Заседание № 57
О проекте федерального закона № 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
31-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 49 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 56
О проекте федерального закона № 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами; принят в первом чтении 14 ноября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
45-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Павла Рюриковича Качкаева. Пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемые коллеги, я чуть-чуть отступлю от Регламента, это займёт пару минут. Дело в том, что наш комитет начал работу над этим законопроектом в середине 2012 года, и вот сегодня он вынесен на рассмотрение во втором чтении. Первое чтение прошло в 2014 году, и три года Правительство Российской Федерации по заданию вице-премьера Дмитрия Николаевича Козака занималось доработкой данного законопроекта. Просто освежу в памяти несколько концептуальных моментов помимо тех, которые есть в аннотации, розданной вам вместе с сегодняшней повесткой дня. Первое. С января 2019 года изменится вообще подход к нормированию состава сточных вод для предприятий водоканала. Раньше практически на всех предприятиях водоканала качество воды нормировалось по рыбводхозовским нормативам, и во многих субъектах помнят, что качество воды, которая сбрасывалась из очистных сооружений водоканала, должно было быть выше, чем по нормам СанПиНа на питьевую воду в Российской Федерации. С января 2019 года нормирование будет происходить на основе технологических нормативов, которые будут утверждаться регионами на основании критериев Правительства Российской Федерации на основе наилучших доступных технологий, причём определение этих критериев переносится с регионального уровня на уровень Правительства Российской Федерации и они будут единообразны для всех субъектов Российской Федерации. Вторая новелла. В законопроекте предусматривается чёткое разграничение ответственности за сброс стоков между предприятиями водоканала и предприятиями промышленности, бытовки и всего остального, то есть водоканал отвечает за сброс веществ, нормативы по которым устанавливаются им на основании наилучших доступных технологий, это несколько основных веществ. Предлагается установить нормативы по очистке сточных вод в отношении соединений азота, фосфора, показателей биологического и химического потребления кислорода, взвешенных веществ и микроорганизмов. Нормативы платы за сброс таких веществ, как тяжёлые металлы, металлы, которые на сооружениях биологической очистки не удаляются, будут установлены для предприятий и организаций, сбрасывающих эти вещества. То есть будет чёткое разграничение по строительству локальных очистных сооружений, чего не предполагала предыдущая редакция федерального закона № 416-ФЗ. Ну и ещё устанавливаются новые критерии определения рыбохозяйственных водоёмов. На сегодняшний день в стране более 90 процентов водоёмов считаются рыбохозяйственными, то есть предназначенными для разведения и добычи рыбы различных пород. Предполагается, что эти критерии будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, и здесь будет послабление для предприятий водоканала и промышленности. Законопроект прошёл согласование в Минприроды, в Министерстве сельского хозяйства, в Министерстве экономического развития, в Минфине, в Министерстве юстиции и в Федеральной антимонопольной службе, имеются положительные заключения. На ваше рассмотрение представляются две таблицы поправок: таблица поправок № 1, рекомендованных к принятию, в которой, насколько я помню, три поправки, и таблица поправок № 2, рекомендованных к отклонению, в которой восемь поправок. Прошу утвердить таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 26 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 53 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 16 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поставить его на среду, на 19-е число, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Хорошо.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами; внесён депутатами Государственной Думы П. Р. Качкаевым, Е. Л. Николаевой, М. Л. Шаккумом, Р. Ф. Абубакировым, В. Е. Булавиновым, Б. К. Балашовым, С. П. Кузиным, А. Н. Ткачёвым, В. В. Ивановым, А. Г. Сидякиным, М. А. Кожевниковой, А. Б. Выборным, Н. А. Шайденко, У. М. Умахановым, А. Г. Когогиной, А. В. Жарковым, Н. И. Горовым, А. Б. Василенко, Р. Ш. Хайровым, И. Б. Богуславским, а также К. А. Титовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации. Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится законопроект № 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Федеральный закон № 416-ФЗ был принят в декабре 2011 года. Необходимость принятия данного закона тогда была очевидна - впервые появился документ, который комплексно регулирует отношения в области водоканалхозяйства, однако в данном законе имеются некоторые нечётко прописанные вещи - это права и обязанности гарантирующих поставщиков, имущественные отношения, вопросы подключения абонентов к существующей сети централизованного водоснабжения и строительство новых сетей. Не удалось также решить проблему с нормированием по очистке стоков как водоканалов, так и промышленных предприятий. Чрезвычайно жёсткие нормативы росводхоза по содержанию загрязняющих веществ, которые выбрасываются после очистных сооружений, не могут быть соблюдены даже при условии применения лучших доступных технологий, поэтому нет абсолютно стимулов для развития технологического процесса водоочистки. В 2012 году при комитете была создана рабочая группа по доработке данного закона, и вот сегодня на ваше рассмотрение выносится документ, который был подготовлен этой рабочей группой, в том числе с привлечением экспертного и профессионального сообщества. И я хочу коротко остановиться на тех положениях законопроекта, которые устраняют пробелы в правовом регулировании сферы водоснабжения и водоотведения и оптимизируют, совершенствуют систему нормирования сбросов сточных вод по типу европейских стран, Европейского союза. В законопроекте две основные группы поправок: по общим вопросам и в сфере регулирования сбросов, стоков. Первой группой поправок закрепляются дополнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти в части установления правил технической эксплуатации систем водоснабжения. Также закрепляются дополнительные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов водоотведения по составу сточных вод. Сегодня это регулируется нормативными правовыми актами субъектов и не носит как бы законодательного жёсткого характера. Закрепляются дополнительные полномочия, связанные с переходом прав в отношении объектов, подключённых к централизованным системам водоснабжения. Определяется порядок вступления в силу договоров, заключённых гарантирующей организацией по одним и тем же объектам одновременно, то есть при переходе от одной организации к другой синхронизируются сроки вступления договоров в действие. Абоненту даётся право самостоятельно осуществлять работы по созданию сетей с последующим подключением к сетям централизованного водоснабжения. Устанавливается возможность утверждать долгосрочные тарифы и показатели надёжности на весь срок действия договоров без жёсткой привязки к требованиям инвестпрограмм. Основные поправки, конечно, касаются главы 5, обеспечения охраны окружающей среды. Впервые предусматривается концептуальный переход от нормативов росводхоза к технологическим нормативам. Что такое технологический норматив? Технологический норматив - это норматив допустимых выбросов и сбросов веществ, который устанавливается для очистных сооружений, для определённого технологического процесса, который на сегодня есть на очистных сооружениях. Водоканалы должны постепенно обеспечить четыре технологических этапа очистки сточных вод: биологическую очистку, глубокую биологическую очистку, биологическую очистку сточных вод с удалением азота и фосфора и доочистку сточных вод. На каждый этап устанавливаются свои технологические нормативы по пяти показателям: по удалению или наличию азота и фосфора, по биологическому потреблению кислорода, химическому потреблению кислорода и по показателям взвешенных веществ, исходя из наилучших доступных технологий. Таким образом, каждый водоканал получит возможность постепенно двигаться к более совершенному типу очистки и, самое основное, те средства, которые будет получать водоканал, в том числе и от предприятий за сброс сточных вод, он сможет направлять на развитие технологии очистки сточных вод. Вот эти нормативы будут привязаны к реализации планов реконструкции очистных сооружений. Предлагается также установить на федеральном уровне единые нормативы и правила по этим пяти показателям для мелких, как говорится, потребителей, которые сбрасывают менее 200 кубометров сточных вод в сутки, а для крупных эти правила и нормативы будут устанавливаться субъектом Российской Федерации. При этом ответственность организаций, которые осуществляют очистку сточных вод, будет определяться только этими пятью показателями. Данным законопроектом устанавливается, что средства, полученные от абонентов водоканалов за превышение нормативов, могут быть направлены как на строительство и модернизацию очистных сооружений, так и на плату Росприроднадзору за негативное воздействие и нанесение ущерба природе. Предприятия могут зачислять средства, направленные на снижение выбросов, в счёт платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законопроектом также предлагается внесение изменений в федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Водный кодекс Российской Федерации. Эти поправки необходимы для обеспечения перехода от нормативов росводхоза к технологическим, а также для устранения проблем, связанных с применением в отношении водоканалов платы за негативное воздействие на окружающую среду и платы за вред, наносимый водному объекту, то есть плата вносилась два раза. Прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна Николаева. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наш комитет рассмотрел данный законопроект. Я хочу сказать, что над этой инициативой мы работали с первых дней шестого созыва, он действительно является очень актуальным. Законопроектом предлагается скорректировать взаимоотношения всех участников процессов водоснабжения и водоотведения для строгого разделения полномочий и повышения ответственности перед природоохранными и иными органами власти и абонентами. Предлагается реформировать систему природоохранного нормирования с отказом от применения технологически недостижимых рыбохозяйственных нормативов и переходом к принципам нормирования, применяемым в Европейском союзе и других странах, основанным на применении технологических нормативов. Применение в России более жёстких, чем в Европейском союзе, требований к очистке сточных вод в условиях жёстких ограничений на объём средств, которые могут быть направлены на строительство и модернизацию очистных сооружений, нецелесообразно и губительно для отрасли. Законопроектом корректируется понятие водоотведения - оно дополняется также операцией по обращению с осадком сточных вод, если такие виды деятельности осуществляются. Вводится понятие нормативов водоотведения по составу сточных вод, вводится новый вид тарифа - на очистку сточных вод, вводится нормирование сбросов сточных вод на основе технологических нормативов. Перечень полномочий Минстроя добавляется утверждением правил технической эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, утверждением правил технической эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, рассмотрением разногласий по вопросам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ, а также вопросов, связанных с утверждением плановых показателей надёжности, качества, энергетической эффективности в административных центрах субъектов Российской Федерации и населённых пунктах с численностью населения более 500 тысяч человек. Устраняется коллизия, заключавшаяся в том, что абонент мог не допускать организацию водоканализационного хозяйства к снятию показаний приборов учёта в течение шести месяцев без возможности предъявления санкций к таким абонентам. В отношении абонентов, не относящихся к категории нормируемых (объём сбрасываемых ими сточных вод меньше 200 кубометров в сутки), предлагается установить нормативы водоотведения по составу сточных вод и определить единые правила расчёта таких нормативов на федеральном уровне. Требования о возмещении вреда водному объекту предъявляются непосредственно тому абоненту организации, осуществляющей водоотведение, который нанёс вред этому водному объекту. Таким образом, штрафы будут взиматься с нарушителей, а не с организации, которая осуществляет водоотведение. Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии - соисполнитель по данному законопроекту - рекомендовал авторам доработать текст до рассмотрения в первом чтении, однако, на наш взгляд, на взгляд Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, данные положения законопроекта можно доработать ко второму чтению, и поэтому мы рекомендуем к принятию законопроект, который ждёт всё сообщество. Правительство Российской Федерации поддержало данный законопроект с замечанием, которое также можно устранить ко второму чтению. Комитет по жилищной политике, ответственный комитет, поддерживает законопроект и просит его принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Рассматриваем 32-й вопрос. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 09 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.