Заседание № 242

05.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385319-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1679 по 1701 из 7346
11-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть        
вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования        
налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".   
Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью         
подготовлен к процедуре третьего чтения. Правовое управление Аппарата           
Государственной Думы замечаний правового, юридико-технического и                
лингвистического характера не имеет. Комитет по бюджету и налогам рекомендует   
Государственной Думе поддержать указанный законопроект в третьем чтении.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам?.. Рохмистров записывается.                                          
                                                                                
Выносим 11-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6567 по 6609 из 7346
Пункт 11, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования               
налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".   
Максим Станиславович Рохмистров, от фракции, пожалуйста, по мотивам.            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. Тем не менее    
хотелось бы обратить внимание на то, что для этих организаций, наверное, не     
налоговая нагрузка самое страшное, как, впрочем, и для других наших             
предприятий, а административная и коррупционная. К сожалению, недостаточно      
делается для того, чтобы защитить эти организации от административного          
давления, которое сегодня реально существует, улучшить администрирование,       
применение наших налоговых взысканий, и, собственно говоря, как-то наконец-то   
решить вопрос с коррупцией, потому что пока, даже судя по официальному          
заявлению Генеральной прокуратуры, коррупционная нагрузка в России за           
последний год увеличилась в два раза. Поэтому, поддерживая настоящий            
законопроект, хотелось бы всё-таки обратить внимание на то, что, пока мы с      
вами не изменим налоговое администрирование в целом, не сделаем его понятным    
и прозрачным, а будем придумывать такие законы, как предыдущий, создавая для    
богатых дополнительные преференции, пока те, кто реально работает, должны       
будут платить и за себя, и за богатых, к сожалению, ничего не изменится. А те   
организации, которые здесь представлены, некоммерческие и благотворительные,    
государство всё-таки должно поддерживать более серьёзно - не просто созданием   
им каких-то там незначительных налоговых льгот.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект из пункта 11         
порядка работы.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 241

01.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385319-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8139 по 8205 из 9476
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую       
Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования               
налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".   
Надежда Сергеевна Максимова докладывает.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В процессе подготовки ко          
второму чтению к законопроекту поступило тридцать восемь поправок. Комитет      
двадцать две из них рекомендует к принятию, шестнадцать - к отклонению, но      
большая часть отклонённых поправок учтена частично в принятых поправках.        
Комитет рекомендует Государственной Думе утвердить таблицы 1 и 2 и принять      
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, двадцать две поправки поддержаны комитетом.      
Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По таблице 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2.            
Голосуйте.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование данный законопроект в третьем чтении.                     
                                                                                
Включите режим голосования... Ой, во втором, извините, во втором! Для           
протокола: во втором чтении, а не в третьем. К третьему не готов.               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 186

19.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385319-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5587 по 5824 из 8897
Переходим к пункту 30, проекту федерального закона "О внесении изменений в      
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части                    
совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и                  
благотворительной деятельности". Сергей Дмитриевич на трибуне.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Это более          
сложный законопроект, подготовлен он во исполнение Бюджетного послания          
президента 2009 года. Законопроект направлен на совершенствование               
законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования    
некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития       
благотворительной деятельности и добровольчества. Вносятся поправки в три       
главы Налогового кодекса - "Налог на добавленную стоимость", "Налог на доходы   
физических лиц" и "Налог на прибыль организаций". Не останавливаясь на          
технических моментах, выделю только главные позиции, которые заложены в         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Во-первых, сегодня уже есть целый ряд льгот, касающихся социальных услуг: это   
услуги по социальному обслуживанию сирот, детей, оставшихся без попечения       
родителей, детей из малообеспеченных семей, пожилых людей, инвалидов; это       
физкультурно-оздоровительные услуги населению; это услуги по профессиональной   
подготовке, переподготовке, повышению квалификации, оказываемые по              
направлениям органов службы занятости. Такие услуги уже освобождены от налога   
на добавленную стоимость, но при условии, что они оказываются                   
государственными или муниципальными учреждениями. Теперь это требование         
снимается, и, соответственно, от налога на добавленную стоимость эти услуги     
будут освобождаться независимо от организационно-правовых форм организаций.     
                                                                                
Кроме того, предлагается освободить от налога на добавленную стоимость услуги   
некоммерческих организаций в сферах образования, культуры и искусства с той     
детализацией, которая необходима для того, чтобы это можно было                 
администрировать.                                                               
                                                                                
И в заключение: от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается     
безвозмездное оказание услуг по изготовлению и распространению социальной       
рекламы.                                                                        
                                                                                
От уплаты налога на доходы физических лиц освобождаются доходы получателей в    
денежной или натуральной форме. Какие здесь наиболее важные позиции?            
Во-первых, это суммы, которые уплачены благотворительными и религиозными        
организациями за лечение, во-вторых, те деньги, которые выплачиваются сиротам   
и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, освобождаются доходы   
в натуральной форме, которые получаются волонтёрами в рамках                    
благотворительной деятельности. О чём идёт речь? Это проезд к месту             
благотворительной деятельности, проживание, питание - в общем, весь тот         
комплекс услуг, которые сегодня подпадают под налогообложение.                  
                                                                                
Кроме того, по налогу на доходы физических лиц расширена возможность            
применения социального вычета. До 25 процентов расходов направляется на         
благотворительную деятельность, сегодня это выводится из-под налогообложения.   
Это касается ещё и взносов в целевой капитал некоммерческих организаций.        
Такие взносы тоже будут приравниваться к благотворительности и,                 
соответственно, выводиться из-под налогообложения.                              
                                                                                
По прибыли самая главная новация состоит в том, что все некоммерческие          
организации получат возможность создавать резервы на предстоящие расходы,       
потому что сегодня они сталкиваются с такой проблемой: получили грант, не       
успели использовать его в течение года, в результате получили по итогам года    
разницу в налогообложении. Теперь, создавая такие специальные резервы, можно    
эти переходные периоды благополучно пройти и израсходовать эти средства так,    
как это представляется правильным и целесообразным.                             
                                                                                
Мы просим поддержать этот законопроект.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова выступает с содокладом от     
комитета.                                                                       
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект № 385319-5 "О внесении изменений в часть        
вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования        
налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"    
внесён правительством. В нём предлагается внести изменения в часть вторую       
Налогового кодекса, а именно, как уже было сказано, в главу 21 "Налог на        
добавленную стоимость", главу 23 "Налог на доходы физических лиц" и главу 25    
"Налог на прибыль организаций".                                                 
                                                                                
Я вам напомню, что мы в этом году уже приняли Федеральный закон "О внесении     
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу      
поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". И он           
действительно явился хорошей правовой основой для того, чтобы выстроить         
нормальные отношения между государством и некоммерческими организациями и       
чтобы вовлечь гражданские институты в решение проблем, которые, конечно,        
возникают у нас в социальной, образовательной сферах, в сфере развития          
добровольчества и в благотворительной деятельности и других сферах.             
                                                                                
Рассматриваемый сегодня законопроект как раз совершенствует положения того      
закона, который мы приняли, по трём направлениям: во-первых, расширяет          
перечень услуг, которые освобождаются от налогообложения; во-вторых,            
устраняет налоговые барьеры для получателей благотворительной помощи;           
в-третьих, улучшает правовой статус некоммерческих организаций.                 
                                                                                
Поскольку Сергей Дмитриевич очень подробно остановился на том, какие            
налоговые льготы получают организации и физические лица, я повторяться не       
буду. Ещё раз только обращу ваше внимание на то, что законопроект               
действительно носит сугубо социальный характер, поскольку от уплаты налога на   
добавленную стоимость теперь будут освобождаться не только государственные и    
муниципальные предприятия, которые оказывают социально значимые услуги, но и    
организации другой организационно-правовой формы. Ещё раз повторяю, что это     
социальные услуги для обездоленных детей, для граждан пожилого возраста, для    
инвалидов и так далее.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, указанный законопроект был рассмотрен помимо Комитета по     
бюджету и налогам ещё тремя комитетами: Комитетом по культуре, Комитетом по     
охране здоровья и Комитетом по делам общественных объединений и религиозных     
организаций. Все три комитета безоговорочно поддержали указанный                
законопроект, но при этом были сделаны определённые замечания, в том числе      
юридико-технического характера.                                                 
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в         
первом чтении указанный законопроект с учётом того, что во втором чтении мы     
внесём определённые поправки.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Депутат Федоткин, одна рука. Больше никого не   
забыл? Нет.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич Федоткин, ваш вопрос.                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Дмитриевич, вы, наверное, согласитесь, что не первый      
раз мы пытаемся привлечь бизнес к решению социальных задач, за последние        
двадцать лет это, по-моему, уже пятая попытка такая крупная, и это всегда       
связано с тем, что государство где-то недофинансирует, недоделывает,            
недосматривает. И всегда, практически всегда это завершалось тем, что           
появлялся всплеск каких-то финансовых нарушений. Это было в организациях и      
культуры, и спорта, когда был заведён целый ряд нашумевших уголовных дел -      
под видом благотворительности отмывались миллиарды и миллиарды рублей.          
Значит, вопрос: здесь даются очень большие права и льготы, но не приведёт ли    
это к новой волне коррупционно-уголовных дел? Какие есть сдерживающие           
механизмы здесь?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте на вопрос.                          
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Этот вопрос нас, безусловно, тоже волнует. Мы не хотим создавать нормы          
налогового законодательства, которые порождают злоупотребления, поэтому         
вопросы квалификации и налогового администрирования для нас были                
центральными. У нас нет такой, например, нормы, что какая бы деятельность там   
той или иной организацией ни осуществлялась, эта организация освобождается от   
налога, как это было по фонду спорта. Говорится: если доходы получены от        
такой-то деятельности или от оказания таких-то или таких-то услуг, и они        
вполне чётко квалифицированы, то в этом случае есть право претендовать, а       
налоговые органы, естественно, будут контролировать.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Два выступления - Штогрин и Селезнёв,      
других рук нет. Подводим черту.                                                 
                                                                                
Штогрин, пожалуйста.                                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, мы, вообще, присутствуем при рассмотрении      
уникального проекта закона, когда правительство само внесло предложение об      
установлении льгот по налогам. Ещё недавно, когда мы рассматривали подобные     
предложения, внесённые членами Совета Федерации, субъектами Федерации или       
даже депутатами, мы, как правило, получали отрицательные заключения             
правительства, и такие инициативы в нашей палате проваливались. В результате    
мы имели такие случаи, как, например, с детьми Беслана, когда их отправили за   
коммерческие деньги отдохнуть, а потом родителям принесли квитанции на          
подоходный налог на доход, который они якобы получили: значит, гоните денежки   
в бюджеты субъектов Федерации. Тогда пришлось срочно принимать изменения в      
главу 23 "Налог на доходы физических лиц", чтобы подобная ситуация не           
возникала. Или недавний пример. При крушении "Невского экспресса" был           
повреждён дом одной пожилой женщины, железнодорожники отремонтировали этот      
дом, а потом налоговая служба приходит и говорит: давай-ка 13 процентов с       
суммы, которую ты получила на восстановление своего дома. Тоже срочно           
принимались изменения в Налоговый кодекс, чтобы таких ситуаций не возникало.    
                                                                                
А теперь нам само правительство предлагает целый ряд мер, которые               
действительно помогут освободить от налогов тех людей и в тех ситуациях,        
когда это просто жизненно необходимо. Плохо-то что? Что такие нормы             
появляются у нас в виде проектов законов после того, когда упоминания о них     
попадут в послание Президента Российской Федерации.                             
                                                                                
Я помню случай, когда я занимался увеличением пенсий дальневосточников, делал   
доклад, рассылал его, разговаривал с одним из высокопоставленных чиновников,    
а он говорит: "Сергей, ты прав во всём, но, если эта норма попадёт в послание   
президента, мы её исполним, а так твой законопроект мы отклоним". Так и         
получилось, что законопроект, о котором я докладывал, по пенсиям                
дальневосточников, отклонили.                                                   
                                                                                
Я очень рад, что мы сегодня такой проект закона рассматриваем. Думаю, что мы    
ко второму чтению посмотрим, как ещё уточнить, чтобы льготы получили именно     
те, кому они нужны, чтобы нельзя было ими воспользоваться в корыстных, что      
ли, целях, и посмотрим, как можно расширить географию, чтобы не повторялись     
такие случаи, как с бесланскими детьми, как с теми, кто пострадал в             
результате каких-то чрезвычайных ситуаций, а потом с них берут подоходный       
налог.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Селезнёв.                             
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, у меня в отличие от депутата Штогрина не      
вызывает никакого удивления то, что данный законопроект внесён, потому что      
действительно мы все помним, что в Послании Президента Российской Федерации     
Федеральному Собранию было чётко сказано, что мы должны оказывать всяческую     
законодательную поддержку, содействие любому, кто занимается                    
благотворительной деятельностью, в частности НКО.                               
                                                                                
У меня другое вызывает размышления: не пытаемся ли мы в условиях дефицитного    
бюджета на 2011 год (мы завтра будем его рассматривать, по разделу              
"Социальная политика" планируется выделение меньшее, чем в 2010 году, и, по     
всей видимости, будем корректировать, и в 2011, 2012 и 2013 годах будет всё     
меньше и меньше) перекладывать социальную ответственность государства за наше   
население на плечи бизнеса, потому что всё больше и больше звучит, что бизнес   
должен быть социально ответственным? Да бизнес, по большому счёту, никому       
ничего не должен, бизнес чётко работает только на получение своих               
коммерческих результатов в виде прибыли и отчитывается перед своими             
акционерами. Должны только те люди, которые по зову сердца, по лишь им          
понятным причинам делают то, что они хотят, - помогают инвалидам,               
пенсионерам, ветеранам, детям, сиротам и всем остальным незащищённым слоям      
населения, которым не способно на сегодняшний день или не в полной мере         
способно оказать поддержку государство. Здесь ещё другой момент, на который     
хотелось бы обратить внимание: вряд ли две-три налоговые поправки смогут        
помочь серьёзно стимулировать этих людей, которые, как выяснилось в беседе      
Президента Российской Федерации с социальными работниками, буквально            
выгорают, по словам министра Голиковой, работая с теми несчастными,             
обездоленными, пропуская через свою душу боль и страдания этих людей.           
Естественно, надо выстраивать более комплексную систему, которая не только      
освобождала бы от налогов, а поощряла бы и по другим моментам, таким как        
предоставление земли и прочее.                                                  
                                                                                
Мы поддерживаем данную инициативу, подготовим свои поправки. ЛДПР голосует за   
этот законопроект.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Не настаивают. Сергей Дмитриевич? Не   
настаивает на заключительном слове. Выносим на "час голосования".               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6597 по 6615 из 8897
30-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального        
закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской       
Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих              
организаций и благотворительной деятельности". Кто за? Прошу голосовать.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.