Заседание № 176

18.06.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385644-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в целях совершенствования порядка финансирования политических партий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2590 по 2838 из 5834
Вопрос 8, о проекте федерального закона № 385644-6 "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О политических партиях". Доклад первого заместителя          
председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных           
организаций Михаила Юрьевича Маркелова.                                         
                                                                                
Прошу.                                                                          
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект   
о внесении изменений в закон "О политических партиях" направлен на              
обеспечение прозрачности финансирования политических партий в целях             
реализации рекомендаций Группы государств против коррупции, данных по итогам    
третьего раунда оценки по теме "Прозрачность финансирования политических        
партий". Законопроект внесён Правительством Российской Федерации.               
                                                                                
В ходе подготовки ко второму чтению была создана рабочая группа, в которую      
вошли бухгалтеры политических партий, были проведены совещания. В результате    
работы комитета и рабочей группы поступило пятнадцать поправок, и вам           
предлагается утвердить - прошу обратить на это внимание - три таблицы           
поправок. Таблица № 1 содержит восемь поправок. Прошу поставить её на           
голосование, если нет вопросов.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы и необходимость вынести какие-то    
поправки из таблицы № 1 на отдельное обсуждение? Нет.                           
                                                                                
Тогда ставится на голосование таблица № 1 с восемью поправками,                 
рекомендуемыми к принятию.                                                      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Таблица № 2 состоит из одной поправки, рекомендуемой комитетом к отклонению.    
Ставлю её на голосование.                                                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Хочу обратить внимание, что есть также таблица № 3, состоящая из шести          
поправок, по которым комитет не смог принять решение. Каждая из этих поправок   
выносится на отдельное голосование и может быть обоснована только автором.      
                                                                                
Поправка 1 депутатов Руденко и Тарнавского. Есть кто-то из авторов? Депутат     
Тарнавский.                                                                     
                                                                                
Прошу включить микрофон.                                                        
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Спасибо, Сергей Владимирович.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, "Не умеешь петь, не пей!" - так в понедельник сказал         
министр иностранных дел Сергей Лавров в адрес своего коллеги из соседней        
страны. Будучи человеком интеллигентным, сказал так по делу, воздал по          
заслугам, поскольку ситуация того требовала, сказал в духе Президента России:   
помните крылатую фразу Владимира Путина о том, что, когда бьют по одной щеке,   
не нужно стремиться подставить другую? К чему я это говорю? Предлагаемая        
поправка, в общем-то, носит тестовый характер, суть её в следующем: ввести      
обязательный аудит не только для крупных, ведущих политических партий, а        
практически для всех. В законопроекте предусматривается, что только крупные,    
парламентские партии должны проходить обязательный аудит, точнее, те партии,    
у которых выручка, или доход, свыше 60 миллионов рублей, - насколько это        
правильно? Да, действительно, с одной стороны, обязательный аудит - это         
дополнительные расходы, но, с другой стороны, аудит для всех - это усиление     
прозрачности в вопросе финансирования политических партий. Тем более, что,      
обращаю ваше внимание, не правительство, не группа депутатов, а сам президент   
на днях внёс законопроект об усилении административной ответственности именно   
в этом вопросе в отношении всех без исключения партий.                          
                                                                                
Нельзя также не вспомнить о поведении в этом зале лидера одной из               
непарламентских партий при обсуждении в ноябре прошлого года вопроса о          
пенсионной реформе: были оскорблены все без исключения парламентские партии -   
напоминаю, все без исключения, и оппозиционные, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - притом     
что у руководителя этой непарламентской партии бизнес по массовой регистрации   
партий и продаже партийных оболочек. Предлагаю этой поправкой ухудшить          
финансовую модель и окупаемость его вложений в этот бизнес.                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы иногда пытаемся закрыть глаза на очевидные вещи,          
сделать вид, что ничего не происходит, и фактически идём по линии двойных       
стандартов. Таких примеров много - скажем, мы заявляем, что боремся с пятой     
колонной, а фактически её поддерживаем. Например, недавно так было расценено    
невыдвижение "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" своего кандидата на губернаторских выборах в      
Кировской области, для того чтобы поддержать действующего и. о. - Никиту        
Белых. А между тем в этом зале во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" целая россыпь         
намного более мощных и авторитетных политиков, начиная с Вячеслава Тимченко,    
заканчивая Игорем Игошиным, - политиков сильных, которых хорошо знают в этом    
регионе. При этом параллельно в Интернете сейчас висит статья базовая:          
"Российскому парламенту крайне необходима мощная патриотическая партия" -       
интервью не с блогером, а с одним из знаковых вице-премьеров российского        
правительства.                                                                  
                                                                                
Коллеги, иногда случаются ситуации, когда, пытаясь сидеть на двух стульях, мы   
можем не удержаться ни на один из них. Давайте об этом не забывать, вне         
зависимости от того, как мы проголосуем за эту поправку - в отношении           
обязательности аудита для подавляющего большинства российских политических      
партий... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Есть необходимость прокомментировать?                                           
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Я не могу комментировать: мнение комитета разделилось 50 на      
50, и поэтому предлагаю палате определиться.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на отдельное голосование поправка 1 из таблицы № 3.                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              134 чел.29,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    134 чел.                                          
Не голосовало                 316 чел.70,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не поддерживается.                                                     
                                                                                
Поправка 2, депутатов Решульского и Шурчанова. Есть кто-то из авторов в зале?   
Сергей Николаевич, будете обосновывать поправку 2? Нет.                         
                                                                                
Ставится на отдельное голосование поправка 2 из таблицы № 3.                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не поддерживается.                                                     
                                                                                
Поправка 3 из таблицы № 3, авторы те же. Есть необходимость обосновать,         
Сергей Николаевич? Нет.                                                         
                                                                                
Голосуем по поправке 3.                                                         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не поддерживается.                                                     
                                                                                
Поправка 4, те же авторы. Есть необходимость в обосновании? Нет.                
                                                                                
Ставится на отдельное голосование поправка 4 из таблицы № 3.                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               79 чел.17,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     79 чел.                                          
Не голосовало                 371 чел.82,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не поддерживается.                                                     
                                                                                
По 5-й поправке будет дополнительное обоснование авторов? Нет.                  
                                                                                
Голосуем по поправке 5 из таблицы № 3.                                          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     81 чел.                                          
Не голосовало                 369 чел.82,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Поправка 6 из таблицы № 3, авторы те же. Есть необходимость в дополнительном    
обосновании? Нет.                                                               
                                                                                
Голосуем по поправке 6.                                                         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     81 чел.                                          
Не голосовало                 369 чел.82,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не поддерживается.                                                     
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
Михаил Юрьевич, прошу только быстро, если можно.                                
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект   
прошёл все необходимые процедуры, юридико-техническую и лингвистическую         
экспертизы, получено положительное заключение. В случае принятия                
законопроекта во втором чтении просьба поставить на голосование в третьем       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4497 по 4528 из 5834
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О политических партиях".                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем.   
Будут ли выступления по мотивам? Нет.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              436 чел.96,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4549 по 4555 из 5834
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, извините, пожалуйста, что-то не     
сработало.                                                                      
                                                                                
Для стенограммы: по вопросу 8 депутат Савельев в обоих чтениях голосовал за.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть, вопрос 8.                                   
                                                                                

Заседание № 139

14.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385644-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в целях совершенствования порядка финансирования политических партий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3943 по 4372 из 6354
На 16 часов, на фиксированное время, у нас стоит 24-й вопрос порядка работы,    
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
политических партиях". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, заместитель          
министра юстиции Российской Федерации.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                                                     
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Здравствуйте, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляемый        
вашему вниманию проект закона подготовлен во исполнение плана мероприятий по    
реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по итогам    
третьего раунда оценки по теме "Прозрачность финансирования политических        
партий".                                                                        
                                                                                
Основные изменения, которые вносятся законопроектом. Во-первых, предлагается    
ограничить размер суммы вступительных и членских взносов одного члена партии    
максимально возможной суммой пожертвования от одного физического лица. Эта      
предельная сумма пожертвования сейчас установлена законом "О политических       
партиях" в размере 4 миллионов 330 тысяч рублей в год (пункт 8 статьи 30        
действующего закона).                                                           
                                                                                
Во-вторых, конкретизируется порядок использования политическими партиями        
займов и кредитов. Законопроектом вводится предельная, максимально возможная    
сумма кредита или займа, который может быть получен политической партией,       
равная пятикратному размеру суммы ежегодных пожертвований от одного             
юридического или физического лица. Для юридического лица сегодня эта сумма      
составляет 43 миллиона 300 тысяч, то есть размер кредита может составлять до    
216 миллионов рублей примерно, для физического лица эта сумма в десять раз      
меньше - 4 миллиона 330 тысяч рублей. При этом в случае, если обязательства     
по кредитному договору прекращаются не в результате его исполнения (так         
называемое прощение долга), на сумму, остающуюся в распоряжении партии,         
распространяется предусмотренное статьёй 30 закона "О политических партиях"     
положение о пожертвованиях, в том числе требование о возврате пожертвований.    
Данное нововведение согласуется с рекомендациями ГРЕКО, поскольку исключает     
возможность формирования избирательных фондов политических партий за счёт       
средств третьих лиц.                                                            
                                                                                
Ну и в-третьих, вводится обязанность проведения обязательного аудита в          
отношении бухгалтерской финансовой отчётности политических партий в случае      
либо получения госфинансирования, либо получения в течение года пожертвований   
на сумму 60 миллионов рублей и более, либо осуществления расходов на сумму 60   
миллионов рублей и более в течение календарного года. Предлагаемые              
законопроектом критерии отнесения политических партий к субъектам, подлежащим   
обязательному аудиту, соответствуют требованиям, установленным пунктом 1        
статьи 5 закона "Об аудиторской деятельности" в отношении других организаций,   
подлежащих обязательному аудиту, что будет способствовать совершенствованию     
действующей системы контроля за финансовой деятельностью политических партий.   
                                                                                
Принятие предлагаемого закона позволит Российской Федерации пройти процедуру    
оценки, проводимую Группой государств против коррупции.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич, присаживайтесь.                  
                                                                                
С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов.                                
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я тезисно, коротко.    
Этот вопрос касается всех нас, учитывая, что все мы здесь представляем разные   
политические партии.                                                            
                                                                                
Какие новеллы есть в законопроекте? Первое. Вводится предельный размер суммы,   
которую может вносить на партийный счёт член партии.                            
                                                                                
Второе. Вводятся ограничения по суммам, которые партия будет брать в кредит     
или занимать у юридических и физических лиц. Также ограничивается размер        
суммы, которая в качестве пожертвования вносится на счёт политической партии    
как физическим, так и юридическим лицом.                                        
                                                                                
Третье. Предлагается следующее изменение: в обязательном порядке должна         
проводить аудиторскую проверку та партия, которая будет получать                
государственное финансирование, та партия, которая потратила более 60           
миллионов рублей, та партия, которая получила более 60 миллионов рублей.        
                                                                                
И четвёртая новелла - это сокращение срока опубликования итогового              
финансового отчёта Центральной избирательной комиссией.                         
                                                                                
Всё это является результатом рекомендаций, которые были получены от Группы      
государств против коррупции и направлены на придание финансированию             
политических партий прозрачности и открытости.                                  
                                                                                
Комитет рассмотрел все предложенные инициативы, концептуально поддерживает      
законопроект и просит палату поддержать его в первом чтении.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Давайте запишемся на вопросы.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос, Юрий Сергеевич, к вам.                                           
                                                                                
Понятны все эти новеллы, но оцените, пожалуйста, вот что: аудиторская           
проверка для партий, которые представлены своими фракциями в Государственной    
Думе, во сколько будет обходиться в течение каждого календарного года?          
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за ваш вопрос.                                    
                                                                                
Я соглашусь, что, наверное, из всех трёх новелл именно эта, и мы отдавали       
себе в этом отчёт при обсуждении, является наиболее заметной. Мы исходим из     
того, что такая же обязанность возлагается и на всех остальных, так сказать,    
субъектов деятельности. Вообще рынок аудиторских услуг хорошо развит,           
поэтому, наверное, будет какая-то среднерыночная цена. Я затрудняюсь назвать    
цифру, но, повторяю, сейчас рынок этих услуг настолько широкий и хорошо         
развитый, что я не думаю, что это будет очень обременительно для партий.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, исходя из каких критериев        
устанавливались указанные в законопроекте суммы займов, которые партии могут    
брать у физических и юридических лиц, учитывалась ли инфляционная               
составляющая, потому что фактор инфляции неизбежен? Как вы считаете, какие      
законодательные меры сегодня необходимо принять, чтобы исключить возможность    
хождения так называемого чёрного нала (мы знаем, что им пользуются в ходе       
выборных кампаний), чтобы исключить возможность использования чёрных денег,     
нелегальных денег, криминальных денег и так далее?                              
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, Михаил Юрьевич, за ваши вопросы. По первому      
вопросу, что касается этого пятикратного размера взноса. Это было предложение   
ЦИК, с которым мы согласились, потому что у нас не было какой-то особой         
собственной позиции по этому вопросу. Мне показалось, что это, в общем, некая   
величина, которая ещё может быть изменена, при доработке ко второму чтению,     
может быть, следует ещё раз посмотреть, если имеются какие-то претензии.        
                                                                                
По так называемому чёрному налу. Мне кажется, это проблема, которая не          
является уникальной, то есть касается не только партийного финансирования. На   
мой взгляд, как раз в последние годы государство очень многое делает, для       
того чтобы с этой бедой нашей экономики бороться, в том числе и в банковской    
сфере, и в расчётной сфере. Мне кажется, что уже сегодня стоимость подобного    
финансирования, так сказать, существенно увеличилась, и будем надеяться, что    
вот эти действия приведут просто к постепенному вымыванию этого                 
финансирования. Вот эти три основания вытекают из рекомендаций ГРЕКО, поэтому   
именно они и нашли отражение в законопроекте, а чёрный нал - это уже            
отдельная проблема.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Юрий Сергеевич, вопрос состоит из нескольких частей.    
                                                                                
Первая. С тем, что касается парламентских партий, получающих федеральное        
финансирование, и права Минюста организовать проверку, - с этим всё понятно.    
                                                                                
Вторая. Не находите ли вы немножко странным то, что некий аудитор (я пока не    
понял, этот аудитор подбирается Минюстом или партией) проверяет, скажем,        
также и то, что поступает в качестве взносов от коммунистов или от членов       
других партий?                                                                  
                                                                                
И третий момент. Скажите, насколько в законе учтена ситуация, связанная с       
тем, что сейчас десятки и десятки новых партий создаются, но мы далеко не       
всегда знаем источники их финансирования? То есть указан этот предел в 60       
миллионов, а если новая партия покажет 59,9 миллиона? Вот тут есть проблема.    
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за ваши вопросы. Значит, по первому вопросу, по   
соотношению аудита с контролем Минюста. Минюст не анализирует                   
финансово-хозяйственную деятельность. Вообще, задача ГРЕКО - это                
предотвращение отмывания денег, предотвращение коррупции через финансовые       
механизмы, в том числе и через механизмы партий. То есть ГРЕКО не занимается    
партиями как таковыми, как элементом политики, ГРЕКО занимается содействием     
ликвидации коррупции и отмывания денег вообще везде, в том числе и через        
механизмы НКО и партий, поэтому здесь просто два разных предмета контроля.      
                                                                                
Что касается аудитора. Аудитор, как и в любой коммерческой организации, будет   
выбираться партией самостоятельно, и по закону "Об аудиторской деятельности"    
он несёт ответственность за достоверность своего заключения, если               
впоследствии возникают какие-то вопросы по этому заключению, если оно           
составлено с нарушениями, то это уже вопрос ответственности аудитора,           
возможно в том числе лишение его права заниматься аудиторской деятельностью.    
                                                                                
Да, и третий вопрос, по многочисленным партиям. Ну я, честно говоря, не         
думаю, что даже у какой-то мелкой партии объём финансирования будет меньше 60   
миллионов, мне кажется, что партии просто трудно будет, так сказать,            
заниматься своей деятельностью с таким финансированием, но сам численный        
критерий - это критерий из закона "Об аудиторской деятельности", то есть мы     
взяли цифры, которые содержатся в законе "Об аудиторской деятельности" в        
отношении других организаций.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Юрий Сергеевич, скажите, известны ли вам конкретные примеры, когда партии       
получали кредиты на льготных условиях? Это первый момент.                       
                                                                                
И второй момент. Почему бы не поручить аудирование партий Счётной палате? Мы    
видим, что сегодня происходит в банковском секторе, и я вам совершенно          
официально заявляю, что большое количество аудиторских заключений многих        
аудиторских компаний в отношении финансовых учреждений, ну, мягко говоря,       
являются недостоверными. Понимаете, о чём я говорю? Прокомментируйте,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое вам за ваши вопросы, два вопроса, по сути         
говоря. Значит, по первой части, по примерам льготного финансирования. Мне      
лично такие примеры не известны, но сама по себе вот такая кредитная схема -    
это, как вы понимаете, одна из самых распространённых схем предоставления       
непрозрачного финансирования, и не только политическим партиям, потому что      
заключается кредитный или займовый договор, дальше по нему просто не            
происходит обратного исполнения, деньги остаются, а выделялись вроде бы под     
прямое финансирование, но это не совпадает. Поэтому здесь просто таким          
образом пресекается одна из самых распространённых схем финансирования, схем,   
работающих в обход прямого финансирования.                                      
                                                                                
Что касается Счётной палаты, здесь требование именно аудиторской проверки -     
это требования ГРЕКО, поскольку исходят из необходимости некого контроля в      
том числе и партий, как и любых других субъектов оборота, за своей              
деятельностью, поэтому, если бы мы предусмотрели контроль Счётной палаты за     
партиями (при полном понимании и согласии с тем, что вы говорите в отношении    
отдельных аудиторских заключений, повторяю, понятно, что эта проблема           
существует), я думаю, мы просто не выполнили бы рекомендации ГРЕКО, в которых   
прямо сказано об аудиторской проверке. Кроме того, мне кажется, что у Счётной   
палаты немножко другой предмет проверки: она занимается только теми случаями,   
где есть государственные деньги, а здесь деньги, как правило, частные, а не     
государственные.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич.                          
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, ну, понятно, что данный законопроект - это, как вы    
уже сами об этом сказали, не инициатива Минюста и даже не инициатива            
российского правительства, мы участвуем в неких соглашениях, и мы,              
соответственно, им следуем. А вот что касается аргументации, как минимум один   
момент мне поясните. Предложено - наверное, в данной ситуации вами -            
ограничить сумму взносов размером пожертвований, и указанное нововведение,      
как говорится в пояснительной записке, повысит прозрачность финансирования      
политической партии. Мы знаем, сумма пожертвований от физического лица не       
должна превышать четырёх с лишним миллионов рублей, но, если внесут три         
человека по 4 миллиона, а не один человек 12 миллионов, неужели это будет       
более прозрачно? С точки зрения аргументации даже не вашей, даже не             
российского правительства, а международных организаций, почему это будет        
более прозрачно?                                                                
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Александр Георгиевич, за ваш вопрос.   
Здесь была поставлена немножко другая задача. Режим первоначальных взносов и    
последующих взносов, то есть пожертвований, по сути дела, одинаков, а у нас     
сейчас в законодательстве режим этих первоначальных взносов никак не            
определён, поэтому был пробел в определённой степени. Что касается              
ограничения по сумме, ну, видимо, здесь идеология состоит в том, что            
финансирование, распределённое более мелкими, так сказать, суммами              
обеспечивает, наверное, большую независимость партии. Любая крупная сумма...    
Принцип именно такого антикоррупционного, антиотмывочного контроля состоит в    
приоритетном контроле за более крупными суммами. Здесь просто этот принцип      
выдержан.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич.                                 
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, мой вопрос в продолжение вопроса коллеги Савельева.   
Закон создаётся, если есть какая-то проблема, которую необходимо решить этим    
законом. Вот в данном случае непонятно, чем вызвана необходимость создания      
этого закона, - есть какие-то примеры конкретных нарушениий партиями условий    
финансовой деятельности? Если есть, тогда назовите, пожалуйста, эти примеры,    
если таких примеров нет, то тогда, мне кажется, этот закон - чисто              
лоббирование компаний, которые занимаются аудитом.                              
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, Иван Игнатьевич, за ваш вопрос.                  
                                                                                
Здесь ответ очень простой: цель принятия этого закона - выполнение наших        
международных обязательств по реализации рекомендаций ГРЕКО по итогам третьей   
фазы оценки прозрачности финансирования политических партий, он не связан       
непосредственно с какими-то внутриполитическими причинами. ГРЕКО исходит из     
того, что механизм прокачки чёрных денег через партии - это распространённый    
механизм отмывания денег в мире, не у нас в России, а в мире в целом, поэтому   
они стараются, так сказать, закрыть вот этот механизм отмывания, это общее      
требование для всех государств ГРЕКО. Мы просто здесь выполняем наши            
обязательства для прохождения третьей фазы оценки, я думаю, что какими-то       
конкретными внутриполитическими причинами это не обосновано.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы закончились. Спасибо, Юрий Сергеевич,             
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, Юрий Сергеевич правильно и откровенно сказал о главном   
- этим мы занимаемся потому, что должны выполнять свои международные            
обязательства и должны отчитаться по выполнению этих обязательств. В данном     
отношении мы кое-что сделали. В моём понимании все эти поправки для партий      
относительно несущественные, и сразу повторю, что наша фракция поддержит в      
первом чтении данный законопроект. Другое дело, что в отношении политических    
партий не все вопросы до конца урегулированы и, может быть, пользуясь этим      
законопроектом, мы попытаемся решить и какие-то другие вопросы. Вот, в          
частности, для многих из нас, сидящих в этом зале, не очень понятно, зачем      
стране нужно свыше семидесяти политических партий и свыше сотни оргкомитетов?   
Почему существует бизнес, связанный с продажей партий? И мы ожидали, что на     
этой неделе также будет обсуждаться второй законопроект, касающийся             
политических партий, подготовленный нашими коллегами из фракции ЛДПР, но он     
опять перенесён на более поздний срок, хотя заседание комитета прошло 16        
октября.                                                                        
                                                                                
С этой проблемой связана другая проблема, которую необходимо решить, чтобы      
отладить политическую систему, работу политических партий. Политические         
партии, по крайней мере четыре парламентские партии, которые представлены       
здесь, - это так называемые политические скрепы, которые держат наше общество   
и готовы взять на себя ответственность за ситуацию в стране, а вот что делают   
ещё семьдесят, не очень понятно. И в этой связи возникает при обсуждении        
этого вопроса ряд параллельных вопросов. Ну, к примеру, скажу вот о чём. Всё    
равно эти семьдесят партий надо как-то содержать, на них надо тратить деньги,   
- вот в прессе, в последних публикациях, сказано, что, чтобы партию             
содержать, надо не менее 150 миллионов рублей. Вот четыре парламентские         
партии подлежат обязательному аудиту, поскольку у них больше 60 миллионов       
рублей. Я готов внести поправку, чтобы все политические партии подлежали        
обязательному аудиту, причём достаточно жёсткому, чтобы позиция эта была        
затратная. Может быть, этот механизм для тех дельцов, которые занимаются        
бизнесом по продаже, так скажем, оболочек для парламентских партий, будет       
более обременительным, а также для покупателей будет более обременительным, и   
тогда этой деятельностью перестанут заниматься... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты.                               
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
Таким образом, есть и другие сюжеты, которые мы могли бы обсудить здесь, в      
зале пленарных заседаний, а также обсудить другие предложения, подготовить      
поправки в нашем комитете - Комитете по делам общественных объединений и        
религиозных организаций. Я предлагаю воспользоваться этой ситуацией, когда      
законопроект продвигается и имеет поддержку, поскольку это выполнение наших     
международных обязательств: мы в комитете готовы любые поправки обсудить        
внимательно, чтобы принять те, которые позволят нам создать действительно       
работающую политическую систему, ту систему, где парламентские партии имеют     
приоритетное значение и готовы, повторю, взять на себя ответственность за       
судьбу страны. Мы в комитете готовы, повторяю, обсуждать любые поправки. Я      
думаю, что большинство из них будет связано не только вот с этим узким          
сегментом в части прозрачности финансирования партий, но и в более широком      
плане будет связано с процессом создания новых партий, и они будут восприняты   
с пониманием.                                                                   
                                                                                
Повторю: наша фракция в первом чтении, да и в дальнейшем поддержит настоящий    
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маркелов Михаил Юрьевич.                                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, наверное, не соглашусь, вернее, в отдельной части не      
соглашусь с мнением моего коллеги Александра Георгиевича Тарнавского - в        
части, касающейся того, что мы вносим какие-то несущественные изменения в       
законодательство: всё, что касается политической системы, а законопроект        
напрямую касается изменения если не всей политической системы, то по крайней    
мере подходов, является существенным, поскольку касается всех политических      
партий, представители которых присутствуют в этом зале, а также тех небольших   
партий, о которых говорилось сегодня.                                           
                                                                                
Что такое оценочный доклад о прозрачности финансирования политических партий    
Российской Федерации ГРЕКО, на который ссылается Юрий Сергеевич Любимов? Это    
достаточно объёмный труд, в нём более ста десяти пунктов. Это очень серьёзная   
работа по изучению нашего российского избирательного законодательства и         
применения его на местах, и в частности что касается финансирования             
политических партий. С одной стороны, следуя этим рекомендациям, мы выполняем   
свои международные обязательства, что важно, но, с другой стороны, гораздо      
важнее то, что мы это делаем для себя.                                          
                                                                                
Вопросы, которые сегодня поднимались, в основном касаются как раз не прямого    
финансирования, потому что мы можем определять суммы, варьировать их, в         
зависимости от того, как пойдёт законопроект во втором чтении, вносить свои     
предложения, но это не самое главное, я думаю, самое главное то, что в этом     
законопроекте заложено то, о чём мы сегодня говорим уже напрямую, - это         
прозрачность подходов и прозрачность всей избирательной системы.                
                                                                                
Что касается малых политических партий, карликовых, о которых упоминали и       
Юрий Сергеевич, и мои коллеги, - вот это, конечно, очень важный вопрос. Юрий    
Сергеевич сказал, что он не думает, что политическая партия при отсутствии      
должных больших финансов сможет существовать, - это и так, и не так. Вопрос     
не в том, каков объём средств, вопрос всё-таки в их происхождении, и этот       
законопроект, наверное, позволяет сделать первый серьёзный шаг к возможности    
исключить использование криминальных денег, нелегальных, серых денег в ходе     
избирательных кампаний, я не случайно этот вопрос поднимал. И вопросы аудита    
в этой связи тоже важны, поскольку контроль необходим. Мы сегодня выстраиваем   
эту систему, по крайней мере делаем попытку её выстроить.                       
                                                                                
Это, на мой взгляд, очень важный, нужный законопроект, и фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" будет голосовать за него в первом чтении.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Сергеевич, будете ещё раз выступать? Ярослав Евгеньевич?                   
                                                                                
Включите микрофон депутату Нилову Ярославу Евгеньевичу.                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР также поддержит законопроект, но от комитета ещё       
хотел бы добавить, что сегодня эти изменения могут коснуться очень небольшого   
количества партий из имеющихся почти семидесяти пяти зарегистрированных         
партий. Что касается возможного лоббирования со стороны аудиторских компаний,   
я думаю, что в данном случае, учитывая количество возможных клиентов, это       
лоббирование было бы просто нерентабельно. И мы прекрасно понимаем, что те      
ограничения, которые вводятся, тоже достаточно условные и в определённых        
случаях к ним тоже можно подойти по-разному, поэтому это связано                
исключительно с выполнением международных рекомендаций о придании               
прозрачности финансированию политических партий для борьбы с грязными,          
криминальными деньгами.                                                         
                                                                                
Комитет просит поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5371 по 5387 из 6354
И 24-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О политических партиях".                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              437 чел.97,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    437 чел.                                          
Не голосовало                  13 чел.2,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.