Заседание № 8

18.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 385115-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части, касающейся договоров участия в кредитном риске и выпуска кредитных сертификатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3335 по 3472 из 6090
Вопрос 6: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный    
закон "О банках и банковской деятельности". Доклад депутата Государственной     
Думы Владимира Александровича Тарачёва. Пожалуйста.                             
                                                                                
ТАРАЧЁВ В. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемый     
вашему вниманию законопроект является итогом работы рабочей группы нашего       
комитета прошлого созыва. Речь в проекте идет о новых финансовых                
инструментах, которые сегодня, по общему признанию, остро необходимы            
российскому финансовому рынку.                                                  
                                                                                
Законопроект вводит новый вид договора - договор об участии в кредитном риске   
и новый вид ценной бумаги - кредитный сертификат. Эти инструменты дадут         
российским кредитным организациям новые возможности по контролю и управлению    
кредитными рисками. По мнению банковских экспертов и руководства самого Банка   
России, именно ситуация с кредитным риском в банковской системе вызывает        
сегодня наибольшие опасения. Общий объем кредитов, выданных банками за          
последний год, вырос в полтора раза и составляет, по данным Банка России,       
почти 3 триллиона рублей. За это время собственный капитал кредитных            
организаций вырос лишь на 30 процентов.                                         
                                                                                
Сегодня в условиях благоприятной экономической конъюнктуры процент плохих       
кредитов невелик, он составляет не более 1,5 процента. Но это не значит, что    
ситуация не может повернуться в худшую сторону. По мнению аналитиков,           
следующий масштабный банковский кризис в России будет кризисом плохих           
кредитов. Доля невозврата в размере уже 10 - 15 процентов может привести к      
повторению банковского кризиса, сопоставимого с кризисом 1998 года.             
                                                                                
В сложившейся ситуации у российских банков есть только два выхода - либо        
ограничить кредитование экономики, либо искать новые механизмы управления       
кредитными рисками, а именно новые виды договорных отношений и ценных бумаг.    
Эту задачу частично и должен решить законопроект. Заключая договор об участии   
в кредитном риске, банк может снять с себя и передать часть кредитного риска    
инвесторам, которые готовы его принять. По своему содержанию этот договор не    
является чем-то новым, подобные договоры широко используются на мировых         
рынках капиталов. На основе этого договора можно как выстраивать схемы          
синдицированного кредитования, так и рефинансировать уже выданные кредиты.      
Это особенно актуально сегодня в российских условиях. Капитализация и размер    
российских банков не соответствуют размеру крупнейших промышленных              
предприятий. Средний российский банк в одиночку просто не в состоянии           
работать с гигантами нефтяной или металлургической отрасли, однако в рамках     
банковского синдиката несколько банков уже могли бы оперировать серьезными      
суммами, например сотнями миллионов долларов.                                   
                                                                                
Задают вопрос о том, нужны ли российским банкам сегодня такие договора? Ответ   
очевиден: конечно, нужны. Однако пока в российском праве нет таких              
инструментов, все подобные операции совершаются уже сегодня на западном рынке   
в рамках британского или американского права. В результате происходит утечка    
капитала за рубеж, так как российское законодательство не дает нашим банкам     
возможности совершать такие сделки.                                             
                                                                                
Законопроект был внесен в Думу в конце прошлого года. К сожалению, на него      
только-только стали поступать отзывы. Большаўя часть отзывов содержит           
конкретные предложения по доработке и улучшению данного законопроекта, это      
отзывы и Банка России, и ассоциаций банковских. Никто из них не подвергает      
сомнению обоснованность существования таких инструментов, речь идет о           
поправках и уточнениях ко второму чтению. На мой взгляд, оптимальным было бы    
внесение этих поправок еще до первого чтения. Естественно, такая возможность    
предусматривается статьей 112 нашего Регламента, однако комитет, увы, по        
непонятной мне причине принял решение форсированно выносить его на первое       
чтение. Более того, как уже отметил и представитель правительства в             
Государственной Думе, неделю назад при обсуждении стратегии развития            
банковского сектора уже включен пункт по разработке законодательной базы        
секьюритизации, я цитирую: "Разработки законопроектов о кредитных нотах,        
сертификатах участия и кредитных сертификатах". То есть это очевидно.           
                                                                                
Конечно, проблема сложная, и прежде всего с правовой точки зрения. Видно, что   
авторы правительственного отзыва, мне кажется, не совсем смогли в ней           
разобраться. Полагаю, что если мы учтем конкретные замечания по проекту и       
проведем согласованную работу с правительством, то у нас будет возможность      
доработать его ко второму чтению.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу еще раз повторить, что сомнений в необходимости         
подобного вида договоров и ценных бумаг нет ни у кого, кто работает сегодня     
на финансовом рынке. В противном случае мы должны либо поставить крест на       
наших банках, либо заставить их работать не в рамках российского права.         
Российские предприятия, по сути, подталкиваются к тому, чтобы вывозить          
капиталы за рубеж и решать свои финансовые споры не в России, а в лондонских    
и нью-йоркских судах. Ни то ни другое, как мне кажется, не входит в наши с      
вами планы.                                                                     
                                                                                
С другой стороны, до тех пор, пока у наших инвесторов и наших банкиров будет    
обнаруживаться явный недостаток в современных финансовых инструментах, у них    
нет никаких конкурентных шансов в соревновании с западными кредитными           
организациями. Либерализация валютного законодательства фактически уже ставит   
наши российские банки и иностранные кредитные организации на одну доску.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович, присаживайтесь.          
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по        
кредитным организациям и финансовым рынкам Павлу Алексеевичу Медведеву.         
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! С этим законом       
ситуация парадоксальная: комитет практически ни по одному пункту не возражает   
автору законопроекта, возражение только одно: законопроект не нужен. Причем     
для того, чтобы это понять, не надо разбираться во всяких банковских            
тонкостях. Ключевая статья законопроекта - 24.2, где написано: "Договор об      
участии в кредитном риске может быть..." - подчеркиваю, может быть, то есть     
дается некоторое разрешение, - "...заключен путем...". И дальше можно не        
читать, дальше описывается, что разрешено. Давайте откроем статью 421           
Гражданского кодекса, пункт 2: "Стороны могут заключить договор, как            
предусмотренный, так и не предусмотренный законом...". В Гражданском кодексе    
это описано одной строчкой значительно более полно, зачем принимать закон?      
Уже приняли Гражданский кодекс.                                                 
                                                                                
Комитет просит проголосовать против. Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич.                                
                                                                                
По ведению - Резник, пожалуйста.                                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы обратиться к докладчику и к   
автору закона, Владимиру Александровичу Тарачёву, мне кажется, что              
некорректно позволять себе такие высказывания: по непонятным мне причинам       
комитет поспешил и принял решение об отклонении. Я воздерживался бы от          
подобных заявлений.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы к докладчику или содокладчику? Нет. Есть ли         
желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить представителю          
правительства? Нет. Президента? Нет. Ставим законопроект на голосование.        
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за                9 чел.2,0%                                      
Проголосовало против          186 чел.41,3%                                     
Воздержалось                    5 чел.1,1%                                      
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклоняется.