Заседание № 183
17.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 386869-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части уточнения формы и особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1492 по 1618 из 4603
7-й вопрос, приоритетный законопроект фракции ЛДПР. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данная инициатива направлена на то, чтобы у нас в России ЕГЭ как инструмент оценки знаний нашей молодёжи был упразднён. Около 20 лет назад он появился, изначально обозначались благие цели, ставились при его реализации, но практика показала, что очень много вреда. Если посмотреть официальную статистику, то можно увидеть, что растёт количество расстройств, связанных с подготовкой к сдаче экзамена, растёт количество потребления различных успокоительных лекарственных, медицинских препаратов и снижается количество (это официальная статистика) тех, кто получает максимальные баллы при сдаче соответствующих экзаменов. Добровольно пусть выбирают ЕГЭ, если хотят, но встречи в любой аудитории любого региона показывают, что наши вчерашние школьники - сегодняшние студенты против ЕГЭ и аплодисментами встречают призывы отменить ЕГЭ как вредный инструмент оценки знаний. Недавно был проведён эксперимент. В Москве проводили большой молодёжный форум, и на этом молодёжном форуме член Совета Федерации, которая отвечает за законы, связанные с образованием, попросила: "Поднимите, пожалуйста, руки, кто сдавал ЕГЭ". Ну, весь зал поднял. "Поднимите, пожалуйста, руки, кто вынужден был платить репетиторам для подготовки к ЕГЭ". Практически весь зал поднял. Приходят к нам на практику студенты - я с ними разговариваю, и они все также говорят о том, что им приходилось заниматься минимум один год, а то и больше, для того чтобы подготовиться к сдаче. И все эти занятия небесплатные, а деньги есть не у всех. Кроме того что это неэффективный инструмент, который натаскивает молодёжь на конечную цель - сдать, это ещё формирование определённого шаблонного мышления, это невозможность оценки глубины знаний того, кто сдаёт экзамен, будущего абитуриента. Поэтому мы считаем, что нам необходимо вернуться к старой классической системе оценки знаний, начать можно с добровольного формата, но в обязательном порядке ЕГЭ надо упразднять. До недавнего прошлого рукоплескали, и хвалили, и защищали болонскую систему, но, как только было принято политическое решение, были даны на самом высоком уровне политические оценки, только ленивый не критикует болонскую систему. Да, ЕГЭ появился у нас одновременно с болонской системой, поэтому ассоциируется с ней, но это не болонская система. Проводя аналогию, можно сказать, что, как только ЕГЭ подвергнется критике на высоком уровне, сразу же позиция его ярых сторонников, публичная позиция поменяется. Многие сегодня публично говорят одно, а непублично - другое. Когда приходили на практику студенты - да, это было, там, лет семь, восемь, девять назад - и рассказывали, как они сдавали ЕГЭ в отдельных регионах, за голову можно было хвататься: в слове "молоко" делалось три ошибки, при этом получали максимальные баллы по русскому языку. Да, со временем система контроля изменилась, появились ограничительные меры дополнительные и сузилось поле для коррупции. Хотя всё равно каждый год звучат различные резонансные истории, которые показывают, что всё равно есть желающие обеспечить максимальное количество баллов для нужных школьников. При этом сколько случаев, когда уже суицидом из-за плохих результатов заканчивается жизнь подростков! С учётом всего сказанного ещё раз подчёркиваю нашу принципиальную позицию: ЕГЭ как обязательный инструмент должен быть упразднён. Добровольно - пожалуйста, а так мы должны вернуться к старой классической схеме оценки знаний нашей молодёжи и признать, что ЕГЭ как инструмент оценки имеет очень много негативных, вредных последствий. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Алёна Игоревна Аршинова. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотела бы изложить позицию нашего комитета. Ну, в целом можно было бы пройтись, конечно, подробно по положениям, но сразу скажу, что подобные инициативы Государственная Дума рассматривала в этом созыве уже несколько раз: первый - 25 ноября 2021 года, второй - 22 марта 2023 года, третий - 11 ноября 2023 года. Аргументов звучало достаточно, кроме того, комитет считает данную инициативу не только концептуально неверной, но и просто элементарно неподготовленной. Прежде всего, даже сами формулировки: проводить государственную итоговую аттестацию в форме госэкзамена - уважаемый коллектив авторов, ну так она и проводится в форме государственного экзамена. Отнести утверждение заданий для государственной итоговой аттестации к полномочиям органов госвласти регионов в сфере образования - ну а как вы себе представляете, уважаемые авторы, решение той задачи, которую нам поставил президент Владимир Владимирович Путин, а именно необходимость поддержания и развития единого образовательного стандарта, развития общей социокультурной ментальности, если будут формироваться задания конкретно под каждый регион? Более того, как вы себе представляете затем поступление в федеральные вузы, в национальные исследовательские институты тех ребят, которые учиться будут чисто теоретически по заданиям субъектов? Будет ли вот эта общность? А вообще вспомните, например, слова Владимира Владимировича Путина о ЕГЭ (цитирую): "Это открывает возможности для очень многих детей с периферии... для них... открываются возможности учиться в ведущих высших школах страны именно с помощью ЕГЭ... количество ребят, талантливых ребят с периферии, которые попадают в престижные высшие учебные заведения страны, кратно выросло по сравнению с тем, что было до ЕГЭ". Я думаю, что эти слова отражают и позицию нашего комитета. Вот здесь приводили в пример школьников - я могу привести в пример других школьников, которые радуются, что срок действия результатов ЕГЭ - пять лет, включая год сдачи экзаменов. Они отмечают, что сами выбирают предметы, которые хотят сдавать, и, более того, радуются, что им не нужно сдавать это два раза, как это делали мы, вот наше поколение, которое сдавало и просто госэкзамены, в традиционной форме, как вы сказали, и единый госэкзамен. Получается, что у нас субъекты, сами регионы не поддерживают эти изменения (41 регион против), правительство не поддерживает, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре не поддерживает. Комитет по просвещению также не поддерживает. Спасибо большое, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 38 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.