Заседание № 104
О проекте федерального закона № 384664-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! К третьему чтению комитетом подготовлен законопроект, входящий в пакет так называемых антирейдерских законов. Замечаний Правового управления нет. Надеемся, что осенью мы рассмотрим вторую, основную часть этого антирейдерского пакета, и таким образом значительная часть проблем, связанных с захватом предприятий, должна быть решена. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Есть. Максим Станиславович Рохмистров выступит по мотивам. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По мотивам от ЛДПР - Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, данный законопроект, как обычно это у нас бывает, серединка на половинку. Кто бы спорил, что надо принимать антирейдерские меры. Мы их принимаем-принимаем - ну, может быть, становится лучше, но опять серединка на половинку. И вот данный законопроект - это опять серединка на половинку: да, необходимая часть совершенствования законодательства в части защиты от рейдеров, но опять же он вносит изменения только в процессуальные нормы. Нужно ли их менять? Нужно. Ну а где же нормы материального права? А они не прошли, несмотря на то что комитеты, депутаты работали над ними, над нормами прямого действия, они не прошли. Почему? Потому что эти нормы прямого действия не дают возможности различным ведомствам издавать собственные регулятивные нормативные правовые акты. Собственно говоря, и рейдерство-то всё основано на чём? На том, что у нас отсутствуют в законодательстве нормы прямого действия, нормы материального права. Поэтому существуют так называемые ведомственные нормативные правовые акты, которые в каждом ведомстве регулируют всё по-своему: сегодня так, завтра по-другому. Их периодически меняют, и их изменения никто спрогнозировать не может. Наша фракция, конечно, поддержит данный законопроект, но тем не менее хотелось бы обратить ваше внимание: то, что наработано комитетом в части общего антирейдерского пакета, должно быть принято, и принято как можно быстрее, потому что сами нормы процессуального права, изменения, которые мы сегодня принимаем, в полной мере защищать людей от рейдерства не будут. И в то же время нормы прямого действия, которые прописаны в кодексах и законах, - это лучшая защита от коррупции и лоббирования интересов каких-либо структур. Поэтому убедительная просьба и к правительству, и к палате всё-таки вернуться к обсуждению того общего антирейдерского законопроекта, который рассматривался комитетом, и как можно быстрее принять те нормы, которые сегодня необходимы, потому что рейдерство, сколько мы с ним ни боремся, остаётся и процветает. Если мы не будем с ним ещё и сейчас бороться, в период кризиса, когда возможности предприятий существенно снижены в части защиты, потому что это требует больших затрат, даже больших, чем, собственно говоря, сами затраты на проведение рейдерского захвата... Здесь речь уже идёт не о месяцах и годах, а о том, что это нужно принимать как можно быстрее. Я понимаю, что в эту сессию мы не успеем, но хотя бы до Нового года рассмотреть и принять... Комитетом они уже практически подготовлены к принятию. Всё-таки позиция правительства, я думаю... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, обозначенный в пункте 11 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 13 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 384664-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов; принят в первом чтении 6 апреля 2007 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Семёнович Плескачевский, председатель Комитета по собственности. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается примерно трёхлетний труд Комитета по собственности и Министерства экономического развития. Он касается механизмов разрешения корпоративных конфликтов. Наверное, нет необходимости объяснять важность этого закона, потому что после того, как в 2002 году мы, совершенствуя закон о банкротстве, перекрыли основную часть злоупотреблений в сфере банкротства и банкротство перестало быть основным инструментом захвата предприятий, большая часть рейдеров переместилась в сферу использования несовершенства корпоративных отношений и корпоративного права в целом. Должен сказать, что это огромная работа и мы вынуждены были в январе разделить её на два блока. Таким образом, вам сегодня предлагается первая часть этого пакета, которая в основном касается совершенствования процессуальных норм и процедур рассмотрения корпоративных конфликтов. Вводится определение самого корпоративного конфликта. Это крайне важно в первую очередь для того, чтобы, уточнив состав нарушений в этой сфере злоупотреблений, определить в соответствующем законодательстве и меру вины. Второй блок, над которым мы продолжаем работу, - к сожалению, некоторые ведомства правительства на последнем этапе изменили к этому своё отношение - мы предполагаем рассмотреть осенью. Он касается материальных норм права и уточнения ответственности всех участников отношений, и прежде всего в системе, касающейся ведения реестра акционеров. Нам это было важно в первую очередь потому, что большая часть захватов предприятий, подавляющая часть, начинается именно с манипулирования реестром. Именно несовершенство отношений в этой сфере создаёт возможности для появления двойных, тройных советов директоров, различных органов управления, и в результате этого выстраиваются мириады судебных решений, которые очень сложно пересмотреть, очень сложно отменить, чем, собственно говоря, и пользуется большая часть лиц, злоупотребляющих несовершенством нашего законодательства. Должен сказать, что несовершенство корпоративного права - это скорее не наша вина, а наша беда, и прежде всего потому, что в отличие от большей части эволюционных экономик, которые совершенствовали эти отношения десятилетиями, а иногда и столетиями, в России очень короткий период частной собственности, а уж самой сложной её формы - акционерной, корпоративной - ещё короче. Если в мире огромное количество отношений регулируются описываемыми обычаями делового оборота, то у нас возникает необходимость прописывать это законодательно. Вашему вниманию предлагаются две таблицы поправок. Комитет просит поддержать их и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в таблице 1 восемьдесят девять поправок, поддержанных комитетом. Настаивает ли кто-то на обсуждении какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 56 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - сто девяносто одна поправка к отклонению. Есть желающие обсуждать какую-либо из этих поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 31 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принимается таблица. Ставлю на голосование законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 03 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принято. Плескачевский, предложение. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Просьба под стенограмму: включить в повестку на 3-е число только что принятый нами во втором чтении законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 6. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрея Владимировича Шаронова. Законопроект первого чтения. Пожалуйста, Андрей Владимирович. ШАРОНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна! Добрый день, уважаемые депутаты! Позвольте представить вам законопроект, разработанный в рамках концепции развития корпоративного законодательства, который направлен на создание механизмов разрешения корпоративных конфликтов, на защиту инвестиций и прав собственности в Российской Федерации. Законопроект разработан с учётом правоприменительной практики, достаточно печальной в последнее время, и призван усилить правовой инструментарий для борьбы с корпоративными захватами, недружественными поглощениями. Он должен устранить благоприятные условия для ведения захвата с участием административного ресурса, которые созданы законодательством сейчас, стабилизировать хозяйственный оборот, повысить уровень доступности правосудия, сократить количество дел, которые вытекают из корпоративных конфликтов, и снизить нагрузку на систему арбитражных судов. Законопроект предусматривает внесение изменений в процессуальное законодательство, в законодательство, которое регулирует положение различных хозяйственных обществ, товариществ. Дальше я остановлюсь на конкретных идеях, которые реализует законопроект. Первое. Разделение подведомственности и подсудности по корпоративным спорам. Законопроект впервые выделяет понятие "корпоративный спор", описывая его ключевые признаки. В частности, корпоративный спор должен вытекать из деятельности юридического лица, из деятельности держателей реестров, владельцев ценных бумаг и депозитариев. Он должен быть связан либо с созданием, либо с реорганизацией, либо с ликвидацией юридических лиц, он должен быть связан с признанием недействительности выпуска эмиссионных ценных бумаг, а также с назначением, прекращением, приостановлением полномочий и ответственности руководителя компании. Законопроект относит к корпоративным спорам также ряд споров, вытекающих из корпоративных отношений, например связанных с управлением либо участием в юридическом лице, с принадлежностью акций и долей в уставном капитале. Второй блок новаций - это исключение противоречивости судебных решений по одному и тому же делу. Рассмотрение конкурирующих требований в разных процессах - это то, что сегодня происходит, - приводит к противоречивым судебным актам и возникновению правовых коллизий, которые превращаются в силовые конфликты и просто войны. Чтобы обеспечить непротиворечивость судебных актов и исключить возможность злоупотребления процессуальными правами, предлагается две вещи. Во-первых, соединение в одно производство всех тесно связанных между собой требований, вытекающих из одного корпоративного спора, а также установление иных процессуальных механизмов, направленных на стечение всех дел одного корпоративного спора в один арбитражный суд, в юрисдикцию одного арбитражного суда, причём по месту нахождения юридического лица. Третий блок новаций - это исключение злоупотреблений обеспечительными мерами. Вы знаете, что сейчас этот институт активно и совершенно безнаказанно, без последствий используется недобросовестными участниками корпоративных конфликтов и при захватах, и в целях корпоративного шантажа. Вы знаете, что владелец одной акции в любой части страны может обратиться в свой местный суд и заблокировать многомиллиардные, я не ошибся, многомиллиардные сделки юридического лица, ничем абсолютно при этом не рискуя. Что предлагает законопроект? Первое. Он ограничивает возможность введения обеспечительных мер - только по месту нахождения юридического лица и только в одном производстве в суде, если такое производство уже открыто. То есть нельзя будет в любой точке России обеспечить такое решение. Второе. Он формирует критерии соразмерности и обоснованности обеспечительных мер заявленным в иске требованиям: нельзя будет владельцу одной акции заблокировать огромные сделки и деятельность огромной компании, потому что это несоразмерно его потенциальным рискам. Ну и наконец, законопроект ограничивает введение часто используемых в конфликтах обеспечительных мер без извещения сторон и предоставления встречного обеспечения. Попросту это означает следующее. Если вы требуете в качестве обеспечения своего иска что-то заблокировать и это может нести негативные имущественные последствия для юридического лица, то вы тоже должны сделать какое-то обеспечение, на которое будет обращено взыскание, если вы окажетесь не правы и если юридическое лицо в результате вашего иска понесёт убытки. То есть сейчас уже придётся сто раз подумать, когда будут требовать каких-то обеспечительных мер в виде приостановления действия сделок и так далее. И наконец, последний, четвёртый блок - это обеспечение доступности правосудия и повышение эффективности судопроизводства по корпоративным спорам. Здесь есть ряд нововведений. Первое. Обеспечение раскрытия информации о готовящемся или инициированном судебном разбирательстве, связанном с корпоративным спором. Это подразумевает развитие института коллективных исков, когда множество требований объединяется в одно производство, уточнение процедур обжалования решений органов управления организаций и оспаривание крупных сделок. Кроме того, предлагается сократить срок исковой давности по оспариванию корпоративных актов, а также актов государственной регистрации до шести месяцев; ввести институт предварительного судебного контроля (внеочередного собрания акционеров); ввести механизм распределения убытков, точнее, распределения ответственности эмитента и регистратора за убытки, которые причинены акционеру незаконным списанием акций. И наконец, законопроект корректирует положения закона "О рынке ценных бумаг" в части норм о возможности признания недействительным выпуска акций и ценных бумаг и предлагает более гибкое правовое регулирование вопросов, связанных с возможностью признания выпуска ценных бумаг недействительным, когда такое происходит на основании исключительно формальных факторов, что случается сейчас очень часто. Принятие законопроекта, как я уже говорил, будет способствовать снижению количества и остроты корпоративных конфликтов, стабилизации деятельности предприятий и стабильности имущественного оборота в целом по Российской Федерации. Прошу поддержать. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктора Семёновича Плескачевского, председателя Комитета по собственности. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проблема корпоративных конфликтов, недружественных поглощений, рейдерства, захвата собственности (сегодня об этом говорит вся страна), по нашему мнению, уже давно стала очень мощным макроэкономическим явлением, которое серьёзно вмешивается в такие аспекты, как инвестиционная привлекательность страны, гарантии прав собственности, надёжность оборота и так далее. Дума начала поднимать этот вопрос ещё пять-шесть лет назад, было проведено порядка шести парламентских слушаний по теме "Механизмы и проблемы защиты прав собственности". Нам удалось убедить правительство в необходимости комплексного решения этой проблемы, и Минэкономразвития - возможно, вы знаете - уже утвердило в правительстве программу совершенствования корпоративного законодательства, где первым пунктом этой программы, главным, очень важным направлением этого комплексного совершенствования корпоративного права стоит борьба с захватами. Фактически рассматриваемый сегодня законопроект - это первый шаг в этом направлении. Конечно, он не описывает всех, по нашему мнению, необходимых мер, но по крайней мере, как уже было сказано в докладе Андрея Владимировича, поскольку он опирается на существующую практику, по достаточно типовым ситуациям он создаёт определённого рода барьеры. Задача стояла достаточно сложная, потому что одновременно мы должны были и предотвратить недобросовестные процессы, иногда незаконные, и не препятствовать, естественно, слияниям и поглощениям, которые есть или могут быть в экономике в отношениях между предприятиями. Комитет по собственности в целом поддерживает этот законопроект, в том числе как соучастник этого процесса, но считает тем не менее, что процессуальных норм, изложенных в нём, недостаточно. Мы считаем, что есть необходимость некоторые нормы материального права тоже исправить. Первое и, на наш взгляд, самое важное. Поскольку особенности российского рейдерства и корпоративных захватов проистекают из природы ценной бумаги (во всём мире ценная бумага - это реальный физический документ, и некоторые страны сегодня идут мучительным для себя путём дематериализации акций, этого физического инструмента, очень легко обращаемого, так сказать, объекта, такого странного нематериального объекта), то Россия сразу в середине 90-х годов приняла решение, что акции у нас являются нематериальными. Таким образом, во всём мире реестр несколько отличается от того реестра, что есть в России, потому что реестр акционеров - это, по существу, реестр акций и кража этого реестра означает кражу предприятия. Поэтому крайне важно сегодня обобщить опыт пятнадцати лет нашей собственной деятельности. Поскольку, к сожалению, в мире, как я уже сказал, эта академическая проблема - защита прав собственности на нематериальный объект - на сегодняшний день не решена, то Россия здесь оказалась в некотором смысле пионером. Мы вместе с Минэкономразвития обсудили эту проблему, и предложение комитета сводится к следующему. Первое. Уточнить определение "реестр". На сегодняшний день реестр - это совокупность разных элементов, которые называются "система ведения реестра", она описана в законе "О рынке ценных бумаг". Эта совокупность создаёт условия, при которых к реестру относятся как к некой вещи. Именно поэтому могут прийти милиционер, представители правоохранительных органов или административных органов и под естественным или надуманным предлогом изъять весь компьютер, считая, что они забрали весь реестр. Хотя причина таких действий правоохранительных органов бывает связана, допустим, с делом, возбуждённым по конкретному гражданину, по конкретной бумаге, по конкретному периоду, изымается информация о сотнях тысяч акционеров, о сотнях тысяч бумаг и о сотнях акционерных обществ. Поэтому мы считаем, что есть необходимость вернуться к описанию понятия "реестр". Второе. На сегодняшний день, поскольку вокруг реестра возникает большая часть проблем, связанных с захватами, недобросовестное использование реестра приводит к появлению двойных органов управления и расширяются возможности для манипулирования, бесконечного числа судебных процессов, действительно бесконечного, потому что иногда создаются абсолютно неразрешимые ситуации - скажем, пара сотен судебных решений, в том числе взаимоисключающих, - и даже представить себе, как и в какой последовательности эти решения можно отменить, достаточно сложно. Поэтому мы считаем, что договор на ведение реестра - это не обычный договор на оказание услуги, это, скорее, агентский договор по сути своей, и мы имеем полное право потребовать... Считаю, что в нём заложен публичный интерес хотя бы потому, что эмитент заключает договор с реестродержателем, с независимым регистратором, он фактически обязан защищать права акционеров, тех, кто в этом реестре будет указан, тех лиц, которые не являются стороной по договору на ведение реестра. Поэтому договор должен быть типовым, по нашему мнению, то есть включать в себя все основания для заключения, для прекращения этого договора по вине, по инициативе сторон, по форс-мажору, то есть все обстоятельства должны быть достаточно шаблонны и понятны (возможно даже приложение типового договора к этому законопроекту). И третье. Повышение ответственности регистратора и введение определённости. Сегодня во внесённом законопроекте прописана конструкция солидарной ответственности регистратора и эмитента по тем же основаниям, как я сказал, поскольку акционер, акции которого учитываются в реестре, не является стороной по договору с регистратором. Поэтому, естественно, эмитент должен нести ответственность за содержание этого реестра, в том числе и за регистратора. Мы считаем, что нужно сегодня повысить ответственность, определив точнее, что такое риски регистратора, и, описав их, заставить регистраторов страховаться, возможно, создавать компенсационный фонд, гарантирующий исполнение обязательств, повышающий ответственность сторон в этом процессе. По нашему мнению, работа над проблемой корпоративных конфликтов и захватов только начинается. Как я уже сказал, эта работа очень скрупулёзная и комплексная, поэтому одним законопроектом этим мы не планируем решить все проблемы корпоративных отношений в первую очередь ещё и потому, что во всём мире развитое корпоративное право - это продукт, который создаётся столетиями. В России, конечно, пятнадцать лет - это очень мало для того, чтобы получить полноценное законодательство. Предложенный вашему вниманию законопроект убирает, может быть, основные места, основные ошибки и неточности в законах, существующих сегодня, которые создают условия для недобросовестного их использования в процессах захватов и прочих корпоративных войн. Комитет по собственности просит поддержать законопроект в первом чтении, чтобы дать возможность за оставшиеся два-три месяца нашей работы доработать его ко второму чтению, рассчитывая на то, что благодаря этому закону (когда он станет законом) ситуация уже с 1 января следующего года может измениться в положительную сторону. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Прошу записаться, коллеги. Покажите список записавшихся. Головатюк Андрей Михайлович. ГОЛОВАТЮК А. М. Вопрос к Андрею Владимировичу. Андрей Владимирович, вопрос такой. Вот вы сказали, что дело будет рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения юридического адреса предприятия. Но у нас бывают такие ситуации. Допустим, вот в Комсомольске-на-Амуре судостроительный завод. Предприятие находится в Комсомольске-на-Амуре, а зарегистрировано юридически в Санкт-Петербурге. Вот в таком случае где будет рассматриваться данный вопрос арбитражный? ШАРОНОВ А. В. Будет по месту регистрации рассматриваться. Коллеги, здесь важно даже не столько конкретное место физической или юридической регистрации, а то, что оно будет единственным, это будут единственные ворота, через которые можно въехать в судебный процесс, а не как сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семаго Владимир Владимирович. СЕМАГО В. В., фракция "Единая Россия". Андрей Владимирович, у меня два вопроса к вам, они будут, так сказать, в форме просьбы прокомментировать два обстоятельства. Первое - это уведомление, о котором в законе есть упоминание. Меня, в частности, интересует вопрос: уведомление в виде пустого чистого листа, который чаще всего рейдеры и производят, - как вы здесь, в этом случае предполагаете с помощью закона бороться? Это первое. И второе. Вы можете мне назвать практику позитивную обращений в суд по поводу признания недействительной регистрации, хотя бы один процесс, который кому-то удалось выиграть, именно с такой постановкой вопроса - признание недействительной регистрации? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Владимирович. ШАРОНОВ А. В. По второму вопросу. Мы с вами согласны в оценке этого типа процессов, именно поэтому сокращаются сроки исковой давности. Мы это хотим с трёх лет до шести месяцев сократить, потому что большого смысла не видим в признании судом недействительности регистрации предприятия. А то, что касается вашего первого вопроса, то только суд может доказать нарушение процедуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Андрей Владимирович, без сомнения, конечно, законопроект очень важный, и, наверное, некоторые захваты он предотвратит, но есть другая форма захватов, например такие, которые продолжают сейчас осуществляться на "Тольятти-Азот", когда возбуждаются уголовные дела, помещаются владельцы акций предприятий в СИЗО и держатся там до тех пор, пока они не откажутся от своих акций. При этом используются правоохранительные органы в таких захватах, осуществляются какие-то действия правоохранительными органами и иными органами, которые наносят ущерб, материальный ущерб предприятию. Вот как бороться с такими захватами? Может, предусмотреть механизмы ответственности государства, потому что участвуют всё же представители правоохранительных органов в таких захватах, возмещение тех убытков, которые несёт предприятие в таких случаях? ШАРОНОВ А. В. Спасибо. Вы затронули очень болезненный и очень сложный вопрос. Скажу сразу, что в рамках этого законодательства данный вопрос не решается. Но могу вам сказать, что несколько лет назад были приняты поправки в закон о банкротстве, в 2002 году. На тот момент банкротство было наиболее популярным способом захвата чужой собственности. И через год после принятия этого закона, закона о банкротстве, количество исков по признанию предприятий банкротами снизилось в восемь раз. В восемь раз. То есть тот механизм стал неудобным после принятия поправок, и всё перебросилось в сферу корпоративного законодательства. Самым популярным механизмом с 2003 года по настоящее время стали корпоративные способы захватов, вот о чём мы сейчас говорим. Мы пытаемся закрыть эту дыру. То, о чём вы говорите, - это параллельно, это, возможно, следующий этап, а ответственность должностных лиц государства за неправомерные решения - это тема административной реформы, где речь идёт о том, что они должны нести имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неправомерные действия. Сейчас действительно в подавляющем большинстве случаев никакая ответственность не предусмотрена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павлов Николай Александрович. ПАВЛОВ Н. А., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Я как раз хотел вернуться к тому, что Андрей Владимирович сказал. Меня поразила цифра в отзыве на законопроект, который даёт, по-моему, Высший Арбитражный Суд, где приводится статистика, что со ста с лишним тысяч обращений о возбуждении процедуры банкротства снижение произошло до четырнадцати тысяч, если я не ошибаюсь. Так вот я хотел задать вопрос, знаете, о прогнозе. Можно ли ожидать, что после принятия этого закона ужасающие картинки, которые любит Андрей Караулов показывать - как плечистые люди врываются на предприятие, в дирекцию и так далее, - всё-таки будут вытеснены на обочину нашей, скажем так, хозяйственной жизни? Это первый вопрос. И второй вопрос. Меня больше волнует другое. Есть данные, что около двухсот предприятий в сфере ОПК сейчас находятся на стадии банкротства. Правда ли это? И здесь же. Всё-таки не рассматривается ли в министерстве вопрос о том, чтобы унитарные предприятия, принадлежащие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Владимирович. ШАРОНОВ А. В. Если можно, концовку вопроса по ГУПам оборонным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Александровичу десять секунд добавьте. ПАВЛОВ Н. А. Речь вот о чём: не стоит ли вывести из сферы действия этого законодательства предприятия оборонного комплекса и что-то для них другое придумать? Спасибо. ШАРОНОВ А. В. По первому вашему вопросу. Именно на это мы и рассчитываем. Мы рассчитываем, что уменьшится количество неправомерных захватов. Но весь трагизм ситуации с людьми, которые врываются на завод, состоит в том, что у них есть правомерное решение суда, как правило. И у тех, которые защищаются по ту сторону баррикад, тоже есть правомерное решение суда. Мы создали правовую ситуацию, когда можно фактически законными способами провернуть незаконный захват. Поэтому мы рассчитываем, что, конечно, их количество существенно уменьшится, это уйдёт в область чистого криминала, то есть если вы это будете делать, это уже будет однозначно криминалом. Сейчас это фактически не криминал, это исполнение, своеобразное исполнение судебных решений. По второму вашему вопросу. Это серьёзная проблема, и здесь две тенденции смешиваются. С одной стороны, есть практика захвата предприятий оборонно-промышленного комплекса через банкротство. С другой стороны, есть практика создания некой синекуры, некой такой зоны, куда можно вывести наиболее интересные предприятия, которые просто нельзя будет наказать за нарушение договорных и иных обязательств. Вот это другая крайность. Мы и того, и другого пытаемся избежать, чтобы защитить оборонные предприятия, выплачивая им прежде всего деньги за государственный заказ, но не создавая для них зону, где они могут ничего не платить и где это им ничего не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. Андрей Владимирович, сегодня как всегда, когда вы к нам приходите с законопроектом, - качественно и грамотно, даже вопросов не возникает. Хотя единственный вопрос у меня всё же есть: вот тот-то выговор сняли с вас или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не относится к обсуждаемому вопросу, Олег Александрович. Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. Уважаемый Виктор Семёнович, у меня вопрос по этому законопроекту. Когда речь идёт о механизмах разрешения корпоративных конфликтов, будет ли это касаться только экономики? А вот как быть, например, в ситуации у нас в Государственной Думе, когда два избирательных объединения - "Народная Воля" и СЕПР - лишились фракции, которая аккуратно была взята рейдерским захватом? И там сегодня нет ни одного депутата ни от одного избирательного объединения, её образовавшего. Вот как в этой ситуации быть? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Очевидно, что это напоминает механизм корпоративного конфликта, когда происходит сначала вступление, потом поглощение, потом вытеснение, - всё правильно. Но поскольку эти отношения не вписываются в систему корпоративного права, наверное, прописывать эти механизмы нужно в избирательном законодательстве, в законодательстве о партиях, общественных объединениях и так далее. Сложность корпоративного права вообще заключается в том, что примерно 80 процентов права - это не право, это обычаи делового оборота в любой стране, там в Англии, в Германии... То есть это менталитет, это цивилизованная практика, это этика и всё остальное, и только 10-15 процентов - это собственно правовые нормы. Поэтому, конечно, за пятнадцать лет Россия не только в партийных отношениях, но и в экономических не в состоянии была ни полностью решить эту проблему в правовом смысле, ни сформировать правильный менталитет и этические принципы. Поэтому, наверное, эти процессы должны идти параллельно и в партийных механизмах, и в корпоративных отношениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Семаго Владимир Владимирович. Три минуты. СЕМАГО В. В. Жаль, конечно, что в этом зале нет такого интереса, как есть в обществе, к подобному закону, но тем не менее я позволю себе в свои три минуты обратить ваше внимание на целый ряд обстоятельств, связанных именно с принятием этого закона. Конечно, у мирового сообщества накопился огромный опыт, и надо было, может быть, пойти по пути автоматического перенесения этого опыта на российскую землю, но, видимо, есть категории граждан, которые не заинтересованы в наведении порядка в этой области. У меня в связи с этим достаточно критическое отношение к этому законопроекту. На мой взгляд, есть три положения, которые в нём абсолютно не учтены. Я согласен с Государственно-правовым управлением президента в том, что законопроект очень сырой. Но принимать его нужно хотя бы потому, что там есть несколько здравых крупиц, которые, наверное, в определённой степени могут изменить ситуацию. Я бы хотел обратить ваше внимание, Андрей Владимирович, на следующие обстоятельства. Есть такая категория - неустановленные лица. Одна из махинаций в корпоративных сделках и захватах заключается в том, что кому-то якобы поручается собрать подписи акционеров, а потом выясняется, что это подписи фальшивые, но человек, которому поручили собрать эти подписи, уже исчез. И вот эти неустановленные лица, как правило, фигурируют в процедурах, так сказать, и в делах, в рассмотрении их в суде, и рейдеры остаются безнаказанными, потому что неустановленное лицо - это вот в правоохранительной, так сказать, сфере есть такое понятие - позволяет очень легко и просто фальсифицировать, подтасовывать документы. Это первое обстоятельство, на которое нужно обязательно обратить внимание. Второе - это уведомление. У нас почта сегодня не является субъектом правоотношений при корпоративных спорах... Сергей Николаевич, я прошу, если можно, не отвлекать представителя правительства, поскольку я в большей степени обращаюсь именно к заместителю министра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, просят... СЕМАГО В. В. Андрей Владимирович, я хотел бы просто закончить свою мысль... Сергей Николаевич, конечно, фигура, равная Черчиллю, тут нечего говорить... Вот то, что называется уведомлением, Андрей Владимирович: берётся пустой конверт, на нём пишется адрес и потом отправляется извещение, и вроде бы считается, что акционер надлежащим образом извещён. Почта не является участником правоотношений, она никакой ответственности не несёт. Может быть, имеет смысл во втором чтении подумать о том, чтобы какую-то специальную службу наделить этим правом - уведомлять в корпоративных спорах, чтобы была серьёзная степень ответственности. Принесли конверт директору, и директор смотрит, что там есть, и расписывается. Это второе. И третье - это регистрация. Сложившаяся абсолютно порочная практика регистрации позволяет делать всё, что угодно с регистрацией, и регистратор практически не несёт никакой ответственности - ни моральной, ни физической, материальной я имею в виду. Можно зарегистрировать всё, что угодно, и потом доказать обратное в наших судах практически невозможно. Значит, наверное, регистрационные органы должны иметь какой-то страховой фонд, для того чтобы в случае, если они совершат ошибки или сознательные неправильные действия, отвечали по... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 22 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принимается.