Заседание № 275
О проекте федерального закона № 386-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроектам первого чтения. 6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями". Докладывает Федот Семёнович Тумусов. Коллеги, присаживайтесь, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию, на ваше рассмотрение законопроект, в основе которого две новеллы. Первая - это, как видно из названия, повышение гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. И вторая - вопрос о совершенствовании деятельности страховых медицинских организаций. Законопроект был внесён в октябре 2016 года, то есть почти три с половиной года назад. За это время, как говорится, много воды утекло, произошло много изменений в нашем законодательстве, и вообще у нас новое правительство в Российской Федерации, тем не менее актуальность данного вопроса никак не снижается. За это время, естественно, произошло много положительных изменений: сегодня у нас есть национальный проект "Здравоохранение", есть национальный проект "Демография", сейчас разрабатывается программа модернизации первичного звена здравоохранения - это всё положительные факторы. Вчера Владимир Владимирович Путин на совещании с членами правительства сказал о том, что мы собрали беспрецедентный объём средств, которых в ближайшее десятилетие не будет в нашей стране, и нам надо всем подключиться к тому, чтобы положительно решить вопросы по тем направлениям развития нашей страны, которые взяты. Тем не менее мы считаем, что ситуация в здравоохранении за последнее время, за последние, например, шесть лет никак не улучшается, а, наоборот, ухудшается, ухудшилась, и об этом говорят упрямые факты. Вот, например, за последние шесть лет происходит прирост заболеваемости населения, и прирост в размере 1 процента, а это плюс 1,4 миллиона заболевших каждый год. На этом фоне обеспеченность врачами государственных муниципальных медицинских учреждений снижается, вот за шесть лет она снизилась на 12 процентов. Опубликованы цифры: нам не хватает около 50 тысяч врачей, и самая сложная ситуация складывается именно в первичном звене, там в 1,5 раза меньше врачей по сравнению с нормативами - и это только врачей, мы не говорим о среднем медицинском персонале, по нему тоже есть цифры. Идёт снижение гарантированных государством объёмов бесплатной медицинской помощи: число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений за шесть лет снизилось на 12 процентов, госпитализаций - на 6 процентов. Мы считаем, что одна из главных причин - это хроническое недофинансирование здравоохранения из государственных источников. По оценкам некоторых экспертов, почти в 2 раза меньше мы финансируем, выделяем государственных средств в расчёте на душу населения. У нас новое правительство в Российской Федерации, и мы считаем, что они должны в ближайшее время, срочно решить два главных вопроса. Это в первую очередь ликвидация дефицита медицинских кадров путём создания единой для всей страны системы оплаты, отраслевой системы оплаты труда и при этом реальное повышение заработной платы не менее чем в 1,5 раза медицинским работникам, это потребует не менее 320 миллиардов рублей дополнительно к тому, что мы уже выделили. И второе главное направление, как говорится, стратегическое направление - это реализация программы так называемого лекарственного страхования, или всеобщего лекарственного обеспечения, это потребует не меньше средств, около 300 миллиардов рублей. Актуальность нашего законопроекта заключается в том, что он нацелен, во-первых, на повышение гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и, во-вторых, на совершенствование вопросов медицинского страхования. В Конституции у нас написано: гарантировано бесплатное медицинское обслуживание, но на практике это зачастую не соблюдается. И вот для того, чтобы обеспечить эти гарантии, определённые в Конституции, в законопроекте мы записали новое определение понятия обязательного медицинского страхования, мы записали новые определения базовой программы медицинского страхования, дополнительной программы обязательного медицинского страхования. По страховым компаниям вы знаете позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": мы считаем, это лишнее звено между фондом страхования и медицинскими учреждениями, мы считаем, что фонд мог бы выполнять те функции, которые мы вменяем в обязанности медицинским страховым компаниям, но, поскольку это не удаётся убрать, в данном законопроекте мы предлагаем записать, что медицинские страховые компании должны иметь государственную форму собственности или хотя бы большая доля собственности должна быть государственной. При одноканальном финансировании здравоохранения, которое сегодня применяется, страдает собственно лечебный процесс. Мы знаем, что деньги, которые получают от фонда медицинского страхования лечебные учреждения, они направляют в первую очередь на зарплату, на налоги и на жилищно-коммунальное хозяйство, при этом собственно лечение, лекарства, питание финансируются в остаточном порядке. Поэтому мы вводим законопроектом структуру этих платежей, понятие медицинской помощи и норму, предусматривающую недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Конечно, за три с половиной года много изменилось, но вопросы, которые возникают, - это предмет второго чтения. Мы просим поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. С содокладом от Комитета по охране здоровья выступает Борис Давыдович Менделевич. МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём докладе многоуважаемый Федот Семёнович изложил концепцию рассматриваемого законопроекта. Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект 6 февраля 2019 года, то есть год назад. Законопроект направлен на привлечение, как вы слышали, дополнительного финансирования в здравоохранение. Данное предложение, я уверен, поддерживают все без исключения. Конечно же, здравоохранению необходимы дополнительные финансовые средства. Но давайте зададимся вопросом: сможет ли именно этот закон в той редакции, в которой мы его сегодня рассматриваем, это обеспечить? Предлагается ввести дополнительные программы обязательного медицинского страхования, однако, и это принципиально важный момент, чем это отличается от действующих сейчас программ ОМС - базовой и территориальной? К тому же непонятно, что должно войти в эти программы. Кроме того, в законопроекте предлагается единственный источник финансирования дополнительных программ ОМС - федеральный бюджет, но это полностью ломает весь принцип существующей системы обязательного медицинского страхования, принцип формирования доходов в системе страхования через страховые взносы. В случае реализации данного предложения потребуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований на сопровождение новых программ ОМС, создание ещё одной комиссии по разработке территориальной программы, ведение отдельных реестров медицинских организаций и страховых медицинских организаций, отдельное планирование, раздельный учёт средств. Также необходимо отметить - и это подтверждает в целом международный опыт, - что увеличение затрат на здравоохранение, о котором сейчас говорил Федот Семёнович, к сожалению, не всегда даёт ожидаемый положительный эффект и положительно влияет на качество оказания медицинской помощи. Качество медпомощи обеспечивается в первую очередь эффективным использованием уже выделенных средств. Сегодня именно в этом направлении развивается наша система ОМС: это и сопровождение пациента, и кол-центры по контролю качества, и любые виды консультирования, и многое другое. Ещё одна новелла в законопроекте предлагает ограничить доступ в систему ОМС страховым медицинским организациям, в уставном капитале которых не участвует государство. Непонятно, что даст это изменение в законодательстве, но, я думаю, всем понятно, что вневедомственный контроль, который сейчас существует, из системы ОМС в таком случае мы убираем. Сможет ли всё наше отечественное здравоохранение благодаря этому шагу стать лучше? Очевидно, что нет. Любой вневедомственный контроль в отрасли только благотворно влияет на её прозрачность и развитие. Реализация закона, по оценке авторов, обойдётся в 900 миллиардов рублей, это дополнительные ассигнования применительно к ситуации 2016 года. Обоснование данных расчётов полностью отсутствует. Также в законопроекте не нашёл отражения ответ на вопрос, на что именно должны быть направлены данные средства. В связи с этим могу привести статистические данные. В конце прошлого года утверждена очередная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, её финансирование в 2020 году составит - и я прошу только вдуматься в эту цифру! - 2 триллиона 863 миллиарда рублей, это на 1,5 триллиона с лишним больше, чем в 2016 году (год внесения данного законопроекта). Таким образом, уже сегодня государственные затраты на здравоохранение увеличены на намного большую сумму, чем сумма, запланированная и запрашиваемая авторами данного законопроекта. В 2021 году стоимость программы превысит 3 триллиона рублей. Кроме того, утверждён национальный проект "Здравоохранение", который рассчитан, как вы все знаете, до конца 2024 года, с общим объёмом финансирования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д. Прошу прощения, Иван Иванович, я заканчиваю. Заключение. Очевидно, что расходы на оказание бесплатной медицинской помощи значительно увеличены в рамках уже действующего законодательства. Могу с полной уверенностью заявить - а я в отрасли уже более 35 лет, - что такого беспрецедентного внимания со стороны государства к сфере здравоохранения ещё не было никогда. Комитет Государственной Думы по охране здоровья на основании имеющихся заключений соответствующих ведомств рекомендует отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Давыдович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Давыдович, ну, к вашему тезису о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение. Возможно, вам известно, что по итогам нынешнего года, если все средства будут израсходованы как положено, а не получится, как в этом году, максимальные затраты на здравоохранение составят 4 процента ВВП Российской Федерации при минимально рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения 6 процентах. Как вы оцениваете этот разрыв? Может быть, всё-таки надо повышать финансирование, а не добиваться некоего эфемерного эффекта от того, что сегодня есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д. Спасибо за вопрос, уважаемый Алексей Владимирович. Как я уже отметил в своём выступлении, я однозначно считаю, что уровень финансирования повышать необходимо и надо добиваться того, о чём вы сказали, - увеличения финансирования в процентах ВВП страны. Но вместе с тем я подтверждаю ещё раз свои слова: такого беспрецедентного увеличения финансирования здравоохранения - и я уверен, что вы со мной согласитесь, - не было никогда. Вы, как я знаю, также в сфере здравоохранения давно, и вы помните и знаете, как финансировалось наше здравоохранение, так вот то, что происходит сегодня, - это действительно беспрецедентно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Борис Давыдович, всё-таки расшифруйте историю, которую вы так деликатно обрисовали, связанную с вневедомственным контролем за отраслью и с его эффективностью. Да, вневедомственный контроль - штука хорошая, но всегда ли есть некое тождество между вневедомственным контролем самого государства через режимы Счётной палаты, контрольных органов и частным контролем за государственными деньгами? МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д. Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Васильевич. Действительно, я считаю, что вневедомственный контроль должен быть как в структуре государства между ведомствами - это, как вы правильно отметили, Счётная палата и остальные ведомства, - так и со стороны иных, негосударственных структур. Что касается страховых медицинских компаний, о которых мы здесь сегодня говорим, - давайте обсудим. Действительно, до страховой медицины у нас была бюджетная медицина. На сегодняшний день нам специалисты говорят о том, что страховая медицина лучше, чем бюджетная. Если мы с этим не согласны, давайте тогда доказывать, что бюджетная медицина, бюджетное финансирование гораздо лучше, чем страховое. Но если мы пойдём таким путём: сначала поменяем в страховых компаниях учредителей, пусть это будет государство, потом какие-то функции передадим ФОМСу, за это тоже придётся платить, то есть ту работу, которую выполняют страховые компании, тоже необходимо выполнять, и если мы передадим эти функции ФОМСу, ФОМС их будет выполнять, то за эти работы необходимо будет выплачивать деньги. Давайте посчитаем. Однако, повторю, мы с вами обсуждаем сегодня конкретный законопроект, который представлен уважаемыми коллегами, так вот то, о чём вы говорите, не имеет, к сожалению, отношения к сути данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Федот Семёнович, в материалах в обоснование законодательной инициативы вы отмечаете, что в других странах введены те или иные меры, которыми минимизировалось участие частных страховых компаний, - уточните, о каких странах идёт речь. А главное, о каких медицинских услугах вы говорите, какие услуги наши жители не могут получить гарантированно и бесплатно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тумусову включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо за вопросы. В мире существует четыре модели организации здравоохранения, есть обязательное медицинское страхование, есть бюджетное, и об этом все специалисты знают. Вот мы перешли к непонятной системе: мы вроде бы перешли на обязательное медицинское страхование и в то же время у нас бюджетное финансирование, поэтому модель у нас какая-то особенная. Мы считаем, что Россия действительно особенная страна, и мы должны перейти на сметное, на бюджетное финансирование. Поэтому мы и говорим, что вот то, что есть страховые компании... Они просто посредники между бюджетными средствами и медицинскими учреждениями, и пока мы на 90 процентов видим только вред от вот этих страховых компаний. А что касается снижения объёма государственных услуг - вот я приводил цифры: на 12 процентов упала посещаемость именно государственных муниципальных медицинских учреждений, на 6 процентов госпитализация упала. При этом каждый год на 1 процент растёт заболеваемость - куда уходят заболевшие? Они в другие места уходят. И эффективно там или неэффективно, это совершенно другой вопрос. Мы считаем, что государство должно выполнять свои обязательства в соответствии с Конституцией: там бесплатная медицинская помощь - это прямо, чётко написано - гарантирована всем гражданам Российской Федерации, а в жизни не так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Давыдович, по экспертной оценке, несмотря на статью 41 Конституции, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь гражданам, ежегодно растёт объём собственных средств граждан, которые они расходуют на медицинские услуги, эта сумма, по экспертной оценке, достигла уже примерно трети общих расходов на здравоохранение в стране, а в городах это 40-50 процентов. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы снизить эти непомерные расходы населения, которое и без того большей частью в бедности пребывает? МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д. Спасибо, уважаемый Николай Иванович, за вопрос. То, что растёт доля частных организаций или же, как вы говорите, платы населения за услуги частных медицинских центров... Нужно посмотреть более прицельно, за счёт чего она растёт, потому что чаще всего люди оплачивают более сервисные услуги, более комфортные условия: растёт благосостояние населения, с этим же и растёт желание людей получать медицинскую помощь более комфортно, на их взгляд, - возможно. Возможно и по-другому, поэтому я и говорю, что, конечно же, необходимо внимательно посмотреть и решить, в связи с чем происходит тот рост, о котором вы говорите. Но в том, что частные медицинские компании появляются, и в том, что они участвуют в программе ОМС, создавая конкуренцию государственным клиникам, лично я не вижу ничего плохого, потому что при конкуренции, как мы все прекрасно понимаем, улучшается качество работы всех участников этого процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Давыдович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я хочу начать с одного известного тезиса, который не раз звучал в этом зале: денег мало, но больше давать не надо - давайте сначала повысим эффективность того, что есть. И нам всё время приводят разного рода примеры: то лекарства не полностью выбираются, то там 10 миллионов осталось, то там 1 миллион остался. Начнём с базы - всё-таки мы не зря спрашивали. Всемирная организация здравоохранения чётко говорит: если вы не тратите 6 процентов ВВП на здравоохранение, у вас здравоохранение, мягко говоря, несовременное, не отвечает современным требованиям вообще. И несмотря на мнение содокладчика о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение... Мы можем их посмотреть в цифрах, давайте посмотрим: мы будем тратить в этом году, в условиях беспрецедентного роста, порядка 4 процентов ВВП - да, это, может быть, лучше, чем в 2019 году, когда было 3,4 процента, или в 2018 году, когда было 3,1 процента, но этого крайне недостаточно. Из ситуации острого недофинансирования мы переходим в ситуацию подострого недофинансирования. И не зря Николай Иванович говорил про частный вклад, про необходимость вкладываться гражданам. 4 триллиона с небольшим сегодня мы возьмём - это все государственные источники: это федеральный бюджет, это фонд обязательного медицинского страхования, это региональные бюджеты, и 2 триллиона - это средства граждан. Посчитайте: две трети тратит государство, треть граждане тратят. И не потому, что они хотят в комфортных условиях существовать, как сказал Борис Давыдович. Опять же: "Растет благосостояние граждан" - не растёт, оно падает, это официальная статистика, последние шесть лет падают доходы граждан. Но растёт их вклад в оказание медицинской помощи, их частный вклад, регулярно растёт, постоянно растёт и достигнул, ещё раз говорю, трети всей суммы, которая тратится на здравоохранение. То есть в Российской Федерации, так же как и во всем мире, 6 процентов ВВП тратится на здравоохранение, но только 4 процента - это государственные средства, а 2 процента - это средства граждан. Это совершенно неправильно на фоне падения доходов, на фоне того, что большинство услуг, которые оказываются за деньги, - это услуги, которые предусмотрены в программе государственных гарантий и должны быть предоставлены бесплатно. Теперь к сути законопроекта. Что предлагается концептуально? Концептуально предлагается оказывать всю медицинскую помощь бесплатно. То есть, я напомню, есть базовая программа, она сегодня существует и так, относительно, более или менее финансируется, в структуре ОМС, и есть небазовая программа, которую предлагается финансировать дополнительно. Я прошу добавить время - я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КУРИННЫЙ А. В. В программе госгарантий есть небазовая часть, это то, что регионы должны за свой счёт тянуть: психиатрическая помощь, фтизиатрическая помощь - это заболевания туберкулёзом, - наркологическая помощь. Всё это идёт за счёт бюджетов регионов, где сегодня колоссальный дефицит: он был в районе 70-80 миллиардов, в этом году порядка 35-40 миллиардов рублей. В каком состоянии сегодня находятся психиатрические клиники, в каком состоянии находятся сегодня противотуберкулёзные клиники, я думаю, вам известно: полнейший развал в большинстве регионов, самое последнее внимание на них обращается. Естественно, если в этих условиях они будут находиться дальше, этот вид помощи у нас окончательно загнётся. А смертность от того же туберкулёза у нас в 2 раза выше, чем в Европе, и речь здесь не только о климатических условиях и не столько о климатических условиях. Смертность вообще от инфекционных заболеваний у нас в 3 раза выше, чем в Европе, - это тоже характерный показатель состояния здоровья. Возвращаюсь к неким претензиям к страховым организациям: мы считаем, наша фракция считает, что страховым организациям вообще не место сегодня в системе оказания медицинской помощи, это просто паразиты и посредники. Сколько на них тратится денег? Вчера нам на заседании комитета сказали, что 21-22 миллиарда, по данным экспертов - порядка 30 миллиардов рублей, в любом случае сумма огромная! Эта сумма не должна тратиться в принципе, потому что территориальные фонды, которые должны быть выстроены в одну государственную модель, должны и функции экспертизы, и сервисные функции взять на себя полностью. Медицинская помощь в Российской Федерации должна оказываться централизованно, должна оказываться одинаково, независимо от места проживания человека и независимо, скажем так, от его доходов. По поводу той суммы, о которой Федот Семёнович говорит, о 900 миллиардах рублей. На самом деле есть экспертная оценка: чтобы достигнуть 5 процентов ВВП, в ближайшую пятилетку каждый год нам необходимо добавлять порядка 700-720 миллиардов рублей государственных расходов на здравоохранение. Это минимум миниморум, что называется, самый нижний уровень для того, чтобы система могла существовать, могла дышать, поэтому цифра 720 миллиардов рублей - это сумма, которую надо добавлять в течение года, - приведена здесь абсолютно чётко. На что она должна пойти? Рассчитано, на что она должна пойти: на решение самых острых проблем здравоохранения, прежде всего кадровой проблемы, на повышение оплаты труда. К большому сожалению, несмотря на колоссальные деньги, на оплату труда ни в национальном проекте, ни в последнем проекте, касающемся первичной медицинской помощи, ничего не предусмотрено либо предусмотрены крохи. Сегодня нам предлагают изменить окладную часть, повысить окладную часть в зарплате медиков, и тогда вроде бы мы на что-то выйдем - не выйдем! Если фонд оплаты труда останется прежним, а именно это и произойдёт, если мы ничего не поменяем в течение ближайшей пятилетки, повышая окладную часть, придётся снижать стимулирующие выплаты либо компенсационные. Это приведёт - надо говорить честно - к обману медиков, это приведёт к новой волне протестов, массовых увольнений и всему, что с этим связано. Минимум 300 миллиардов рублей сегодня необходимо добавлять на зарплату, на её реальное повышение - не на то повышение, которое произошло с "оптимизацией", с сокращением, в результате чего теперь там, где раньше работало два специалиста, работает один специалист, он получает зарплату выше в 2 раза, потому что и работы выполняет в 2 раза больше, порой вздохнуть не может нормально, я уж не говорю о заполнении всей необходимой документации, в отпуск уйти не может нормально. Я уже рассказывал случай, как я приехал в районную больницу, где хирург не может выехать из своего района по пять, по шесть лет, в отпуске просто реально не бывает, потому что его некем заменить, могут привезти больного и дёргают в любой момент. И естественно, у них психические перегрузки, естественно, колоссальные психологические нагрузки, но всё это адекватно не компенсируется сегодня из фонда оплаты труда и не будет компенсироваться в том варианте, который предлагает правительство. Далее, льготное лекарственное обеспечение, а точнее, тотальное лекарственное страхование, лекарственное обеспечение. Без этой меры, без обеспечения всех граждан, независимо от места проживания и доходов, необходимыми лекарствами за счёт государства, я подчеркну, не будет никакого возраста дожития 78 лет к 2024 году и 80 лет к 2030 году (а это абсолютно чёткая, рассчитанная и применяемая во всём мире мера). В связи с этим мы поддержим данный законопроект как концепцию. Повторяю, в нём много ошибок, много недоработок, но его можно при желании исправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Косяненко Евгений Викторович, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КОСЯНЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на закрепление принципа бесплатности для граждан любого вида медицинской помощи. Для этого авторы предлагают изменить порядок финансового обеспечения программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, дополнив её дополнительными программами обязательного медицинского страхования, финансируемыми за счёт средств федерального бюджета. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" исходит из необходимости обеспечения достижения приоритетных национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации в указе № 204, - обеспечения устойчивого роста численности населения России и повышения ожидаемой продолжительности жизни. Определяющая роль в достижении этих целей принадлежит здравоохранению. В трёхлетнем бюджете на 2020-2022 годы заложены предпосылки для улучшения финансового обеспечения здравоохранения. Государственные расходы на здравоохранение из всех источников в этом году возрастут на 17 процентов к уровню 2018 года и составят 4 триллиона 90 миллиардов рублей, а к 2022 году превысят 4,4 триллиона рублей. Продолжится реализация национального проекта "Здравоохранение". Всего с 2019 по 2024 год запланировано выделить более 1,7 триллиона рублей из федерального бюджета, региональных бюджетов, государственных внебюджетных фондов. В прошлом году Президентом Российской Федерации был проведён целый ряд совещаний по развитию первичного звена здравоохранения. 31 октября было проведено заседание президиума Государственного совета, даны важнейшие поручения. На реализацию поручений президента по итогам заседания президиума Госсовета надлежит выделить до 2024 года не менее 550 миллиардов рублей из федерального и региональных бюджетов в соотношении 90 к 10. Кроме того, субъектами разработаны проекты региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, которые начнут реализовываться с 1 июля этого года. Таким образом, вопросы расширения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и их финансового обеспечения последовательно решаются. Концепция законопроекта не согласуется с действующим законодательством, он экономически не обоснован. В случае его принятия в значительной степени усложнится взаимодействие между участниками процесса обязательного медицинского страхования. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Нам вот здесь коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сказали о том, что в стране достигнут беспрецедентный уровень финансирования медицины. Нет, ну конечно, если историю страны мерить начиная только с 1991 года, то можно найти и не такие рекорды, но история нашего Отечества имеет всё-таки более глубокие корни. Если мы посмотрим хотя бы чуть глубже, то увидим, что в Советском Союзе уровень финансирования медицины был не в пример выше: в 1975 году - это был золотой век СССР - доля затрат на здравоохранение составляла 6,8 процента национальной экономики, а сегодня мы говорим про 4 процента, то есть в Советском Союзе затраты на медицину были качественно выше. Вообще же в современном мире меряют не миллиардами долларов, евро, или рублей, или юаней, или тугриков, а меряют именно отношением объёма затрат на то или иное направление, будь то оборона, здравоохранение, образование или инфраструктура, именно к объёму экономики страны. В этом контексте такие сравнения крайне показательны, и самым ярким примером тому является средняя продолжительность жизни людей. Царская Россия, где тоже ведь были какие-то медицинские центры и какую-то систему здравоохранения пытались создавать, по продолжительности жизни населения отставала от Франции, Швеции лет так на десять-двенадцать. В Советском Союзе этот разрыв сократили до трёх-четырёх лет - не полностью, но существенно сделали меньше. В современной России разрыв между продолжительностью жизни российского гражданина и европейца достиг тех же размеров, что было до революции 1917 года, то есть порядка 10-12 лет. Где мы были 100 лет назад, там мы сегодня и оказались, и с тем подходом к отношению расходов на здравоохранение к национальной экономике, который сегодня мы демонстрируем, примерно то же самое будет и дальше. Расходы на медицину по отношению к экономике выше не только в странах ОЭСР, Евросоюза (во Франции - 9 процентов, у нас, повторю, 4 процента), но и подчас в странах третьего мира: в Алжире порядка 5 процентов национальной экономики, в ЮАР - 4,5 процента, у нас... Мы героически вышли на отметку 4 процента, что ниже, чем в Южной Африке (включая чёрное население, не говоря уже о белом), что ниже, чем в Алжире, что ниже, чем в Восточной Европе - в Болгарии, в Польше, в Венгрии и так далее. Вот предмет национальной гордости возник в рамках сегодняшней дискуссии. Кстати, происходящее напрямую, безусловно, отражается и на национальной экономике. Ну, известная история: если корову много доить и мало кормить, то это ничем хорошим не закончится - но это же к людям тоже относится. Есть исследования, в соответствии с которыми жадность российских корпораций, не желающих платить налоги по эту сторону границы, приводит к тому, что российские работники уходят из жизни намного раньше, по смертности наша страна, повторю, на 103-й позиции в мире среди 200 стран, которые существуют на этой планете, и экономика ежегодно теряет порядка 12 триллионов рублей. Я не говорю уже ни про гуманизм, ни про отношение к людям, ни про какие-то этические вещи - даже если подходить к делу чисто с точки зрения прагматики и наживы: вот эта экономия на людях несёт в себе прямое отрицательное отношение к росту ВВП и к прочим показателям, которыми обычно жонглирует российское правительство с этой трибуны вместе с правящей фракцией. Следующая вещь. Почему так происходит? Вот нам говорят, что основа всего - это страховая медицина. При этом, правда, 20 лет назад российских работников загнали в совершенно рабское положение, когда, если человек чем-то недоволен, его сразу можно спокойно выкинуть с работы, когда запрещены забастовки, когда резко ограничены в своих правах профессиональные союзы, в итоге огромная часть российских работников вымыта в неофициальную занятость - и государство это никак не компенсирует из своего бюджета. Возьмём фонд медицинского страхования на 2020 год. Доля вкладов, которые в фонд ОМС идут со стороны российских работников, составляет 1,3 триллиона. При этом в стране проживает 146 миллионов, а людей работоспособного возраста, грубо, порядка 76 миллионов, вычитая безработных. Казалось бы, если 1,3 триллиона в фонд ОМС дают официально российские работники, то за неработающее население тоже должно прийти 1,3 триллиона - но приходит не 1,3 триллиона, а приходит 700 миллиардов рублей, вдвое меньше. То есть государство вдвое недодаёт денег за неработающее население. А при этом надо иметь в виду, что, по оценкам актуарного отдела Пенсионного фонда (а где Пенсионный фонд, там, понятно, медицинский), официально отчисления регулярно, ежемесячно в страховые фонды проводит не более чем 45 миллионов человек - потому что ещё миллионов так тридцать выкинуто либо целиком в чёрную занятость, либо в условия, когда человек официально получает этот "гигантский" минимальный размер оплаты труда 12 тысяч, а остальное - втеневую. То есть фактически затраты на здравоохранение в стране качественно недофинансируются. Да, население отчасти это недофинансирование оплачивает из своего кошелька, но здесь же есть классовая разница: человек, у которого заработная плата 20-25 тысяч рублей, не в состоянии платить в том числе за здравоохранение. Люди погружаются в кредиты - сумма кредитов достигла отметки уже почти 17 триллионов рублей, - но людям начинают активно отказывать в кредитах: порядка 60 процентов заёмщиков уже получает от банков отказы. Нам здесь говорят о том, что частично затраты на медицину люди компенсируют за счёт собственных доходов, - но компенсирует верхушка, которая не хочет, конечно, неделями, месяцами стоять в очередях к профильным специалистам и поэтому что-то делает за счёт собственных доходов, а обычные люди не в состоянии это делать. Огромное недофинансирование системы здравоохранения повлекло за собой избиение кадров. Даже по оценкам Правительства Российской Федерации, а конкретно Голиковой, сделанным в прошлом году, в стране не хватает 250 тысяч специалистов: 40 тысяч врачей и свыше 200 тысяч - среднего и младшего медицинского персонала. И кстати, очевидно ведь, что необходимо президентский указ о заработной плате относить и к младшему медицинскому персоналу - не только к врачам и среднему медперсоналу. Очевидно, что необходимо возвращать медсестёр из технических сотрудников, куда их всех загнали, обратно в категорию медсестёр. Всё это требует качественно другого финансирования, поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает с очень простым законопроектом: раз российское государство не хочет и не может заставить бизнес легализовать занятость, обеспечивая тем самым полноценное насыщение фонда ОМС, государство обязано профинансировать здравоохранение, как действительно своё полноценное обязательство, в полном объёме, исходя из того, что делалось в Союзе и делается в развитых странах мира - и делается за счёт бюджета. И разумеется, при этом надо отсекать частные фирмы от любых финансовых проводок между бюджетными деньгами и государственными поликлиниками и больницами - это к теме частных медицинских страховых компаний, которых в отрасли быть не должно. Предлагаемый данный законопроект - это позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. Антон Юрьевич, от фракции? От фракции. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы поделиться своим опытом. В моём регионе, в Новгородской области, был проведён эксперимент: при помощи губернатора, благодаря его личным усилиям в регион была заведена частная медицинская компания. Они сказали, что смогут за счёт своего ресурса поднять региональную медицину на качественно новый уровень. При этом они открыли одну поликлинику в посёлке Панковка (это рядом с Великим Новгородом) - с помпой, с разрезанием ленточки и так далее, но проработала она всего несколько дней. Затея была такая: они будут принимать граждан по полисам ОМС, предоставлять медицинские услуги. Но проблема в том, что они не все услуги по полису ОМС готовы были предоставлять гражданам и людям пришлось разрываться между обычной поликлиникой и новой, частной структурой, которая, очевидно, как любая коммерческая структура, была заинтересована в зарабатывании денег. В итоге этот эксперимент не получился: районные поликлиники фактически лишились государственной поддержки, поскольку ставка была сделана на частную медицину, и врачи начали оттуда разбегаться, а частная структура не получила достаточного количества пациентов, для того чтобы окупить свою деятельность. Из этого можно сделать вывод, что допускать частные компании в полном формате на рынок медицинских услуг сейчас пока преждевременно, потому что действующая система здравоохранения, учреждения здравоохранения фактически не смогут конкурировать с новыми, частными компаниями, а те, даже имея деньги, имея ресурсы, всё равно не смогут обеспечить себе окупаемость. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем, что в первую очередь нужно укреплять именно бесплатную медицину, расширять, а не сокращать перечень медицинских услуг, которые оказываются по полису ОМС, и только после того, как мы укрепим все наши учреждения здравоохранения, медицинские бюджетные учреждения, можно уже будет думать о том, чтобы допускать в полном формате частные компании на рынок медицинских услуг. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, заключительное слово - Федот Семёнович. Депутату Тумусову включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги, я прежде всего хотел бы поблагодарить вас за заинтересованное и профессиональное обсуждение нашего законопроекта. И, как бы парадоксально это ни звучало - правящая партия, конечно, будет по-своему голосовать, - данный законопроект свою роль в какой-то степени выполнил. Три с половиной года назад мы заострили внимание на проблеме здравоохранения, а сегодня проблема здравоохранения - это проблема номер один для страны и уже пошло движение со стороны руководства страны, поэтому мы считаем, что актуальность данного законопроекта никуда не исчезла, а те замечания и предложения, которые сегодня прозвучали и есть у коллег, могут быть ко второму чтению учтены. Ещё раз подчёркиваю: предлагаю поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борису Давыдовичу Менделевичу, содокладчику, включите микрофон. МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д. Уважаемые коллеги, я тоже хотел бы поблагодарить всех выступавших за такую профессиональную дискуссию и пригласить всех заинтересованных лиц к участию в продолжении данной дискуссии на площадке Комитета Государственной Думы по охране здоровья. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 48 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 268
О проекте федерального закона № 386-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с болезнью докладчика 7-й вопрос просим перенести на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 7-й - перенос.
Коллега Емельянов предлагает перенести рассмотрение 7-го вопроса на более позднее время. Нет возражений? Нет. Принимается. Полномочный представитель правительства Синенко Александр Юрьевич предлагает перенести рассмотрение 5-го вопроса на 21-е число. Нет возражений? Нет. Принимается. Коллега Коломейцев предлагает перенести рассмотрение 9-го вопроса на следующую неделю. Мы определимся в рамках заседания Совета, в какой день это будет, если вы не называете. Нет возражений? Нет. Принимается.