Заседание № 68

21.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2386 по 2439 из 7093
Коллеги, мы переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения. Пункт 3,   
проект федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о               
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".        
Доклад председателя Комитета по информационной политике, информационным         
технологиям и связи Валерия Яковлевича Комиссарова.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
представляется проект федерального закона "Об обеспечении доступа к             
информации о деятельности государственных органов и органов местного            
самоуправления".                                                                
                                                                                
Законопроект направлен на объективное информирование граждан Российской         
Федерации, структур гражданского общества, предприятий и учреждений о           
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, что     
призвано способствовать информационной открытости власти, большей               
эффективности её деятельности и обеспечению доступа к информации, необходимой   
для реализации конституционных прав граждан и их активного участия в развитии   
страны.                                                                         
                                                                                
Отмечу, что за непредоставление гражданину определённой информации, за её       
сокрытие должностным лицом уже установлена уголовная ответственность. Будет     
введена и административная ответственность. Такой законопроект в настоящее      
время находится на рассмотрении в Комитете по конституционному                  
законодательству и государственному строительству.                              
                                                                                
Таким образом, данный законопроект является очень важным антикоррупционным      
правовым актом, который способен внести существенный вклад в повышение          
доверия общества к власти.                                                      
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию законопроект в установленном Регламентом           
Государственной Думы порядке подготовлен к третьему чтению, прошёл требуемые    
правовую и лингвистическую экспертизы. Прошу поддержать принятие                
законопроекта в третьем чтении.                                                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Яковлевич.                               
                                                                                
Есть ли вопросы у представителей депутатских объединений?                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - потом.                                       
                                                                                
Присаживайтесь. Ваш проект закона выносится на "час голосования".               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2501 по 2568 из 7093
Объявляется "час голосования". По мотивам по пункту 3 выступит Иванов Сергей    
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в этом году     
исполнится пять лет с того момента, когда первый законопроект на эту тему был   
внесён в Государственную Думу ещё нашим коллегой по прошлому созыву -           
Владимиром Александровичем Рыжковым. Вы знаете, это замечательный               
законопроект в том плане, что впервые в принципе в Российской Федерации, в      
России законодательная, исполнительная и судебная власть охватывается           
полностью вот этим законопроектом, и граждане в случае его принятия смогут      
получать информацию о деятельности этих органов. Это всё хорошо, это            
замечательно, фракция ЛДПР это только приветствует. Однако я ещё раз хотел бы   
акцентировать ваше внимание, уважаемые коллеги, на том, что данный              
законопроект содержит две очень нехорошие вещи, которые, надеюсь, всё-таки не   
будут использоваться во вред гражданам для получения информации.                
                                                                                
Первое - это то, что информация, которую можно будет или которую нельзя будет   
получить, будет определяться соответствующими органами, то есть президент       
будет определять для ведомств, которыми он руководит, правительство - для       
ведомств, которыми оно руководит, и так дальше по нисходящей цепочке. Это       
очень важно и это очень плохо, потому что если такие перечни будут довольно     
объёмными, то мы с вами вместе с водой выплеснем и ребёнка.                     
                                                                                
И второе - это, конечно (этот пункт не очень понятный), плата за получение      
информации. Под эту лавочку можно подвести всё что угодно, то есть не то,       
чтобы всё что угодно, но можно сделать так, что никакой гражданин не захочет    
просто-напросто получать информацию, потому что орган, в котором он её          
запросит, выставит ему такой прайс, что будет, так скажем, не очень удобно.     
                                                                                
И третий нюанс. Поскольку у нас ещё недостаточно развит Интернет, у нас         
только двадцать миллионов, ну, двадцать пять являются пользователями этой       
сети, информацию будет получать довольно затруднительно. В соответствии с       
этим законом, я вам напоминаю, информацию можно получить как устно, так и в     
документальном виде. То, что публикуется в газетах, звучит по радио,            
телевидению, - это само собой, а вот так, чтобы быстро и оперативно через       
Интернет зайти на сайт и получить необходимую информацию, - это, к сожалению,   
ещё очень мало развито, особенно в наших дальних регионах.                      
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но хотел бы всем вам                
посоветовать, чтобы мы с вами вместе проконтролировали исполнение данного       
закона, потому что вот эти две "рогатки", которые здесь заложены, могут очень   
плохую шутку сыграть и наши граждане не получат того, ради чего мы пять лет     
бились над принятием данного законопроекта.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять в третьем чтении федеральный закон "Об        
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и       
органов местного самоуправления"?                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 65

26.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3205 по 3428 из 4617
Уважаемые коллеги, пункт 12. О проекте федерального закона "Об обеспечении      
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов           
местного самоуправления". Докладчик тот же - Сергей Александрович Капков.       
                                                                                
КАПКОВ С. А. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, представленный на рассмотрение Государственной Думы          
законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности                
государственных органов и органов местного самоуправления" внесён               
Правительством Российской Федерации и был подготовлен ко второму чтению ещё     
летом 2007 года. Вместе с тем в связи с необходимостью системного               
рассмотрения положений законопроекта в процессе совершенствования               
законодательства возникла необходимость дополнительного согласования            
содержания законопроекта, и его доработка потребовала значительного времени.    
Подготовка законопроекта велась в тесном взаимодействии с Министерством         
экономического развития и торговли Российской Федерации, далее - с              
Министерством экономического развития Российской Федерации. В настоящий         
момент все необходимые согласования проведены, и комитет предлагает вашему      
вниманию законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности       
государственных органов и органов местного самоуправления" для принятия во      
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Законопроект направлен на объективное информирование граждан Российской         
Федерации, структур гражданского общества, предприятий и учреждений о           
деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления   
и призван способствовать большей информационной открытости власти, более        
эффективной её деятельности и обеспечению доступа к информации, необходимой     
для реализации конституционных прав граждан, их активному участию в развитии    
страны. При эффективном информационной обеспечении граждан органами власти о    
своей деятельности устанавливается конструктивное взаимодействие граждан и      
органов власти, которое приводит в том числе и к выявлению конкретных нужд      
населения и реагированию на них органов власти, предоставлению гражданам        
государственных и муниципальных услуг. Всё это является воплощением идеи        
построения в России информационного общества и создания так называемого         
электронного правительства.                                                     
                                                                                
Наше государство уделяет этим проблемам большое внимание, о чём                 
свидетельствует утверждение Президентом России в феврале 2008 года Стратегии    
развития информационного общества в Российской Федерации и принятое             
Правительством Российской Федерации в 2008 году постановление о концепции       
создания в Российской Федерации электронного правительства. Нет необходимости   
детально объяснять, что законопроект имеет безусловно антикоррупционный         
характер.                                                                       
                                                                                
После принятия законопроекта в первом чтении было получено больше ста           
восьмидесяти поправок, которые были тщательно проработаны и проанализированы.   
В целом те поправки, которые рекомендуются к принятию, направлены на            
совершенствование законопроекта по следующим основным аспектам. Уточнён и       
дополнен понятийный аппарат. Фактически дан новый и более подробный вариант     
описания сферы деятельности федерального закона.                                
                                                                                
Государственной Думой 10 декабря этого года был принят Федеральный закон "Об    
обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской              
Федерации". Исходя из этого в тексте рассматриваемого законопроекта были        
сделаны соответствующие изменения. Уточнены основные принципы обеспечения       
доступа к информации. Уточнён механизм получения информации, доступ к которой   
ограничен. Расширена статья о способах обеспечения доступа к информации и       
формах её предоставления.                                                       
                                                                                
Проведена в целом существенная реструктуризация законопроекта. В частности,     
изменено название и содержание главы 2 "Порядок и общие условия доступа к       
информации о деятельности государственных органов и органов местного            
самоуправления", которая приобрела более общий характер и по сути, и по         
названию, включив в себя все вопросы организации доступа к информации о         
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а       
также основные требования при обеспечении доступа к этой информации. Уточнён    
состав и перечень информации, размещаемой в сети Интернет. Уточнён порядок      
установления требований к официальным сайтам государственных органов и          
органов местного самоуправления. В отдельную статью выделены права              
пользователей информации. Существенно переработана статья о порядке             
ознакомления с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, в том      
числе более точно зафиксированы обязанности органов местного самоуправления     
обеспечивать пользователей информацией об их деятельности в помещениях,         
занимаемых этими организациями. Положения статей 18 и 19 объединены в единую    
статью 18, полностью посвящённую вопросам о запросах информации. Дополнено      
большинство и других статей главы 3, посвящённых самой информации.              
Переработана статья 25 "Защита права на доступ к информации о деятельности      
государственных органов и органов местного самоуправления". Статьёй 26          
определено вступление в силу настоящего федерального закона: закон вступает в   
силу с 1 января 2010 года.                                                      
                                                                                
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи          
предлагает утвердить таблицу 1, содержащую поправки, рекомендованные к          
принятию, и таблицу 2, содержащую поправки, рекомендованные к отклонению.       
                                                                                
Предлагаемый ко второму чтению доработанный текст законопроекта, безусловно,    
является более качественным, но не отступающим от принятой первоначальной       
концепции, поэтому наш комитет просит коллег поддержать позицию комитета и      
голосовать за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица поправок 1, рекомендованных к принятию, содержит     
девяносто семь поправок. Обращаю ваше внимание на то, что в таблице 11-й        
номер присвоен двум соседним поправкам, поэтому их всего девяносто семь. Обе    
поправки, естественно, учтены в тексте, предлагаемом к принятию. Есть ли        
необходимость какие-либо поправки вынести на отдельное голосование? Нет.        
Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к         
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Теперь таблица 2. Она содержит девяносто одну поправку. Есть ли необходимость   
отдельного обсуждения каких-либо поправок? Иванов Сергей Владимирович,          
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправку 63.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 63.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок 2,                  
рекомендованных к отклонению, без поправки 63. Кто за? Прошу голосовать.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, по поправке 63.                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Очень сложно      
обсуждать данные поправки, поскольку вот тут на имя Олега Викторовича было      
письмо с просьбой распространить материалы объёмом восемьсот страниц, а я из    
них нашёл только двести тридцать одну страницу. Где ещё пятьсот пятьдесят?      
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Сергей Александрович, у вас наверняка есть и таблица отклонённых, и     
текст законопроекта, который уже готов ко второму чтению. Найдите,              
пожалуйста, статью 20, это поправка 63, здесь было несколько соавторов. В       
поправке сказано: "Ответы на запросы подлежат обязательной регистрации в        
установленном порядке". В статье 20 законопроекта, который готов ко второму     
чтению, говорится об основаниях, исключающих возможность предоставления         
информации о деятельности государственных органов и органов местного            
самоуправления, и вообще не содержится пункт 5.                                 
                                                                                
Как тогда расценить причину отклонения: данное понятие требует уточнения с      
позиции юридической техники субъектов и так далее, и тому подобное? Я вообще    
не могу разобраться в этих таблицах.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович, уточните, где что       
находится.                                                                      
                                                                                
КАПКОВ С. А. Уважаемый Сергей Владимирович, во-первых, мне достаточно           
удивительно слышать от вас, что вы эти поправки видите в первый раз, потому     
что вы сами член комитета по информационной политике и у вас доступ             
первоочередной ко всем нашим нововведениям, ко всем нашим поправкам.            
                                                                                
По поводу вашего вопроса. Я так понимаю, что произошло смещение статьи в        
связи с принятием ряда поправок, поэтому произошёл технический сбой, как мне    
кажется.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов Андрей Викторович, пожалуйста.                    
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Поправка находится в статье 19, пункт 5, страница 32: ответ на    
запрос подлежит обязательной регистрации государственным органом, органом       
местного самоуправления. Она имеется в тексте.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нашли поправку, спасибо.                          
                                                                                
Тем не менее у нас поправка 63 находится в таблице отклонённых. Есть            
предложение её принять, так я понимаю? Или это предложение теперь снимается?    
Снимается.                                                                      
                                                                                
Нам нужно, уважаемые коллеги, по поправке 63 проголосовать. Кто за то, чтобы    
отклонить поправку 63, как и было в таблице отклонённых поправок? Прошу         
голосовать. Кто за то, чтобы её отклонить? Потому что никто не ставит вопрос    
о том, чтобы принять.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклонена 63-я поправка.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели поправки. Я ставлю на голосование во втором   
чтении проект федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о        
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Кто    
за? Прошу голосовать.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо. Приняли проект федерального закона во втором чтении.                   
                                                                                

Заседание № 237

27.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 670 по 680 из 8413
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, фракция "Единая Россия".                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу обратиться с просьбой      
снять с рассмотрения пункты 13 и 14. Возникли небольшие разногласия, а так      
как мы хотим юридическую технику довести здесь до особой точности, мы           
отдельно обратимся в Совет Думы и вынесем эти законопроекты на рассмотрение в   
ближайшее время. Сейчас я прошу их исключить из повестки - пункты 13 и 14.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 996 по 998 из 8413
Депутат Комиссаров предлагает исключить пункты 13 и 14 из повестки дня. Никто   
не возражает, поэтому по его предложению снимаем и переносим.                   
                                                                                

Заседание № 224

18.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (внесён Правительством Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1500 по 2436 из 5931
Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении. Вопрос 10.1. О проекте          
федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности         
государственных органов и органов местного самоуправления". Доклад              
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя министра экономического развития и торговли Российской            
Федерации Андрея Владимировича Шаронова. Пожалуйста.                            
                                                                                
ШАРОНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Добрый день, Борис Вячеславович! Добрый день, уважаемые депутаты! Позвольте     
представить вам проект федерального закона "Об обеспечении доступа к            
информации о деятельности государственных органов и органов местного            
самоуправления". Напомню, что Конституция предусматривает право граждан         
свободно искать и получать информацию любым законным способом и                 
предусматривает соответствующие обязанности государственных органов по          
предоставлению информации. Эти нормы российской Конституции воспроизводят       
международные принципы, которые были закреплены во Всеобщей декларации прав     
человека 1948 года и Международном пакте о гражданских и политических правах    
1966 года. Вместе с тем нам пока не удалось реализовать эти базовые принципы,   
и об этом свидетельствует место России в рейтинге прозрачности                  
государственной власти - мы занимаем здесь сороковое место из сорока восьми     
стран, например, опережая на две позиции Нигерию.                               
                                                                                
В немалой степени непрозрачность власти связана с тем, что существует           
правовой пробел в регулировании доступа к информации о деятельности             
госорганов власти и органов местного самоуправления. Нельзя сказать, что нет    
нормативной базы, в настоящее время действуют четыре закона, указ и             
постановление правительства, но ни один из этих актов не регулирует системно    
вопрос доступа граждан и организаций к информации о деятельности                
государственных органов, как это сделано в большинстве стран.                   
                                                                                
Кстати, что касается международного опыта, то отдельные законы о праве на       
информацию приняты примерно в ста государствах. Самый первый такой закон        
появился в Швеции в 1766 году. Во второй половине двадцатого столетия такие     
законы появились в США, закон о свободе информации, во Франции и Бельгии в      
1978 году и в самом конце века - в Евросоюзе, Швейцарии и Германии. И           
наконец, Япония в 2001 году приняла закон о доступе к информации о              
деятельности государственных органов власти. А в 1992-2002 годах десять         
республик бывшего СССР приняли акты о доступе к информации о деятельности       
государственных органов.                                                        
                                                                                
В нашей стране в 2003 году было принято постановление правительства № 98,       
которым предписывалось всем федеральным органам исполнительной власти           
публиковать информацию о своей деятельности в Интернете по пятидесяти трём      
позициям перечня, который утверждался этим постановлением. Безусловно, это      
сыграло позитивную роль. Через полтора года после принятия постановления все    
министерства, половина служб и агентств имели свои официальные сайты в          
Интернете. При этом важно отметить увеличение объёма размещаемой информации,    
качественное её улучшение. Ряд ведомств, например МВД и МИД, публикуют свою     
информацию на сайтах также на иностранных языках. Появилась положительная       
тенденция принятия по аналогии с постановлением и региональных нормативных      
правовых актов. Однако это постановление не решило многих важных вопросов.      
Во-первых, его действие распространялось только на федеральный уровень и        
только на исполнительную власть, без правового регулирования оказалась          
судебная, законодательная ветви власти, а также региональные власти и органы    
местного самоуправления. Во-вторых, это постановление определило перечень       
информации для размещения в системах общего пользования, но не описало          
процедуру раскрытия информации и предоставления её по запросам граждан. И       
наконец, указанное постановление не предусматривает ответственности             
государственных служащих за неправомерное закрытие, несвоевременное             
предоставление информации.                                                      
                                                                                
Итак, вот та ситуация, в которой мы находимся и в которой мы предлагаем вам     
проект федерального закона.                                                     
                                                                                
Целями закона являются реализация конституционного права граждан на получение   
информации о деятельности органов местного самоуправления и информации о        
решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы, во-вторых,       
информирование и учёт мнения общества о подготовленных решениях, и наконец,     
общественный контроль за действиями и решениями органов государственной         
власти и органов местного самоуправления. Как я уже сказал, этот закон          
впервые распространяет всю эту систему требований на три уровня власти и        
местное самоуправление. Кроме того, важно, что предусматривается пока в         
урезанном виде, но, возможно, это вопрос второго чтения, обеспечение            
доступности для граждан информации о судебных решениях. Пока                    
предусматривается открытость судебных решений арбитражных судов. На наш         
взгляд, это можно распространить и на решения судов общей юрисдикции. Пока мы   
об этом не договорились.                                                        
                                                                                
Основные принципы законопроекта - это открытость и общедоступность              
информации. Законопроект базируется на презумпции открытости информации, если   
специально не поименован её закрытый или ограниченный характер, а также если    
она не содержит сведения, отнесённые к государственной или служебной тайне.     
Второй принцип - это своевременность и достоверность информации. То есть        
важна не только информация, но и сроки, в которые она публикуется, и            
периодичность её освежения.                                                     
                                                                                
Законопроект предусматривает шесть способов доступа граждан и организаций к     
информации: первый - обнародование и опубликование госорганами и органами       
местного самоуправления информации, второй - предоставление по запросу,         
третий - ознакомление граждан, четвёртый - присутствие граждан и                
представителя организации на заседаниях коллегиальных органов, пятый -          
размещение информации в сети Интернет и в других информационных                 
телекоммуникационных сетях, шестой - размещение информации в                    
общественно-доступных местах, на стендах, досках объявлений и так далее.        
                                                                                
Законопроект предусматривает две формы предоставления информации: устную и      
документированную, в том числе в виде электронного документа. Законопроект      
содержит примерные перечни раскрываемой информации о деятельности               
государственных органов, а также устанавливает порядок создания таких           
перечней. В частности, президент утверждает перечни для органов, руководство    
которыми осуществляет он, и соответственно правительство утверждает такие       
перечни для федеральных органов исполнительной власти, то же самое - для        
субъектов и муниципалитетов.                                                    
                                                                                
Законопроект утверждает перечень информации, подлежащей раскрытию. В            
частности, должна раскрываться информация, содержащая сведения о госоргане, о   
его месторасположении, руководстве, основных целях и сферах деятельности,       
сведения о нормотворческой деятельности органов власти, включая информацию о    
проектах нормативных актов, сведения о порядке осуществления своих              
полномочий, форме принимаемых документов и заявлений, сроках и основаниях       
принятия решений, а также статистическую и аналитическую информацию, сведения   
о предоставляемых данным органом льготах, отсрочках, рассрочках, списании, то   
есть преференций в отношении отдельных граждан или организаций, и, наконец,     
сведения о вакантных должностях и о порядке поступления граждан на              
государственную и муниципальную службу.                                         
                                                                                
Законопроект предусматривает тридцатидневный срок рассмотрения запроса и        
предоставления информации. Здесь мы ориентировались на международную            
практику, она довольно разнообразная: от немедленного предоставления            
информации в Швеции до двух месяцев во Франции. Наиболее распространённым       
является двадцатидневный срок рассмотрения запроса и предоставления             
информации.                                                                     
                                                                                
Второй вопрос, важный для граждан, - плата за информацию. Мы исходим из того,   
что информация должна предоставляться бесплатно. Плата может взиматься только   
за расходы на тиражирование и доставку информации. Это необходимо, чтобы в      
том числе исключить злоупотребление гражданами их правом на информацию. Есть    
такие примеры, когда граждане запрашивают фактически просто грузовики           
информации, и это достаточно накладно для отдельных органов. Предполагается,    
что правительство утвердит единую методику для государственных органов,         
расчёты, порядок взимания платы. Есть вариант, что будет взиматься небольшая    
пошлина как единый унифицированный платёж за предоставление информации, а       
также какая-то плата за одну страницу копированной информации.                  
                                                                                
И в заключение хочу сказать, что международный опыт показывает, что подобные    
законы имеют влияние не только на гражданские права граждан, но и               
социально-экономическое развитие стран. Так, по оценкам международной           
организации, которая оценивает информационную открытость, изменение на одно     
место в рейтинге в сторону улучшения ведёт к увеличению среднегодового ВВП на   
душу населения порядка на 900 долларов, к увеличению процента прямых            
иностранных инвестиций примерно на 1 процент и к сокращению инфляции примерно   
на 0,4 процента. Это связано с тем, что открытость власти повышает доверие      
населения к власти, доверие инвесторов к власти, снижает инфляционное           
ожидание, а также издержки бизнеса от взаимодействия с органами власти. Прошу   
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Андрей Владимирович.             
                                                                                
У нас альтернативным является законопроект под номером 10.2. О проекте          
федерального закона "О гарантиях предоставления информации о решениях           
государственных органов, органов местного самоуправления". Доклад депутата      
Государственной Думы Владимира Александровича Рыжкова. Пожалуйста.              
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо большое, Борис Вячеславович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматриваем один из важнейших законов за всю    
нынешнюю легислатуру. Хочу попутно сделать небольшой упрёк в адрес              
профильного комитета, так как законопроект был внесён нами в Секретариат        
Председателя Государственной Думы 30 ноября 2004 года. Если я не ошибаюсь, в    
нашем Регламенте - Олег Иванович меня поправит, если я ошибаюсь, - комитетам    
на рассмотрение даётся два месяца. Прошло два с половиной года, и наконец       
сегодня мы можем рассматривать важнейший закон, который гарантирует             
конституционные права граждан.                                                  
                                                                                
Но тем не менее я действительно считаю, что сегодня очень важный день, потому   
что, как говорит русская пословица, лучше поздно, чем никогда. Я надеюсь, что   
сегодняшнее рассмотрение, принятие одного из вариантов в первом чтении и        
дальнейшая работа с профильным комитетом позволят нам действительно принять     
закон фундаментальный, основополагающий, прямо предусмотренный Конституцией,    
который откроет нашим гражданам доступ к информации о деятельности органов      
государственной власти, местного самоуправления, отдельных чиновников.          
                                                                                
Вы знаете, коллеги, эксперты подсчитали, что если нам удастся принять           
эффективный, квалифицированный, современный закон об открытости власти, то      
коррупция в стране в течение первого года снизится в два раза, потому что в     
основном почвой, питательным бульоном для коррупции является именно             
непрозрачность органов власти и решений чиновников, когда чиновник или орган    
власти принимает какое-то решение, твёрдо зная, что ни журналисты, ни           
граждане до него не доберутся, он останется в темноте, в тени и никто не        
понесёт за это ответственность.                                                 
                                                                                
Вот как раз закон о доступе граждан к информации решает две главные задачи.     
Первая задача - это защита прав граждан по всем направлениям. И вторая задача   
- это самый сильный удар по коррупции, который мы с вами можем нанести,         
потому что если гражданин, любой гражданин сможет получить доступ к любому      
решению - по выделению земли, помещений в аренду, по выдаче кредитов,           
лицензий, разрешений, по получению согласований и так далее, - то это резко     
повысит опасность и риски для чиновников при принятии ими коррупционных,        
неправосудных решений.                                                          
                                                                                
Поэтому мы должны со всей ответственностью отнестись к данному вопросу,         
понимая, что объём коррупции, по данным Генеральной прокуратуры (я на них       
всегда ссылаюсь), - 300 миллиардов долларов в год. Это полтора федеральных      
бюджета страны, и, если мы снизим коррупцию вдвое, приняв хороший закон об      
открытости, считайте, что мы сэкономим почти бюджет страны, защитившись от      
коррумпированных чиновников.                                                    
                                                                                
Тем не менее я думаю, что я должен говорить по существу правду, даже если это   
будет жёсткая правда. Я должен сказать, что, по моему мнению и по мнению моих   
соавторов, правительственный законопроект эту задачу не решает, и дальше я      
подробно покажу, почему правительственный законопроект не решает задачу         
гарантии открытости и доступности информации о работе органов государственной   
власти.                                                                         
                                                                                
Во-первых, законопроект рамочный, коллеги. Называется он "Об обеспечении        
доступа...", но на самом деле он является рамочным, потому что порядок          
доступа к информации, перечень информации определяют ведомства.                 
                                                                                
Вы можете себе представить, чтобы ведомства, входящие в состав правительства,   
приняли такой порядок, который максимально откроет их для граждан? Может        
быть, Минэкономразвития - вот Андрей Владимирович докладывал, - может быть,     
они, как камикадзе, откроют всю свою информацию, но я сильно сомневаюсь, что    
их примеру последуют другие ведомства. Вы посмотрите законопроект, по           
ведомствам, подчинённым президенту, весь этот порядок и перечень утверждает     
президент, а по ведомствам, подчинённым правительству, этот порядок и           
перечень утверждает правительство. Здесь, коллеги, неразрешимый конфликт        
интересов, мы даём возможность устанавливать правила и объёмы информации тем,   
кто её сегодня скрывает. Согласитесь, это абсолютно абсурдный подход. Наш       
законопроект, который мы внесли, исходит из противоположного подхода. Мы        
считаем, что мы, законодатели, должны определить и порядок предоставления, и    
перечень информации, которые чиновники и ведомства обязаны будут выполнять.     
Мы должны принуждать их к открытости, а не давать им право самим                
регулировать, что открывать, а что нет.                                         
                                                                                
Второе принципиальное возражение против правительственного законопроекта -      
это коммерциализация. В законопроекте правительства установлен очень узкий      
перечень сведений, которые граждане будут получать бесплатно, а за всё          
остальное гражданам придётся платить. Коллеги, это полностью неправильный       
принцип, это абсурдный подход. Органы власти являются публичными органами,      
это вам скажет любой юрист. Публичные органы оказывают общественные услуги.     
Общественные услуги, как правило, должны быть бесплатными, в том числе и        
предоставление информации. Если какой-то гражданин попросил информации на       
железнодорожный вагон или грузовик... Давайте не доводить до абсурда, это       
отдельные, исключительные случаи. Но если закон будет принят и сами чиновники   
будут писать правила, я вас уверяю, граждане будут платить за всё, то есть      
информация станет ещё более закрытой, чем даже сегодня.                         
                                                                                
Теперь конкретные возражения. Во-первых, нечётко в законопроекте - и многие     
депутаты уже указывали на это, в том числе Святослав Насташевский, -            
прописано понятие "государственные органы", потому что то, как это              
сформулировано в законопроекте, выводит десятки и сотни государственных         
органов из-под действия данного закона, например, под него не подпадают         
Центризбирком и региональные избиркомы. А вы понимаете, коллеги, какие там      
важные дела делаются, и они не будут подпадать под данный закон. Значит, это    
надо уточнить.                                                                  
                                                                                
Во-вторых, как я уже сказал, в законопроекте сказано, что доступ к информации   
определяет президент и правительство соответственно подведомственности. Это     
неправильно, уважаемые коллеги, поэтому мы будем предлагать ко второму чтению   
установить обязательный для всех перечень информации и обязательный для всех    
порядок предоставления информации. Я думаю, что и разработчики, и комитет нас   
поддержат, надеюсь по крайней мере на это, иначе будет спровоцирован конфликт   
интересов: граждане заинтересованы в том, чтобы получить информацию,            
ведомства заинтересованы в том, чтобы скрыть информацию. Соответственно, если   
дать самим ведомствам право определять порядок и перечень, то закон об          
открытости превратится в практику закрытости.                                   
                                                                                
Следующее соображение. В пункте 5 статьи 7 предусмотрено получение информации   
путём присутствия граждан на заседаниях органов власти, но почему-то            
присутствовать можно только в представительных органах власти, в                
коллегиальных. А что делать с исполнительной властью? Закон даже не             
предусматривает обязательного права граждан присутствовать на заседаниях        
исполнительных органов власти по тем вопросам, которые их непосредственно       
затрагивают. Можете себе представить, как тут говорить о гарантиях? Поэтому     
здесь мы будем настаивать на уточнениях.                                        
                                                                                
Статья 9 законопроекта регламентирует перечень сведений, которые размещаются    
в Интернете, и дан перечень сведений, которые могут быть в Интернете, а могут   
и не быть. Мы считаем необходимым установить перечень сведений, которые         
обязательно должны быть в Интернете, и при этом установить сроки обновления,    
потому что иначе орган власти может раз в год их обновлять и тогда проку от     
этого сайта в Интернете будет совсем немного.                                   
                                                                                
Следующий момент, который вызывает сомнения. Законопроект говорит, часть 3      
статьи 20, пункт 4 статьи 22, что по тем данным, которые уже опубликованы,      
например в газетах, органы власти вправе не предоставлять информацию.           
Представляете себе, гражданин приходит, а ему говорят: ты знаешь, шесть лет     
назад мы это опубликовали в газете "Алтайская правда". Гражданин должен идти    
в библиотеку, искать эту газету "Алтайская правда", и не дай бог, там эта       
страница вырвана или вырезана - что тогда? То есть мы не считаем, что это       
может быть основанием для отказа. Любая информация об органе государственной    
власти, о его деятельности, вне зависимости от того, была она в газетах         
опубликована или по радио передана или нет, должна предоставляться гражданам.   
Иначе это тоже будет очень удобная лазейка для того, чтобы отказывать           
гражданам в информации.                                                         
                                                                                
По поводу коммерционализации. Было сказано докладчиком от правительства, что    
это не повлечёт за собой... Уважаемые коллеги, если вы внимательно посмотрите   
статьи 23 и 24 законопроекта, то увидите, что дан очень узкий перечень          
бесплатной информации, за всё остальное придётся платить, если не за саму       
информацию, то за бумагу, ксерокс и копии. А вы знаете, что в нашей стране,     
по методике ООН, 53 процента населения за чертой бедности. И именно эти люди,   
именно бедная часть общества, наиболее ущемлены в своих социальных и            
гражданских правах. И им каждый раз будут говорить: да, мы вам предоставим      
справку, но вот, пожалуйста, идите в соседнюю комнату, там ксерокс стоит,       
платите 20 рублей. А для половины нашего населения, если не больше, 20 рублей   
- это реальные деньги. Поэтому, мне кажется, надо установить, как в нашем       
законопроекте, принцип, что вся информация предоставляется бесплатно.           
Коллеги, у нас с вами чиновники ездят на самых дорогих лимузинах, на это мы     
находим деньги - на "БМВ", "ауди" и бронированные "мерседесы", а если надо      
выдать гражданам справку, мы не можем найти деньги в бюджете для того, чтобы    
купить бумагу и оплатить картридж для ксерокса! Я считаю это абсолютно          
неприемлемым подходом. И мы будем предлагать поправку ко второму чтению,        
чтобы вся информация предоставлялась гражданам бесплатно, в том числе           
ксерокопирование шло за счёт средств федерального бюджета.                      
                                                                                
Резюмирую. Я считаю, что в целом подход в законопроекте неправильный, потому    
что речь идёт о рамочных условиях, а порядок и перечень информации будут        
определять сами ведомства, это нарушает сам подход. Закон должен принуждать     
ведомства предоставлять информацию, а не давать им право самостоятельно         
определять, какую информацию, в каком объёме, почём предоставлять гражданам.    
И в этом смысле мне кажется, что наш законопроект, тот, который мы              
разработали, является... Во-первых, это не рамочный законопроект, а прямого     
действия. Он гарантирует гражданам прямой доступ ко всем решениям, ко всем      
протоколам, ко всем документам, в том числе и к индивидуальным решениям         
отдельных чиновников, с помощью создания архивных отделов, открытых фондов и    
прямого доступа граждан. Наш законопроект гарантирует бесплатное                
предоставление информации и даёт целый ряд дополнительных гарантий.             
                                                                                
Я понимаю, что, учитывая политический состав Государственной Думы, и я к        
этому спокойно, нормально отношусь, конечно, большинство Государственной Думы   
поддержит законопроект правительства. И я считаю положительным моментом то,     
что сегодня будет принят какой-то вариант, но я очень прошу и обращаюсь к       
профильному комитету: мы подготовим очень квалифицированные, серьёзные и        
обоснованные поправки в том ключе, в котором я говорил, и я очень надеюсь,      
что комитет и Государственная Дума пойдут нам навстречу.                        
                                                                                
И последнее, уважаемые коллеги, чтобы второй раз не выступать. В этом пакете    
законопроектов чуть позже будут вноситься поправки в закон о СМИ. И я           
обращаюсь к присутствующим здесь депутатам, журналистам: Борис Львович и        
другие коллеги, посмотрите, что получается. Сегодняшний закон о СМИ даёт        
право журналистам и средствам массовой информации получать информацию в         
семидневный срок, это действующая норма. Теперь предлагается эту норму          
исключить, о семидневном сроке, и поставить средства массовой информации в      
общую очередь с гражданами, то есть тридцать - сорок дней будет занимать        
реальная процедура. Это, вообще, огромный шаг назад, и в этом смысле закон      
ухудшает информационную открытость органов государственной власти и ухудшает    
защиту граждан. И вообще, коллеги, как могут СМИ оперативно информировать о     
деятельности органов власти, если они будут получать информацию в тридцати-,    
сорокадневный срок? Поэтому данная поправка, я считаю, совершенно               
неприемлема, и предлагаю Государственной Думе её сегодня отклонить.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь, наверное...                    
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Валерий Яковлевич Комиссаров. Пожалуйста,          
Валерий Яковлевич.                                                              
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, фракция "Единая Россия".                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В каждом комитете           
Государственной Думы есть хотя бы один законопроект, который потом идёт в       
общую копилку достоинств всего созыва Государственной Думы. Я думаю, что тот    
законопроект, который мы сейчас рассматриваем, относится именно к такому ряду   
законопроектов, потому что фактически впервые государство берёт на себя         
полную ответственность перед гражданами, включая (как мы потом будем,           
естественно, рассматривать) и материальную, потому что будут поправки и в       
КоАП вноситься, за то, что гражданин просто обязан получить достоверную         
информацию о том, что происходит рядом, - будь то строящийся газопровод,        
какая-нибудь теплотрасса рядом или какая-нибудь яма у дома. Любой гражданин     
теперь может спокойно и открыто обратиться за информацией, и ему не могут       
отказать. И я думаю, что это просто гигантский, очень важный, так сказать,      
позитивный шаг в развитии нашего гражданского общества.                         
                                                                                
Если позволите, я хотел бы начать с того, чтобы немножко оппонировать           
Владимиру Александровичу Рыжкову, который здесь сделал два упрека. Первый       
упрёк был относительно того, что комитет так долго не рассматривал. В Комитет   
по информационной политике альтернативный законопроект, составленный группой    
депутатов, был передан всего месяц назад.                                       
                                                                                
И второй упрёк я хотел бы тоже отмести, упрёк относительно того, что, по        
мнению непосредственно Владимира Александровича, не президент и                 
правительство, а какие-то другие органы должны определять, что же является      
нормой и что же является объёмом информации, который нужно раскрывать или не    
раскрывать. Я хочу вам напомнить, что именно президент в послании 2005 года     
говорил о том, что этот закон должен быть внесён правительством, поэтому я      
хотел бы сказать, что именно президент был первым, кто, так сказать, для        
общества сформулировал необходимость принятия данного закона.                   
                                                                                
Теперь по существу. Представленный на рассмотрение Государственной Думы         
законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности                
государственных органов и органов местного самоуправления" внесён               
Правительством Российской Федерации. В Государственную Думу законопроекты,      
посвящённые доступу граждан и организаций к официальной информации, вносились   
и в предшествующее время. Кроме данного законопроекта было внесено ранее        
четыре законопроекта на эту тему. Тема, безусловно, актуальная, и следует       
приветствовать этот очень важный шаг правительства - внесение качественно       
нового законопроекта, который мы сегодня рассматриваем.                         
                                                                                
Законопроект направлен на объективное информирование граждан Российской         
Федерации, структур гражданского общества, предприятий и учреждений о           
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, что     
призвано способствовать информационной открытости власти, большей               
эффективности её деятельности и обеспечению доступа к информации, необходимой   
для реализации конституционных прав граждан.                                    
                                                                                
Сразу считаю нужным назвать комитеты-соисполнители по данному законопроекту,    
чтобы вы понимали, какой объём работы был проделан: это Комитет                 
Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному    
строительству, это Комитет Государственной Думы по безопасности, это Комитет    
Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных            
организаций, Комитет Государственной Думы по вопросам местного                  
самоуправления. Все комитеты-соисполнители представили свои заключения.         
                                                                                
Андрей Владимирович Шаронов подробно изложил содержание и особенности           
рассматриваемого законопроекта. Я не буду повторять, я хочу просто              
проинформировать присутствующих, что мы, как головной комитет, получили         
отзывы на законопроект от ряда комитетов и комиссий Совета Федерации и - это    
очень высокий показатель - от семидесяти пяти субъектов Российской Федерации,   
а также из Общественной палаты, от Правового управления Аппарата                
Государственной Думы. В целом все субъекты, которым был официально разослан     
данный законопроект, поддержали концепцию законопроекта. В заключениях и ряде   
отзывов содержатся замечания по тексту законопроекта, есть они и в заключении   
Комитета по информационной политике. Замечания касаются в основном              
необходимости в отдельных случаях более тщательно прописать механизмы           
взаимодействия тех, кто запрашивает информацию, и тех, кто её предоставляет.    
Мы не боимся этой работы и, естественно, ко второму чтению всё приведём в       
соответствие.                                                                   
                                                                                
Мы уверены, что совместными усилиями, прежде всего вместе с разработчиками      
законопроекта и с правительством, всё необходимое для устранения имеющихся      
недостатков мы сделаем, потому что этого закона ждёт общество. Фактически в     
законе не ставится цели добиться открытости информации как таковой, прежде      
всего открытость рассматривается как помощь обществу в решении тех или иных     
насущных проблем без утаивания от него информации.                              
                                                                                
Комитет Государственной Думы по информационной политике в целом поддерживает    
концепцию проекта федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о    
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и       
рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
Я сейчас комментировал мнение по поводу правительственного законопроекта, но,   
так как внесён второй законопроект, - я хочу назвать группу депутатов,          
которые его внесли: Рыжков, Морозов, Насташевский и Черепков, - то я, видимо,   
если Любовь Константиновна разрешит, сразу изложу мнение комитета по поводу     
альтернативного законопроекта, чтобы потом нам перейти к рейтинговому           
голосованию.                                                                    
                                                                                
Итак, законопроект, о котором докладывал Владимир Александрович Рыжков,         
называется "О гарантиях предоставления информации о решениях государственных    
органов, органов местного самоуправления". Он направлен на обеспечение          
возможности ознакомления для физических и юридических лиц с документами и       
материалами государственных органов и органов местного самоуправления на        
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Комитетами-соисполнителями по данному законопроекту являются также комитеты     
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, по безопасности, по   
конституционному законодательству и госстроительству. Все комитеты составили    
заключения и передали нам на рассмотрение. Имеются официальный отзыв            
Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления.           
                                                                                
К достоинствам рассматриваемого законопроекта можно отнести то, что он          
предусматривает такие формы предоставления информации, как обеспечение          
доступа к заседаниям органов власти и фондам официальной информации с           
использованием возможностей сети Интернет. Действительно, надо отдать должное   
этим идеям, видимо, они будут трансформироваться и учитываться.                 
                                                                                
К основным концептуальным недостаткам законопроекта следует отнести его         
несогласованность с действующим законодательством, в частности противоречие     
федеральным законам "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской        
Федерации" и "Об информации, информационных технологиях и о защите              
информации", принятым в 2006 году, а также отсутствие чётких механизмов         
доступа к информации.                                                           
                                                                                
Правительство не поддерживает данный законопроект. Комитет Государственной      
Думы по информационной политике, учитывая своё заключение, а также все          
заключения комитетов-соисполнителей и Правового управления Аппарата             
Государственной Думы, не поддерживает принятие данного законопроекта в первом   
чтении. Однако хочу вас заверить, уважаемые коллеги, безусловно, то, о чём      
говорил Владимир Александрович, если этот законопроект будет отвергнут, а       
правительственный будет принят, мы самым детальным образом будем учитывать,     
для того чтобы этот проект, рассматривающий наше общество как развитое и        
демократическое, тоже не остался в стороне. Будем работать по                   
демократическому принципу: всё лучшее, что было наработано в депутатском        
законопроекте, который представили наши коллеги, должно быть учтено, а всё      
негативное отвергнуто.                                                          
                                                                                
Таким образом, от имени профильного комитета я призываю депутатов не            
поддерживать данный законопроект в первом чтении. Спасибо.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока оставайтесь на трибуне, Валерий Яковлевич.           
                                                                                
Кто хотел бы задать вопросы? Вопросов у нас достаточно много. Коллеги, я        
прошу вас записаться.                                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Пятнадцать человек. Как поступим? По два от фракции? Ну то же на то же и        
выйдет. По два человека от фракции - предложение Лебедева Игоря                 
Владимировича. Кто за? Прошу проголосовать. Про независимых сегодня Владимир    
Вольфович всё сказал.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нас больше.                                               
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               32 чел.91,4%                                     
Проголосовало против            3 чел.8,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     35 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается, тридцать два человека проголосовали за.                            
                                                                                
От фракции КПРФ кто задаёт вопрос? Пожалуйста, депутат Кравец, первый вопрос.   
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Владимировичу. Понятно, что получение информации         
гражданами - вещь великая, но это упирается в систему связи. Сегодня в          
России, несмотря на высокие темпы телефонизации, десятки тысяч населённых       
пунктов пока ещё не имеют устойчивой связи. Это первое.                         
                                                                                
Второй момент. Мы знаем, в каком положении находятся наши муниципальные         
образования, которым полномочий дают всё больше и больше, а денег не дают.      
Так вот суть моего вопроса в чём? Как предусматривается финансовое              
обеспечение этого важнейшего законопроекта, насколько оно будет серьёзным?      
Или он будет принят, но не подкреплён финансово и, значит, останется пустой     
декларацией, особенно, так сказать, в низовках.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Мы исходим из того, что процессы телефонизации и информатизации   
страны, и органов местного самоуправления в частности, должны развиваться по    
своим законам, и в соответствии с бюджетными решениями в том числе. Однако      
это не является предметом данного закона.                                       
                                                                                
Что касается дополнительных расходов, то мы с 2003 года на федеральном уровне   
реализуем 98-е постановление, которое обязывает предоставлять такую             
информацию. Считаем, что специальных, дополнительных средств для этого не       
потребуется.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий вопрос от фракции КПРФ - Локоть Анатолий        
Евгеньевич.                                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Валерий Яковлевич, тема очень важная. Действительно,     
общество должно иметь гарантии получения информации, точно так же общество,     
избиратели в частности, должны иметь право, защищённое право получать           
информацию о деятельности депутатов, которых они избрали, которых они           
делегировали во власть защищать свои интересы. В свою очередь, как сегодня      
гарантируется право депутатов информировать общество о своей деятельности? Я    
регулярно получаю отказ средств массовой информации у себя в субъекте в         
законном праве, как я считаю, выступить по телевидению, и мои коллеги, я        
знаю, регулярно получают такие отказы. Делается ли что-то комитетом в этом      
направлении? Как законодательно мы пытаемся решить эту проблему?                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Спасибо, уважаемый Анатолий Евгеньевич.                        
                                                                                
Ваш вопрос лишь косвенно относится к рассматриваемому законопроекту, но я       
обязательно на него отвечу. Дело в том, что существует, как вы знаете, закон    
о статусе депутата и члена Совета Федерации, и, безусловно, там прописывается   
обязанность государственных средств массовой информации, в частности            
телевидения, предоставлять до семи минут эфирного времени. Если этот закон      
нарушается, можете сегодня направить в мой адрес письменный запрос, я           
обращусь к тому средству массовой информации, которое нарушает закон, и мы      
будем, естественно, действовать в рамках действующего законодательства, самым   
тщательным образом приводить всё в соответствие.                                
                                                                                
Что касается средств массовой информации. Как вы знаете, у нас есть и           
печатный орган, и телевизионная передача "Парламентский час", и она освещает    
согласно квотному принципу представительства в Государственной Думе             
деятельность депутатов Государственной Думы. Если вы чувствуете, что ваши       
права ущемлены, я также готов прямо сегодня же, сойдя с этой трибуны, подойти   
к вам и разобраться, почему так происходит, но, по-моему, насколько я знаю,     
там всё выдерживается чётко. Также есть "Парламентская газета" и есть, как вы   
знаете, новая газета, газета "Государственная Дума". То есть идёт планомерная   
работа по увеличению возможностей депутатов освещать свою деятельность.         
                                                                                
Вот таким образом я ответил. Спасибо.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР. Кто задаёт вопрос? Ближина Любовь           
Фёдоровна, пожалуйста.                                                          
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Владимировичу. Данный законопроект предлагает            
регулирование отношений в сфере доступа к информации о деятельности             
государственных органов и органов местного самоуправления, отсылая к иным       
федеральным законам, с другой стороны, всё указывает на то, что именно данный   
закон является базовым относительно иных федеральных законов. Скажите,          
пожалуйста, можно ли каким-то образом упорядочить и упростить эту процедуру     
для дальнейшего руководства в части получения информации?                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Это традиционная формула. Если мы принимаем базовый закон, то     
он должен формулировать и устанавливать принципы, касающиеся сферы его          
регулирования, которые так или иначе затрагиваются в других актах. Это общее.   
А частное, давайте попробуем во втором чтении подправить этот законопроект      
либо внести поправки к другим законодательным актам, действующим уже, с тем     
чтобы упростить вот эту правовую конструкцию. Мы готовы.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ещё есть вопросы от ЛДПР? Иванов Сергей Владимирович.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо. Вопрос, может быть, к обоим докладчикам, но больше,       
наверное, к Владимиру Александровичу Рыжкову.                                   
                                                                                
Владимир Александрович, у нас в России, по последней переписи, сто сорок        
миллионов жителей. Пользователей Интернета - где-то двадцать миллионов, может   
быть, чуть больше, из них, наверное, четвёртая часть - это юридические лица.    
Как вы предполагаете, остальные наши жители, допустим села Кромские Быки        
Льговского района, будут получать эту информацию? Туда оптоволокно никогда в    
жизни не протянут.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать?                                       
                                                                                
Рыжкову Владимиру Александровичу включите, пожалуйста, микрофон.                
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо, Сергей Владимирович, за вопрос. Как раз исчерпывающий     
ответ на него даёт наш законопроект. Исходя из того, что большинство, к         
сожалению, наших граждан не пользуется пока ещё Интернетом, в нашем             
законопроекте мы предусмотрели создание открытых архивов при каждом органе      
государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сельсоветах.    
Идея очень простая. Всё равно всё хранится в архивах, надо эти архивы сделать   
общедоступными, то есть установить, что каждый гражданин может прийти в архив   
сельсовета или районной администрации, посмотреть интересующие его документы    
и в случае потребности снять копию за счёт соответствующего бюджета. Это была   
бы стопроцентная, наилучшая гарантия доступа. К сожалению, такой гарантии в     
правительственном законопроекте нет.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Единая Россия", есть вопросы? Нет. Фракция       
"Родина"? Тоже нет. Фракция "Родина ("Патриоты России")". Глотов Сергей         
Александрович.                                                                  
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, вопрос к Андрею Владимировичу     
следующий: по статье 7 законопроекта "Об обеспечении доступа к информации о     
деятельности государственных органов...". Здесь перечислены способы доведения   
информации, но мы не видим здесь в том числе проводной связи. А вопрос          
следующего порядка: размещение заказов для государственных нужд. Андрей         
Владимирович, дайте, может быть, небольшой комментарий о том, как обстоят в     
этой сфере дела. Есть ли какая-то статистика - насколько активно граждане       
пользуются этой информацией? Я читал о том, что уже 3 триллиона рублей вроде    
бы размещаются сегодня под государственный заказ.                               
                                                                                
И к Владимиру Александровичу вопрос, по пункту 2 статьи 4. Исчерпывающий ли     
здесь перечень сведений, которые можно получить о деятельности                  
государственных органов и органов местного самоуправления, или этот перечень    
всё-таки надо расширить?                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. На сегодняшний день информация о проводимых торгах по закупкам    
товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в               
обязательном порядке размещается в печатном органе, на федеральном уровне это   
журнал "Конкурсные торги". В регионах есть свои печатные издания. Также в       
Интернете существует федеральный сайт www.goszakupki.ru. Количество обращений   
на этом сайте уже составляет, по нашим сведениям, более нескольких сотен        
тысяч в месяц. Количество зарегистрированных пользователей составляет           
несколько десятков тысяч на этом сайте. Я напомню, что предусмотрена            
административная ответственность за неопубликование этой информации. И это      
является основанием для признания торгов недействительными. Сейчас эта          
проблема, на мой взгляд, решена, все торги объявляются на сайте и в печатном    
информационном органе. Остались другие, и очень серьёзные, проблемы, но вот     
проблема информационной открытости, соблюдения сроков подачи заявлений и        
начала обсуждения предложений - эта проблема решена.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли ещё вопросы у вас?                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Независимые депутаты" - такой фракции у нас нет, а мы    
проголосовали: по два вопроса от фракции.                                       
                                                                                
Один вопрос - Сергей Алексеевич Попов.                                          
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Андрею Владимировичу Шаронову.             
                                                                                
Андрей Владимирович, скажите, пожалуйста, вот в вашем законопроекте             
говорится, что доступ к информации предоставляется в порядке и на условиях,     
которые установлены законом с учётом особенностей, определяемых актами          
Правительства Российской Федерации. Так вот, в каких размерах могут             
варьировать закон эти акты? И не получается ли так, что мы фактически даём      
правительству карт-бланш на изменение закона, поскольку границы вот этих        
самых особенностей, на которые может ссылаться правительство, никак не          
установлены?                                                                    
                                                                                
ШАРОНОВ А. В. Сергей Алексеевич, в данном случае речь идёт об информации,       
связанной с деятельностью силовых ведомств и специальных служб. Эта             
информация с соответствующим грифом, она имеет, как правило, ограниченный       
доступ, и правительство должно определить порядок доступа к этой информации.    
То есть характер этой информации также определяется законами о данных           
специальных службах и силовых ведомствах, но тем не менее мы считаем, что всё   
равно эта информация не должна быть тотально закрытой и правительство должно    
определить порядок доступа к этой информации.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Закончились вопросы, присаживайтесь, Валерий Яковлевич.                         
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Вижу всего три руки. По три минуты             
достаточно будет? Достаточно. Значит, у нас выступают Сергей Владимирович       
Иванов, Виктор Егорович Кузнецов, Глотов Сергей Александрович и один - от       
независимых, там решите кто.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Любовь Константиновна.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, в принципе замечательные вопросы сегодня у нас на            
обсуждении. Мы, конечно, проголосуем за данный законопроект, потому что         
лучше, как говорится, плохо ехать, чем хорошо сидеть. Однако ещё раз хотел бы   
отметить одну немаловажную деталь, то, о чём я говорил во время своего          
прошлого выступления в "час заявлений". У нас есть три ветви власти -           
законодательная, исполнительная, судебная. Государственная Дума входит в        
органы государственной власти. Государственная власть - мы, Государственная     
Дума. В этом отношении у нас ситуация складывается абсолютно нестандартная,     
то есть мы с вами, как правильно сейчас заметил Сергей Алексеевич Попов,        
попадаем под пресс правительства, которое может разработать, а может и не       
разработать нормативные акты, позволяющие получать эту информацию и             
утверждающие правила, а мы такими полномочиями не обладаем. Грубо говоря, мы    
не можем в правительство направить готовый перечень и сказать: по нему,         
пожалуйста, по этим правилам предоставляйте всю информацию. А они могут. Этот   
перекос, конечно, надо устранять, в связи с этим, я говорю, пора бы уже         
поглядеть и на Конституцию.                                                     
                                                                                
Теперь по поводу этого законопроекта. Я Владимиру Александровичу вопрос         
задавал, говорил, что из ста сорока миллионов наших жителей, допустим, уберём   
детишек, пусть останется сто миллионов активных, так сказать, граждан,          
Интернет есть всего-навсего у двадцати - двадцати трёх миллионов                
пользователей, из них где-то четвёртая часть - это юридические лица, которых    
действительно интересуют и госзакупки, и то, какие решения приняты. Мы с вами   
как законодательная власть в эту сферу вообще не попадаем, хотя, опять          
повторю, относимся к органам государственной власти. Вот данный законопроект,   
к сожалению, эту сферу никак не регулирует, потому что, ещё раз говорю, тот     
момент светлый, когда у нас в каждой школе, в каждом населённом пункте, в       
каждом сельсовете будет точка, где можно подключиться к Интернету и получить    
информацию, которая может интересовать, наступит ещё очень даже не скоро. А     
если брать по приоритетам, то наших граждан, я имею в виду не тех, кто          
интересуется решениями органов государственной власти с точки зрения            
профессиональной деятельности, то есть коммерсантов, юридических лиц и так      
далее, а обычных граждан, в первую очередь интересует, что же происходит        
именно здесь, у нас в Государственной Думе, в законодательных собраниях в       
субъектах Федерации.                                                            
                                                                                
В общем, ещё раз говорю, мы поддержим, конечно, данный законопроект (я по       
следующему законопроекту тоже выступлю), но уверен, что здесь большая           
недоработка. Ко второму чтению мы должны предусмотреть не только Интернет,      
потому что Интернет, к сожалению, ещё не всё, но и то, что мы с вами должны     
иметь возможность выступать в средствах массовой информации, по телевидению и   
радио.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович. С места.                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Конечно, не очень понятно, почему три года пролежал              
законопроект Рыжкова, и, как говорит Валерий Яковлевич, месяц назад поступил    
в комитет. Честно говоря, странная это ситуация.                                
                                                                                
Второе. Мне кажется, когда законопроект написало правительство, то получилось   
так, что это кошка писала правила игры для мышки: где, чего, как и когда.       
Никогда чиновник не напишет законопроект, действительно дающий возможность      
населению, человеку, средствам массовой информации обстоятельно осветить        
любые проблемы так, как это есть на самом деле, а не так, как им этого          
хочется.                                                                        
                                                                                
Не задал я вопрос, кажется, не хватило времени, но ведь это же казус: мы        
знаем, что средства массовой информации являются основным источником            
информации для населения по любым проблемам независимо от того, был ли запрос   
или не было запроса, это их задача, но в законопроекте правительства слов       
"средства массовой информации" просто нет, они об этом даже не говорят. Более   
того, когда в этой связи, в связи с этим блоком законопроектов рассматривали    
эту ситуацию, то оказалось, что в закон о СМИ мы вносим по инициативе           
правительства поправки, которые лишают средства массовой информации права на    
запрос. Представьте себе, в статье 38 написано, что да, в определённом          
порядке могут подать такой запрос... не могут подать запрос, а получают         
информацию на запрос, в статье 39 говорится, что средства массовой информации   
имеют право запрашивать информацию о деятельности органов государственной       
власти и так далее, но то, что касается государственных органов, - это всё      
убирается, а остаются только слова про общественные организации. То есть, по    
сути, в Законе "О средствах массовой информации" само право на запрос у         
средств массовой информации исключается.                                        
                                                                                
Я не знаю, у кого такое, вообще говоря, исковерканное понимание, но когда       
председатель комитета, который работает со СМИ, говорит, что они за эти         
изменения, вы меня извините, я думаю, что комитет чего-то недосмотрел,          
недоувидел или недопонял либо он работает, вообще говоря, в другом              
направлении, а не в соответствии с задачей, которую поставил Рыжков в своём     
законопроекте. Ну пытались по-своему написать, ну напишите, но вы же не         
исключаете действительно реальную потребность населения в доступе к             
информации о деятельности органов государственной власти, органов местного      
самоуправления.                                                                 
                                                                                
И ещё раз говорю, средства массовой информации заслуживают в этом               
законопроекте специального положения, специальной статьи, поскольку они несут   
основную нагрузку, выполняют основную функцию - обеспечение прозрачности        
работы наших... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глотов Сергей Александрович.                                                    
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Фракция       
поддерживает оба законопроекта, поскольку считает их чрезвычайно важными,       
особенно в современных условиях.                                                
                                                                                
Мы говорим о том, во-первых, что власть должна информировать население,         
граждан о своей деятельности, и здесь же говорим о том, что гражданин должен    
иметь все возможности для того, чтобы получить информацию о деятельности        
власти. И один и другой законопроект способствует тому, чтобы гражданин смог    
это право реализовать на практике.                                              
                                                                                
Второе. Мы говорим о том, что в эти законопроекты могли бы войти конкретные     
положения, связанные с развитием проводной сети, радиосети на территории        
Российской Федерации, поскольку и Интернет, и телевидение, понятно, более       
массовые источники информации. Но тем не менее мы говорим и о средствах         
оповещения, которые на сегодняшний день забыты во многом и заброшены в нашей    
стране, мы говорим о "Почте России", и будем в самое ближайшее время вновь      
обсуждать положение с "Почтой России" у нас на заседании фракции, и             
выработаем свои предложения.                                                    
                                                                                
Поддерживаем депутата Горбачёва и других депутатов в вопросе о                  
государственной поддержке "Почты России". Никакой "Вестерн юнион" нас ни о      
чём не будет информировать, нам нужны свои источники информации и конкретные    
органы, которые бы этим занимались.                                             
                                                                                
И третье. Тотальный перекос на телевидении, когда показывают одни и те же       
лица, одни и те же события, когда нет на телеэкранах ни реальной экономики,     
ни человека труда, который бы говорил о том, что действительно происходит на    
сегодняшний день в стране, - это тоже большой изъян и большой дефект в нашей    
сегодняшней деятельности.                                                       
                                                                                
Мы будем голосовать за оба законопроекта.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутаты выступили. Уважаемые коллеги, заключительное слово требуется? А, ещё   
Попов Сергей Алексеевич хотел выступить.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста.                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Чтобы говорить по теме, надо её понимать и представлять ясно, о чём мы          
говорим-то. Я внимательно прочитал правительственный законопроект: всё          
грамотно, умно, только термины, слова слишком высокие. Вот, допустим,           
"пользователь информации" - бабулька прочитает и не поймёт, что это такое. А    
так всё там нормально, всё по делу. И обязательно рамки должны быть,            
необходимы рамки!                                                               
                                                                                
Вот представьте, глава администрации проводит еженедельное пленарное            
совещание по социально-экономическому развитию какого-то района, и давайте      
допустим вперёд всех, как Владимир Александрович говорит, пускай увидят, чем    
там занимается исполнительная власть. Ну представьте, что будет на этом         
пленарном заседании! Или вот ежедневно приходят, к примеру, из райфинотдела к   
главе администрации и смотрят, постатейно распределяют средства, ну и           
давайте-ка мы сейчас всех запустим туда: свободно смотрите, что же там будет.   
Представляете, доступ к информации какой будет?! Поэтому необходимы рамки       
обязательно, в этом отношении они обязательно должны быть.                      
                                                                                
Вот, допустим, понимание Валерия Яковлевича Комиссарова... Локоть задал ему     
вопрос о деятельности представительных органов. Запомните, районные газеты      
обязательно публикуют решения представительных органов местного                 
самоуправления - вот вам, пожалуйста, деятельность местных депутатов, это       
есть. Надо посмотреть внимательно, Валерий Яковлевич, у Рыжкова что там есть    
полезного, но только не переходя грань, потому что, если мы грань уберём,       
ведь полезут тогда и исполнительному органу вообще работать нельзя будет.       
Поэтому надо внимательно посмотреть, выбрать лучшее и, думаю, готовый           
законопроект сделать. Это очень нужно, и я далёк от мысли, что какие-то главы   
местного самоуправления или руководители субъектов не готовы представить        
какую-то информацию. Ну что, они сами себе враги, что ли?!                      
                                                                                
Давайте внимательно подойдём к решению этого вопроса.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все депутаты выступили. Представитель правительства у нас докладчик. От         
президента есть желающие выступить? Там никого нет у нас, никто не желает.      
Заключительное слово требуется докладчикам? Рыжкову Владимиру Александровичу    
не требуется. Андрей Владимирович Шаронов? Не требуется. Комитету? Не           
требуется.                                                                      
                                                                                
Коллеги, рейтинговое голосование. Первым на голосование ставится                
законопроект, который доложил Андрей Владимирович Шаронов, "Об обеспечении      
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов           
местного самоуправления". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом        
чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.)                                
                                                                                
На голосование ставится пункт 10.2, проект федерального закона "О гарантиях     
предоставления информации о решениях государственных органов, органов           
местного самоуправления", который доложил Владимир Александрович Рыжков. Кто    
за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт   
голосование.)                                                                   
                                                                                
Покажите результаты первого голосования.                                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              424 чел.94,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8%                                      
                                                                                
Четыреста двадцать четыре.                                                      
                                                                                
Покажите результаты второго голосования.                                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              119 чел.26,4%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    122 чел.                                          
Не голосовало                 328 чел.72,9%                                     
                                                                                
Сто девятнадцать.                                                               
                                                                                
Таким образом, проходит принятым в первом чтении законопроект под номером       
10.1