Заседание № 62
24.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 385126-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (введение нового вида эмиссионных ценных бумаг ? кредитных нот).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5375 по 5552 из 5845
Прежде чем перейти к вопросу 6, я хотел бы спросить у Медведева Павла Алексеевича. Мы проголосовали по вопросу 4 в первом чтении, но у вас есть, вот я сейчас смотрю, проект постановления о принятии в целом. Пожалуйста, вы тогда определитесь. Я просто уточняю. Если не нужно рассматривать, значит, не будем рассматривать. Я смотрю, председатель комитета говорит, что рассматривать не нужно. Значит, ограничимся первым чтением. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 6, о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Александровича Тарачёва. Пожалуйста. ТАРАЧЁВ В. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию законопроект призван обеспечить банковскую систему новым видом ценных бумаг - кредитными нотами. Основное назначение этого инструмента - предоставить кредитным организациям возможность рефинансировать выданные кредиты и передавать инвесторам связанные с ними кредитные риски. Прежде всего я хотел отметить, что формально кредитные ноты у российских заемщиков уже есть, однако их фактическими эмитентами являются не наши российские банки, а западные финансовые институты. Они выкупают у российских партнеров пулы выданных кредитов, выпускают под их обеспечение кредитные ноты, а привлеченные за счет этого средства возвращают обратно. На Западе ресурсы, как вы знаете, привлекаются где-то под 3 процента годовых, а в России под 14, поэтому западному партнеру выгодно покупать у российских коллег право требования по кредиту за 12 процентов, а тому выгодно получить назад свои деньги, 2 процента маржи и выдать новые ссуды. Ну и в итоге получается, что российский инвестор кредитует российское предприятие, но платит за это деньги западному банку только потому, что у нас в России нет такого закона, а на Западе он есть. В последние годы целый ряд российских предприятий и банков воспользовались описанной схемой для выпуска кредитных нот. Один из первых выпусков осуществил Альфа-банк еще в 2002 году. Он выступил организатором сделки для "Объединенных машиностроительных заводов". Эмитентом стал один из западных банков. Затем ряд западных банков также эмитировали кредитные ноты наших предприятий, таких, как "Северстальтранс", "Новотек", "АвтоВАЗ", "Оргсинтез", ну и еще ряд предприятий. Все указанные выпуски проводились в рамках зарубежного законодательства. С учетом вышесказанного необходимость внедрения аналогичных схем в нашей стране становится более чем актуальной. Кроме того, уже сейчас интерес к выпуску кредитных нот как со стороны российских, так и со стороны зарубежных инвесторов чрезвычайно велик. В подавляющем большинстве приведенных мною примеров спрос на кредитные ноты в разы превышал предложение. Основным сдерживающим фактором до сих пор остается необходимость построения громоздких схем, при которых организатором выпуска выступают российские банки, эмитентами кредитных нот - западные кредитные организации, а заемщиками, соответственно, российские предприятия. Представленный законопроект позволит решить указанные проблемы и предоставит российским банкам действительно действенный инструмент распределения кредитных рисков, а также откроет заемщикам новые возможности по привлечению кредитов. У банков появится уникальная возможность разрезать большие рискованные кредиты на мелкие части и продать их по отдельности сторонним инвесторам. В результате, если получившее кредит предприятие не сможет вовремя в полном объеме вернуть банку кредит, риск возможных потерь будут нести владельцы кредитных нот, но не банк. Этот дополнительный риск будет иметь и конкретное материальное выражение, поскольку процентная ставка по кредитным нотам будет значительно выше, чем по безрисковым инструментам. Мы должны учитывать, что до сих пор основу отечественного рынка составляет инструментарий еще позапрошлого века, это акции и облигации, в то же время западные кредитные институты сегодня делают акцент не на работе с деньгами, а именно на работе с рисками. Речь идет не о том, как аккумулировать как можно больше ресурсов, а о том, как правильно распределить риски. В этой части наши участники катастрофически отстали. Для слабо капитализированной отечественной банковской системы проблемы кредитного риска оказываются главным барьером роста. Размер среднего банка сегодня не соответствует потребностям промышленного сектора. В одиночку банки не способны выдавать крупные кредиты и, самое главное, принимать на себя значительные риски. Выпуск кредитных нот позволит решить эту проблему наиболее простым способом. И пару слов о позиции профессиональных участников банковского сообщества. За последние месяцы в СМИ не раз появлялись статьи, посвященные проблемам секьюритизации, в частности выпуску этих самых кредитных нот. В полезности секьюритизации банков сомнения нет, и кредитные ноты как один из ее механизмов представляются нашим банкирам весьма перспективными и эффективными. И в заключение пару слов об отзывах, полученных на представленный законопроект. В официальном отзыве правительства поддерживается идея создания новых финансовых инструментов, в том числе такого вида, как кредитные ноты. Вместе с тем официальный отзыв отмечает ряд недостатков. С некоторыми из них, безусловно, можно согласиться: они направлены на уточнение ряда положений проекта, однако большая часть высказанных замечаний не имеет какого-либо обоснования. Более того, они противоречат ряду норм основного закона и Гражданского кодекса. Во-первых, авторы отзыва отмечают необходимость предусмотреть меры, направленные на максимальное снижение кредитного риска эмитента, в том числе путем ограничения круга потенциальных эмитентов кредитных нот. Этот пробел авторы представляют как один из серьезных дефектов законопроекта. Но такое замечание противоречит целому ряду конституционных норм. Прежде всего, это требование части 1 статьи 8 российской Конституции, где сказано, что в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Такой инструмент, как кредитные ноты, подпадает под гарантии конституционной защиты свободного перемещения финансовых средств. Во-вторых, авторы отзыва упрекают в том, что предложенная конструкция создает предпосылки для выпуска высокорискованных ценных бумаг. Такое замечание не только противоречит общим принципам рыночной экономики, оно основано на постулатах еще живучей у нас политэкономии социализма. Опять смотрим Конституцию. Собственно, это единственное замечание концептуального характера. Остальные замечания ограничиваются в основном пожеланием уточнить отдельные нормы. Предлагается доработать такие определения, как "кредитные события", "третье лицо". Я думаю, что это вполне можно было бы сделать ко второму чтению. Эти замечания все направлены на совершенствование законопроекта. На мой взгляд, таким образом, оснований для отклонения законопроекта нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. Пожалуйста, включите микрофон депутату Резнику. С места. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, комитет в целом поддержал идею, о которой рассказывал сейчас докладчик. Но как известно, дьявол - он в мелочах, а мелочи оказались достаточно серьезными. Прежде всего, определение кредитной ноты в этом законопроекте показывает, что это такая ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение от эмитента кредитной ноты в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и фиксированного в ней процента от номинальной стоимости в том случае, если не наступило ни одно из кредитных событий, предусмотренных в решении о выпуске кредитных нот. Такое определение позволяет сделать вывод, что посредством кредитных нот возможно оформление рисковых сделок - пари. А согласно статье 1062 Гражданского кодекса подобные сделки не подлежат судебной защите. Однако в законопроекте данному обстоятельству внимание не уделяется. Поэтому если принять этот проект, то будет допускаться эмиссия и обращение кредитных нот, но в судебной защите прав, вытекающих из указанных ценных бумаг, на основании статьи 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации будет отказано. В проекте есть еще достаточно много моментов, с которыми автор не согласен, но он изложил их. Но я все-таки считаю, что позиция правительства и президентской стороны соответствует Конституции, и комитет уполномочил меня об этом сказать. Прежде всего хотелось бы отметить такой момент, что на сегодняшний день в законе "О рынке ценных бумаг" предусмотрены облигации, которые по многим характеристикам соответствуют тому, что сейчас рассказывал докладчик. И в отличие от кредитных нот облигации законом защищены. По этим причинам комитет согласился с позицией правительства и предложил отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, какие будут вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 16 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 12 чел. Не голосовало 438 чел.97,3% Результат: не принято Не принято. За - один человек.