Заседание № 220

04.04.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 383838-4 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся требований, предъявляемых к председателю избирательной комиссии субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6191 по 6278 из 7607
Пункт 14 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в       
статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад члена      
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Михаила Васильевича Емельянова.                                   
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект рассматривается во   
втором чтении, он небольшой. Суть его сводится, напомню, к тому, что мы         
предлагаем отменить обязательное требование о наличии юридического              
образования к руководителям избирательных комиссий субъектов Российской         
Федерации. Законопроект был принят в первом чтении 16 февраля, поправок не      
поступило. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы,           
замечаний Правового управления нет. В этой связи, так как нет поправок, мы      
предлагаем его принять сегодня не только во втором чтении, но и в третьем.      
Поэтому просьба, Олег Викторович, объявить "час голосования" после того, как    
мы примем законопроект во втором чтении, а я надеюсь, что во втором чтении он   
будет принят.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по данному           
предложению? Поправок не поступило ко второму чтению, комитет предлагает        
проголосовать его во втором чтении, а после этого объявить "час голосования"    
и проголосовать в третьем чтении. Нет замечаний по данному предложению? Нет.    
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6%                                     
Проголосовало против           44 чел.9,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" ставится на          
голосование данный законопроект...                                              
                                                                                
По мотивам голосования перед третьим чтением - депутат Локоть.                  
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Я хочу сказать вот что. Когда подобную норму вводили для ЦИК,      
фракция КПРФ предупреждала, что это делается против Вешнякова. Вешнякова нам    
любить не за что, но сам принцип важен. Когда сегодня председателями комиссий   
становятся не юристы и тем самым... Я повторяюсь, может быть, но ещё раз хочу   
подчеркнуть: все вопросы, спорные вопросы, трактовать которые по закону         
предоставлено право именно избирательным комиссиям, из юридической плоскости    
переходят в плоскость политическую. И вот этого допускать нельзя, вот это       
нарушение всех демократических норм. Это объяснить никому невозможно, поэтому   
мы осознанно голосуем против и призываем всех, кто хоть как-то разделяет эти    
самые демократические нормы, кто верит в свободные выборы, кто хочет, чтобы     
избиратели ходили на выборы и верили в результаты этих выборов... А не так,     
как это происходит в Дагестане: сколько хочу, столько напишу. Надо голосовать   
против, соглашаться с этим ни в коем случае нельзя. Фракция КПРФ будет          
голосовать против.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях       
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации" в третьем чтении. Объявляется "час голосования".                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против           50 чел.11,1%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 212

16.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 383838-4 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся требований, предъявляемых к председателю избирательной комиссии субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2571 по 2848 из 4399
Пункт 15 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменения    
в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и     
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата   
Государственной Думы Александра Николаевича Стрельникова. Пожалуйста.           
                                                                                
СТРЕЛЬНИКОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данным проектом предлагается      
внести изменение в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях         
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации" в части, касающейся требования об обязательном наличии у             
председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации высшего       
юридического образования или учёной степени в области права, а именно           
предлагается заменить его на требование о наличии высшего профессионального     
образования. Напомню, что подобные изменения недавно были нами внесены в        
федеральный закон в отношении членов Центральной избирательной комиссии         
Российской Федерации и 30 января 2007 года Президент Российской Федерации       
подписал Федеральный закон № 6-ФЗ "О внесении изменения в статью 21             
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации".                            
                                                                                
Указанная замена позволит существенно расширить круг лиц, которые могут быть    
назначены председателями избирательных комиссий субъектов Российской            
Федерации, поскольку в настоящее время председатели избирательных комиссий      
субъектов Российской Федерации руководят работой по различным направлениям      
деятельности названных комиссий: как по осуществлению контроля за соблюдением   
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации, так и по организации подготовки и проведения выборов,                
референдумов, распределению выделенных из бюджета средств на финансовое         
обеспечение этого процесса, контролю за целевым использованием указанных        
средств, а также по обеспечению внедрения, эксплуатации и развития средств      
автоматизации, организации порядка распределения эфирного времени и печатной    
площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями     
для проведения предвыборной агитации и так далее.                               
                                                                                
С учётом изложенного требование к указанным кандидатам о наличии у них учёной   
степени в области права не представляется необходимым, а наличие высшего        
юридического образования может оказаться недостаточным для решения вопросов,    
связанных, в частности, с контролем за расходованием выделенных средств на      
финансовое обеспечение избирательного процесса.                                 
                                                                                
Получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на       
законопроект, замечаний не имеется. Прошу поддержать.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному   
законодательству и государственному строительству Александр Петрович            
Москалец.                                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вначале ещё раз    
- ну, как и докладчик, но только коротко - верну вас на месяц назад, когда мы   
19 января этого года приняли Федеральный закон "О внесении изменения в статью   
21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на     
участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым установили, что    
члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь      
высшее профессиональное образование.                                            
                                                                                
С учётом того, что система избирательных комиссий не ограничивается только      
Центральной избирательной комиссией, предлагается этот подход распространить    
и на председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.       
Обоснование этой позиции состоит в том, что указанное изменение позволит        
расширить круг лиц, которые могут быть назначены председателями избирательных   
комиссий субъектов Российской Федерации, тем более что они руководят работой    
по различным направлениям деятельности: осуществляют деятельность не только     
по контролю за соблюдением избирательных прав и права на участие в              
референдуме, но и по организации подготовки и проведения выборов,               
распределению средств, контролю за целевым использованием указанных средств,    
по обеспечению внедрения, эксплуатации и развития средств автоматизации,        
организации порядка распределения эфирного времени и печатной площади и         
многому другому. Ну, если вы обратите внимание на действующие сегодня законы    
в этой части, то найдёте чёткий ответ на все эти вопросы.                       
                                                                                
В связи с изложенным комитет полагает, что новый подход направлен на            
улучшение ситуации выборов, формирования избирательных комиссий, и поэтому      
предлагает Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, процедура первого чтения - вы имеете возможность задать     
вопросы докладчику и содокладчику. Два вопроса: у депутата Иванова и у          
депутата Локотя. Подводим черту.                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу.            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая, что мы уже это обсуждали, я думаю, может быть, и   
нет смысла дискуссию проводить, но вопрос следующий. В прошлый раз мы           
принимали изменение по поводу членов Центральной избирательной комиссии,        
сейчас - по поводу председателей комиссий субъектов Федерации. Не получится     
ли так, что ещё через неделю или через месяц мы будем принимать норму (я уже,   
честно говоря, не помню, прописано это в законе или нет) о том, что и           
председатель территориальной комиссии не нуждается в высшем юридическом         
образовании. Почему сразу нельзя было всё это сделать?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я уточняю, что сегодня мы рассматриваем       
вопрос только в отношении председателей избирательных комиссий субъектов. Это   
первое.                                                                         
                                                                                
Теперь по поводу того, почему мы всё вместе не рассмотрели. Вот тот вопрос,     
решение по которому уже принято, подписано президентом, относится к ведению     
только Российской Федерации, и по нему не требовалось вот такой полной          
месячной рассылки, и не требовалось соблюдения норм законодательства, которые   
регулируют деятельность и взаимодействие Государственной Думы, парламента       
России с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, поэтому    
это мы принимали в ином регламентном порядке. Здесь же мы следуем другому       
регламентному порядку. Вы уже заметили, что у нас здесь месячные сроки          
соблюдаются и мы его будем принимать не в целом, а готовить ко второму чтению   
с учётом мнения всех субъектов права законодательной инициативы, в том числе    
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Локоть.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Совершенно не согласен со своим коллегой Ивановым: ничего мы ещё   
не обсуждали. Вообще говоря, законопроект совершенно небезобидный. И если вы    
с Вешняковым уже разобрались, как говорится, то теперь решили разобраться с     
субъектами Федерации. Вообще говоря, готовится, безусловно, кадровая            
революция в отношении этих комиссий. Вы принижаете их значение, роль, но это    
разговор отдельный.                                                             
                                                                                
У меня вопрос к обоим докладчикам, и заключается он в следующем: что, неужели   
партия власти себя настолько неуверенно чувствует, что требуется вот такая      
замена - введение новых людей для известных манипуляций, совершенно очевидных   
сегодня?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Александр Петрович,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы с вами      
понимаем ту ситуацию, при которой, в общем-то, каждый год с учётом вот такого   
высокого, хорошего темпа развития и политической, и экономической, и            
социальной составляющей жизни мы приходим к тем или иным решениям.              
                                                                                
Вы знаете, вчера состоялось назначение министра обороны, и совершенно           
необязательно, чтобы этот человек имел погоны генерала армии или                
генерал-полковника. Это человек, носящий такой же пиджак, что и мы с вами, и    
не более того. И это всё нормально. И поэтому сегодня говорить о правовой       
культуре руководящего звена, в целом выросшем в правовом сознании, вполне       
можно. И мы уже выстроили ту правовую систему, которую нужно двигать дальше.    
А если останавливаться только на формальных признаках: имеющий юридическое      
образование или не имеющий, имеющий учёную степень или не имеющий... К          
сожалению, тут даже можно привести пример обратного рода, когда человек может   
иметь учёную степень в области права, но не обладать базовым юридическим        
образованием. Но в этом я тоже не вижу ничего особенного. В связи с этим есть   
сегодня основания, я полагаю, полные основания, перейти вот к такому решению    
вопроса.                                                                        
                                                                                
Кстати говоря, и при таком решении вопроса, которое мы сегодня предлагаем и в   
отношении членов Центральной избирательной комиссии, и в отношении членов       
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, не исключается           
ситуация, когда там могут оказаться или одни юристы, или же доктора, или же     
кандидаты наук в области права. Законопроект этому никак не препятствует, но    
в то же время он создаёт более гибкие условия и расширяет возможности           
назначения туда и других лиц, имеющих уровень высшей подготовки.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь, Александр Петрович.           
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Есть.   
Две руки вижу: депутат Иванов и депутат Локоть. А, депутат Барлыбаев... ой,     
прошу прощения, Багишаев, я вспомнил своего коллегу из предыдущего созыва       
Государственной Думы. И депутат Васильев. Я больше никого не упустил? Нет.      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов. Я вас первым назвал.                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не стал бы брать слово, если бы не выступление Анатолия    
Евгеньевича.                                                                    
                                                                                
Анатолий Евгеньевич, вы знаете, не стоит здесь драматизировать ситуацию.        
Ситуация с окружными, вернее, с областными и краевыми избиркомами настолько     
удручающая, что абсолютно неважно, имеет ли председатель данной комиссии        
высшее юридическое образование или нет. Они всё равно делают то, что им         
говорят, поэтому проблема здесь абсолютно не в этом. А то, что, извините,       
будет он иметь юридическое образование, или историческое, или филологическое,   
роли не играет. При каждом областном и краевом избиркоме есть свой отдел,       
который занимается консультациями по законодательству, определяет, насколько    
это законно. Другое дело, что практически всегда этот вопрос как бы отдан на    
откуп вышестоящим структурам.                                                   
                                                                                
Единственный прецедент (недавно прочитал): Красноярский крайизбирком            
журналистам указал на то, что они не объективно освещают предвыборную           
кампанию, которая сейчас идёт. Вот это действительно прецедент! А всё           
остальное, поверьте, даже обсуждать не стоит. Абсолютно неважно!                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Ну, можно ничего не обсуждать. Сергей Владимирович, я уважаю       
вас, хорошо отношусь к вам. Ну можно ничего не обсуждать. Происходит кадровая   
революция на наших глазах. Если о министре обороны говорить... Ну да, у нас     
армией представители из мебельной промышленности ещё не командовали. Но мы      
посмотрим, как армия на это отреагирует.                                        
                                                                                
Но вопрос всё-таки по сути. Принципиальное значение этот законопроект имеет.    
Ещё раз: будет ли комиссия иметь самостоятельное мнение - а у неё сегодня       
право, вообще говоря, толковать закон, у неё, не у нас с вами, а у неё, у       
этой комиссии, - и имеет ли образование этот председатель, готов ли он к        
этому анализу, готов ли он к тому, чтобы научить нижестоящие комиссии           
правильно исполнять закон, те или иные нормы вводить, применять на практике,    
или не готов?                                                                   
                                                                                
Сегодня совершенно очевидно, вопрос принципиальный, что не отделы существуют    
специальные, а из этих комиссий хотят сделать специальные отделы при            
администрациях. Глав администраций мы уже назначаем, сделали вертикаль, и       
теперь сделаем при них вот эти отделы, ответственные за выборы. Вот и все       
дела! Создали ещё одну выборную вертикаль.                                      
                                                                                
Я считаю, что те, кто является сторонником прозрачных, независимых выборов,     
никогда за этот законопроект не будут голосовать, к чему всех и призываю.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багишаев Зайнулла Абдулгалимович. Пожалуйста.               
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Мне очень жаль, что фракция КПРФ только сейчас обратила внимание на то, что     
идёт, оказывается, кадровая революция. Двадцать с лишним лет она уже идёт, и    
жаль, что вы это только-только заметили.                                        
                                                                                
Я хочу сказать, что в сущности это очень правильная норма, ибо закон ведь не    
обязывает, не утверждает, что председатель комиссии не может быть юристом,      
закон просто снимает ограничение в этом плане. А уже дело администрации на      
местах, в регионах определить, что он может быть и юристом, и экономистом, и    
финансистом. Закон просто снимает ограничение, вот и вся забота. Не надо        
полагать, что в регионах люди будут придерживаться каких-то иных позиций,       
иных положений. Если нужен будет юрист, там будет юрист, и все дела. Поэтому    
я считаю, что поправки, предлагаемые в этом законопроекте, абсолютно верны,     
демократичны и в высшей степени отвечают демократическим нормам жизни.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Васильев Владимир Алексеевич.         
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия".                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ну, уже в принципе всё сказали. Я вот Анатолию Евгеньевичу хотел просто         
предложить пореже использовать слово "революция", потому что народ у нас        
вздрагивает при таких словах. Конечно, ни о какой революции речи не идёт. И     
действительно, это даёт право любому человеку с хорошими мозгами, с хорошим     
образованием быть председателем комиссии. И кстати, это не обязательно, что     
он один должен толковать закон. Кстати, комиссия - это коллегиальный орган, в   
том числе и в части толкования законов, как вы говорите. Поэтому я считаю,      
что эти поправки правильные, их надо принимать. И никакой революцией здесь      
даже и не пахнет.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителя президента? У представителя           
правительства? Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Содокладчик?    
Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения   
в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и     
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Первое чтение.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6%                                     
Проголосовало против           64 чел.14,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.