Заседание № 138

11.01.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 386761-3 "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся использования сведений, составляющих нотариальную и адвокатскую тайну; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва И. Ю. Артемьевым и С. В. Иваненко).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5419 по 5530 из 6499
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 10. Проект федерального закона "О      
внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75 Уголовно-процессуального кодекса       
Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Груздева Владимира Сергеевича.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                                                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, в Комитете Государственной Думы по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект   
федерального закона "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75                 
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами    
Государственной Думы третьего созыва Артемьевым и Иваненко. Законопроектом      
предлагается внести в указанные статьи Уголовно-процессуального кодекса         
Российской Федерации дополнения, направленные на установление дополнительных    
гарантий охраны сведений, относящихся к конфиденциальным, в том числе           
связанных с адвокатской и нотариальной деятельностью.                           
                                                                                
По мнению комитета, рассматриваемый законопроект заслуживает внимания только    
в отношении дополнения части второй статьи 75 Уголовно-процессуального          
кодекса Российской Федерации положением о недопустимости использования в        
качестве доказательств сведений, предметов и документов, входивших в            
производство адвоката по делам его доверителей. Остальные предложения авторов   
законопроекта представляются недостаточно аргументированными,                   
несоответствующими требованиям законодательства и практике расследования        
уголовных дел. Так, представляется необоснованным предложение о закреплении в   
части пятой статьи 11 "Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном   
судопроизводстве" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации         
положения о том, что документы и иные материалы, содержащие сведения о лицах,   
непричастных к данному уголовному делу, не могут быть приобщены к нему, а       
приобщаются только протоколы осмотра таких документов и иных материалов.        
Причем сведения о лицах, непричастных к данному уголовному делу, в протоколах   
не указываются.                                                                 
                                                                                
В ходе расследования уголовного дела проверяются на причастность к              
преступлению различные лица, сведения о которых отражаются в протоколах         
следственных действий, материалах, проводимых по делам экспертиз, и иных        
документах. Заменить эти доказательства протоколами их осмотра в случае         
установления непричастности к преступлению какого-либо лица невозможно.         
Помимо этого во многих случаях расследование уголовного дела требует            
приобщения к делу подлинников различных документов, в которых помимо сведений   
об участниках судопроизводства могут содержаться сведения и об иных             
гражданах. В подавляющем большинстве случаев эти документы требуют              
исследования на предмет их подлинности и, соответственно, не могут быть         
заменены протоколами их осмотра.                                                
                                                                                
Что касается недопустимости разглашения сведений, полученных в ходе             
расследования уголовного дела, то их конфиденциальность, по мнению комитета,    
в достаточной мере гарантируется статьей 161 Уголовно-процессуального           
кодекса.                                                                        
                                                                                
Нельзя согласиться и с предложением авторов законопроекта о приведении части    
второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с              
Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской      
Федерации" в отношении введения особого порядка производства следственных       
действий и оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов.              
                                                                                
Глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит         
достаточно подробные положения о производстве по уголовным делам в отношении    
отдельных категорий лиц, в том числе и в отношении адвокатов. Вместе с тем в    
соответствии со статьей 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской         
Федерации после возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве    
обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 Уголовно-процессуального       
кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении адвокатов      
производятся в общем порядке. Установление иных правил уголовного               
судопроизводства противоречило бы статье 19 Конституции Российской Федерации.   
                                                                                
Что же касается предложения автора законопроекта об установлении в части        
второй статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса необходимости получения       
решения суда для производства обыска и выемки у нотариуса с целью изъятия       
документов, содержащих сведения о совершенных нотариальных действиях, то        
данная поправка является, по мнению комитета, излишней, поскольку в             
Уголовно-процессуальном кодексе уже предусмотрены важные гарантии прав          
подозреваемых, обвиняемых от необоснованного применения указанных               
следственных действий. Так, в соответствии с пунктами 4, 5 и 6 части второй     
статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса только суд правомочен принимать      
решение о производстве обыска и (или) выемки, личного обыска, выемки            
предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и     
иных кредитных учреждениях. Кроме того, согласно части третьей статьи 180       
Уголовно-процессуального кодекса выемка документов, содержащих                  
государственную или иную охраняемую законом тайну, производится с санкции       
прокурора.                                                                      
                                                                                
В связи с этим Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному,        
арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной     
Думе проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 11, 29 и 75     
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отклонить.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Вопросов нет. Желающие выступить? Представители       
правительства и президента? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный            
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      0 чел.                                          
Не голосовало                 450 чел.100,0%                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.