Заседание № 175
О проекте федерального закона № 384586-8 "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части предоставления банкам с базовой лицензией права открывать корреспондентские счета в иностранных банках на постоянной основе).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами в начале текущего года в условиях санкционных решений против крупнейших банков, которым фактически закрыли возможность открывать корреспондентские счета в иностранных банках, предоставили законом такую возможность малым банкам, банкам с базовой лицензией. Жизнь показала, что это право они эффективно использовали, и наш бизнес, наши граждане смогли использовать корреспондентские счета, открытые банками с базовой лицензией, в международных взаиморасчётах. Норма, которую мы приняли в начале года, была временной, до конца текущего года, - предлагается её сделать постоянно действующей. Поправок к законопроекту не поступало. Прошу поддержать законопроект во втором чтении. Если поддержите во втором чтении, прошу поддержать и в третьем: законопроект готов к рассмотрению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, поправок нет, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 35 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 05 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 158
О проекте федерального закона № 384586-8 "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части предоставления банкам с базовой лицензией права открывать корреспондентские счета в иностранных банках на постоянной основе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи с недружественными действиями западных стран у многих крупнейших российских банков были закрыты корреспондентские счета в зарубежных финансовых институтах, в кредитных организациях, прежде всего в европейских и американских. Ну и некоторые страны опять же пошли на поводу у недружественных стран и тоже начали ограничивать возможности наших крупнейших финансовых институтов проводить финансовые операции, в том числе открывать корреспондентские счета в своих кредитных организациях. При этом наши банки с базовой лицензией, имеющие капитал до 1 миллиарда рублей, то есть небольшие финансовые институты, не имели права в соответствии с законом открывать корреспондентские счета в западных банках. Мы с вами, принимая пакет антисанкционных решений, предоставили временное право нашим банкам с базовой лицензией открывать корреспондентские счета в иностранных банках, и действие этого временного права заканчивается 31 декабря текущего года. Практика показала, что открытие корреспондентских счетов востребовано на рынке, они активно используются банками с базовой лицензией: уже больше 20 наших банков открыли такие корреспондентские счета в иностранных банках, ну и, очевидно, многие готовы открыть. Для этого надо принять законодательное решение о том, чтобы норма о возможности открывать корреспондентские счета в зарубежных банках действовала постоянно. Вот этим законопроектом как раз предлагается эту норму установить в законе "О банках и банковской деятельности", ну и, соответственно, мы дадим возможность этим банкам работать активно и с российскими, и с зарубежными клиентами, для того чтобы осуществлять финансовое обслуживание сделок, в том числе связанных с экспортом и импортом товаров и услуг. Прошу поддержать законопроект, поскольку он актуален и поможет нашим компаниям, организациям активно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, с принятием закона небольшие кредитные организации могут получить право открывать корреспондентские счета за границей на постоянной основе. Сейчас некоторые крупные банки оказались отрезаны от проведения ряда операций, однако небольшие игроки смогут взять на себя роль расчётных центров. При этом Центробанк отмечал, что для них нужно будет установить лимит размещения денег за рубежом от доли капитала, чтобы соблюдался баланс возможностей и рисков. Рассматривался ли вопрос установления такого лимита? АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Конкретный лимит не рассматривался. У нас в соответствии с законодательством есть требование Центрального банка по размеру активов: иностранная валюта, которая будет привлекаться этими банками и размещаться на корсчетах в зарубежных банках, будет включаться в состав активов, которыми оперирует банк с базовой лицензией, а размер активов привязан к размеру капитала - он не может более чем в 10 раз превышать размер капитала. Вот этот лимит уже установлен, и вполне возможно, что... мы пока не видели поправок от Центрального банка. Может быть, они предложат как-то ещё ограничить долю таких активов, но у меня есть на самом деле сомнения по поводу таких инициатив. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, с одной стороны, санкционное давление на экономику России усиливается, в том числе и на банковский сектор, в недружественных странах закрыли корреспондентские счета, с другой стороны, мы предлагаем открыть там корреспондентские счета. Ну тогда уточните для нас, в каких странах? Если в недружественных странах приняты решения о закрытии на правительственном уровне, на государственном, каким образом они будут там открываться? АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Я в своём выступлении уже сказал, что, к сожалению, не только банки недружественных стран, но и многие другие банки из нейтральных стран и даже дружественных с опаской относятся к тому, чтобы открывать корреспондентские счета банкам, попавшим под санкции, поскольку у них есть взаимоотношения с финансовыми институтами, ну и вообще с организациями, с компаниями в недружественных странах, они опасаются соответствующих решений по отношению к себе со стороны регуляторов, со стороны властей недружественных стран и просто закрывают корсчета, в том числе вот для тех банков, которые попали в соответствующий список. При этом я уже сказал о том, что банки с базовой лицензией получили временное разрешение на открытие корсчетов, больше 20 из них открыли корсчета в зарубежных банках, и это всё говорит о том, что с этими банками соответствующие финансовые институты в других странах готовы работать. И слава богу, надо давать такую возможность, и этот законопроект как раз предлагает такую возможность установить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, богу может и слава, но проанализировали ли вы, вот через эти временно открытые корсчета сколько утекло капиталов и насколько они целевым образом туда уходили? Может, они как раз и являются вот теми самыми ручейками, которые усиливают отток капитала из России? АКСАКОВ А. Г. Есть надзорные методы, которые позволяют Центральному банку, ну и тем, кто отвечает за отмывание капиталов, полученных преступным путём, пресекать соответствующую деятельность. У меня нет конкретной информации о том, какой объём выводился незаконно. Мы данные темы тоже обсуждаем в комитете, и могу только вас проинформировать о том, что соответствующая служба по финансовому рынку, по борьбе с отмыванием капиталов, полученных преступным путём, Центральный банк внимательно следят за движением капиталов, и, поверьте, этот контроль намного больше, чем он был до введения санкционных решений против нашей страны. Соответствующая работа с соответствующими институтами не всегда публична, но она проводится, и довольно жёстко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Геннадьевич, всё-таки сомневаемся мы в такой вот эффективности Центробанка. Напомню, что по итогам прошлого года почти 250 миллиардов долларов было выведено из нашей страны - не знаю, может быть, законно выведено, - какие-то другие там есть моменты. Всё-таки когда это ограничение вводилось, то оно ведь вводилось для чего-то, и одним из элементов, скорее всего, была необходимость контроля за вот этими потоками, которые идут на счета зарубежных банков. На сегодня Центробанк (спрашиваю, учитывая, что вы вносите этот законопроект, а не представители правительства, Центробанка) как оценивает свои возможности по отслеживанию вот этих дополнительных потоков в новых банках на новые счета? Не приведёт ли это к потерям, законным или незаконным, капитала и его выводу из Российской Федерации? АКСАКОВ А. Г. В прошлом году действительно был объём вывода средств за рубеж рекордный, он измеряется, по-моему, 250 миллиардами долларов, но этот вывод в значительной степени, в подавляющем числе случаев был связан с тем, что оплата из России поставок импортных товаров, по сделкам, которые нашими компаниями заключались, намного менее эффективна, чем когда она осуществлялась там, за рубежом. И многие, для того чтобы вот эти сделки осуществлять, и оставляли деньги, чтобы, ну, не попасть как раз под санкционное решение, под то давление, которое было и к которому мы ещё не приспособились. Сейчас система отлажена, и капиталы возвращаются, до 80 процентов выручки, как мы знаем, по статистике, продавалось экспортёрами, несмотря на то что её можно было не продавать. Сейчас, вы знаете, есть указ президента, который обязывает всех экспортёров, ну, практически всех экспортёров, крупнейших экспортёров, продавать эту валюту, и жизнь показывает, что, ну, почти к 100 процентам мы приходим, - валюта продаётся. Так что мы даём возможность... Крупнейшие банки у нас попали под санкции, а оплачивать импорт в нашу страну необходимо, сделки заключать необходимо, реализовывать проекты совместные необходимо. И если есть возможность с помощью банков с базовой лицензией эту проблему решить в интересах страны, то почему бы это не сделать. И законопроект как раз позволяет эту проблему решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, существующая практика централизации внешнеторговых операций в системообразующих банках способствует сокращению не возможностей экспортно-импортных предприятий, а объёма незаконного вывода средств из страны. Думаю, не стоит проблемами санкционной политики прикрывать желание банков получить такую возможность снова. Вопрос: неужели разрекламированная цифровая трансформация в экономике России не способствует проведению быстрых электронных платежей в рамках существующих централизованных и системообразующих банков? АКСАКОВ А. Г. Цифровая трансформация всё равно требует, чтобы валюта двигалась, по крайней мере в обеспечении валютных расчётов. Другое дело, что мы с вами приняли закон о цифровом рубле, он сейчас тестируется. До конца следующего года тестирование должно быть проведено Центральным банком. Дальше мы предполагаем - а Центральный банк уже заявил об этом и принимает соответствующие решения, - мы готовы использовать цифровой рубль для оплаты внешнеэкономической деятельности наших компаний и в том числе поставок товаров в нашу страну. Там действительно можно обойтись без банков, банки при использовании цифрового рубля или цифрового юаня не нужны. И этот механизм действительно позволяет обойти в том числе многие санкционные решения. Но это дело будущего. Технология есть, она сейчас тестируется, в 2025 году она выходит на внешний рынок, на международное пространство, и, соответственно, мы, используя цифровые валюты - юань, рубль, - сможем найти очень, с моей точки зрения, эффективный путь борьбы с санкционными решениями западных стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Анатолий Геннадьевич, знаете, один великий, Станиславского имею в виду, любил фразу: "Не верю!". Вот я тоже не верю. Почему? Потому, что, понимаете, вот чем больше тумана секретности, тем больше рыбки там ловится ненадлежащими людьми. Вот я вас огорчу, но месяц назад я встречался с нынешним руководством Счётной палаты и аудиторами. Вот мы с вами здесь в прошлом созыве с пафосом приняли поправочку в закон о Счётной палате, где якобы разрешили проверять деятельность и Центрального банка. Покажите мне хоть один отчёт о контроле каких-то операций в Центральном банке - нет его. Покажите мне хоть один отчёт о проверке Счётной палаты в том числе бюджетных средств, которые переводились, - его нет. К сожалению, вы мне даже в закрытом режиме не покажете ни одного материала, где финансовый мониторинг тоже обнаружил серьёзные нарушения. Так что, с нашей точки зрения, вот такие законопроекты, как вы предлагаете, вообще, требуют серьёзной антикоррупционной проверки. Почему? Потому, что 250 миллиардов в условиях специальной военной операции выводятся, а у нас всё в порядке и Центральный банк не выполняет конституционные нормы о поддержании стабильности рубля... но в то же время не я, Силуанов отказался продавать на 1 триллион ОФЗ, предполагая, что на них наживается десять банков. Понимаете? Ну вы же знаете, что за ОФЗ, ключевая ставка плюс 1 процент - зачем с экономикой работать, если можно... Здесь вопрос другой, вы скажете, но этот вопрос серьёзный. Почему? Корсчета - это в том числе и возможность устроить, как и говорят, стиральные машины для вывода капитала. В данной ситуации мне кажется, что, вообще, надо опыт Маслюкова, Примакова, Геращенко использовать вот в этой тяжёлой ситуации, для того чтобы всё-таки стабилизировать рубль, поднять его курс. Ну, поймите, президент говорит: давайте в чужих валютах меняться - с китайцами, с индусами, - а в это время ЦБ берёт и в 2 раза опускает курс рубля. С нашей точки зрения, это не способствует ни одному позитивному фактору, как бы нас ни убеждали. Я попросил бы ко второму чтению представить нам всё-таки результаты деятельности вот этих временных корсчетов: сколько денег, куда, на что и насколько они вернулись товарной массой, или станками, или чем-то назад. В закрытом режиме готов ознакомиться. С моей точки зрения, не всегда то золото, что блестит, и в данной ситуации возможно, что это очередная лазейка для вывоза капитала узкой группой ограниченных... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, спасибо, я завершил. Мы не можем поддерживать такой непрозрачный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Димов Олег Дмитриевич, пожалуйста. ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Перед тем как сказать о позиции фракции, я коротко хотел бы сказать, что на самом деле Счётной палатой ведётся проверка Центробанка и отчёт о проверке Счётной палатой приходит на имя Председателя Государственной Думы. И также аудиторы в последнее время нам по ряду процессов докладывают на заседании комитета, и у вас, уважаемый Николай Васильевич, есть представитель в нашем комитете в ранге заместителя, он все эти процессы знает и может вам их показать. А что же касается представленного законопроекта, хочу сказать, что изменения в условиях санкционного давления позволят клиентам банков с базовой лицензией более оперативно проводить расчёты с зарубежными контрагентами. Сегодня у нас действует - и это очень чётко Анатолий Геннадьевич доложил - временная процедура. Как доказала правоприменительная практика, существует острая востребованность в этом, вследствие чего будет ощутима полная эффективность вводимых мер. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию представленного законопроекта и будет голосовать за принятие в первом чтении проекта, который в будущем предоставит банкам возможность, право открывать корреспондентские счета в иностранных банках на постоянной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Мы экспортируем почти на 600 миллиардов долларов продукции в другие страны, за пределы нашей страны, соответственно, надо, чтобы валюта, которую мы выручаем за счёт поставок за рубеж товаров, услуг, возвращалась в нашу страну. Для этого нужны кредитные организации и корреспондентские счета, открытые в зарубежных банках. Вы хотите лишить такой возможности наших экспортёров, это значит - нанести вред нашей экономике. К сожалению, те крупнейшие институты, которые раньше осуществляли обслуживание нашего экспорта и импорта, сегодня не имеют возможности открывать корреспондентские счета. Им корсчета не открывают не только в недружественных странах, но в том числе и в дружественных странах, потому что банки этих стран боятся работать с этими финансовыми институтами из-за санкций западных стран. Что, мы хотим лишить возможности наших экспортёров получать валюту опять в страну? Ваши предложения как раз против этого, а соответственно, против интересов нашей страны, против нашей экономики. Подумайте об этом! Предлагаю поддержать законопроект в первом чтении. И мы постараемся как можно быстрее его представить к рассмотрению во втором и в третьем чтениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 45 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.