Заседание № 8
18.02.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 386437-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части, касающейся выдачи сертификатов участия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2277 по 2356 из 6090
Переходим к пункту 5 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Слово для доклада предоставляется депутату Государственной Думы Владимиру Александровичу Тарачёву. Пожалуйста. ТАРАЧЁВ В. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Несколько месяцев назад мы с вами дружно приняли Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Этот закон регулирует выпуск двух видов ценных бумаг: ипотечных облигаций и ипотечного сертификата участия. Ипотечная облигация является частным случаем обычной облигации, а вот ипотечный сертификат участия - это новая ценная бумага. Я не случайно начал с ипотечных ценных бумаг. Предложенные вашему вниманию изменения и дополнения в законы "Об инвестиционных фондах" и "О банках и банковской деятельности" описывают общие случаи сертификата участия. Эта ценная бумага ничем не отличается от ипотечного сертификата и полностью повторяет, подчеркиваю, полностью повторяет его конструкцию. Разница лишь в том, что сертификат участия имеет отношение не к ипотечным кредитам, а к любым другим кредитам и займам. Как и в случае ипотечных сертификатов участия, выдача общих сертификатов участия образована следующим образом: банк формирует пул стандартных кредитов, затем передает их управляющей компании, управляющая компания на весь пул кредитов выпускает сертификаты участия и тем самым осуществляет рефинансирование кредитного пула, покупатель сертификата участия владеет долей в кредитном пуле и регулярно получает доход, возникающий при погашении кредитов и выплате процентов. Таким образом и происходит секьюритизация банковских кредитов. Обратите внимание, что описанная правовая конструкция принципиально годится не только для секьюритизации ипотечных кредитов, но и для любых потребительских кредитов. Просто следует сформировать кредитный пул не из ипотечных кредитов, а из автомобильных или выданных на покупку бытовой техники. Сегодня, по данным Банка России, российские банки выдали потребительских кредитов на сумму более 10 миллиардов долларов. Замечу, что это в пять раз больше, чем общий объем выданных ипотечных кредитов. Поэтому задача рефинансирования автомобильных и потребительских кредитных требований сегодня стоит достаточно остро. Это, кстати, отмечает в своем отзыве и правительство. Беда в том, что, к сожалению, правительство в своем отзыве не отметило, что предложенный нами правовой механизм выдачи сертификатов участия полностью совпадает с порядком выдачи ипотечных сертификатов участия. Не существует никаких различий. Разница лишь в том, что в случае ипотеки речь идет об ипотечном покрытии, то есть о пуле ипотечных кредитов, а в общем случае - о произвольном кредитном покрытии. Таким образом, сертификат участия является просто общим случаем ипотечного сертификата участия. Но пока мы с вами, как законодатели, не включим в закон нормы об общем сертификате участия, ни один банк, к сожалению, не вправе их выпускать. Теперь о том, где прописать нормы о сертификатах участия. Конечно, можно подготовить отдельный федеральный закон о сертификатах участия, но в этом, мне кажется, нет необходимости. Ключевую роль при выдаче сертификатов участия играет управляющая компания. Базовым законом, регулирующим деятельность управляющих компаний, как раз и является закон "Об инвестиционных фондах". Поэтому мы там и поместили вот эти нормы. Наши оппоненты говорят о том, что сертификат участия очень похож на пай паевого фонда. Мы не можем с этим согласиться. Сходные правовые черты, конечно, есть, но есть и отличия. Я еще раз повторяю, что мы три года обсуждали закон об ипотечных ценных бумагах и ипотечных сертификатах участия и пришли к выводу, что это все-таки самостоятельный вид ценной бумаги, а не инвестиционный пай. И самое интересное, что буквально неделю назад при обсуждении стратегии развития банковского сектора в правительстве было одобрено рассмотрение блока федеральных законов, среди которых в том числе именно вот эти законопроекты. Мы, депутаты, всегда были своего рода раздражителем... Мы готовили законопроекты, получали отрицательные заключения, но потом дорабатывали, и у нас появлялся закон. Очень хорошо, что правительство внесло аналогичный законопроект в свой план на вторую половину этого года, но мне бы хотелось, чтобы вы поддержали этот законопроект, а ко второму чтению мы бы доработали его с учетом, к сожалению, отрицательного отзыва правительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Присаживайтесь. После перерыва мы тогда продолжим обсуждение этого вопроса, только сначала мы рассмотрим поставленные на фиксированное время закон о ратификации и закон, связанный с ужесточением наказания по статье 205 Уголовного кодекса.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3255 по 3334 из 6090
Возвращаемся к пятому вопросу порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павлу Алексеевичу Медведеву. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, в своем докладе по рассматриваемому вопросу автор законопроекта Владимир Александрович Тарачёв совершенно верно описал проблемы: есть проблема рефинансирования выданных кредитов - кредитов, выданных банками, и есть проблема распределения рисков. Беда состоит в том, что, по мнению комитета, от имени которого я сейчас выступаю, предложенный законопроект не решает этих проблем. Отчасти этот законопроект избыточен, в нем повторяются в других формулировках идеи, которые уже развиты в законах (если вы посмотрите заключение комитета, вы увидите, о каких пунктах законопроекта я говорю). Кроме того, что еще хуже, в законопроекте есть принципиальная логическая и юридическая ошибка, есть пробел. В законе описывается поведение по крайней мере двух субъектов: кредитной организации и управляющей компании. Кредитная организация некоторые права должна передать управляющей компании. Но в законопроекте не описано, как это делается. Докладчик упоминал закон "Об ипотечных ценных бумагах", аналогичная проблема там возникала, но в том законе она решена. Докладчик предлагал принять законопроект в первом чтении, с тем чтобы во втором чтении ошибки исправить. Ну, в принципе такая позиция возможна - из литературы известно, что можно суп из топора сварить. Но стоит ли идти таким сложным путем? Комитет предлагает этого не делать и просит вас законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Присаживайтесь. Есть ли у депутатов вопросы по докладу и содокладу? Нет вопросов. Будут ли желающие выступить по докладу и содокладу? Нет желающих выступить. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вопрос и тема, поднятые в законопроекте, действительно актуальны. Но в том виде, в каком эта проблема решена авторами законодательной инициативы, она не может быть поддержана правительством. Мы направили достаточно пространный и подробный официальный отзыв на этот законопроект. Мы считаем, что нам целесообразно двигаться дальше в сторону создания соответствующего механизма, который будет реализован в форме нового вида ценных бумаг, и соответствующие решения действительно принимались недавно на заседании правительства, когда рассматривались дополнительные меры по развитию банковского сектора. Фактически речь шла о новой редакции стратегии развития банковского сектора. Поэтому я думаю, что вместе с авторами законопроектов, этого и следующего, они взаимосвязаны, - речь идет действительно о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части выдачи сертификатов участия - я думаю, что совместно мы сможем выработать подходящий законопроект, который действительно будет регулировать этот вопрос. И речь должна тут идти - коллеги, надо это правильно понимать - только о выдаче сертификатов участия для кредитных организаций с тем, чтобы риски, которые... Собственно, речь идет о реализации нормы, предусмотренной уже в Гражданском кодексе, - о разделении рисков при кредитовании достаточно крупных проектов. Мы считаем, что это вполне целесообразно и необходимо делать. И правительство готово оказать всяческую поддержку авторам в подготовке, выработке, может быть даже совместного, законопроекта. А в этой редакции законопроект принимать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Ставим проект федерального закона на голосование. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 56 сек.) Проголосовало за 29 чел.6,4% Проголосовало против 173 чел.38,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9% Результат: не принято Не принято. Законопроект отклоняется.