Заседание № 194
19.11.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 385392-5 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1589 по 1607 из 9071
7-й вопрос. О проекте федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором чтении 16 ноября, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Прошу вынести законопроект на "час голосования" для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость кому-то записаться по мотивам? Есть. Кашин Борис Сергеевич. Ой, извините... Куликов Олег Анатольевич. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7842 по 7920 из 9071
По 7-му вопросу записался на выступление по мотивам Куликов Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ поддержит данный законопроект в третьем чтении, однако есть позиция, с которой мы не можем согласиться. Мы не согласны с регрессивной шкалой отчислений взносов в фонд, что, по сути, перераспределяет бремя расходов на финансирование системы обязательного медицинского страхования с богатых слоёв населения на бедные. Законопроект не устанавливает в системе ОМС ключевые критерии эффективности, превращаясь, по сути, в инструкцию, содержащую указания на то, как правильно тратить средства без достижения конкретного результата. Из законопроекта выпали коллективы медиков, нет личности, которая отвечает за конкретный результат, нет мер социальной поддержки медицинских работников, а ведь через пять лет у нас в системе ОМС будет 60 процентов пенсионеров. Высокотехнологичная медицинская помощь включается в систему ОМС с 2015 года. К сожалению, мы сильно зависим в этом плане от импорта лекарственных препаратов, сложной медицинской техники, комплектующих к ней и других изделий медицинского назначения. Если так будет продолжаться и дальше, нам не хватит никакого бюджета для реализации хорошо продуманных позиций. В то же время сокращаются затраты на финансирование федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности...". Лекарственное обеспечение амбулаторного этапа является ключевым элементом современной медицинской помощи, но только 5-6 процентов граждан получают бесплатно лекарства на амбулаторном этапе, что явно недостаточно. Включение лекарственного обеспечения на амбулаторном этапе в систему обязательного медицинского страхования позволило бы существенно перераспределить средства в этой системе и одновременно сократить затраты. Сравнивая нашу ситуацию с ситуацией в странах со сходным уровнем экономического развития, можно констатировать, что смертность в России должна быть меньше на четыреста тысяч человек и ежегодно наше население должно прирастать не менее чем на пятьсот тысяч человек. Мы должны переломить негативную тенденцию, и развитие системы обязательного медицинского страхования должно послужить началом этого перелома. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Мы не успели записаться по мотивам. Я уложусь в одну минуту. Фракция будет голосовать против этого законопроекта по следующим причинам. Во-первых, нет гарантии пролечивания пациентов в выбранном медицинском учреждении; во-вторых, нет гарантии полной оплаты медицинскому учреждению за пролеченного больного; в-третьих, нет полного покрытия по выделенным средствам на оказание медицинской помощи и в медицинском учреждении, и в страховой медицинской компании. Включение в систему ОМС ведомственных учреждений и частных учреждений в условиях общего недостатка средств на здравоохранение приведёт к тому, что будет недофинансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, что в сочетании с 83-м законом приведёт к сжатию муниципальной бюджетной сети и закрытию районных поликлиник и больниц. Поэтому фракция будет голосовать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8100 по 8103 из 9071
КУЛИКОВ О. А. По 7-му вопросу я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 192
16.11.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 385392-5 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2194 по 2516 из 8182
Вопрос 12. О проекте федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом по охране здоровья закон "Об обязательном медицинском страховании..." подготовлен ко второму чтению. Учитывая большую социальную значимость законопроекта, в комитете была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Государственной Думы, представители Минздравсоцразвития, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, аппарата правительства, Государственно-правового управления, Федерации независимых профсоюзов, ассоциаций и страховых медицинских организаций. На заседание были приглашены все авторы поправок. При подготовке ко второму чтению уточнены отдельные положения законопроекта. Прежде всего, новая статья: разграничены полномочия в сфере обязательного медицинского страхования, установлены полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также права и обязанности уполномоченного правительством федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда обязательного медицинского страхования по осуществлению переданных полномочий. С 2012 года предусмотрена централизация финансовых средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и предоставление субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов для единообразного исполнения базовой программы обязательного медицинского страхования во всех субъектах Российской Федерации. Уточнены состав и требования к региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Устанавливаются условия включения в эти программы: завершение строительства ранее начатых объектов, их техническая готовность на период 2011 года должна составлять не менее 80 процентов от сметной стоимости. Уточнён понятийный аппарат, уточнены положения, определяющие правовой статус, особенности формирования и расходования средств страховых медицинских организаций. Средства страховых медицинских организаций делятся на целевые и собственные. Целевые средства не переходят в собственность страховых медицинских организаций. Уточнены положения законопроекта в части договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию. Уточнён перечень законодательных актов, которые утрачивают силу со дня вступления в силу настоящего федерального закона. Уточнён порядок вступления закона в силу, изменена нумерация статей. Всего в комитет поступило пятьсот восемьдесят четыре поправки, которые были проанализированы. Комитетом предлагается к рассмотрению таблица поправок 1, рекомендуемых к принятию, в ней шестьдесят три поправки, и таблица поправок 2, рекомендуемых к отклонению, - пятьсот двадцать одна поправка. Из числа отклонённых поправок по сути частично учтено сто пять поправок. Комитет по охране здоровья просит рассмотреть данные таблицы - и я так понимаю, в зале должны быть розданы ещё две поправки, - с учётом розданных в зале поправок. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обратите внимание, что у нас две таблицы: таблица 1 включает в себя шестьдесят три поправки, которые комитетом поддержаны. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 32 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4% Результат: принято Таблица принимается. Таблица 2 - пятьсот двадцать одна поправка. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Тут в зале должны быть розданы поправки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, они розданы. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Необходимо из числа принятых поправку... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Нет-нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, он сейчас, видимо, будет изымать. Вы хотите что-то изъять из этой таблицы? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Да, поправку Борзовой и Герасименко, по-моему, 58-ю. ИЗ ЗАЛА. Из какой таблицы? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Из таблицы принятых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, тогда нам придётся вернуться к голосованию: мы её уже проголосовали и приняли. Вам нужно было сказать о том, чтобы... Коллеги, я прошу докладчика быть внимательным. Он не сказал, что комитет предлагает, я так понимаю, две поправки из таблицы принятых изъять, а мы её проголосовали. Поэтому ставлю на голосование вопрос о возвращении к голосованию по таблице 1. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по таблице 1? Включите режим голосования. Будьте внимательны, коллеги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не вы, не вы. Я больше к трибуне центральной... Я несколько раз спросил, есть ли замечания по первой таблице, - никто не отозвался. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 58 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7% Результат: принято Вернулись к голосованию. Кто за то, чтобы отменить голосование по принятой таблице 1? Кто за то, чтобы отменить принятое решение? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 29 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Отменили решение по таблице 1. Ещё раз берём в руки таблицу 1. В ней шестьдесят три поправки, которые комитет поддержал, но у комитета есть предложение. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Предлагается перенести поправку 61, Борзовой и Герасименко, в таблицу отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть исключить из таблицы принятых поправку 61 и проголосовать данную таблицу без неё. Если мы проголосуем таким образом, эта поправка не будет считаться принятой. Ставлю на голосование таблицу 1 без 61-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 31 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Приняли таблицу 1 без 61-й поправки. Теперь таблица 2, в ней пятьсот двадцать одна поправка. Будем ли мы какую-нибудь из них обсуждать отдельно? Нет. Депутат Гончар, вы по этой таблице? Да, по таблице. Включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, мы вынесли 61-ю поправку, но она не считается отклонённой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы сейчас её проголосуем вместе с... Всё правильно. Если нет замечаний, то я сейчас вопрос поставлю так: кто за то, чтобы поддержать таблицу 2, включив в неё поправку 61, которую мы изъяли из таблицы 1? Понятна постановка вопроса? Понятна. Кто за данное решение? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 45 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7% Результат: принято Таблица 2 принята с включённой в неё 61-й поправкой. Теперь у нас есть две поправки, одна из которых подписана депутатами Шойгу и Архиповым, а вторая подписана Колесниковым и Яхихажиевым. Пожалуйста, по первой поправке, авторы которой Шойгу и Архипов, кто будет обосновывать? Автор? Пожалуйста, включите микрофон депутату Шойгу Ларисе Кужугетовне. ШОЙГУ Л. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Поправка носит технический характер, речь идёт об обеспечении организации функционирования полиса обязательного медицинского страхования единого образца на всей территории Российской Федерации. Поправка чисто технического характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Андрей Владимирович, хотели бы дать комментарий, какова позиция правительства? Не слышно. Микрофон включите в правительственной ложе. ЮРИН А. В., председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Поправка поддерживается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка поддерживается правительством. Мнение комитета - Герасименко. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Мы рассматривали эту поправку, комитет поддерживает эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поддерживается. Ставится на голосование поправка за подписью депутатов Шойгу и Архипова. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 32 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принято. Вторая поправка, её подписали депутаты Колесников и Яхихажиев. Колесников Сергей Иванович, обоснуйте, пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поправка касается того пункта, в соответствии с которым предлагалось 1 тысячу рублей перечислять на счёт в Пенсионный фонд пенсионерам, которые не обращались за медицинской помощью в течение года. Эта норма не должна быть принята, потому что при ближайшем рассмотрении, первое, она уводит часть средств из системы здравоохранения в Пенсионный фонд, второе, разделять пенсионеров на больных и здоровых - это просто дискриминация, и невозможно, вообще, организовать администрирование такого рода средств, к тому же это нарушает страховой принцип солидарной ответственности. То есть фактически эта поправка никоим образом не относится к системе медицинского страхования. Поэтому мы предлагаем эти средства оставить в системе медицинского страхования и направить на увеличение зарплаты специалистов, которые работают в амбулаторном звене, и тем самым сделать более доступной медицинскую помощь, в том числе для неработающих пенсионеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть на это направлена данная поправка, которую вы подписали? КОЛЕСНИКОВ С. И. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Владимирович - комментарий правительства. ЮРИН А. В. Поддерживается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство поддерживает. От комитета, пожалуйста, Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Комитет поддерживает данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет поддерживает данную поправку. Коллеги, ставится на голосование поправка, которую подписали депутаты Колесников и Яхихажиев. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 50 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6500 по 6517 из 8182
12-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 45 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 175
09.07.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 385392-5 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1054 по 1072 из 10732
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые депутаты, мне тоже хотелось бы сказать вслед за господином Макаровым об ответственности политиков за принимаемые решения. Общеизвестно, что демократия - это процедура. Последние заседания Государственной Думы - это нарушение процедуры. и вал законопроектов принимается, как пекутся скороспелые блины. Предложение наше: исключить сегодня из повестки законопроекты первого чтения, оставить только пункт 42. И провести за лето анализ деятельности комитетов: почему зимой подчас работали до обеда, а теперь спешка, нарушение Регламента, голосование чуть ли не скопом? Давайте осенью вернёмся к этому вопросу и кое-кого из председателей комитетов, которые не могут нормально организовать деятельность, заменим на других. Ну, стыдно же смотреть на то, что происходит в зале сейчас! Не потому, что мы не желаем работать, но нельзя работать так, как работает Дума в последние недели.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1321 по 1341 из 10732
Горячева Светлана Петровна предлагает пункты с 42-го по 49-й - это у нас законопроекты первого чтения - исключить сегодня из порядка работы, кроме 42-го. Предложение озвучено, я ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы сегодня в блоке законопроектов первого чтения оставить только 42-й вопрос? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 35 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8% Проголосовало против 217 чел.48,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7292 по 8044 из 10732
Пункт 44. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Николая Фёдоровича Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Закон действительно затрагивает интересы абсолютно всех граждан России. Закон разработан с целью улучшения доступности и качества медицинской помощи путём совершенствования законодательного регулирования правоотношений в системе обязательного медицинского страхования и направлен на усиление конституционных гарантий застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи. Действующий в настоящее время Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" не обеспечил реализацию основных принципов ОМС и не соответствует современным требованиям организации обязательного государственного социального страхования. Данный законопроект закрепляет принципы обязательного медицинского страхования, я подчёркиваю, как составной части государственного социального страхования. Это всеобщность характера обязательного медицинского страхования, государственная гарантия защиты застрахованных лиц от страховых рисков, автономность финансовой системы. Основные концептуальные положения: предоставление пациенту права выбора страховой медицинской организации, медицинской организации и врача; закрепление права застрахованного лица на возмещение ущерба, причинённого страховой или медицинской организациями; создание конкурентной среды между медицинскими организациями путём заявительного порядка участия в системе ОМС для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей; укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; внедрение стандартов оказания медицинской помощи и современных информационных систем здравоохранения; повышение финансовой сбалансированности системы; законодательное определение механизма уплаты единого страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, что тоже является новеллой; переход на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату медицинской помощи по полному тарифу (в настоящее время только пять статей оплачивается); создание единой базы застрахованных; введение электронной истории болезни и страхового полиса единого образца, действующего на всей территории России. Законопроект определяет субъекты обязательного медицинского страхования - это застрахованные лица, страхователи, страховщики, медицинские организации. Новеллой этого законопроекта является передача функции государственного страховщика Федеральному фонду обязательного медицинского страхования и отдельных полномочий территориальным фондам и страховым медицинским организациям. Определены их правовой статус и механизм взаимодействия с учётом их роли в системе обязательного государственного социального страхования. Ликвидируются излишние административные барьеры для работодателей. Учитывая, что организации - плательщики страховых взносов в государственном социальном страховании регистрируются в обязательном порядке в Пенсионном фонде, отменяется их регистрация в территориальных фондах ОМС. Пенсионный фонд будет представлять информацию о страхователях территориальным фондам ОМС. У работодателя не будет обязанности ежегодно заключать договора со страховыми медицинскими организациями, обязанность по уплате взносов будет реализовываться в силу закона. Исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выбор страховых медицинских организаций. Застрахованное лицо будет вправе самостоятельно выбрать и заменить страховую медицинскую организацию, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Именно закрепление в прошлом законе права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе страховых медицинских организаций, и страховые медицинские организации в основном работали с субъектами Российской Федерации и с работодателями, человек был практически отстранён. Центральным элементом системы обязательного медицинского страхования становится человек, гражданин. Страховые компании будут теперь заинтересованы вступать за него в конкурентную борьбу. Создаются условия для оказания медицинской помощи независимо от места проживания путём введения страхового медицинского полиса единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующего на всей территории России. Впервые закрепляются сроки расчёта за медицинскую помощь, оказанную за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис, - двадцать пять дней на оплату счёта медицинской организации и ещё двадцать пять дней на расчёт между территориальными фондами ОМС. В целях усиления защиты конституционных прав застрахованных устанавливается единый страховщик в системе ОМС - это Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. За ним закрепляются следующие функции: обеспечение нормативного и методологического единства функционирования системы ОМС (в настоящее время каждый субъект построил свою систему страхования), аккумулирование средств и управление средствами обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение реализации территориальных программ в субъектах Российской Федерации путём предоставления субсидий фондом, формирование и использование резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС, определение общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в области обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования будут осуществлять следующие функции: утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения страховых медицинских организаций, персонифицированный учёт застрахованных лиц, персонифицированный учёт медицинской помощи, осуществление расчётов за медицинскую помощь, осуществление сбора, учёта и контроля за уплатой страховых взносов. Страховые медицинские организации осуществляют следующие функции: приём заявлений о выборе страховой медицинской организации, регистрация граждан в качестве застрахованных лиц, выдача застрахованному лицу страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования, заключение с медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, договоров на оказание медицинской помощи, оплата медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам. Предусматривается система экономических стимулов, которые мотивируют страховые организации улучшать показатели здоровья застрахованных, проводить профилактику, профилактическую работу. Установлены виды и содержание договоров по системе ОМС. Основным источником формирования средств ОМС являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Минимальный размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения (опять же впервые) будет устанавливаться в законодательном порядке. Обеспечивается финансовая автономность и устойчивость системы ОМС через формирование необходимых резервов у субъектов ОМС. Закрепляются экономические механизмы, способствующие рациональному расходованию средств и соблюдению установленных законом объёмов медицинской помощи. Особенностью реализации законопроекта в 2011-2012 годах является финансовое обеспечение реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. На это предусматривается 460 миллиардов рублей. Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу ОМС с 2013 года, а высокотехнологичная медицинская помощь - с 2015 года. Предусматривается этапность вступления в силу основных положений законопроекта и переходный период с 2011 до 2013 года. Комитет по охране здоровья отмечает важность и актуальность внесения проекта федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вместе с тем некоторые положения законопроекта нуждаются в уточнении при доработке ко второму чтению: целесообразно более чётко разграничить и определить функции, полномочия и ответственность всех участников системы обязательного медицинского страхования; следует более чётко определить порядок выбора страховой медицинской организации, медицинской организации и врача. 30 июня комитет провёл "круглый стол", где подробно обсуждалась концепция законопроекта, были выслушаны мнения всех заинтересованных сторон. Большинство выступивших на заседании "круглого стола" поддержали законопроект. На законопроект получено положительное заключение правительства. Получено положительное заключение Комитета Госдумы по финансовому рынку (комитет-соисполнитель), Комитета по бюджету и налогам. Поступило положительное заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. Законопроект в установленном порядке рассылался в соответствии с указателем рассылки. На сегодняшний день поступило семьдесят три отзыва, из них семьдесят один - положительный. Законопроект прошёл правовую экспертизу. Комитет по охране здоровья рассмотрел законопроект 2 июля, поддержал его концепцию. Предлагаем установить срок подачи поправок до 22 августа. В комитете создана рабочая группа, которая рассмотрит поправки между первым и вторым чтениями. Предлагаем принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Раз, два, три, четыре... Я буду называть фамилии, всех ли я вижу: Останина, Федоткин, Романов... Надо было сразу черту подводить. Шурчанов, Рохмистров, Гартунг, Медведев... Давайте по два вопроса от фракции, коллеги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по одному... очень важный вопрос. По два вопроса от фракции я предлагаю. Кто от фракции КПРФ задаёт первый вопрос? Депутат Останина. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Фёдорович, означает ли расширение финансовых возможностей ФФОМСа, что теперь больной, не получив возможности решить свои проблемы в регионе и пожелав получить квалифицированное лечение здесь, в федеральных центрах, имеет возможность без согласия на то региона обратиться сюда напрямую? Вы знаете нынешнюю практику: заключений не дают, направлений не дают, мол, лечись на месте, деньги оставляй тоже на месте. Может быть, всё-таки исчезнет такой посредник в виде подобных структур и действительно начнёт напрямую действовать норма, которая даёт право каждому обращаться к тому специалисту или в то учреждение, в которое он пожелает, с вступлением в силу этого закона? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Именно это и предполагается, что гражданин может самостоятельно обращаться в любую больницу. И я хочу просто всех проинформировать. Здесь присутствуют, Олег Викторович, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Воронин Юрий Викторович, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Владимирович Юрин, руководитель Департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития. Они являются разработчиками законопроекта вместе с комитетом, поэтому многие вопросы адресовать можно непосредственно им. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Если нужно будет, мне дадут сигнал. Ответ дан. Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня просьба: ответьте на вопросы. Первое. В своём выступлении, да и в самом законопроекте это есть, вы говорили о том, что скорая медицинская помощь будет включена в базовый пакет в 2013 году, а высокотехнологичная - в 2015 году. Поподробнее, пожалуйста, объясните, как это будет работать до включения в базовый пакет, и не будут ли у нас получать отказы те лица, которые застрахованы по базовому пакету, в оказании этой медицинской помощи? И каким образом это будет осуществляться после включения в базовый пакет? И второе. Насколько связано принятие настоящего законопроекта с увеличением нагрузки, имеются в виду предприятия, в связи с уплатой взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования? Насколько увеличится нагрузка? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать на вопрос? Может быть, правительство? Или Герасименко? Пожалуйста, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. В отношении нагрузки. Нагрузка уже определена: страховой тариф увеличится на 2 процента, мы это знаем, в следующем законопроекте об этом будет говориться. Что касается сроков введения нового финансирования скорой медицинской помощи с 2013 года, а высокотехнологичной - с 2015 года. До этого периода финансирование за счёт бюджета... Переход к одноканальному финансированию и будет идти через систему ОМС, финансирование будет идти через систему ОМС, но при этом предусмотрено, что независимо от того, есть у человека страховой полис или нет страхового полиса, ему обязаны оказывать скорую медицинскую помощь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Медведев Юрий Германович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Николай Фёдорович, действительно, законопроект долгожданный, действительно, как вы сказали, он затрагивает интересы всего населения Российской Федерации, и поэтому не случайно прошло его широкое обсуждение в прессе. Но не все выразили своё одобрение, особенно крупный бизнес в лице профсоюзов высказал очень много замечаний. Скажите, пожалуйста, на чём базируются эти замечания? Почему считают, что принятие законопроекта приведёт к уничтожению страхового бизнеса, к увеличению тарифов и многим другим негативным последствиям для предпринимателей? Спасибо. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Юрий Германович, я скажу сразу, никакого уничтожения страхового бизнеса не произойдёт. На чём базируются замечания? Первое, на чём базируются, - не хотят выплачивать 2 процента: мы, дескать, погибнем. На самом деле, социально ответственным должен быть бизнес, у нас в России и так идёт мало очень денег на здравоохранение. Второе, это касается уже функции страховщиков. Например, страховые организации в Америке сами устанавливают страховые тарифы, каждая организация сама заключает договоры, и всё время работодателям приходится платить более высокие взносы. Это путают у нас с государственным социальным страхованием, а медицинское страхование является именно подразделом государственного страхования. На этом базируются подобные заключения. Я не думаю, что что-то произойдёт. Нельзя отдавать всё только на откуп страховым организациям, государством должны обеспечиваться конституционные гарантии, о чём я с самого начала говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг, пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Николай Фёдорович, у меня вопрос такой. Вот сейчас у нас смешанное финансирование, двухканальное, как вы сказали. Не секрет, что, даже если сложить сейчас эти два потока, этих денег не хватает на финансирование всего лечения, и очень много случаев, когда гражданам отказывают в высокотехнологичной медицинской помощи либо они ищут спонсоров, собирают... В любом случае сейчас за это ответственно государство, потому что у нас декларируется, что государство всё-таки несёт в конечном итоге ответственность за предоставление бесплатной медицинской помощи, это гарантировано государством сегодня. Переход на одноканальное, страховое, финансирование не выведет ли государство из этой области и не снимет ли ответственность с государства? Кто будет финансировать, если страховая медицина, так сказать, не сможет профинансировать?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершилось ваше время. Пожалуйста, укладывайтесь в одну минуту. Герасименко, пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Я хочу сказать, что вообще нет понятия страховой медицины, есть понятие медицинского страхования как движения денег. Здесь как раз не произойдёт ничего. У нас сейчас действует бюджетно-страховая модель. Она действовала и пока ещё в переходный период будет действовать. И самое главное, о чём я с самого начала говорил, государство сохраняет, будем говорить, контрольный пакет акций по оказанию медицинской помощи, соблюдению гарантий, поскольку страховщиком является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и законом утверждаются взносы. И я подчёркиваю: это обязательное медицинское страхование, не добровольное, этот закон не затрагивает сферы добровольного медицинского страхования. И во всех странах, где введено обязательное медицинское страхование, - в Германии через больничные кассы, во Франции, в Америке... вот недавно, вы, может, не знаете, увеличено финансирование на 30 миллионов, огромные шли дебаты - как раз возрастает роль государства в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто второй вопрос задаёт от фракции? Определитесь. Шурчанов, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Николай Фёдорович, я хочу спросить: что будет с профилактической медициной? То есть в принципе страховая медицина - это уже, так сказать, по наступившим последствиям. А то, что государство обязано в соответствии с Конституцией гарантировать, допустим, ежегодный профилактический медицинский осмотр, - это что, из страховых фондов будет осуществляться или за счёт бюджета государства? Сегодня это один из важнейших вопросов. И второй вопрос, коротко, о судьбе районных больниц - вот мне, например, это непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Спасибо за вопросы. Вы знаете, что сейчас вообще очень активно развивается профилактическое направление здравоохранения. Мы выступаем везде - и в Министерстве здравоохранения и социального развития, и в Государственной Думе - за программы развития здорового образа жизни. Финансируются эти программы за счёт бюджета. Я уже говорил, что в законе говорится о стимулировании страховых медицинских организаций, для того чтобы они занимались именно профилактикой. Способ финансирования профилактики будет определён в течение переходного периода - либо через медицинское страхование, либо сохранится за счёт бюджета, это вопрос времени, вопрос опыта, вопрос выбора. Что касается районных больниц, тоже очень важный вопрос. Очень важный постулат (я на этом не останавливался): ответственность за оказание медицинской помощи сейчас возлагается на субъекты Российской Федерации. Это принципиально важный вопрос, потому что, когда в муниципальных образованиях не хватает денег, им говорят: вы самостоятельные, вы к нам не лезьте. Сейчас это возлагается на субъект. В случае если муниципальное образование высокоразвитое, имеет свои деньги, ему субъект Федерации может делегировать это полномочие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ещё кто-нибудь? Пожалуйста, депутат Семёнов Владимир Владиславович. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Николай Фёдорович, такой вопрос. Не секрет, что - это общая практика - у нас многие организации страхуют дополнительно своих сотрудников, и фактически получается, что человек застрахован в одном месте по системе обязательного медицинского страхования и дополнительно ещё получает медицинское обслуживание по корпоративной страховке, будем говорить так. Предполагается ли возможность определённых зачётов - либо по услугам, либо по сумме? То есть вправе ли люди здесь выбирать? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Владимир Владиславович, я говорил, что этот закон касается обязательного медицинского страхования, и предприятию, знаете, как в том анекдоте, сначала нужно выполнить обязательную программу, а потом произвольную. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не настаивает на вопросе. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Николай Фёдорович, в пояснительной записке речь идёт об увеличении тарифа. Скажите, пожалуйста, о какой сумме дополнительных поступлений идёт речь? Какие гарантии, что они будут направлены на укрепление материально-технической базы, и распространяется ли увеличение тарифа на медицинское страхование сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Татьяна Николаевна, после рассмотрения этого законопроекта будет рассматриваться законопроект о внесении изменений, дополнений в отдельные законы, и там будет подниматься этот конкретный вопрос. На какую сумму, я думаю, ответит следующий докладчик. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответит Чухраёв. Присаживайтесь, Николай Фёдорович. Настаивает ли кто-то на выступлении, коллеги? Куликов, Рохмистров, Емельянов, Борзова - все четыре фракции, по одному выступлению от фракции. Пожалуйста, Куликов Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы действительно сегодня обсуждаем закон, который касается всех нас, всего населения. И он активно обсуждается - обсуждается в СМИ, обсуждается профессиональным медицинским сообществом, обсуждается среди работодателей - и вызывает неоднозначные оценки, в том числе и в нашей фракции. Однако фракция КПРФ поддержит данный законопроект в первом чтении. Мы поддерживаем программу модернизации здравоохранения субъектов Федерации, без неё предоставление медицинских услуг в рамках гарантий практически невозможно. Программа модернизации здравоохранения - это доведение медицинских организаций до нормативного состояния, внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение заработной платы медицинским работникам, информатизация, введение единого электронного полиса, создание единой базы застрахованных, электронной истории болезни. Ответственность за организацию медицинской помощи теперь берут на себя субъекты Федерации. В действующем законе эта ответственность была возложена на муниципальные органы, которые часто с этим не справлялись. При хроническом недофинансировании здравоохранения увеличение финансирования на 0,5 процента ВВП в год создаёт основу для оплаты медицинских услуг по полному тарифу. Сейчас затраты медицинских организаций покрываются средствами ОМС примерно на 50-60 процентов, а увеличение вот этого налога в предлагаемых размерах увеличит это покрытие до 80 процентов. С чем мы не согласны? Регрессивная шкала отчислений и взносов не является солидарной, что должно быть основой для системы медицинского страхования, а, по сути, перераспределяет бремя расходов на финансирование системы здравоохранения с богатых слоёв населения на бедные. На медицинское страхование идут отчисления только заработной платы работающего населения, за неработающее население платит бюджет региона по установленным ставкам. Но среди неработающего населения есть значительная часть граждан, живущих на доходы от различной ренты, с этих доходов уплачивается подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд. Внесение в закон об ОМС нормы об уплате однопроцентного налога с этих доходов увеличит на 20-30 процентов дополнительное финансирование ОМС и обеспечит стопроцентное покрытие затрат медицинских организаций. Кроме того, это было бы справедливо. Законопроект не устанавливает в системе ОМС ключевых критериев эффективности, превращаясь в инструкцию, как правильно тратить средства без конкретного результата. Законопроект не позволяет гарантировать населению своевременность, доступность и качество медицинской помощи, поскольку освобождает страховщика от функции организации помощи застрахованному. Декларируется выбор страховой организации. Но в настоящее время качество медицинского обслуживания мало зависит от страховой организации, а зависит от медицинского учреждения, от его кадров, от укомплектования оборудованием, от материально-технической базы, достойной заработной платы и от много другого. Страховые медицинские организации превратились из представителей застрахованного гражданина в посредника перед передачей денежных средств. Изменил бы ситуацию патронаж, то есть выполнение сервисных функций страховыми медицинскими организациями для застрахованных граждан. Право выбора пациентом медицинской организации в проекте закона ничем не ограничено. Если выбор пациентом врача или медицинской организации, оказывающих амбулаторную помощь, не вызывает особенных возражений, то большое сомнение у многих медицинских организаций вызывает выбор стационара. Считают, что выбор стационара должен производиться более жёстко, по назначению врача или уполномоченного медицинского сотрудника, иначе наступит коллапс всей системы здравоохранения, так как изменена логистика предоставления стационарной помощи. Существующий территориальный принцип медицинского обслуживания населения и нормативы нагрузки до сих пор рассчитываются на прикреплённое население. В очень жёстком положении оказываются малые медицинские организации в сельской местности, так как, естественно, им трудно выдержать конкуренцию с районными медицинскими организациями, не говоря о тех, которые находятся в столицах регионов. Лекарственное обеспечение амбулаторного этапа является ключевым элементом оказания своевременной медицинской помощи. Результатом отсутствия системы амбулаторного лекарственного обеспечения является рост нагрузки на стационарный сегмент, так как именно там обеспечивается возможность бесплатного лекарственного обеспечения. Мы считаем, что включение лекарственного обеспечения на амбулаторном этапе лечения в систему ОМС позволит существенно перераспределить средства в системе со стационарного звена на амбулаторное и одновременно сократить затраты. Уважаемые коллеги, из всех стран мира и абсолютно, и относительно в России самый быстрый процесс депопуляции населения, то есть его вымирания. Положение с состоянием здоровья в России катастрофическое. И необходима действительно антикризисная, приоритетная, национальная программа. Сохранение народа, его физическое, духовное, нравственное развитие, качество жизни - важнейшая забота государства и ответственность власти. И это необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Законопроект должен ответить на вызовы, угрозы здоровью нашего народа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Рохмистров, от фракции ЛДПР. С места, да? Включите микрофон на рабочем месте. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, закон действительно важный, назревший. С тем, что у нас происходит в медицине, в предоставлении услуг населению, уже столкнулись все, в том числе и депутаты. Поэтому многие моменты, о которых сейчас говорилось, действительно важны, и, наверное, что-то надо делать. Но в то же время не хотелось бы, чтобы этот важный законопроект прошёл таким образом, как это предлагает комитет. У нас с вами фактически осталась одна рабочая неделя, а прекратить принимать поправки предлагается во время отпуска, когда депутаты будут официально находиться в отпуске. Мне кажется, что это неправильно, и надо дать возможность депутатам с ним поработать в период сессии, не в период отпуска, выходных дней, а в тот момент, когда депутаты полноценно смогут работать и подавать поправки. А то получится, что депутаты уйдут в отпуск, за это время закончится срок подачи поправок, и, к сожалению, депутаты не смогут полноценно принять участие в работе, а замечаний к законопроекту действительно много. Там непонятно прописаны многие процедуры в части и возмещения, и права пользования услугами, в том числе и права выбора. И вот вопрос от фракции: как будут формироваться эти тарифы? Если у нас граждане получают право выбора страховой компании и медицинского учреждения, то непонятно, зачем сохранять старую систему, когда фактически предприятие два раза платило, а пользовалось только одним. Порядок приёма поправок у нас вызывает много вопросов, потому что всё-таки неправильно, когда приём поправок прекращается в период отпуска депутатов. Кто будет работать в этот период времени? То есть часть депутатов будет ограничена в своих возможностях принять участие в подаче и подготовке поправок в рабочее время. Поэтому мы предлагаем поддержать настоящий законопроект в первом чтении и продлить срок принятия поправок хотя бы на первую рабочую неделю Государственной Думы. И второе. Мы считаем, что сегодня недопустимо увеличивать нагрузку на предприятия и на людей в плане финансового обеспечения взносов на обязательное медицинское страхование, а надо было бы посмотреть структуру расходов и оптимизацию расходования тех средств, которые у нас выделяются. Уже один раз Счётная палата нашла скрытые резервы, и потом ещё расследование нескольких уголовных дел помогло найти скрытые резервы в фонде обязательного медицинского страхования. Мне кажется, что таких резервов вполне достаточно, чтобы не повышать нагрузку на фонд заработной платы и на доходы нашего населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я просто хочу дать пояснения. Эта тема обсуждалась, насчёт сроков подачи поправок. У нас максимальный срок применения этой регламентной нормы на практике - сорок пять дней, вот это и заложили. В принципе, я так понимаю, комитет готов и дальше работать, но пока мы установили эту норму. От комитета прокомментируют, если необходимо. Пожалуйста, Борзова, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И Емельянов будет выступать от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". БОРЗОВА О. Г., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы действительно рассматриваем сегодня очень важный и нужный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддерживает и будет голосовать за по следующим соображениям. Первое. Законопроект имеет важнейшую социальную направленность, которая реализуется таким образом, что мы, принимая этот законопроект, даём право всем застрахованным лицам в Российской Федерации осуществлять ранее продекларированное право выбора страховой организации, медицинского учреждения, врача. Хочу сказать, что, реализуя право на получение бесплатной медицинской помощи в любом учреждении страны, независимо от того, где проживает гражданин Российской Федерации, мы наконец-таки обеспечиваем равнодоступность медицинской помощи на территории России. Фракция поддерживает эту новацию закона, поэтому будем голосовать за. Вместе с тем фракция поддерживает предложение об увеличении финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. Это не только оплата медицинской услуги по полному тарифу, это не только одноканальность финансирования медицинской услуги, это прежде всего введение законодательной нормы о минимальном размере тарифа страхового взноса для неработающего населения. Коллеги, принимая данный закон, мы заставляем субъекты Российской Федерации своевременно осуществлять выплаты, плату за неработающее население субъектов Российской Федерации. Мы ликвидируем дефицит, финансовый дефицит территориальных программ обязательного медицинского страхования, по некоторым субъектам Российской Федерации он более 21 процента. Качество медицинской услуги. Мы много раз с этой трибуны говорили о том, что мы с вами выступаем за качество и доступность медицинской услуги жителям Российской Федерации. Мы с вами не могли обеспечить качество медицинской услуги, не обеспечив прежде всего здоровой конкурентной среды среди лечебных учреждений. Бесспорно, есть вопросы психологического настроя коллектива медицинских учреждений, есть вопросы качества работы. Действительно, к тому, кто будет качественно работать, и пойдёт наш гражданин. Но начинать-то это надо. Мы, так сказать, не сдвинем ситуацию в правильном и положительном русле, не поставив и не решив правильно эти вопросы. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за предоставляемую возможность финансировать системные моменты в реформировании здравоохранения. Я удивлена выступлениями наших оппонентов, которые говорят о том, что они против того, чтобы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансировались мероприятия по модернизации материально-технической базы лечебных учреждений, которые соподчинены субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Это единственная возможность у нас с вами, у депутатов, поддержать эти лечебные учреждения за счёт средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Это единственная возможность не только перестроить, капитально отремонтировать эти учреждения, но и оснастить их современным медицинским оборудованием. Я полагаю, что это позволит нам достичь более высокого уровня оснащённости лечебных учреждений страны. Уважаемые коллеги, бесспорно, работа между первым и вторым чтениями предстоит кропотливая, и подготовка ко второму чтению потребует большого внимания со стороны депутатского корпуса и Комитета по охране здоровья. Что касается возражений наших оппонентов, они нам кажутся недостаточно обоснованными. Вместе с тем подготовка законопроекта ко второму чтению требует, и фракция так считает, изучения вопроса о порядке определения, выбора лечебных учреждений, особенно там, где осуществляется высокотехнологичная медицинская помощь. Требуется также конкретизация функций субъектов системы обязательного медицинского страхования. Кроме того, требуется изучение и, возможно, внесение поправок в Налоговый кодекс в части налогообложения страховых медицинских организаций. Комитет со вниманием отнесётся ко всем предложениям и поправкам, которые поступят. Что касается порядка поступления поправок. Уважаемые коллеги, в нашем Регламенте написано: не менее тридцати дней. Что касается практики правоприменения этой нормы Регламента - сорок пять дней. Мы открыты - и Комитет по охране здоровья согласен всех принять и в депутатскую неделю, и во время нашего отпуска. Мы предлагаем всем оппозиционным фракциям работать вместе с нами. Данный закон ждут все жители Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Емельянов, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как справедливо сказал докладчик, этот законопроект касается практически всех граждан Российской Федерации, и поэтому концепция его должна быть безупречна. На наш взгляд, она, к сожалению, содержит существенные изъяны, и поэтому в первом чтении за этот законопроект мы голосовать не будем. Какие это изъяны? Принципиальной новеллой данного законопроекта является включение в систему обязательного медицинского страхования негосударственных, частных медицинских учреждений. Мы не считаем это правильным и своевременным. Причём включение этих организаций в систему ОМС происходит практически в уведомительном порядке. Государственная медицина всегда испытывала и продолжает испытывать острый недостаток средств. Вместе с тем именно государственная медицина в большинстве случаев обеспечивает медицинскую помощь подавляющему большинству населения России. Включение негосударственных, частных медицинских учреждений приведёт к тому, что и так незначительные государственные средства, которые идут на медицину, будут распыляться и идти уже в хорошо обеспеченные частные клиники. Это может привести к тому, что районное звено больниц, самое массовое и самое близкое к населению, будет обескровливаться, они по-прежнему не смогут быть оснащены хорошим оборудованием, частные же клиники будут становиться ещё лучше оснащёнными и ещё лучше подготовленными. То есть получается, что медицинское обслуживание для бедных по-прежнему будет оставаться на не очень высоком уровне, а медицинское обслуживание для богатых будет улучшаться. По сути, этот законопроект является продолжением закона, который мы с вами недавно приняли и который назывался "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Это продолжение коммерциализации бюджетной сферы, в частности медицинского обслуживания. Под угрозу ставится реализация статьи 41 Конституции, где говорится о бесплатном медицинском обслуживании. Законопроект содержит вроде бы правильную новеллу о том, что застрахованный гражданин получает право выбора страховой компании, право выбора медицинского учреждения, право выбора врача. Вроде бы очень хорошая норма, которая позволяет человеку самому решать, к кому ему обратиться, но и здесь есть подводные камни. Во-первых, этому праву гражданина не соответствует корреспондирующая обязанность медицинского учреждения. Совершенно очевидно, что при реализации этого права мы с вами столкнёмся с ограничениями, связанными с загруженностью хороших врачей, с загруженностью в целом медицинских учреждений, а может быть, и с нежеланием врача лечить того или иного пациента, и никакой ответственности в этой части законопроект не предусматривает. Кроме того, вследствие очень короткого срока, когда гражданам надо определиться с выбором соответствующих компаний и медицинских учреждений, может возникнуть ситуация, когда большинство граждан не определятся. И на этот случай в законопроекте предусмотрен очень интересный механизм, когда за них это решение примет территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и выбирать он будет только из трёх компаний, по его мнению, наиболее продвинутых в регионе, которые он сам выберет. По сути дела, за этим, в общем-то, правильным положением о праве гражданина на выбор медицинского учреждения и врача стоит передел страхового рынка. С этим мы согласиться не можем. Если говорить о правах граждан, то законопроект вообще содержит странную новеллу о том, что теперь гражданину может предъявляться иск в том случае, если он не соблюдает медицинский режим и вследствие этого нанёс ущерб своему здоровью. Что значит "не соблюдает медицинский режим"? Никаких чётких критериев в законопроекте нет, а если, допустим, ему прописано дорогостоящее лечение, дорогостоящие лекарства, а он не может за них платить? Это тоже будет нарушением этого режима и тогда иск к нему будет удовлетворён? С этим мы тоже не можем согласиться. И наконец-таки, по вопросу финансирования, по одноканальному финансированию. Мы против того, чтобы государство окончательно уходило из сферы финансирования здравоохранения. Подушевой норматив сейчас примерно наполовину финансируется как за счёт средств ОМС, так и за счёт средств бюджетов субъектов. Увеличение страховых взносов в полтора раза с одновременным переходом на одноканальное финансирование не компенсирует затраты на бесплатную медицинскую помощь. С включением в систему ОМС частных медицинских учреждений часть средств будет неизбежно перетекать в эти организации, что окончательно может подорвать государственную систему здравоохранения. Безусловно, законопроект важный. Мы подготовим поправки ко второму чтению, и наше голосование во втором чтении будет определяться тем, будут ли приняты наши поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента не настаивает на выступлении? Представитель правительства? Докладчик и содокладчик? Докладчику не хватило двенадцати минут. Николай Фёдорович, коротко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Я хотел прокомментировать некоторые положения, которые тут по-разному интерпретируются. Во-первых, необходимо отметить, что негосударственные учреждения уже были включены и в том законе, это не новое. Во-вторых, они будут получать оплату так же, как любые государственные учреждения. Возникает просто конкуренция, и это нормально, для этого так сделано. Если нет конкуренции, идёт загнивание и развал. Во-вторых, в отношении права человека на выбор лечебного учреждения, врача и так далее. Это важнейший выбор, во всем мире он работает, везде. Да, действительно, вначале будут сложности, трудно узнать, поэтому и рейтинговые агентства будут работать и так далее. Для этого и даётся переходный период. Вы правы, что сложности будут, надо узнать. И наверное, амбулаторное звено наиболее важно выбирать, и в отношении стационарного что-то будет. И я говорил в своём выступлении, что да, нужно какие-то ограничители вводить. Это вопрос второго чтения. Также, допустим, нарушение режима - я не буду комментировать, это такой вопрос... Следующий вопрос касается одноканального финансирования. Почему идут к одноканальному? Когда многоканальное финансирование, возможностей утащить значительно больше, ласковый телёнок двух маток сосёт, и в этом случае коррупции значительно больше. Одноканальное финансирование легче контролируется, поэтому здесь значительно меньше будут потери. Я считаю, что необходимо закон поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 21 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принимается.