Заседание № 176

16.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386039-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала" (в части, касающейся направлений использования материнского (семейного) капитала).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1428 по 1453 из 4117
5-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные      
законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления            
единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала".      
Доклад председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея              
Константиновича Исаева. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной   
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                
представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления            
единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала".      
Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 2 июля, прошёл   
необходимые правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний по нему нет.       
Комитет предлагает принять его в третьем чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания? Вижу две руки. По мотивам - Останина Нина Александровна и    
Селезнёв Валерий Сергеевич.                                                     
                                                                                
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2185 по 2325 из 4117
Объявляется "час голосования". По 5-му вопросу по мотивам выступают... Я        
смотрю, ни Останиной... А, Селезнёв Валерий Сергеевич есть.                     
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич по мотивам по 5-му вопросу. Пожалуйста.              
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, этот законопроект фракция ЛДПР                
поддерживает, но поддерживает, конечно, скрепя сердце. Почему? Потому что       
законопроект неоднозначный. Мы с вами знаем, на какие цели использования        
рассчитывался изначально материнский капитал - на образование, на               
приобретение жилья, на накопительную часть пенсии матери. Первый шаг, который   
мы сделали по размыванию материнского капитала, - в качестве антикризисной      
меры разрешили досрочно использовать материнский капитал на погашение           
ипотечных кредитов.                                                             
                                                                                
По состоянию на декабрь 2009 года Пенсионным фондом удовлетворено девяносто     
две тысячи заявлений граждан о направлении материнского капитала на погашение   
основного долга и уплату процентов по ипотеке. Перечислено на эти цели 23       
миллиарда рублей. Для сравнения: в 2010 году на материнский капитал заложено    
102 миллиарда рублей, то есть одна четвёртая часть уже перечислена на то,       
чтобы погашать проценты по кредитам. В условиях, когда многие наши граждане     
потеряли работу, когда банки стали применять политику агрессивного              
воздействия для истребования основного долга и процентов по кредитам,           
государство, установив возможность расходования материнского капитала на        
проценты по ипотеке, на самом деле не защищает семьи, имеющие двух и более      
детей, а грабит. Если разобраться, данные меры направлены на защиту банков, а   
не семей, и об этом говорили мы, фракция ЛДПР, и я лично говорил на             
парламентских слушаниях, которые были посвящены обсуждению использования        
материнского капитала. Сейчас нам предлагают расширить возможности досрочного   
использования материнского капитала на строительство индивидуального жилья,     
осуществляемого без строительных организаций. То есть государство вместо        
того, чтобы исполнять те обязательства, которые оно брало на себя перед         
народом, говоря, что к 2010 году мы все будем иметь квартиры... Мы помним,      
что мы уже их имели к 2000 году, теперь имеем к 2010 году... Вроде как          
федеральная целевая программа по доступному жилью уже не существует -           
пожалуйста, кто хочет, стройте за счёт средств материнского капитала. Мы        
выступаем за то, чтобы всё-таки это строительство добровольное с                
приобретением стройматериалов осуществлялось не за счёт средств материнского    
капитала, а в первую очередь за счёт льготных, практически беспроцентных        
кредитов и выдачи земли, поэтому с трудом поддерживаем такой законопроект:      
лучше что-то, чем ничего.                                                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста, по мотивам.      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, легко поддержали в первом и втором чтениях,   
сделаем это и сегодня, ибо любая мера, которая хоть как-то улучшает положение   
семей с детьми, будет нами поддержана. Но, к сожалению, ни при обсуждении       
законопроекта в первом чтении, ни сегодня, когда докладывал председатель        
комитета Андрей Константинович Исаев, мы не получили ответа на один вопрос,     
который прозвучал в том числе и в выступлении депутата Селезнёва, - вопрос по   
поводу целесообразности и эффективности использования финансовых средств,       
которые отпущены из бюджета на финансирование этого закона.                     
                                                                                
Итак, 102 миллиарда рублей. Я задавала вопрос представителю правительства,      
когда он этот законопроект представлял в первом чтении. Только 60 миллиардов    
предполагается потратить из 102 миллиардов: 23 миллиарда - на единовременные    
пособия и 35 миллиардов - как раз вот на строительство жилья. Куда остальные    
почти 50 миллиардов пойдут? Ответа на этот вопрос мы не получили до             
сегодняшнего дня. Это чьи деньги - деньги материнского капитала или             
политические деньги, которые останутся в бюджете Пенсионного фонда и, может,    
будут использованы кем-то на организацию каких-нибудь там политических          
выборных кампаний? Почему? Потому что из трёх направлений, которые обозначены   
в законе на сегодняшний день, работает только одно. Я уже не раз приводила      
цифру, что только двадцать семь матерей отважились принять предложение закона   
по улучшению пенсионного обеспечения и только 90 тысяч семей потратили деньги   
на образование детей - три с половиной семьи на каждый регион. Понятно, что     
эти нормы закона не работают. Но если они не работают, давайте мы тогда         
предложим другие нормы, с помощью которых можно уже сейчас обеспечить           
поддержку семей с детьми.                                                       
                                                                                
Наше предложение максимально остаётся прежним: если мы поставили себе цель      
поддержать семью, а не поддержать строительный бизнес, не поддержать там        
образование, коммерческое образование, если мы хотим поддержать саму семью,     
то напрямую надо эти деньги отдать самой семье. Так же, как напрямую мы         
отдаём эти деньги там банкам, компаниям промышленным, так и семье отдать.       
                                                                                
Что ж, понимая, что ни разу наше предложение не было поддержано, мы считаем,    
что можно пойти тогда пошагово.                                                 
                                                                                
Первое. Ну, основная задача этого закона всё-таки - поддержать, ещё раз         
говорю, семью с детьми, при этом избрали рождение второго ребёнка. Давайте      
тогда оставшиеся 50 миллиардов потратим на рождение третьих, последующих        
детей тоже в качестве единовременного пособия, давайте потратим эти деньги на   
районный коэффициент в северных территориях, давайте потратим эти деньги на     
то, чтобы при рождении двойни выплачивали двойную сумму материнского            
капитала. Или, наконец, сейчас очень большая тема - это семейные детские        
сады. Проблема более чем серьёзная. И тем путём, которым пошла сейчас Москва,   
- детей-прогульщиков наказывать, точно депутатов... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаев Андрей Константинович.                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо, Борис Вячеславович.                                        
                                                                                
Уважаемая Нина Александровна, мне, конечно, было бы трудно, докладывая во       
втором чтении и в третьем чтении законопроект, ответить на вопрос, который      
мне не был задан, но тем не менее, поскольку вы задали его сейчас, я хочу       
сказать следующее.                                                              
                                                                                
Данный законопроект принят в интересах наших избирателей. Он позволяет          
использовать средства материнского капитала, ремонтируя квартиры, достраивая    
жилище не через строительные компании. Это в интересах тех, кто живёт в малых   
городах, в интересах тех, кто живёт на селе, - именно им идём мы навстречу. И   
этот закон направлен исключительно на расширение возможностей использования     
материнского капитала. Ни к каким строительным компаниям... наоборот, он        
имеет прямо противоположное значение.                                           
                                                                                
Что касается цифр, которые вы называете. Уважаемая Нина Александровна, мы не    
можем заранее предположить, какое количество семей точно воспользуется этим     
правом, мы можем только делать некие предположительные прогнозы. Именно под     
эти прогнозы заложены средства, для того чтобы, если даже большее количество    
семей, чем мы предполагаем, этим воспользуется, соответствующие средства в      
бюджете Пенсионного фонда были. Говорить о том, что средства бюджета            
Пенсионного фонда могут быть использованы на какие-то иные политические цели,   
кроме тех, которые предусматривает закон, - ну, это может, наверное,            
непрофессиональный депутат, не депутат, который находится здесь много лет и     
который знает, каким образом составляется и каким образом контролируется        
исполнение бюджета Пенсионного фонда.                                           
                                                                                
Ещё раз призываю вас от лица наших избирателей, которые ждут и просили этого    
закона, проголосовать за него.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за       
счёт средств материнского (семейного) капитала". Кто за? Прошу голосовать.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 173

02.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386039-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала" (в части, касающейся направлений использования материнского (семейного) капитала; принят в первом чтении 18 июня 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2825 по 2906 из 10642
Переходим к пункту 17. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке                 
предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского              
(семейного) капитала". Докладывает председатель Комитета по труду и             
социальной политике Андрей Константинович Исаев.                                
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной   
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты     
за счёт средств материнского (семейного) капитала". Законопроект, напоминаю,    
направлен на то, чтобы расширить для семей с детьми возможности использования   
материнского капитала. К нему поступил ряд поправок. Большая часть поправок     
носит редакционный, юридико-технический характер. Некоторые поправки улучшают   
содержание закона. Так, поправка 5 учитывает замечание Комитета по вопросам     
семьи, женщин и детей: форма документа, подтверждающего проведение работ по     
строительству и реконструкции, будет утверждаться уполномоченным                
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной          
власти. Поправка 6 - о том, что материнский капитал будет выдаваться на         
компенсацию затрат на реконструированный объект независимо от даты              
возникновения права собственности на указанный объект. Поправки 8 и 11 решают   
очень важную этическую проблему. Они предоставляют право семьям, в которых      
ребёнок умер на первой неделе жизни, получить свидетельство о рождении,         
которое даёт право на получение материнского капитала. Более того, это право    
возникает уже задним числом, начиная с 20 ноября 1997 года, то есть со дня      
вступления в силу 143-го закона "Об актах гражданского состояния".              
                                                                                
С учётом сказанного Комитет по труду и социальной политике предлагает           
проголосовать за таблицу принятых поправок, отклонить поправки, находящиеся в   
таблице отклонённых, и принять данный законопроект во втором чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, двенадцать поправок в таблице 1.       
Есть ли замечания? Ставится на голосование таблица 1.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Таблица 2. Есть ли необходимость обсуждать какую-либо из поправок? Нет.         
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 2. Голосуйте, коллеги.                            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 171

18.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 386039-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала" (в части, касающейся направлений использования материнского (семейного) капитала).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5152 по 5568 из 8117
Уважаемые депутаты, 16.08, у нас 16.15 - фиксированное время для рассмотрения   
трёх законопроектов. Сумеем мы сейчас 24-й пункт рассмотреть? Успеем.           
                                                                                
Пункт 24. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"   
и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств               
материнского (семейного) капитала". Доклад официального представителя           
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрия Викторовича    
Воронина.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Идея о   
расширении возможности использования материнского (семейного) капитала в        
интересах семей, имеющих детей, положенная в основу концепции данного           
законопроекта, была высказана Владимиром Владимировичем Путиным в ходе отчёта   
правительства перед Государственной Думой. Законопроект, разработанный во       
исполнение соответствующих решений, содержит три основные правовые новеллы.     
                                                                                
Первая новелла - право на получение материнского (семейного) капитала в виде    
единовременной денежной выплаты в размере 12 тысяч рублей, действовавшее в      
2009 году и в первом квартале 2010 года, продлевается на весь 2010 год и        
первый квартал 2011 года. Для мотивировки, зачем необходимо данное решение,     
можно привести только одну цифру: из двух миллионов наших сограждан, которые    
получили государственный сертификат на средства материнского (семейного)        
капитала, воспользовались данной опцией один миллион шестьсот тысяч человек,    
что свидетельствует о большой востребованности именно данного способа           
получения средств материнского (семейного) капитала.                            
                                                                                
Вторая новелла, тоже крайне существенная, - предоставление права на             
использование средств материнского (семейного) капитала для строительства или   
реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения   
подрядных организаций, то есть собственными силами. Согласно действующему       
законодательству такая возможность существует лишь при заключении договора      
строительного подряда, то есть через посредничество организаций, которые        
занимаются либо строительством, либо реконструкцией объектов индивидуального    
жилищного строительства. В случае принятия данного закона появится              
возможность получения соответствующих средств непосредственно владельцем        
государственного сертификата на средства материнского (семейного) капитала. И   
кроме того, будет предоставлена возможность получения соответствующих средств   
как в момент строительства или реконструкции индивидуального жилого дома, так   
и после завершения работ, то есть в качестве компенсации произведённых          
затрат.                                                                         
                                                                                
Законопроект предусматривает порядок соответствующих выплат, которые будут      
осуществляться в два транша. Первый транш - более 50 процентов имеющихся        
средств материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления. И второй    
транш - оставшаяся часть капитала, которая будет выплачиваться не ранее шести   
месяцев со дня направления первого транша. Для получения второго транша         
необходимо будет документально подтвердить проведение основных работ, то есть   
при строительстве - это создание фундамента, возведение стен и кровли, при      
реконструкции - увеличение общей площади жилого помещения не менее чем на       
размер учётной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой в соответствии   
с жилищным законодательством Российской Федерации. Соответственно, если речь    
пойдёт о компенсации уже понесённых затрат на возведение объекта                
индивидуального жилищного строительства, то средства будут выплачиваться        
одним траншем, но обязательным условием является то, что право собственности    
возникло не ранее 1 января 2007 года.                                           
                                                                                
Принципиальной особенностью затраты средств на строительство и реконструкцию    
индивидуального жилого дома является оформление этого дома в общую              
собственность супругов и всех детей, независимо от того, первый, второй или     
последующий ребёнок имеется в виду. Кроме того, законопроект уточняет, что      
эта общая собственность может предполагать определение размера долей по         
соглашению сторон для каждого члена семьи.                                      
                                                                                
И наконец, третья новелла, также крайне важная, - это сокращение сроков между   
подачей заявления о выплате средств материнского (семейного) капитала и их      
перечислением. Сейчас действует два срока: если заявление подано до 1 мая       
текущего года, то перечисление средств возможно с 1 июля текущего года; если    
заявление подано до 1 октября, то с 1 января следующего года. Таким образом,    
возникают большие временные перерывы, которые сужают возможности                
финансирования определённых видов затрат, предусмотренных законодательством.    
В этой связи предлагается установить, что перерыв между подачей заявления и     
перечислением средств должен быть не более двух месяцев.                        
                                                                                
Как видите, все новеллы законопроекта направлены на улучшение возможностей по   
использованию этих средств в интересах семей, имеющих детей. Просим             
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Юрий Викторович, присаживайтесь.         
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея            
Константиновича Исаева.                                                         
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Юрий Викторович    
Воронин сделал исчерпывающий доклад, который избавляет меня от необходимости    
пространного выступления.                                                       
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике поддерживает данный законопроект. Мы     
считаем его социально направленным, направленным на поддержку семей с детьми.   
По нашим данным, в случае принятия законопроекта им смогут воспользоваться      
около двух миллионов семей и дополнительно будет израсходовано из бюджета       
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год на эти цели 60 миллиардов    
рублей.                                                                         
                                                                                
Также сообщаю, что комитет-соисполнитель - Комитет по вопросам семьи, женщин    
и детей - поддерживает законопроект и профильный комитет Совета Федерации -     
Комитет по социальной политике и здравоохранению - также поддерживает.          
Просьба принять законопроект в первом чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть два вопроса. Депутат Останина Нина    
Александровна, ваш вопрос.                                                      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Викторовичу.                                       
                                                                                
С удивлением услышала, Юрий Викторович, что единственным побудительным          
мотивом для разработки этого законопроекта послужила идея Владимира             
Владимировича Путина о необходимости помогать семьям с детьми. Искренне жаль,   
что министерство столь неинформировано, что не понимает, что 80 процентов       
всех семей с детьми нуждаются в улучшении материальных условий.                 
                                                                                
Но вопрос финансовый. 102 миллиарда рублей выделяется в 2010 году на            
финансирование этого закона, из них, как только что сказал Андрей               
Константинович, примерно 60 миллиардов будет потрачено на то, чтобы обслужить   
в том числе и статью, которую мы принимаем сегодня. Как используются деньги в   
Пенсионном фонде в 2010 году, как использовались деньги в 2009, в 2008 году,    
поскольку в бюджете они выделялись, а только в 2009 году мы распечатали, так    
сказать, эту статью законопроекта?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В. Вы меня абсолютно превратно поняли. Идея, естественно, озвучена   
была председателем правительства, сформулирована им, но она отражает те         
насущные потребности, которые осознаются и министерствами, отвечающими за       
данные направления, и правительством, которое соответствующие предложения       
рассматривает и вносит в Государственную Думу. Поэтому я здесь не вижу          
проблем, каких-либо коллизий.                                                   
                                                                                
Что касается использования средств. Выплаты осуществляются, как вы знаете, по   
истечении трёх лет после рождения ребёнка, соответственно при наступлении       
возраста три года, закон у нас вступил в силу в 2007 году, поэтому,             
естественно, он в полной мере и не работал, средства эти расходовались только   
на единовременные выплаты, я уже сказал, что миллион шестьсот тысяч человек     
воспользовались этим правом и получили деньги в виде единовременной выплаты.    
Все остальные выплаты пока ещё осуществляются в меньшем объёме.                 
                                                                                
Мы предполагаем, что в 2010 году единовременные выплаты составят 23 миллиарда   
и обратятся за ними, по нашим прогнозным оценкам, не менее одного миллиона      
девятисот тысяч человек, на строительство объектов индивидуального жилищного    
строительства будет потрачено 35 миллиардов и обратятся за первым траншем       
двести четыре тысячи человек. И что касается 2011 года, то в целом по всем      
статьям предполагается израсходовать: по жилью - 100 миллиардов 400             
миллионов, на образование - 20 миллиардов и на накопительную часть пенсии - 2   
миллиарда 200 миллионов. Вот такой объём расходов предстоит на ближайшее        
время.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Юрий Викторович, простите великодушно, если я что-то упустил, но где же они     
возьмут землю для индивидуального жилищного строительства? Ведь в законе,       
наверное, об этом ни слова не говорится, а получить землю для того, чтобы       
построить домик даже в обычном небольшом городе, - это довольно                 
проблематичная вещь.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВОРОНИН Ю. В. Сергей Владимирович, я обращаю внимание на то, что весь закон     
действующий и с учётом тех поправок, которые вносятся, является мерой           
государственной поддержки, а не обеспечения, поэтому все направления            
использования средств не предполагают ни предоставление земельного участка,     
ни предоставление дома - это оказание помощи со стороны государства,            
естественно, предполагающее и вложение средств со стороны семьи.                
                                                                                
Что касается направлений использования капитала, то при принятии закона в       
2006 году мы очень подробно обсуждали это с Государственной Думой, и были       
приняты те решения, которые в законе закреплены, - о направлении средств на     
три главных направления: помощь в строительстве или приобретении жилья, в       
получении образования, накопительная часть пенсии. Поэтому вопросы, связанные   
с расширением возможностей, мы полагаем нецелесообразным рассматривать, чтобы   
не дробить и не распылять тот ресурс, который выделяется на реализацию          
основных конституционных прав граждан в части социального обеспечения.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович.                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Один   
депутат - Останина Нина Александровна.                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон с места.                                          
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Это третье по   
счёту вмешательство в Федеральный закон "О дополнительных мерах                 
государственной поддержки семей, имеющих детей", который мы приняли в декабре   
2006 года. Я напомню, что, условно говоря, распечатали мы его в 2009 году,      
когда позволили семьям использовать проиндексированные 12 тысяч рублей в        
живом выражении, так сказать. Это первое. И второе - когда позволили            
использовать эти средства на выплату кредитов, жилищных кредитов по ипотеке.    
Это ещё раз говорит о том, что в самом начале при обсуждении законопроекта мы   
невнимательно прислушались, точнее, не мы, а болезненно честолюбивая фракция    
большинства, которая не прислушалась к мнению оппозиции. Поэтому мы в третий    
раз, ещё раз говорю, пересматриваем этот закон. Мне бы не хотелось              
злорадствовать, но я не могу не напомнить, что уже тогда мы говорили, что       
замечательная идея в такой иезуитской упаковке не позволит семьям               
воспользоваться этим законом, что и случилось. Эти виртуальные деньги не        
получили семьи с детьми, но эти виртуальные деньги находились в Пенсионном      
фонде. Я не случайно задала вопрос Юрию Викторовичу о том, что будет с теми     
деньгами, которые перечислены из федерального бюджета, находятся уже сегодня,   
сейчас в Пенсионном фонде, но не используются. Как тогда, кто тогда             
распоряжается этими средствами? На 2010 год выделяется 102 миллиарда рублей,    
те позиции, которые обозначил Юрий Викторович, тянут только на 60 миллиардов    
рублей, точнее, на 56. А куда оставшиеся миллиарды? Они что, крутиться будут    
в Пенсионном фонде? На этот вопрос ответа мы не получили.                       
                                                                                
Я напомню, что согласно закону по трём направлениям можно использовать          
средства материнского капитала. Так вот, давайте посмотрим, насколько           
эффективны эти направления, принятые в законопроекте: аж двадцать семь семей,   
точнее, матерей на всю огромную территорию Российской Федерации                 
воспользовались правом улучшить свою пенсию. Именно двадцать семь матерей       
обратились в Пенсионный фонд с заявлениями направить средства материнского      
капитала на улучшение накопительной части своей пенсии. Две тысячи девяносто    
семей направили деньги на то, чтобы проплатить образование своим детям -        
примерно три с половиной семьи в каждом регионе. И, по сути дела, только        
третье направление работает - это финансирование жилищных кредитов, ипотечные   
кредиты. А теперь давайте подумаем, кто воспользовался этим правом проплатить   
кредит по ипотеке. Требуется уплатить первый взнос 30 процентов, да ещё и       
процентная ставка 16-18 процентов, поэтому на сегодня чуть больше семнадцати    
тысяч семей, по сути дела, воспользовались правом использовать вот этот         
материнский капитал на улучшение своих жилищных условий.                        
                                                                                
В связи с этим, конечно, сегодняшнее предложение будет поддержано, я так        
полагаю, всеми фракциями, но мы хотели бы пойти дальше. Если уж мы сегодня      
принимаем такое решение, почему бы не поддержать семью, тем более что в наших   
руках такая замечательная статистика, которую приводил Алексей Леонидович       
Кудрин? Проиндексированными 12 тысячами рублей воспользовались полтора          
миллиона семей, это говорит о том, что уже сегодня, уже сейчас семьи с детьми   
нуждаются в средствах, при этом даже 12 тысяч рублей для них подспорье.         
                                                                                
Давайте перестанем доверять только крупным собственникам, перестанем доверять   
только владельцам банков - им мы без всякого контроля выделяем средства из      
бюджета, а здесь всякий раз начинаем осторожничать: а вдруг не по назначению    
эти деньги потратят? Если уж мы доверяем семье, называем эти средства           
материнским капиталом, тогда давайте самой семье предоставим право              
распоряжаться этими средствами, хотя бы на то, чтобы помочь детям, которые      
уже от рождения являются больными. Вдумайтесь только: тринадцать миллионов      
инвалидов в Российской Федерации, детей-инвалидов, пятьдесят тысяч              
детей-инвалидов рождаются ежегодно, из них у 90 процентов - болезнь Дауна, 40   
процентов ребятишек умирают на первом году жизни. И мы отказываем родителям в   
праве оздоровить этих детей!                                                    
                                                                                
Минздравсоцразвития всякий раз аргументирует тем, что существуют, дескать,      
квоты, что лечение по Конституции бесплатно, но для нас, депутатов, квоты -     
это депутаты Борзова, Герасименко, Яковлева, потому что именно к ним мы         
обращаемся, когда к нам из регионов поступают многочисленные письма с           
просьбой помочь.                                                                
                                                                                
Мне бы очень хотелось, чтобы Министерство здравоохранения и социального         
развития убедило правительство в том, что нужно средства материнского           
капитала позволить направлять на лечение больных детей. К примеру, если в       
семье рождается третий, четвёртый ребёнок - мы что, стимулируем рождение        
только второго ребёнка? Почему бы средства материнского капитала не направить   
той семье, где родился третий ребёнок и последующие дети? А районный            
коэффициент сегодня?.. Ведь мы даже при выплате заработной платы и пенсии       
районный коэффициент учитываем, почему тогда при распределении материнского     
капитала мы не учитываем районный коэффициент? А если вторым родился не один    
ребёнок, а родилась двойня? Почему бы тогда в двойном размере не выплачивать    
материнский капитал? В конце концов, семейный детский сад - разве нельзя        
направить и сюда средства материнского капитала?                                
                                                                                
Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы, принимая сегодня этот законопроект, мы    
сделали второй и третий шаги. Вы знаете, даже в так называемых слаборазвитых    
странах существует такой термин, как позитивные привилегии, и эти "позитивные   
привилегии" касаются только одного класса - детей. Мне очень хотелось бы,       
чтобы в России тоже укоренился, вошёл в жизнь этот термин - "позитивные         
привилегии", чтобы этот термин касался семей с детьми и детей. И голосуя        
сегодня за этот законопроект, очень просила бы Министерство здравоохранения и   
социального развития поддержать наше предложение, которое я только что          
озвучила.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Депутат Шеин Олег Васильевич, ваше выступление.                                 
                                                                                
ШЕИН О. В. Огромное спасибо.                                                    
                                                                                
Нам очень приятно отметить, что данный законопроект сегодня рассматривается     
Госдумой. И для нас очень важно, конечно, чтобы он был принят в достаточно      
динамичные сроки, тем более что наша фракция эту тему поднимала изначально, с   
момента, когда представитель "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Елена Борисовна Мизулина     
возглавила Комитет по вопросам семьи, женщин и детей. Каждый апрель проходят    
парламентские слушания именно по вопросу, касающемуся порядка возможного        
освоения средств материнского капитала. Непосредственно мне довелось во время   
встречи с президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым в мае прошлого года     
эту тему тоже поднять, причём именно в аспекте, касающемся возможности          
освоения средств материнского капитала на индивидуальное жилищное               
строительство.                                                                  
                                                                                
Мы всецело приветствуем закон, естественно, будем голосовать за него. Вместе    
с тем, пользуясь случаем, хотелось бы отметить несколько моментов. Например,    
что касается земельных участков, такая проблема есть, но ведь она               
регулируемая. Уважаемые коллеги, мы можем принять решение, тем более что в      
регионах, в частности в моей Астраханской области, принимаются такие местные    
законы о возможности бесплатного предоставления земельных участков тем, кто     
нуждается в улучшении жилищных условий, хотя бы из категории молодых семей. И   
здесь я всецело поддерживаю коллег из диаметрально противоположной части        
зала, которые неоднократно говорили, что Россия - самая большая по площади      
страна в мире, и уж чего-чего, а, наверное, землю отдать нашим гражданам        
бесплатно для индивидуального жилищного строительства мы можем, всё-таки не в   
Люксембурге живём.                                                              
                                                                                
Дальше. Мы, естественно, считаем необходимым предоставить возможность второй    
выплаты, если мы говорим про выплату этих процентов, которые набегают по        
итогам года по средствам материнского капитала, чтобы эти деньги могли          
получить эти семьи. А это малоимущие семьи, это бедные семьи, это те, кто не    
может позволить себе роскоши накапливать средства и для которых и 12 тысяч      
рублей - это большие деньги. Необходимо, чтобы эти семьи могли вторично,        
второй раз, снять эти проценты с суммы материнского капитала, и мы считаем      
необходимым такую поправку, бесспорно, принять.                                 
                                                                                
Далее. Конечно, речь идёт, должна идти во втором чтении о возможности           
предоставления материнского капитала тем семьям, где дети не прожили недели     
после рождения, и так это является огромной трагедией для любой семьи.          
Понятно, что рожают детей не для того, чтобы они скончались, и, бесспорно,      
государство не должно наказывать людей в этих случаях, не должно отнимать у     
них те средства, которые, наверное, могут постимулировать их к рождению         
следующего ребёнка. Я думаю, что соответствующего рода решения,                 
соответствующая поправка должна быть принята, тем более что в ходе              
парламентских слушаний правительство открыто сказало о том, что оно готово      
данную идею поддержать.                                                         
                                                                                
И последнее, о чём хотелось сказать. Бесспорно, тема ипотеки, если мы берём     
вопрос немножко шире, интересная. Понятно, что средства материнского капитала   
на индивидуальное жилищное строительство, на возможность приобрести             
стройматериалы, - это тема в первую очередь, конечно, сельских поселений,       
малых посёлков и, может быть, в лучшем случае окраин небольших городов. Но      
если мы говорим о том, чтобы люди из числа жителей региональных столиц могли    
эти средства освоить наилучшим образом, бесспорно, необходимо помимо вопроса    
об ипотеке принимать закон и о строительных сберегательных кассах. Вот в этом   
случае средства материнского капитала могли бы быть блестяще освоены людьми,    
чтобы можно было улучшить свои жилищные условия, постараться накопить           
средства на улучшение жилищных условий, на приобретение жилья.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Полномочный представитель президента не желает выступить, представитель         
правительства также. Заключительное слово докладчику необходимо? Нет.           
Содокладчику необходимо.                                                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Исаеву для заключительного слова.                    
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Мы очень рады      
тому, что оппозиционные фракции жёстко поддерживают закон о материнском         
капитале, который был проведён фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы также надеемся,     
что они последовательно поддержат и данный законопроект.                        
                                                                                
Что касается замечаний по поводу того, что мы вносим изменения в действующий    
закон, хотим просто обратить внимание на то, что, в отличие от некоторых        
фракций меньшинства, мы не страдаем болезненным догматизмом, и поэтому, если    
жизнь меняется, если меняются требования жизни, если мы видим, что это в        
интересах избирателей, мы меняли и будем менять законодательство, касающееся    
социальной сферы. Мы не относимся к нему как к догмату и как к священной        
корове. Жизнь идёт! Никто не мог предположить в 2007 году, что в 2009 году      
будет столь глубокий финансово-экономический кризис, и поэтому                  
соответствующее решение, я имею в виду о 12 тысячах рублей, могло быть          
принято только в 2009 году, когда потребовалась срочная помощь семьям.          
Сегодня мы принимаем решение о продлении этой меры социальной поддержки.        
                                                                                
Теперь о том, что касается предложения расширить сферу применения семейного     
капитала. К этому надо относиться, с нашей точки зрения, чрезвычайно            
осторожно. Когда семейный капитал учреждался, он учреждался именно как          
целевая и вполне конкретная помощь семьям, и мы подробнейшим образом            
обсуждали направления, куда могут быть направлены эти средства. Мы понимаем,    
что необходима серьёзная помощь медицинская, в том числе маленьким детям,       
новорождённым детям, именно для этого мы приняли решение о том, чтобы           
сконцентрировать средства в фонде медицинского страхования. Напомню, что        
совсем недавно по предложению Владимира Путина было принято решение о           
формировании целевого фонда в 460 миллиардов рублей на два года, который        
должен качественно улучшить медицинское обслуживание, в том числе и для         
детей. Поэтому мы считаем, что решать эту проблему надо за счёт средств         
медицинского страхования, а не за счёт тех средств, которые мы предоставляем    
семьям, чтобы решить жилищные проблемы, дать детям образование или направить    
их на пенсии матерей.                                                           
                                                                                
Ещё раз прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Ставится на голосование пункт 24, проект федерального закона "О внесении        
изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной           
поддержки семей, имеющих детей" и о порядке предоставления единовременной       
выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала". Кто за данный       
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.