Заседание № 231

23.05.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385898-4 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах" (в части, касающейся порядка финансирования мер социальной поддержки ветеранов труда, награждённых ведомственными знаками отличия в труде).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6673 по 7058 из 7783
Пункт 15. Ильдар Ирекович Гильмутдинов по поручению Государственного Совета     
Республики Татарстан доложит нам проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах". Пожалуйста, Ильдар     
Ирекович.                                                                       
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию            
представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10        
Федерального закона "О ветеранах", внесённый в Государственную Думу             
Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной           
инициативы Государственным Советом Республики Татарстан.                        
                                                                                
Данный законопроект разработан во исполнение поручения Президента Республики    
Татарстан Минтимера Шаймиева, который на заседании Государственного совета      
Российской Федерации 21 июля 2006 года поднял вопрос о нарушении принципа       
самостоятельности бюджетов, так как расходные обязательства субъектов           
Российской Федерации возникают в результате решений, принимаемых                
исключительно федеральными государственными органами. В качестве конкретного    
примера была приведена реализация Федерального закона "О ветеранах", в          
соответствии с действующей редакцией которого финансирование мер социальной     
поддержки ветеранов труда отнесено к расходным обязательствам субъектов         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
По закону ветеранами труда при необходимом трудовом стаже признаются лица, не   
только награждённые орденами и медалями либо удостоенные почётных званий СССР   
или Российской Федерации, но и лица, награждённые ведомственными знаками        
отличия в труде. Количество последних среди лиц, которым присваивается статус   
ветерана труда, значительно и постоянно возрастает. Так, в Республике           
Татарстан в 2005 году из лиц, получивших статус ветерана труда, более 30        
процентов - это девяносто тысяч триста пятьдесят человек - составляют именно    
граждане, награждённые только ведомственными знаками отличия. При этом          
ведомственные знаки отличия в труде учреждаются федеральными органами           
самостоятельно, и награждение этими знаками производится также без участия      
государственных органов субъектов Российской Федерации, без учёта их мнения.    
Решения, принимаемые федеральными органами по награждению ведомственными        
знаками, влекут за собой существенные расходы бюджетов субъектов Федерации.     
На финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, имеющих только      
ведомственные знаки отличия в труде, только по Татарстану дополнительная        
нагрузка составляет - вдумайтесь! - 531 миллион рублей в год.                   
                                                                                
Президент Российской Федерации обратил внимание на необходимость                
дополнительного урегулирования вопросов разграничения полномочий между          
различными органами власти, поскольку если федеральный орган принимает          
какое-то решение, исполнять которое должен регион, то федеральный центр         
должен либо направлять для осуществления этого решения средства, либо           
указывать источники финансирования, иначе действовать нельзя.                   
                                                                                
В целях устранения имеющегося в федеральном законодательстве несоответствия     
принципов распределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами     
разработан настоящий законопроект. Он предусматривает внесение изменения в      
пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" в части обеспечения мер     
социальной поддержки ветеранов труда, награждённых ведомственными знаками       
отличия в труде и имеющих необходимый для назначения пенсии по старости или     
за выслугу лет трудовой стаж, за счёт софинансирования мер социальной           
поддержки из федерального бюджета путём предоставления бюджетам субъектов       
Российской Федерации субсидий. Тем самым Российская Федерация компенсирует      
расходы субъектов Федерации по предоставлению ими социальной поддержки данной   
категории граждан.                                                              
                                                                                
Данную законодательную инициативу поддержали законодательные                    
(представительные) органы государственной власти тридцати четырёх субъектов     
Российской Федерации, а также комитеты и комиссии по социальной политике        
законодательных органов государственной власти восьми субъектов Российской      
Федерации. Хотел бы напомнить, что в том заключении, которое представлено       
Правительством Российской Федерации, хотя оно его не поддерживает, не           
говорится о содержательной части законопроекта, говорится, что исходя из        
финансово-экономического обоснования принятие законопроекта потребует           
выделения дополнительных средств из федерального бюджета, в связи с чем         
необходимо учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской          
Федерации, определяющие условия финансирования расходов, не предусмотренных в   
бюджете. Поэтому они полагают, что необходимо вносить изменения в Бюджетный     
кодекс. Но проблема остаётся, она не решена. Уже ряд регионов, где-то           
четыре-пять регионов, до этого тоже вносили аналогичные законопроекты, но       
только по-другому формулировали. Вопрос не решён, поэтому, уважаемые депутаты   
Государственной Думы, прошу поддержать законодательную инициативу               
Государственного Совета Республики Татарстан.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад от комитета. Юрий Николаевич Родионов,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОДИОНОВ Ю. Н., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом,             
рассматриваемым сейчас, предлагается внести изменение в закон "О ветеранах",    
дополнив его новым положением, обязывающим Российскую Федерацию обеспечивать    
софинансирование мер социальной поддержки ветеранов труда путём                 
предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на              
финансирование мер социальной поддержки лиц, награждённых ведомственными        
знаками отличия в труде, исходя из их фактической численности.                  
                                                                                
Согласно действующему законодательству решение вопросов социальной поддержки    
ветеранов труда осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации   
самостоятельно, за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, а меры   
социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами        
именно субъектов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Вместе с тем следует отметить, что ежегодно в рамках реализации федерального    
бюджета из Федерального фонда софинансирования социальных расходов выделяются   
средства в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов    
Российской Федерации на осуществление мер социальной поддержки ветеранов        
труда. Так, в 2005 году было выделено 11 миллиардов рублей, в 2006 году - 7     
миллиардов рублей, в 2007 году - 12 миллиардов. В проекте закона "О             
федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" запланировано: в      
2008 году - 12 миллиардов 900 миллионов рублей, в 2009 году - 13 миллиардов     
777 миллионов рублей, в 2010 году - 14 миллиардов 672 миллиона рублей, то       
есть наблюдается положительная тенденция.                                       
                                                                                
Одной из составляющих, определяющих размер субсидий, является численность       
соответствующей категории ветеранов, в частности ветеранов труда, а также       
недостаточность собственных средств для покрытия расходов на осуществление      
мер социальной поддержки данной категории ветеранов. В представленном           
законопроекте предусматривается установить обязанность Российской Федерации в   
обеспечении софинансирования мер социальной поддержки, предоставляемых только   
ветеранам труда, награждённым ведомственными знаками отличия в труде, а не      
всем ветеранам труда, как это осуществляется в настоящее время. При этом не     
все ведомственные знаки, учреждённые федеральными органами государственной      
власти, являются ведомственными знаками отличия в труде. У нас, в               
Государственной Думе, из всего спектра наград и знаков только три являются      
знаками отличия за труд. То есть органы исполнительной власти субъектов         
Российской Федерации при принятии решения о присвоении звания "Ветеран труда"   
лицам, награждённым ведомственными знаками, могут обратиться в орган,           
учредивший ведомственный знак, и узнать, является ли конкретный знак именно     
ведомственным знаком отличия в труде, учитываемым при присвоении звания         
"Ветеран труда".                                                                
                                                                                
В Российской Федерации обеспечивается финансирование мер социальной поддержки   
ветеранов труда, в том числе и награждённых ведомственными знаками отличия,     
то есть законодательством Российской Федерации созданы условия для              
осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации    
закреплённых за ними полномочий. Полагаем, некорректно говорить о том, что      
меры социальной поддержки данной категории ветеранов являются только            
расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.                      
                                                                                
На данный законопроект поступили отзывы из шестидесяти четырёх субъектов        
Российской Федерации: поддерживают - пятьдесят четыре, против - семь, не        
выразили своё мнение три субъекта Федерации.                                    
                                                                                
Правительством Российской Федерации данный проект федерального закона не        
поддерживается. Комитетом Совета Федерации по социальной политике               
законопроект не поддерживается.                                                 
                                                                                
Комитет считает принятие указанного законопроекта нецелесообразным и            
рекомендует отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Прошу поддержать    
мнение нашего комитета.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Кибирев Борис Григорьевич и Гайнуллина   
Фарида Исмагиловна, два вопроса. Пожалуйста, Борис Григорьевич.                 
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Юрий Николаевич, ваш      
комитет, в котором вы заместитель председателя, - это главный радетель          
интересов ветеранов в Думе. 122-й закон отменил федеральный статус ветерана     
труда, но установил порядок... следующий закон установил порядок, предоставил   
право субъектам самим решать вопросы, законодательно принимать решение о        
присвоении звания "Ветеран труда". Восемьдесят девять субъектов у нас в         
России. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: сколько из этих субъектов        
учредили своим законом порядок присвоения, сколько не учредили? И вот из        
числа тех, которые не учредили, назовите три субъекта, которые не учредили.     
                                                                                
РОДИОНОВ Ю. Н. Все субъекты учредили, но только разная степень поощрения и      
разная степень поддержки ветеранов. Есть в некоторых субъектах, я знаю даже     
по ветеранам военной службы... хуже, чем в других субъектах Федерации, было в   
Челябинске, сейчас они исправляют это.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Не надо дополнительно задавать вопросы.                                         
                                                                                
Фарида Исмагиловна Гайнуллина.                                                  
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Юрий Николаевич, я вопрос хочу задать, и, возможно, я          
сформулирую и поручение всё-таки.                                               
                                                                                
Пятьдесят четыре субъекта поддержали данный законопроект. Более того,           
признаюсь вам, я от начала до конца разбиралась с этой проблемой. Юрий          
Николаевич, если примитивно, то речь идёт о том, что... например, федеральные   
ведомства присуждают звание заслуженного юриста Российской Федерации, и оно     
есть в перечне правительства, в соответствии с которым за особые заслуги        
перед Отечеством, перед Родиной присуждается звание "Ветеран труда". Но         
принимает решение федеральный орган, федеральная структура, а выплачивает,      
поскольку в перечне находится на звание ветерана труда, субъект.                
                                                                                
Коллеги, Юрий Николаевич, я и с Николаем Дмитриевичем уже говорила, проблема    
очевидна. Я согласна с вами, что есть софинансирование на эти цели, но суть     
этого... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Но суть этого закона не в нормативах, а в фактической          
стороне.                                                                        
                                                                                
Поэтому я одновременно вношу предложение. Ну, пятьдесят четыре субъекта         
поддерживают, уже восемь или девять инициатив было - значит, проблема           
существует, это очевидно. Я прошу просто моё выступление считать как бы         
протокольным поручением вашему комитету дополнительно рассмотреть, изучить      
этот вопрос и внести предложение. Возможно, постановлением правительства надо   
решать, возможно, порядок присвоения званий ведомствами Российской Федерации    
изменить, по согласованию с субъектами что-то там ввести, но проблема           
очевидна, Юрий Николаевич.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РОДИОНОВ Ю. Н. Фарида Исмагиловна, вопрос правомерен, но речь о том, что        
сейчас уже идут дотации и на это тоже, ведь Минфин нам отвечает: мы учитываем   
исходя из количества. А вы правы в том, что у нас одно только Министерство      
транспорта установило двадцать знаков, и на местах работники социальной сферы   
не знают, какой знак есть, какого нет.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОДИОНОВ Ю. Н. Да, не знают, кадровики посылают запрос, диплом действителен     
или нет, то же самое...                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос.                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Юрий Николаевич, вот я был в одном субъекте, ко мне обратился    
избиратель и говорит: я родился в 47-м году, работать пошёл в 67-м году.        
Сорок лет у меня рабочего стажа получается, в 2007 году мне шестьдесят лет      
исполняется, я хочу на пенсию пойти. Он идёт в субъект, говорит: мне            
ветеранскую книжечку дайте какую-нибудь, а ему говорят: нет, ты ещё должен      
был в годы войны поработать. Он говорит: да я не родился тогда ещё! Может, я    
не понимаю чего-нибудь?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос-то в чём?                                          
                                                                                
РОДИОНОВ Ю. Н. В чём вопрос?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Опять нет вопроса. Спасибо.                               
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Он сорок лет проработал, сорок лет...                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон.                                       
                                                                                
Это не предмет этого закона, во-первых, Олег Александрович. И я вас прошу,      
всё-таки формулируйте вопрос, если вы его задаёте.                              
                                                                                
Коллеги, вопросы все задали. По ведению - Иванов Сергей Владимирович.           
                                                                                
Присаживайтесь, Юрий Николаевич.                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Любовь Константиновна, но на вопрос же минута даётся?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Вы, пожалуйста, тогда иногда нам тоже продляйте, если времени не   
хватает. У Фариды Исмагиловны практически выступление было.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что она внесла конструктивное предложение.       
Действительно, нам прислушаться надо к этому, мы неоднократно делаем...         
Хорошо, я учту это предложение, да.                                             
                                                                                
Кто хотел бы выступить? По две минуты тогда, пожалуйста: Бадалов, Останина и    
Кибирев. И я предлагаю, пока мы не начали выступления, продлить работу до       
окончания рассмотрения повестки. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              282 чел.62,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    282 чел.                                          
Не голосовало                 168 чел.37,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Нина Александровна Останина, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, честно говоря, я предполагала, что            
выступление Юрия Николаевича будет отличаться от официального письменного       
заключения комитета, но, к сожалению, этого не случилось и по-прежнему          
ветераны названы дополнительной нагрузкой на бюджет. Я считаю, что эти люди     
заслужили право на особое отношение к ним государства и право на то, чтобы из   
государственного бюджета выделялись деньги в связи с вот этим особым            
отношением. Мне, честно говоря, стыдно, когда ко мне приходит шахтёр, имеет     
три ордена Славы и не имеет права на получение дополнительной пенсии.           
                                                                                
Поэтому я считаю, что в любом случае мы должны проголосовать за этот            
законопроект. Более того, действительно права здесь Фарида Исмагиловна:         
пятьдесят четыре региона высказались за и только один Комитет по делам          
ветеранов, подчёркиваю, высказался против этого законопроекта.                  
                                                                                
Хотя расход средств из федерального бюджета не так уж и велик - 22 миллиарда    
рублей, правительство просит указать источник. Да он несколько последних лет    
один и тот же - Стабилизационный фонд, тем более, что в послании президент      
сказал о возможности распечатывания этого фонда для того, чтобы направить       
деньги на социальные расходы.                                                   
                                                                                
Я тоже вношу конструктивное предложение и прошу вас, Любовь Константиновна,     
как председательствующего, учесть его: опубликовать официальное заключение      
Комитета Государственной Думы по делам ветеранов в "Парламентской газете" и     
разослать это официальное заключение во все региональные отделения              
ветеранских организаций.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Григорьевич Кибирев, две минуты тоже.               
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации поддерживает этот     
законопроект, поддерживает по той причине, что моральная и материальная         
поддержка ветеранов государством - это выгодно экономике: все остальные будут   
лучше работать, и это достойное отношение к самим ветеранам.                    
                                                                                
У нас очень большая путаница, кто такой ветеран, что ему положено, а что нет.   
У нас численность ветеранов в Российской Федерации сокращается, потому что по   
122-му закону присвоения звания на федеральном уровне больше нет. Их осталось   
одиннадцать с половиной миллионов, значит, дальше будет всё меньше, меньше и    
меньше.                                                                         
                                                                                
Государство, к большому сожалению, очень плохо заботится о своих ветеранах. Я   
уже говорил, повторяться не имею возможности, что потеряли ветераны труда       
федерального уровня, но скажу про то, что имеется сейчас. У нас пенсия на 25    
процентов восполняет выпадающие доходы. Сегодня в "Парламентской газете"        
опубликован прогноз нашего министра финансов Кудрина о том, что у нас скоро     
будет 20 процентов восполнения, а международный стандарт - 40 процентов. У      
нас на санаторно-курортное лечение в этом году выделено 7 миллиардов рублей,    
в прошлом году было 9,5, то есть на 25 процентов меньше. И это при условии,     
что федеральный бюджет - плюс 38 процентов. И так далее, и так далее.           
                                                                                
Многие субъекты Российской Федерации имеют хорошую практику поощрения своих     
ветеранов, тот же Татарстан. Я мог бы с уважением говорить на эту тему о        
Краснодарском крае: масса званий на уровне края, что даёт возможность краю      
присваивать на этих условиях звание "Ветеран труда" и поощрять людей. Но у      
субъектов, конечно, денег не хватает. И те небольшие субсидии, которые          
получают сегодня субъекты, абсолютно не покрывают этой потребности. Давайте в   
поправке напишем, что софинансирование - не менее 50... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста.                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. А я же вроде не записывался, Любовь Константиновна.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не записывались, хорошо. Вы так жестикулируете...         
Ощущение такое, что вы просите слова.                                           
                                                                                
Бадалов, пожалуйста.                                                            
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                         
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "Справедливая Россия - "Родина"                      
(народно-патриотический союз)", безусловно, будет поддерживать принятие         
данного законопроекта, потому что прежде всего он справедливый, и               
справедливый по той причине, что актуальность проблемы, которую сегодня перед   
нами ставит Госсовет Татарстана, подтверждается даже тем, что сегодня           
выделяются средства из государственного бюджета на эти цели, на цели как раз    
компенсации. И справедливость заключается в том, что ветераны труда до          
введения 122-го закона определялись постановлением правительства, это люди,     
которые имели определённые заслуги перед федеральным центром, а не только       
перед регионом. И сегодня отдавать на откуп региона или перекладывать на        
плечи региона решение этой проблемы, наверное, несправедливо, потому что это    
люди, которые принесли пользу всей стране в целом, это люди, имеющие статус     
федерального уровня, это почётные работники отраслей, имеющие отраслевые        
награды. Там был чёткий порядок, который определялся Правительством             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
И справедливо будет, если мы этот закон сегодня поддержим. Во втором чтении     
можно поправками несколько механизмы скорректировать, и те замечания, которые   
давали наши управления, можно будет учесть.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет.   
Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Кто за то, чтобы принять       
законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.