Заседание № 166
О проекте федерального закона № 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, проведены правовая и лингвистическая экспертизы. Комитет просит принять проект закона в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 42 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 164
О проекте федерального закона № 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", второе чтение. Сергей Юрьевич Фабричный докладывает. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту в общей сложности поступило семь поправок, пять из них сведены в таблицу № 1 и предлагаются комитетом к принятию, а две поправки, которые мы предлагаем отклонить, содержатся в таблице № 2. Представляемые вам решения учитывают позицию Правового управления Аппарата Государственной Думы и Верховного Суда Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 58 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 22 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Сергей Юрьевич, по этому законопроекту всё? Да. Выносим законопроект на "час голосования".
12-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 32 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", первое чтение. Доклад официального представителя правительства заместителя министра образования и науки Вениамина Шаевича Каганова. Пожалуйста. КАГАНОВ В. Ш., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! За восемь месяцев моей работы в этой должности я со многими депутатами сотрудничал очень плотно, и сегодня здесь поднимались вопросы, связанные с поддержкой детей, молодёжи, образования, за что большое спасибо. Сегодня у меня дебют - представление проекта закона. Проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года. Законопроект разработан нашим министерством в целях реализации положений и обеспечения эффективной практики применения указанной конвенции на территории России. Напомню, что на территории Российской Федерации конвенция вступила в силу с 1 октября 2011 года на основании федерального закона и направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, в нарушение прав опеки перемещённых в любое из договаривающихся государств либо удерживаемых в любом из этих государств, а также на обеспечение эффективного соблюдения права опеки и доступа к ребёнку. Полномочия центрального органа по реализации конвенции возложены на Министерство образования и науки постановлением Правительства Российской Федерации. Данный законопроект предусматривает следующее. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется главой, определяющей процессуальные особенности рассмотрения дел по искам о возвращении ребёнка или об осуществлении в отношении него права доступа, другими словами, права взять ребёнка на ограниченный период времени в место иное, чем место его постоянного проживания, а также исходя из специфики и сложности дел о возвращении перемещённых детей определяется их особая родовая подсудность - одному районному суду в федеральном округе, в котором пребывает ребёнок, что позволит сократить количество судов до восьми и тем самым обеспечить единообразие и быстроту судопроизводства при разрешении дел. Устанавливаются сокращённые (по сравнению с общими процессуальными) сроки рассмотрения заявления, сроки, отведённые на подачу апелляционных и частных жалоб, а также сроки апелляционного производства. Предусматривается право суда запретить ответчику изменять место пребывания ребёнка и с этой целью временно ограничить выезд ребёнка из Российской Федерации. Если место пребывания ответчика или ребёнка неизвестно, суд должен объявлять их розыск. Предусматривается возможность осуществления розыска ребёнка судебными приставами как на досудебной стадии рассмотрения дела, так и на стадии исполнения решения суда по указанной категории дел, а также поиска ребёнка частными детективами на договорной основе со взыскателем. Предусмотренные меры будут способствовать надлежащему исполнению обязательств, вытекающих из конвенции. Прошу поддержать. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергея Юрьевича Фабричного. Пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик достаточно подробно рассказал о сути законопроекта, нет необходимости повторять. Сразу отмечу, что комитет поддерживает концепцию законопроекта. По сути, нам предлагается комплекс законодательных мер, которые необходимо принять с целью выполнения государственных обязательств, возникших после присоединения нашей страны к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Кроме того, в законопроекте учтена правоприменительная практика ряда государств, которые, так же как и Российская Федерация, присоединились к этой конвенции, но сделали это несколько раньше. По законопроекту есть замечания у нашего комитета, у комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, у Верховного Суда Российской Федерации, но в целом они не меняют концепцию, с нашей точки зрения, все эти замечания могут быть предметом обсуждения после принятия законопроекта в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кропачев Александр Сергеевич, пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос к содокладчику. Уважаемый Вениамин Шаевич, скажите, пожалуйста, имеется ли у вас статистика относительно количества детей, грубо говоря, отобранных у родителей или других лиц, на попечении которых они находятся, при исполнении судебных решений иностранных государств по семейным спорам согласно данной конвенции? КАГАНОВ В. Ш. Такой статистики нет, но по вопросам, связанным с нашими полномочиями, мы имеем полную и подробную информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос заместителю министра. В последние годы мы очень часто узнаём из прессы жуткие истории, когда у матерей - гражданок Российской Федерации в иностранных государствах, в первую очередь в европейских, забирают детей, ограничивают их в правах, запрещают детям встречаться с родителями - гражданами Российской Федерации, причём иногда под какими-то абсолютно абсурдными предлогами - якобы какой-то сосед видел, что мама кричала на ребёнка, и на этом основании мать высылают из страны или просто ограничивают в общении с ребёнком, отправляют его в приют. Повторяю, просто какие-то чудовищные истории. Скажите, пожалуйста, после присоединения к этой конвенции как-то исправится ситуация? Будут ли у нас в Российской Федерации созданы механизмы, позволяющие лучше защищать права наших граждан, в первую очередь детей, конечно? КАГАНОВ В. Ш. Уважаемый Андрей Николаевич, вопросы, которые вы сейчас задали, нас тоже постоянно волнуют, они находятся в центре нашего внимания, мы занимаемся их решением, но этот документ касается только детей перемещённых. Принятие закона позволит нам выполнять на территории Российской Федерации обязанности по возращению этих детей и, соответственно, иметь право требовать выполнения того же от других стран. В настоящее время тридцать две страны одобрили присоединение Российской Федерации к этой конвенции, соответственно, на территории этих тридцати двух стран мы можем защищать более эффективно интересы наших детей, но мы ожидаем, что после принятия этого закона количество таких стран может увеличиться где-то до девяноста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Сергей Юрьевич, исходя из логики норм Гражданского процессуального кодекса, суды обязаны будут при рассмотрении таких категорий дел применять положения конвенции, к которой мы присоединились и в развитие которой внесён рассматриваемый сегодня законопроект. Следовательно, так называемый центральный орган, наделённый такими полномочиями, как сбор информации о семьях, изъятие ребёнка из семьи, также будет наделён полномочиями подавать запрос о розыске ребёнка. В связи с этим создаётся впечатление, что все принимаемые центральным органом документы будут приравнены к исполнительным документам, которые, как известно, подлежат принудительному исполнению. Так вот, как в этом случае будет соблюдаться принцип разделения судебной и исполнительной власти, если выводы центрального органа будут противоположны выводам суда? Прокомментируйте, пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо за вопрос, Дмитрий Иванович. На самом деле вы правильно отмечаете, что центральный орган будет в данном случае выполнять функции исполнительные. Что касается решений, которые будут выноситься судами, они очень чётко оговорены и прописаны теми поправками, которые мы вносим. В частности, обратите внимание, в статью 120 Гражданского процессуального кодекса вводятся положения о том, что суд обязан принять решение о розыске ребёнка. Или другое положение, которое также вводится этим законопроектом: суд принимает решение о возвращении ребёнка, и не более того. А взаимодействие центрального органа и суда в данном случае, например на досудебной стадии, может выражаться в том, что центральный орган инициирует возбуждение судебного разбирательства и обращается наряду с прокурором или органом опеки и попечительства в суд, для того чтобы добиться возвращения ребёнка. Смешения функций, с моей точки зрения, здесь происходить не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Вениамину Шаевичу. Конечно, мы с вами иностранных граждан практически не усыновляем, в основном наших детей усыновляют, поэтому эта конвенция для нас очень важна. Так вот скажите, прописана ли там ответственность органов опеки и других структур за рубежом, которые занимаются вопросами усыновления наших детей, за положение детей и за своевременное информирование о безобразиях, если они происходят в семьях? Это первое. И второе. Вот эти девяносто стран, которые намерены подписать конвенцию... Из них, наверное, только пять стран, в том числе Соединённые Штаты, усыновляют большое количество детей, вот они-то подписали её или нет - Соединённые Штаты, Италия, другие страны, куда больше всего наших детей усыновляется? КАГАНОВ В. Ш. Тамара Васильевна, по тем вопросам, которые вы сейчас подняли, мы работаем постоянно, но эта конвенция к другой сфере относится - она действует только в отношении перемещённых и незаконно удерживаемых детей, таково её назначение. Допустим, один родитель увёз ребёнка в другую страну и не возвращает - тогда начинается судопроизводство. Мы, как центральный орган, как правильно было сказано, организуем этот процесс, а дальше всё решают суды. То же самое и со стороны других государств. Так что конвенция эти вопросы и не должна решать, но в целом присоединение к ней в том числе укрепляет международный авторитет России и позволяет достигать лучших решений по тем соглашениям, о которых говорили, над чем мы постоянно работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Вениамин Шаевич, в конвенции указывается, что её применение прекращается в связи с достижением ребёнком возраста шестнадцати лет, между тем согласно Конвенции ООН о правах ребёнка ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Скажите, пожалуйста, каким, на ваш взгляд, должен быть этот возраст? КАГАНОВ В. Ш. Мы действуем в соответствии с законом и конвенцией, которая создана на основе анализа правоприменения в различных странах, там разные условия, поэтому в данной конвенции указан именно этот возраст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, хотелось бы несколько слов сказать про саму конвенцию. В конвенции содержится ряд положений, которые не соответствуют национальному российскому законодательству, что может привести к ущемлению интересов детей, родителей и иных законных представителей детей, и, в общем-то, законопроект направлен на то, чтобы это устранить. Ни для кого не секрет, что Совет Европы в своих протоколах приравнивает нарушение любых прав ребёнка к насилию над ним. Согласно практике Европейского Суда по правам человека и специальным предписаниям Совета Европы ребёнок имеет такие же права, как и взрослый человек, и они должны быть обеспечены правосудием. Особенно отмечается право ребёнка на личную жизнь. Согласно статье 13 конвенции при рассмотрении вопроса о целесообразности возвращения ребёнка также должны учитываться сведения о его социальном положении в государстве постоянного проживания, и совершенно очевидно, что Россия здесь проигрывает, так как материально-бытовые условия проживания в России хуже, чем во многих развитых странах. Данное положение конвенции, как мы считаем, нарушает важнейшую конституционную гарантию равенства прав и свобод граждан, провозглашённую в статье 19 Конституции Российской Федерации и запрещающую любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также запрещает дискриминацию по социальному признаку. Кроме того, хотелось бы отметить, что наша страна не ввела у себя ювенальную систему, а также не присоединилась ко многим международным соглашениям по защите прав детей. Хотелось бы отметить также то, что некоторые там, в Европе, по-своему понимают, что такое любовь к детям, и подтверждением этого является материал из Голландии, согласно которому органы юстиции не нашли никаких возможностей для преследования по закону - запрета или роспуска - общества педофилов "Мартейн". Что касается данного законопроекта, конечно, к нему есть определённые замечания. В частности, законопроектом предусмотрено, что только при необходимости судебный пристав-исполнитель привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога и иных специалистов, а мы считаем, что надо обязательно привлекать их к участию в исполнительном производстве. Кроме того, возраст, который не установлен данным законопроектом, должен быть всё-таки восемнадцать лет. И конечно, необходимо учесть все замечания, которые имеются в заключениях профильных комитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства, президента желают выступить? Нет. Комитет? Нет. Законопроект выносится на "час голосования".
6-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 41 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.