Заседание № 162

31.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386704-8 "О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (об имуществе малоимущих граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2171 по 2412 из 5004
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 446      
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает         
Александр Вячеславович Дёмин.                                                   
                                                                                
ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему    
предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Идея законопроекта возникла в       
процессе работы с обращениями граждан, от которых поступали жалобы на то, что   
имущество, которое они получили от государства по социальным контрактам,        
необоснованно изымается по исполнительным документам. Согласно закону           
социальный контракт заключается с гражданами в трудной жизненной ситуации,      
чтобы простимулировать их к активным действиям по преодолению этой ситуации и   
помочь встать на ноги. При этом зачастую трудная жизненная ситуация             
обусловлена тем, что у гражданина есть долги, по которым в том числе            
возбуждено исполнительное производство. При этом сами средства социального      
контракта обладают исполнительским иммунитетом, в отличие от имущества,         
которое гражданин приобрёл на эти средства. В итоге возникает парадоксальная    
ситуация: с одной стороны, государство как бы протягивает руку помощи           
малоимущему гражданину, давая деньги на приобретение имущества в рамках         
соцконтракта, а с другой стороны, после приобретения имущества даёт приставам   
возможность его отобрать. По сути, это нивелирует весь смысл социального        
контракта, поскольку гражданин лишается имущества, которое он приобрёл по       
соцконтракту для ведения бизнеса, а значит, и возможности выйти из трудной      
жизненной ситуации.                                                             
                                                                                
Хотел бы обратить ваше внимание на то, что механизм социального контракта       
занимает важное место в системе социальной поддержки малоимущих. Так, в 2022    
году для оказания помощи гражданам в таком формате правительство выделило 3,6   
миллиарда рублей. Более того, летом этого года Президент Российской Федерации   
на Петербургском экономическом форуме дал поручение выработать меры по          
совершенствованию механизма предоставления государственной социальной помощи    
на основании соцконтракта. Поэтому наша с вами задача, уважаемые коллеги,       
сделать всё возможное для того, чтобы социальная помощь была эффективной не     
только на словах, но и на практике, и в этом призван помочь законопроект,       
который мы сегодня рассматриваем. Он позволит, кроме всего прочего, защитить    
бюджетные средства от нецелевого использования, поскольку при взыскании         
имущества, купленного на основании социального контракта, фактически в пользу   
кредиторов взыскиваются бюджетные средства, направленные на социальную          
помощь.                                                                         
                                                                                
Знаю об имеющихся замечаниях к законопроекту. Уверен, что при доработке         
законопроекта ко второму чтению мы сможем устранить недостатки совместно с      
ответственным комитетом.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать законопроект в первом чтении.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Вячеславович.                          
                                                                                
С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов.                          
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет            
рассмотрел законопроект. Он направлен на создание правового механизма,          
обеспечивающего защиту имущества малоимущих граждан, которое приобретено за     
счёт денежных средств, предоставленных в рамках оказания государственной        
социальной помощи, в том числе на основании социального контракта. Именно об    
этом нам говорил докладчик, именно об этом написано в пояснительной записке.    
В этом смысле мы отмечаем, что идея, направленность законопроекта комитетом     
поддерживается, однако по законопроекту имеется ряд замечаний правового         
характера, которые, на наш взгляд, всё-таки могут быть учтены ко второму        
чтению. Мы рассчитываем, что автор присоединится к этой работе, потому что      
нам нужны пояснения, нужна поддержка, а мы, со своей стороны, будем             
продвигать законопроект во втором чтении.                                       
                                                                                
О чём идёт речь? Вводимая законопроектом терминология - "имущество, которое     
приобретено за счёт денежных средств, предоставленных малоимущим гражданам в    
рамках оказания государственной социальной помощи" - не соответствует           
принципу правовой определённости. Из положений законопроекта не                 
представляется возможным определить порядок разграничения соответствующего      
имущества, которое приобретено за счёт денежных средств, предоставленных на     
эту социальную помощь, либо за счёт иных денежных средств. И это порождает      
вот такую определённую правовую неясность этих моментов, ну и, собственно       
говоря, порождает почву для определённых злоупотреблений со стороны должника.   
Кроме того, законопроект не содержит периода, в течение которого на такое       
имущество может быть обращено взыскание.                                        
                                                                                
Повторю, с учётом наших замечаний концептуально всё-таки можно поддержать       
законопроект и доработать ко второму чтению. В связи с этим просьба принять     
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, законопроектом мы дополняем перечень          
имущества, на которое не может быть обращено взыскание, имуществом, которое     
было приобретено за счёт денежных средств, предоставленных в рамках оказания    
государственной социальной помощи. Согласно заключению комитета законопроект    
не содержит периода, в течение которого на такое имущество не может быть        
обращено взыскание. Может быть, нам следует установить бессрочность такого      
запрета и уточнить, что только в случае, если профессиональная деятельность с   
использованием данного имущества продолжает вестись?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Спасибо большое за предложение. В целом мы так же подходим к        
этому вопросу, то есть мы считаем, что на часть прибыли, полученной от          
использования, можно обращать взыскание, а на само имущество - бессрочный       
запрет.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна.                                                       
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, у меня в одном вопросе несколько вопросов     
или даже предложений. Есть ли информация, какое всё-таки количество             
малоимущих граждан имеет задолженность по кредитам (займам), в отношении        
которых судебными приставами возбуждены исполнительные производства, о          
которых идёт речь? К сожалению, не только судебные приставы взыскивают по       
долгам, но и, например, коллекторы - возможно, надо расширить предлагаемые      
ограничения на всех взыскателей или просто запретить вообще все взыскания с     
малоимущих? Они на то и малоимущие, что им даже отдавать нечем.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Ну, я готов проработать вместе с вами ваше предложение. По поводу   
статистики: я готов отдельно вам её отправить, сейчас, к сожалению, у меня      
под рукой нет.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, в своём докладе вы сказали о том, что         
принятие данного проекта федерального закона позволит сэкономить бюджетные      
средства, которые не пойдут в счёт кредиторов. О какой примерно сумме идёт      
речь, можете сориентировать? Потому что в материалах к законопроекту этого не   
было.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. По итогам 2022 года общая сумма поддержки - это 3,6 миллиарда по    
соцконтрактам. Соответственно, где-то до 70 процентов - те обязательства,       
которые могут быть подвержены, собственно, тому, что в рамках приобретённого    
имущества они могут быть взысканы.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, подскажите, пожалуйста, определена ли         
где-либо в законопроекте сумма, на которую не может быть обращено взыскание?    
И необходимо ли такое определение предела суммы?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Согласно самому положению по социальным контрактам гранты на        
ведение деятельности выдаются в сумме до 350 тысяч, соответственно, на          
ведение подсобного хозяйства - до 200 тысяч. Ну, в рамках этих сумм всё и       
рассматривается.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Вячеславович, безусловно, мы поддерживаем    
этот законопроект. Только он не предполагает создания правового механизма, по   
сути дела, исправляет, наверное, ошибку или длительное молчание                 
правительства, потому что сегодня тема социального контракта вообще             
достаточно спорная. Вы назвали 70 процентов, чем нас неприятно удивили, но и    
мы в регионах имеем примерно такую же статистику. На 250 тысяч рублей можно     
закупить какие-то инструменты - повально все женщины становятся либо            
парикмахерами, либо маникюром занимаются. На этом всё, по сути дела, и          
заканчивается. Скажите, а в целом оправдывает ли себя этот социальный           
контракт, ну, невзирая на то, что мы, конечно, поддерживаем идеи, которые       
заложены в вашем законопроекте?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Спасибо за вопрос. На мой взгляд, действительно, идея социального   
контракта имеет место с точки зрения возможности нахождения выхода в том        
числе через предпринимательскую деятельность для малоимущих граждан, но здесь   
большой вопрос, как регионы используют социальные контракты. В части регионов   
есть практика, когда в рамках социального контракта предлагают и условный       
спрос на такие услуги, на их предоставление в муниципальных образованиях,       
например, там, закупка долгосрочная продуктов питания, а сам социальный         
контракт выглядит в качестве производства данных продуктов питания. Когда они   
совмещены и когда есть постоянный спрос, кажется, что этот инструмент будет     
более эффективным. Поэтому, мне кажется, необходимо дальнейшее развитие самой   
идеи социального контракта во взаимодействии с регионами, вот таких инициатив   
от людей, которым необходима помощь.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Александр Вячеславович, ну, бесспорно, помогать надо, и вы в своём докладе      
сказали, что законопроект разработали по многочисленным обращениям граждан.     
Скажите, пожалуйста, вот что касается категории граждан, которые могут          
претендовать и получают в рамках социального контракта денежные средства для    
приобретения имущества, можете привести статистику, предположим, сколько        
граждан этой категории этим воспользовались и получили денежные средства для    
приобретения имущества?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дёмину включите микрофон.                        
                                                                                
ДЁМИН А. В. Ну, я вам статистику более предметно предоставлю отдельно. Ещё      
раз повторю: 3,6 миллиарда, соответственно, если поделить на 300 тысяч, то      
уже можно понять ориентировочно общее количество. Но более предметный ответ я   
отдельной справкой направлю в ваш адрес.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Даниил Владимирович, спасибо.                                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.