Заседание № 180
О проекте федерального закона № 383612-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Докладчик тот же. Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемые коллеги, эти два законопроекта идут тандемом. В рамках законопроекта, называемого смежным, мы вносим изменения в более чем десять законодательных актов, а также в два кодекса. Комитет подготовил данный законопроект с учётом юридико-технической и лингвистической экспертиз. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Прошу включить законопроект в "час голосования" для принятия его в третьем чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бесчётнов Константин Викторович будет выступать по мотивам. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По пункту 4 по мотивам записался Бесчётнов Константин Викторович. Пожалуйста. БЕСЧЁТНОВ К. В. Я отвечу на вопрос: что такое ещё "Сколково"? "Сколково" - это концентрация интеллекта. Задача в рамках этого проекта - сделать так, чтобы интеллект капитализировался. В рамках этого мы создаём нормы, причём часто просто приводим наши нормы, хотя бы локально, в соответствие с международными нормами, в рамках того же Градостроительного кодекса. Для чего это делается? Я уже говорил: чтобы ВВП вырос хотя бы на 30 процентов минимум, а это 600 миллиардов долларов в год, кстати, очень даже неплохие деньги. Но вопрос, наверное, больше в другом. Дело в том, что, работая с интеллектом, мы сталкиваемся со спорами между компаниями по поводу интеллектуальной собственности и патентов. Эти споры часто стоят миллиарды долларов, как я уже сказал ранее, причём за рубежом и законодательная база, чтобы спорить цивилизованно, есть, и инфраструктура юридическая под это есть, а у нас, к сожалению, нет. И те компании, которые будут выходить в рамках нашего проекта "Сколково", столкнутся с этими сложностями. Поэтому я предлагаю продолжить работу в рамках законодательного обеспечения этого проекта, как минимум задуматься, а может быть, начать более серьёзно готовить базу, связанную с интеллектуальной собственностью. В частности, я имею в виду патентные суды. В России такой структуры нет в принципе, и мы заведомо закладываем более слабую конкурентную ситуацию для наших компаний. Наша фракция будет голосовать за этот законопроект, и предлагаю продолжить работу в рамках создания в России системы патентных судов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 08 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 383612-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Докладчик тот же - Евгений Алексеевич Фёдоров. Пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! К законопроекту во втором чтении поступило девятнадцать поправок, тринадцать из них рекомендованы к принятию. Напомню, вносятся изменения в семнадцать законодательных актов Российской Федерации. Большинство поправок носят уточняющий либо юридико-технический характер и имеют целью создание максимально эффективной правовой конструкции проекта "Сколково". Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Язев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица поправок 1 - тринадцать поправок, рекомендованных к принятию. Выносит ли кто-нибудь на отдельное голосование поправки? Нет. Тогда ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 54 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принято. Таблица 2 - шесть поправок, рекомендованных к отклонению. Хотел бы кто-то вынести какую-либо поправку? Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. ИЗ ЗАЛА. Борис Сергеевич! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Поправку 6 прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 6. Голосуем по таблице 2, за исключением поправки 6. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 59 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято. Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста, поправка 6. КАШИН Б. С. Эта поправка продиктована заботой о государственных финансах. Речь идёт о том, что в законопроекте предусмотрено, что те компании, которые участвуют в работе инновационного центра "Сколково", получают исключительные льготы не только по налогам на прибыль и на добавленную стоимость, но и по отчислениям во внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд отчисление составляет 14 процентов, в фонды социального страхования и медицинского страхования - 0 процентов. Вот надо понять, как функционируют эти компании. Я имею в виду прежде всего иностранные по сути компании, хотя они могут быть зарегистрированы как дочерние компании крупных западных корпораций в России. Если речь идёт о государственных компаниях, то компенсировать им затраты другим способом никаких проблем не составляет. Что я имею в виду? Вот крупная компания "Боинг", у нас на слушаниях выступал её представитель, одна тысяча триста сотрудников - как она работает? В основном российские учёные просто передают, по существу, бесплатно свои идеи, разработки через эту дочернюю компанию на Запад. Наша страна, наша экономика, наша наука ничего от этого не получают. Тем не менее это вполне приемлемая форма, потому что наши учёные иначе вообще не будут иметь выхода для своих, как говорится, способностей. Но вопрос о том, зачем давать льготу по отчислению в Пенсионный фонд для этих структур. Совершенно непонятно. Я советовался со специалистами по финансам, и они тоже мне сказали: ну это политическое решение. Цена этого политического решения может быть очень существенной: запишут туда все крупные корпорации, что, им трудно? Вы уже видели, многие из них рвутся туда, и тысячи сотрудников, сотни сотрудников, которые сейчас получают значительную зарплату, соответственно, у них значительные отчисления в Пенсионный фонд, будут дотироваться за счёт бюджета фактически, то есть бюджет будет компенсировать их будущую пенсию. С какой стати, спрашивается? Ни в одной стране мира, я уверен, такого нет. И вот поправкой и предусматривается снятие подобных решений. Я уверен, что можно было бы обсуждать этот закон, эту норму, если бы нам представили вообще какую-то структуру налоговой, так скажем, базы, вернее, налоговых отчислений от этих компаний, которые получает наш бюджет. Но я ещё раз говорю: они никаких налогов не платят, они у нас и так в суперльготном положении находятся. Поэтому прошу поддержать мою поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Алексеевич, пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Борис Сергеевич. Ну, мы, когда предлагали не поддержать эту поправку, исходили из того, что иностранные учёные "Сколково" такие же, должны работать точно в таких же условиях, как и российские учёные, и это... просто они туда не поедут, если они увидят дискриминацию в отношении себя. Кроме того, само по себе участие - работает человек в иностранной компании или работает человек в российской компании, - с точки зрения собственника, ничего с точки зрения российского законодательства не меняет. Это будут по любому самостоятельные юридические лица, может быть, часть акций которых будет принадлежать иностранной компании. Но эти самостоятельные юридические лица будут полностью платить налоги по российскому законодательству с учётом, конечно, сколковской специфики. И делать для них специально какой-то исключительный, отрицательный по сути, выгоняющий правовой режим, мы считаем, неправильно. Поэтому предлагаем поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 6 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 33 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Не принято. Мы проголосовали таблицы по этому законопроекту, выносим законопроект на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 23 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 383612-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, сегодня под пунктами 35 и 36 мы будем рассматривать вопрос об инновационном центре "Сколково". Действительно, интересный вопрос, на большую перспективу, дорогой. Но вот у меня письмо из Рязанской области, в котором пишется, что недавно начал голодовку председатель профсоюза предприятия общества слепых. Предприятие без заказа, видимо, скоро закроется. Куда слепые пойдут? У них нет выбора. Вот когда будем рассматривать вопросы о "Сколково", конечно, будет много поднятых рук, чтобы задать вопросы, и наверняка ограничатся двумя вопросами от фракции, одним выступлением. Поэтому я прошу, чтобы тот, кто будет докладывать два этих вопроса, сказал, как жить сейчас слепым, сколько учёных доживёт до того, как "Сколково" начнёт работать. Нельзя же всё время смотреть вдаль, надо и под ноги посмотреть, иначе никуда не дойдёшь. Спасибо.
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. У нас в порядке работы сегодня стоит законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково", предполагающий небывалые налоговые льготы участникам проекта. Не подписанное никем финансовое обоснование к этому законопроекту состоит из шести строчек и не содержит никаких, даже примерных, цифр и расчётов выпадающих доходов бюджета. Сказано кратко: необходимые средства будут предусмотрены. В условиях тотального сокращения бюджетных расходов это выглядит по меньшей мере странно. Учитывая, что в стране повсеместно из-за недофинансирования закрываются школы и больницы, считаю, что при таком уровне проработки любой полезный проект можно превратить в Большие Васюки Остапа Бендера. Предлагаю, чтобы хотя бы ко второму чтению дали реальное финансовое заключение на этот законопроект.
Я объявляю пункты 35 и 36. Мы договаривались, что будем рассматривать их с одним докладом и одним содокладом. Пункт 35 - это проект федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" и пункт 36 - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Станислава Сергеевича Воскресенского. Пожалуйста. ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Имею честь представить вам два проекта федеральных законов: "Об инновационном центре "Сколково" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Надо сказать, что вчера в Государственной Думе прошли достаточно представительные парламентские слушания по данным законопроектам. Насколько мне известно, в них приняли участие более пятидесяти депутатов Государственной Думы, и мы имели возможность достаточно подробно обсудить эти законопроекты. Позвольте мне остановиться на основных положениях законопроекта "Об инновационном центре "Сколково". Сам центр "Сколково" должен представлять собой специально отведённую территорию, на которой создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии (прежде всего, здесь имеются в виду телекоммуникационные и навигационные системы); медицинские технологии; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Проект закона регулирует отношения, возникающие при реализации процессов создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития таких исследований и разработок и их коммерциализации. Я бы выделил в этом законопроекте три смысловых, важных блока: блок номер один - режим создания и функционирования инфраструктуры будущего центра, блок номер два - режим взаимодействия участников проекта с органами государственной власти и блок номер три, и это, наверное, самое интересное, - льготы, которые будут предоставляться данным законом участникам проекта. Позвольте мне коротко остановиться на каждом блоке. По поводу создания и функционирования инфраструктуры. Организация проекта целиком возложена законопроектом на специально созданную для этого в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, управляющую компанию. У этой управляющей компании достаточно широкие полномочия: от присвоения наименования улицам и согласования мест размещения рекламных конструкций до обеспечения дорожного строительства и вывоза мусора. Но я хотел бы обратить внимание на несколько дополнительных полномочий. Компания наделяется правом принимать решение об использовании на территории центра технических регламентов или требований, содержащихся в технических регламентах государств - участников таможенного союза либо государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, то есть так называемых развитых стран. То же самое касается и санитарно-эпидемиологических регламентов. Кроме того, управляющая компания будет осуществлять экспертизу проектной документации на строительство и реконструкцию, а также выдавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. При этом я хотел бы особо отметить, что в законопроекте прямо установлена ответственность за выбор тех требований, которые управляющая компания будет применять в отношении данной территории, и если в результате их применения возникнет угроза жизни и безопасности граждан, проживающих и работающих на этой территории, то на управляющую компанию будет возложена вся полнота ответственности в соответствии с российским законодательством. Второй крупный блок - это режим взаимодействия с органами государственной власти. Для целей осуществления государственных полномочий и государственного контроля на территории центра образуются специальные подразделения, непосредственно подчинённые федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в следующих сферах: внутренние дела, миграция, налоговый контроль, таможенное дело, предупреждение и тушение пожаров, защита прав потребителей и благополучие человека, интеллектуальная собственность, патенты и товарные знаки. То есть в отношении этой территории будут функционировать специально созданные подразделения таких организаций. Теперь что касается самого интересного, наверное, оживлённо обсуждаемого вопроса: какие же льготы предоставляются участникам проекта? Напомню, что законом устанавливается ряд льгот, а участники проекта - юридические лица, созданные исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности и получившие по специальным процедурам специальный статус. Льготы предполагаются следующие. Первый блок - таможенные льготы. Освобождение от таможенных платежей не предполагается. Вместе с тем законом прямо устанавливается, что уплаченные участниками проекта таможенные платежи будут компенсированы, возмещены из бюджета. При этом технически на управляющую компанию будет возложена функция таможенного брокера. И это будет означать, что де-факто участники проекта таможенные платежи уплачивать не будут, за них это будет делать таможенный брокер - управляющая компания. И она же, управляющая компания, будет заниматься всеми процедурами возмещения таких платежей из бюджета. Второй крупный блок - это налоговые льготы. Предлагается следующий режим. До достижения участником проекта объёма выручки в размере 1 миллиарда рублей участник освобождается от обязанности ведения российского бухгалтерского учёта, как, впрочем, и любого другого. В данном случае ведётся - и это прямо предусмотрено законом - учёт по главе 26 Налогового кодекса, то есть действует упрощённый режим налогообложения. Напомню, это всего лишь две книги: книги учёта расходов и доходов. По достижении выручки в 1 миллиард появляется обязанность вести бухгалтерский налоговый учёт в полном объёме. И с этого момента считается так называемая накопленная прибыль. При достижении накопленной прибыли в размере 300 миллионов рублей утрачивается право на все налоговые льготы. При этом участник проекта может оставаться не территории "Сколково". О каких налоговых льготах идёт речь? Налог на прибыль устанавливается в размере 0 процентов. В отношении налога на добавленную стоимость налогоплательщику предоставляется право на освобождение в зависимости от той бизнес-модели, которая будет выбрана участниками проекта. Участники проекта освобождаются от налога на имущество. Что касается социальных платежей. Они будут уплачиваться лишь в Пенсионный фонд и по ставке 14 процентов. Ещё хотел бы напомнить, что законом предусмотрено, что общий срок льгот не может превышать десяти лет. Последняя льготная составляющая закона - это режим привлечения иностранной рабочей силы. Буквально недавно поддержан вами и Советом Федерации, подписан президентом закон, серьёзно упрощающий процедуру привлечения высококвалифицированных иностранных работников. В законе о "Сколково" предлагается ещё более мягкий режим в отношении сотрудников тех юридических лиц, которые являются участниками проекта "Сколково". У меня всё. Доклад окончен. Готов ответить на вопросы. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Сергеевич. Присаживайтесь. Содоклад от Комитета по экономической политике и предпринимательству сделает председатель комитета Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел представленные законопроекты и отмечает высокую актуальность их концепций. Вчера на парламентских слушаниях, посвящённых этому вопросу, с участием около трёхсот представителей всех заинтересованных сторон - бизнеса, науки, иностранного бизнеса, власти, общественных организаций, депутатов (около пятидесяти человек) - была признана необходимость запуска в России такого рода проекта и отмечена высокая актуальность рассматриваемых законопроектов. Будущий инновационный центр "Сколково" - это новый вид бизнеса для России. В нашей стране такого пока не было вообще. Этот бизнес - прикладная наука, ориентированная на рыночный заказ, когда научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии. Российская рыночная экономика пока не использует такой инструмент, как продажа прав на технологии. Нет у нас и промышленности, основанной на них. А ведь это главные составляющие инновационной экономики. Мы должны запустить эти новые для России рыночные инструменты и механизмы и опробовать их. Центр "Сколково" призван стать школой инновационной экономики, фабрикой передовых технологий, основой для постиндустриальной промышленности на базе технологий. Все комитеты-исполнители поддержали данные законопроекты. Отдельные уточнения можно будет сделать во втором чтении. Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять представленные законопроекты в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич. Пока оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы? Так, вопросов у нас раз, два, три, четыре, пять... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пять от фракции? У нас... Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. С учётом того что у нас очень напряжённая повестка. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я вношу предложение ограничиться двумя вопросами от фракции, если они у нас ещё остались после того, как мы ознакомились с законопроектом, приняли участие в парламентских слушаниях и прочитали все публикации на эту тему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соглашаемся или голосуем? Соглашаемся. Фракция КПРФ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Станислав Сергеевич, я поддержу этот законопроект из солидарности с идеей модернизации, из солидарности с Жоресом Алфёровым, который стал научным руководителем проекта, но у меня вопрос. Не думаете ли вы, что в условиях колоссального роста бюрократии в России, колоссального роста коррупции (146-е место в рейтинге), ограничения экономической свободы (120-е место в рейтинге), и так далее, и так далее, что в таких условиях отдельно взятое государство в государстве - инноград "Сколково" может превратиться в "град обречённый"? Спасибо за ответ. ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Спасибо, Олег Николаевич, за поддержку, вы задали очень важный вопрос. Но я осторожнее относился бы к международным рейтингам, которые ставят Россию в такое положение. Говорю об этом ответственно, мы с такими рейтинговыми агентствами работаем, и думаю, увидим в ближайшие годы какое-то улучшение. Но тем не менее вопрос правильный. И я хотел бы сказать, что этот проект как раз и направлен на то, чтобы разбюрократизировать те многие процедуры, которые мы боимся трогать в силу того, что просто к ним привыкли или просто страшно, попробовать это в пилотном режиме и в случае их успеха, наоборот, тиражировать их по всей стране. Например, это касается тех технологических решений - мы надеемся, что они будут самыми передовыми, - которые будут применяться при строительстве объектов инфраструктуры. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И второй вопрос от КПРФ - Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Станислав Сергеевич, я представляю Новосибирск. Наш Академгородок, Сибирское отделение Российской академии наук, - это сеть институтов по всей территории за Уралом, это университет, который готовит молодых специалистов и имеет сегодня статус национального исследовательского университета, это технопарк, в котором сегодня работают фирмы, разрабатывающие новейшие технологии. В связи с этим вопрос: планируете ли вы распространить хотя бы толику тех льгот, которые предполагаются там, в "Сколково", на наше, в частности, Сибирское отделение? Эффективность, я вас уверяю, - мы специально беседовали на эту тему, проводили "круглый стол" - будет гораздо выше, и отдача будет гораздо быстрее. Хотя бы чуть-чуть льгот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Станислав Сергеевич. ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Вчера мы, кстати, этот вопрос тоже обсуждали на парламентских слушаниях, говорили о том, что свет клином не сошёлся на "Сколково". Это не означает, что правительство, и государство прекращает всю инновационную политику и сводит её к одной, отдельно взятой территории. Это означает, что поддержка других наукоградов, которые, давайте прямо скажем в глаза, может быть, почувствовали себя немного обиженными, когда появилась эта инициатива, будет продолжаться. Что касается распространения льгот, - мы также вчера об этом говорили, я готов это повторить - на период, до которого будет осуществляться строительство "Сколково", я думаю, года на три, те налоговые льготы, которые я обозначил, могут быть распространены - это сейчас обсуждается, и с Минфином мы нашли в этой части понимание - на проекты, одобренные в соответствии с этим законом по "Сколково", но находящиеся на других территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Станислав Сергеевич, вот такой вопрос. Почему при разработке законопроекта опирались на американскую модель технопарков, хотя не секрет, что мы гораздо ближе к азиатским странам и Государственная Дума много раз выезжала исследовала идеи технопарков, например, Тайваня? На чём было основано ваше решение? И исходя из этого ещё один вопрос. Не кажется ли вам, что вопросы контроля при таких преференциях в законопроекте как-то не очень хорошо прописаны и, учитывая российскую действительность, под этим может возникнуть достаточно много нехороших схем, потому что, как правило, в нашей стране хорошие, трезвые начинания заканчиваются, ну, мягко говоря, обманом? Планируется ли во втором чтении внести какие-то дополнительные изменения, например касающиеся создания специальной налоговой?.. (Микрофон отключён.) ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Максим Станиславович, хотел бы сказать, что при подготовке законопроекта мы опирались не только на американский опыт, но и на опыт всех аналогичных технопарков, которые созданы. Возможно, вы знаете, что в ту рабочую группу, которая была создана президентом для оформления пока только идеи этого проекта, когда ещё не было известно, что это будет "Сколково", входили представители французского, например, парка, шведского парка и действительно представительница Соединённых Штатов, изучали и азиатский опыт. Этот закон, подчёркиваю, как раз о создании среды, главная задача - создать предпосылки для создания среды. И весь международный опыт мы учитывали. Что касается контроля, я специально упомянул в своём докладе о том, что меры ответственности в отношении управляющей компании предусмотрены, в случае если её действия повлекли за собой неприятные последствия. Кроме того, нам кажется, что надо на самом деле прекращать пугать людей, которые осуществляют инновации. Мы ещё ни одного изобретения там не сделали, а уже думаем, как туда отправить прокуратуру и Счётную палату. Мне кажется, надо сначала создать там среду, а потом, если будут проблемы, думать о дополнительных мерах контроля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Евгений Алексеевич, скажите, пожалуйста, вот существует какая-нибудь зависимость, может быть научно выведенная, между количеством и качеством научных озарений, открытий, идей и уровнем налоговых преференций в конкретном каком-то месте? ФЁДОРОВ Е. А. Сергей Владимирович, существует, конечно же, такого рода зависимость, но она базируется не на том, какие идеи рождаются в головах, а на том, какие идеи доходят до конкретного производства. И вот зависимость между идеей, которая из головы попала в конкретную технологию и далее в конкретное современное, высокотехнологичное оборудование, и налоговыми льготами и механизмами государственной поддержки - такая прямая зависимость есть. Иначе вы будете ходить со своими идеями, и на этом всё и закончится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", есть вопросы? Нет. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Тоже нет вопросов. Присаживайтесь, Евгений Алексеевич. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. От фракции по одному человеку. Я предлагаю выступать по пять минут. Позицию по этому законопроекту, наверное, можно уложить и в пять минут, с учётом того, что у нас действительно очень большой объём работы на сегодня. Я предлагаю вам проголосовать за моё предложение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что заранее? Вот я и предложила заранее. Кто за это предложение? Прошу проголосовать: пять минут и один человек от фракции. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 47 сек.) Проголосовало за 312 чел.96,3% Проголосовало против 12 чел.3,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 324 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Фракция КПРФ, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Любовь Константиновна, к сожалению, некорректное ведение заседания - это ваша особенность. Надо заранее обсуждать регламент. Если мы начали уже рассматривать вопрос, так не делается. Уважаемые депутаты, вопрос развития российской науки и внедрения её достижений в экономику всегда был приоритетным для КПРФ. Мы внимательно следим за президентской инициативой по созданию инновационного центра, опубликованной в феврале этого года. Ещё 19 марта фракция выступила с политическим заявлением по этой теме. Мы инициировали проведение и участвовали во всех слушаниях, проводимых в Государственной Думе, следили за дискуссиями в средствах массовой информации, где активно обсуждался сколковский проект. В итоге можно сделать ряд выводов. Первое. В процессе обсуждения за прошедшие четыре месяца взгляды власти и уполномоченных ею для реализации проекта "Сколково" лиц претерпели определённую эволюцию. Можно сказать, что президент стал лучше разбираться в проблемах научной сферы. Хорошо, что, посетив Силиконовую долину в Калифорнии, президент узнал об определяющей роли государства в отборе и финансировании инновационных проектов. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Понимание ситуации, объективная информация и прямая дискуссия с оппозицией необходимы для выработки правильных решений. Год назад было сломано много копий вокруг президентского законопроекта об инновационных предприятиях при вузах. Депутатов специально вызвали из отпуска для того, чтобы срочно принять этот закон. Вчера на парламентских слушаниях заместитель председателя комиссии при президенте по модернизации Сурков подтвердил, что закон оказался, по существу, невостребованным. Всё это происходит потому, что власть плохо понимает реальные потребности научной сферы. С этой точки зрения должен быть проанализирован и рассматриваемый законопроект, иначе предусмотренные в нём налоговые льготы могут быть использованы не теми, для кого они декларированы. Возникшая идея о создании в "Сколково" технического университета, недавно совсем возникшая, естественна, так как он необходим для функционирования инновационного центра. Однако надо понимать, что планируется создать университет в чистом поле, и снова встают вопросы: когда такой университет заработает, сколько это будет стоить и о чём думали, принимая решение о выборе именно Сколково в качестве места для развития инноваций? Вторая позиция. Ни власть, ни назначенные менеджеры по реализации проекта "Сколково" не понимают или, по крайней мере, не сообщают нам, как конкретно будет развиваться наука в Сколковском инновационном центре. Это подтверждает и текст законопроекта, который представляет собой, по существу, инструкцию по управлению делами некоего элитного закрытого административно-территориального образования с подробным описанием его налоговых льгот. Собственно вопросам науки в законопроекте посвящено полстраницы. Если мы посмотрим в тексте законопроекта, за что отвечает ключевая структура - управляющая компания и её руководитель господин Вексельберг, то выясняется, что функции господина Вексельберга соответствуют должности завхоза этого ЗАТО. Вместе с тем вчера на парламентских слушаниях господин Вексельберг говорил о своих планах обеспечить отбор проектов для реализации в "Сколково", о проведении экспертиз, подборе научных кадров и так далее. Об этом в законопроекте ни слова. Без внесения ясности в вопросы о функциях и ответственности руководителей, без определения научных лидеров, отвечающих за каждое развиваемое в "Сколково" направление, запускать проект нельзя, иначе в лабораториях, предназначенных для развития ядерных технологий, начнут разрабатывать лекарства. Консультативный совет центра, возглавляемый академиком Алфёровым, не может быть декоративным органом. Необходимо чётко обозначить и функции Российской академии наук - высшего научного учреждения страны. Мы позитивно оцениваем высказывания господина Вексельберга о его планах опираться в развитии центра "Сколково" на академические институты. И в подборе кадров надо не изобретать велосипед, а следовать российским традициям. Я бы хотел здесь привести цитату, но у меня времени нет. Хочу сказать, что обсуждение проекта "Сколково" абсолютно не прояснило вопрос о том, как будут обеспечены интересы Российской Федерации по созданию новой интеллектуальной собственности в результате работы в "Сколково" "дочек" иностранных компаний. В России работает немало таких структур, продукт их интеллектуального труда оказывается собственностью иностранных компаний. Вот вчера на парламентских слушаниях выступал представитель "Боинга", у которого здесь работает компания - одна тысяча триста человек. Никакой прибыли в балансе этой компании, я думаю, мы не увидим, а государственные финансы пополняются от её деятельности прежде всего за счёт отчисления во внебюджетные фонды и налогов на доходы физических лиц. Теперь предлагается снизить отчисления во внебюджетные фонды с 34 до 14 процентов с покрытием разницы за счёт госбюджета. Спрашивается: зачем? Третья позиция - кратко, заканчиваю, - что не удалось навязать во время этой дискуссии через СМИ инновационный психоз с упованием на Запад и одновременной дискредитацией российской науки, и об этом многие перестали говорить. И последнее. Действительно, остро вопрос стоит о сохранности... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше время закончилось, Борис Сергеевич. Я хочу вам на вашу реплику ответить: палата может принять любое решение, которое она считает нужным, независимо от утверждённого регламента. Фракция ЛДПР. Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. Кроме того, мы заявляем, что мы за то, чтобы подобные преференции применялись не в одном инновационном центре, а распространялись и на существующие ведущие научные и образовательные учреждения. Может быть, не на все, конечно, но создание целого ряда направлений на основе существующих и в Новосибирске, и на базе МГУ и ЛГУ получило бы более широкое развитие. Что касается вопроса, который я задал. К сожалению... я сказал достаточно узко, что учитывался американский опыт, законопроект насквозь пропитан опытом американским и европейским. Особенности развития нашей страны, общества говорят о том, что хорошо работающие законы, хорошо работающие схемы в странах Европы и в Соединённых Штатах не всегда применимы в нашей стране, к сожалению, они дают иногда совершенно противоположный результат. И прямой перенос опыта стран с развитой рыночной экономикой в нашу страну, где рыночная экономика, извините, ещё даже до совершеннолетия не дожила, к сожалению, даёт отрицательный результат. Если мы оглянемся на весь опыт развития нашей страны и попыток внедрения подобных законов, мы увидим, во что это превращается. Это как новая модель АвтоВАЗа, которая с 93-го года за 200 миллионов долларов до сих пор у нас ходит в виде классики 70-х годов. Вот очень бы не хотелось, чтобы такое хорошее начинание, масштабный проект, такие деньги вылились в очередную модернизацию модели 72-го года, разработанную в Советском Союзе. Поэтому особое внимание хотелось бы уделить как механизмам контроля, так и сфере влияния, чтобы там сложилось равноправие науки, изобретателей, и тех людей, которые это внедряют. Не случайно я сказал о тайваньском опыте. Если мы проанализируем опыт создания на Тайване технопарков, то увидим, что он наиболее, наверное, безболезненно ложится на нашу структуру. И тем более странно, что Государственная Дума... Вот только я лично два созыва изучал опыт создания этих технопарков, они открыты полностью, приглашали, и делегации Государственной Думы там были, в прошлом созыве ездила обширная делегация, большинство которой, кстати, было из "ЕДИНОЙ РОССИИ", - вот меня удивляет, что у нас этот опыт совершенно не учтён. Потому что как раз там в период, когда создавались технопарки, существовали аналогичные проблемы, которые сегодня существуют в нашей стране. И тем более непонятно, когда мы накладываем параметры определения участников, выхода участников из данной программы на существующую в нашей стране налоговую систему, создавая для них определённые преференции. Вот в этом лежит корень проблем, с которыми мы обязательно столкнёмся. Если мы создаём специальные территориальные фактически образования для развития инноваций, так давайте хотя бы создадим специальное территориальное управление налоговой службы, которое будет заниматься контролем за этими вопросами, и в том числе определением участников и выходом участников. Вы посмотрите, у нас самые богатые, будем так говорить, члены нашего общества, как правило, имеют убыточные предприятия, либо которые не показывают своей прибыли. Вот это действительность и реалии. Не хотелось бы, чтобы надежда на инновации в нашей стране закончилась банально, как поддержка инвалидов и спорта в начале 90-х. Это Черкизон, это водка и всё остальное. Поэтому считаю, что вопросам контроля и адаптации этой европейской и американской модели во втором чтении надо придать более серьёзное значение. Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Зубарев, пожалуйста. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" *. Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу сказать о политическом значении проекта "Сколково", в связи с которым мы рассматриваем законодательные инициативы Президента России. Самое главное, что "Сколково" - это масштабный, глобальный проект. Он нужен не только для России, он нужен для всего мира. На сегодняшний день, надо признать, у нас нет масштабных, глобальных проектов, захватывающих воображение. "Сколково" может стать для России таким дерзким и вдохновляющим проектом, который создаст в России новое инновационное научное сообщество, создаст новые механизмы и модели взаимодействия науки, бизнеса и управления для производства и обращения инноваций. "Сколково" породит, я в этом уверен, масштабные проекты, подобные атомным, космическим, которые были реализованы в Советском Союзе и стали мощным катализатором экономического развития страны. Нашей стране нужны трамплины для прорыва в науке, масштабные проекты, вдохновляющие нас. Нуждаемся мы в этом больше, чем другие страны, чем Америка, Китай, ЕС. Причастность к великим делам - я хотел бы подчеркнуть - это наша ментальная особенность, поэтому нам нужен мощный инновационный центр. Более того, если мы сегодня не определимся с таким проектом, не найдём ключ к пробуждению энергии творчества и величия мысли, мы не используем наш исторический шанс. Проект "Сколково" имеет важное политическое значение ещё и потому, что трансформирует намерения высшего руководства страны в реальные действия. Запуск такого сложного и серьёзного проекта - это важное и ответственное политическое решение, требующее проявления политической воли. Законопроектом предполагается сконцентрировать усилия и ресурсы на одной территории, и этому есть понятное объяснение. Нам нужен полигон, на котором будут создаваться новые механизмы взаимодействия науки, бизнеса и управления, на котором будет приобретаться и осваиваться опыт частных масштабных инициатив. Нам нельзя распылять деньги, потому что слишком часто падают они на неплодородную землю. Более того, проект отражает позицию Президента России, Правительства России: государство не должно жалеть денег на финансирование новой инициативы, нужно создавать беспрецедентный бюджет исследований и разработок. У власти есть понимание, что дерзостью науки создаётся будущее страны. Скептики высказывают опасения, что "Сколково" выродится в чисто девелоперский проект, будет сведено к созданию имущественной базы центра. Думаю, что эти опасения безосновательны. В законопроекте чётко сказано (пункт 2 статьи 2), что "инновационный центр "Сколково" - совокупность инфраструктуры территории центра и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта". Замечания экспертов по поводу того, что в законопроекте чётко не прописан статус участника проекта, законодательно не закреплены статусы попечительского совета, нет механизма отбора участников проекта, в какой-то мере справедливы, но надо понимать, что мы принимаем сегодня концептуальный законопроект, определяющий рамочные условия создания проекта. Прописать положения, конечно, надо, но это следующий шаг и дело научного совета центра. Изменения, дополнения, уточнения в закон можно будет вносить по мере развития концепции "Сколково", у нас есть такая законодательная практика. Залог успеха "Сколково" заключается в том, что мы будем создавать и создадим такую территорию, где решающую роль будут играть нематериальные активы - идеи, компетенции, ноу-хау, индивидуальность. Мы должны создать такие механизмы взаимодействия участников проекта, которые определяют бесспорную доминанту нематериальных активов, и это является основной задачей проекта. Безусловно, закон надо принимать, проект "Сколково" надо запускать. Закон будем улучшать по мере развития концепции. Сегодня надо перейти Рубикон и приступить к реализации проекта. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроекты и принять их в первом чтении. Эти законодательные инициативы станут первым камнем в фундаменте российской инновационной системы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" кто выступает? Нет выступающих. А я смотрю... Иван Дмитриевич, извините, ради бога. Пожалуйста, Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Руку поднимал. Уважаемые коллеги... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я смотрю на депутата Черешнева, я думаю, что это прямо его тема, я думала, что будет выступать он. ГРАЧЁВ И. Д. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект, хотя спектр мнений довольно широкий по каждому пункту, о котором я буду говорить. Поэтому я высказываю своё мнение, которое более-менее отражает позицию "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Ну, прежде всего из блоков, о которых говорил коллега Воскресенский, первые два - это, конечно, вспомогательные блоки. Я думаю, никто не считает, что это стратегическое решение организации сеттльмента на территории России. Это скорее вынужденное следствие бездарного закона о техрегулировании, который вот здесь был принят, и технических регламентов, которые несистемно и часто тоже бездарно принимаются. В этом смысле мера скорее вынужденная. Безусловно, принципиальным является блок о налоговых льготах, и именно поэтому я законопроект поддерживаю. Я неоднократно с этой трибуны говорил, что из двух вариантов обязательной государственной поддержки инновационного развития вариант кормушек для России неприемлем, как бы они ни назывались, приемлем только вариант массированных налоговых и таможенных льгот, то есть косвенная поддержка. Но справедливости ради надо сказать, что все до единого эти законопроекты налоговые лежат здесь, в Государственной Думе, уже не менее двух лет. Например, об освобождении от налога на прибыль - здесь у нас было на пять лет, а не на десять, но в такой же точно формулировке. Об освобождении от налога на землю и имущество - лежит здесь, сделанный нашей командой. Расширение применения упрощёнки - да, у нас там не до 1 миллиарда, а всего до 200 миллионов, но в принципе лежит здесь. Свободный выбор налога на добавленную стоимость, работа с ним или без него - лежит здесь готовый в течение уже нескольких лет. Я говорю это потому, что, конечно, для нас важно, что мы были правы, что мы предлагали правильные решения, но ещё более важно, с моей точки зрения, то, что любой большой инновационный проект должен демонстрировать уважение к интеллектуальной собственности, к чужому интеллектуальному труду, и, на мой взгляд, это нужно было бы сделать. В этой схеме второе важнейшее значение, конечно, имеет система отбора: а кому будут даны налоговые льготы? И вот здесь, безусловно, надо совершенно откровенно сказать, это решено плохо. В законах предлагается такая трёхшаговая система отбора тех, кто получит налоговые льготы. Первое - это отрасль. Я уверен, что вот эти пять направлений для России в целом хороши, для "Сколково" - навряд ли. Например, мне крайне трудно представить себе, как будет формироваться инновационное сообщество ядерных физиков, ядерных технологов, потому что инноваторы - это уже экспериментаторы, это инженеры, и без нормального экспериментального оборудования, которое там невозможно, на мой взгляд, это абсолютно исключено. Соответственно, этот пункт в его формулировке вызывает большие сомнения. Второе - это определение так называемой исследовательской деятельности. Это пункт 10 статьи 2 закона. Во-первых, оно логически неприемлемо. Тот, кто прочитает его, поймёт, что здесь исследовательская деятельность определяется как собственно исследовательская деятельность и деятельность по коммерциализации исследовательской деятельности. Это логически неприемлемое определение, и из него на самом деле дальше будут идти, на мой взгляд, мутные юридические следствия. И, соответственно, понимая, что к этому всё и придёт, третий шаг - это управляющая компания, которая, собственно, и определяет список тех, кто получит налоговые льготы. Я полагаю, что эта вещь принципиально неприемлема, но, к сожалению, она связана с тем, что мы с вами не приняли базовый закон об инновационной деятельности. Поэтому некоторые плохие меры в законе вынужденные, но в принципе он правильный, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич. Есть ли желание выступить с заключительным словом у Станислава Сергеевича Воскресенского и Евгения Алексеевича Фёдорова? Станислав Сергеевич, пожалуйста. ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Спасибо. Я хотел бы отреагировать на выступления. Спасибо за выступления. Вопросы, которые в них подняты, нам кажутся очень важными, мы надеемся на конструктивное взаимодействие при подготовке закона ко второму чтению. Я так немножко сумбурно буду реагировать на те высказывания, которые были... У коллег из фракций КПРФ и ЛДПР прозвучало беспокойство по поводу убытков, которые здесь генерируются, и прибыли, которая утекает за рубеж. Хотел бы просто обратить внимание, что сейчас в комитете по бюджету готовится ко второму чтению очень важный закон о налоговом контроле за трансфертными ценами, который эту проблему отчасти призван решить, на него надо будет обратить самое пристальное внимание. Надеемся, что он до конца года будет принят. По поводу того, что неясно из закона, как же будет идти научная работа. Вы вот, может быть, справедливо даже сказали, что закон такой завхозовский получился. Но, коллеги, закон - это не означает, что мы победили и сделали инновации, это только-только создание среды. То, как будет идти научная деятельность, зависит уже конкретно от исполнительных действий той самой научной среды, Жореса Алфёрова, других учёных, которые в этом будут участвовать, поэтому, мне кажется, это просто не предмет закона. И хочу отреагировать на то, как в законе определена исследовательская деятельность. Нам кажется, что то определение, которое дано, является принципиально верным. Объясню, почему. Потому что у нас так и было, и могу даже привести несколько примеров, в том числе и по Новосибирскому университету, когда гениальные совершенно изобретения все коммерциализовывались в итоге в других странах и вся выручка и прибыль генерировались в других странах. Мы должны привыкать к тому, что изобретения могут и должны быть коммерциализованы, что на этом должна зарабатывать Россия, а не другие, что меня и пугает, честно говоря. Поэтому надо как раз этот подход и внедрять - что исследования должны сопровождаться коммерциализацией. Как вчера совершенно справедливо сказал Жорес Алфёров на парламентских слушаниях, любая наука прикладная зависит только от того, сколько лет или сколько сотен лет пройдёт до приложения фундаментальных усилий. Поэтому определение это считаем правильным. И последнее, на что хотел отреагировать, это по поводу специальных территориальных налоговых органов. Коллега из ЛДПР задал этот вопрос. Статьёй 18 это уже прямо предусмотрено - что в отношении "Сколково" будет создано специальное подразделение налогового органа, напрямую подчиняющееся Федеральной налоговой службе, которое будет заниматься исключительно "Сколково". У меня всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Алексеевич Фёдоров, с места. ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемые коллеги, это очень важный закон, который позволит создать на этой территории экономическую среду нового типа. Для нас это опыт высшей экономики в сравнении с сегодняшней экономической арифметикой, которую мы имеем. На примере "Сколково" предлагается отработать экономические механизмы производства технологий, дальше эти механизмы будут распространяться для использования во всех научных центрах России, постепенно все они перейдут на новые принципы функционирования, то есть будут производить не услуги, а интеллектуальную собственность, и семьсот тысяч российских учёных, у которых просто нет в России современных рабочих мест, вернутся и ещё привезут с собой иностранных учёных. Поэтому ещё раз прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителей президента и правительства нет никаких дополнений? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "Об инновационном центре "Сколково"? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 58 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1% Результат: принято Принято. Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Также прошу вас проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 37 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принято. Сергей Иванович Штогрин по ведению. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Я в связи с сокращением времени выступлений. Вы знаете, получается некрасивая ситуация по отношению к депутатам. Человек знает, что десять минут, готовится, и вдруг принимается решение, что времени будет в два раза меньше. Да, палата может любое решение принять, но такие решения надо принимать хотя бы на Совете, Любовь Константиновна. Тогда человек, который собирается позицию свою отразить, хоть нормально подготовится и главное сможет сказать. Поэтому я просил бы впредь этого не делать, а если делать, то на Совете и чтобы депутаты об этом знали. Надо всё-таки друг друга уважать. Спасибо.
АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ. Олег Викторович, для стенограммы: по пунктам 35 и 36 депутаты Денисенко, Кашин Владимир Иванович, Никитин, Плетнёва, Русских и Собко голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принимаем к сведению.