Заседание № 186
О проекте федерального закона № 384372-8 "О внесении изменений в статьи 12 и 14-1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (в части установления права на получение мер социальной поддержки для детей третьего и последующих поколений граждан, пострадавших от воздействия радиации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы договорились теперь рассмотреть 23-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14-1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ещё один законопроект, в принципе он из той же серии - то есть речь идёт, ну, не о большом количестве людей, в отношении которых необходимо установить справедливость. В этом году будет 67 лет с момента той самой аварии на производственном объединении "Маяк" в Челябинской области, после которой были катастрофические последствия со сбросом радиоактивных отходов в окружающую среду - в реку и так далее. Вообще, у нас с вами в истории нашей страны два таких крупных аварийных события - это вот авария на Чернобыльской АЭС и авария на ПО "Маяк". Но "Маяк" был раньше, и поэтому в отношении пострадавших, тех, кто подвергся радиационному воздействию на ПО "Маяк", формировалась определённая, так скажем, линия социальной поддержки и сопровождения. Впоследствии, после аварии на Чернобыльской АЭС, вы знаете, было сформировано законодательство по поддержке граждан, которые подверглись воздействию. Так вот, несправедливость заключается в том, что в принципе при абсолютно одинаковых обстоятельствах... Причём, знаете, есть дискуссия о том, что было тяжелее, где сильнее ударило, где слабее. Эксперты и все люди, которые занимались этим вопросом, в один голос говорят о том, что в принципе здесь подход должен быть одинаковый, потому что, да, возможно, авария на ПО "Маяк" была не такой громкой - не с таким мощным взрывом, не с таким большим выбросом, - но период воздействия радиации был гораздо более продолжительным, чем при аварии на Чернобыльской АЭС. О чём идёт речь? Речь идёт о том, что эти два обстоятельства воздействовали на наше с вами население. И если речь идёт о радиационном заражении, вы понимаете, что те меры поддержки, которые были выработаны в отношении последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривали льготы и поддержку медицинскую не только родителям и первым детям, то есть первому поколению, - родителям, которые подверглись воздействию, и детям, которых они родили, - но и последующим: и второму поколению, и третьему поколению. Причём третье поколение может рассчитывать на эту поддержку и получает её, даже если их родители, которые являются вторым поколением, не болели, но медицинским образом доказано, что они, получив дозу, унаследовали, передали некое генетическое последствие своим детям. То есть вот нет прямой связи между тем, болели родители или не болели. Резюмируя, хочу сказать, что мы очень долго это всё обсуждали в комитете в своё время и аргументы все приводили, но речь идёт о том, чтобы сделать здесь одинаковый знаменатель, то есть для последствий и по ПО "Маяк", и по Чернобыльской АЭС сделать одинаковые меры поддержки и одинаковую помощь. Я приведу здесь, по большому счету, четыре направления. Дополнить положения, указывающие на причины заболеваний, которыми должны страдать дети первого и второго поколений маяковцев для получения права на меры социальной поддержки помимо одного обстоятельства, которое называется "воздействие радиации на родителей", ещё и дополнительными, такими как генетические последствия радиоактивного облучения их родителей, то есть это синхронизация с положением закона о чернобыльцах. Это первое. Второе. Предоставить детям третьего и последующих поколений маяковцев право на меры социальной поддержки, указанные в части первой статьи 25 и в пункте 4 части третьей статьи 27-1 закона о чернобыльцах, если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Третий пункт. Предоставить детям первого и последующих поколений всех маяковцев, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, гарантии в рамках ОМС бесплатной медицинской помощи, в том числе право на получение медицинских услуг в объёме, установленном базовой программой ОМС, и обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризацию) в течение всей жизни. Это то, что мы с вами спроектировали для чернобыльцев. И четвёртый пункт. Включить информацию о состоянии здоровья четвёртого и последующих поколений и об изменениях состояния здоровья и так далее в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр в целях использования результатов обязательного медицинского наблюдения за их состоянием здоровья для оказания впоследствии адресной медицинской помощи. Коллеги, не буду утруждать вас деталями и аргументацией по той или иной точке зрения. Вопрос очень простой - давайте мы будем справедливо поддерживать людей, которые пострадали от радиоактивного облучения и на ПО "Маяк", и на Чернобыльской АЭС. Законопроект касается небольшой группы людей и серьёзных затрат не повлечёт. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Борисовича Терентьева. С места. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы на заседании Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов подробно обсудили все предложения и все замечания, которые поступили в комитет. Напомню, что на законопроект поступило 19 отзывов от законодательных, представительных органов власти субъектов Российской Федерации, 46 отзывов от высших исполнительных органов власти субъектов, в 11 отзывах законопроект был поддержан, в 49 - не поддержан. У Правового управления Аппарата Государственной Думы в принципе концептуальных замечаний не имелось. При этом комитеты Совета Федерации по социальной политике, по федеративному устройству, по региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, по бюджету и финансовым рынкам данную концепцию законопроекта не поддержали. Счётная палата не поддерживает, правительство не поддерживает. Знаете, здесь дискуссия у нас возникла по вопросу о справедливости. Есть мнения одних экспертов, что авария, которая произошла на Чернобыльской АЭС, и авария, которая произошла на ПО "Маяк", имеют равнозначное значение. Другие эксперты (я вот приведу вам сейчас такие цифры) говорят, что при взрыве ёмкости объёмом 300 кубических метров в атмосферу из разрушенной ёмкости было выброшено 20 миллионов кюри радиоактивных веществ в виде аэрозолей, газов, механических взвесей, при этом при чернобыльской аварии таких радиоактивных веществ было в 19 раз больше. Те изотопы, которые были на Урале, имеют период распада, то есть тот период, когда эти изотопы влияют на окружающую среду, и, например, самый долгоживущий изотоп стронций-90 имеет период полураспада 28 лет, у цезия-137 период полураспада 30 лет, а со времени этой аварии прошло 67 лет. И здесь одни эксперты говорят, что, если приравнивать те последствия, которые были при чернобыльской аварии, и те последствия, которые произошли при аварии на Урале, они неравнозначны, то есть мы тогда как бы принижаем роль тех, кто получил радиоактивные последствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Тут эксперты расходятся во мнениях. Видя, что законопроект требует более детального финансово-экономического обоснования, что нельзя говорить, что здесь всё-таки есть аналогия между авариями на Чернобыльской АЭС и на ПО "Маяк", комитет предлагает отклонить данный законопроект и рекомендует Государственной Думе не поддерживать его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14-1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 36 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3 % Результат: не принято Отклоняется.