Заседание № 206
19.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 384150-3 "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3781 по 4109 из 6642
Пункт 17 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации". Сахалинская областная Дума доверила представлять законопроект депутату Государственной Думе Светлане Васильевне Ивановой. Пожалуйста, Светлана Васильевна. ИВАНОВА С. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Настоящая законодательная инициатива - "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации", - внесённая в Государственную Думу Сахалинской областной Думой в октябре 2003 года, имела своей целью исключить дополнительное основание для расторжения трудового договора с руководителем организации, которое заключается в следующем: "в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора". То есть ставилась цель устранить неразумное самоуправство, оградить честного и принципиального работника от несправедливого увольнения. Во время разработки и рассмотрения комплексного проекта федерального закона № 329663-3, направленного на совершенствование Трудового кодекса в целом, работа над законопроектами, предлагавшими постатейные изменения в Трудовой кодекс, в том числе и по данной законодательной инициативе, была приостановлена. Однако надо признать, что поправка Сахалинской областной Думы нашла частичное отражение в новой редакции статьи 278 Трудового кодекса - это Федеральный закон № 90-ФЗ от 30 июня 2006 года, - которая дополнена текстом: "Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Исаев в своём письме в Сахалинскую областную Думу предложил отозвать законодательную инициативу, однако председатели двух комитетов Сахалинской областной Думы - по социальной политике и по экономической политике и бюджету - посчитали делать это преждевременным ввиду отсутствия того самого порядка, который должно было разработать Правительство Российской Федерации. О данной позиции комитет Государственной Думы был уведомлён письмом председателя комитета по социальной политике от 21 сентября 2006 года. Считаем, что данную норму о дополнительном основании для расторжения трудового договора с руководителем надо исключать. Если же депутаты согласятся с решением об отклонении указанного проекта закона, то необходимо записать в решении пункт о контроле за исполнением нормы закона № 90-ФЗ. У меня всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь, Светлана Васильевна. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, как уже говорила представитель Сахалинской областной Думы, законопроектом предлагается исключить пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса, которым предусмотрена возможность немотивированного досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что указанная правовая норма противоречит Конституции Российской Федерации. Однако вопрос о соответствии пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Конституции рассматривался Конституционным Судом в марте 2005 года. При этом Конституционный Суд пришёл к выводу, что закрепление в пункте 2 статьи 278 Трудового кодекса и абзаце втором пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимости принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами. То есть положение пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Конституции не противоречит. Уважаемые коллеги, в Трудовом кодексе предусмотрены особенности регулирования трудовых отношений для отдельных категорий работников, в том числе касающиеся дополнительных оснований для расторжения трудового договора. Немотивированное решение собственника имущества организации о досрочном прекращении трудового договора с руководителем организации является дополнительным основанием для расторжения трудового договора. Такое расторжение не является мерой юридической ответственности. При этом руководителю организации выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором. Следует также сказать, что федеральным законом от 30 июня 2006 года в Трудовой кодекс внесено изменение, в соответствии с которым решение о прекращении трудового договора как дополнительное основание для расторжения трудового договора с руководителем унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, обеспокоенность Сахалинской областной Думы частично снята. Данный законопроект не поддерживается как Комитетом Совета Федерации по социальной политике, так и Правительством Российской Федерации. С учётом изложенного Комитет по труду и социальной политике не поддерживает рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Содоклад окончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, три вопроса - депутаты Кузнецов, Плетнёва и Малышкин, и подводим черту. Пожалуйста, депутат Кузнецов, ваш вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е. Анатолию Семёновичу я хотел задать вопрос. Поскольку сегодня процветает в России рейдерство, рейдерский захват, то немотивированное расторжение договора с руководителем - это как юридическая калитка для решения этих проблем, кроме того, там задеты права собственника. Именно вот этим... Это как элемент. Именно когда расторжение немотивированное, часто страдают предприятия. Мы же знаем, чем заканчивается рейдерство - не развитием предприятия, а, как правило, продажей либо уничтожением его как такового. На мой взгляд, надо бы, наоборот, укреплять нормы, которые бы защищали в этом смысле нашу промышленность, наши предприятия. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Виктор Егорович, что касается рейдерства, то всё с точностью до наоборот. Обычно в процессе захвата предприятия заключается договор между тем, кто пытается захватить предприятие, и генеральным директором и генеральный директор уже работает вне интересов собственника, которые он должен защищать. Поэтому, без сомнения, если это касается рейдерства, право собственника предприятия немотивированно, если он не доверяет своему генеральному директору, расторгнуть с ним договор обоснованно и логично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Анатолий Семёнович, как известно, Трудовой кодекс полностью защищает работодателя. И очень мало там положений, когда написано в пользу работника. Почему вы так противитесь сегодня снятию вот этого пункта? Это ещё одна возможность просто сказать хозяину, что не всё он может, да и не всё он должен мочь. Второе, то, что вы сейчас сказали о рейдерстве: не всегда руководитель предприятия договаривается с рейдерами, он договаривается зачастую со своим коллективом. ИВАНОВ А. С. Уважаемая Тамара Васильевна, вот столько вас знаю и всё удивляюсь: в прошлый раз вы защищали богатых, когда речь шла о сумме возмещения, вернее, пособия, сейчас защищаете работодателя. Поэтому, на мой взгляд, надо нам с вами ещё больше пообщаться, чтобы друг друга поближе узнать. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. Анатолий Семёнович, вот собственник собственником, работодатель работодателем... Особенно в унитарных предприятиях, когда принимают на работу, практически пишут два заявления: одно заявление - о приёме на работу, а второе - об увольнении, без числа. Вы в курсе дела или нет? ИВАНОВ А. С. Такое существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кибирев собирается выступить, а депутат Плетнёва фиксирует, что она не удовлетворена ответом депутата Иванова, но у них есть возможность пообщаться. Пожалуйста, депутат Кибирев. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Олег Викторович. Я хочу высказаться в поддержку этой законодательной инициативы Сахалинской областной Думы. На чём построены мои мотивы? В законе речь идёт, в общем-то, о правах, о равноправии граждан в Российской Федерации. И мне на эти права хочется посмотреть на фоне российской Конституции. Статья 37, две части: "1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён". К большому сожалению, в нашей великой Конституции нет гарантированного права на труд. Ну а тем, кто забыл, напомню, что при советской власти такое право было. Но в ныне действующей Конституции Российской Федерации нет указаний на то, что начальник - а в скобках скажу: работодатель, собственник - имеет большие гражданские права в трудовых отношениях, чем наёмный работник. Вот на этом и строится противоречие пункта 2 статьи 278. Напомню, что в Трудовом кодексе записано около тридцати пунктов, защищающих права именно работодателя, нанимателя. Если содержание пункта 2 статьи 278 изложить в очень коротких фразах, то получится что? Работодатель - это уполномоченный орган юридического лица либо собственник имущества, он может без всякой причины, без всяких мотивов принимать решение о прекращении трудового договора, то есть об увольнении наёмного работника. Ну, скажу так: у нас секретов и тайн очень много. У нас тайна коммерческая - это заработная плата, тайна коммерческая - это доходы. И теперь Трудовой кодекс этим пунктом 2 статьи 278 утвердил ещё одну тайну - причину расторжения договора. Мы, как говорится, живём на земле. Мы прекрасно понимаем, что любое производство должно управляться, значит, должны быть определённые взаимоотношения между работодателем и нанимателем. Но делать из причины увольнения тайну - это, мне кажется, совершенно необоснованно. Я считаю предложение Сахалинской областной Думы абсолютно закономерным и оправданным, считаю, что мы его должны поддержать, что и сделает фракция Компартии Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, была только одна рука. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения тогда. Депутат Овсянников, от фракции ЛДПР. Пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Олег Викторович. По поводу принятия или непринятия данной законодательной инициативы коллег из Сахалинской областной Думы. Да, всё, что связано с вопросами о трудовых коллективах, об инвалидах, о социальной составляющей нашей жизни, как правило, в канун, в преддверии выборных кампаний усиленно муссируется, и, в общем-то, очень много разговоров ведётся по этому поводу, и, как правило, действительно закон пытаются поддержать оппозиционные партии. Тем не менее мы не будем принимать участия в голосовании, понимая одну абсолютную истину: предприятие создаётся и функционирует для того, чтобы создавать какой-то конечный продукт, эффективность создания конечного продукта даёт возможность получения налогов в бюджеты всех уровней, и работодатель соответственно держит коллектив в оптимальном состоянии. Если заявление о приёме на работу было подписано, оно базировалось на нескольких критериях: профессиональной подготовке наёмного рабочего, его личных качествах, его характеристике, каких-то других данных и так далее, и тому подобное. Если же работодатель принимает решение о его увольнении, не мотивируя увольнения, он в первую очередь заботится о работе, об эффективной работе производства. И мы тем самым даём возможность, если будет принята данная поправка, дестабилизировать отношения внутри трудового коллектива. Где-то какой-то дебошир, где-то какой-то, скажем так, революционер, где-то какой-то ещё кто-то, затесавшийся в ряды, совершает действия, не предусмотренные действующим законодательством России, может себя вольготно чувствовать, но почему-то у работодателя при этом будут связаны руки. Вполне разумно не поддерживать законопроект, обеспечив тем самым эффективную работу всех производств на территории России, тем более что работодатель понимает, что ему нужно делать на своём собственном производстве. Это не богадельня, это не какой-то там благотворительный фонд и так далее, и тому подобное. Поэтому давайте действовать без лишних эмоций, забудем, что нам через год предстоят выборы, а просто взвесим все за и все против, исходя из реальных дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивают ли на выступлении представители президента и правительства? Нет. Заключительное слово. Депутат Иванова, пожалуйста. Сначала Иванова Светлана Васильевна, потом Иванов. ИВАНОВА С. В. Уважаемые коллеги, спасибо вам за обсуждение, спасибо комитету за обсуждение этого вопроса. Я бы хотела ответить представителю ЛДПР. Обратите внимание на дату внесения - это октябрь 2003 года. Ни о каких выборах и речи тогда быть не могло. Поэтому совершенно не связан он ни с какой политикой, ни с какими выборами. (Шум в зале, выкрики.) Этот вопрос связан как раз с тем, что у нас в Трудовом кодексе оснований для расторжения трудового договора более тридцати, обратите внимание, и расписаны они в трёх статьях - в 71, 81, 83-й. Статья 278 вводит дополнительный пункт с основанием для расторжения трудового договора. Согласно пункту 2 статьи 278 руководитель либо собственник предприятия может по своему произволу расторгнуть трудовой договор со своим работником, то есть прав сегодня у работодателя более чем достаточно, а вот возможностей защитить сотрудника, работника, к сожалению, практически никаких нет. Поэтому, несомненно, пункт 2 данной статьи нарушает пункт 1 статьи 19, а также противоречит частям 3 и 4 статьи 37, части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации. Противники данного законопроекта приводят в свою пользу довод, что работодатель, являющийся хозяином организации, должен иметь возможность поступать так, как ему выгодно. Да пусть он поступает так, как ему выгодно, но не переступает через человека, иначе это очень напоминает поступок рабовладельца. Как уже было сказано вначале, в Трудовом кодексе для расторжения трудового договора есть более тридцати оснований, и интересы работодателя защищены больше, чем интересы работника. Приведу пример, он в принципе характерен, наверное, не только для Сахалинской области. Перспективный щебёночный карьер в Южно-Сахалинске заинтересовал ряд лиц, которые пожелали приобрести его в собственность. Они обратились в Сахалинскую областную Думу, но безуспешно, карьер остался в собственности прежнего хозяина. Тогда указанные лица попытались оказать давление на руководителя управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Сахалинской области, однако он, будучи принципиальным и справедливым, не поддался этому давлению. После этого последовал запрос в Министерство природных ресурсов, и приказом этого министерства от 2 июня 2003 года № 1146-к честный государственный чиновник был уволен. И таких примеров, к сожалению, мы наберём по России немало. Несомненно, законодательная инициатива Сахалинской областной Думы направлена именно на защиту вот этой категории работников, и думаю, она имеет право на жизнь. Спасибо за внимание. Надеюсь на поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Семёнович Иванов, заключительное слово. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, не ожидал, что найдутся депутаты, которые будут защищать эту норму, особенно депутаты, работающие во фракции КПРФ, которые должны защищать работника, а не работодателя. Кстати, генеральный директор является работодателем. Посмотрите, даже вот мы, депутаты, можем немотивированно уволить своего помощника, когда ему не доверяем, и это всё обоснованно. А ведь, наверное, более обоснованно, если собственник предприятия, не доверяя своему генеральному директору, будет иметь право увольнения. На мой взгляд, всё логично и не требует больше обсуждения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации". Комитет против. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 36 сек.) Проголосовало за 51 чел.11,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 51 чел. Не голосовало 399 чел.88,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.