Заседание № 29
27.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 3839-4 "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об оружии" (о предоставлении геологоразведочным предприятиям права на приобретение оружия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1794 по 2084 из 3900
Продолжаем рассматривать законопроекты в первом чтении. Пункт 18 повестки дня, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об оружии". Государственное Собрание Республики Саха доверило представлять законопроект депутату Государственной Думы Виталию Николаевичу Басыгысову. Он на месте? Пожалуйста, Виталий Николаевич. БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемые депутаты Государственной Думы, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) внесло поправку в закон "Об оружии". На наш взгляд, это практически чисто технический закон. При применении закона "Об оружии" на местах возникли проблемы, и потребовалось внесение изменений, уточнений в этот закон, чтобы было легче работать предприятиям, которым в силу острой необходимости нужно, не применяя излишних усилий, доказать необходимость... Речь идет о геологоразведочных предприятиях. В перечне тех предприятий, которые имеют право приобретать оружие, геологоразведочные предприятия имеются, но в перечне сказано, что это должны быть предприятия, относящиеся к академии наук. Считается, что геологи, которые не имеют отношения к академии наук, не имеют права на приобретение и ношение оружия. Я думаю, что практически все депутаты Государственной Думы понимают, что такое геологоразведочные экспедиции и в каких условиях они сегодня работают, находясь в самых труднодоступных местах нашей Российской Федерации: это и Крайний Север, и горные местности. В таких условиях наличие оружия может спасти жизнь геологоразведчиков. Ну, я уж не говорю о той информации, которая имеется у геологов по роду их деятельности. Все отзывы, которые имеются на этот законопроект, - это отзывы Правового управления, администрации президента и Правительства Российской Федерации - сводятся к одному: данные предприятия должны пользоваться услугами тех предприятий, которые на это имеют право, то есть каждый геолог должен иметь рядом с собой охранника, или работника вневедомственной охраны, или работника милиции. Но вы сами понимаете, что такое геология, что такое геолог и реальна ли вообще вот такая охрана. И вообще, если посмотреть на весь перечень тех предприятий, которые имеют право на приобретение оружия... Я не думаю, что за геологоразведчиками нужен особый контроль государства и что государство не согласилось бы и не разрешило им носить оружие. Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает, что можно перечень не увеличивать, а просто убрать слова о принадлежности геологоразведочных экспедиций к академии наук. Ну, мы знаем сегодня, что при отрицательном отзыве правительства и когда комитет Государственной Думы не поддерживает, указывает, что нет определения геологоразведочной экспедиции... Я думаю, что, если поискать, может быть, его можно найти, ну, я не знаю, есть ли определение тех, кто работает в охотничьих хозяйствах и так далее. Ну, все-таки субъекты Российской Федерации обращаются в Государственную Думу для того, чтобы как-то улучшить практическое применение тех законов, которые нами приняты. И я не думаю, что сегодня это внесет сумятицу какую-то в вопрос о применении оружия, если мы дадим эту возможность геологоразведочным экспедициям. Мы будем голосовать против сейчас, я полагаю. Я просто хочу еще раз призвать депутатов Государственной Думы, особенно одномандатников, чтобы мы все-таки с каждым днем всё более чутко, более внимательно относились к инициативам субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации положительно восприняли выступление Председателя Государственной Думы Грызлова, в котором он говорил о том, чтобы мы лучше и внимательнее работали с субъектами Российской Федерации, я думаю, что количество законодательных инициатив субъектов будет увеличиваться. Я хочу, чтобы, голосуя против этих законопроектов, вы еще раз подумали о субъектах Российской Федерации, которые применяют эти законы и у которых возникают проблемы с их применением, и сделали так, чтобы у них были большие возможности, лучшие возможности для их работы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Николаевич. Присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по безопасности Геннадию Ивановичу Райкову. РАЙКОВ Г. И., председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот Басыгысов говорит, что мы не рассмотрели законы. Комитет по безопасности довольно внимательно рассмотрел абсолютно все законы. Основание для внесения законопроекта о дополнении статьи 10 закона "Об оружии" - включение геологоразведочных предприятий Республики Саха в перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия, наряду с такими организациями, как геологоразведочные предприятия, относящиеся к РАН, подразделения которой работают на Крайнем Севере. Авторы законопроекта считают, что геологические предприятия республики относятся к юридическим лицам с особыми уставными задачами, являются хранителями сведений об объемах запасов стратегических видов полезных ископаемых, на эти предприятия возложены обязанности в пределах своей компетенции обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну. Почему Комитет по безопасности отклонил данный законопроект? Прежде всего, речь идет о конкретных геологоразведочных предприятиях, а вводится понятие вообще "геологоразведочное предприятие". Юридического определения такого понятия действительно нет ни в законе о недрах, ни в законе о драгметаллах, ни в Гражданском кодексе. Если принять эту поправку, то может образоваться любое сообщество, которое затем будет приобретать оружие, раз нет юридического определения этого понятия. Завтра, так сказать, компания собралась, назвала себя геологическим предприятием и приобрела оружие. Это первое. Второе. В соответствии со статьей 12 закона "Об оружии" юридическим лицам с особыми уставными задачами уже предоставлено право приобретать гражданское и служебное оружие после получения соответствующих лицензий в органах внутренних дел. Конкретно геологические предприятия Республики Саха (Якутия) относятся к предприятиям с особыми уставными задачами, поэтому они сегодня имеют право на приобретение оружия в установленном статьей 10 закона "Об оружии" порядке. Они могут его приобретать, и не надо им около каждого геолога ставить охранника. Исходя из вышеизложенного Комитет по безопасности предлагает отклонить законопроект, предложенный Республикой Саха. На законопроект поступили заключения правового управления аппарата президента, отрицательный отзыв, Правительства Российской Федерации, ряда субъектов, в которых изложены как раз доводы в пользу непринятия этого закона, потому что он будет способствовать распространению оружия среди непонятных организаций. И эти доводы являются причиной отклонения. Всё, доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович. Присаживайтесь. Будут ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли необходимость?.. Есть вопрос, да? Пожалуйста, депутат Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Так я все-таки не понял: могут геологи приобретать оружие и быть вооруженными во время работы в поле или нет? Один говорит "нет", другой - "да". Так да или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Райкову Геннадию Ивановичу включите микрофон. РАЙКОВ Г. И. Кто может или не может приобретать оружие - это оговорено в перечне в статье 10 Федерального закона "Об оружии". В статье 12 Федерального закона "Об оружии" сказано, что юридические лица с особыми уставными задачами, к которым относятся сейчас геологические предприятия Республики Саха, могут приобретать гражданское и служебное оружие после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Распространение же оружия просто геологическим предприятиям - нет юридического понятия, определения, что это такое, - конечно, даст возможность широко применять оружие тем организациям, которые не имеют таких уставных задач, но смогут приобретать оружие. Ну это абсурд! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Басыгысову включите микрофон. БАСЫГЫСОВ В. Н. Ну, на самом деле, как я сказал, геологоразведочные предприятия входят в список, но это должны быть подразделения Российской академии наук. Геологоразведка присутствует в перечне тех предприятий, которые имеют право на приобретение оружия. Но вот геологические предприятия в большинстве своем сегодня не являются подразделениями Российской академии наук, Российская академия наук разведкой полезных ископаемых практически не занимается. Поэтому мы хотели бы, чтобы были все геологи. Ну, вот здесь говорилось о приобретении оружия предприятиями с особыми уставными задачами. У геологов могут быть предприятия с особыми уставными задачами и без особых уставных задач. Особые уставные задачи - это задачи, которые связаны с секретностью: это разведка урана и так далее, и так далее. Но мы-то говорим об общей геологии на Крайнем Севере, без изъятия, вот поэтому мы не хотели бы, чтобы это были только предприятия с особыми уставными задачами. Товарищ вот правильно спрашивает, на самом деле есть правовая коллизия, которая касается геологов, и они просят, чтобы мы в конце концов внесли ясность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Гончар Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, у меня вопрос к двум докладчикам. Скажите, пожалуйста, в каком законодательном акте определено, что особые уставные задачи - это разведка тех природных ресурсов, о которых сказал сейчас коллега Басыгысов? Может, это какой-то нормативный акт, который выпущен в развитие действующего закона? Где дана расшифровка этих особых уставных задач? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Басыгысову включите. БАСЫГЫСОВ В. Н. Это сформулировано в статье 12 закона "Об оружии". Эта большая статья, можно ее прочесть, можно просто ознакомиться со статьей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Райков Геннадий Иванович. Есть необходимость дополнить? РАЙКОВ Г. И. Да, я отвечаю Николаю Николаевичу, он спросил о нормативном акте: статьи 10 и 12 закона "Об оружии", где подробно оговорены особые уставные задачи. Это когда идет речь о ценных металлах или тому подобном, а геологическое предприятие по розыску торфа - это уже не особые уставные задачи. Всё это оговорено законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов? Нет. Есть ли необходимость выступить по данному законопроекту? Депутат Гудков Геннадий Владимирович, пожалуйста. ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот тут идет спор, а спор, собственно говоря, чисто технический. Почему комитет, рассматривая этот вопрос, отклонил законопроект? Потому, что, по сути дела, речь идет о том, что каждая профессиональная группа начинает требовать оружие. Вот сегодня - геологоразведчики, завтра - оленеводы, они тоже находятся в условиях достаточно сложных, и так далее, и тому подобное. Тут нужно просто было принять решение: если мы расширяем перечень по профессиональным признакам, тогда, конечно, мы этот процесс выдачи оружия до бесконечности, так сказать, расширим. И в данном случае при рассмотрении этого вопроса комитет почему отклонил? Потому, что сегодня есть достаточно уже организаций, есть достаточно оружия, есть, в конце концов, гражданское оружие, которое каждый геолог может с собой иметь, это не ограничивается. А вот сделать специальную норму, чтобы организации, которые можно отнести к геологоразведочным, приобретали оружие, создавали свои, так сказать, охранные подразделения, - это абсолютно концептуально неправильно. Именно поэтому был отклонен этот законопроект. Я считаю, что поддерживать его в таком виде нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Гончар Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Я предлагаю поддержать этот законопроект. Причина в следующем. Реально на любом стойбище, как и на любом золотодобывающем предприятии, как и в любой геологической партии, у людей есть карабины. Никакое не гражданское оружие, а СКС, еще и с оптикой. И без этого они в партию не идут. Поэтому если мы не разрешаем это делать - а без оружия они не ходят, - то мы реально поощряем рынок нелегальной продажи оружия и нелегальное владение им. Если человек приобрел, оформил как положено, по закону, мы хоть учет можем усовершенствовать. Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще мнения? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Просто не могу не отреагировать на некоторые реплики, которые раздавались в ходе обсуждения. Дело в том, что мы действительно можем сказать: знаете, как вы ни будете стараться регулировать отношения, связанные с использованием, хранением и применением оружия в геологоразведочной партии, находящейся за тысячи километров от городов, от областных центров и, соответственно, от всей нашей инфраструктуры правоохранительной и правоподдерживающей, ничего у вас не получится. Такие аргументы не могут приниматься во внимание, когда мы обсуждаем законопроект, который должен занять свое место как кирпичик в целостной конструкции нашего правового пространства. Все достойные и правильные аргументы были высказаны комитетом, содержатся в официальном отзыве правительства, такова же позиция и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Поэтому мы предлагаем отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Есть. Пожалуйста, Басыгысову включите микрофон. БАСЫГЫСОВ В. Н. В выступлениях было сказано, что это приведет к расширению перечня. Я еще раз повторяю, что это не расширение перечня: геологоразведчики в статье 10, пункт 6, присутствуют, так сказать, но они присутствуют только как подразделения Российской академии наук. Ну и второе. Мы хотели бы, чтобы при будущей доработке... Я думаю, что геологи всё равно еще раз будут обращаться по этому вопросу, потому что, как здесь было сказано, это основа их безопасности. Геологи испокон веков, с тех пор как существует геология, были вооружены. А сегодня мы исключаем для них возможность охраны и использования оружия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, нам необходимо голосованием определиться по данному законопроекту. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 05 сек.) Проголосовало за 51 чел.11,3% Проголосовало против 85 чел.18,9% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 138 чел. Не голосовало 312 чел.69,3% Результат: не принято Не принимается.