Заседание № 138
11.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 386761-3 "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся использования сведений, составляющих нотариальную и адвокатскую тайну; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва И. Ю. Артемьевым и С. В. Иваненко).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5419 по 5530 из 6499
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 10. Проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Груздева Владимира Сергеевича. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, в Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы третьего созыва Артемьевым и Иваненко. Законопроектом предлагается внести в указанные статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнения, направленные на установление дополнительных гарантий охраны сведений, относящихся к конфиденциальным, в том числе связанных с адвокатской и нотариальной деятельностью. По мнению комитета, рассматриваемый законопроект заслуживает внимания только в отношении дополнения части второй статьи 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положением о недопустимости использования в качестве доказательств сведений, предметов и документов, входивших в производство адвоката по делам его доверителей. Остальные предложения авторов законопроекта представляются недостаточно аргументированными, несоответствующими требованиям законодательства и практике расследования уголовных дел. Так, представляется необоснованным предложение о закреплении в части пятой статьи 11 "Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положения о том, что документы и иные материалы, содержащие сведения о лицах, непричастных к данному уголовному делу, не могут быть приобщены к нему, а приобщаются только протоколы осмотра таких документов и иных материалов. Причем сведения о лицах, непричастных к данному уголовному делу, в протоколах не указываются. В ходе расследования уголовного дела проверяются на причастность к преступлению различные лица, сведения о которых отражаются в протоколах следственных действий, материалах, проводимых по делам экспертиз, и иных документах. Заменить эти доказательства протоколами их осмотра в случае установления непричастности к преступлению какого-либо лица невозможно. Помимо этого во многих случаях расследование уголовного дела требует приобщения к делу подлинников различных документов, в которых помимо сведений об участниках судопроизводства могут содержаться сведения и об иных гражданах. В подавляющем большинстве случаев эти документы требуют исследования на предмет их подлинности и, соответственно, не могут быть заменены протоколами их осмотра. Что касается недопустимости разглашения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела, то их конфиденциальность, по мнению комитета, в достаточной мере гарантируется статьей 161 Уголовно-процессуального кодекса. Нельзя согласиться и с предложением авторов законопроекта о приведении части второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в отношении введения особого порядка производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов. Глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит достаточно подробные положения о производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в том числе и в отношении адвокатов. Вместе с тем в соответствии со статьей 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации после возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 Уголовно-процессуального кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении адвокатов производятся в общем порядке. Установление иных правил уголовного судопроизводства противоречило бы статье 19 Конституции Российской Федерации. Что же касается предложения автора законопроекта об установлении в части второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса необходимости получения решения суда для производства обыска и выемки у нотариуса с целью изъятия документов, содержащих сведения о совершенных нотариальных действиях, то данная поправка является, по мнению комитета, излишней, поскольку в Уголовно-процессуальном кодексе уже предусмотрены важные гарантии прав подозреваемых, обвиняемых от необоснованного применения указанных следственных действий. Так, в соответствии с пунктами 4, 5 и 6 части второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса только суд правомочен принимать решение о производстве обыска и (или) выемки, личного обыска, выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных учреждениях. Кроме того, согласно части третьей статьи 180 Уголовно-процессуального кодекса выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится с санкции прокурора. В связи с этим Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Есть ли вопросы, коллеги? Вопросов нет. Желающие выступить? Представители правительства и президента? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 05 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0% Результат: не принято Не принято.