Заседание № 228

11.05.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 385014-4 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы или выплаты заработной платы не в полном объёме).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1614 по 1915 из 5304
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27      
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад       
представителя Самарской Губернской Думы депутата Государственной Думы           
Александра Николаевича Белоусова.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Самарская Губернская Дума предлагает для вашего              
рассмотрения проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кратко о     
сути. Суть этого законопроекта заключается в выделении в отдельную статью       
административного наказания за нарушение выплаты заработной платы или выплаты   
заработной платы не в полном размере.                                           
                                                                                
Вторым моментом, отличающим данный законопроект, является то, что               
увеличивается величина административного штрафа - от тридцати до пятидесяти     
минимальных размеров оплаты труда.                                              
                                                                                
Самарская Губернская Дума считает необходимым принять этот закон, учитывая      
общественную опасность правонарушений, связанных с нарушением сроков выплаты    
заработной платы или выплатой заработной платы не в полном размере. Имея в      
виду особую значимость этого аспекта, она предлагает внести те изменения, о     
которых я вам сказал.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному   
законодательству и государственному строительству Александр Петрович            
Москалец. Пожалуйста.                                                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Тема           
упорядочения выплаты заработной платы всегда обращала на себя внимание, так     
как она не только социально важна и болезненна, но и либо создаёт, либо         
снимает напряжение в обществе. Учитывая это, действующее законодательство       
логично и, на наш взгляд, последовательно решает вопрос воздействия на          
негативные проявления в этой области. Так, в Трудовом кодексе имеется статья    
142 с названием "Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты       
заработной платы...", которой работнику предоставляется право на                
приостановление работы в случае задержки выплаты зарплаты на срок более         
пятнадцати дней и на получение денежной компенсации.                            
                                                                                
Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена         
административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение     
законодательства о труде, причём эта ответственность значительно усиливается    
в случае повторного нарушения, а если невыплата заработной платы превышает      
срок два месяца, то в соответствии со статьёй 145-1 Уголовного кодекса может    
наступить даже уголовная ответственность в виде лишения свободы до семи лет.    
                                                                                
Таким образом, мы уже имеем всю палитру возможных мер воздействия в этой        
отдельно взятой области - нарушения законодательства о труде. Поэтому           
предлагаемое дополнительное законодательное решение представляется довольно     
искусственным и необоснованно, на наш взгляд, раздвигает взаимосвязанные        
нормы административного и уголовного законодательства. Вот смотрите,            
предлагаемая норма, которую мы сейчас рассматриваем, звучит так: нарушение      
сроков выплаты заработной платы, но и диспозиция статьи 145-1 Уголовного        
кодекса тоже содержит слова "невыплата заработной платы", и, таким образом,     
на практике при наличии таких норм будет применяться более мягкая норма, а      
это приведёт вообще к полному исключению из практики применения уголовной       
ответственности. Это первое. А второе - это то, что в сам Кодекс об             
административных правонарушениях в случае принятия данного закона мы заложим    
неопределённые диспозиции статьи об ответственности за нарушение                
законодательства о труде. При этом в проектируемой части второй статьи 5.27     
кодекса мы сводим вместе и часть первую, и часть вторую, а это влечёт только    
ухудшение возможностей практического применения закона.                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Четыре         
вопроса - у Кибирева, Тюлькина, Плетнёвой и Бабурина. Всё? Пожалуйста,          
Кибирев Борис Григорьевич.                                                      
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо большое, Борис Вячеславович.                              
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Александр Петрович, появление любого    
законопроекта всегда порождается какими-то обстоятельствами. Мне, например,     
этот законопроект Самарской Губернской Думы видится важным, потому что он,      
во-первых, решает проблемы всех типов работодателей и, во-вторых, ужесточает    
ответственность за нарушение.                                                   
                                                                                
Проблема острая. Вы не можете возразить, что случаев невыплаты заработной       
платы много. Но ваш комитет считает, что ничего делать не надо - есть, мол,     
статья 142 Трудового кодекса, статья 145-1 Уголовного кодекса. Тогда вопрос:    
почему действующее законодательство не гарантирует своевременную выплату        
заработной платы и что же делать?                                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Григорьевич, уважаемые коллеги! Действующее      
законодательство полностью гарантирует без всяких, я скажу, зазоров,            
исключений выплату заработной платы. Это начинается с материального закона -    
Трудового кодекса Российской Федерации, и вы правильно назвали, Борис           
Григорьевич, статью 142, где установлена ответственность работодателя за        
нарушение сроков выплаты заработной платы. Если не подействует эта статья,      
есть следующая статья - статья 236 Трудового кодекса, где говорится о           
материальной ответственности работодателя за задержку заработной платы. Если    
и это не действует - пожалуйста, есть административная ответственность по       
статье 5.27, в том числе и по части второй, за повторное правонарушение,        
связанная с наказанием, связанная даже с дисквалификацией на срок до трёх       
лет. Если и это не воздействует - пожалуйста, существует, как я сказал,         
уголовная ответственность: до семи лет лишения свободы. За кражу меньше         
полагается, чем за это. Куда ещё больше наращивать законодательное              
воздействие на нерадивых в этом плане людей?! Нужно просто менять подход и      
правоприменительную практику, больше ничего.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич. Ваш вопрос.        
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. У меня вопрос в продолжение предыдущего. Александр Петрович,      
ваше мнение тогда: если законодательством всё предусмотрено, почему             
сохраняется проблема? Знаете ли вы цифру, какова сейчас задолженность по        
заработной плате в России? И вопрос из области правоприменительной практики.    
Вы говорите об ответственности, вплоть до уголовной, и упираете на эту          
статью. Сколько раз она была применена, вот эта статья, по фактам задержки      
или невыплаты заработной платы в 2006 году?                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Судя по этому законодательному обращению Самарской Губернской    
Думы, мне сдаётся, что в Самарской области уголовное законодательство вообще    
не применяется в силу бездушия или правоохранительной системы, или инспекции    
по труду, или ещё каких-то органов, потому что, вы знаете, законодатель         
сделал в этом плане всё для того, чтобы воздействовать на работодателя в        
интересах работников. А вот теперь, чтобы облегчить себе ситуацию, придумали    
- я полагаю, с подачи правоприменителей - вот этот подход: давайте внешне       
что-то вроде бы усилим, выделим в отдельный состав, который, по сути дела,      
поглотит всякую возможность работы как влево, так и вправо. То есть             
задерживай зарплату хоть на несколько месяцев, всё равно грозит только          
административная ответственность, причём в той части, которая указана здесь в   
законопроекте. А это, я считаю, никак не решает вопроса. Довести до             
уголовного преследования самые вопиющие случаи будет тогда практически          
невозможно.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, мы     
все знаем давно, что зарплата - средство к существованию не только сегодня,     
но и в будущем, поскольку от неё зависит пенсия. И даже президент уже сказал    
в своём послании, что у нас сегодня самый главный бич - это не невыплата        
зарплаты, а выплата её не в полном объёме, то есть дают чёрным налом в          
конверте и немножко указывают в ведомости, чтобы работодателю поменьше          
налогов платить. А работник молчит, поскольку боится потерять своё место. Вот   
что мы тут должны сделать? Пусть, как вы говорите, в этом законопроекте, в      
общем-то, прописано то, что уже есть в других законах, но вот этот вопрос...    
Что нам сделать? И думает ли вообще комитет по законодательству над этим        
вопросом?                                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Тамара Васильевна, даже выплата заработной платы не    
в полном размере - это есть невыплата заработной платы, и карается это вне      
зависимости от того, получил ли человек зарплату не полностью или вовсе не      
получил то, что ему положено. И если проходит пятнадцать суток, он и в случае   
неполной выплаты тоже вправе приостановить свою работу, пока ему не будет       
доплачена заработная плата и пока он не получит ещё и компенсацию. Нужно        
использовать тот механизм, который на сегодня имеется. Если вы считаете, что    
нужно поработать с правоприменителями в этой части, я не возражаю и готов       
вместе с вами выехать в Самарскую область и разобраться там на месте.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бабурин Сергей Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
БАБУРИН С. Н. У меня вопрос к представителю авторов законодательной             
инициативы Александру Николаевичу Белоусову.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, присаживайтесь.                       
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Когда предлагается наказывать за нарушение сроков выплаты         
заработной платы или выплату заработной платы не в полном объёме,               
предполагается ли здесь наличие какой-то формы вины должностного лица? Или      
это идёт по принципу объективного вменения, то есть не играет роли, пыталось    
ли это должностное лицо обеспечить выплату заработной платы и, допустим,        
получить те деньги, которые партнёры должны были за выполненный заказ           
перечислить, или не пыталось, то есть просто не выплатил - и наказываем?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
БЕЛОУСОВ А. Н. Здесь есть ещё дополнение частью 3 следующего содержания:        
действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи,         
совершённые должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию   
за аналогичное административное правонарушение, влекут дисквалификацию на       
срок от одного года до трёх лет. То есть дополнительно здесь накладывается      
ещё и ответственность, связанная с дисквалификацией руководителя предприятия    
за несвоевременную выплату заработной платы, если он не выполняет части 1 и     
2, как я говорил, и штрафом от тридцати до пятидесяти минимальных размеров      
оплаты труда.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы у нас уже завершились, запись прошла.             
Выступить? Пожалуйста. Вижу две руки: Тюлькин Виктор Аркадьевич и Кулик         
Геннадий Васильевич. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич, выступление.        
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Да, мы будем голосовать за этот проект, и при всём при том, что   
Александр Петрович довольно грамотно нам изложил то, что сегодня                
предусмотрено законом, мы себе позволим с ним не согласиться. Почему? Потому    
что сама жизнь подсказывает, Александр Петрович, что не хватает тех             
механизмов, которые прописаны. Более того, запустить их часто практически       
невозможно, в частности, по тому вопросу, по которому предусмотрена мера        
наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Я не зря вас       
спросил, знаете ли вы примеры по прошлому году, кого привлекли, сколько раз,    
на какие сроки. Нет их, нет, потому как злой умысел доказать практически        
невозможно, Александр Петрович. И ваши ссылки, что, мол, предлагаются более     
мягкие меры, которые отодвинут угрозу более сильного возмездия, тоже            
неправильные, потому что могут быть, я согласен, и более мягкие меры, но они    
поставлены в плоскость неотвратимости, а это для эффективности управления       
гораздо важнее.                                                                 
                                                                                
И второй момент. Вот на этом примере ещё раз очень ярко видна дефектность       
нашего общедумского подхода к решению проблем. Мы идём не от проблемы,          
которая имеется в жизни, не от мнений и сомнений, как её решить, что ещё        
запустить в законодательство, чтобы не было этих вопросов, мы исходим из        
того, как бы эту инициативу отклонить, указать, по каким формальным признакам   
она сегодня не подходит, а "Единая Россия", как представительница так           
называемой партии власти, работает в режиме приводного ремня и в основном       
проводит те законы, которые выдаёт наше правительство.                          
                                                                                
Очень странно, что при обсуждении этого вопроса у нас не прозвучали мнения ни   
Комитета по труду и социальной политике, ни представителей трёхсторонней        
комиссии и профсоюзов наших, поскольку эти проблемы их должны волновать         
прежде всего, исходя из функциональных задач и постановки вопросов в послании   
президента.                                                                     
                                                                                
Зная, что сегодня этот законопроект не пройдёт, мы прежде всего подчёркиваем,   
что проблема не только остаётся, она становится более выпуклой, потому что,     
несмотря на все реляции, что доходы растут, с 2000 года они в полтора раза      
выросли, а скоро станут ещё больше, доходы растут прежде всего у уже и так      
обеспеченной части населения. На этом фоне тем более вопиющими и унижающими     
человеческое достоинство выглядят те случаи, когда заработную плату не          
выплачивают. И это не просто административное нарушение, это нарушение          
Конституции, это создание угрозы жизни и здоровью, это действия, унижающие      
человеческое достоинство, в том числе подпадающие под статью об экстремизме и   
так далее, и тому подобное.                                                     
                                                                                
Поэтому мы твёрдо заявляем, что мы этот закон поддержим, и даже если он         
сегодня не пройдёт, в дальнейшем будем проводить эту же линию, защищая права    
тех, кто своим трудом создаёт материальные блага и духовные тоже.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич, ваше выступление.                        
                                                                                
КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Борис Вячеславович, я вижу в этой проблеме не только юридическую и              
карательную части. Надо к этому подойти очень осторожно. У нас средняя оплата   
труда работника сельского хозяйства 3 тысячи 600 рублей. Около половины         
предприятий сегодня поднять эту заработную плату просто не могут. И даже при    
такой низкой заработной плате и сезонности производства наблюдаются большие     
сбои в сроках выплаты заработной платы. Это связано ещё и с тем, что сегодня    
кредитные организации практически не кредитуют заработную плату, то есть вы     
не сможете получить в банке кредит на выплату заработной платы. Это ещё         
больше усложняет ситуацию. Поэтому мне кажется, что к административным мерам    
надо подходить с учётом особенностей отдельных, может быть, секторов            
экономики, прежде всего сельского хозяйства. В этом плане я не хотел бы,        
чтобы этот закон был принят. Нам сегодня надо серьёзно думать над тем, как      
обеспечить повышение доходности предприятий, для того чтобы они выплачивали     
заработную плату на достойном уровне. Для села это самое главное, это           
центральная задача сегодня, она сфокусировала в себе все те недостатки,         
которые в аграрной политике были в последние годы. Поэтому я бы не              
поддерживал этот закон и не хотел, чтобы он принимался. Надо очень спокойно и   
внимательно разобраться. Если мы собираемся усиливать административные          
наказания, то надо к этому подходить очень дифференцированно, иначе мы          
оставим сельское хозяйство без руководящих кадров. И сейчас уже никого из       
достойных людей на руководящие должности не найдёшь, а если мы будем ещё за     
нарушение сроков не по вине этих предприятий сажать руководителей в тюрьму      
или наказывать, то мы не улучшим ситуацию в деревне. Поэтому я осторожнее       
подходил бы к мерам административного воздействия за эти нарушения.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента?          
Полномочному представителю правительства? Нет.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской      
Федерации об административных правонарушениях". Кто за? Прошу голосовать.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за               67 чел.14,9%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     70 чел.                                          
Не голосовало                 380 чел.84,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.