижения кандидатов от законодательных собраний, вполне возможно, в Совете Федерации появится больше представителей партий иных, чем та, что сегодня представлена, скажем так, в большинстве. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, а записался Марданшин. Извините, но начнём с Марданшина, потому что система показала, что Рафаэль Мирхатимович оказался проворней, а затем выступит Диденко. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, предлагающий установить новую процедуру формирования Совета Федерации, основными элементами которой являются предварительное голосование за кандидатов в члены Совета Федерации, а также последующее утверждение законодательным (представительным) органом и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в качестве членов Совета Федерации лиц, набравших в ходе такого голосования большинство голосов. Как утверждают авторы, законопроект внесён в связи с наличием правовой неопределённости в части закрепления конкретной формы образования Совета Федерации. Считаем, что нельзя согласиться с наличием такой неопределённости, так как Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" ясно установлена правовая процедура формирования Совета Федерации. Также представляются неконституционными положения о предварительном характере голосования граждан в субъектах Российской Федерации, так как многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации и осуществляет свою власть непосредственно, а не путём предварительного голосования. В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, выступаю потому, что этот вопрос тесно связан с предыдущим. Мы, наша фракция, конечно, поддержим предложение Олега Алексеевича, но только ради того, чтобы нас не упрекали, что мы не поддерживаем оппозицию. Но предложение это нелогичное. Мы же проходили это! Первый состав Совета Федерации был избран прямым голосованием, это было в декабре 93-го года. Было 89 двухмандатных округов: кандидаты, которые занимали первое и второе места на выборах в округах, от этих территорий проходили в Совет Федерации. Они ещё тогда депутатами назывались - депутатами Совета Федерации, в переходных положениях Конституции 93-го года эта позиция есть. Ну и что? Посидели они два года, 93-й - 95-й, и решили от этой схемы отказаться. Потом были представители от субъекта - губернатор и председатель Законодательного Собрания. Но Совет Федерации - это постоянно действующий орган, там решаются вопросы внешней политики, войны и мира, он должен заседать постоянно, то есть должен оперативно собраться. И уже не раз бывало, что срочно, экстренно из-за внешней обстановки необходимо было собраться. Губернаторы и председатели заксобраний должны заниматься делами субъектов, с Дальнего Востока вообще невозможно оперативно прибыть в Москву - отказались от этой идеи. Наконец более-менее разумный вариант появился: губернатор стал направлять представителя от Законодательного Собрания субъекта. Хорошая схема, но зачем-то начали добавлять в неё дополнительные барьеры. И ваш праймериз, то есть предварительное голосование, - это тоже дополнительный барьер. Если бы это предложение прозвучало в 2012 году, было бы логично: тогда Государственная Дума формировалась только по пропорциональной системе. Теперь здесь у нас 225 представителей регионов - даже не 85, а 225, - которые представляют не просто регионы, а сельские территории, городские территории, северные районы, то есть ещё больше пестрота интересов отдельно взятого субъекта, поэтому с введением одномандатных округов региональная привязка, наверное даже в Государственной Думе, стала крепче. Политическая система в камне не высечена, она эволюционирует, развивается, и наверное, дублировать, проводить голосование за представителя в верхней палате, даже если это в единый день голосования происходит, всё-таки нелогично. Наш предыдущий проект закона как раз снимал дополнительные барьеры. Спасибо, что вы его поддержали, мы тоже поддержим ваше предложение, хотя оно не вполне логичное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента. Правительства? С заключительным словом будет выступать докладчик? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", 14-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 12 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 387-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".Перед обсуждением проекта порядка работы по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступили: от фракции КПРФ - С. А. Шаргунов, от фракции ЛДПР - А. Н. Свинцов и М. В. Дегтярёв, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Д. А. Белик и Н. П. Николаев, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - О. В. Шеин.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У меня несколько предложений по повестке: первое - мы просим 33-й и 34-й вопросы, эти законопроекты касаются судебной реформы, поставить на 12.30, на фиксированное время, они связанные; второе - 35-й вопрос будет докладывать и от комитета, и как докладчик Марданшин; третье - 61-й мы просим снять с рассмотрения, перенести.
И 61-й вопрос перенести. Нет возражений? Нет. Поддерживается.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 387-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы тоже просим 69-й и 76-й вопросы поставить на 6 декабря, а 107, 108 и 115-й... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуточку. 107-й, 108-й... КРАШЕНИННИКОВ П. В. Так, 69-й и 76-й - на 6-е, а на 13-е просьба перенести 107, 108 и 115-й вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 13-е.
Предложение Крашенинникова Павла Владимировича - 69-й и 76-й вопросы перенести на 6 декабря. Нет возражений? Нет. Принимается. 107, 108 и 115-й - на 13 декабря. Нет возражений? Нет. Принимается.